Мастер класс для педагогов "Урало-сибирская роспись"
материал (подготовительная группа)
Мастер класс для педагогов "Урало-сибирская роспись"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass_rospis.docx | 294.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Плотинновский детский сад, филиал МБДОУ
«Детский сад №189 «Солнышко»
Мастер-класс для педагогов
«Урало - сибирская роспись»
Подготовила: воспитатель первой
квалификационной категории
Шемякина Оксана Сергеевна
2022г.
Изделие: Сувенирная тарелочка
Цель: Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в формировании у детей интереса к ценностям народной культуры.
Задачи:
1. Познакомить педагогов с Урало - сибирской росписью;
2. Обучить выполнять основные мотивы росписи: цветы, ягоды, листья, используя технику пальцеграфия;
3. Способствовать проявлению творчества и инициативы педагогов
по ознакомлению старших дошкольников с декоративно-прикладным искусством.
Оборудование, материалы, инструменты:
∙ Гуашь
∙ Палитра
∙ Кисть
∙ Стакан с водой
∙ Тканевая салфетка
∙ Простой карандаш
∙ Бумажная тарелочка
∙ Макет дерева, цветов, листьев для рефлексии
∙ Мультимедийное оборудование для презентации «Урало – сибирская роспись»
Ход проведения мастер-класса
«Самым высоким видом искусства,
самым талантливым, самым гениальным
является народное искусство,
то есть то, что запечатлено народом,
сохранено, что народ пронес через столетия».
М.И. Калинин
1 Часть. Актуализации знаний по предлагаемой теме.(Презентация)
В процессе художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста немаловажную роль играет приобщение детей к ценностям и традициям национальной культуры. Через знакомство с декоративно прикладным искусством перед детьми раскрывается богатство культуры народов России, их обычаи, нравы, самобытность.
Урало - сибирская роспись – одна из интересных народных росписей. Из поколения в поколение передаются не просто приёмы ремесла, а мировоззрение народа, его духовная культура.
Детям старшего дошкольного возраста доступно понимание этой росписи. Соприкасаясь с произведениями народного искусства, у детей формируется интерес к культурному наследию. Дети учатся понимать и ценить то, что создано трудом людей.
Сегодня мы с вами познакомимся с использованием нетрадиционной техники в Урало - сибирской росписи - пальцеграфии. Эта техника выбрана мной не случайно. Для современных детей недостаточно стандартного набора техник и изобразительного материала. Значение альтернативных ИЗО - приёмов значимо для воспитания разносторонне развитой личности, как того требует ФГОС. Такая нетрадиционная техника как пальцеграфия в декоративном рисовании даёт детям ощущение новизны в творческом процессе, является для ребёнка экспериментированием.
В старшем дошкольном возрасте способствуют выполнению образовательных задач:
- совершенствование мелкой моторики и двигательной координации рук,
- подготовка кисти к письму,
- развитие образного и логического мышления,
- развитие чувства цвета и формы,
- сохранение психоэмоционального здоровья детей,
- стимулирование фантазии,
- формирование устойчивого интереса к самостоятельному продумыванию замысла и воплощению,
- развитие эстетического вкуса.
И наконец, пальцевая живопись имеет терапевтический эффект. Соприкосновение пальцев с бумагой и повторяющиеся движения оказывают успокаивающее действие.
2 Часть. Теоретическая часть.
Раньше на Руси, стремясь подчеркнуть декоративную функцию, узор называли «украсом» - украшение. Поэтому мы с вами сегодня будем украшать! Уважаемые участники мастер – класса я предлагаю вам стать мастерами по Урало – сибирской росписи. Я уверена, у Вас всё получится! Желаю раскрыться Вашим талантам!
- Перед вами схема вариации элементов росписи.
Главный элемент ягода, на основе которого выполняются все другие элементы – различные цветы, листья. В росписи каждого элемента используется два цвета моделирующий (белый) и основной.
Схема написания элементов.
Перед вами на столах необходимые для работы материалы, но вначале предлагаю вам познакомиться с основными этапами работы:
Большие круги на схеме - цветы, маленькие – ягоды, круги с хвостиком – листья.
2. Рисуем ягоду: набираем белую (моделирующую) краску на кончик пальца, красную (основную) на подушечку пальца, прикладываем к схеме ягодки и прорисовываем круг по часовой стрелке. Рисуем подушечкой. Получаем отличительную особенность Урало - Сибирской росписи - разбел. Ягодка готова. Можно использовать счёт: на раз - набираем белую краску на кончик пальца, на два - красную на подушечку пальца, на три - прикладываем палец к бумаге, на четыре – прорисовываем. Так прорисовываем все ягоды в вашей композиции.
3. Смываем краску с пальца, вытираем салфеткой.
4. Таким же образом рисуем цветок, используя другой основной цвет.
5. Смываем краску с пальца, вытираем салфеткой.
6. Лист рисуем также как ягодку, в конце палец становится вертикально и вытягивается кончик листка.
7. Необходимо дополнить нашу роспись оживками (приписками). Для этого мы берём кисть и чёрную краску. Держим кисть тремя пальцами за железный наконечник. Рисуем оживки к цветам и листьям. Примакиваем кисть, затем кончиком делаем вытянутый хвостик.
3 Часть. Рефлексия.
Уважаемые коллеги! А сейчас я предлагаю вам выполнить следующее задание. Перед вами дерево и листья с цветами. Выберите чем украсить дерево.
Если мастер класс для вас прошел плодотворно, и вы остались довольны, то прикрепите к дереву цветы.
Если мастер класс не отличается от прежних мастер классов, и ничего нового не принес – листочки.
Уважаемые коллеги! За время нашего мастер - класса выросло удивительное дерево, благодаря которому, каждый из вас может показать пользу или бесполезность нашего общения.
И в заключении хочется сказать, что в творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь.
Искусство росписи не стоит на месте. Даже когда в мире люди все больше работают над диджитал-картинками, старинный промысел не уходит под слои музейной пыли. Мастера из творческих династий, художники, которые считают своим долго сохранять самобытное творчество, дают народной росписи возможность остаться, продолжиться, найти отклик у современного зрителя.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Вохринцева С. «Урало-сибирская роспись. Учимся рисовать» «Страна
Фантазий», Екатеринбург, 2008.
2. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Детство - Пресс, 2002.
3. Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники рисования/ под ред. Казаковой Р.Г./-М., 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер - класс для родителей "Городецкая роспись"
Конспект мастер - класса "Городецкая роспись" для родителей, фотоотчет....
Мастер-класс для педагогов Индейская роспись по перьям
История возникновения росписи на перьях неизвестна. Хотя, если подумать и вспомнить историю и культуру других народов, в частности индейцев, можно заметить, что традиция использования перьев в декорат...
Презентация мастер – класса для педагогов Тема: «Роспись по камню»
План – конспектмастер – класса для педагоговТема: «Роспись по камню»...
мастер - класс для родителей "Дымковская роспись"
мастер - класс для родителей "роспись дымеовской игрушки"...
Мастер-класс для педагогов «Витражная роспись как один из способов формирования сенсорных эталонов цвета для детей с нарушением зрения»
Цель мастер-класса: -повышение компетентности педагогов в вопросах использования нетрадиционных техник в изобразительной деятельности детей с нарушением зрения;- обмен опытом между педагогам...
Мастер – класс по современной живописи «Роспись на морских камнях»
Подберите для росписи гладкие камни с плотной фактурой, например гальку.Хорошо помойте и высушите камни.Перед раскраской камня нужно нанести слой грунтовки из клей ПВА и воды в пропорции 1:1. Этот про...
Мастер класс для педагогов декоративная роспись для дошкольников, «Петушок - свистулька из глины»
Сегодня мы с вами будем расписывать свистульку «петушка» дымковской росписью....