консультация для воспитателей постановка звуков
консультация (старшая группа)
Предварительный просмотр:
ПОСТАНОВКА ЗВУКА Ш
Способ 1. Поднять язык к верхней губе и равномерно, с силой выдыхать воздух, контролируя воздушную струю тыльной стороной ладони.
Добившись выхода теплой струи воздуха из положения языка у верхней губы, перевести язык за верхние зубы к небу при открытом рте. Губы округлить и вытянуть вперед, сблизить зубы на расстояние 1—2 мм и выдохнуть. Должен получиться звук [ш].
Способ 2. Произнести протяжно звук [р] без голоса или шепотом, постепенно убавляя силу выдоха, пока не прекратится вибрация и не появится слабое шипение. При повторных упражнениях звук [ш] получается без предшествующего произнесения глухого звука [р].
Шипение можно получить, если прикоснуться шпателем к нижней поверхности языка, затормозив вибрацию языка.
Способ 3. Установить язык за нижние зубы. Предложить ребенку произносить звук [с]. Одновременно шпателем или зондом поднимать язык кверху. Пальцами правой руки слегка нажать на щеки и выдвинуть губы вперед. Вместо свиста должно получиться шипение.
ПОСТАНОВКА ЗВУКА Ж.
Способ 1. Дайте ребенку возможность ощутить вибрацию голосовых связок при произнесении звука ж. Приложите тыльную сторону руки малыша к своей шее спереди. Далее произнесите вместе с ребенком звук ш и добавьте голос. Одной рукой ребенок должен ощутить вибрацию голосовых связок у Вас, другой - у себя.
Способ 2. Установить язык за нижние зубы. Предложить ребенку произносить звук [з]. Одновременно шпателем или зондом поднимать язык кверху. Пальцами правой руки слегка нажать на щеки и выдвинуть губы вперед. Вместо з-з-з должно получиться жужжание.
ПОСТАНОВКА ЗВУКА Щ.
Способ 1. Для вызывания [щ] ребенка просят длительно произнести [ш], растянуть губы в улыбку, продвигая язык вперед => [щ].
Способ 2. Ребенок несколько раз произносит С’И или С’А, логопед вводит шпатель или зонд под язык и в момент произнесения слогов слегка приподнимает его, несколько отодвигая назад (или просто отодвигая прикосновением шпателя).
Способ 3. Ребенок вслед за вами должен произносить пары переднеязычных звуков, отличающихся между собой по признаку твердости-мягкости: [т — т’], [д — д’], [с — с’], [з — з’]. После этого произнесите звук [ж] и сразу вслед за этим произнесите его мягко — [ж’] (как будто это парные по признаку твердости-мягкости согласные). Пусть ребенок повторит это за вами.
Предложите ему, длительно произнося звук [ж’], перейти на тихое, шепотное его произнесение ([ж’-щ]). В дальнейшем ребенок должен сразу произнести звук [ж’] «шепотом». Когда звук будет выходить у ребенка безошибочно, сообщите ему, какой звук он произносит.
Способ 4. Пусть ребенок тянет звук [ч]. При таком произнесении вторым звуком после него будет слышаться [щ]. Обратите внимание ребенка на то, что после звука [ч] слышится другой звук («похожий на шум морского прибоя»). Пусть ребенок как можно дольше тянет этот второй звук.
В дальнейшем произношение идущего после [ч] звука [щ] должно прерываться короткими паузами («как будто одна волна, шурша, набегает на берег за другой»).
Паузы следует удлинять так, чтобы после сочетания [чщ] звучали следующие друг за другом фактически изолированные звуки [щ] («как будто волны набегают на берег все реже и реже»).
В заключение пусть ребенок сразу (без предшествующего [ч]) про-изнесет звук, похожий на «шум прибоя».
ПОСТАНОВКА ЗВУКА Ч.
Способ 1. Логопед просит ребёнка очень быстро произносить сочетание звуков «ТЬ-ТЬ-ТЬ» (кончик языка должен прикасаться к основанию верхних зубов). Далее нужно понемногу начать отодвигать кончик языка назад, прикасаясь к верхним альвеолам. Одновременно с этим губы растягиваются в улыбке.
Способ 2. Специалист просит ребёнка медленно, а затем быстро произнести звуки «ТЬ» и «Щ», так чтобы получилось ТЬЩ. Обязательно должна присутствовать широкая улыбка, это важный фактор правильного произношения.
Способ 3. Ребенок должен раскрыть губы «рупором» (как при произнесении звука [ш], сомкнуть зубы в форме правильного прикуса и быстро произносить слоги [ти — ти — ти]. Кончик языка должен прикасаться к нёбу примерно посередине между основаниями верхних резцов и альвеолами. На подставленной ко рту ладони должна ощущаться выдыхаемая воздушная струя.
В то время как ребенок произносит слоги, вы большим и средним пальцами руки надавливаете на его щеки, прижимая их к коренным зубам, и этим движением несколько выдвигаете вперед его губы. В этом положении вместо [ти — ти — ти] будет слышаться [чи — чи — чи].
Обратите внимание ребенка на этот звук, как-нибудь назовите его (например, такой звук может издавать кипящий чайник).
Пока ребенок произносит слоги [чи — чи — чи], отпускайте на время его щеки, чтобы он продолжал произносить их самостоятельно, если же звук [ч] утрачивает точность, снова прижимайте щеки ребенка к коренным зубам.
После этого пусть ребенок произносит слоги [чи — чи — чи] самостоятельно.
Затем он должен произнести отдельно звук [ч] (показать, как «говорит чайник»).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Постановка звука [С] дома"
Данный видеоурок раскрывает несколько простых способов постановки звука [C] родителями в домашних условиях....
Консультация для педагогов "Постановка звука Р в положении лёжа"
Этот способ хорош, если у ребенка макрогласия (большой язык) или выработалась привычка произносить звуки межзубно....
Консультация для воспитателей: «Игры звуками — это музыкальная импровизация»
Одной их самых увлекательных и совершенно необходимых для детей форм первичного познания звукового мира, а через него и основ музыкального искусства, являются игры звуками....
Консультация для родителей: «Постановка звука «Р»»
Чаще всего родители обращаются к логопеду с запросом на постановку звука «Р». Он формируется в речи ребенка в последнюю очередь и требует контроля со стороны взрослых. Именно поэтому ...
Консультация для воспитателей «Автоматизация звуков в режимных моментах»
Консультация для воспитателей «Автоматизация звуков в режимных моментах»...
Консультация на тему "Постановка звуков"
С проблемами дефектов звукопроизношения встречаются многие родители детей дошкольного возраста. При этом количество звуков, которые требуют коррекции, может быть различным.Постановка звуков у детей эт...
Консультация для воспитателей «Постановка звуков у дошкольников 3-4 лет»
Консультация для воспитателей «Постановка звуков у дошкольников 3-4 лет»...