Консультация для воспитателей «Постановка звуков у дошкольников 3-4 лет»
консультация по логопедии

Елена Григорьевна Пономарева

Консультация для воспитателей

«Постановка звуков

у дошкольников 3-4 лет»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley_postanovka_zvukov.docx19.09 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №15  г.Ярцева Смоленской области

Консультация для воспитателей

«Постановка звуков

у дошкольников 3-4 лет»

Разработала:

Пономарева Елена Григорьевна

учитель-логопед

МБДОУ детский сад №15

г.Ярцево, 2022 год

За последние годы значительно увеличилось число неговорящих детей. Причём, неговорящих, пользуясь сленгом, от слова «совсем». Если в начале 2000-х неговорящим считался ребенок с1-2 уровнем речевого развития, то есть у малыша имелись начатки общеупотребительной речи, то сейчас неговорящий ребенок не просто не использует речь, но и не понимает ее. Такая социальная ситуация побудила узких специалистов (учителей-логопедов, учителей-дефектологов) активно работать над запуском речи, иначе говоря, мотивировать детей к общению.  

Однако не стоит забывать о том, что органы речи у «молчунов» мало приспособлены к активной разборчивой речи, которую ждут родители и педагоги от ребенка после запуска речи.

Поэтому в данной статье я предлагаю способы работы над произносительной стороной речи детей младшего дошкольного возраста, используемые мной также и с детьми  постарше на протяжении нескольких лет. В основу легли разработки Нуриевой Л., Лынской М., Янушко Е. и опыт коллег-практиков.

Как уже говорилось выше, артикуляционный аппарат при длительном молчании остается малоподвижным, утрачивается и не формируется обратная связь с речевыми зонами коры головного мозга от движений губ, языка, щёк, мягкого нёба. Кроме того,  маленькие дети воспринимают мир лучше всего визуально или тактильно. Если у ребенка имеются не только речевые нарушения, вы можете встретить любителя понюхать или лизнуть предмет. Исходя из этого, свою работу над произносительными навыками малышей я построила на логоритмической основе. Это очень помогает создать визуальный и кинестетический образ произносимого звука.

Соединение произнесения звука и какого-либо графического символа используется в логопедии традиционно, также как фонетическая ритмика. Однако, дети 3-х лет, как правило, избегают работы с картинным материалом за специально оборудованным столом.

Таким образом, определилась необходимость предметного обозначения звуков. Для гласных мы использовали различные детали конструктора, соответствующие по форме артикуляции звука. Например, большие красные кубики для звука А, маленькие цилиндры – для звука У, обручи для кольцеброса – для звука О, кирпичики – для звука Ы, треугольные призмы («крыши») – звук И.

Выкладывая дорожки из строительных материалов на ковре или скамейке, можно чередовать произнесение гласных (А-У-А-У...), постепенно увеличивая цепочку звуков. Можно доставать детали из «Чудесного мешочка» произвольно, называя то, что достали, потом усложнить задание, просить малыша достать заданную фигуру-звук: «Достань «А». Что достал?».  Хороши для закрепления произношения своеобразные доски Сегена: из картона по используемым фигурам вырезаются рамки. Ребенку нужно заполнить «окошечки» и «прочитать», кто живет в каждом домике. Кстати, такие игры помогают перейти в дальнейшем к использованию плоскостных символов звуков.Можно также под каждую фигуру поместить картинку на соответствующий звук (А - арбуз, У - утка, О - ослик, и т.д.). А потом предложить малышу найти заданные картинки, утрированно произнося первый звук при открывании «окошка». Со временем ребенок захочет присоединиться к вам при назывании картинки.

Использование символов-предметов делает работу наз звуками разнообразнее: можно отрабатывать понятия «долго» и «коротко» («чуть-чуть»), выкладывая много деталей-символов или одну. Кстати, одновременно сами понятия «один» и «много» тоже можно отработать. Отрабатываем и понятия «громко», «тихо», опираясь на размер предмета. В целом, проводимая работа идентична работе по запуску речи, когда каждое слово, звукоподражание, звукосочетание сопровождаем действием, запуск речи и формирование правильной артикуляции при необходимости ведем параллельно.

Аналогично строится и работа над согласными звуками. С ними легче в подборе предметов, так как сами предметы издают отрабатываемые звуки: барабан –для звука Б, молоток – для звука Т, игрушечная корова – для звука М, и т.п. Для звука Х очень хороши льдинки в пакетах с zip-застежкой, дышим на них, чтобы таяли. Единственный минус – непродолжительное использование.

Слияние звуков в слоги целенаправленно с такими маленькими детьми не отрабатывала, это им малопонятно. Слоги отрабатываем также с предметами-подкрепителями, например: МА-шина (большая, и рот открываем широко), МУ-равей (маленький, и губки сжимаются в трубочку), МО-ст (выгнутый, и губы выгнуты, округлены),  МЫ-ло (растянули губки, плачем, мыло щиплет глаза).Также, как при работе с гласными, выкладываем сначала одинаковые предметы в цепочки, потом чередуем в разном порядке два разных предмета-слога (машина, машина, муравей, машина, и т.п.). Можно класть в коробки соответствующего размера, «запечатывая» проговариванием заданного слога.

Так как дети младшего возраста, продолжительность занятий тоже невелика. Поэтому описанная работа, на первый взгляд, пустячная, может проводиться в течение не  одного месяца с одним звуком. Конечно, всё очень индивидуально.  Постепенно, предметы-подкрепители в ряду звуков или слогов можно по одному заменять на картинки-символы, переходя на визуальную поддержку другого уровня. Если такая замена проходит успешно, то дальнейшая работа строится по «стандартной» схеме работы над звукопроизношением. Если речевое недоразвитие осложнено сопутствующими дефектами, работа с предметами будет более продолжительной, а также может перейти на другой уровень, например,  к коммуникативной книге с карточками PEKS.

        Конечно, я не утверждаю, что предлагаемые методы работы над произношением малышей позволят им в дальнейшем полностью преодолеть свои образовательные трудности, но уменьшить их проявление помогут обязательно.

МБДОУ детский сад №3 г.Ярцева смоленской области, учитель-логопед Иванова  Марина Анатольевна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация: «Роль родителей в звуковой культуре речи детей»

Воспитание правильной и чистой речи у ребенка — одна из важных задач в общей системе работы по обучению родному языку. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, ...

Памятка для воспитателей "Постановка цели и задач непосредственно образовательной деятельности в соответствий с ФГОС"

Примерные формулировки образовательных задач НОД по сообщению нового знания  с позиций современных принципов организации речевого развития....

Консультация для педагогов "Формирование у дошкольников звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки к обучению грамоте"

Успешное развитие речи в дошкольном возрасте имеет решающее значение для последующего систематического изучения родного языка. Д.Б. Эльконин писал, что читающий оперирует со звуковой стороной языка, а...

консультация для воспитателей постановка звуков

консультация постановка звуков ж,ш,щ,ч...