Метафорические карты ( МАК )
статья

Шаравина Алёна Валентиновна

Метафорические ассоциативные карты (МАК), известные также как проективные, ассоциативно-метафорические, терапевтические являются качественным, удобным проективным дидактическим материалом, используемым в консультировании, коучинге, психотерапии,  педагогике, в групповой и индивидуальной работе с детьми и со взрослыми. Диапазон применения метафорических карт огромен, зависит от фантазии, знаний, применяемых подходов психолога, педагога.

Метафорические ассоциативные карты – это набор картинок величиной с игральную карту или открытку, изображающих людей, их взаимодействия, жизненные ситуации, пейзажи, животных, предметы быта, абстрактные картины. Эти карты – особые, не игральные и не гадальные.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mak_v_rabote_s_detmi.docx23.32 КБ

Предварительный просмотр:

Метафорические ассоциативные карты (МАК), известные также как проективные, ассоциативно-метафорические, терапевтические являются качественным, удобным проективным дидактическим материалом, используемым в консультировании, коучинге, психотерапии,  педагогике, в групповой и индивидуальной работе с детьми и со взрослыми. Диапазон применения метафорических карт огромен, зависит от фантазии, знаний, применяемых подходов психолога, педагога.

Метафорические ассоциативные карты – это набор картинок величиной с игральную карту или открытку, изображающих людей, их взаимодействия, жизненные ситуации, пейзажи, животных, предметы быта, абстрактные картины. Эти карты – особые, не игральные и не гадальные.

Метафорические ассоциативные карты возникли совершенно из ничего на стыке двух самых разных сфер человеческой культуры. История карт имеет давние корни, уходящие в мир живописи и психологии.

Создателем первой колоды О-карт был канадский художник Эли Раман.

Эли Раман долгое время занимался преподавательской деятельностью в городе Нью-Джерси в университете Ратгерс. Он долгое время искал такую форму самовыражения, которая бы помогала ему в творчестве и личном развитии. Она должна была быть и переменной, и уникальной для всех людей одновременно.

Эта идея идеально легла на увлечение Эли Рамана игрой в карты. В 1975 году он создал колоду карт, на которых были нарисованы его живописные произведения.

Теперь не только сам художник мог постоянно быть вместе со своими работами, но и любой желающий мог взять такие картины-карты себе в карман и наслаждаться живописью в любое удобное время.

Картины на картах Эли Рамана сократили расстояние между зрителем и живописью, сделали ее доступной всем желающим без посещения музеев и картинных галерей. Это была первая сторона волшебных карт.

Но у карт был и второй, еще более эффективный и практический результат: они и заставляли зрителя углубляться в подсознание и творчество.

В рабочий инструмент колода «Oh» превратилась лишь в 1983 году, когда Эли познакомился с немецким издателем Моритцом Эгетмейером. Тот увидел в колоде «Oh» нечто большее, чем работы талантливого Рамана.

Моритц понял, что перед ним универсальный инструмент, создающий мостик от подсознания к сознанию человека. Так появилась первая колода «ОН» и в 1985 году было создано издательство «OH Verlag».

Метафорические ассоциативные карты были переведены на 21 язык и стали популярны во всем мире. В настоящее время  количество наборов ассоциативных карт  постоянно увеличивается.

Метафорические ассоциативные карты в работе психологов используются уже более 40 лет, но мода на этот метод не угасает, а наоборот, стремительно растет и набирает все большую популярность. На сегодняшний день это самый востребованный инструмент в работеИ это не случайнокарты очень эффективны, ярки и привлекательны, они позволяют легко установить контакт с клиентом (будь то взрослый или ребенок).

Ассоциативные карты – один из передовых инструментов в работе психолога (социального педагога, учителя, воспитателя и др., позволяющий в очень сжатые сроки получить необходимый объем информации для качественной работы с клиентом. Как инструмент, карты обладают большим количеством плюсов, главные из которых – простота использования и безопасность для клиента.

Метафорические ассоциативные карты – это красивые колоды, которые стимулируют творческий потенциал и коммуникацию! Они являются одновременно и инструментом, и игрой. Карты подходят для широкого спектра использования: от работы в сфере социальных проблем и терапии к семейной игре, от бизнеса до театра.

Карты очень быстро помогают прояснить и осознать актуальные переживания и потребности клиента, его незавершенные внутренние процессы. При работе со зрительными образами у клиента отсутствует или значительно снижена сознательная цензура, это облегчает работу с его внутренними подсознательными конфликтами.

Карты предоставляют нам возможность увидеть наглядную картину любых межличностных отношений, или взаимоотношений человека с любыми идеями и образами из его внешней или внутренней реальности. Использование карт для обращения к психотравмирующей ситуации через метафору, позволяет избежать дополнительной ретравматизации и создает безопасный контекст для поиска и моделирования решения. Карты запускают внутренние процессы самоисцеления и поиска своего уникального пути выхода из кризиса.

Метафорические ассоциативные карты являются уникальной проективной методикой, которая используется в работе с различной проблематикой, как индивидуально, так и в групповом режиме.


Техника«Кто спрятался?» (от 1,5  усложняя до 6,5 лет )

Цель. Развитие внимания, памяти.

Материал: кусок ткани или платочек, карты животных или сказочных героев (можно из серии «Волшебный сундучок»)

Показать ребёнку карты. Спросить кто изображен на картинках, чтобы потом не было такого казуса,что на самом деле он просто не знал кто это. Много можно сразу и не брать. Разложить на столе начиная с 2-х картинок. Пусть ребенок посмотрит на них и запомнит. После необходимо собрать карты, одну положить под платочек. Другую карту положить в открытую (ВО).

ПСИХОЛОГ: Кто спрятался от нас под платочек?

И далее можно усложнять добавлять другие карты обыгрывая, что к нам в игру хочет например: курочка.

 

Техника«Найди такую же карту»( 1,5-4 года)

Цель. Развитие внимания, памяти.

Материал: парные карты животных, предметов или сказочных героев.

Знакомим ребенка с картами(без пар), называя их.  Потом обязательно показываем пример. Кладем две одинаковые карты и третью другую, проговариваем, что две одинаковые, а эта другая. Убираем одинаковые, докладываем ещё 2 разные карты. Ребенок смотрит на них, можно проговорить кто или что изображено. Предлагаем четвертую парную третьей и просим найти такую же. Обсуждаем что у них одинаково.

 

Техника«Кошечка наелась» (1,5 -3г)

Цель: развитие эмоциональной сферы, выразительности движений.

Материал: карты эмоциональных кошек.

Сказка про то, как жила кошка с котенком, а котёнок любил кушать рыбку. Мама кошка ходила в магазин за рыбкой. Котёнок ждал маму кошку был голодный, хотел кушать и был грустный- грустный. Мама кошка приходила и приносила ему рыбку, он радовался и кушал рыбку. Сладко засыпал.

Найти среди трех эмоциональных картинок если сложно, то сразу показать грустного котёнка. Изобразить его. Так же найти, или показать весёлого котёнка.

Техника«Радость» (2,5 –нет ограничений)))

Цель: развитие эмоциональной сферы, снижение тревожности, ресурсное упражнение, развитие воображения.

Материал: карты ЭККО, краски гуашь или карандаши, бумага.

Маленькому ребенку сложно правильно расшифровать метафорический рисунок радости с ходу, но мы можем ему помочь, поговорив, или приведя примеры радости(солнце, море, конфеты, мама, торт, ёлка дед мороз ) нужно  понять на чем он остановится, на что ребёнок отреагирует. Помочь, если ему сложно, выбрать карту о его радости, проговаривая ее, рассмотреть ее, заметить какие цвета на ней, найти такие же баночки (желательно черный цвет убрать). Положить карту в центр листа и начать от нее дорисовывать весь лист.

Примечание: маленькому ребенку нужно помогать, и карту держать, следить, что бы не намазал ее,(для таких занятий хорошо иметь пластмассовое стекло, чтобы накрыть карту.) ребёнок может рисовать руками и кистью, и карандашами, и губками. Главное процесс. 

Для исследования и коррекции личности ребёнка, его состояний, отношений к миру, взаимоотношениям в семье, можно использовать разные проективные методики вместе с МАК.

Так же за основу диагностики вы можете взять сказки доктора Луизы Дюсс.

Этот тест был составлен детским психологом доктором Луизой Дюсс. Он может быть использован в работе с детьми, которые пользуются крайне простым языком для выражения своих чувств.

Но я вам покажу свой вариант выявления и коррекции страхов.

Вы рассказываете ребенку сказки, где фигурирует персонаж, с которым ребенок будет идентифицировать себя. Каждая из сказок заканчивается вопросом, обращенным к ребенку.

Провести этот тест не очень сложно, поскольку все дети любят слушать сказки.

Необходимо иметь в виду следующее.

Детям свойственно, слушая, пересказывая или придумывая истории и сказки, искренне выражать свои чувства, в том числе и негативные (агрессия). Но лишь при условии, что это не носит навязчивого характера. Также, если ребенок постоянно выказывает нежелание слушать рассказы, содержащие элементы, вызывающие тревогу и беспокойство – на это следует обратить внимание. Избегание сложных ситуаций в жизни – это возможный признак неуверенности и страха.

Техника«Что он боится?»  (3-6,5 лет)

Цель: диагностика и коррекция страхов.

Материалы: любая колода карт на выбор МОНСТРИКИ ЧУВСТВ, ИЗ СУНДУКА ПРОШЛОГО, ПЕРСОНИТА, САГА, МИФЫ и др. плюс колода ЭККО, бумага карандаши.

Психолог предлагает ребёнку послушать сказку, и помочь ему ее досказать и сделать для нее иллюстрацию из карт.  Начинает рассказывать сказку о мальчике или девочке, или существе который жил в своём мире, но очень похожий на наш с машинами и городами, с детскими садами и магазинами…  

«Жил(а) был(а) мальчик(девочка) существо(название) далее N,

Выбрать карту для N

каждое утро  он ходил в детский сад вместе

(здесь психолог просит ребёнка  помочь рассказать)________

Выбрать карту для того с кем ходит в сад (что бы ребенок не чувствовал себя одиноким когда будем выбирать страх)

Nнравилось ходить в садик?________N ходил в садик, а потом возвращался домой где были____________________

Выбрать карты тех кто был дома(чтобы ребенок чувствовал себя защищенным) и думал о том, что он сильно боится____________________

И вот здесь начинается коррекция….

Выбрать кату страха(экко для того чтобы конкретно не визуализировать ребёнку страх, что бы это проходило больше на уровне чувств)

Пусть ребенок кладет карты там, где сам считает нужным.

Варианты коррекции: 1. Пожалеть страх ….Все абсолютно все чего-то боятся и страх тоже (это принятие себя в страхе, снятие чувства вины).

 Вопросы: Чего или кого боится страх? (можетне пройти). Если идет…выбрать карточку того чего боится страх. Что чувствует страх, когда это появляется? Каким он становится(маленьким, смешным, сморщенным, без движения и др.) Когда он такойN его жалко? Что чувствует N когда страху плохо? Что N хочется, чтобы со страхом случилось? Что можно сделать?

Вариант 2. Высмеять страх.Страх боится когда над ним смеются. Здесь возможно рисование.  N становится сам волшебником, или находит волшебный предмет для того, что бы превратить страх во что-то смешное.  Можно выбрать карту волшебного предмета. Можно придумать заклинание. Вопросы: Во что можно превратить страх? Что ему можно добавить?(смешныеуши, хвост поросёнка, глазки уменьшить до бусинок и др.

Вариант 3. Поиск союзников (защитников) в борьбе со страхом. Этот вариант возможно совмещать с другими. Предлагается посмотреть на те персонажи, которые лежат с начала сказки(скорее всего это будут родители и бабушки с дедушками).

Вопрос: Кто может выступить твоим помощником в борьбе со страхом? (Это тоже диагностично, к кому большее доверие) Им тоже можно найти волшебный  предмет, который они будут использовать в борьбе или высмеивании страха.

В конце N может найти (директивно подложенный психологом) какой-то амулет, свиток, вещь которая будет означать награду и символизировать Смелость и победу.

 Важно спросить как себя сейчас чувствует N? Радостно ли ему, чувствует ли он как проснулась в его теле смелость, какого она цвета, где она проснулась, можно заякорить это состояние.

Дети очень любят работать с МАК, с удовольствием рассматривают и выбирают картинки. Каждый специалист может найти собственное применение картам. Потому что карты не требуют какой-то особой трактовки и расшифровки, работая с ними, нужно только уметь слушать и понимать себя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Принципы и стратегии работы с метафорическими картами

Основные принципы работы с метафорическими картами можно представить в виде пяти утверждений:1. Метафорические карты не являются диагностическим средством для психологического заключения, постановки д...

развитие самостоятельности и инициативы детей с помощью планшета с песком и метафорических карт

работа с детьми старшего возраста по развитию самостоятельности...

Развивающая программа с использованием метафорических карт "Игры души"

Представленная программа является коррекционно-развивающей, так как направлена не только на коррекцию уже имеющихся эмоциональных нарушений, но и на профилактику возникновения эмоционального дискомфор...

Конспект семинара-практикума для работы с педагогами на основе использования проектной методики - метафорические карты на тему «Тараканы в голове»

Актуальность темы эмоционального выгорания педагогов в ДОУ не снижается со временем, а скорее наоборот, возрастает. С каждым годом появляются новые методы профилактической работы педагога - психолога ...

"Метафорические карты в работе с педагогами и родителями"

Метафорические ассоциативные карты (иначе их еще называют проективными, терапевтическими) – это набор картинок величиной с игральную карту или открытку, изображающих людей, их взаимодействия, жи...

Упражнение с метафорическими картами в работе с родителямми

Использование дерева как метафоры дает огромное поле для размышления о человеке вообще и о себе в частности....