Уважаемые родители! Ответьте, пожалуйста, на вопросы данной анкеты. Ваше мнение для нас очень важно 1. Есть ли у вас дома библиотека, и как она выглядит? * несколько книжных полок; * книжный шкаф; * стеллаж с книгами; *
методическая разработка (младшая группа)
Цель: демонстрация практического педагогического опыта изготовления обереговых кукол Самарского края.
Задачи:
-поделиться с коллегами опытом работы и показать последовательность изготовления тряпичной куклы «Чувашская берегиня»;
-познакомить с технологией изготовления русской куклы «Колокольчик» и загадочной мордовской куклы;
-расширить представления воспитателей о значении кукол-оберегов в жизни наших предков;
-повысить уровень профессионального мастерства педагогов в проведении мастер-класса (задачи, структура, использование созданного продукта в образовательной деятельности);
-вызвать интерес к народному творчеству, способствовать раскрытию творческого потенциала педагогов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass.docx | 19.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Самарской области основная общеобразовательная школа № 17
г. Новокуйбышевск г.о. Новокуйбышевск Самарской области
структурное подразделение «Детский сад «Алёнушка»
Мастер-класс для педагогов «Куклы-обереги Самарской области»
(русская, чувашская, мордовская)
Подготовила:
Воспитатель: Терентьева Н.В.
Новокуйбышевск,2021
Цель: демонстрация практического педагогического опыта изготовления обереговых кукол Самарского края.
Задачи:
-поделиться с коллегами опытом работы и показать последовательность изготовления тряпичной куклы «Чувашская берегиня»;
-познакомить с технологией изготовления русской куклы «Колокольчик» и загадочной мордовской куклы;
-расширить представления воспитателей о значении кукол-оберегов в жизни наших предков;
-повысить уровень профессионального мастерства педагогов в проведении мастер-класса (задачи, структура, использование созданного продукта в образовательной деятельности);
-вызвать интерес к народному творчеству, способствовать раскрытию творческого потенциала педагогов.
Сегодня мы с вами окунемся в мир кукол, которыми играли наши прапрабабушки и прапрадедушки.
Представьте себе, сколько радости испытает ребенок, когда на его глазах в его маленьких ручках из обычной тряпочки «рождается» настоящая игрушка, с какой нежностью и заботой ребенок будет обращаться со своим «творением», он никогда не бросит ее на пол, у него не возникнет желания «распотрошить» ее затем, чтобы узнать, что там внутри, потому, что он сам ее сотворил. Деятельность по созданию игрушек своими руками раскрывает красоту и многообразие этого мира, научит ребенка слышать, видеть, чувствовать, понимать и фантазировать.
Традиционная кукла обладает рядом особенностей. Её изготовление не требует жесткой системы выкроек и лекал. Поэтому единый технологический процесс всегда дает индивидуальный результат. Куклы подобны, но не одинаковы. Они безлики, но не безличны. В каждой проявляется индивидуальность, характер исполнителя. При изготовлении отсутствует понятие неудачи, неправильности. Каждая кукла является особенной, неповторимой.
По своему назначению куклы делятся на три группы – игровые (предназначались для забавы детям), обрядовые (имели ритуальное назначение) и куклы-обереги. Сегодня я хочу подробнее рассказать вам о некоторых куклах-оберегах Самарского края. Кукла без лица считалась недоступной для вселения в нее злых сил. Согласно народным традициям, при изготовлении любой обереговой куклы нельзя пользоваться иглой и ножницами. В наряде куклы всегда должен присутствовать красный цвет – цвет солнца, тепла, здоровья и радости. Еще древние считали, что красный цвет обладает охранительным действием, оберегает от сглаза и травм.
Сейчас я хочу кратко рассказать о куклах-оберегах нашего края, вспомнить славянские обряды и своими руками попробовать сделать одну из тряпичных кукол. С давних времен кукла была традиционной игрушкой русского народа. Она сопровождала человека с рождения до смерти и была атрибутом любых праздников.
Демонстрация образца куклы-Колокольчик с кратким комментарием.
Куклу-Колокольчик изготовляли как оберег для дома. Она считалась куклой добрых вестей. Эта кукла проста в изготовлении. На ней три юбочки (три царства, как в сказках - медное, серебряное, золотое; и счастье у человека складывается тоже из трех частей, если телу хорошо, душе радостно, дух спокоен, то человек вполне счастлив). На головке красивый платочек. А звонкий колокольчик внутри куколки напоминает нам о праздничных тройках со звенящими под дугой колокольчиками, а, может ещё о чём – то родном и дорогом для каждого из нас. От одного взгляда на куклу теплеет внутри и поднимается настроение. Изготовив куколку Колокольчик своими руками, и подарив, со словами: «Кого люблю – тому дарю!», мы желаем любому человеку, ребенку получать только хорошие известия и пребывать в радости.
Одним из самых загадочных символов считается мордовская кукла. С незапамятных времен мастерами было освоено искусство изготовления таких кукол, вобравших в себя все культурные традиции и обычаи мордовского народа. Каждая кукла – это небольшой шедевр рукоделия. Мордовскими куклами – оберегами не только украшали интерьер или в детстве играли, они всегда были очень сильными помощницами в быту.
Демонстрация обереговой мордовской куклы.
Зольная куколка – передавалась по женской линии от бабушки к внучке в день свадьбы. Она была оберегом женщины, дома, очага, семейного счастья. При переезде на новое место куклу из золы домашнего очага обязательно брали с собой, чтобы на новом месте были очаг и уют. Куклу хранили в «красном» углу и домочадцам не разрешалось этих кукол трогать.
В изготовлении чувашских народных игрушек наблюдается любопытное содружество детей и взрослых. Как малышу не любить игрушку, выполненную самостоятельно, его родителями или вместе? Ведь при изготовлении игрушки дети и взрослые вкладывают свою душу и талант. Так, самой распространенной игрушкой деревенских девчонок когда-то была тряпичная кукла. Куклы жили в каждой семье, их берегли, передавали по наследству мастерство их изготовления: от матери к дочери, от бабушки к внучке. Таким образом, из поколения в поколение прививалась любовь к игрушкам, к памяти предков, родным местам, воспитывалось чувство патриотизма. Казалось бы, что нет ничего особенного в тряпичных куклах, но до сих пор в раскраске кукол, в их одежде присутствуют следы местных национальных традиций.
Мы с вами попробуем сделать своими руками самую интересную и необычную куклу- это «Чувашская берегиня». Но она грустит: не с кем хоровод водить. Сделайте подружек ей, кукле будет веселей.
Для изготовления такой куклы нам понадобится:
1. 9 лоскутов ткани различных расцветок 7x21 cм (для туловища -«кĕпе»,и головы- «пуҫ»),
2.1 лоскут красной или белой ткани 11x11 см или 15 x 15 см(для платочка и рук),
3.красная ленточка (для головной повязки - «пус тутри»);
4.красные нитки для завязывания.
Показ последовательности изготовления куклы-оберега:
Сначала формируем туловище и голову:
1.Оба края каждого из 9 одинакового размера лоскутков ткани сгибаем к его середине, затем пополам.
2. Получается 9 тонких тканевых полосок.
3. Складываем все полоски вместе, затем пополам.
4. Далее перевязываем нитками, отступив от основного сгиба примерн1,5 или 2 см, формируя тем самым голову куклы.
5. Туловище и голова куклы готовы.
Приступаем к изготовлению рук и платочка.
6. Для этого берем красный или белый лоскуток, отгибаем два его противоположных уголка (буквально 5-7 мм).
7. Затем примерно на 3 мм сгибаем все стороны лоскутка.
8. Складываем полученный квадрат по диагонали пополам, получился
платок в форме треугольника.
9. Два противоположных уголка платка (которые мы подвернули)
перевязываем нитками на расстоянии 5 мм от сгиба – это будут руки
куколки.
10. На голову куклы повязываем тесьму и сзади перетягиваем ниткой.
11.Надеваем получившийся платок с руками на голову куклы и
перевязываем его нитками.
Наша «Чувашская берегиня» готова.
Для того чтобы кукла стала оберегом при ее изготовлении необходимо постоянно быть с ней в контакте, вложить душу в процесс изготовления. Ее можно подарить близким, с ней можно играть в группе, использовать в деятельности по приобщению к народной культуре.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Ответы логопеда на вопросы родителей".
В каком возрасте пора показать ребенка логопеду? Моему старшему ребенку логопед помог за шесть занятий, так стоит ли идти в логопедическую группу? Может...
Анкета«Ваше мнение о работе ДОУ» Уважаемые родители ответы на вопросы помогут нам понять ваше отношение к ДОУ, чем оно привлекает и учесть ваши пожелания в работе МАДОУ.
Анкета«Ваше мнение о работе ДОУ»Уважаемые родители ответы на вопросы помогут нам понять ваше отношение к ДОУ, чем оно привлекает и учесть ваши пожелания в работе МАДОУ....
Занятие по программе дополнительного образования "В гостях у сказки" Уважаемые родители! Позанимайтесь, пожалуйста, с детьми дома.
Занятие от 10.04.2020 №1 Чтение сказки «Лиса, заяц и петух» (Л.Поляк).Ритмическая разминка: «Рыбки» «Е.Железнова»Пальчиковая гимнастика: «Кулачки-ладошки&raqu...
Консультация для родителей «Ответы специалиста на вопросы о детском чтении и читательской грамотности»
Современные дети — это больше «зрители», которые хотят воспринимать «красивую картинку». Чтение уходит на второй план, становится не интересным, ненужным. Постепенн...
Безопасность ребенка на улице и дома Памятка для родителей по безопасности детей в летний период Уважаемые родители, не забывайте, что вашим детям нужна помощь и внимание, особенно в летний период. Постоянно напоминайте вашему реб
Безопасность ребенкана улице и дома Памятка для родителей по безопасности детей...
Консультация для родителей «Ответы специалиста на вопросы о детском чтении и читательской грамотности»
Современные дети — это больше «зрители», которые хотят воспринимать «красивую картинку». Чтение уходит на второй план, становится не интересным, ненужным. Постепенно исче...