Доклад "Лего-констуирование как направление поддержки детской инициативы в старшем дошкольном возрасте в соответствии с ФГОС ДО"
статья (старшая группа)
Педагогические технологии, способствующие самореализации ребенка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Педагогические технологии, способствующие самореализации ребенка | 32.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Артемьева Светлана Александровна, воспитатель
МБДОУ «Детский сад №21»
Слайд1
Лего-констуирование как направление поддержки детской инициативы в старшем дошкольном возрасте в соответствии с ФГОС ДО
Федеральный Государственный образовательный Стандарт дошкольного образования определяет основные требования к организации образовательной деятельности в современном детском саду.
Для успешного развития инициативы, самостоятельности в дошкольном возрасте педагогам необходимо иметь о них профессиональное представление, а также методах, приемах, формах организации, способствующих их формированию.
Что же такое инициатива и инициативность дошкольника?
Инициатива, согласно словарю иностранных слов, переводится как «первый шаг, начало». Переход от желаний к действиям, к реализации задуманного.
Слайд2
Инициатива - отдельное проявление инициативности;
А инициативность – это черта личности, выражающаяся в постоянном стремлении проявлять инициативу.
Слайд3
На практике инициативность проявляется в повседневном поведении ребенка в следующих внешних признаках:
- инициативный ребенок стремится к организации групповых игр;
- умеет самостоятельно включиться в разговор, как с детьми, так и с взрослыми;
- может самостоятельно найти интересное для себя занятие, а также предложить интересное дело другим детям.
Инициативность дошкольников должна поддерживается в различных видах культурных практик.
Рассмотрим способы поддержки детской инициативы на примере лего-конструирования..
Наша практика показывает, что инициативность формируется поэтапно:
Они представлены на слайде4
- этап- ставится задача накопления практического опыта в лего - конструировании.
На данном этапе с детьми используем вид конструирования как конструирование по образцу, — где дан чёткий образец постройки. Здесь дети учатся анализировать образец из каких деталей состоит, последовательность соединения.
2 этап ставится задача усвоить правила конструирования(постройка строится снизу вверх, каждая деталь имеет свое место, логичность соединения частей постройки).
3 этап ставится задача учиться видеть скрытые связи в постройке (видна передняя часть детали, дети должны догадаться какие могут быть варианты продолжения постройки.) На данном этапе используется конструирование по модели – в качестве образца предлагают модель, в которой очертания отдельных её элементов скрыто от ребёнка. Эту модель дети должны воспроизвести из имеющегося у них конструктора. Таким образом, ребёнку предлагают определённую задачу, но не дают способа её решения.
4 этап задача создать условия для реализации собственных идей.(Ребенок должен придумать какой будет постройка, для какой цели она будет предназначена, какие детали нужны и последовательность выполнения. Этому способствует конструирование по замыслу.так как предполагает, что ребенок сам, без каких-либо внешних ограничений, создаст образ будущего сооружения и воплотит его в материале, который имеется в его распоряжении.
Для обучения детей ЛЕГО-конструированию используем разнообразные методы и приемы. Обратите внимание на слайд 5
Методы | Приёмы |
Наглядный | Рассматривание на занятиях готовых построек, демонстрация способов крепления, приемов подбора деталей по размеру, форме, цвету, способы удержания их в руке или на столе. |
Информационно-рецептивный | Обследование лего-деталей, которое предполагает подключение различных анализаторов (зрительных и тактильных) для знакомства с формой, определения пространственных соотношений между ними (на, под, слева, справа). Совместная деятельность педагога и ребёнка. |
Репродуктивный | Воспроизводство знаний и способов деятельности (форма: собирание моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу) |
Практический | Использование детьми на практике полученных знаний и увиденных приемов работы |
Словесный | Краткое описание и объяснение действий, сопровождение и демонстрация образцов, разных вариантов моделей |
Проблемный | Постановка проблемы и поиск решения. Творческое использование готовых заданий (предметов), самостоятельное их преобразование. |
Игровой | Использование сюжета игр для организации детской деятельности, персонажей для обыгрывания сюжета, сюрпризный момент, дидактические игры на развитие внимания, мышления, памяти. |
Частично-поисковый | Решение проблемных задач с помощью педагога |
Для формирования инициативности на всех изложенных выше этапах мы создаем следующие условия:
- Обеспечение благоприятной атмосферы. Доброжелательность со стороны педагога. Его отказ от высказывания оценок и критики в адрес ребенка способствуют свободному проявлению дивергентного мышления (его характеризуют быстрота, гибкость, оригинальность, точность).
- Обогащение окружающей ребенка среды самыми разнообразными, новыми для него, предметами и стимулами с целью развития его любознательности.
-Поощрение высказывания оригинальных идей.
-Использование личного примера творческого подхода к решению проблем.
-Обеспечение возможностей для упражнения и практики.
- Предоставление детям возможности активно задавать вопросы.
- Планомерное обогащение жизненного опыта детей.
- Совместные (обучающие) игры педагога с детьми, направленные на передачу им игрового опыта.
- Своевременное изменение предметно-игровой среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта детей.
Таким образом, грамотная организация совместной практической деятельности взрослых и детей, применение определенных методов, приемов в процессе организации лего-конструирования с учетом этапа развития формирования умений, навыков, необходимых для овладения этой деятельностью, а также правильно организованная развивающая предметно-пространственная среда, способствует накоплению определённого конструктивного опыта проявления и формирования активности и инициативы.
Несколько слов комментариев к слайдам фото.
В нашей старшей группе мы очень активно занимаемся лего-конструированием.
Основные позиции нашей деятельности:
- Тематика конструирования берется согласно с календарно - тематическим планированием :животные, дома, мебель для дома, траспорт, военная техника.
- Учет уровня конструктивных умений и навыков необходимых для легоконструирования.
- Для каждого этапа продумываются методы и приемы руководства приведенные в докладе.
- Все методы и формы организации являются необходимым педагогическим условием для появления желания заниматься лего-конструированием, а следовательно для появления инициативы.
- Обязательно должна быть создана предметно- прстранственная среда, которая будет укреплять проявление инициативы в легоконструировании в повседневной жизни.
Спасибо за внимание!
Список литературы:
- Маркова В. А., Житнякова Н. Ю. LEGO в детском саду (парциальная программа интеллектуального и творческого развития дошкольников на основе образовательных решений LEGO EDUCATION). ЗАО «ЭЛТИ-КУДИЦ» 2015.
- Лего в детском саду. [Электронный ресурс] – режим доступа: http: //festival. 1september. ru /
- Комарова, Л.Г. Строим из Лего / М.: Мозаика-Синтез, 2006 г.
- Комарова, Л.Г. Строим из LEGO (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). — М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модель организации образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС дошкольного образования.
2Модель организации образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС дошкольного образования. Содержание: 1. Введение……………………………………………………………………...
Доклад «Особенности организации работы по физическому развитию и воспитанию детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО».
Как часто мы повторяем: «Движение – это жизнь». Но движение – это еще и огромная радость, которая появляется от удовлетворения естественной потребности в движениях....
«Музыкальное и эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в соответствии в ФГОС ДО», доклад
Муниципальный уровень, семинар издательства «Творческий Центр СФЕРА» «Системно-деятельностный подход как основа реализации основной образовательной программы в соответствии с Ф...
Статья на тему «Способы и направления поддержки детской инициативы в старшем дошкольном возрасте»
Поддержка детской инициативы...
Доклад на тему: «Создание условий для поддержки детской инициативы в старшем дошкольном возрасте»
Детская инициатива проявляется в свободной форме деятельности детей по выбору и интересам. Открывая перед собой возможность играть,, рисовать, конструировать, сочинять и многое другое, в соответствии ...
«Игра-бродилка как одно из средств поддержки игровой инициативы воспитанников старшего дошкольного возраста».
В материале описана практика по изготовлению игры-бродилки....
"Поддержка детской инициативы у детей дошкольного возраста в процессе организации игры с мячом"
Материал для выступления из опыта работы...