Выступление на методическом объединении воспитателей Тема: «Развитие и поддержка детской инициативы в среднем дошкольном возрасте»
материал

Мартыновская Светлана Григорьевна

Сегодня много говорят о важности развития самостоятельности  и успешности, начиная с дошкольного возраста. В нормативных документах Российской Федерации сформулирован социальный заказ  государства: воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора. И мы, педагоги, должны обеспечить деятельность дошкольника таким образом, чтобы создать ситуацию выбора  через которую  дать возможность каждому ребенку реализовать свои способности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rmo_2019_det_inits_po_sred_vozr.docx19.02 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на методическом объединении воспитателей

Тема: «Развитие и поддержка детской инициативы в среднем дошкольном возрасте»

подготовила Мартыновская С.Г.,

воспитатель МБДОУ «Детский сад «Снежинка»

         Сегодня много говорят о важности развития самостоятельности  и успешности, начиная с дошкольного возраста. В нормативных документах Российской Федерации сформулирован социальный заказ  государства: воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора. И мы, педагоги, должны обеспечить деятельность дошкольника таким образом, чтобы создать ситуацию выбора  через которую  дать возможность каждому ребенку реализовать свои способности.

        Правильно организованная развивающая предметно-пространственная среда – одно из условий поддержки детской инициативы и самостоятельности.  Приведу пример.

Слайд 2.

Если ребенок не повторит опыт с водой, не поиграет с водой, а только посмотрит, как это делает воспитатель, можно считать, что опытно-экспериментальная деятельность прошла мимо ребенка.  Вот так и начинает разрушаться мотивация, инициативность, самостоятельные действия и мышление. Зачем ребенку в следующий раз что-то делать, если за него выполнит работу педагог  или родитель. Возникает пассивность, пропадает любознательность и желание довести дело до конца, потому что становится не интересно. И как следствие страх потерпеть неудачу (разлить, уронить, не так сделать). Создайте условия, чтобы ребенок смог научиться играть и экспериментировать, в данном случае,  с водой, если даже он разольет воду.

Слайд 3

Поскольку игра – ведущая деятельность дошкольников, значит, она выступает средством обучения самостоятельности. Еще Л.С.Выготский  отмечал, что «игра- это источник развития личности, сфера, определяющая «зону ближайшего развития». Создание различных ситуаций в игровой деятельности дошкольников способствует проявлению самостоятельности. Дети 3-4 лет склонны к подражательсту.  Поэтому педагог должен предусмотреть, что  бильбоке-закидушки потребуются сию минуту нескольким детям, да они выбрали эту игру, и их выбор необходимо удовлетворить. А дети сами разберутся,  у кого лучше получается. Это и есть воспитание лидерских качеств.

Слайд 4

Девочки выбрали роль доярки в игре. Естественно они все хотят (в силу возраста – и я хочу) быть дояркой. Знания, полученные  в ходе реализации проекта «Домашние животные» переносят в сюжетную игру и это правильно. И мы воспитатели, понимаем, что коров и ведер в ближайшие дни потребуется много. А если на всех не хватает, моя задача привлечь внимание ребенка к другому предмету из этой же темы, при этом не нарушая замысла ребенка играть в ферму.

Слайд 5.

Проектный метод хорош тем, что интегрирует изучение одной темы в различные виды деятельности. Решая образовательную задачу конструктивной деятельности,  я задала детям вопрос «где же будут жить домашние животные? «Живя» в теме ферма дети быстро проявили инициативу построить ферму из кубиков.

 Слайд 6. Слайд 7.

Для закрепления материала по теме «домашние животные» у детей был выбор настольно печатных игр и художественной литературы.

Все пособия находились в свободном доступе для детей целую неделю.

Слайд 8.

Игры, которые отличаются стихийностью, несут главное - положительные эмоции. И у нас случайно организовалась такая игра. Дети имитировали движения и звуки домашних животных. Наиболее популярными были, т.е чаще других предлагались детьми образы собаки и кошки. И это понятно – с этими животными чаще взаимодействуют наши дети.

Слайд 9.

Прежде, чем приступить к лепке, дети рассмотрели резиновые фигурки разных животных и домашних птиц. Я, понимая свою образовательную задачу для детей 4 лет,  ненавязчиво подвела детей к выбору именно уточки, а не лошади. Воодушевленные свободным выбором объекта лепки дети с радостью приступили к созданию уточки.

Слайд 10.

В дни проекта в свободной деятельности дети рисовали много разных животных и по шаблонам и по представлению.

Слайд 11

В стороне от проекта «Домашние животные» не остались родители. У нас появились книжки собственного производства.

Слайд 12

Рассмотренный пример показывает, что разные способы поддержки детской инициативы эффективно работают только при определенных обстоятельствах: будучи включенными в наполненную совместную жизнь детей и взрослых; при условии возникновения традиций на основе образовательных ситуаций в жизни группы; увлеченности воспитателей; интереса родителей к детским инициативам, открытости образовательного процесса к происходящему за стенами группы.

Я рассказала об одном из способов поддержки детской инициативы -  обеспечение выбора (материала, настольных игр, книг, атрибутов, реквизита и другого оборудования). И я считаю, что он самый важный, т.к. действует постоянно в течение всего времени пребывания ребенка в детском саду.

Позвольте дать вам, коллеги несколько советов:

  1. предоставляйте детям самостоятельность во всем, что не представляет опасности для жизни и здоровья;
  2. отмечайте и приветствуйте даже маленькие успехи детей;
  3. не критикуйте результаты деятельности ребенка и его самого как личность;
  4. формируйте у детей привычку самостоятельно находить для себя интересное занятие;
  5. проводите все режимные моменты в эмоционально-положительном настроении, избегайте поторапливания детей;
  6. родители должны быть в курсе всего, что происходит в жизни ребенка.

Закончить свое выступление хотелось бы мыслью о том, что детская инициатива выражается не в том, что ребенок захотел помочь что-либо сделать взрослому. Ребенок становится значимым тогда, когда он сделал то, что придумал и именно это оказалось интересным и важным для других.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: «Создание условий для поддержки детской инициативы в старшем дошкольном возрасте»

Детская инициатива проявляется в свободной форме деятельности детей по выбору и интересам. Открывая перед собой возможность играть,, рисовать, конструировать, сочинять и многое другое, в соответствии ...

Консультация для родителей по теме «Развитие и поддержка детской инициативы»

Все дети по своей природе очень любознательны, инициативны. Мы очень хотим, чтобы наш ребенок вырос уверенным, успешным человеком. А это возможно, если мы с вами будем развивать и поддерживать детскую...

Презентация к выступлению на методическом объединении "Театрализованная деятельность как средство формирования основ безопасного поведения детей дошкольного возраста"

Презентация к выступлению на методическом объединении "Театрализованная деятельность как средство формирования основ безопасного поведения детей дошкольного возраста"...