Консультация для педагогов "К трудовому воспитанию дошкольников, через физическое воспитание""
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
«К Трудовому воспитанию дошкольников через Физическое воспитание»
Консультация для педагогов
«Труд всегда был основой для человеческой жизни и культуры. Поэтому и в воспитательной работе труд должен быть одним из самых основных элементов» А. С. Макаренко.
Труду ребенок может научиться только при непосредственном участии в труде, и, чем раньше ребенок будет приобщен к труду, тем успешнее будет проходить его трудовое воспитание. Дошкольник приобщается к труду в основном через самообслуживание и бытовой труд. Чем раньше родители будут привлекать дошкольника к бытовому труду, тем успешнее будет проходить его трудовое воспитание. Нарушение этого правила ведет к ошибкам и созданию определенных трудностей в воспитании.
Трудолюбие и способность к труду не даётся от природы, но воспитывается с самого раннего детства. Труд - это то, что развивает маленького ребёнка, поддерживает его, помогает ему самоутвердиться. Трудовое воспитание - это совместная деятельность воспитателя и воспитанников, направленная на развитие общетрудовых умений и способностей, психологической способности к труду, формирования ответственного отношения к труду и его продуктам. Трудовое воспитание должно входить в жизнь ребенка с самого раннего возраста и осуществляться последовательно и систематично. Большое внимание необходимо уделять развитию эмоциональной сферы дошкольника. Если труд в его жизнь входит не однообразно, скучно, навязчиво, а интересно, радостно, увлекательно, ребенок получает от него удовлетворение, чувствуя причастность к настоящему делу, радуясь своим успехам.
У детей дошкольного возраста основным видом деятельности является игра. Игра является важнейшим средством развития, обучения и воспитания дошкольников. Многие игры формируют у детей уважение к трудящему человеку, вызывают к труду взрослых, желание самим трудиться.
Трудовое воспитание - одно из важных направлений в работе дошкольных учреждений, главной целью которого является формирование положительного отношения к труду через решение следующих задач:
• формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
• воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам; воспитание личности ребенка в аспекте труда и творчества.
• развитие творческой инициативы, способности самостоятельно себя реализовать в различных видах труда и творчества
В детском саду ставятся задачи развития у детей (с учетом возрастных особенностей) интереса: к труду взрослых, желания трудиться; воспитания навыков элементарной трудовой деятельности, трудолюбия.
Эти задачи решаются через ознакомление детей с трудом взрослых и непосредственное их участие в посильной трудовой деятельности в детском саду и дома. Подчеркивается роль ознакомления детей с общественной направленностью труда, его социальной значимостью; важность формирования уважительного отношения к людям труда. В каждой возрастной группе определены виды и содержание трудовой деятельности, а также задачи, которые решаются в процессе детского труда.
По мере усвоения трудовых действий дети приобретают самостоятельность в их выполнении, учатся работать быстро, правильно, аккуратно. Овладение навыками, умениями трудовой деятельности обеспечивает активность и инициативу действий в дальнейшей жизни воспитанников.
Самообслуживание (труд, направленный на удовлетворение повседневных личных потребностей).
Хозяйственно-бытовой труд предполагает умения поддерживать порядок в групповой комнате, дома и на участке, участвовать в организации бытовых процессов и образовательной деятельности.
Санитарно-эпидемиологические требования к организации и содержанию работы по трудовому воспитанию. Забота о создании гигиенических условий для труда предупреждает возможность его отрицательного влияния на здоровье детей. Труд всегда связан с затратой физических сил, требует напряжения, внимания, поэтому необходимо дозировать его, учитывая физические возможности и психологические особенности детей данного возраста.
Неизменным в трудовой деятельности осталось знакомство с профессиями, которых с каждым годом становится все больше.
Необходимо развивать желания и потребности детей в получении определенных трудовых умений, помогать ребенку в активном и самостоятельном приобретении собственного опыта.
Игра «А я маме помогаю».
труд людей
Задачи:1. Прививать любовь к труду, желание помогать.
2. Развивать внимание, память, смекалку.
3. Тренировать реакцию, скоростные качества.
Оборудование: карточки с предметами одежды.
Играющие, встают в круг в центре взрослый водящий. У него в руках рисунки с предметами одежды. Дети берутся за руки, и идут по кругу, проговаривая слова: Как я маме помогаю, всё на место убираю. Ты нам вещи покажи и на место разложи! А водящий раздаёт ребятам картинки (4 штуки) отвёрнутые, чтобы остальные дети не видели. По окончании слов, ребята у которых в руках картинки поворачивают их к остальным. Дети смотрят, что на них одето и подбегают к соответствующей картинке. Ведущий смотрит, все ли верно встали и игра продолжается.
Игра «Покажи движение»
труд людей
Задачи: 1. Прививать любовь к труду, желание помогать. 2. Развивать скоростные качества, ловкость, умение уварачиваться и догонять. 3. Развивать воображение, сообразительность, смекалку, память. 4. Воспитывать интерес к совместному участию со сверстниками в подвижных играх.
Оборудование: лейка.
Все ребята берутся за руки и встают в круг. Педагог даёт одному ребенку лейку. С началом слов ребята передают лейку друг другу:
Мы с утра много трудились и ни сколько не ленились. Мы старались, убирались, подметали, не игрались! Покажи, что делал ты, может ты сажал цветы? Отвечает тот, на ком остановилась лейка: Нет! И показывает, что он делал, а ребята угадывают! Лейку отдают тому, кто угадал и игра продолжается! В любой момент педагог может сказать слово цветы и тогда тот у кого лейка в руках говорит : Да, а теперь их поливаю! И догоняет ребят, а все ребята разбегаются. Тот до кого водящий дотронулся должен озвучить название любого цветка, если не смог выходит из игры, а если назвал, то берёт лейку, и все встают в круг и игра продолжается.
Контролёр
профессии
Задачи: 1. Воспитывать уважительное отношение к труду взрослых, к людям разных профессий. 2. Закреплять умение детей действовать по сигналу, развивать быстроту реакции, скорость. 3. Развивать внимание, память.
Группа делится на 2 равные команды, образуя пары. Одна — пассажиры (внутренний круг), а другая — «билетики» (внешний круг). Ведущий стоит в центре, и по его команде начинается движение. Пассажиры поворачиваются направо и бегут по кругу, а «билетики» — налево; все при этом поют песню Мы, едем, едем, едем в далёкие края. Хорошие соседи, счастливые друзья. Нам весело живётся, мы песенку поём, А в песенке поётся о том, как мы живём…». Внезапно ведущий кричит: «Контролёр!». «Билетики» останавливаются на месте, а пассажиры стараются встать впереди «билетиков» (ища пару). Ведущий тем временем старается опередить кого-то и занять пустое место. Оставшийся без места становится ведущим.
Чистюли
Навыки самообслуживания
Задачи:1. Тренировать выполнение культурно-гигиенических навыков.
2. Воспитывать уважительное отношение друг к другу и желание помочь.
3. Развивать скоростные качества.
Оборудование: 2-3 ленточки.
Дети стоят спиной в круг, близко друг к другу плечами. Педагог, ведущий в центре у него в руках 2 или 3 ленточки в зависимости от количества детей. Дети проговаривают слова и имитируют движения: Моем шею, моем уши, (Ладонями трут шею, уши.) Вытираем их по суше. (Имитируют растирание полотенцем.) Чистота всего дороже. (Грозят пальцем.) Мы и зубы чистим тоже. (Имитируют чистку зубов.) Раз-два-три, раз-два-три, (Хлопают в ладоши.) Вот, грязнули их лови! (Имитируют чистку зубов.)
По окончании слов, педагог кладёт двум или трём детям ленточки на плечи и ребята ловят этих детей, а поймавши имитируют как они их приводят в порядок. Все вместе умывают, причёсывают, поправляют одежду и т.д. и опять игра продолжается.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей «Использование метода проектов в физическом воспитании дошкольников»
Использование метода проекта в дошкольном образовании...
Консультация для родителей Спорт и дети: проблемы физического воспитания дошкольников
Консультация для родителейСпорт и дети: проблемы физического воспитания дошкольников...
Консультация «Влияние использования разных форм работы по физическому воспитанию на развитие физических качеств дошкольников».
физическое воспитание детей...
Организация работы по физическому воспитанию дошкольников через обучение детей элементам спортивных игр и упражнений, внедрение системы коррекционно-оздоровительных игр на воздух
Игра — исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственной человеку. Игра может быть средством самопознания, развлечения, отдыха, средством физическ...
Интеграция экологического и физического воспитания дошкольников через подвижные экологические игры
В последние годы остро встал вопрос о физическом воспитании детей дошкольного возраста. В дошкольных учреждениях дети проводят значительную часть своего дня. Дошкольники еще малы и не могут без ...
ВОСПИТАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
ВОСПИТАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ...