консультация для воспитателей постановка звуков
консультация (старшая группа)

консультация постановка звуков ж,ш,щ,ч

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл postanovka_zvukov_sh-zh.docx15.6 КБ

Предварительный просмотр:

ПОСТАНОВКА ЗВУКА Ш

Способ 1. Поднять язык к верхней губе и равномерно, с силой выдыхать воздух, контролируя воздушную струю тыльной стороной ладони.

Добившись выхода теплой струи воздуха из положения языка у верхней губы, перевести язык за верхние зубы к небу при открытом рте. Губы округлить и вытянуть вперед, сблизить зубы на расстояние 1—2 мм и выдохнуть. Должен получиться звук [ш].

Способ 2. Произнести протяжно звук [р] без голоса или шепотом, постепенно убавляя силу выдоха, пока не прекратится вибрация и не появится слабое шипение. При повторных упражнениях звук [ш] получается без предшествующего произнесения глухого звука [р].

Шипение можно получить, если прикоснуться шпателем к нижней поверхности языка, затормозив вибрацию языка.

Способ 3. Установить язык за нижние зубы. Предложить ребенку произносить звук [с]. Одновременно шпателем или зондом поднимать язык кверху. Пальцами правой руки слегка нажать на щеки и выдвинуть губы вперед. Вместо свиста должно получиться шипение.

ПОСТАНОВКА ЗВУКА Ж.

Способ 1. Дайте ребенку возможность ощутить вибрацию голосовых связок при произнесении звука ж. Приложите тыльную сторону руки малыша к своей шее спереди. Далее произнесите вместе с ребенком звук ш и добавьте голос. Одной рукой ребенок должен ощутить вибрацию голосовых связок у Вас, другой - у себя.

Способ 2. Установить язык за нижние зубы. Предложить ребенку произносить звук [з]. Одновременно шпателем или зондом поднимать язык кверху. Пальцами правой руки слегка нажать на щеки и выдвинуть губы вперед. Вместо з-з-з должно получиться жужжание.

ПОСТАНОВКА ЗВУКА Щ.

Способ 1. Для вызывания [щ] ребенка просят длительно произнести [ш], растянуть губы в улыбку, продвигая язык вперед => [щ].

Способ 2. Ребенок несколько раз произносит С’И или С’А, логопед вводит шпатель или зонд под язык и в момент произнесения слогов слегка приподнимает его, несколько отодвигая назад (или просто отодвигая прикосновением шпателя).

Способ 3. Ребенок вслед за вами должен произносить пары переднеязычных звуковотличающихся между собой по признаку твердости-мягкости: [т — т’], [д — д’], [с — с’], [з — з’]. После этого произнесите звук [ж] и сразу вслед за этим произнесите его мягко — [ж’] (как будто это парные по признаку твердости-мягкости согласные). Пусть ребенок повторит это за вами.

Предложите ему, длительно произнося звук [ж’], перейти на тихое, шепотное его произнесение ([ж’-щ]). В дальнейшем ребенок должен сразу произнести звук [ж’] «шепотом». Когда звук будет выходить у ребенка безошибочно, сообщите ему, какой звук он произносит.

Способ 4. Пусть ребенок тянет звук [ч]. При таком произнесении вторым звуком после него будет слышаться [щ]. Обратите внимание ребенка на то, что после звука [ч] слышится другой звук («похожий на шум морского прибоя»). Пусть ребенок как можно дольше тянет этот второй звук.

В дальнейшем произношение идущего после [ч] звука [щ] должно прерываться короткими паузами («как будто одна волна, шурша, набегает на берег за другой»).

Паузы следует удлинять так, чтобы после сочетания [чщ] звучали следующие друг за другом фактически изолированные звуки [щ] («как будто волны набегают на берег все реже и реже»).

В заключение пусть ребенок сразу (без предшествующего [ч]) про-изнесет звук, похожий на «шум прибоя».

ПОСТАНОВКА ЗВУКА Ч.

Способ 1. Логопед просит ребёнка очень быстро произносить сочетание звуков «ТЬ-ТЬ-ТЬ» (кончик языка должен прикасаться к основанию верхних зубов). Далее нужно понемногу начать отодвигать кончик языка назад, прикасаясь к верхним альвеолам. Одновременно с этим губы растягиваются в улыбке.

Способ 2. Специалист просит ребёнка медленно, а затем быстро произнести звуки «ТЬ» и «Щ», так чтобы получилось ТЬЩ. Обязательно должна присутствовать широкая улыбка, это важный фактор правильного произношения.

Способ 3. Ребенок должен раскрыть губы «рупором» (как при произнесении звука [ш], сомкнуть зубы в форме правильного прикуса и быстро произносить слоги [ти — ти — ти]. Кончик языка должен прикасаться к нёбу примерно посередине между основаниями верхних резцов и альвеолами. На подставленной ко рту ладони должна ощущаться выдыхаемая воздушная струя.

В то время как ребенок произносит слоги, вы большим и средним пальцами руки надавливаете на его щеки, прижимая их к коренным зубам, и этим движением несколько выдвигаете вперед его губы. В этом положении вместо [ти — ти — ти] будет слышаться [чи — чи — чи].

Обратите внимание ребенка на этот звук, как-нибудь назовите его (например, такой звук может издавать кипящий чайник).

Пока ребенок произносит слоги [чи — чи — чи], отпускайте на время его щеки, чтобы он продолжал произносить их самостоятельно, если же звук [ч] утрачивает точность, снова прижимайте щеки ребенка к коренным зубам.

После этого пусть ребенок произносит слоги [чи — чи — чи] самостоятельно.

Затем он должен произнести отдельно звук [ч] (показать, как «говорит чайник»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Постановка звука [С] дома"

Данный видеоурок раскрывает несколько простых способов постановки звука [C] родителями в домашних условиях....

Консультация для педагогов "Постановка звука Р в положении лёжа"

Этот способ хорош, если у ребенка макрогласия (большой язык) или выработалась привычка произносить звуки межзубно....

Консультация для воспитателей: «Игры звуками — это музыкальная импровизация»

Одной их самых увлекательных и совер­шенно необходимых для детей форм первич­ного познания звукового мира, а через него и основ музыкального искусства, являются игры звуками....

Консультация для родителей: «Постановка звука «Р»»

Чаще всего родители обращаются к логопеду с запросом на постановку звука «Р». Он формируется в речи ребенка в последнюю очередь и требует контроля со стороны взрослых. Именно поэтому ...

Консультация для воспитателей «Автоматизация звуков в режимных моментах»

Консультация для воспитателей «Автоматизация звуков в режимных моментах»...

Консультация на тему "Постановка звуков"

С проблемами дефектов звукопроизношения встречаются многие родители детей дошкольного возраста. При этом количество звуков, которые требуют коррекции, может быть различным.Постановка звуков у детей эт...

Консультация для воспитателей «Постановка звуков у дошкольников 3-4 лет»

Консультация для воспитателей «Постановка звуков у дошкольников 3-4 лет»...