Познавательный проект "Бабушкин сундучок"
проект (старшая группа)
Русская народная культура помогает детям почувствовать себя частичкой своего народа, узнать о его традициях, обычаях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_babushkin_sunduchok.docx | 376.87 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №26 «СКАЗКА»
607661 Нижегородская область город Кстово улица Жуковского дом 2
Тел. (83145) 2-83-92,
Педагогический проект
Тема: Бабушкин сундучок
Вид проекта: информационно-познавательный
Продолжительность проекта: Ноябрь 2021г.-март 2022г.
Возрастная группа: старшая группа «Теремок»
Участники: воспитатели, воспитанники, родители воспитанников.
Выполнили воспитатели
старшей группы «Теремок»:
Хаиндрава Татьяна Георгиевна
Капаева Елена Александровна
Кстово 2022г.
Содержание:
- Введение …………………………………………………………………3
- Актуальность……………………………………………………………. 3
- Цель, задачи………………………………………………………………3
- Ожидаемые результаты и прод1кты детской деятельности…………..4
- Принципы…………………………………………………………………4
- Этапы реализации проекта……………………………………………….5
- Выводы……………………………………………………………………8
- Литература, ресурсы……………………………………………………...8
- Приложения………………………………………………………………..9
Введение
«Воспитание, лишённое народных корней – бессильно»
К. Д. Ушинский
Представления о русской культуре у детей отрывочны и поверхностны, так как в современной жизни почти отсутствуют предметы народного быта. Кроме того, давно забыты и редко используются в разговорной речи потешки, пословицы, поговорки, которыми так богат русский язык. В связи с этим теряется связь между поколениями. Это ведет к ослаблению патриотизма, любви к Родине, русскому народу.
Нижний Новгород – один из самых старинных российских городов – миллионников. Он уникален в своей акселерации, но бурно растущий, с развивающейся культурой и наукой. Здесь всегда было и будет много приезжих, которые имеют недостаточные знания о городе и поэтому не могут на должном уровне рассказать о нем своим детям. Вот почему очень важно собирать, сохранять и передавать факты и уроки нашей истории молодому поколению горожан.
Актуальность
2022 год объявлен годом культурного наследия народов России. Художественные промыслы помогают сохранить традиции, которые связывают наших современников с далёкими предками, сберечь подлинную национальную культуру.
В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма - любовь к Отчизне. А она начинается с любви к своей малой Родине – месту, где родился человек. Поэтому необходимо дать детям возможность, как можно больше узнать о русской народной культуре, приобщать к его культурно-историческому наследию, способствовать нравственно-патриотическому воспитанию через ознакомление с родным городом, селом.
В наше время мы по-новому начали относиться к старинным праздникам и традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых русский народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений.
Поэтому, русская народная культура помогает детям почувствовать себя частичкой своего народа, узнать о его традициях, обычаях, даёт представления о народных верованиях. Она также учит детей бережно, трепетно относиться к природе.
Цель:
- Познакомить детей с предметом мебели наших предков – сундуком.
Задачи:
- Создать пространственно- развивающую среду в группе.
- Сформировать у детей знания, что такое сундук, какое значение имел он в жизни русской женщины, выяснить назначение сундука, его содержимое.
- Дать представления детям о народном промысле хохломе.
- Развивать интерес детей к истории и культуре, к быту родного края. Развивать навыки свободного общения со взрослыми и детьми, обогащение словарного запаса и его активизация у детей.
- Воспитывать любовь и бережное отношение к истории и традициям русской культуры родного края. Поддерживать интерес детей и их родителей к своей национальной культуре. Развивать личную культуру ребёнка, как основу его любви к родине, городу, семье.
- Способствовать установлению партнерских отношений и дружеских связей родителей и педагогов в вопросах воспитания и образования детей. Актуализация интереса родителей воспитанников и детей к истории и культуре родного края.
Ожидаемые результаты и продукты детской деятельности.
- повысится качество воспитательно-образовательной работы с дошкольниками;
- дети получат знания об истории возникновения сундука и его видах;
- развитие познавательного интереса, воображения;
-умение видеть красоту изделий, прививать уважительное отношение к изделиям сделанным своими руками, к обычаям и традициям родного края;
- закрепление знаний детей о народных, обычаях и традициях родного края;
- познакомятся со стихами, легендами, приметами о сундуке.
- родители станут более активными помощниками в жизни группы.
Продукты детской деятельности.
- рисование «Сундук-ковчег».
- развлечение «Деревенские посиделки».
- альбом «Чудеса из сундука».
- выставка поделок и рисунков детей и родителей совместно.
Принципы.
- Принцип полноценного проживания ребёнком дошкольного возраста, обогащение детского развития.
- Принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребёнка. Развивающий характер образования реализуется через деятельности каждого ребёнка в зоне его ближайшего развития.
- Принцип возрастной адекватности дошкольного образования.
- Принцип содействия и сотрудничества детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.
- Принцип поддержки инициативы детей в различных видах деятельности.
- Принцип приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
- Принцип единства обучающих, развивающих и воспитательных целей и задач.
- Принцип культуросообразности.
- Принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей.
- Принцип сотрудничества с семьёй.
Этапы реализации проекта.
1этап. Подготовительный:
1.Сбор информации (методическая литература, журналы, интернет – ресурсы).
2. Подбор произведений, примет, загадок, презентаций.
3.Привлечение родителей к сбору информации.
4.Разработка плана по реализации проекта.
5.Обогащение развивающей среды.
6.Диагностика знаний детей.
7. Подготовка консультаций и рекомендаций для родителей.
2. этап. Реализация проекта:
1.Проведение с детьми:
- беседы «Что такое сундук?», «Виды сундуков», о народных приметах и традициях.
- просмотр презентации «Мебель крестьянских изб».
- дидактические игры «Что хранит бабушкин сундук?».
- экскурсия с детьми в «Берегиню», на выставку городецкой росписи.
- НОД по хохломской росписи «Сундук-Ковчег».
- рассказы «Для чего нужен был сундук нашим предкам?», загадки.
- чтение стихотворений Н. Ульяновская «Открою бабушкин сундук», легенда «Три сундука».
- народная подвижная игра «Шатёр».
- Раскрашивание рисунков «Предметы из сундука».
2. Проведение консультаций для родителей и педагогов.
3.Организация выставок детского творчества.
3 этап. Заключительный.
- Диагностика полученных знаний.
- Анализ полученных данных.
- Итоговое мероприятие: выставка поделок и рисунков детей и родителей в разных техниках «Бабушкин сундучок».
- Развлечение «Деревенские посиделки».
- Создание альбома «Чудеса из сундука».
Тематический план в старшей группе.
Образовательные области | Совместная деятельность взрослых и детей в режимных моментах | Самостоятельная деятельность детей в условиях развивающей среды | Взаимодействие с родителями по проекту |
Социально-коммуникативное развитие | Дидактические игры «Что хранит бабушкин сундук?». Цель: и Продолжать закреплять знания детей о назначении сундука. Развитие речи. | Развлечение «Деревенские посиделки». Цель: создать весёлое, радостное настроение у детей, активизировать родителей. | |
Познавательное развитие | Беседы «Что такое сундук?», «Виды сундуков», о народных приметах и традициях. Просмотр презентации «Мебель крестьянских изб». Цель: Познакомить с бытом крестьян на Руси. Экскурсия с детьми в «Берегиню», на выставку городецкой росписи. Цель: продолжать знакомить детей с роспись Нижегородской области, развивать интерес к художественному промыслу. | Создание альбома «Чудеса из сундука». | |
Речевое развитие | Чтение стихотворений Н. Ульяновская «Открою бабушкин сундук», легенды «Три сундука». Цель: Прививать интерес к творчеству, закрепить понятия о сундуках. Рассказы «Для чего нужен был сундук нашим предкам?», загадки. Рассказы «Для чего нужен был сундук нашим предкам?», загадки. Цель: Рассказать о разных видах сундуков, развивать интерес к рассказам. | ||
Художественно-эстетическое развитие | НОД по хохломской росписи «Сундук-Ковчег». Цель: продолжать знакомить детей с разновидностями предметами старинного быта «Сундук –Ковчег» - продолжать знакомить детей с изделиями мастеров Хохломы. Развитие творческих способностей. | Раскрашивание рисунков «Предметы из сундука». Цель: продолжать развивать у детей желание раскрашивать рисунок аккуратно, заштриховывать слева направо, сверху вниз, моторику рук. | Итоговое мероприятие: выставка поделок и рисунков детей и родителей в разных техниках «Бабушкин сундучок». Цель: развивать интерес и желание к совместному творчеству детей и родителей. |
Физическое развитие | Народная подвижная игра «Шатёр». Цель: развивать двигательную активность у детей. |
Выводы
Проект стал импульсом к развитию познавательной и творческой инициативы детей.
Благодаря совместной работе воспитателей, детей и родителей над проектом мы получили следующие результаты:
- У детей появился интерес к быту и традициям русского народа, расширились представления о русском быте, о народном промысле хохломе.
- Дети узнали о истории и культуре, о быте родного края.
- Расширились знания о назначении сундука, его содержимом.
- Создана развивающая среда: подобранны дидактические и подвижные игры. Подобранна информация для родителей (консультации по теме, папки передвижки, анкеты и т.д.)
- Родители вовлечены в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.
Ресурсное обеспечение проекта, литература.
- Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред.Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
- Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском свду. Старшая группа – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2017.
- Гербова В. В. Развитие речи в детском саду: Старшая группа. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2015.
- Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: программа. Учебно-методическое пособие. – СПб. Детство-Пресс.
- https://nsportal.ru/detskiy-sad/regionalnyy-komponent/2019/12/13/proekt-v-starshey-gruppe-na-temu-babushkin-sunduk.
- https://infourok.ru/proekt-po-priobscheniyu-doshkolnikov-k-russkoy-narodnoy-kulture-babushkin-sunduchok-3689641.html.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №26 «СКАЗКА»
607661 Нижегородская область город Кстово улица Жуковского дом 2
Тел. (83145) 2-83-92,
Консультация для родителей
Тема: «Приобщение к русским народным традициям»
ПРИЛОЖЕНИЕ
Виды сундуков.
Раньше всего у русских появились скрыни. Вначале это был ритуальный предмет, в котором хранили «святые» реликвии. Русские называли скрыни и сундуками, и ларцами. Судя по описаниям, скрыня - деревянный или металлический сундук любого размера, в них традиционно хранили белье. Но иногда в них держали и драгоценности.
Дорожный сундук
Другой разновидностью сундука является ларь (длинный ящик с крышкою, для разного скарба и продуктов). Слово «ларь» - ящик. Ларь - большой ящик, дощатый сруб, рундук, закрома; ящик с навесно́ю крышкою, откосом, для зернового хлеба или муки
Подголовные сундуки с наклонной крышкой называли подголовками. Подголовок — это деревянный (дубовый) невысокий сундук для поездок, с наклонной крышкой, окованный железом, с замком. В нем перевозили деньги, драгоценности, ценные бумаги. Само название говорит о том, что его можно было положить под голову — самое Сундук – подголовник надежное место для сохранности. Сундучки-подголовки пользовались большим спросом. «Подголовок — деревянная подставка с наклонной поверхностью (или ларец с наклонной крышкой), помещаемая в изголовье под подушку».
Небольшие по размеру и металлические изделия получили название сундучок, или ковчежец.
Ковчег— небольшой сундучок, ящик из серебра или дерева, обитый кожей. Более распространенным названием было ларец или ларчик. В нем обычно хранили драгоценности и украшения, в том числе и религиозные святыни.
Шкатула — ящик, обтянутый кожей или тканью, железом. Вначале в них хранили посуду из стекла, держали напитки, бумаги и драгоценности. Уменьшительное наименование шкатулка.
«Погребец — дорожный сундучок для продуктов и посуды»
«Погребец — дорожный сундучок с напитками и съестными припасами»
«Коробья или коробейка — гнутый обычно из осиновой обейчатки короб либо сундук…круглый или с четырьмя тупыми углами. Она оковывалась полосами».
Теремок
Приметы и поверья.
• Нельзя открывать сундук в один из дней Масленицы, чтобы не выпустить из него богатство и удачу.
• Свой сундук отдавать никому нельзя - сама замуж не выйдешь и той, кому отдала - счастья не будет.
• Нельзя класть в сундуки детские вещи. Это считалось большим грехом, так как одежда ребёнка пахла материнским молоком.
Народные традиции.
• При выкупе приданого на сундук садились младшие братья, сестры и племянники невесты, которые назначали сумму выкупа.
Перед свадьбой сундук очищали от «нечистой силы». Для этого его обводили зажженной свечой, иконой, сыпали щепотку соли. Затем клали деньги, хлеб, иногда посуду, чтоб сундук всю жизнь не был пуст, чтоб молодые жили богато.
Легенда «Три сундука»
У одного вождя по имени Нди было три сына. Однажды, заболев, он созвал своих сыновей и сказал им:
— Я умираю. У меня есть три сундука. В них всё моё богатство. Возьмите себе каждый по сундуку, кто какой хочет. Только не открывайте их, покуда я не умру.
Так они и сделали. Каждый взял себе по сундуку. Вот отец умер, сыновья похоронили его, а потом каждый открыл свой сундук.
У первого сундук оказался полон золота. У второго в сундуке оказались куски разного дерева. А у третьего в сундуке была земля, тоже разная, но кроме неё ничего.
Тогда второй и третий братья сказали:
— Нет, так нехорошо, несправедливо. Надо разделить содержание всех сундуков поровну на всех. Пусть первый отдаст нам каждому по трети своего золота, а мы отдадим по трети своих дров и своей земли.
Но первый ответил им:
— Нет, я так не хочу. Надо исполнять волю отца. Если б кому-то из вас достался сундук с золотом, он бы тоже не стал делиться. Всё дело случая. Но так завещал покойный отец.
Второй и третий братья собрали жителей деревни, всех мудрых людей, рассказали им о своём споре и попросили рассудить. И люди сказали:
— Ваш покойный отец так распорядился, мы ничего изменить не можем. Вождь был умный человек, он наверняка всё хорошо обдумал и знал, что делает.
Тогда братья обратились к властителю всей страны. Но и тот ничем не сумел им помочь.
Тут один старик посоветовал:
— Пойдите к человеку, которого зовут Кабаку. Если кто-то и может помочь вам, так это он.
Братья узнали дорогу и отправились в путь После долгих поисков они увидели дерево, под которым совсем молодой юноша играл с детьми. Братья спросили его, не знает ли он, где найти Кабаку.
— Я Кабаку, — ответил он. — Зачем я вам нужен?
— Мы хотим спросить у вас совета, — сказали они и поведали ему о своём споре.
— Вы спорите из-за наследства, — сказал Кабаку. — Один из вас получил сундук с чистым золотом. Другому достался сундук, в котором собраны все породы древесины, какая только растёт в наших лесах. Третий получил сундук с землёй всей страны. Ваш отец решил, что каждый будет владеть тем, что ему достанется. Двое из вас недовольны и предпочитают золото.
Но я не могу оспорить последнего желания вашего отца. Он был очень мудр. Мне кажется, вы двое тоже можете быть довольны. Ведь один из вас получил во владение все породы деревьев, какие только есть в стране. Это значит, что он имеет права на все леса и деревья. Каждый, кто захочет срубить дерево, обязан платить ему пошлину. Другой получил все разновидности земли. Он имеет на неё права. Если кто-то захочет рыть колодец, выкопать ловушку для крыс или отломить кусок термитника на корм курам, он должен платить за это пошлину обладателю третьего сундука. Надеюсь, теперь, когда вы это поняли, вы все довольны?
Братья поблагодарили Кабаку и отправились домой. Вскоре первый брат, получивший сундук с золотом, накупил себе рабов и велел им вспахать для себя поле. Но едва они взялись за работу, как третий брат сказал:
— Если хочешь обрабатывать землю — плати мне пошлину.
В другой раз первый брат послал рабов нарубить дров в лесу. Едва они принялись за дело, явился второй брат и сказал:
— Если твои рабы хотят рубить дрова — плати мне пошлину.
Понял первый брат, что ничего со своим золотом сделать не сможет, и разделил его с остальными.
Загадки: Что же могло скрываться в сундуке?
Есть у бабушки-старушки
Очень маленький секрет:
Платья, книжки и игрушки,
Занавески, погремушки,
Кукол и велосипед –
Всё она упрямо прячет,
Чтоб не смог добраться внук.
Есть у бабушки на даче
Ветхий старенький…
Мы на пляж шагаем с мамой,
Я, как груздь, надел панаму.
А на маме, как цветок, -
Яркий ситцевый (платок).
Хранится в сундуке старенький, но очень бережно сложенный платок. Возможно, это свадебный подарок прадедушки. Прабабушка его одевала только на большие праздники. Это же память. Вот так он в сундуке и окажется.
Входит в одну дверь,
А выходит из трёх.
Думаешь, что вышел,
А на самом деле вошёл. (Рубашка)
Есть в сундуке и рубаха – косоворотка. «Её мама для папы вышивала. Это свадебный подарок жениху. Вышивки – это обереги, они охраняли от злых духов и сглаза голову, руки и сердце Петра.
Говорит дорожка –
Два вышитых конца:
- Помылься хоть немножко,
Чернила смой с лица!
Иначе ты в полдня
Испачкаешь меня. (Полотенце)
Хранит бабушка в сундуке и полотенца вышитые «которыми когда-то украшала избу и так, на каждый день».
Топили, колотили,
Трепали, мяли, ткали
И на стол постлали. (Скатерть)
Открою бабушкин сундук . Галина Шенина.
В заветный бабушкин сундук
Ты загляни, любимый внук:
Любая вещь из сундука –
Истории семьи строка.
«Туфельки, шляпки с вуалью,
бисером шитый кисет,
Куклы тряпичные, старый корсет…
В уголке за дверью бабушкин сундук.
Крышку приоткроешь, перехватит дух.
Защекочет в горле запах нафталина
И необъяснимый от вещей старинных.
Как-то я решила перебрать старьё,
Может что-то ценное? Нет, одно рваньё...
Скатерти льняные, по краям мережка,
От храненья долгого дырки да прорешки.
Мулине цветными вышитые шторы.
Кто же так с любовью подбирал узоры?
Гладью лепесточки, стебельки цепочкой
И ажурной вязью мелкие цветочки.
Стихотворения
Нина Васильевна Зайцева. Чем пахнет бабушкин сундук?
«Чем пахнет бабушкин сундук? Теплом её любимых рук,
Гвоздикой, тмином, имбирем... А уж диковинок-то в нем!
Вот - позолоченная пряжка, а это - дядина рубашка,
Он до войны её носил, и на вечёрки в ней ходил.
Вот бусы, запонки и брошки, а тут - чудесные серёжки.
Какой узор, какая скань, ну, просто чудо - филигрань!
А вот - альбом, и в нем цветок, то ль роза, то ли василек,
Так долго бережно храним - подарен мужем дорогим.
Тут в уголке - конфеты, сладости, для внуков милых много радости,
Былых годов воспоминания, любовь, надежды и страдания.
Конспект НОД по хохломской росписи «Сундук-Ковчег».
Задачи:
-продолжать знакомить детей с разновидностями предметами старинного быта «Сундук –Ковчег»
- продолжать знакомить детей с изделиями мастеров Хохломы, разнообразием форм, размеров и назначении;
- закреплять знания о колорите, элементах росписи, учить составлять композицию узора на выкройке-шаблоне, выделяя центр, края поделки, используя технологическую карту росписи;
- воспитывать интерес к народному искусству, уважение к мастерам народного промысла.
Оборудование и материалы:
- иллюстрации изделий хохломского промысла;
- выкройка-шаблон «Сундук –Ковчег»»;
- технологическая карта «яблоки»;
- гуашь;
- кисти;
Ход НОД
Воспитатель: - У меня сегодня радостное настроение, и я хотела бы с вами им поделиться. А для того, чтобы поднять друг другу настроение, достаточно сказать комплимент.
Дети дарят друг другу комплименты.
- А теперь закройте глаза и представьте себе, что вам дали кисточку и черную краску. Закрасьте все вокруг черной краской. Что вы испытываете?
- А теперь закрасьте все белой краской. Каким цветом было труднее закрашивать? А вам бы хотелось, чтобы мир вокруг вас был черно-белым? (Ответы детей).
Правильно, вас окружает красивый, разноцветный мир, красивые вещи.
Дети, а кто мне подскажет, где хранятся красивые, редкие вещи? (Ответы детей)
- Правильно, в музее.
- Вы посещали наш музей?
- Что вам больше всего запомнилось? (Ответы детей)
- Сегодня мне передали письмо, оно адресовано всем вам. Хотите посмотреть, что в этом письме?
«Здравствуйте, дети! Пишут вам сотрудники музея. Мы в нашем музее хотим организовать выставку народных изделий. Но для выставки не хватает экспонатов. (Что такое экспонат) Не можете ли вы нам помочь? Высылаем образец. Но он не помещался в конверт, и его пришлось разрезать. Надеемся, вы сможете его собрать.
Д/и «Собери картинку». (Сундук)
Воспитатель: Мы собрали детали картинки, и у нас получилась Сундук, а как именно этот вид сундука называется.
- Для чего они нужны? (ответы детей)
Педагог предлагает для просмотра презентацию «Сундуки».
Практическая часть.
Воспитатель: - Теперь вы знаете, какие бывают Сундуки, из какого материала их изготавливают.
- К сожалению, у нас нет нужных материалов, но зато у нас есть бумажная выкройка Сундук -Ковчег! И еще у нас есть желание помочь музею, а это значит, что мы справимся с заданием.
Воспитатель предлагает для рассматривания выкройку-шаблон «Ковчег». Дети рассматривают выкройку, определяют грани для росписи.
Воспитатель: Ребята а какие виды росписи вы знаете (Ответы детей)
Давайте вспомним росписи художников из Хохломы. На многих изделиях можно увидеть кисти смородины и гроздья рябины. Они похожи и не похожи на настоящие. Каждый художник по-своему изменяет в узорах то, что видит в природе. Посмотрите, какие яблочки и листья в узоре на схеме (обратить внимание на расположение: яблок в группе – по трое, узкие листья попарно.
Дети рассматривают технологическую карту, определяют последовательность выполнения росписи.
Самостоятельная работа детей. В ходе работы педагог смотрит, поправляет, советует, напоминает о схемах и аккуратности.
Динамическая пауза.
Игра «Ложка-ложечка, стучи».
Мы с предметами играем,
Части в слове мы считаем,
Ложка-ложечка, стучи,
Сколько в слове частей, подскажи!
(Дети называют предмет хохломской росписи и вместе отстукивают количество слогов с проговариванием)
Слова: ПЛОШКА, СОЛОНКА, БОЧОНОК, ТОЛКУШКА, БЛЮДО, ЩЕЧКА, ЛОЖКА, ЧАШКА
Воспитатель: Расписывая свои Сундуки -Ковчеги, вы старались, вложили в работу свою любовь. И ваши Ковчеги стали прекрасными и сказочными.
Тема занятия «Бабушкин сундук».
Цель: знакомство детей с сундуком, как важным предметом быта.
Задачи: познакомить детей с особенностями устройства сундука; с его назначением. Развивать творческую фантазию, самостоятельность, мелкую моторику рук. Продолжать развивать способность отвечать на вопросы полными предложениями, активизировать словарь детей, обогащая его новыми словами: сундук, ларец, «подголовок», сундук - «теремок». Побуждать детей к обследовательской деятельности, способствовать развитию умения сравнивать предметы. Развивать познавательный интерес к истории быта, предметам старины.
Словарь:
Сунду́к (от тюркского сандык) — изделие корпусной мебели с откидной или съёмной верхней крышкой, используется как ёмкость для хранения предметов обихода, драгоценностей и других ценных вещей.
Сундук - «теремок» был двухъярусный, как раньше о нем говорили «о два жира». Своей формой он напоминал жилище средних веков – квадратный ящик, у которого четырехскатная крыша.
Сундучок - «подголовок», а еще его назвали «подголовник» получил свое название потому, что особо бережливые и подозрительные хозяева клали его себе под голову во время сна, чтобы таким образом уберечь свое добро.
Ларец - искусно сделанный, украшенный ящичек для хранения драгоценностей; шкатулка, сундучок.
Ларь - большой ящик, дощатый сруб; ящик с навесною крышкою, откосом, для зернового хлеба или муки; то же, для продажи припасов на базарах; ящик на мельнице, в который сыплется мука из-под жернова.
Методы и приемы на занятии: беседа; создание проблемной ситуации через вопросы к детям; обследовательские действия детей; использование наглядности (иллюстрации и мультимедиа); демонстрация предметов; дидактическая игра на закрепление пройденного материала; дыхательная гимнастика; самостоятельная творческая деятельность детей, направленная на закрепление положительного эмоционального настроя, полученного на занятии.
Ход занятия
Организационный момент.
Приветствие
Хозяйка (в национальном костюме):
- Здравствуйте, мои хорошие да пригожие! Приглашаю вас к себе в избу, к теплой печке. Хоть зима на дворе, а у меня тепло да уютно. Посидим рядком да поговорим ладком.
- Ребята, прислушайтесь, мне кажется, здесь кроме нас еще кто-то есть? Слышите шорох, откуда он доносится? (шорох доносится со стороны сундука). Вы хотите узнать, кто спрятался в сундуке? Давайте посмотрим (дети подходят к сундуку, открывают его и находят домовенка и книгу со сказками).
- Вы узнали кто это? (Домовенок). Дети здороваются.
- Домовенок мне шепчет, что он очень хотел прочитать интересную сказку, но в темноте ничего не видит. Ребята, поможем Домовенку?
Беру книгу со сказками, читаю отрывок из сказки «Пряхи у проруби»: «Сейчас Вы садитесь потеснее, слушать будет веселее. Помните, мы читали сказку «Пряхи у проруби», сейчас давайте прочтем Домовенку отрывок из нее …»: Вот тебе, добрая девушка, за труды,- подает ей сундук и ларец. Поблагодарила Маша старушку, взяла сундук и ларец. И домой отправилась, а лошадь и корова за ней идут. Пришла Маша домой. Лошадь и корову во двор завела, сундук и ларец в амбар снесла. Как откроет сундук – там всякого добра полно …….».
- Ребята, Домовенку очень понравилась сказка, но вот он снова шепчет мне, что он не знает, что такое сундук и ларец? А вы знаете, что это такое? Осмотритесь вокруг, есть ли в нашей избе эти предметы?
Знакомство с новым материалом.
Хозяйка: «Давным – давно… Когда ваши дедушки и бабушки были маленькие, все люди жили в деревянных домах и в каждом доме был сундук, чем больше сундуков, тем считалось, что семья богаче.
И вот тут пошло открытие нового знания… с помощью подводящего диалога на основе предметной деятельности подвожу детей к новым открытиям.
Обследовательские действия:
- Давайте поближе познакомимся с сундуком (предлагаю детям потрогать сундук).
Попробуйте описать мне его.
В случае затруднения задаются наводящие вопросы:
- Из чего сделан сундук? (из дерева)
- Что есть у сундука? (крышка, стенки, дно, замок, ручки)
- Из чего сделаны замок и ручки? (из железа)
- Значит они какие? (железные)
- Попробуйте сдвинуть сундук с места, не держась за ручки. (Дети пытаются, но не получается)
- Какой сундук? (тяжелый)
- Ребята, посмотрите, крышка прикрепляется железными петлями.
- Как вы думаете, для чего нужна крышка у сундука? (вещи не будут пылиться, не будет видно одежды и т.п.)
- Как вы думаете, а для чего нужен сундук в избе? Давайте заглянем в него (педагог с детьми рассматривают содержимое сундука).
- В сундуке на дне лежали вещи, т.е. то, что использовали от случая к случаю. Выше шли полушалки, платки, кофты. И сверху – самое интересное: вышивки, кружева. Слои перестилались тряпицами. Настоящий праздник сундука устраивали в начале лета, в солнечный день, когда и вещи, и сам сундук на просушку вытаскивали. На длинных веревках, поддерживаемых кольями, такое разноцветье по селу полыхало! Сундук всегда содержал какую-то тайну.
- Посмотрите здесь, кроме вещей есть еще фотографии.
- Дети, а почему говорят: «бабушкин сундук – копилка каких-то старинных вещей или даже идей» (размышления детей); а как вы думаете, что обозначает «спрятать в сундук за семь замков» (о жадности).
Хозяйка: «А теперь присядьте, да послушайте, а наш Домовенок присядет рядом, ему тоже интересно узнать какие бывают сундуки».
С целью знакомства детей с разновидностями сундука рассматриваем иллюстрации и собственно сундуки.
Во время рассматривания иллюстраций рассказываю детям:
- Ребята, в карельских избах сундук располагался слева от дверей.
- Изготавливались сундуки чаще всего из дерева, отделывались декоративными металлическими деталями для украшения.
Обратите внимание на иллюстрации (изображения сундука – «теремка», сундука – «подголовка», ларца). Здесь изображены разновидности сундуков. Они одинаковые по внешнему виду? Чем отличаются друг от друга? (формой, размером, украшениями, деталями).
Хозяйка обращает внимание детей на сундук – «подголовок»: этот сундучок в старину называли «подголовок» или «подголовник». Как вы думаете, почему этот сундучок получил такое название? (размышления детей).
Обобщение: получил он свое название потому, что особо бережливые и подозрительные хозяева клали его себе под голову во время сна, чтобы таким образом уберечь свое добро. У него была верхняя крышка скошена, что давало возможность даже в дороге на нем удобно устраиваться спать.
- Ребята, осмотритесь вокруг, сколько в нашей избе разных сундуков. Попробуйте среди них найти сундук – «подголовок».
Далее хозяйка предлагает детям попробовать положить голову на сундук – «подголовок».
Педагог обращает внимание на следующую иллюстрацию с изображением сундука - «теремка»:
- Ребята, на что похож этот необычный сундучок? (ответы, ассоциации детей).
Обобщение ответов с детальным рассматриванием иллюстрации: Сундук - «теремок» был двухъярусный. Своей формой он напоминал квадратный ящик, у которого четырехскатная крыша, напоминавшей форму терема. В более крупном нижнем ярусе к боковой стенке обычно крепился небольшой ящичек для особо ценных мелких предметов. На ящичке также были растительные узоры.
- Попробуйте среди всех сундуков найти именно этот сундучок.
Затем педагог с детьми переходят к рассматриванию иллюстрации с изображением сундука – ларца.
- Как вы думаете для чего предназначался этот сундук?
Обобщение ответов детей: дубовый, окованный узорчатым железом сундук, обычно предназначался он для невесты. В ларце хранили приданое. Вы знаете, что такое «приданое»? В русских семьях девочку с малых лет приучали прясть, ткать, шить, вязать, вышивать. Она ткала пояски, вышивала носовые платки, вязала кружевные подзоры. Изготавливала она их десятками и складывала в выделенный ей сундучок.
- Попробуйте среди всех сундуков найти именно этот сундучок.
Дыхательная гимнастика:
- А теперь все вместе подуем на него, чтобы он открыл нам все свои тайны. Дуем, дуем все вместе. Молодцы!
Вот чудесный сундучок,
Он, ребята, нам дружок!
Все посмотрим мы в сундук,
Открывайся: тук-тук-тук!!!
(дети рассматривают содержимое ларца, примеряют украшения).
- Ребята, посмотрите на наши сундуки, в какой из них мы еще не заглянули? (дети показывают).
- Чем он отличается от других сундуков? (Наводящие вопросы: какой он по размеру? Он нарядный? Как вы думаете, что в нем хранили?).
После ответов детей, педагог спрашивает: «Хотите посмотреть, что хранится в нашем сундуке?» (дети открывают сундук, в котором хранится крупа).
Обобщение ответов: этот сундук называется ларь, по форме он схож с обычным сундуком, но сделан более просто и грубо, и не имеет украшений. В нём хранили зерно и муку.
Таким образом, оформив в речи новые слова, дети возвращаются к ситуации вызвавшей затруднения.
Дидактическая игра «Разложи по местам».
- Ребята, пока мы с вами рассматривали сундуки, Домовенок принес мешочек, в котором собраны разные вещи (деньги, бусы, полотенца, фотографии, женский наряд, крупа), и теперь, когда в его избе появилось много сундуков, он хочет навести порядок. Вы хотите ему помочь? (Дети по очереди достают вещи и раскладывают по сундукам).
Обобщение пройденного материала.
Создаю игровую ситуацию, которая фиксируют индивидуальное освоение ребенком нового материала.
Повторение нового материала с помощью вопросов:
- Какие сундуки вам больше всего понравились? (дети называют сундук). Что вы бы в нем хранили? (ответы детей).
Таким образом, дети фиксируют в речи, что нового узнали.
- А Домовенок шепчет мне, что ему понравились все сундучки (перечисляет все названия сундуков и кратко их назначение).
Закрепление пройденного материала в продуктивной деятельности (может быть перенесен в совместную деятельность с детьми в другое время).
Игровая ситуация, позволяющая детям отразить полученные знания в практической деятельности.
Хозяйка: «Ребята, а вы бы хотели смастерить свой сундучок, в котором можно хранить свои маленькие тайны?».
Дети с хозяйкой переходят в другую комнату, где приготовлены картон, цветная бумага, клей, ножницы.
Дети вместе с хозяйкой, по ее показу мастерят сундук. В ходе создания поделки хозяйка рассказывает о последовательности работы.
Русская народная подвижная игра «Шатер».
Описание игры. Участники игры делятся на 3-4 подгруппы. Каждая подгруппа образует круг по углам площадки (зала). В центре каждого круга ставится стул, на котором висит платок с узорами. Дети берутся за руки идут по кругу вокруг стульев, приговаривают:
«Мы веселые ребята,
Соберемся все в кружок,
Поиграем и попляшем,
И помчимся на лужок».
С окончанием стиха дети перестраиваются в один общий круг. Звучит русская народная мелодия. Взявшись за руки, дети подскоками двигаются по кругу. С окончанием музыки взрослый дает команду: «Строим шатер!».
Дети быстро бегут к своим стульям, берут платки и натягивают их над головами в виде шатра (крыши). Выигрывает группа, которая первая построит «шатер».
Развлечение «Деревенские посиделки»
для детей старшего дошкольного возраста
Цель: Приобщение дошкольников к традициям народного творчества
Задачи:
Образовательные:
Сформировать у детей умение передавать праздничный, веселый характер песен, частушек. Выразительно обыгрывать образы в сценках. Познакомить детей с русской избой, с предметами старинного быта.
Развивающие:
Развивать творчество, музыкальный слух, пластику и эмоциональную отзывчивость на русскую народную музыку. Развивать связную монологическую речь через у.н.т. Развивать коммуникативные умения с помощью народных игр.
Воспитывающие:
Воспитывать чувство гордости к своей земле, к своему народу, интерес к традициям русского народа.
Словарная работа: печь, горница, прялка, веретено.
Предварительная работа: заучивание потешек, пословиц, частушек, чтение р.н.с.. Рассматривание иллюстраций к ним. Проведение русских народных игр, хороводов.
Оборудование: русская изба с предметами быта, домовёнок Кузя, деревянные ложки, русские народные костюмы, ленточки. Медиотехника.
Ход мероприятия
В старину зимними вечерами собирались люди в избе, где пели песни, водили хороводы, рассказывали сказки, говорили шутки, прибаутки, и конечно же, работали. Девицы пряли, вышивали, плели лапти, корзины. Такие вечера назывались посиделками.
- Скучно жить без посиделок, нужно их возродить.
(Звучит русск. народная музыка, в зал входит Хозяйка (ведущая)
Хозяйка:
На завалинках в светелке
Иль на бревнышках каких
Собирали посиделки пожилых и молодых!
При лучине мы сидели иль под светлый небосвод
Говорили, песни пели и водили хоровод
А играли как в горелки
Да и что там говорить
Здравствуйте гости дорогие. Рады, Вас, видеть у себя дома. По старинному обычаю приглашаю Вас, на русские посиделки.
Слушайте и смотрите! Да не говорите, что слыхом не слыхивали, да видом не видывали.
(Звучит русск. нар музыка)
Хозяйка: Зимний вечер темен, долог.
Насчитаю сорок елок.
То на лавке посижу,
То в окошко погляжу…
Позову-ка я ребят на посиделки.
Будут пляски, будут песни.
Эй, подруженьки-подружки,
Веселушки-хохотушки!
Эй, ребята-молодцы,
Озорные удальцы!
Приходите поплясать,
Зимний вечер скоротать.
Девицы:
В избу твою жаркую
Мы пришли с подарками.
Здравствуй, хозяюшка! Да, как хорошо у тебя в горнице.
А хозяюшка в дому, что оладушек в меду.
Она прибирает, она подаёт
Одним словом одна за всё отвечает.
Хозяйка:
Здравствуйте, гости дорогие! Проходите в горницу, устраивайтесь поудобней. (Дети садятся на стулья.) А к нам молодцы идут.
Молодцы:
Проходи, честной народ, не пыли дорогу!
Добры молодцы идут, погулять немного.
Здравствуй, Хозяюшка. Здравствуйте, девицы! Смех да веселья вам!
Хозяюшка:
Проходите, молодцы. Красному гостю, красное место.
Посидим рядком, поговорим ладком.
Хозяюшка: -Андрейка, детка, о чем плачешь?
Ребёнок: - Об ворота головой ударился.
Хозяюшка: - Когда это случилось.
Ребёнок: - Вчера.
Хозяюшка: - А что же ты сегодня плачешь?
Ребёнок: - А вчера дома никого не было.
Хозяюшка: - Здорово кума!
Ребёнок: - Да на рынке была
Хозяюшка: - Ни как глуха
Ребёнок: - Да купила петуха!
- 5 рублей дала.
Хозяйка:
Начинаем мы без спешки,
И расскажем, Вам, потешки
(Дети читают потешки)
- Ребёнок:
Как у нашего кота шубка очень хороша.
Как у котика усы удивительной красы.
Глазки смелые, зубки белые.
2. Ребёнок:
Федя-Бредя
Съел медведя,
Упал в яму
Крикнул «МА-А-МА»
- Ребёнок:
Ах ты, совушка-сова
Ты большая голова
Ты на дереве сидела,
Головою ты вертела-
Во траву свалилася!
В яму покатилася!
Хозяюшка: Ворона, ворона,
Куда летала?
4 ребёнок:
Гостей скликала,
Каши им давала
Каша масленая,
Ложка гнётся
Нос трясётся.
Душа радуется
5 Ребёнок:
Раным-рано по утру
Пастушок: «ту-ру-ру-ру!»
А коровки в лад ему
Затянули: «му-му-му!»
Хозяйка:А какие девицы красавицы к нам пожаловали. Как песню начнут петь-заслушаешься.
СТИХИ
У русских песен крылья лебединные,
До глубины открытая душа
По вечерам, над золотом рябиновым
Они плывут куда-то не спеша
Они летят, веселые и грустные
Не прерывая кружевную нить…
У русских песен бьется сердце русское,
И от России их не отделить
Девочки поют песню «Ой, вставала я ранюшенько»
Хозяйка:
Дальше бой скороговорок, разрешите нам начать?
Кто-то пусть скороговорит, остальных прошу молчать.
Дети показывают свои умения произносить скороговорки
Шел Егор через двор. Нес топор чинить забор.
Мамаша Ромаше дала сыворотку из простокваши.
У Ивашки – рубашка, у рубашки кармашки. Кармашки – у рубашки, рубашка у Ивашки.
Хозяйка : Какие молодцы! Славно, славно у вас получилось! Делу - время, а потехе – час.
Кто будет играть со мной сейчас?
Русская народная игра «Заря - заряница»
Заря, зарница, солнцева сестрица
По небу ходила, лучи обранила
Лучи золотые, ленты голубые,
Раз, два не воронь
Беги как огонь!
Хозяйка: Хорошо поиграли! А вы знаете почему главное место в избе занимает печь?
У хозяев гордость – печь!
Поведу о ней я речь!
Все готовится в печи
И хлеба, и калачи,
Каши и картошка
И баранья ножка!
Хозяйка: Раньше за печкой жил домовой. Домовой защищал от всего плохого дом, людей, животных, которые там жили. Он не любит ленивых. И сам помогает хозяйке заниматься домашней работой. У меня тоже есть помощник, зовут его Кузя. А показывается он только хорошим и добрым людям.
– А вы дружные ребята? (Да)
– Давайте позовем домовенка Кузю. (Выносит из угла у печки Кузю аюшки)
- Перепутались у хозяйки все клубочки, давайте поможем Кузе их собрать.
Игра: «Собери клубочки»
(Играют по 3 ребенка. В руку можно брать, только по 1 клубочку. Кто больше соберет)
- Видишь Кузя, какие ребята у нас ловкие.
Смотрите у Кузи узелок. А что там отгадайте загадку?
Знаем, знаем наперед
Вы смекалистый народ
Без нее мы как без рук
На досуге – веселушка
И накормит всех вокруг
Кашу носит прямо в рот
И обжечься не дает
Девочки: Звонкие, резные, ложки расписные! От зари и до зари веселятся ложкари.
-Ну-ка добры молодцы, позабавьте красных девиц. Поиграйте на ложках.
Игра на ложках «Во саду ли в огороде»
Хозяйка: Как известно всем, подружки мастерицы петь частушки. А вы парни не зевайте, девчатам тоже помогайте! А вот интересно знаете ли вы когда частушка появилась? Когда их на Руси петь стали? Расскажите нам взрослые. Возраст у частушек почтенный больше ста лет. Раньше их называли причудки, собирушки. И пели в них обо всем.
Пение частушек
Хозяйка: А сказки вы слушать любите? А мы сядем на крылечко и послушаем сказочку.
Хозяюшка: Вот и солнышко село за дальний лес!
Пора по домам!
Все: Приходите в гости к нам!
(Под русскую народную мелодию все участники Хозяюшка выносит пирог)
Хозяюшка:
Пирогов давно не ели?
Пирогов вы захотели?
Напекли мы вам поесть –
Сотен пять, а может – шесть.
Угощение на славу,
А ребятам – на забаву!
Приглашаем всех на чай
Дети: Ждет вас вкусный каравай!
Звучит русская народная музыку дети за руки выходят из зала)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Бабушкин сундучок"
Тема: Работа с дошкольниками в системе проектной деятельности. Художественно - эстетическое развитие в детском саду. Декоративно – прикладное искусство Кубани....
Проект "Бабушкин сундучок"
В нашем современном мире, во время развития высочайших информационных технологий люди всё реже вспоминают культуру наших предков. Мы практически не посещаем музеи, предметы старины сохранились в едини...
ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «БАБУШКИН СУНДУЧОК»
В свете современных требований к нравственному патриотическому воспитанию подрастающего поколения в дошкольных учреждениях возникла необходимость передачи опыта, достижений национальной культуры башки...
Проект "Бабушкин сундучок"
наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит традиции будущего...
проект "Бабушкин сундучок"
Геродот однажды высказал мысль о равноценности обычаев разных народов, о необходимости их уважать. Каждый народ любит свои обычаи и праздники, очень высоко их ценит. Недаром существует пословица: «Ува...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию «Бабушкин сундучок»
Занятие по ознакомлению с окружающим миром с детьми старшего дошкольного возраста....
Познавательный проект "Бабушкины куколки"
Познавательный проект "Бабушкины куколки" для детей подготовительной к школе группы...