«Музыкальное и эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в соответствии в ФГОС ДО», доклад
материал
Муниципальный уровень, семинар издательства «Творческий Центр СФЕРА» «Системно-деятельностный подход как основа реализации основной образовательной программы в соответствии с ФГОС дошкольного образования, АОУ д/с №4 «Рябинка», г. Долгопрудный, 22.01.2016г.
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«МУЗЫКАЛЬНОЕ И ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СООТВЕТСТВИИ ФГОС ДО»
В соответствии с ФГОС дошкольного образования задачи музыкального развития детей реализуются в образовательной области «Музыкально -эстетическое развитие», основными задачами которой выступают:
1.Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства;
2.Становление эстетического отношения к окружающему миру;
3.Формирование элементарных представлений о видах искусства;
4.Развитие восприятия музыки;
5.Реализация самостоятельной творческой деятельности детей.
Учитывая, что ФГОС ДО направлен на социализацию и индивидуализацию развития ребенка, а образовательная программа дошкольной образовательной организации, «формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации развития личности детей дошкольного возраста, все образовательное содержание программы, в т. ч. и музыкальное, становится условием этого процесса.
Это значит, что в соответствии с новыми требованиями музыкальное воспитание направлено на социализацию и индивидуализацию развития личности ребенка и, следовательно, круг задач музыкального воспитания и развития ребенка в дошкольном детстве расширяется. Это задачи, связанные с развитием опыта восприятия музыкальных произведений, сопереживания музыкальным образам, настроениям и чувствам, задачи развития звукового сенсорного и интонационного опыта дошкольников.
Таким образом, музыка выступает как один из возможных языков ознакомления детей с окружающим миром, миром предметов и природы и, самое главное, миром человека, его эмоций, переживаний и чувств. Интеграция задач музыкального воспитания в другие образовательные области, которая предусмотрена ФГОС ДО, способствует созданию целостного образа мира, в который входит ребенок.
Еще в соответствии с требованиями ФГОС ДО, образовательная деятельность должна включать в себя:
1.Непрерывная образовательная деятельность (Музыкальные занятия);
2.Использование музыки в повседневной жизни детей в ДОУ (слушание грамзаписей, самостоятельное музицирование, упражнения под музыку, музыкальные игры, утренняя гимнастика);
3.Праздники и развлечения (тематические музыкальные вечера, беседы-концерты, театральные постановки, аттракционы),
4.Музыкальное образование детей в семье (консультирование родителей по вопросам музыкального развития детей и помощь в создании развивающей музыкальной среды в домашних условиях).
Несмотря на разнообразие форм взаимодействия музыкального руководителя с детьми, основной формой организации музыкальной деятельности в ДОУ, с помощью которой достигается наиболее эффективное и эстетическое музыкальное воспитание детей, остается музыкальное занятие. Главная задача музыкального руководителя вызвать у детей интерес к музыке и музыкальной деятельности. Исходя из предложенных Стандартом видов деятельности, становится возможным конкретизировать формы музыкальной деятельности с детьми раннего и дошкольного возраста, которые в первую очередь прорастают из культурных практик ребёнка. Стандартом также допускается привлечение парциальных программ и авторских технологий для решения задач музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста.
Не секрет, что музыкальные руководители редко работают только по разделу «Музыка» примерной образовательной программы дошкольного образования, которую выбирает учреждение. Практически всегда специалистом привлекаются парциальные программы, например, «Ладушки» И.М Каплуновой, И.А. Новоскольцевой, «Музыкальные шедевры» О.П. Радыновой. «Музыкальная ритмопластика» Л.М. Бурениной и др. На их основе музыкальный руководитель разрабатывает свою программу, которая успешна и результативна, если сориентирована на воспитанников детского сада, их потребности, интересы и возможности учреждения. Очевидно, что при таком подходе необходимо изучать интересы и потребности детей, их родителей. в. т. ч. связанные с музыкой и музыкальной деятельностью, хорошо знать возможности педагогического коллектива. Как показывает опыт, программы, связанные с музыкальной логоритмикой и ритмопластикой, с творческим музицированием, с музыкальным театром, детской хореографией и танцами, фольклором очень востребованы и детьми, и родителями. В целом художественно-эстетическое направление - самое перспективное для части программы, формируемой участниками образовательных отношений.
Одно из важных требований ФГОС ДО – это создание развивающей предметно-пространственной среды. Для полноценного музыкального развития ребенка недостаточно занятий с педагогом. Ребенку необходимо предоставить возможность самостоятельно играть на различных музыкальных инструментах, заниматься творческим музицированием, закреплять полученные умения и навыки с помощью музыкально- дидактических игр. Для достижения этой цели музыкальному руководителю необходимо создавать разнообразную музыкальную предметно- развивающую среду в группах детского сада.
Музыкальное содержание и музыкальная деятельность объективно помогают ребенку освоить заданные целевые ориентиры.
Таким образом, музыка и детская музыкальная деятельности есть средство и условие вхождения ребенка в мир социальных отношений, открытия и презентации своего «я» социуму, словами В.А. Сухомлинского «Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа «Трудовое воспитание детей старшего дошкольного возраста» в соответствии с ФГОС дошкольного образования
Труд - важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного возраста; в процессе его формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения.Весь процесс воспитания детей в детском сад...
«Россия, Родина моя!» Познавательный проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста в соответствии с образовательной программой «Югорский трамплин» и ФГОС ДО
Осуществление комплексного подхода к воспитанию детей в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родной страны – России, её достопримечательностям; воспитание любви и привязаннос...
ПРОГРАММА САМОРАЗВИТИЯ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС «Духовно – нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»
Тема самообразования «Духовно – нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста»Работа начата - Сентябрь 2014годаПредполагается закончить – Июнь 2015 годаЦель...
Влияние музыки на музыкально-эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста
Актуальность исследования заключается в том, что дошкольное детство является сенситивным периодом развития способностей, в структуре музыкальности ведущее место занимает такая способность как эм...
Анализ программ музыкально-эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста
Анализ программ музыкально-эстетического воспитания детей старшего дошкольного возрастаПриобщение ребенка к миру искусства в дошкольном учреждении - важная и ответственная задача, для решения которой ...
Музыкальная игра как средство эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста
Цель: выявление психолого-педагогических условий эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством музыкальной игры....
Памятка для родителей «Особенности развития и воспитания детей старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС»
Памятка для родителей «Особенности развития и воспитания детей старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС»...