Экологический проект в старшей группе: «Помоги пернатым друзьям»
проект (старшая группа)

Новикова Елена Михайловна

Экологический проект: «Помоги пернатым друзьям»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_ds_8.docx34.9 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Детский сад №8 комбинированного вида»

г. Пикалёво

Экологический проект:

«Помоги пернатым друзьям»

В старшей логопедической группе

Методическая разработка проекта

Автор:

Новикова Елена Михайловна

Воспитатель высшей категории

                                                                                                   

2018 г.

Тип проекта: информационно – практико-ориентированный.

Вид проекта: групповой.

Срок реализации проекта: ноябрь-март.

Участники проекта: дети 5-6 лет, родители воспитанников, воспитатели групп.

Цель: закрепить представления дошкольников о зимующих птицах, их образе жизни, о связи с окружающей природой, о роли человека в жизни птиц.

Задачи:Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать в трудных зимних условиях.

Обобщить знания детей, полученные при наблюдении за повадками птиц.

Вызывать желание помочь нашим крылатым друзьям в зимнюю бескормицу.

Научить детей правильно их подкармливать.

Актуальность проекта

Задача взрослых - воспитывать интерес у детей к нашим соседям по планете - птицам, желание узнавать новые факты их жизни, заботиться о них, радоваться от сознания того, что делясь крохами, можно спасти птиц зимой от гибели. Дать детям элементарные знания о том, чем кормить птиц зимой.

В совместной работе с родителями мы должны создать условия для общения ребенка с миром природы и для посильной помощи нашим пернатым друзьям.

Этапы реализации проекта

  1. Этап – подготовительный
  • Анкетирование родителей по проблеме.
  • Обсуждение цели и задач с воспитателями, детьми, родителями.
  • Создание необходимых условий для реализации проекта.
  • Разработка маршрута для участников проекта.
  1. Этап - основной (практический)
  • Внедрение в воспитательно - образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о зимующих птицах.
  • Заготовка корма для птиц.
  • Изготовление кормушек.
  • Изготовление листовок, плакатов «покормите птиц зимой».
  • Подкормка и наблюдение за птицами.
  • Выставка детских работ.
  • Разработка и накопление методических материалов, разработка рекомендаций по проблеме.
  • Тематические выставки.
  1. Этап - заключительный
  • Обработка результатов реализации проекта.
  • Презентация проекта.
  • Участие в фотоконкурсе «На моей кормушке».
  • Организация птичьей столовой «Зернышко» на территории детского сада.
  • Акция «Птицы - наши соседи на земле».

№ п/п

Содержание

Образовательная область

Месяц

Ответственный

11.

Анкетирование для родителей

Социально- коммуникативное развитие

Ноябрь

Воспитатели

22.

Развивающее плановое занятие "Где обедал воробей?"

Познавательное развитие

Декабрь

Воспитатели

в3.

Беседа "синичка - невеличка"

Познавательное развитие

Декабрь

Воспитатели

44.

Беседа "Меню птиц"

Познавательное развитие

Ноябрь- март

Воспитатели

55.

Консультация для родителей "Приучите птиц зимой к своему окну, чтоб без песен не пришлось вам встречать весну"

Социально- коммуникативное развитие

Ноябрь- декабрь

Воспитатели

66.

Совместно с родителями изготовление и развешивание кормушек

Познавательное развитие

Ноябрь- январь

Родители

77.

Наблюдение за повадками и поведением птиц на кормушках

Познавательное развитие

Декабрь - март

Родители, воспитатели

88.

Подкормка птиц во время прогулки

Социально- коммуникативное развитие

Декабрь - март

Воспитатели

99.

Разучивание стихов по теме проекта, музыкально- двигательных игр

Физическое развитие, художественно- эстетическое развитие

Ноябрь - март

Воспитатели

110.

Рисование "Снегири на ветке"

Художественно- эстетическое развитие

Январь

Воспитатели

111.

Лепка "Прилетели воробьи, вот их сколько посмотри!"

Художественно- эстетическое развитие

Январь

Воспитатели

112.

Экскурсия в парк, по микрорайону

Познавательное развитие, социально- коммуникативное развитие

Январь

Родители, воспитатели

113.

Аппликация "Как розовые яблоки на ветках снегири"

Художественно- эстетическое развитие

Январь

Воспитатели

114.

Изготовление листовок "Покормите птиц зимой"

Художественно- эстетическое развитие

Январь

Родители

115.

Оригами "Птицы прилетели"

Художественно- эстетическое развитие

Февраль

Воспитатели

116.

Наблюдение за птичьими следами

Познавательное развитие

Январь

Воспитатели

117.

Конкурс рисунков "Птичье кафе"

Художественно- эстетическое развитие

Февраль

Родители, воспитатели

118.

Чтение художественной литературы по теме проекта

Речевое развитие, познавательное развитие

Декабрь- март

Родители, воспитатели

119.

Дидактические игры "Добавь слово", "Закончи предложение", "Голоса птиц", "Дорисуй птицу", "Это что за птица?", "Чья птица дальше улетит?"

Познавательное развитие, социально- коммуникативное развитие

Декабрь- февраль

Воспитатели

220.

Подвижные игры "Воронята", "Птицы и автомобиль", "Стайка", "Птички и кошка"

Физическое развитие

Декабрь- февраль

Воспитатели

221.

Фотоконкурс "На кормушке"

Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие

Февраль

Родители,

воспитатели

222.

Экологическая викторина "Пернатые друзья"

Познавательное развитие, социально- коммуникативное развитие

Февраль- март

Родители, воспитатели

Ожидаемые результаты реализации проекта

  • Создание необходимых условий в ДОУ по формированию у дошкольников целостного представления о жизни зимующих птиц.
  • Заинтересованность детей совместно с родителями в заботе о птицах, желание помогать им в зимний период (изготовление кормушек, подкормка птиц зимой).
  • Активное проявление у детей любознательности, творческих способностей, познавательно активности, коммуникативных навыков.
  • Активное участие родителей в реализации проекта.

Совместный досуг «Пернатые друзья»  для детей и родителей старшей логопедической группы.

Задачи:

1) Формировать представления детей о зимующих и перелётных птицах.

2) Учить отгадывать загадки.

3) Развивать интерес к миру пернатых, любознательность.

4) Дать представление о значении птиц для окружающей природы.

5) Развивать внимание, творческую активность.

6) Воспитывать у детей любовь и бережное отношение к птицам.

Предварительная работа:

Чтение художественной литературы о птицах, отгадывание загадок, рассматривания иллюстраций с изображением птиц.

Организация и проведение конкурса «Кормушки для птиц».

Оформление плакатов и листовок «Покормите птицу зимой».

Наблюдение за птицами на прогулке.

Оборудование и материалы:

   Фланелеграф, жетончики-птички, картинки-части птиц для фланелеграф, нагрудные знаки  «Знатоки птиц!» (на каждого ребёнка); подарки для детей (книги, аудиозапись голосов птиц).

     Ход:

        Воспитатель:

        Вот лес густой

        Качает нам всем головой,

        Ветки ласково он тянет,

        В гости нас зовет и манит.

Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общаясь с птицами, животными, растениями, человек становится чище, добрее, мягче. В нем пробуждаются самые лучшие человеческие качества. Став взрослыми, мы часто вспоминаем детство. Многое, конечно, забывается, но то, что связано с природой, навсегда останется в памяти. Разве забыть то чудное ощущение, когда мы подкармливаем зимующих птиц, когда попадаем в сказочный лес! Сегодня мы будем говорить о птицах,  наших соседях по планете.

Проводится викторина «Пернатые друзья».

Воспитатель: Ребята, сегодня мы проверим какие вы «Умники и умницы». Вы уже много знаете о зиме и о том, как живут животные зимой, и без труда справитесь со всеми заданиями, который мы для вас приготовили.

Отвечать на вопросы нужно громко, чтобы ваши ответы услышали и поняли.

Вначале мы разобьёмся на две команды. А сейчас придумайте названия своим командам, но так, чтобы они назывались именами детёнышей зимующих птиц. Например, у домашней птицы курицы детёныши- цыплята. А каких птиц, зимующих, вы знаете (клесты, снегири). Дети называют свои команды :  «Клестята», «Снегирята». Представляется жюри «Совет  мудрейших» : заведующий детским дошкольным учреждением, заместитель заведующего по УВР. Дети садятся за столы.

Воспитатель: «Внимание! Начинаем!»

Задание №1 Разминка. Всем нужно прослушать вопрос и ответить: бывает так или не бывает.

Первая команда

Вторая команда

1)Бывает так, что сова улетает в теплые края на зиму?

1)Бывает так, что вороны зарываются в снег, чтобы спать?

2)А бывает так, что глухари прилетают на кормушки?

2) На дворе мороз, а в гнезде голенькие птенчики. Бывает или нет?

3)В феврале синичка кормит птенцов? Бывает так или нет?

3)Бывает так, что сорока живёт в дупле?

Ответы на вопросы:

первая команда: 1- не бывает ,2-не бывает, 3-не бывает;

вторая команда: 1- не бывает,2- не бывает, 3- не бывает.

Задание №2

Детям загадывают загадку:

Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Чёрненькая шапочка

И полоска шарфика.

                                (Синица)

Команды получают фишки за отгадку и рассказ о птице. Ведущий обобщает информацию о синице.

Задание №3

А теперь, умники и умницы, поиграем в подвижную игру «Птичья полечка». Правила игры: зазвучит музыка и вы все начнёте танцевать, но как только я хлопну в ладоши, музыка прекратится, а я назову птицу и если это будет птица, которая зимой живёт с нами, вы остаётесь на месте, если улетает, вы присаживаетесь. Итак, знаешь ли ты птиц, которые живут в зимнем лесу?

Звучит музыка, дети танцуют. По сигналу воспитателя музыка прекращается, и он называет птицу: голубь- дети стоят на месте, опять звучит музыка, дети танцуют и т.д.

Жюри оценивает действия детей; лучшая команда, у которой было меньше ошибок , получается призовые жетоны.

Задание №4

Теперь, мои милые умники и умницы, посмотрите на фланелеграф. Сейчас на нём части птиц, которых вы должны узнать, назвать птицу и доказать почему вы так решили. За правильный ответ- 1 балл, а за ответ с объяснениями – 3 балла.

  • Итак, чей  же это клюв? (на фланелеграфе изображение клюва глухаря).
  • А чьё же это крыло? (на фланелеграфе чёрное крыло вороны) .
  • А это чей клюв? (На фланелеграфе клюв клеста).
  • А у какой птицы грудка такого цвета? (На фланелеграфе квадрат бумаги яркого цвета- грудка снегиря).
  • А это че хвост? ( На фланелеграфе хвост тетерева).

Жюри оценивает ответы, учитывают правильные ответы каждой команды и присуждает жетоны.

Задание №5

А теперь попробуйте сосчитать сколько птиц спряталось на рисунке. Вы  должны не только сосчитать, но и назвать их.

Воспитатель выдаёт каждому игроку рисунок, на котором прорисованы контуры птиц, наложенные один на другой: в большой птице «скрываются» птицы поменьше, в них –ещё меньше. Каждый участник игры называет количество птиц, изображённых на рисунке, и называет их. Жюри оценивает ответы детей.

Пока команды выполняют задания, проведём игру со зрителями.

Много птиц вы разных знаете и зарядки быстро ожидаете.

Загадки:

Маленький мальчишка                                        

В Сером армячишке

По двору шныряет,

Крохи собирает.

(Воробей)

Я весь день ловлю жуков,

Ем букашек, червяков.

Зимовать не улетаю,

Под карнизом обитаю.

(Воробей)

Всю ночь летает- мышей добывает,

А станет светло- спать летит в дупло.

(Сова)

Непоседа птица эта-

Одного с берёзой цвета.

(Сорока)

Не дровосек, не плотник,

А первый в лесу работник.

(Дятел)

С загадками в справились. Молодцы! Вы очень хорошо играли, а  теперь выслушаем команды.

Задание №6.

Молодцы, мои умники и умницы. А теперь немного отдохнём и посмотрим, какие загадки приготовили команды друг другу. Итак, кто- мы не скажем, а, что делают, покажем. Вы должны отгадать птиц, которых покажет команда-соперница.

Дети исполняют подготовленные заранее театральные этюды- повадки птиц. Команда «Клестят» показывают этюд «Глухари на поляне», имитируя медленные движения птиц. Глухари важно ходят по поляне, раскрыв свои знаменитые веерообразные хвосты, поглядывают по сторонам.

Команды «Глухарят» показывают этюд «Синички на ветке». Дети выполняют этот этюд, сидя на одном месте.

Синички сидят на месте, юрко оглядываясь, чистят пёрышки, взмахивают крыльями, движения их быстрые, проворные. Команды-соперницы пытаются назвать птиц, показанных в этюдах, если это им не удаётся, то исполнители сами называют этих птиц.

Жюри оценивает качество исполнения этюдов и возможные ответы детей.

Задание №7

Первая команда

Вторая команда

На фланелеграфе птицы, которые собрались улететь (в изображении 1-2 ошибки)

На фланелеграфе птицы, которые зимуют (в изображении ошибка)

Жюри оценивают выполнение командами задания.

Задание №8

Сейчас я буду задавать вопросы обеим командам, а вы ребята, будете отвечать.

  • Как называются птицы, которые осенью улетают в тёплые края (Перелётные). Назовите перелётных птиц (ласточка, скворцы, журавли и другие).
  • Как называются птицы, которые остаются зимовать (Зимующие). Назовите зимующих птиц (Ворона, снегирь, воробей, синица и другие).
  • Почему одни птицы улетают в тёплые края, а другие остаются зимовать? (Для перелётных птиц в зимнее время не будет корма,  они кормятся насекомыми)

Жюри поводят итоги. Выясняется команда, которая набрала больше всего очков-жетонов. 

Ребят, вы показали хорошие знания о зиме и зимующих птицах.

Поздравляем команды и вручаем наградные знаки «Знатоки птиц» и подарки.

Зима- очень трудное время года для птиц особенно если она морозная и снежная. Не найти птицам  под снегом корма. Мы все вместе можем им помочь.

«Парад кормушек».  Дети и взрослые демонстрируют изготовленные совместно кормушки.

Воспитатель: Зимой подкормка птиц самый эффективный способ помочь пернатым. Ваши кормушки могут спасти жизнь многим птицам. Теперь птицы могут пережить холодную зиму и радовать нас весной своими песнями.

Покормите птиц зимой,

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Небогаты их корма,

Горсть одна- и не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их-

Не счесть, видеть тяжело!

А ведь в нашем сердце есть

И для них тепло.

Разве можно забывать :

Улететь могли,

А остались зимовать

 Заодно с людьми.

Затем родителя и дети развешивают кормушки на деревья.

Литература:

  1. О. Воронкевич «добро пожаловать в экологию!  Санкт-Петербург «ДетстваПресс» 2009 г.
  2. С. Машкова «Познавательно исследовательские занятия с детьми 5-7 лет на экологической тропе. Волгоград «Учитель» 2013 г.
  3. Ю. Вакуленко «Воспитание любви к природе у дошкольников» (Экологические праздники, викторины, занятия и игры). Волгоград «Учитель» 2008 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект в старшей группе "Помогаем нашим пернатым друзьям"

дошДошкольный возраст – это начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этом возрасте закладывается положительное отношение к природе, к животным и к ...

Экологический проект в старшей группе "Наши пернатые друзья""

Экологическое образование в системе дошкольного воспитания имеет большое значение, как начальная ступень системы непрерывного и всеобщего экологического образования. Результативность деятельности в си...

Конспект развлечения по экологическому воспитанию в старшей группе Тема: «Пернатые друзья»

Ведущий:    На нашей планете живут                       Чудесные создания, ...

Долгосрочный проект для детей старшей группы «Наши пернатые друзья»

В ходе образовательно – воспитательного процесса выявилось, что у детей недостаточно развиты знания о птицах родного края. Дети зачастую путают зимующих и перелётных птиц. Также у детей недостат...

ДОЛГОСРОЧНЫЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ДЛЯ СТАРШЕЙ ГРУППЫ «Эколята – дошколята друзья и защитники природы»

ДОЛГОСРОЧНЫЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ДЛЯ СТАРШЕЙ ГРУППЫ«Эколята – дошколята друзья и защитники природы»...