Проект «Богородская деревянная игрушка»
проект (младшая группа)

Артемьева Татьяна Викторовна

Народная деревянная игрушка близка и понятна каждому ребенку, она вобрала в себя опыт многих поколений. Игрушки учат, развивают, воспитывают. Несмотря на внешнюю простоту и незатейливость, деревянные игрушки пробуждают творческую фантазию, помогают детям знакомиться с окружающим миром.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_artemeva_t.v.bogorodskaya_igrushka.docx1006.15 КБ

Предварительный просмотр:

Т.В. Артемьева

                  воспитатель первой квалификационной категории

муниципальное автономное дошкольное образовательное

 учреждение «Детский сад №14»

iwuschka_1968@mail. ru

Проект «Богородская деревянная игрушка» (младшая группа).

Участники проекта: воспитатели, родители, дети младшей группы.

Проблема:

Недостаточное количество Богородских деревянных игрушек в группе, дома; при ознакомлении детей с русским народным творчеством, отсутствие знаний о свойствах,  качествах и функциональном назначении игрушек.

Актуальность.

Народная деревянная игрушка близка и понятна каждому ребенку, она вобрала в себя опыт многих поколений. Игрушки учат, развивают, воспитывают. Несмотря на внешнюю простоту и незатейливость, деревянные игрушки пробуждают творческую фантазию, помогают детям знакомиться с окружающим миром.

К сожалению, современные дошколята не всегда могут играть с деревянными игрушками, утрачиваются традиции коллективных народных игр. Родители   практически не приобретают своим детям такие игрушки. Играя с деревянной игрушкой в детском саду, дети приобщаются к традициям и культуре своего народа, развивают коммуникативные навыки.

Цель проекта: создание условий для расширения у ребёнка знаний и развития интереса к Богородской деревянной игрушке.

Задачи проекта:

  • Создать условия для формирования представлений детей о Богородской деревянной игрушке; для знакомства детей с русским народным творчеством, традиционной русской культурой.
  • Создать условия  для  развития  познавательной  активности  детей, желания познать новое об Богородской деревянной игрушке, для включения в игровую и другие виды деятельности   с деревянной игрушкой, возможностью использования их в разных видах деятельности
  • Развивать у детей творческое воображение, логическое мышление, внимание, фантазию, мелкую моторику.
  • Обогащать словарный запас дошкольников.
  • Воспитывать чувство гордости, уважение и бережное отношение у Богородской деревянной игрушке.
  • Способствовать взаимодействию детей, родителей, педагогов; саморазвитие всех участников педагогического процесса на основе приобщения детей к русскому народному творчеству.

Системная паутинка по проекту

Образовательные области

Задачи

Ценностное содержание

Методы и формы

Социально-коммуникативное развитие

конкретизировать первоначальные представления о народной игрушке (деревянной, глиняной, тряпичной);

        развивать первоначальный интерес к культуре своего народа, стимулировать проявление эмоционального отклика в процессе восприятия малых форм русского фольклора;

       способствовать отражению полученных впечатлений в игровой, речевой, коммуникативной, театрализованной, музыкальной деятельности.

Красота

Семья

Любовь

Труд

Родина

Уважение

Талант

Добро

Забота

Юмор

настольно- дидактическая игра «Собери картинку»;

обследование материала из чего сделана игрушка (липа и ольха);

игры в повседневной свободной деятельности;

обследование и выяснения принципа движения игрушки.

экскурсия в музей детского сада «Народные промыслы»

Взаимодействие с родителями:

Анкетирование родителей «Чем играют дети?»

Познавательное развитие

Развитие познавательной активности, любознательности у детей.

Воспитание интереса к народной игрушке, истории возникновения игрушки.

Любознательность

 Традиция

Промысел

История

Искусство

Красота

Народная игрушка

Дар

Предки  

просмотр и обсуждение мультимедийной презентации «Как делают Богородскую игрушку»;

знакомство с главным героем Богородской игрушки – медведем;

рассматривание альбома «Разнообразие Богородских игрушек».

Взаимодействие с родителями:

родительское собрание на тему «Значение деревянной игрушки».

Речевое развитие

Cпособствовать  развитию речевого общения, обогащению и расширению словаря.

Речь

Родное слово

Мудрость

Задушевный разговор

Семейное чтение

Книга

Напутственное слово

чтение: чтение песенок, потешек, прибауток, русских народных сказок,

заучивание стихотворения « богородская игрушка»

дидактическая игра «Найди по описанию»,

настольно – дидактическая игра « Собери картинку»

Взаимодействие с родителями:

Консультация «Народная игрушка в жизни ребёнка»

Художественно-эстетическое развитие

Формировать умение видеть прекрасное в жизни и передавать его в своих творческих работах.

Творчество

Красота

Гармония

Народная музыка

Радость

Праздник

Терпение

рассматривание иллюстраций с изображением народных игрушек, рассматривание иллюстраций книг

Лепка «Медведь»

Трафаретное рисование медведя.

Раскраски «Богородские игрушки»

Взаимодействие с родителями:

Консультация «Развитие мелкой моторики рук с использованием потешек».

Физическое развитие

Формирование умения действовать в команде.

Развитие координации движений, смекалки, ловкости

Воспитание воли, нравственных чувств учитывая индивидуальные и возрастные особенности ребенка.

Поднять настроение, повысить мышечный тонус, развивать пластику движений.

Здоровье

Лад

Доверие

Согласие

Надежность

подвижные игры: «У медведя во бору»,

игра – хоровод «Подарки»,

физкультминутка с элементами пальчиковой гимнастики «Мои любимые игрушки»

игры в повседневной свободной деятельности;

            Ожидаемые результаты проекта:

  • дети   научатся  отличать Богородскую игрушку от других игрушек;
  • дети   познакомятся  с принципом, приводящий в движение данную игрушку;
  • дети   узнают  из  какого материала, как делается Богородская игрушка;
  • дети   научатся  в  повседневной деятельности самостоятельно действовать с  игрушкой;
  • дети   научатся  лепить и рисовать медведя;
  • дети   узнают  русские народные сказки и их персонажи;
  • дети   будут   бережно  относятся к игрушкам, к произведениям русского народного творчества;
  • повысится активность родителей в совместной творческой деятельности с детьми.

Этапы реализации проекта

I этап

Подготовительный

Способы реализации

Цели

Участники

Сроки реализации

1 определение педагогом темы, целей и задач, содержание проекта, прогнозирование   результата;

2 изучение методической литературы;

3 создание предметно - развивающей среды;

4 подбор художественной литературы;

5 подбор иллюстраций на тему, альбомов;

6 создание в группе мини-музея «Богородская игрушка»

7 подготовка материала для художественного творчества;

8 обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для

реализации проекта.

Погружение педагогов в ценностное содержание проекта с целью осмысления его содержания

воспитатели, родители, дети.  

Сентябрь - ноябрь

II этап

Деятельностный

Способы реализации

Цели

Участники

Сроки реализации

1.Совместная деятельность педагога и детей вне занятий.

2. Образовательная деятельность  с детьми.

Приложение 1

Погружение воспитанников в ценностное содержание проекта

воспитатели,

родители,

дети.

сентябрь - январь

III этап

 Завершающий

Способы реализации

Цели

Участники

Сроки реализации

1.выставка детских работ;

2.совместное посещение с родителями музея

 «Народные промыслы»;

3. выставка совместных творческих работ детей и родителей «Народная игрушка»

Анализ результатов проекта

воспитатели,

родители,

дети.

февраль

Условия реализации проекта

Информационные: 

художественные произведения русских классиков, соответствующие возрастному восприятию детей, МР3 записи музыкальных  произведений русской народной музыки и русских композиторов, видеоролики и мультимедийные презентации.

Материально – технические:

музыкальный центр, компьютер, мультимедийное оборудование, принтер, цифровой фотоаппарат, видеокамера, деревянные игрушки, детские музыкальные инструменты, бумага, кисти, краски, карандаши, фломастеры, пластилин, дощечки для лепки.

Оценка эффективности реализации проекта.

В процессе взаимодействия педагог – дети - родители в реализации проекта

дети:

• проявляют интерес к народной игрушкенародно-прикладному искусству, промыслам;

• вкладывают частичку своей души в изготовление игрушки своими руками;

• овладевают знаниями о свойствах, качествах и функциональном назначении игрушек;

• проявляют доброту, заботу, бережное отношение к игрушкам;

• возрастает речевая активность детей в разных видах деятельности;

• у детей сформированы знания о русском народно прикладном творчестве, народной игрушке.

родители:

• осваивают технику изготовления  Богородской  народной игрушки;

• вовлечены в совместную с детьми познавательно-творческую деятельность, укреплены семейные связи;

• обогащение родительского опыта приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье;

• активное участие в жизни детского сада и группы;

• развитие творческих способностей;

• повышение компетентности родителей при выборе игрушки (предпочтение народным игрушкам)

педагоги:   саморазвитие социально-профессиональной компетентности и личностного потенциала.

 Список   литература:

  1. ФГОС дошкольного образования – М.: Центр педагогического образования, 2014.
  2. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования под редакцией Н. Е. Вераксы и др. М.: Изд. «Мозаика - Синтез», 2014.
  3. Богородская игрушка». А.Тимофеевский
  4. .Т.А.Бударина,  О.А.Макреева «Знакомство детей с русским народным творчеством».
  5.  О.А.Скорлупова «Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно – прикладным искусством»
  6.  А.Я.Чебан, Л.Л.Бурлакова «Знакомство дошкольников с народной культурой»
  7. Т.С.Комарова «Народное творчество в воспитании детей»
  8. Ермолаева Н.В. Эстетическое воспитание дошкольников через декоративно-прикладное искусство. Парциальная программа. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСВО-ПРЕСС», 2011.- 144 С.
  9. Клиентов А.Е. Народные промыслы. – М.: «Белый город», 2002.-44 С
  10. «Ремесла на Руси» изд. «РСФСР
  11. Организация проектной деятельности в ДОУ К.Ю. Белая, Н.В. Теселкина, М.Р. Мурзина и др.
  12. http://go.mail.ru/search_images
  13. http://ru.wikipedia.org/wiki       
  14.   Приложение (фото: лепка, рисунки, аппликации детей, консультация для родителей, презентация)

Приложение:1

Конспект ОД «Познавательное развитие»

Тема «Знакомство с Богородской игрушкой» в рамках проектной деятельности

Цельпознакомить детей с Богородской игрушкой, привлечь внимание детей к игрушке, способствовать пониманию ее содержания.

Задачи: 1) формировать у детей интерес к народной игрушкепознакомить с историей возникновения богородской игрушки; 2) развивать память детей через повторение русских народных потешек; умение слушать сказку внимательно; 3) воспитывать интерес к народным промыслам.

МатериалБогородские игрушки, иллюстрации с изображением Богородских игрушек, села Богородское; корзина, баранки для угощения детям.

Предварительная работа: просмотр презентации «Богородская игрушка»; повторение русских народных потешек.

Ход ОД.

Воспитатель: Дети, отгадайте загадку

Зверь лохматый, косолапый,

Он сосет в берлоге лапу (медведь).

Ответы детей.

(Воспитатель показывает игрушку Медведя).

Воспитатель: Эта игрушка создана народными умельцами. Близ старинного подмосковного города Сергиева Посада, на высокой горе, среди лесов и полей раскинулось село Богородское. Давным-давно в селе жила семья. Задумала мать позабавить своих деток. Вырезала она из чурбачка фигурку и назвала ее Аука. Дети порадовались, поиграли и закинули Ауку за печку. Раз муж собрался на ярмарку и говорит: «Возьму-ка я Ауку на базар и покажу ее там продавцам. Ауку купили и еще попросили сделать такие игрушки. С тех пор и появилась резьба игрушки в Богородском селе и стала она называться «Богородская игрушка». С помощью игрушек рассказывают сказки. Но прежде, чем вы послушаете сказку, поиграем с пальчиками.

Пальчиковая игра «Мишка»

Туки-туки, мишка (постукивание кулаками друг о друга)

В свой бежит домишко (бегают пальчиками).

Забегает во двор

И калитку на запор! (сцепить руки в замок)

Спрятался в домишко (руки над головой, изображая крышу)

Наш мохнатый мишка.

Мишка очень любит спать,

Лапу толстую сосать (обе руки складывают возле уха).

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что у меня есть (обращает внимание детей на корзину). Эта корзина не простая, а волшебная. В ней живет сказка. Я знаю много сказок, а сегодня я вам сказку хочу не рассказать, а показать, а вы мне будете помогать.

Жили-были дед «Из-за леса, из-за гор едет дедушка Егор» (показ иллюстрации «Дед едет на лошадке») и бабка «Тень-тень-потетень в огороде-то плетень. В избе печка топится, бабушка торопится». Бабушка хозяйничала по дому, вязала носки (показ иллюстрации «Бабушка вяжет носки»). И были у бабушки курочки (показ иллюстрации «Курочки клюют зернышки»). Жили дед с бабкой поживали, да вот беда, были они старые и все им было тяжело делать. А жили они на краю леса, на опушке. Узнали звери, что деду с бабкой тяжело справляться, и решили они им помочь. Михайло Потапыч вместе с дедом в кузнице работал, молотом стучал «Что за грохот, что за стук? Тук-тук, тук-тук» (показ иллюстрации «Дед с медведем молотами стучат»). А Настасья Петровна решила сыночка-медвежонка в баньке попарить «Водичка-водичка, умой мое личико, чтобы глазки блестели, чтобы щечки краснели, чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок» (показ иллюстрации «Медведица купает медвежонка»). Пока звери делами занимались, бабка напекла баранок. Вечером уселись все за стол «Ай, качи-качи-качи, глянь баранки-калачи, с пылу, с жару из печи, все румяны, горячи». (Воспитатель показывает детям баранки на подносе).

Воспитатель: Трудолюбивые звери жили в этом лесу. Вот и сказке конец, а кто слушал-молодец. Ребята, интересная сказка?

Ответы детей.

Воспитатель: Дети, а как вы думаете, Михайло Потапыч, он очень сильный? А почему?

Ответы детей.

Воспитатель: Наверное, потому что он занимался физкультурой. Давайте и мы покажем, как мы можем заниматься

Физкультминутка

Я прошу подняться вас- это раз,

Повернулась голова- это два.

Руки вниз, вперед смотри – это три,

С силой их к плечам прижать – это пять.

А теперь тихонько сесть – это шесть.

Воспитатель: Дети, какая игрушка нам рассказала сказку?

Ответы детей.

Воспитатель: А из какого села умельцы сделали эту игрушку?

Дети: Из Богородского.

Воспитатель: Из чего сделаны игрушки?

Дети: Из дерева.

Воспитатель: Значит, они какие?

Дети: Деревянные.

Воспитатель: Эти вещи нынче в гости к нам пришли,

Чтоб поведать нам секреты древней красоты.

Чтоб ввести нас в мир добра.

Чтоб сказать, что есть в России чудо-мастера.

                                                                                                                                                                                 Приложение 2

Консультация для родителей

БОГОРОДСКАЯ ИГРУШКА

Уважаемые родители, расскажите детям

Русскому, как и любому народу, свойственно стремление к прекрасному. Издавна на Руси привыкли украшать свой дом, одежду, мебель, хозяйственную утварь, в глубине необъятных российских просторов, вдали городов рождались неповторимые по росписи прялки, узорные скатерти и полотенца, ковшицы, весёлые игрушки-свистульки, сказочные дома-терема с кружевной резьбой. Огрубевшие в работе крестьянские руки творили истинные произведения искусства, творили для себя и своих детей, чтобы радовался глаз и спорилась работа.

Самый древний и излюбленный материал русских мастеров – дерево. Деревянной резьбой украшались дома, из дерева делались игрушки. Одна из интереснейших деревянных русских игрушек – богородская, из села Богородское Загорского района Московской области. Согласно литературным источникам, она впервые появилась в XVII веке. В основе каждого богородского изделия лежит треугольная в плане чурка, четвёртая часть полена из дерева липы. Фигурка человека или зверя вписывается в этот трёхгранник. Основным инструментом служит резчику специальный богородский нож. Мастера избегают излишней деталировки, поверхность готовой скульптуры они орнаментируют резцом, передавая таким образом шерсть медведя, гриву коня или оперенье птицы. В богородской игрушке присутствует момент занимательности, это игрушка с движением. При помощи подвижных планок и ниточек с грузом богородский медведь может колоть дрова, а курочки клевать зерно.


История богородской игрушки начинается с легенды. Говорят, в маленькой деревеньке близ современного Сергиева Посада жила крестьянская семья. Людьми они были бедными и многодетными. Мать решила позабавить ребятишек и сделать им куклу. Сшила из ткани, но через несколько дней дети разорвали игрушку. Сплела из соломы, да уже к вечеру кукла рассыпалась. Тогда взяла женщина щепку и вырезала игрушку из дерева, а дети прозвали ее Аука. Долго забавлялась ребятня, а потом кукла им наскучила. И женщина отвезла ее на ярмарку. Там нашелся купец, которому игрушка показалась занятной, и заказал крестьянину целую партию. С тех пор, рассказывают, большинство жителей деревни Богородское и занялись “игрушечным” ремеслом.

Второе предание повествует о том, как житель Сергиева Посада вырезал как-то куклу в девять вершков из липового чурака. Пошел к Лавре, где торговал купец Ерофеев, да и продал ему. Купец решил поставить забавную игрушку в лавке, как украшение. Не успел поставить, как игрушку тут же купили, да с выгодой большой для купца. Купец нашел крестьянина, да и заказал ему целую партию таких же игрушек. С тех пор и прославилась богородская игрушка.

Названия богородских игрушек говорят сами за себя: «Крестьянин и курочка», «Царь Додон и звездочка», «Кавалер и дама», «Крестьянский двор», «Солдаты на разводе», «Пастушок». Современные мастера резьбы по дереву до сих пор сохраняют традиции «богородского стиля» деревянной движущейся игрушки, который стал неотъемлемой частью русской культуры. Богородские игрушки современных мастеров неоднократно награждались золотыми медалями на выставках в Брюсселе, Нью- Йорке и Париже.

БОГОРОДСКАЯ ИГРУШКА


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект"Богородская игрушка-улыбка детства"

«Через красивое к человечному – такова закономерность воспитания»В.А. Сухомлинский Народные промыслы занимают важное место в культуре и искусстве России. Народное искусство – это живой чисты...

Проект "Богородская игрушка"

 Приобщение к народной культуре является средством формирования у детей патриотических чувств и развития духовности. Воспитание гражданина и патриота, любящего свою Родину – задача, особен...

Проект "Мир деревянной игрушки"

В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно – прикладного искусства и с народными традициями. Поэтому необходима практическая разработка условий, о...

Проект "Богородская игрушка"

Краткосрочный проект в подготовительной группе на тему «Богородская игрушка»...

Проект "Богородская игрушка"

Проект "Богородская игрушка"...

Проект "Ожившие игрушки (богородская резная игрушка)"

Народная игрушка, как и игра вообще, является традиционным элементом воспитательного процесса. Через игру и игрушку ребенок познает мир, происходит его социализация в обществе, что особенно актуально ...

Веселые игрушки (богородские деревянные игрушки)

Развивать у детей эстетическое восприятие, образные представления и воображение детей....