Выступление на методическом объединении воспитателей Тема: «Развитие и поддержка детской инициативы в среднем дошкольном возрасте»
материал
Сегодня много говорят о важности развития самостоятельности и успешности, начиная с дошкольного возраста. В нормативных документах Российской Федерации сформулирован социальный заказ государства: воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора. И мы, педагоги, должны обеспечить деятельность дошкольника таким образом, чтобы создать ситуацию выбора через которую дать возможность каждому ребенку реализовать свои способности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rmo_2019_det_inits_po_sred_vozr.docx | 19.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на методическом объединении воспитателей
Тема: «Развитие и поддержка детской инициативы в среднем дошкольном возрасте»
подготовила Мартыновская С.Г.,
воспитатель МБДОУ «Детский сад «Снежинка»
Сегодня много говорят о важности развития самостоятельности и успешности, начиная с дошкольного возраста. В нормативных документах Российской Федерации сформулирован социальный заказ государства: воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора. И мы, педагоги, должны обеспечить деятельность дошкольника таким образом, чтобы создать ситуацию выбора через которую дать возможность каждому ребенку реализовать свои способности.
Правильно организованная развивающая предметно-пространственная среда – одно из условий поддержки детской инициативы и самостоятельности. Приведу пример.
Слайд 2.
Если ребенок не повторит опыт с водой, не поиграет с водой, а только посмотрит, как это делает воспитатель, можно считать, что опытно-экспериментальная деятельность прошла мимо ребенка. Вот так и начинает разрушаться мотивация, инициативность, самостоятельные действия и мышление. Зачем ребенку в следующий раз что-то делать, если за него выполнит работу педагог или родитель. Возникает пассивность, пропадает любознательность и желание довести дело до конца, потому что становится не интересно. И как следствие страх потерпеть неудачу (разлить, уронить, не так сделать). Создайте условия, чтобы ребенок смог научиться играть и экспериментировать, в данном случае, с водой, если даже он разольет воду.
Слайд 3
Поскольку игра – ведущая деятельность дошкольников, значит, она выступает средством обучения самостоятельности. Еще Л.С.Выготский отмечал, что «игра- это источник развития личности, сфера, определяющая «зону ближайшего развития». Создание различных ситуаций в игровой деятельности дошкольников способствует проявлению самостоятельности. Дети 3-4 лет склонны к подражательсту. Поэтому педагог должен предусмотреть, что бильбоке-закидушки потребуются сию минуту нескольким детям, да они выбрали эту игру, и их выбор необходимо удовлетворить. А дети сами разберутся, у кого лучше получается. Это и есть воспитание лидерских качеств.
Слайд 4
Девочки выбрали роль доярки в игре. Естественно они все хотят (в силу возраста – и я хочу) быть дояркой. Знания, полученные в ходе реализации проекта «Домашние животные» переносят в сюжетную игру и это правильно. И мы воспитатели, понимаем, что коров и ведер в ближайшие дни потребуется много. А если на всех не хватает, моя задача привлечь внимание ребенка к другому предмету из этой же темы, при этом не нарушая замысла ребенка играть в ферму.
Слайд 5.
Проектный метод хорош тем, что интегрирует изучение одной темы в различные виды деятельности. Решая образовательную задачу конструктивной деятельности, я задала детям вопрос «где же будут жить домашние животные? «Живя» в теме ферма дети быстро проявили инициативу построить ферму из кубиков.
Слайд 6. Слайд 7.
Для закрепления материала по теме «домашние животные» у детей был выбор настольно печатных игр и художественной литературы.
Все пособия находились в свободном доступе для детей целую неделю.
Слайд 8.
Игры, которые отличаются стихийностью, несут главное - положительные эмоции. И у нас случайно организовалась такая игра. Дети имитировали движения и звуки домашних животных. Наиболее популярными были, т.е чаще других предлагались детьми образы собаки и кошки. И это понятно – с этими животными чаще взаимодействуют наши дети.
Слайд 9.
Прежде, чем приступить к лепке, дети рассмотрели резиновые фигурки разных животных и домашних птиц. Я, понимая свою образовательную задачу для детей 4 лет, ненавязчиво подвела детей к выбору именно уточки, а не лошади. Воодушевленные свободным выбором объекта лепки дети с радостью приступили к созданию уточки.
Слайд 10.
В дни проекта в свободной деятельности дети рисовали много разных животных и по шаблонам и по представлению.
Слайд 11
В стороне от проекта «Домашние животные» не остались родители. У нас появились книжки собственного производства.
Слайд 12
Рассмотренный пример показывает, что разные способы поддержки детской инициативы эффективно работают только при определенных обстоятельствах: будучи включенными в наполненную совместную жизнь детей и взрослых; при условии возникновения традиций на основе образовательных ситуаций в жизни группы; увлеченности воспитателей; интереса родителей к детским инициативам, открытости образовательного процесса к происходящему за стенами группы.
Я рассказала об одном из способов поддержки детской инициативы - обеспечение выбора (материала, настольных игр, книг, атрибутов, реквизита и другого оборудования). И я считаю, что он самый важный, т.к. действует постоянно в течение всего времени пребывания ребенка в детском саду.
Позвольте дать вам, коллеги несколько советов:
- предоставляйте детям самостоятельность во всем, что не представляет опасности для жизни и здоровья;
- отмечайте и приветствуйте даже маленькие успехи детей;
- не критикуйте результаты деятельности ребенка и его самого как личность;
- формируйте у детей привычку самостоятельно находить для себя интересное занятие;
- проводите все режимные моменты в эмоционально-положительном настроении, избегайте поторапливания детей;
- родители должны быть в курсе всего, что происходит в жизни ребенка.
Закончить свое выступление хотелось бы мыслью о том, что детская инициатива выражается не в том, что ребенок захотел помочь что-либо сделать взрослому. Ребенок становится значимым тогда, когда он сделал то, что придумал и именно это оказалось интересным и важным для других.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья на тему «Способы и направления поддержки детской инициативы в старшем дошкольном возрасте»
Поддержка детской инициативы...
Доклад на тему: «Создание условий для поддержки детской инициативы в старшем дошкольном возрасте»
Детская инициатива проявляется в свободной форме деятельности детей по выбору и интересам. Открывая перед собой возможность играть,, рисовать, конструировать, сочинять и многое другое, в соответствии ...
Доклад "Лего-констуирование как направление поддержки детской инициативы в старшем дошкольном возрасте в соответствии с ФГОС ДО"
Педагогические технологии, способствующие самореализации ребенка...
"Поддержка детской инициативы у детей дошкольного возраста в процессе организации игры с мячом"
Материал для выступления из опыта работы...
Консультация для родителей по теме «Развитие и поддержка детской инициативы»
Все дети по своей природе очень любознательны, инициативны. Мы очень хотим, чтобы наш ребенок вырос уверенным, успешным человеком. А это возможно, если мы с вами будем развивать и поддерживать детскую...
Презентация к выступлению на методическом объединении "Театрализованная деятельность как средство формирования основ безопасного поведения детей дошкольного возраста"
Презентация к выступлению на методическом объединении "Театрализованная деятельность как средство формирования основ безопасного поведения детей дошкольного возраста"...