Статья "Эффективность использования ИКТ во взаимодействии с родителями"
статья

В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которое предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; оно также направлено на повышение педагогической культуры родителей, т.е. сообщение им знаний, формирование у них педагогических умений, навыков, рефлексивного отношения к себе как к педагогам. Повышение педагогической культуры родителей разрешает сложившиеся противоречия между воспитательным потенциалом семьи и его использованием. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ikt_vo_vzaimodeystvii.docx23.83 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА «Эффективность использования ИКТ во взаимодействии с семьей по воспитанию дошкольников»»

В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которое предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; оно также направлено на повышение педагогической культуры родителей, т.е. сообщение им знаний, формирование у них педагогических умений, навыков, рефлексивного отношения к себе как к педагогам. Повышение педагогической культуры родителей разрешает сложившиеся противоречия между воспитательным потенциалом семьи и его использованием. Составная часть взаимодействия – общение педагога с родителями.

Переход информации в разряд важнейших универсальных категорий общественного развития, возрастание ее объемов и тотальная информатизация общества позволяют говорить о появлении нового – дистанционного этапа в коммуникации людей. Благодаря современным технологиям коммуникация приобретает все более интенсивный характер, и сегодня от того, насколько оперативно люди (или организации) обмениваются информацией, зависит характер отношений между ними и успешность их совместной деятельности.

Информатизация системы образования предъявляет новые требования к педагогу дошкольного образовательного учреждения и его профессиональной компетентности.  Педагог ДОУ должен уметь пользоваться компьютером, современным мультимедийным оборудованием и  широко использовать их в своей педагогической деятельности.

Известно, что первыми и главными педагогами для ребенка являются родители. В сложившихся социальных, культурных и экономических условиях нашей страны к взаимодействию с семьей важно относиться как к стратегическому направлению деятельности дошкольного образовательного учреждения. Особенно это актуально в свете Федеральных государственных образовательных стандартов, где установлены новые условия и подходы к организации образовательного процесса. В связи с этими изменениями важен поиск эффективных форм взаимодействия с семьей. Взаимодействие родителей и педагогов в воспитании дошкольников – это взаимная деятельность ответственных взрослых. Очевидно, что старые формы контактов с родителями постепенно изживают себя. Современные родители, прежде всего, требуют к себе уважения, они грамотны, информированы, но вместе с тем очень заняты. Поэтому они не хотят никакой лишней информации. Занятость родителей является основной проблемой взаимодействия детского сада с семьей.

Нашу повседневную жизнь уже больше невозможно представить без информационно-коммуникативных технологий (далее ИКТ). Информационно – коммуникативные технологии – это технологии доступа к различным информационным источникам (электронным, печатным, инструментальным, людским) и инструментам совместной деятельности, направленная на получение конкретного результата.

Использование ИКТ в воспитательно-образовательном процессе — это одно из современных направлений в дошкольном образовании. Средства информационно-коммуникативных технологий помогают педагогу разнообразить формы поддержки образовательного процесса, повысить качество работы с родителями воспитанников, а также популяризировать деятельность воспитателя группы и детского сада в целом.

Здесь необходимо обратить внимание на некоторые понятия:

Поддерживающее взаимодействие – это взаимодействие по решению  актуальных проблем воспитания детей при обоюдной готовности воспитывающих взрослых.

Информационно – коммуникативные технологии (ИКТ) – как же они расшифровываются?

Информация  – совокупность каких – либо данных, знаний.

Коммуникация – путь сообщения, форма связи, акт общения, сообщение информации одним лицом другому или ряду лиц.

Технология – совокупность методов и инструментов для достижения желаемого результата, метод преобразования данного в необходимое.

Хочется отметить, что использование педагогами ИКТ в работе с детьми и родителями находится на низком уровне.

Отметим преимущества использования ИКТ во взаимодействии с родителями:

• минимизация времени доступа к информации субъектов коммуникации;

• возможность продемонстрировать любые документы, фотоматериалы;

• обеспечение индивидуального подхода к субъекту коммуникации;

• оптимальное сочетание индивидуальной работы с групповой;

• рост объема информации;

• обеспечивает диалог субъектов коммуникации (электронная почта, форум);

• оперативное получение информации;

• расширение информационных потоков;

• создание электронных газет, журналов.

Проблемы использования ИКТ:

• недостаточная компьютерная грамотность педагогов и родителей;

• недостаточное материально-техническое обеспечение.

Можно выделить следующие задачи работы по использованию ИКТ:

1) Интегрировать информационно – коммуникативные технологии в процесс взаимодействия детского сада и семьи.

2) Повышение информационно – коммуникативной компетенции всех участников проекта.

3) Создание информационно – коммуникативной службы в ДОУ.

4) Формировать у педагогов и родителей потребность в использовании информационно – коммуникативных технологий, с целью оптимизации взаимодействия.

5) Создать условия для использования информационно –коммуникативных технологий для взаимодействия детского сада с семьей.

6) Развивать демократический стиль управления ДОУ.

7) Реализация механизма и форм  публичной отчетности.  

8) Повысить заинтересованность родителей во взаимодействии  с ДОУ.

9) Популяризировать деятельность ДОУ.

Можно предположить, что целенаправленное системное информационное воздействие, направленное на родительскую общественность, с использованием информационно-коммуникативных технологий позволит значительно повысить эффективность взаимодействия детского сада и семьи, если использовать: 

  • электронную почту для обмена мнениями  без затраты времени;
  • информация изучается родителями в удобное для них время;
  • возрастают потоки информации;
  • индивидуализировать подачу информации;
  • заказной принцип консультирования родителей.

Можно выделить следующие формы работы с родителями воспитанников с использованием ИКТ — это:

  • сайты детского сада и педагогов;
  • сотовая связь;
  • редакционно – издательская деятельность: электронная газета, журнал;
  • электронная консалтинговая служба; (электронная почта)
  • создание медиатеки; (набор готовых электронных файлов с необходимой информацией)
  • электронная рекламная деятельность;
  • использование личной веб-страницы,
  • телекоммуникоционный проект;
  •  дистанционные конференции.

Они используются с целью решения актуальных проблем развития детей при взаимодействии воспитывающих взрослых.

Совершенно новый потенциал для взаимодействия родителей и педагога-воспитателя несет в себе создание сайта детского сада. На дошкольном сайте любой родитель получает возможность познакомиться с особенностями образовательно-воспитательного процесса в ДОУ, общедошкольными традициями, узнать последние новости, и таким образом быть всегда в курсе всех происходящих в детском саду событий. Создание на сайте ДОУ странички под названием «Шпаргалки для родителей», на которой освещались бы интересующие родителей проблемы и способы из разрешения.

Так же не маловажен и личный сайт педагога, группы. На таких сайтах предоставляемая информация будет более актуальна, так как она отбирается педагогом непосредственно работающим с детьми. Такие сайты или группы в «социальных» сетях помогают оперативному распространению информации, возможность проведения анкетирования и еще множество других функций, которые позволяют укрепить и расширить области взаимодействия педагогов и родителей на благо развития и воспитания детей.

Сотовая связь. У каждого родителя есть номер сотового телефона воспитателя, также в группе имеется список всех телефонов родителей (как папы, так и мамы). Родители детей знают, что в любое время они могут позвонить воспитателю, отправить смс-сообщение, задав любой волнующий их вопрос или сообщив о проблеме. С введением в образовательный процесс комплексно-тематического принципа его организации, имеется возможность проинформировать родителей индивидуально об успехах или трудностях ребенка, дать короткие рекомендации по развитию дошкольника, сделать объявление и т.д. Преимущество в использовании сотового телефона — это осуществление живого диалога с родителями, оперативность информации.

Электронные газеты, журналы или буклеты группы могут выходить каждую неделю. Содержание определяется образовательной темой недели. Например, если тема недели «Народные традиции», то родители могут для себя найти такие материалы, как:

  • советы по организации семейного праздника,
  • интересные факты о происхождении народных традиций,
  • информацию о содержании деятельности воспитатели с детьми в течение тематической недели и др.

Электронная почта предоставляет более широкие возможности для общения с семьями воспитанников. В группе имеется список адресов электронной почты родителей. По электронной почте им рассылается текущая информация: срочные новости группы, сведения об индивидуальном развитии ребенка, результаты диагностик, приглашения на родительские собрания и другие мероприятия, рекомендации по воспитанию и обучению дошкольников, фотографии детей в детском саду и др. Преимущества использования электронной почты в том, что до сведения родителей можно доносить огромный объем информации, осуществить индивидуальное взаимодействие с семьей.

Видеокамеру используют воспитатели и родители для создания видеофильмов из серии «Жизнь группы» (праздники, прогулки, открытые занятия и др.). Важно получить согласие родителей на проведение видео- фото – съемки.

  Мультимедийные презентации.  Мультимедийная презентация (от лат. praesentatio — общественное представление чего-либо нового, недавно появившегося, созданного) — информационный или рекламный инструмент, позволяющий пользователю активно взаимодействовать с ним через элементы управления.

 Цель мультимедийной презентации — донести до целевой аудитории полноценную информацию об объекте презентации в удобной форме.  Мультимедийные презентации – это один из современных методов работы с детьми и родителями, способствующий решению многих задач, а именно:

 –возможность точной, доступной и яркой передачи информации,

 –одновременное использование различных форм справочной информации: аудио-, видеоизображения, анимация текста,

 –быстрый способ внедрения информационных технологий во все виды и направления образовательной работы ДОУ.

 Таким образом, мультимедийные презентации, воздействуя через зрительный и слуховой каналы восприятия, не только формируют информационную культуру педагогов, но и способствуют повышению качества воспитательно-образовательного процесса.

Необходимо отметить, что использование мультимедийной презентации возможно во взаимодействии с родителями воспитанников во время проведения родительских собраний, мастер-классов, публичных отчетов, круглых столов и других мероприятий.

 Современные Интернет-ресурсы позволяют проводить телемост, посвященный современным проблемам подрастающего поколения, в режиме on-line между семьями разных групп.

Телекоммуникационный проект – это игра-соревнование между группами родителей с использованием электронной почты для связи.

Работа над проектом делится на несколько этапов:

- этап получения и обсуждения задания; - этап поиска решений или необходимой информации;

- этап подготовки информации на компьютере.

Задача педагога – организовать участников, направить в нужное русло, распределить правильно время и силы: одновременно идёт поиск информации и подготовка на компьютере. Это связано обычно с ограничением по времени. Но все решения участники должны принимать самостоятельно после коллективного обсуждения.

Дистанционные телеконференции могут проводится как в режиме реального времени, так и с помощью электронной переписки.

Особенности ведения дистанционной конференции в режиме реального времени (Chat) обусловлены необходимостью её предварительной подготовки. Создание координатором тематического расписания чат-конференции позволяет содержательно наполнить отдельные её этапы и провести с участниками подготовительную работу. Готовясь к дистанционной конференции, ведущий предлагает участникам заранее написать свои вопросы и суждения по заявленным темам. Ведущий конференции также готовит свои основные вопросы участникам, чей состав и творческие работы ему уже известны. Во время электронной дискуссии предварительно написанные ключевые фразы помогают координатору оперативно вести диалог, не тратя лишнего времени на набор текста. В то же время от ведущего требуется быстрая реакция на происходящее, оперативность включения своих реплик в нить дискуссии, принятие решений о смене темы или вида деятельности участников конференции.

Координатору необходимо придерживаться заявленного им расписания. Так как связь у отдельных участников может прерываться и они входят в окно разговора, теряя из виду нить конференции, координатор через определённое время повторяет ключевые вопросы или суждения, уже высказанные на конференции, для вновь подключающихся участников. Ведущий и участники дистанционной конференции заметно повысят эффективность своей работы, если будут владеть способами формулирования вопросов разных типов.

Необходима разработка типологии вопросов для дистанционной конференции: сущностные, поясняющие, провокационные и т.п., поскольку от формы вопроса зависит и достижение участниками образовательных результатов.

В чат-конференции работа ведущего возможна как со всеми участниками конференции, так и одновременно в отдельной комнате с теми участниками, которые пожелали обсудить возникший вопрос или проблему лично с ведущим.

Дистанционная конференция, проводимая с помощью электронной почты в режиме списка рассылки, имеет свои преимущества. Данный вид конференции более предпочтителен для организации образовательных телекоммуникаций среди родителей воспитанников, так как большинство российских дошкольных учреждений не имеют прямого доступа в сеть Интернет. Создание образовательного списка рассылки в разных его вариантах: свободном, модерируемом, имеющем ограничения к доступу и др., позволяет организовать работу дистанционных участников в соответствии с решаемыми педагогическими задачами. В зависимости от выбранного варианта работы списка рассылки строится и обучающая структура электронной конференции. У дистанционной конференции, проводящейся с помощью электронной почты, есть существенное преимущество перед беседой в реальном времени – больший период времени, который имеют участники на обдумывание своих вопросов, ответов и суждений. Это позволяет участнику подготовить свой ответ, привести его в соответствие с заданными требованиями.

Таким образом, успешность педагогического взаимодействия дошкольного учреждения и семьи сегодня во многом зависит от того, насколько педагог-воспитатель использует в своей работе новые информационно-коммуникационные технологии, имеющие огромный потенциал, призванный заинтересовать родителей и создать условия для их активного участия в образовательно-воспитательном процессе современного образовательного учреждения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вариативные формы использования ИКТ во взаимодействии с родителями

Значимость форм работы с родителями трудно переоценить. Необходимость их использования важна не только для педагогов, но, прежде всего, для родителей, чьи дети посещают дошкольное учреждение. Беда мно...

Семейный клуб "Мамы, в школу собирайтесь" (Использование нетрадиционных форм взаимодействия с родителями при подготовке детей к школе)

Целью данной работы являестя вовлечение семьи в единое образовательное пространство при подготовке к школе Задачи: Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями. Активиза...

Использование ИКТ при взаимодействии с родителями дошкольников

Предлагаю вашему вниманию консультационный материал для педагогов ДОУ на тему «Использование информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) в работе с родителями». Актуальность данного материала очеви...

Текст к фотопрезентации: Использование ИКТ во взаимодействии с родителями.

Данный материал содержит основные направления использования ИКТ в ДОУ, с описанием применения ИКТ во взаимодействии с родителями....

Использование новых форм взаимодействия с родителями в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими нарушения зрения

Данный проект нацелен на изменение самой философии взаимодействия детского сада и семьи: с одной стороны, ДОУ становится учреждением комплексной поддержки и содействия развития родительской компе...

Доклад "Использование современных форм взаимодействия с родителями в процессе художественно-эстетического образования дошкольников"

Изменение содержания, усложнение функций современного ДОУ и условий воспитания вызвали потребность в поиске новых форм и методов организационно - педагогической деятельности. Наша работа по худож...