Проект "Ожившие игрушки (богородская резная игрушка)"
проект (средняя группа)

Афанасьева Татьяна Ивановна

Народная игрушка, как и игра вообще, является традиционным элементом воспитательного процесса. Через игру и игрушку ребенок познает мир, происходит его социализация в обществе, что особенно актуально для детей  группы компенсирующей направленности.

По опросу детей и их родителей (законных представителей) выяснилось, что большинство детей предпочитает электронные, транспортные и музыкальные игрушки; интерактивных животных, кукол и других. При знакомстве детей с народными промыслами России, они были заинтересованы Богородскими игрушками, им было интересно узнать, как они двигаются и кто их изготавливает. Необыкновенные игрушки Богородских мастеров помогают развить познавательный интерес и воспитать эстетические чувства.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №1»

            Проект

«Ожившие игрушки»

                                                                 Афанасьева Т.И.

Приозерск

2021-2022

Пояснительная записка

«Каждый узнает лишь то,

что сам пробует сделать»

                                                                                Песталоцци

           Толчком к началу исследовательского проекта по теме «Богородская игрушка» послужила подготовка к выставке «Народные промыслы» в рамках проекта «Русские народные промыслы».

 

Тип проекта: долгосрочный (октябрь 2021 – апрель 2022), комплексный, коллективный, информационный, исследовательский, практико-ориентированный.

Участники: дети средней группы, родители (законные представители) воспитанников, воспитатель группы,  дефектолог.

Актуальность.

  Народная игрушка, как и игра вообще, является традиционным элементом воспитательного процесса. Через игру и игрушку ребенок познает мир, происходит его социализация в обществе, что особенно актуально для детей  группы компенсирующей направленности.

По опросу детей и их родителей (законных представителей) выяснилось, что большинство детей предпочитает электронные, транспортные и музыкальные игрушки; интерактивных животных, кукол и других. При знакомстве детей с народными промыслами России, они были заинтересованы Богородскими игрушками, им было интересно узнать, как они двигаются и кто их изготавливает. Необыкновенные игрушки Богородских мастеров помогают развить познавательный интерес и воспитать эстетические чувства.

Тема проекта была инициирована детьми. Живой интерес у них вызвала игрушка «Кузнецы», движущаяся при перемещении одного бруска относительно другого.

           Выслушав разные вопросы детей, мы направили познавательно-исследовательскую деятельность на поиск ответов на вопросы: «Что же это за игрушки?», «Где их мастерят, из чего  делают?», «Кто и что нам поможет узнать об этих игрушках?» и другие.                                                                                                                                                

    Мы решили узнать, почему игрушка называется Богородской? или «Что такое Богородская игрушка?

Гипотеза исследования:

Дети выдвигали различные предположения. После чтения стихотворения «Богородская игрушка»

В Богородске-городке

Все гуляют налегке,

На широких улицах

Никогда не хмурятся.

Там из липовой доски

Есть лекарство от тоски:

Потому что стар и млад

Всем игрушки мастерят.

Даже старые старушки

Делают себе игрушки.

 Дети узнали, что игрушки делают из липовой доски, а липа - это дерево, значит они деревянные.

Дети предположили, что игрушки делают на заводе специальные машины. А двигаются они потому, что их кто-то заводит.

   Цель проекта.

Поддерживать и развивать социальную активность дошкольников. Приобщать детей к традициям нашего народа через знакомство с Богородской народной игрушкой. Развивать у детей способность получать информацию, систематизировать  материал и делать выводы.

    Интеграция областей.

Социально-коммуникативная, познавательная, речевая, художественно-эстетическая.

     Задачи проекта.

           Познавательно-развивающие. Расширять кругозор детей, социально-познавательное пространство. Познакомить  с искусством Богородских резчиков, механическими свойствами игрушек, их остроумными приспособлениями: колеса, спиральные проволочки, планки, разводы, баланс – деревянный шарик; обогащать знания детей о народных игрушках; развивать умение отличать Богородские игрушки.

           Воспитательные. Формировать нравственно-патриотические качества личности ребёнка в процессе его знакомства с народной игрушкой; совершенствовать навыки взаимодействия со сверстниками, умения действовать сообща, договариваться друг с другом; формировать активную родительскую позицию через привлечение родителей к  совместной  деятельности с детьми.

         

                       Мероприятия

Сроки

Подготовительный этап.

1.Определение темы, целей и задач проекта

2.Постановка проблемы перед родителями и детьми.                                            

Октябрь

I этап

1.Разработка плана общей и индивидуальной работы для родителей, детей и педагогов.      

2.Ознакомление родителей и детей с их индивидуальной частью работы в эксперименте.

Ноябрь

II этап

1.Работа над проектом: поиск материала; экскурсия  в школьный музей; рассматривание фотографий и видеоматериалов; проведение бесед, рассматривание альбомов-раскрасок, журналов, иллюстраций из книг, посещение библиотеки, работа по аппликации, лепка, рисование, инсценировка.

III этап

1.Обобщение материала.                                                                      

2.Оформление проекта.

3.Подготовка презентации.

Ноябрь-

Февраль

          I-й этап – начали со сбора, анализа и систематизации информации. Возникли проблемные вопросы: «Что такое Богородская игрушка?», «Кто и как делают их?», «Почему они двигаются?», «Кто нам поможет?» и др.

Внимательно рассмотрев забавную игрушку, дети поняли, что она деревянная. Непонятно лишь, из какого дерева?

Чтение стихотворения «Богородская игрушка» позволило ответить на этот вопрос: иг рушки делают из липовой доски.

Беседа «Деревья для Богородской игрушки» дополнила знания детей, что игрушки делают из мягких пород деревьев  (ольха и осина).

                        II-й этап реализации проекта начали с поиска информации об истории возникновения Богородской игрушки в разных источниках. Мы изучали детские энциклопедии, рассматривали  журналы, книжки-картинки, альбомы.         

Просмотр презентации «Как делают Богородскую игрушку?» вызвал много вопросов и обсуждения у детей.

На этом этапе проекта были проведены: беседа «Кто вырезал первую Богородскую игрушку? (дети узнали о двух интересных преданиях),  работа с родителями по составлению рассказов «Моя любимая деревянная игрушка» (на примере Богородской); слушание рассказа «Секрет мастеров села Богородское»; знакомство с главным героем Богородской игрушки – медведем, с гербом села Богородское (изображение главной игрушки кузнецы);

рассматривание настоящих экспонатов в мини - музее; ряд занятий по художественно - эстетическому воспитанию: лепка «Белка с молотком», «Кузнецы» рисование и аппликация,

ручному труду (обследование и выяснения принципа движения игрушки); работа по подготовке стола «Творческая мастерская» для детей с трафаретами, символика Богородских игрушек; создание мини-музея с разными видами русской народной игрушки.

              Заключительный третий этап работы над проектом: обобщение собранного материала о Богородской игрушке; создание мини-музея выставки в  уголке ИЗО, оформление альбома (рисунки, аппликации, фотографии) «Самая любимая, интересная, необычная, забавная игрушка». Выступления детей перед друзьями.

           Данная работа способствовала развитию у детей знаний о разнообразии народной деревянной игрушки; воспитанию любви к традициям русского народа; побуждению к поисково-исследовательской деятельности, к рассуждению; формированию у детей интереса желания самим сделать игрушку по типу Богородской.

Литература

1.«Богородская игрушка». А.Тимофеевский
2. «Ремесла на Руси» изд. «РСФСР»  
3. Энциклопедия для детей.

Приложение
(фото: лепка, рисунки, аппликации детей, консультация для родителей, презентация). 

                                                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по рисованию с детьми 2 средней группы на тему конек – дымковская игрушка Конек – дымковская игрушка

Составила Боричевская Наталья Викторовна. ГБДОУ № 69 Конек Дымковский:Цель: - воспитывать желание рассматривать народные игрушки (лошадка)- понимать настроение, выраженное в народной игрушке;- уч...

"Русская народная игрушка. Богородская резьба. Дымковская игрушка".(Средняя группа).

Презентация "Русская народная игрушка. Богородская резьба. Дымковская игрушка" (Средняя группа) является дополнительным материалом к системе занятий по теме "Русские народные промыслы",  в з...

Проект «Богородская деревянная игрушка»

Народная деревянная игрушка близка и понятна каждому ребенку, она вобрала в себя опыт многих поколений. Игрушки учат, развивают, воспитывают. Несмотря на внешнюю простоту и незатейливость, деревянные ...

Проект «Промыслы России. Народная игрушка» «Богородская Игрушка»

Проект «Промыслы России. Народная игрушка»«Богородская Игрушка»...

Конспект занятия "Веселые игрушки" (Богородская игрушка)

Программное содержание:1. Формировать знания детей о Богородской игрушке.2. Познакомить детей с Богородской народной игрушкой – как произведением русского народного искусства.3. Н...

Веселые игрушки (богородские деревянные игрушки)

Развивать у детей эстетическое восприятие, образные представления и воображение детей....


 

Комментарии

Тимошенко Ирина Николаевна

Спасибо.