Образовательные проекты
проект

Образовательные проекты

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_oberegovye_kukly.docx24.5 КБ
Файл proekt_v_pervoy_mladshey_gruppe_na_temu.docx136.58 КБ
Файл proekt_kukly.docx262.52 КБ
Файл proekt_teremok.odt1.71 МБ

Предварительный просмотр:

Проект Тема: «Секреты бабушкиного сундука» (куклы-обереги)

Проект Тема: «Секреты бабушкиного сундука» (куклы-обереги)

Разработчик проекта: Рявкина Светлана Ильинична.

МБОУ «Ларьякская СШ».

Образовательная области: «Познавательное развитие» «Социально- коммуникативное развитие»«Художественное эстетическое развитие»«Физическое развитие».

Вид проекта: познавательно-исследовательский.

Участники проекта: педагоги, родители, дети подготовительной группы.

 

Сроки реализации проекта: с 1 декабря  по 31 января.

«Чем дальше в будущее входим,
Тем больше прошлым дорожим.
И в старом красоту находим,
Хоть новому принадлежим».

Вадим Шафнер.

Актуальность проекта.

В современном обществе остро ощущается возрождение интереса к истории русского народа, к его культуре, традициям, обычаям, быту. И это не только дань моде. Люди, уставшие от постоянных стрессов, сумасшедшего темпа работы и перенаселенных городов, подсознательно тянутся к природе, размеренной жизни предков, их житейской мудрости, опыту и спокойствию.

Русская тряпичная кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, обладают магическими свойствами. Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом.

Кукла появилась очень давно. Она сопровождала человека на протяжении всей его жизни, выполняя различные функции: обрядовые, культовые, воспитательные, развлекательные. Несмотря на пробуждающийся в обществе интерес к тряпичной кукле, дети не осознают ее важного места в русской культуре и не воспринимают как привлекательную игрушку.

Яркий и интересный проект позволит показать историческую ценность кукол, откроет возможность использования таких изделий в повседневной жизни для игр и подарков, мотивирует детей к изготовлению кукол своими руками.

Проект «Секреты бабушкиного сундука» – призван сыграть роль в сохранении и передаче национальных традиций подрастающему поколению с самого раннего возраста. Он даст возможность погрузить детей в культуру и традиции своего народа, наших далеких предков. Бабушкин сундук – это кладезь старинных и ценных вещей. «Не зная традиций своего народа невозможно продвигаться вперед и добиваться каких-либо результатов, наши дети должны знать культуру

своего народа, его язык и традиции».

Цель проекта:

Формирование у детей старшего дошкольного возраста интереса к истории и культуре русского народа через образ традиционной народной тряпичной куклы-оберега. Объединение детского сада и семьи посредством воплощения единого замысла. Сближение детей и родителей при осуществлении совместной работы при изготовлении тряпичных кукол.

Задачи:

  1. Познакомить с историей возникновения народной куклы;
  2. Развивать познавательную и творческую активность, через разные формы работы: НОД, развлечения, беседы;
  3. Обучение технологии изготовления народных кукол-оберегов;
  4. Обогащение активного словаря ребёнка, через знакомство с народной куклой-оберегом;
  5. Воспитывать чувства патриотизма, уважения к национальным традициям, через народную куклу.

Предполагаемые результаты для детей

  • повысится качество воспитательно-образовательной работы с дошкольниками;
  • дети получат знания об истории возникновения, разнообразии и назначении традиционной обрядовой русской куклы;
  • дети узнают, в какие куклы играли много лет назад, из чего делали старинные обрядовые куклы;
  • дети станут более коммуникативно-компетентны по данной теме
  • овладеют технологией изготовления тряпичных кукол-оберегов, развитие творческих способностей в процессе изготовления кукол.

Предполагаемые результаты для воспитателей

  • появится тесный контакт с родителями воспитанников
  • повысится статус группы
  • пополнится предметно — развивающая среда
  • разработанные материалы проекта будут широко использованы при проведении организованной образовательной деятельности, в сфере дополнительного образования и в семье.

Предполагаемые результаты для родителей

  • родители станут активными помощниками в жизни группы
  • отношения родителей и детей станут более близкими

доброжелательными.

Этапы работы над проектом

Подготовительный этап

  1. Сбор информации (методическая литература, журналы, интернет – ресурсы).
  2. Подготовка материала для творчества (ткань, нитки, вата, тесьма и т.д.).
  3. Разработка плана по реализации проекта.

Основной этап

  1. Рассматривание иллюстраций, альбомов «Русская изба» (знакомство с бытом русского народа).
  2. Беседы: «История возникновения тряпичной куклы» «Как выглядели куклы раньше» «Почему у народной куклы нет лица» «Игрушки наших прапрабабушек».
  3. Знакомство с историей кукол «Крупеничка»«Кубышка – травница»«Пеленашка»«День и Ночь»«Мартинички»«Кувадка».
  4. Оформление альбомов: «Народные тряпичные куклы-обереги»«Куклы в русских народных играх и обрядах»
  5. Продуктивная деятельность детей (изготовление кукол «Пеленашка»«Кувадка»).
  6. Совместное изготовление кукол вместе с родителями (выставка работ).

Работа с родителями

  1. Консультации: «Народная кукла как средство приобщения ребенка к народной культуре»«Мудрые игрушки наших предков»«Тряпичная кукла в развитии творчества детей».
  2. Сбор материала для изготовления тряпичных кукол-оберегов (ткань, нитки, вата и т.д.).
  3. Мастер – класс «Изготовление куклы «Кувадки».
  4. Презентация кукол, изготовленных совместно с детьми.

Заключительный этап

В итоге выполнения проекта достигнуто следующее:

  • была изучена история традиционной русской народной куклы и ее виды
  • освоена технология выполнения куклы-оберега
  • изготовлены образцы кукол
  • проведен мастер-класс по изготовлению оберега -куклы «Кувадки»
  • оформлена выставка совместных работ детей и родителей «Куклы-обереги».

План реализации проекта

Образовательные области программы

«Познавательное развитие»

«Социально-коммуникативное развитие»

Виды деятельности:

Рассматривание иллюстраций «Русская изба».

Беседы: «Быт русского народа»«Праздники на Руси»«Чем играли наши бабушки»«Зачем нашим предкам были нужны куклы».

Составление творческих рассказов «Что мы знаем о русской избе».

НОД: «Путешествие в прошлое куклы»«Куклы наших бабушек»«Тряпичные куклы обереги».

Занятия – эксперименты: «Какие бывают виды тканей»«Из какого материала легче сделать куклу».

Д/игры: «Угадай на ощупь, что внутри куклы»«Одень куклу»«Народные промыслы»«Что бывает из соломы, дерева, ткани»; «Где что стоит

в горнице»; «Составь орнамент»«Что лишнее?».

Просмотр презентаций «Праздники на Руси»«Обрядовые куклы»«Мир кукол наших предков».

«Социально-коммуникативное развитие»

Сюжетно – ролевые игры: «Крестьянская семья»«Дом»«У бабушки в гостях».

Рассматривание иллюстраций, фотографий, посвященных жизни в «старину»; альбомов «Куклы в русских народных играх и обрядах»;

«Обереговые куклы».

Презентация: «Как жили люди на Руси»«Откройте бабушкин сундук, и вы увидите, чтотут».

«Чтение художественной литературы»

Чтение: М.А. Пожарова «Тряпичная кукла»; И. Рюмина «Куклы наших бабушек». Стихи о матрешке, куклах В. Приходько,, Т. Ладонщиков.

Заучивание потешек, песен на тему быта русского народа

«Коляда. Коляда!»«Как на Масляной неделе…»«Масленица, Масленица».

«Художественно-эстетическое развитие»

Рисование: «Кукла моей бабушки».

Аппликация: «Украсим кукле фартук».

Лепка: «Игрушки моей бабушки».

Конструирование: «Домик для кукол»«Построим бабушкин сундук»«Русская изба».

Развлечение: «День рождения куклы».

Хороводы: «Как пошли наши подружки»«С вьюномя хожу».

«Физическая культура»

Подвижные игры: «Ручеек»«Карусель»;

«Гори, гори, ясно».

Заключение

Вместе с детьми мы выяснили, что в бабушкином сундуке хранились тряпичные куклы, как один из древнейших видов декоративно — прикладного искусства, украшающий и оберегающий быт людей. И это лишь малая часть из всего того многообразия кукол, которые были показаны. Все они несли в себе магическое действие. Конечно, кто-то может сказать, что все это вымысел, но люди верили в это. Эти знания жили очень долго и передавались из поколения в поколение.

Сегодня русские народные тряпичные куклы-обереги переживают свое второе рождение и все больше и больше современных людей начинают

интересоваться народными обрядами, культурой и традициями Древней

Руси. И домашние предметы, которые были в обиходе в те времена, сделанные руками, с душой, становятся популярными и востребованными. А сделать кукол можно самостоятельно, для этого нужно всего лишь несколько обрезков лоскутков, нитки, фантазия, терпение и любовь к народному творчеству. Русская тряпичная кукла стала прообразом мягкой игрушки, которую так любят и дети, и взрослые. В чем секрет ее обаяния и притягательности? Очевидно в том, что она никогда не бывает холодной.

Нам удалось сделать все, что мы задумали, мы провели исследование о секретах бабушкиного сундука и раскрыли один из них — это тряпичные куклы-обереги, и они у нас получились. В результате работы над проектом реализовались поставленные задачи: 75% родителей с огромным желанием приняли участие в проекте; заинтересовались назначением и разнообразием тряпичных кукол-оберегов; выразили желание изготовить кукол для выставки; презентовали и поделились опытом изготовления кукол оберегов.

Дети познакомились с разнообразием и ролью тряпичных кукол в крестьянском быту с ее предназначением, освоили технологии изготовления некоторых из них.

Итоговый продукт:

  1. Изучена история традиционной русской народной куклы и ее виды.
  2. Собрана информация о содержании «Бабушкиного сундука» и что в нем хранилось.
  3. Освоена технология выполнения тряпичных кукол-оберегов «Пеленашка»«Кувадка» с детьми.
  4. Изготовлены образцы тряпичных кукол родителями для выставки.
  5. Проведен мастер-класс для родителей (изготовление куклы- оберега «Кувадки».
  6. Презентация проекта и выставки кукол-оберегов родителям и педагогам ДОУ.



Предварительный просмотр:

Ханты – Мансийский автономный округ – Югра

(Тюменская область ) Нижневартовский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  «Ларьякская средняя школа».

ПРОЕКТ в первой  младшей  группе на тему

«Домашние животные»

Выполнила : Рявкина С.И.

Ларьяк.

Содержание:

 

1.

Пояснительная записка

3

1.1.

Актуальность

3

1.2.

Новизна проекта

3

1.3.

Концептуальность проекта

4

2.

Механизм реализации проекта

6

3.

Заключение

9

4.

Список литературы

10

5.

Приложение 1

11

6.

Приложение 2

20

7.

Приложение 3

22

8.

Приложение 4

30

9.

Иллюстрации к проекту

36

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка.

Знакомство детей с домашними животными и их детёнышами- играет огромную роль в жизни человека. И мы, взрослые, должны научить ребёнка правильному общению с животными.

Воспитать в ребёнке мягкость, бережливость, заботу, любовь к четвероногим друзьям, чувствовать их состояние, считаться с их желаниями. Наша задача- донести до детей какие животные живут с человеком и какую пользу они приносят, как ухаживать за ними. Сформировать у детей реалистические знания и гуманное  отношение к животным.

 Актуальность.

Воспитание бережного и заботливого отношения к животным- это большое значение в жизни ребёнка!

Животные в  доме- важный фактор воспитания, и мы хотим, чтобы наши дети росли добрыми, отзывчивыми, сердечными.

Вовлекая ребёнка в совместную деятельность по уходу за домашними животными, взрослые развивают в своём ребёнке чуткость, умение понимать жизнь животных; побуждают к сочувствию; воспитывают готовность помогать делом.

  • Новизна проекта заключается в интеграции образовательных областей при организации образовательного процесса; в применении принципов личностно- ориентированного подхода при организации воспитательной работы; в создании условий, способствующих сплочению всех участников образовательных процессов: детей, воспитателей, родителей в ходе совместной работы по реализации проекта.

Объект проектирования: Знакомство с домашними животными и их детёнышами.

Предмет проектирования: Формирование любви к домашним животным, дружелюбие.

Проблема: У детей младшего возраста недостаточно развиты знания о домашних животных и их проживании.

Гипотеза: Развивать знания, навыки ухода за домашними животными, обогащать интерес к домашним животным.

Цель проекта: Дать детям представление о домашних животных и их детёнышах, их внешнем виде, повадках, роль домашних животных в жизни человека. Познакомить детей с названиями домашних животных и их детёнышей, с местом их проживания. Воспитывать любовь, заботу к домашним питомцам.

Задачи проекта:

  • Расширить и углубить представление детей младшего возраста о домашних животных и их детёнышах, их характерных особенностях;
  • Учить детей ухаживать за домашними животными и их детёнышами;
  • Воспитывать любовь и бережное, заботливое отношение к ним;
  • Помочь родителям формировать у детей потребность в безопасности и любви к домашним животным;
  • Развивать продуктивную деятельность детей, совершенствовать навыки и умения в рисовании и лепке;
  • Закрепить умение отвечать на вопросы, вести диалог.

 Концептуальность проекта:

Для того, чтобы сформировать у детей знания и умения по знакомству с домашними животными, необходимо:

  • Дать первоначальные знания о домашних животных;
  • Привлечь родителей, которые помогут детям получить позитивный опыт по отношению к домашним животным.

Вид проекта: Познавательно- игровой, краткосрочный.

Продолжительность проекта: одна неделя.

Участники проекта: Воспитатели, дети в возрасте 2- 3 года и родители воспитанников.

Предполагаемый результат:

Дети:

  • усвоят знания об образе жизни домашних животных, их внешнем виде, поведении;
  • научаться правильно называть животных и их детёнышей;
  • узнают какую пользу приносят домашние животные людям;
  • закрепим обобщающие понятия «домашние животные».

Родители:

  • повысится интерес к познавательной и продуктивной деятельности, расширят кругозор детей;
  • появится желание завести домашнее животное;
  • установится тесный контакт между взрослыми и детьми.

Механизм реализации проекта.

Подготовительный этап:

  • Подбор методической литературы по теме.
  • Подготовка дидактического материала, наглядные пособия ( картины, альбомы для рассматривания, настольные игры);
  • Определение целей и задач.
  • Подготовка материала для работы с родителями по знакомству с домашними животными в виде памяток, консультаций, анкет.
  • Составление плана работы.

Основной  этап:

  • Беседа с детьми о домашних животных;
  • Чтение рассказов, сказок о домашних животных;
  • Заучивание потешек, стихотворений;
  • Рассматривание картин, альбомов на тему «Домашние животные и их детёныши».
  • Игры- дидактические, словесные, настольные, сюжетно- ролевые, подвижные.
  • Практическая деятельность по решению проблемы, планирование совместной деятельности, вызвать положительное отношение к выполнению практических навыков в рисовании, лепке.
  • Ситуационные разговоры с детьми о домашних животных.
  • Создание развивающей предметно- пространственной среды.

Заключительный  этап:

  • Презентация «Домашние животные и их детёными»;
  • Итоговая организованная образовательная деятельность «Мамины детки»;
  • Повышение уровня знания о домашних животных.

План реализации проекта:

Образовательные области- виды деятельности.

Познавательное развитие: Формирование целостной картины мира «Кто живёт в будке?»

Алгоритмы: «Чей хвост?», «Назови детёнышей», «Назови ласково», «Самый внимательный». Цель – закрепить знания о домашних животных и их детёнышей. (см. приложение 1)

Художественно- эстетическое развитие: рисование «Кошечка», лепка «Киска». Цель- закрепить знания о домашних животных, желание создавать образ любимого животного, закрепить приём лепки и рисования. (см. приложение 1)

Речевое развитие:

Развитие речи- рассматривание и обсуждение картины «Домашние животные». Игра «Послушай и назови» (см. приложение 1)

Физическое развитие: п/и «Воробушки и кот», «Лохматый пёс», «Кот и мыши», «Лошадки». Цель- активизировать двигательную активность детей. (см. приложение 2)

Социально- коммуникативное развитие: д/и «Кто в домике живёт?», «Чьи детки?», «Отгадай, кто это?», «Кто чем питается?», «Чей голос?». Цель- закрепление знаний о домашних животных. (см. приложение 2)

Чтение потешек о домашних животных. (см. приложение 3)

Беседы 

«Домашние животные. Корова.»,

«Домашние животные и их детёныши»,

«Как надо обращаться с домашними животными»,

«О домашних животных». (см. приложение 3)

Безопасность:  

«Домашние животные в жизни ребёнка».

Работа с родителями.

Консультация

«Домашние животные».

Памятка «Правила безопасного  поведения с животными».

Анкета « Моё отношение к домашним животным».

Цель: повышение знаний родителей о жизни домашних животных, получение информации по данной теме в виде наглядной информации.

(см. приложение 4)

Достигнутые результаты.

Дети: с помощью взрослых у детей появился интерес к домашним животным; появились навыки и умения, знания об уходе за домашними животными; развили творческое мышление из различных источников; с поставленными целями и задачами справились.

Родители: вместе с детьми укрепили знания о домашних животных; активно интересовались жизнью детей в детском саду по ознакомлению с домашними животными; ознакомились с памятками, консультациями; провели анкетирование; взаимодействовали между детским садом и семьёй.

Продукты реализации проекта:

  • Наглядная информация для родителей;
  • Картотека дидактических игр, подвижных игр по знакомству с домашними животными;
  • Картотека по художественно- словесному материалу по воспитанию и развитию речи о домашних животных;
  • Досуг «Мамины детки».
  • Презентация «Домашние животные и их детёныши».
  • Альбом «Домашние животные».

 Заключение.

С поставленными целями и задачами справились.

Закрепили пройденный материал через продуктивную деятельность и чтение художественной литературы.

Можно сделать вывод, что благодаря проделанной работе, произошло закрепление и улучшение знаний, обогатился словарь детей по данной теме проекта «Домашние животные».

Адресная направленность опыта:

Данный проект «Домашние животные» может быть полезен для воспитателей дошкольных учреждений и родителей.

  Список литературы:

 

  1. Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. «Безопасность» Спб: «Детство- Пресс», 2012 г.
  2. Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду». Москва «Просвещение», 1991 г.
  3. Венгер Л.А., Дьяченко О.М. «Угадай, как нас зовут?» москва «Просвещение», 2012 г.
  4. Голицына Н.С. «Перспективное планирование в детском саду. Первая младшая группа.» Скрипторий, 2015 г.
  5. Губанова Н.Ф. «Развитие игровой деятельности». Москва, Мозаика- Синтез, 2014 г.
  6. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. Москва, Мозаика- Синтез, 2015 г.

 

 

 

 

 

 

 

  Приложение 1

Организованная образовательная деятельность

в первой младшей группе.

Конспект ООД по художественно-

эстетическому развитию (рисование) «Кошечка».

Цель: Знакомство с кошкой, учить и узнавать её среди игрушек, подражать её голосу. Учить украшать силуэт кошки горизонтальными полосками, делать глазки- «точки» кисточкой; развивать чувство доброты.

 

Ход ООД.

Как у нашего Кота,

шубка очень хороша!

Как у Котика усы,

Удивительной красы!

Глаза смелые,

Зубки белые.

Воспитатель показывает иллюстрацию полосатой кошки. Дети её рассматривают.

Воспитатель: Какой котёнок?  (маленький, полосатенький)

Воспитатель: Полоски какие? (чёрные)

Воспитатель: На картинке Киска у нас полосатая, а у Вас « голая» и просит она нас её помочь.

Давайте, ребятки, оденем нашу Киску! Нарисуем ей полосочки и будет она у нас усатая- полосатая.

Смотрите, как я буду её одевать. Я, беру в руки кисточку, обмакиваю её в гуашь, придерживаю левой рукой листок и начинаю проводить линию от одной стенки силуэта до другой. Веду не отрывая руки всей кистью. Опять макнула в гуашь, отступила от верхней полоски вниз, и, снова провожу линию. И кошечка моя одела свою шубку.

Теперь давайте и Вы оденьте своего котёнка.

Воспитатель: Молодцы! Какие красивые у нас получились котята.

Физкультминутка.

Кошка очень хороша,

Ходит мягко, не спеша,

Сядет- умывается,

Лапкой вытирается.

 Вопросы к детям:

  • Что мы рисовали?
  • Какого цвета полоски?
  • Как проводили линии?

Выставка работ.

 https://prikolnye-kartinki.ru/img/picture/Nov/12/1c6f05fecbadce43309564617a53464e/1.jpg

Конспект ООД по художественно-

эстетическому развитию (лепка) «Киска».

 

Цель: Побуждать лепить фигурку животного, придавая сходство с натурой. Закрепить скатывание шарика и овала, накладывая друг на друга. Закрепить приём прощипывания.

 

Ход ООД.

Киска, киска, брысь,

На дорожку не садись,

А то деточки пойдут

Через киску упадут.

Воспитатель: Смотрите, какая у нас киска (рассматривание игрушки). Это что у киски? (туловище), Какое оно? (овальное), Это что? (голова), Какая она? (круглая), На голове что есть? (ушки, носик, глазки, усы) . Кошечка у нас одна и ей скучно, играть не с кем. И просит она нас ей помочь, слепить ей друзей. Поможем? (да).

Воспитатель показывает способ лепки, после чего дети начинают лепить.

Физкультминутка.

Киска к деткам подошла,

Молочка простила,

«Мяу» говорила.

 Вот теперь у нас много кошечек. Обыгрываем свою игрушку.

Конспект ООД по формированию целостной картины мира.

Тема: «Кто живёт в будке?»

Цель: Закрепить представления о домашних животных и их детёнышах. Упражнять в употреблении глаголов: лает, кусает, прыгает, охраняет. Закрепить умение произносить звукоподражание с разной высотой голоса; способствовать формированию осторожного обращения с незнакомыми животными.

Оборудование: макет будки, игрушка «Собака», миска, косточка.

Ход ООД.

Вот щенок озорной,

Он с лохматой головой.

Бегает и лает,

Во дворе играет.

Воспитатель: Ребята, что это у нас за дом такой? (будка), Кто живёт в  будке? (собака), Как она лает? (Гав- гав), Собачка большая или маленькая? (большая). Кто у собачки детки? (щенята). Давайте вместе с вами покажем как лает большая собака и маленькие щенята? (учимся передавать разницу в высоте голоса при звукоподражании, закрепляем глагол «лает»)

Кто хочет покормить собачку, дать ей косточку?

Для чего нужна мисочка? (чтобы лакать водичку и есть еду)

Физкультминутка.

Вот собачка Жучка,

Хвостик закорючка.

Зубы острые,

Шёрстка пёстрая. Гав.

Воспитатель: Молодцы! Хорошо Вы изображали собачку Жучку. Но вот беда, убежали от неё щенята и она не может их найти. Поможем?

Д/и «Найди маму»

Воспитатель дает детям детёнышей домашних животных и просит найти среди них щенят. В заключении воспитатель напоминает, что к животным нельзя подходить близко без разрешения взрослых.

Конспект ООД по развитию речи в первой младшей группе.

Тема: «Домашние животные и их детёныши.»

Игра «Послушай и назови.»

Цель: Знакомство детей с домашними животными их детёнышами; учить, называть и сравнивать их по величине; развивать память, речь, внимание, любознательность; обогащать словарный запас; воспитывать любовь к животным.

Материал: сюжетные картинки с домашними животными и их детёнышами.

Ход ООД.

Воспитатель загадывает загадки.

  • С хозяином дружит, дом сторожит?

живёт под крылечком, хвост колечком? (собака) Показ картинки.

  • Мордочка усатая, шубка полосатая.

Часто умывается, но с водой не знается,

Кто это? ( кошка) Показ картинки.

  • Сама пёстрая, ест зелёную траву,

Дает полезное молоко. Кто это? (Корова) Показ картинки.

  • Длинная грива, скачет ретиво.

Твёрдые копыца, дайте ей воды напиться. Кто это? (лошадь) Показ картинки.

Воспитатель:

У собаки маленький….(щенок)

А у кошки маленький…(котёнок)

У коровы …(телёнок)

А у лошади … (жеребёнок)

Посмотрите, мама- кошка большая, а котёнок какой? (маленький)

Щенок маленький, а собака какая? (большая)

Лошадь большая, а жеребёнок какой? (маленький)

Телёнок маленький, а корова какая?  (большая)

Физкультминутка.

У коровы есть ребёнок,

Брык- брык, скок- скок,

А зовут его телёнок

Брык- брык, скок- скок.

 

Воспитатель: А вы знаете как заботятся животные о своих детёнышах? Они кормят их молоком, чистят их шёрстку языком, согревают и защищают их.

Как заботятся животные о детёнышах?  (ответы детей)

Воспитатель: Что любит есть котёнок? (молоко, сметану)

А что любит есть щенок? (мясо, косточки)

Что ест жеребёнок? (травку, хлеб)

А что любит корова? (Травку)

Д/и «Послушай и назови.»

Раздаются голоса животных и надо назвать кому из животных они относятся.

Конспект ООД по развитию речи в первой младшей группе.

Тема: «Мамины детки.»

Цель: знакомить детей с домашними животными и их детёнышами; Знать части тела, какие совершают движения и что любят есть.  Развивать зрительное восприятие,  внимание, мышление, речь. Обогащать словарь детей .  Уметь образовывать слова с уменьшительно-ласкательным значением.

Словарь: Пушистый, большой, маленький, длинный, короткий, мягкий, шершавый.

Материал:  домик с бабкой и дедкой и домашними животными; кошка с котёнком, собака со щенком, корова с телёнком, свинья с поросёночком, лошадь с жеребёнком.

Ход ООД:

Воспитатель: В домике у бабы с дедом живут домашние  животные. Взрослое животное и его детёныш. Послушайте про кого я говорю:         «Маленькие лапки, а в лапках цап-царапки». Кто это? Правильно, дети. Это – кошка.

Картина кошка с котенком.

  • «Какая мама-кошка»? – «кошка большая, пушистая, громко мяукает».
  • «Какой детёныш?» - «котенок маленький, пушистенький, голосок тоненький, мяукает тихо». Любят есть рыбку, лакать молоко, умеют ходить, бегать, прыгать, лазать, кувыркаться. Если кошку обидеть – она больно царапается и фырчит, у кошки на лапках есть коготки-царапки. У котенка они тоже есть.

Воспитатель: «Мама-кошка очень любит своего котенка. Она его умывает по утрам, но не водой, а язычком. Она их вылизывает. Вот так.» (Показывает языком имитационные движения «Кошка вылизывает котенка»)дети повторяют за воспитателем. Воспитатель показывает на части тела котёнка и просит детей называть их ласково (части тела котёнка маленькие) лапка, ушко, хвостик, спинка, животик, носик. Кошка умыла котёнка, кошка ласковая, заботливая, любит своего котёнка.

Еще во дворе есть конура и там живет  собачка со щенком.  Воспитатель говорит загадку:

«Гладишь – ласкается, дразнишь – кусается?» Кто это? Правильно, собака.

Рассказ детей о внешнем виде собаки и щенка, как они разговаривают, как двигаются, что любят есть.(собака большая, щенок маленький, собака громко лает «гав-гав-гав», щенок тихо тявкает «тяф-тяф-тяф», любят косточки, мясо).

А в хлеву живёт корова с теленком.

«Му-му-му, молока кому?» Да, это корова. Описать с детьми корову и телёнка (корова большая, у нее рога, длинный хвост, она бодается, у телёнка нет рожек, они не выросли или очень маленькие рожки, сам он маленький, тихо мычит «му-му-му»; корова мычит громко, протяжно «мму-у-у». Любят травку).

Чтение потешки «Ходит, бродит по лужку рыжая корова.

Даст она нам к вечерку молочка парного.»

Рядом с коровой живёт свинья с поросёнком.

         «Спереди – пятачок, сзади – крючок,                                                             посредине  спинка, на спинке – щетинка».

Да, это свинка. Описать с детьми свинью и поросёнка (свинья большая, у неё на шкурке щетинки, она шершавая; поросёнок похож на маму, хвост крючком, нос пятачком, только маленький, на спинке у него мягкий пушок; свинья хрюкает громко «хрю-хрю-хрю», а поросёнок визжит «и-и-и-и-и» и хрюкает тихо).

А вот и помощница деда- лошадь с жеребенком.

«У кого хвост и грива?» Да, это лошадка. Описать с детьми лощадь и жеребёнка (лошадь большая, говорит громко «ржёт»; жеребёнок маленький, похож на маму, говорит тихо «и-и-и-и-гого»). Любят травку.

Воспитатель: «Ребята, а почему этих животных называют домашними?»

Правильно. Потому что они живут у человека. Послушайте стихотворение Л. Парамоновой:

К домашним животным мы тех отнесём,

С которыми в тесном контакте живём:

Коровы и лошади,

Мы их укрываем в тепле от мороза.

Их кормим и поим.

Их ласково гладим, всегда бережём.

Они к нам привязаны, очень послушны

И к голосу нашему неравнодушны.

Они нам дают молоко и сметану,

Другие нас возят везде неустанно,

А третьи наш дом охраняют,

Еду от мышей сберегают.

 

 Приложение 2

Физическое развитие:

П/и  «Лошадки»

Цель: Закрепить прямой голоп, ориентировка в пространстве; имитация голоса лошади.

 П/и «Кот и мыши.»

Цель: Учить детей бегать легко, на носках, не наталкиваясь друг на друга; ориентироваться в пространстве, менять движения по сигналу воспитателя.

 П/и «Воробушки и кот.»

Цель: приучать детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга; быть внимательными.

 П\и «Лохматый пёс.»

Цель: Бег в разных направлениях не толкая друг друга; умение произносить слова текста:

 «Вот лежит лохматый пёс,

 лёг уткнувши в лапы нос.

Тихо, мирно он сопит.

Может дремлет, может спит.

А попробуй, сунься, вор,

в миг залает на весь двор.»

 Социально- коммуникативное развитие:

 Д/и «Отгадай, кто это?»

Цель: найти животное по описанию.

 Д/и «Кто чем питается?»

Цель: Закрепить название корма, питья и из чего он ест.

 Д/и «Чья мама?»

Цель: Учить находить маму и её детёныша; умение правильно их называть.

 Д/и «Кто в домике живёт?»

Цель: Закреплять правильное произношение звуков; развивать речевое дыхание детей.

 Д/и «Чей хвост?»

Цель: Развивать внимание, память, мышление; правильно называть у кого какой хвост.

 

Сюжетно- ролевая игра: «На бабушкином дворе.»

Цель: Активизировать и развивать речь детей; раскрыть игровой замысел, сформировать  навыки ролевого поведения; закрепить домашних животных и их детёнышей.

 Сюжетно- ролевая игра: «Шарик у врача.»

Цель: Учить детей уходу за больными животными и пользованию медицинскими инструментами; воспитывать в детях чуткость, расширять словарный запас: ветлечебница, больной, лечение, лекарство.

 Приложение 3

Пальчиковые игры:

 «Коза рогатая»

Идет коза рогатая

За малыми ребятами

Кто кашку не ест,

Молоко не пьет,

Забодаю, забодаю!»

«Подставляй ладошку

Расскажу про кошку

Будем пальчики считать?

Раз-два-три четыре-пять

Вот – кулак,

А вот – ладошка.

На ладошку села кошка!

И крадётся потихоньку…

Видно мышка там живёт.»

«Подставляй ладошку

Расскажу про кошку

Будем пальчики считать?

Раз-два-три четыре-пять

Вот – кулак,

А вот – ладошка.

На ладошку села кошка!

И крадётся потихоньку…

Видно мышка там живёт.»

  1. «Кто в деревне живет?

Лежебока- рыжий кот.

Маленький теленок,

Желтенький цыпленок,

Белая овечка,

Мышка под крылечком.

Раз, два, три, четыре, пять.

Их не трудно сосчитать.

  1. «Кто в деревне живет?

Лежебока- рыжий кот.

Маленький теленок,

Желтенький цыпленок,

Белая овечка,

Мышка под крылечком.

Раз, два, три, четыре, пять.

Их не трудно сосчитать.»

ЗАГАДКИ.

Не пахарь, не столяр.

Не кузнец, не плотник.

А первый на селе работник. (лошадь)

С хозяином дружит.

Дом сторожит.

Живет под крылечком,

А хвост колечком. (собака)

Мягкие лапки,

А в лапках- цап- царапки. (кошка)

Пятачком в земле копаюсь,

В грязной луже искупаюсь. (Свинья)

  Идет, идет, бородой трясет,

Травки просит: «Ме-ме-ме,

Дай-ка вкусной мне». (коза)

Стихи и потешки:

Кисонька- мурысонька,

Откуда пришла?

-Целый день я, кисонька,

Гусяток пасла.

 Идет коза рогатая,

Идет коза бодатая,

Ножками: топ! Топ!

Глазками: хлоп! Хлоп.

Наша- то хозяюшка

Сметлива была.

Всем в избе работушку

К празднику дала:

Чашечку собачка моет языком,

Мышка собирает крошки под окном,

По столу котище лапкою скребет.

Половичку курочка венечком метет.

 Там котик усатый

По садику бродит.

А козлик рогатый

За котиком ходит;

И лапочкой котик

Помадит свой ротик;

А козлик седою

Трясет бородою.

В. Жуковский

А. Барто.

Идет бычок качается,

Вздыхает на ходу:

-Ох, доска кончается,

Сейчас я упаду!

Я люблю свою лошадку,

Причешу ей шерстку гладко,

Гребешком приглажу хвостик

И верхом поеду в гости.

Нет. Напрасно мы решили

Прокатить кота в машине:

Кот кататься не привык-

Опрокинул грузовик.

«Кискино горе»

Плачет киска в коридоре

У нее большое горе:

Злые люди бедной киске

Не дают украсть сосиски!

Скороговорки:

Щеночкам щеточками чистили щечки.

Поросята провизжали просьбу о прокорме.

На опушке в избушке

Живут старушки-болтушки.

У каждой старушки лукошко.

В каждом лукошке кошка.

Кошки в лукошках

Шьют старушкам сапожки.

Я несу СУП-СУП!

А кому? ПСУ-ПСУ!

Киска из миски пьет молоко.

Миска от киски стоит далеко.

Тянется киска к миске своей.

Киска, из миски пей поскорей!

 Беседа в младшей группе на тему «Домашние животныеКорова»

Цель: Продолжать знакомить детей с домашними животными, формировать доброжелательное отношение к животным, желание заботится о них, закрепить знания о молочных продуктах.

Ход беседы.

Воспитатель: Ребята сегодня к нам в гости пришел гость, а кто это вы узнаете, отгадав загадку.

Ест траву, жуёт, мычит…

Погладить мне велит

И даст нам парного молока.

(это корова Зорька)

А как коровка разговаривает? А как называют детеныша коровы?

(«Муу» и теленок)

Воспитателькорова- домашнее животное!

Летом коровка пасется на лугу и ест свежую траву, а зимой корова ест сухую травку и живет в коровнике. А кто мне скажет, как называется сухая трава? (сено). Человек его заготавливает летом, а зимой кормит коровку.

Физкультурная минутка «Коровушка»

Я коровушку свою

Ранним утром подою.

Я поглажу ей бока:

Дай детишкам молока.

Воспитатель: А молоко, какое ? (белое, вкусное, полезное). Зачем нам нужно пить молоко? (чтобы быть сильными, крепкими, здоровыми)

Беседа «Домашние животные и их детеныши»

Цель: знания детей о жизни домашних животных и их детенышей; развивать воображение, любознательность, память и мышление детей; воспитывать бережное отношение к животным.

Воспитатель: сейчас я буду показывать картинки, а Вы будете называть кто это.

- Посмотрите, кто здесь нарисован? (корова)

- Как мычит корова? (низким голосом «Мму-у-у»)

- А кто рядом с ней? (теленок)

- Как он мычит? (тоненько «Мму-у-у»)

- Корова большая? А теленок? (а теленок маленький)

- А это кто? (лошадь)

-Правильно, а как лошадь ржет? (громко «И-го-го»)

- А как зовут детеныша лошади? (жеребенок)

- Как он ржет? (тоненьким голосом «И-го-го»)

- Лошадь большая? А жеребенок какой? (ответы детей)

Обобщаю ответы детей: правильно, ребята, лошадь большая. Жеребенок маленький.

- Кто же на картине нарисован? (свинья)

- Как хрюкает свинья? (громко «Хрю-хрю»)

- А кто детеныш у свиньи? (поросёнок)

- Как он хрюкает? (тихо «Хрю-хрю»)

- Посмотрите, а кто на этой картинке изображён? (собака)

- А как она лает? (громко «Гав-гав»)

- А кто рядом с нею? (это ее детеныш - щенок)

- Как тявкает щенок? (тихо «Тяв-тяв»)

- Собака большая? А какой щенок? (а щенок маленький)

- А это кто? (кошка)

- Как мяукает кошка? (громко «Мяу-мяу»)

- Как зовут детеныша кошки? (котенок)

- Как мяукает котенок? (тихо «Мяу-мяу»)

Молодцы, ребята, вы все правильно мне называли. Мы теперь сможем ухаживать за домашними животными.

Беседа с детьми о домашних животных

Цель: Закрепить понятие «домашние животные». Учить составлять описательные рассказы о домашних животных с использованием игрушек. Развивать творческое воображение. Учить находить признаки сходства у домашних животных с предметами, расположенными вокруг. Развивать логическое мышление детей, воспитывать доброе и чуткое отношение к животным.

Физминутка:

Давайте превратимся в кузнечиков.

Поднимите плечики,

Прыгайте кузнечики.

Прыг – скок, прыг – скок,

Сели. Травушку покушали,

Тишину послушали.

Выше, выше, высоко

Прыгай на носках легко.

Вокруг себя повернись

И в ребяток превратись.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, пожалуйста, на эти картинки и найдите, что есть общего у кошки с этими предметами. (Иголка острая и когти у кошки острые. У стола 4 ножки, и у кошки 4 лапки. Собачка домашнее животное, и кошка – домашнее животное. Платок мягкий, и кошка тоже мягкая. Мальчик умывается, и кошка тоже любит умываться. Шуба теплая, и у кошки шубка тоже теплая.) Затем воспитатель загадывает детям загадки о домашних животных.

Сравнение домашних животных с предметами.

  Игра-беседа «Как надо обращаться с домашними животными»

Цели: закрепить характерные особенности домашних животных; воспитывать заботливое отношение к животным, учить осторожно обращаться с ними;

Воспитатель: Ребята, каких домашних животных, которые живут с нами, вы знаете? (Корова, лошадь, коза.)

Воспитатель: Где живут домашние животные? (Рядом с человеком.)

Воспитатель: Какие у них домики? (Сараи, коровники, свинарники, конюшни.)

Воспитатель: Каких животных можно держать дома?

Я умею чисто мыться —

Не водой, а язычком.

Мяу! Как мне часто снится

Блюдце с теплым молочком! (Кошка.)

Гладишь — ласкается,

Дразнишь — кусается. (Собака.)

У кого дома живет кошка? Как ее зовут? Какая она?

У кого дома живет собака? Как ее зовут? Какая она?

Воспитатель: А если животное живет у нас дома, кто за ним должен ухаживать? (Люди, дети.)

Воспитатель:  Как котенок просит есть? (Мяу-мяу.)

Воспитатель: Как щенок просит есть? (Гав-гав.)

Воспитатель: На улице много чужих собак и кошек, которые живут в подъездах и подвалах. Они грязные. От грязи дети могут заболеть и попасть в больницу. Нельзя трогать чужих собак и кошек, потому что они могут царапнуть или укусить.

 Приложение 4

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«МОЕ ОТНОШЕНИЕ К ДОМАШНИМ ЖИВОТНЫМ»

  1. Какие домашние животные у Вас дома?
  1. Часто ли Вы заводили в доме новых животных?

 По чьему желанию в доме появились животные?

 Если бы у Вас был выбор и возможность держать домашнее

животное, то какое бы вы предпочли: собаку, кошку, рыбок,

птиц, экзотических животных?

 Кто в качестве друга подходит вам больше: человек или домашнее

животное?

 Какое событие Вам тяжелее пережить:

  • смерть домашнего животного
  • потерю большой суммы денег;
  • разлад с добрым человеком?

 Если бы у Вас совсем не было денег, то что бы Вы продали:

  • единственное праздничное платье;
  • домашнее животное?

 Вы стали бы наказывать (ругать) своего ребенка, если бы увидели, что он:

  • отрывает мухе лапы;
  • дергает кошку за хвост;
  • кидает камни в собаку;
  • пачкает только что надетую одежду?

 Если бы Ваш ребенок попросил домашнее животное, то Вы:

  • купили бы то, что он просит;
  • сказали бы, что на это нет денег;
  • купили бы то, которое хотите сами?

 Заводя домашнее животное, Вы рассчитываете:

  • найти в нем друга;
  • улучшить свое материальное положение, продавая щенков или котят;
  • приобрести новый опыт в общении?

 Если бы у вас был выбор, животное какого пола Вы выбрали бы:

  • мужского;
  • женского?

 Если бы волшебник превратил Ваше животное в человека, то кем бы оно стало:

  • другом (подругой);
  • отцом (матерью);
  • ребенком;
  • мужем (женой)?

 Любящий, сочувствующий животным родитель вырастит подобного себе ребенка. ВСЕГО ВАМ ДОБРОГО!

 Консультация «Домашние животные»

Домашние животные являются частью жизни многих детей. Родительское участие, открытое обсуждение и планирование, обычно необходимо, для того чтобы помочь ребенку получить позитивный опыт владения домашним животным.

Ребенок, который научиться ухаживать за своим животным, будет с ним добр и терпелив, получит бесценный опыт и научится относиться к людям таким же образом. Безответственное отношение к животному повредит и ребенку и животному. Забота о животном помогает ребенку развить коммуникативные навыки. Однако основные принципы гласят:

Маленькие дети (до 3-4 лет) не могут контролировать свою агрессию и злость, поэтому должны находиться под присмотром родителей, когда общаются с животными.

Родители должны контролировать заботу о животном, даже если они считают что их ребенок достаточно взрослый и в состоянии позаботиться о питомце. Если ребенок стал безответственным по отношению к животному, родителям придется взять заботу на себя.

Ребенку необходимо спокойно, не ругая его напоминать, что животные как люди нуждаются в еде, воде.

Родители несут в себе ролевую модель поведения для своего ребенка, поэтому ребенок учится ответственности, за домашнее животное, наблюдая за своими родителями.

Что дает ребенку домашнее животное? Дети, которые выросли с домашним животным, имеют много преимуществ. Установление хороших отношений с животным повышает самооценку ребенка и уверенность в своих силах, а так же помогает в установлении доверительных отношений с людьми. Хорошее взаимоотношение с животным развивает невербальную коммуникацию, чувство сопричастности и сострадания. Животные преподносят детям уроки о жизни, рождении, болезнях, несчастных случаях, смерти и тяжелой утрате.

Они вырабатывают ответственное отношение в детях, которые о них заботятся. Они устанавливаю связь ребенка с природой. Учат уважать других.

 

Домашние животные в жизни ребёнка.

В жизни каждого родителя наступает момент,  когда его малыш обращается с просьбой о покупке домашнего животного, обычно это кошки или собаки.. конечно у взрослых найдется много отговорок,  чтоб не заводить питомца : необходимо делать прививки, много шерсти, микробы, выгуливать питомца, родителей понять можно, а ребенка – необходимо, но стоит задуматься так ли это плохо если малыш уже готов заботиться о ком то еще, ребенок взрослеет, хочет,  чтоб его жизнь была наполнена чем-то важным, стремиться помогать, приносить пользу, в характере формируются положительные стороны, например такие качества как сочувствие сострадания и любовь, преданность, забота, ответственность. Общение с животным также повлияет на качества характера - он может стать более открытым, внимательным и дружелюбным почувствовав себя более значимым в жизни питомца проявляя заботу.

В настоящее время много различных увлечений, но также можно отметить, что дети мало находятся на свежем воздухе, большую часть времени проводят за компьютерными играми, но если, взвесив за и против - домашний питомец тоже могут стать хорошим другом.

Нужно выяснить у ребенка насколько сильное его желания, рассказать об ответственности, которая предстоит, разъяснить минусы.   И попытаться понять мотивы, насколько велико желание вашего малыша, поговорите с ребенком честно объясните ваши сомнения ваши желания и нежелания, и пусть он примет решения сам, обсудив, сможете придти к какому либо совместному решению тем самым вы уйдете от его капризов потому что если скажите однозначное - «нет!» ребенок вас не поймет, последуют упрямство и капризы,   конфликта всегда можно избежать, если найти правильный выход, тем самым сохраните доверительное отношения между вами, учитесь правильно объяснять, больше разговаривать с ребенком тем самым научите его рассуждать,  ведь в жизни много разных ситуаций.

Как подметили ученые - выбор животного зависит от типа темперамента человека, от его особенностей потребностей, например кошки помогают компенсировать человеку потребность в телесном контакте, в спокойствии и независимости, собаки – это воплощение живого эмоционального контакта, коммуникабельности, замечательный пример самоконтроля. Поэтому стоит задуматься так ли плохо, если у вас дома появиться любимец, который принесет в ваш дом радость, и добавит свежее направление в воспитании ребенка, например, сблизит вас с малышом, он больше будет доверять вам.

Животное в доме не просто игрушка, но и воспитатель, так что если ребенок растет вместе с животным, он получает бесценный опыт общения и с ними, и с окружающими.

Дети искренне и непосредственно тянутся к животным, и если Вы замечали – это взаимно: кошки и собаки намного терпимее к детям, чем к взрослым. Заводить ли домашних животных или не заводить – решают, к сожалению, не дети, поэтому не у каждого мальчика и не у каждой девочки есть свой домашний питомец.



Предварительный просмотр:

Проект: «Обереговые куклы»

Разработчик проекта: Рявкина С.И.

                                                                                                 

Ларьяк

 Проект: «Обереговые куклы»

Образовательные области: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Вид проекта: познавательно-исследовательский.

Участники проекта: педагог, родители, дети подготовительной группы.

Сроки реализации проекта: с 1октября по 1декабря  

Актуальность проекта:

 В современном   обществе остро ощущается возрождение интереса к истории русского народа, к его культуре, традициям и обычаям. Люди, уставшие от ускоренного темпа жизни мегаполисов, подсознательно тянутся к природе, размеренной жизни предков, их житейской мудрости, опыту и спокойствию.

Русская тряпичная кукла считается одним из самых загадочных символов России. Сейчас для многих детей кукла считается по большей части забавой. Но так было далеко не всегда. В древности куклы были не просто игрушкой, но, сделанные своими руками, приносили счастье в дом или были оберегами от злых духов и неприятностей. Она сопровождала человека на протяжении всей его жизни, выполняя воспитательные, обрядовые, развлекательные функции.

Наше сегодняшнее желание знать, какими же были куклы-обереги, как ими играли и что они значили, в этом кроется не только познавательный интерес, но еще и естественное стремление знать и помнить прошлое своего народа.

С незапамятных времен мастерами было освоено искусство изготовления таких кукол, вобравших в себя все культурные традиции и обычаи Руси.

Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, обладают магическими свойствами. Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом. Наверное, поэтому эти куколки довольно часто носились как талисманы.

 Интересный и яркий проект поможет показать историческую ценность кукол-оберегов, даст возможность использования таких изделий для игр и подарков, мотивирует детей к изготовлению кукол своими руками.

Проект «Обереговые куклы» - даст возможность погрузить детей в культуру и традиции своего народа, наших далеких предков.

 «Не зная традиций своего народ невозможно продвигаться вперед и добиваться каких-либо результатов, наши дети должны знать культуру своего народа, его язык, традиции».

Цель проекта:

  Формирование у детей старшего дошкольного возраста интереса к истории и культуре русского народа через образ традиционной народной тряпичной куклы-оберега.  Объединение детского сада и семьи посредством воплощения единого замысла. Сближение детей и родителей при осуществлении совместной работы при изготовлении тряпичных кукол.

Задачи проекта:

  1. Познакомить с историей возникновения народной куклы;
  2. Обучение технологии изготовления народных кукол-оберегов;
  3. Познакомить с различными видами обереговых кукол.
  4. Обогащение активного словаря ребёнка через знакомство с народной куклой-оберегом;
  5. Воспитывать чувства патриотизма, уважения к национальным традициям через народную куклу.

Предполагаемые результаты для детей

  • повысится качество воспитательно-образовательной работы с дошкольниками;
  • дети получат знания об истории возникновения, разнообразии и назначении традиционной обрядовой русской куклы;
  • дети узнают, в какие куклы играли много лет назад, из чего делали старинные обрядовые куклы;
  • дети станут более коммуникативно-компетентны по данной теме
  • овладеют технологией изготовления тряпичных кукол-оберегов, развитие творческих способностей в процессе изготовления кукол.

Предполагаемые результаты для воспитателей

  • появится тесный контакт с родителями воспитанников
  • пополнится предметно - развивающая среда
  • разработанные материалы проекта будут широко использованы при проведении организованной образовательной деятельности, в сфере дополнительного образования и в семье.

Предполагаемые результаты для родителей

  • родители станут активными помощниками в жизни группы
  • отношения родителей и детей станут более близкими, доброжелательными

Этапы работы над проектом

Подготовительный этап

  1. Сбор информации (методическая литература, журналы, интернет – ресурсы).
  2. Подготовка материала для творчества (ткань, нитки, вата, тесьма и т.д.).
  3. Разработка плана по реализации проекта.

Основной этап

  1. Рассматривание иллюстраций, альбомов «Русская изба» (знакомство с бытом русского народа).
  2. Беседы: «История возникновения тряпичной куклы» «Как выглядели куклы раньше» «Почему у народной куклы нет лица» «Игрушки наших прапрабабушек».
  3. Знакомство с историей кукол «Крупеничка»; «Кукла-колокольчик»; «Пеленашка»; «День и Ночь»; « Десятиручка», «Кукла - травница», «Кукла на счастье», «Кукла - перевертыш», «Кузьма и Демьян», «Берегиня», «Рябинка».
  4. Оформление выставки «Народные тряпичные куклы-обереги»;
  5. Продуктивная деятельность детей (изготовление кукол «Кукла-колокольчик" «Крупеничка»).
  6.  «В гостях у Хозяюшки». Мастер-класс по изготовлению кукол-Десятиручек  совместно с родителями (выставка работ).

Работа с родителями

  1. Консультации: «Народная кукла как средство приобщения ребенка к народной культуре»; «Славянские куклы-обереги»; «Тряпичная кукла в развитии творчества детей».
  2. Анкета для родителей по приобщению к русской культуре.
  3. Мастер – класс «Изготовление куклы- Десятиручки».
  4. Презентация кукол, изготовленных совместно с детьми.

Заключительный этап

В итоге выполнения проекта достигнуто следующее:

      1. Изучена история традиционной русской народной куклы и ее виды

      2.Освоена технология выполнения куклы-оберега

      3. Изготовлены образцы кукол

  1. Проведен мастер-класс с родителями по изготовлению оберега «Куклы-Десятиручки»
  2. Оформлена выставка совместных работ детей и родителей «Куклы-обереги»

План реализации проекта.

Виды деятельности:

«Познавательное развитие»

  1. Рассматривание иллюстраций «Русская изба.».
  2. Беседы: «Быт русского народа»; «Праздники на Руси»; «Чем играли наши бабушки»; «Зачем нашим предкам были нужны куклы».
  3. Составление творческих рассказов «Что мы знаем о русской избе».
  4. НОД: «Путешествие в прошлое куклы»; «Куклы наших бабушек»; «Тряпичные куклы обереги».
  5. Занятия – эксперименты: «Какие бывают виды тканей»; «Из какого материала легче сделать куклу».
  6. Д/игры: «Угадай на ощупь, что внутри куклы»; «Одень куклу»; «Наряди матрешку»; «Что бывает из соломы, дерева, ткани»; «Где что стоит в горнице»; «Составь орнамент»; «Что лишнее?».
  7. Просмотр презентаций «Праздники на Руси»; «Обрядовые куклы»; «Мир кукол наших предков».

«Социально-коммуникативное развитие»

  1. Сюжетно – ролевые игры: «Крестьянская семья», «Дом»; «У бабушки в гостях».
  2. Рассматривание иллюстраций, фотографий, посвященных жизни в «старину»; альбомов «Куклы в русских народных играх и обрядах»;
  3. «Обереговые куклы».
  4. Презентация: «Как жили люди на Руси».

«Чтение художественной литературы»

  1. Чтение: М.А. Пожарова «Тряпичная кукла»; И. Рюмина «Куклы наших бабушек». Стихи о матрешке, куклах В. Приходько,, Т. Ладонщиков.
  2. Заучивание пословиц и поговорок  русского народа о труде.
  3. «Коляда. Коляда!»; «Как на Масляной неделе…»; «Масленица, Масленица».

«Художественно-эстетическое развитие»

  1. Рисование: «Матрешки».
  2. Аппликация: «Украсим кукле сарафан».
  3. Лепка: «Игрушки моей бабушки».
  4. Конструирование: «Домик для кукол»; «Построим бабушкин сундук»; «Русская изба».
  5. Развлечение: «День рождения куклы».
  6. Хороводы: «Как пошли наши подружки»; «Капустка».

«Физическая культура»

  1. Подвижные игры: «Ручеек»; «Шел козел дорогою…»;
  2. «Гори, гори, ясно».

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ НАРОДНОЙ КУКЛЫ

С давних времен тряпичная кукла была традиционной игрушкой русского народа. Игра в куклы поощрялась взрослыми, т.к. играя в них, ребенок учился вести хозяйство, обретал образ семьи. Кукла была не просто игрушкой, а символом продолжения рода, залогом семейного счастья.

Она сопровождала человека с рождения до смерти и была непременным атрибутом любых праздников. Сейчас известно 90 видов кукол. Народная тряпичная кукла была не просто игрушкой, она несла в себе определённую функцию: считалось, что такая кукла охраняет детский сон и оберегает ребёнка от злых сил. Во -первых, игрушка не была стандартна даже в пределах одной улицы. В каждой семье её делали по-своему. Куклы Ивановых отличались от кукол Петровых. Они несли отпечаток душевной среды этих семей, их понимания мира. Во-вторых, в игрушки, которые создавали для своих детей отцы и матери, бабушки и дедушки, они вкладывали свою любовь и мудрость. Дети чувствовали это и относились к своим куклам и игрушкам бережно. Разве можно выбросить родительскую любовь?
  Народную тряпичную куклу-мотанку, или как ее еще называют узелковая кукла, считают древним оберегом. Появление куклы связывают с началом выращивания льна, тем самым можно сказать, что народной тряпичной кукле-мотанке около 5000 лет. И не только в России или Белоруссии, Молдове можно найти такую древнюю тряпичную куклу – она популярна во многих странах. 
Куклы – обереги на Руси ведут свою историю с древних языческих времен. Они выполняются из природных материалов, которые приносятся из леса: дерево, лоза, трава, солома. И это не случайно, потому что лес – это среда обитания русского человека. Куклы, сделанные на основе берёзового полешка, являются оберегом семейного счастья. Осина всегда считалась опасной для злых духов, поэтому куколки, сделанные на основе осинового полешка, являются оберегами дома, отгоняют от жилища злых духов. Главная черта российских народных куколок – чистый лик, без носа, рта и глаз. Потому что по старинным поверьям считалось, что "если не нарисуешь лицо, то не вселится нечистая сила и не принесет ни ребенку, ни взрослому человеку вреда". По преданию, однажды такая кукла спасла жизнь, заменив человека во время жертвоприношения

Традиционной игрушкой в быту русской деревни даже в самых бедных крестьянских семьях с давних времен была тряпичная кукла. В иных домах их до ста штук накапливалось.

Традиции изготовления тряпичных кукол на территории, где проживали славянские народы существовали вплоть до начала 20 века. Затем, в связи с появлением резиновых, пластмассовых и заводных игрушек, они были потеряны. Без преувеличения можно сказать, что сейчас наблюдается бум на рукотворные игрушки. 

Для изготовления кукол можно использовать различные материалы: солому, ветки, шишки, веревки, ткань.
Основные требования кукол-оберегов: при изготовлении заготовки тела куклы ничего нельзя прокалывать иглой - все приматывается и привязывается. Иглу можно брать в руки, когда начинаешь украшать и наряжать. Ткань старались при изготовлении кукол не резать, а рвать (иногда кукол так и называли — "рванки"). Даже волосы в голову не желательно пришивать. И самое главное условие для народной тряпичной куклы-мотанки – кукла должна быть крестообразной и ни в коем случае не напоминать собой человека реального.

В кукольных играх дети непроизвольно учились шить, вышивать, прясть, постигали традиционное искусство одевания. Кукла стояла в прямом отношении к деятельности будущего члена общества.

Куклы были не только девчачьей забавой. Играли до 7-8 лет все дети, пока они ходили в рубахах. Но лишь мальчики начинали носить порты, а девочки юбку, их игровые роли и сами игры строго разделялись.

Пока дети были маленькими, кукол им шили матери, бабушки, старшие сестры. С пяти лет такую потешку уже могла делать любая девочка.

.ВИДЫ КУКОЛ

По своему назначению куклы делятся на четыре большие группы: куклы – обереги, игровые, обрядовые и целительные.

Весьма значительную их часть составляли обрядовые. Наши предки жили довольно весело -тот круг жизни, который свершается в течение года, сопровождался некими действиями, обрядами и праздниками (некоторые из них сохранились по сей день), и в них всегда одна из ведущих ролей отводилась кукле.

Виды традиционных тряпичных кукол по назначению ИГРОВЫЕ ОБЕРЕГОВЫЕ Столбушки Малышок-голышок Куватка ОБРЯДОВЫЕ Простоволосая Ангелочек Неразлучники Лихоманки Кукла с косой Масленица Коляда День и ночь Девка-Баба Кукла нарядная Кострома Вепсская Бабушкина кукла Кукушечка Узелковая Покосница Колокольчик Зайчик Купатка Бессонница Бабочка Козьма и Демьян Утешительница Капуста Берегиня Пеленашка Десятиручка Крупеничка Веснянка Свадебная Желанница Пасхальная голубка Владимирская столбушка

Проведение мастер-класса по изготовлению тряпичной куклы

- Бабушка, бабушка, купи Барби!!! - вопила сквозь слёзы девчушка лет пяти в магазине. Никакие уговоры, приехавшей погостить к детям на новогодние праздники Таисии Петровны, на ребёнка не действовали. Дабы не продолжать перед покупателями истерику, бабе Тае пришлось раскошелиться на эту заморскую диву. Из яркой упаковки на мир взирала гламурная принцесса в роскошном платье с короной на голове. Анютка с чувством глубокого удовлетворения обняла добытую мечту и бодрым шагом направилась к выходу.

Дома бабушка занялась приготовлением ужина, а внучка примеркой нарядов для Барби .Глядя на неё Таисия Петровна задумалась. Вспомнила своё детство. Другие в те времена были забавы у детей... Её взгляд упал на швейный коробок.

- А хочешь, сделаем куклу? - предложила она внучке.

Какую? Ещё одну Барби??? - изумилась Анютка.

- Нет. Другую. Она будет оберегать ваш дом.

- А такие бывают?

- Бывают.

Баба Тая, открыв коробку, стала выбирать из вороха подходящие кусочки ткани.

- Мы её шить будем? - спросила внучка.

- Нет, иголкой и ножницами к ней прикасаться нельзя. Только руками.

Сама подумала: - Раньше на Руси супермаркетов не было. В поле сеяли лён, ухаживали за ним, потом собирали, пряли пряжу и ткали на станке. Тяжело доставалась ткань. А кукол мастерили из старой, ненужной одежды.

- А что мы на неё оденем? - недоверчиво наблюдая за процессом, спросила внучка.

- Смотри: из этого лоскутка получится красивая красная юбка, из этого - синяя кофта... а сверху повяжем кружевной платочек и фартук.

- Бабушка, у моей Барби есть красные бусы! Принести? - залепетала внучка.

- Ой, - воскликнула Аня, - а где глазки?

- Анечка, это не простая кукла - а Берегиня. Глаза ей не нужны. Она чувствует, когда нужна защита. А если ей зеркальце подаришь - то исполнит желание. Но ты тоже должна беречь её. Попусту не беспокоить. Наконец объявила:

- Я хочу ещё такую...

Мастер-класс "Куколка-колокольчик" 

Цель: изготовить куклу – Колокольчик.
Задачи: познакомить с технологией изготовления тряпичной куклы,

развивать творческие способности, вызвать интерес народному мастерству.

Во все времена люди хотели защитить себя, своих близких и принести в дом благие вести. Для этого изготавливались специальные обереги, способные отвести беду и привлечь удачу. Одними из самых распространённых были тряпичные куклы, которые хозяйки делали своими руками. Оберег Колокольчик не только не пускает в дом плохие новости, но и дарит его обитателям жизнерадостность и добрый настрой.

История куклы Колокольчик и её особенности

Считается, что история оберега связана с Валдайщиной. Издавна так повелось, что перезвон маленьких колокольчиков предвещал хорошие новости. Их вешали на свои повозки ямщики, перевозившие почту. Облачая звоночек в ткань, формируя куколку, хозяйки также старались привлечь в свой дом позитивные вести. В обереге Колокольчик сошлись сразу два образа: помимо звона, обещающего благие известия, он олицетворял и домаху — супругу домового, которая была призвана хранить семейный очаг от печали и горя. Кукла Колокольчик привлекает в дом хорошие вестиВечевой новгородский колокол

О времени появления куклы Колокольчик историки спорят до сих пор. Большинство специалистов сходятся во мнении, что оберег родился примерно в XV веке, когда на Валдае был разбит вечевой новгородский колокол. Легенды гласят, что из его осколков были отлиты знаменитые валдайские колокольчики, ставшие символом добрых вестей. Существует также предположение, что славяне знали о колоколах и умели их применять задолго до крещения Руси. Это позволяет предположить, что история оберега Колокольчик более древняя, чем принято считать.

(Валдайский колокол был разбит при транспортировке)

Колокольчик отличается от других славянских обережных кукол и кроем деталей и фигурой. Материалы для её изготовления берутся яркие и пёстрые, юбки крепятся по кругу, что совсем нехарактерно для древних оберегов. Кроме того, куколка-защитница от плохих вестей обладает выраженной талией и по форме напоминает колокольчик. Наши предки считали, что всякая нечисть боится звона колоколов как огня.

Звоночек внутри неё работал как сигнализация. Размещённая у входной двери кукла оповещала хозяев о приходе гостей.

Кукла имеет три юбки, которые символизируют три мира: явь (реальный), правь (обитель богов) и навь (царство мёртвых). На бытовом уровне это означает, что благополучие имеет три составляющие: если телу легко, душа радуется, а дух спокоен, то и человек чувствует себя счастливым.

Кукла должна быть яркой и напоминать по форме колокол.

Отличался такой оберег и своим бойким и весёлым нравом, из-за чего его часто называли танцующей куклой. Колокольчик и вправду выглядит так, будто в любой момент закружится и запляшет.

Кукла Колокольчик выглядит так, будто танцует.

Кукла Колокольчик призвана не впускать в дом дурные вести. Чаще всего её вешали в сенях. Задорно звеня каждый раз, когда открывались двери, оберег дарил своим хозяевам радость и хорошее настроение. Обережная куколка олицетворяет женский дух, а потому изготавливать её и прикасаться к ней мужчинам запрещено. Обычно Колокольчик изготавливала хозяйка для своего дома. Кроме того, оберег мог стать отличным подарком на новоселье.

Как изготовить оберег  куклу-Колокольчик своими руками.

Прежде чем приступить к изготовлению обереговой куклы, следует помнить важные правила:

  • не стоит использовать новые отрезы ткани, лучше взять лоскуты со старой поношенной одежды;
  • чтобы не заряжать оберег плохой энергетикой, во время работы не берут в руки ножницы, иголки или другие колющие и режущие инструменты; ткань и нитки рвут руками;
  • при изготовлении мастерице нужно быть в хорошем настроении, её позитивные мысли должны быть направлены на саму куклу и на того, кому она предназначается;
  • во время завязывания узелков на каждый из них нужно загадать слово-пожелание (счастье, радость, любовь, удачу); количество узлов должно быть чётным;
  • куколке нельзя рисовать или вышивать лицо, считается, что так в них не сможет вселиться никакое зло.

Необходимые материалы

Чтобы кукла получилась особенной и стала не просто украшением, но и оберегом, нужно тщательно подобрать материалы. Для работы над Колокольчиком понадобятся:

  • три лоскута ткани круглой формы, диаметр которых 22, 20 и 15 см; материю нужно выбирать яркую и красивую, а один лоскуток обязательно должен быть красного цвета; лучше, если самый большой кусочек будет из более плотной ткани, так кукла сможет держать форму;
  • лоскут белой материи размером примерно 12х3 см;
  • нити (обязательно красного цвета), ленточки и тесьма;
  • для оформления косыночки пригодится кусок ткани в форме треугольника со сторонами 15х15х21 см;
  • синтепон (можно использовать вату или солому);
  • колокольчик небольшого размера.

Поэтапное изготовление куклы Колокольчик

Из синтепона (ваты, соломы) формируется шарик. С помощью нити к нему крепится маленький колокольчик. Получившуюся заготовку нужно поместить в центр самого большого круглого кусочка ткани.

К комочку синтепона привязывается колокольчик и размещается в центре

Ткань оборачивается вокруг комочка из синтепона и обвязывается. На этом этапе важно следить за тем, чтобы края юбки легли ровно, а центр не сместился.

Ткань оборачивается вокруг синтепона

Второй по величине круглый лоскут также оборачивается и закрепляется нитью.

Второй лоскуток оборачивается вокруг головы

Аналогично крепится и обвязывается третий лоскут. Основа готова.

Последний кусочек ткани оборачивается и закрепляется нитью

Далее нужно оформить голову. Для этого пригодится кусочек белой материи. Два противоположных угла необходимо соединить к центру. Затем деталь складывается пополам.

Складывается белая ткань

Сложенная заготовка прикладывается к голове так, чтобы ниже шеи оставалось не меньше 1 см подгиба.

Белая ткань прикладывается к голове

Белая деталь подравнивается и закрепляется с помощью красной нити.

Белая ткань обвязывается красной нитью

Далее формируются ручки. Для этого свободные концы белой ткани подворачиваются внутрь и перевязываются красной нитью. При этом необходимо отступить около 0,5 см от края.

Из углов белой ткани формируются руки

На заключительном этапе повязывается косынка. Сделать это можно двумя способами: с повойником или без. Для первого варианта сперва на голову надевается повойник, а сама косынка после этого завязывается под ручками куклы.

Чтобы оберег можно было подвесить, на ручки привязывается тесьма.

Как зарядить и активировать куклу Колокольчик

Колокольчик без активации останется просто забавной игрушкой или оригинальным сувениром. Чтобы кукла стала настоящим оберегом и работала на защиту дома от дурных вестей, её нужно правильно зарядить. Начинать нужно ещё во время работы. Мастерица должна общаться с поделкой, делиться с ней светлыми мыслями, вкладывая свою душу в изделие. Так оберег станет проводником добрых вестей и будет нести хозяевам только радость.

Заключение

Вместе с детьми мы выяснили, что обереговые тряпичные куклы- это один из древнейших видов декоративно — прикладного искусства, украшающий и оберегающий быт людей. И это лишь малая часть из всего того многообразия кукол, которые были показаны. Все они несли в себе магическое действие. Конечно, кто-то может сказать, что все это вымысел, но люди верили в это. Эти знания жили очень долго и передавались из поколения в поколение.

Сегодня русские народные тряпичные куклы-обереги переживают свое второе рождение и все больше и больше современных людей начинают интересоваться народными обрядами, культурой и традициями Древней   Руси. И домашние предметы, которые были в обиходе в те времена, сделанные руками, с душой, становятся популярными и востребованными. А сделать кукол можно самостоятельно, для этого нужно всего лишь несколько обрезков лоскутков, нитки, фантазия, терпение и любовь к народному творчеству. Русская тряпичная кукла стала прообразом мягкой игрушки, которую так любят и дети, и взрослые. В чем секрет ее обаяния и притягательности? Очевидно в том, что она никогда не бывает холодной.

Нам удалось сделать все, что мы задумали, мы провели исследование о куклах-оберегах и узнали много интересного о них. В результате работы над проектом реализовались поставленные задачи: 75% родителей с огромным желанием приняли участие в проекте; заинтересовались назначением и разнообразием тряпичных кукол-оберегов; выразили желание изготовить кукол для выставки; презентовали и поделились опытом изготовления кукол оберегов.

Дети познакомились с разнообразием и ролью тряпичных кукол в крестьянском быту с ее предназначением, освоили технологии изготовления некоторых из них.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение детей связной речи в условиях единого образовательного пространства дошкольного учреждения и семьи в реализации инновационных образовательных проектов.

Речь - это универсальное средство воспитания культурного человека и развития личности. Главная задача развития речи детей - это совершенствование монологической речи. В своей работе я использую обще...

Среднесрочный образовательный проект "Растим патриотов России" образовательная область "Музыка" "

Основная цель проекта  - привитие патриотических качеств, любви к родному Отечеству....

ПРОЕКТ КАК ФОРМА ПЛАНИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ПРИМЕРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА ПО ФИЗИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ «ЗДОРОВЫЕ НОГИ ИДУТ ПО ДОРОГЕ»

ВВЕДЕНИЕПроблема профилактики и коррекции функциональных отклонений со стороны опорно-двигательного аппарата у детей приобрела особую актуальность. Это обусловлено, прежде всего, негативной тенденцией...

Краткосрочный групповой образовательный проект, с заданным результатом для детей 3-4 лет Продолжение проекта 1 месяц. Участники проекта: дети младшей группы, родители воспитанников, воспитатели. «Овощи»

Что же такое овощи?Как объяснить малышу, что овощи являются одним из  основных и традиционных компонентов питания?  Некоторые овощи, такие как огурцы, помидоры, морковь, свёкла присутствуют ...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «Эффективная система наставничества образовательной организации в образовательном пространстве города Нижневартовска»

Настоящий образовательный проект раскрывает особенности создания условий и реализации модели наставничества в дошкольном образовательном учреждении....