Проект "Ожившие игрушки (богородская резная игрушка)"
проект (средняя группа)
Народная игрушка, как и игра вообще, является традиционным элементом воспитательного процесса. Через игру и игрушку ребенок познает мир, происходит его социализация в обществе, что особенно актуально для детей группы компенсирующей направленности.
По опросу детей и их родителей (законных представителей) выяснилось, что большинство детей предпочитает электронные, транспортные и музыкальные игрушки; интерактивных животных, кукол и других. При знакомстве детей с народными промыслами России, они были заинтересованы Богородскими игрушками, им было интересно узнать, как они двигаются и кто их изготавливает. Необыкновенные игрушки Богородских мастеров помогают развить познавательный интерес и воспитать эстетические чувства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект "Ожившие игрушки (богородская резная)" | 365.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №1»
Проект
«Ожившие игрушки»
Афанасьева Т.И.
Приозерск
2021-2022
Пояснительная записка
«Каждый узнает лишь то,
что сам пробует сделать»
Песталоцци
Толчком к началу исследовательского проекта по теме «Богородская игрушка» послужила подготовка к выставке «Народные промыслы» в рамках проекта «Русские народные промыслы».
Тип проекта: долгосрочный (октябрь 2021 – апрель 2022), комплексный, коллективный, информационный, исследовательский, практико-ориентированный.
Участники: дети средней группы, родители (законные представители) воспитанников, воспитатель группы, дефектолог.
Актуальность.
Народная игрушка, как и игра вообще, является традиционным элементом воспитательного процесса. Через игру и игрушку ребенок познает мир, происходит его социализация в обществе, что особенно актуально для детей группы компенсирующей направленности.
По опросу детей и их родителей (законных представителей) выяснилось, что большинство детей предпочитает электронные, транспортные и музыкальные игрушки; интерактивных животных, кукол и других. При знакомстве детей с народными промыслами России, они были заинтересованы Богородскими игрушками, им было интересно узнать, как они двигаются и кто их изготавливает. Необыкновенные игрушки Богородских мастеров помогают развить познавательный интерес и воспитать эстетические чувства.
Тема проекта была инициирована детьми. Живой интерес у них вызвала игрушка «Кузнецы», движущаяся при перемещении одного бруска относительно другого.
Выслушав разные вопросы детей, мы направили познавательно-исследовательскую деятельность на поиск ответов на вопросы: «Что же это за игрушки?», «Где их мастерят, из чего делают?», «Кто и что нам поможет узнать об этих игрушках?» и другие.
Мы решили узнать, почему игрушка называется Богородской? или «Что такое Богородская игрушка?
Гипотеза исследования:
Дети выдвигали различные предположения. После чтения стихотворения «Богородская игрушка»
В Богородске-городке
Все гуляют налегке,
На широких улицах
Никогда не хмурятся.
Там из липовой доски
Есть лекарство от тоски:
Потому что стар и млад
Всем игрушки мастерят.
Даже старые старушки
Делают себе игрушки.
Дети узнали, что игрушки делают из липовой доски, а липа - это дерево, значит они деревянные.
Дети предположили, что игрушки делают на заводе специальные машины. А двигаются они потому, что их кто-то заводит.
Цель проекта.
Поддерживать и развивать социальную активность дошкольников. Приобщать детей к традициям нашего народа через знакомство с Богородской народной игрушкой. Развивать у детей способность получать информацию, систематизировать материал и делать выводы.
Интеграция областей.
Социально-коммуникативная, познавательная, речевая, художественно-эстетическая.
Задачи проекта.
Познавательно-развивающие. Расширять кругозор детей, социально-познавательное пространство. Познакомить с искусством Богородских резчиков, механическими свойствами игрушек, их остроумными приспособлениями: колеса, спиральные проволочки, планки, разводы, баланс – деревянный шарик; обогащать знания детей о народных игрушках; развивать умение отличать Богородские игрушки.
Воспитательные. Формировать нравственно-патриотические качества личности ребёнка в процессе его знакомства с народной игрушкой; совершенствовать навыки взаимодействия со сверстниками, умения действовать сообща, договариваться друг с другом; формировать активную родительскую позицию через привлечение родителей к совместной деятельности с детьми.
Мероприятия | Сроки |
Подготовительный этап. 1.Определение темы, целей и задач проекта 2.Постановка проблемы перед родителями и детьми. | Октябрь |
I этап 1.Разработка плана общей и индивидуальной работы для родителей, детей и педагогов. 2.Ознакомление родителей и детей с их индивидуальной частью работы в эксперименте. | Ноябрь |
II этап 1.Работа над проектом: поиск материала; экскурсия в школьный музей; рассматривание фотографий и видеоматериалов; проведение бесед, рассматривание альбомов-раскрасок, журналов, иллюстраций из книг, посещение библиотеки, работа по аппликации, лепка, рисование, инсценировка. III этап 1.Обобщение материала. 2.Оформление проекта. 3.Подготовка презентации. | Ноябрь- Февраль |
I-й этап – начали со сбора, анализа и систематизации информации. Возникли проблемные вопросы: «Что такое Богородская игрушка?», «Кто и как делают их?», «Почему они двигаются?», «Кто нам поможет?» и др.
Внимательно рассмотрев забавную игрушку, дети поняли, что она деревянная. Непонятно лишь, из какого дерева?
Чтение стихотворения «Богородская игрушка» позволило ответить на этот вопрос: иг рушки делают из липовой доски.
Беседа «Деревья для Богородской игрушки» дополнила знания детей, что игрушки делают из мягких пород деревьев (ольха и осина).
II-й этап реализации проекта начали с поиска информации об истории возникновения Богородской игрушки в разных источниках. Мы изучали детские энциклопедии, рассматривали журналы, книжки-картинки, альбомы.
Просмотр презентации «Как делают Богородскую игрушку?» вызвал много вопросов и обсуждения у детей.
На этом этапе проекта были проведены: беседа «Кто вырезал первую Богородскую игрушку? (дети узнали о двух интересных преданиях), работа с родителями по составлению рассказов «Моя любимая деревянная игрушка» (на примере Богородской); слушание рассказа «Секрет мастеров села Богородское»; знакомство с главным героем Богородской игрушки – медведем, с гербом села Богородское (изображение главной игрушки кузнецы);
рассматривание настоящих экспонатов в мини - музее; ряд занятий по художественно - эстетическому воспитанию: лепка «Белка с молотком», «Кузнецы» рисование и аппликация,
ручному труду (обследование и выяснения принципа движения игрушки); работа по подготовке стола «Творческая мастерская» для детей с трафаретами, символика Богородских игрушек; создание мини-музея с разными видами русской народной игрушки.
Заключительный третий этап работы над проектом: обобщение собранного материала о Богородской игрушке; создание мини-музея выставки в уголке ИЗО, оформление альбома (рисунки, аппликации, фотографии) «Самая любимая, интересная, необычная, забавная игрушка». Выступления детей перед друзьями.
Данная работа способствовала развитию у детей знаний о разнообразии народной деревянной игрушки; воспитанию любви к традициям русского народа; побуждению к поисково-исследовательской деятельности, к рассуждению; формированию у детей интереса желания самим сделать игрушку по типу Богородской.
Литература
1.«Богородская игрушка». А.Тимофеевский
2. «Ремесла на Руси» изд. «РСФСР»
3. Энциклопедия для детей.
Приложение
(фото: лепка, рисунки, аппликации детей, консультация для родителей, презентация).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по рисованию с детьми 2 средней группы на тему конек – дымковская игрушка Конек – дымковская игрушка
Составила Боричевская Наталья Викторовна. ГБДОУ № 69 Конек Дымковский:Цель: - воспитывать желание рассматривать народные игрушки (лошадка)- понимать настроение, выраженное в народной игрушке;- уч...
"Русская народная игрушка. Богородская резьба. Дымковская игрушка".(Средняя группа).
Презентация "Русская народная игрушка. Богородская резьба. Дымковская игрушка" (Средняя группа) является дополнительным материалом к системе занятий по теме "Русские народные промыслы", в з...
Проект «Богородская деревянная игрушка»
Народная деревянная игрушка близка и понятна каждому ребенку, она вобрала в себя опыт многих поколений. Игрушки учат, развивают, воспитывают. Несмотря на внешнюю простоту и незатейливость, деревянные ...
Проект «Промыслы России. Народная игрушка» «Богородская Игрушка» в старшей группе общеразвивающей направленности №13 «Лучик»
Пояснительная записка«Каждый узнает лишь то, что сам пробует сделать»...
Проект «Промыслы России. Народная игрушка» «Богородская Игрушка»
Проект «Промыслы России. Народная игрушка»«Богородская Игрушка»...
Конспект занятия "Веселые игрушки" (Богородская игрушка)
Программное содержание:1. Формировать знания детей о Богородской игрушке.2. Познакомить детей с Богородской народной игрушкой – как произведением русского народного искусства.3. Н...
Веселые игрушки (богородские деревянные игрушки)
Развивать у детей эстетическое восприятие, образные представления и воображение детей....
Комментарии
Спасибо.
Спасибо.