Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию «Бабушкин сундучок»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Микрюкова Ольга Владимировна

Занятие по ознакомлению с окружающим миром с детьми старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл babushkin_sunduchok.docx15.61 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию «Бабушкин сундучок»

(ознакомление с окружающим миром)

Старшая группа

Цель: приобщить детей к миру прекрасного, показать самостоятельность русского народа, проявляющуюся в мастерстве народных умельцев, в устном народном творчестве (песнях, потешках, прибаутках, пословицах, играх). Учить детей определять признаки предметов (цвет, форму, величину); материал из которого изготовлена вещь (ткань, трава, солома, шерсть, глина). Активизировать словарь, т.е. учить детей использовать в речи существительные, обозначающие назначение частей и деталей предмета.

Словарная работа: солома, шерсть, челка, грива, колыбелька, прялка.

Предварительная работа: разучивание с детьми русских народных пословиц, считалок, песен, игр, хороводов.

Оформление: убранство русской избы.

Ход занятия: приглашают детей в горницу.

- Проходите, гости дорогие.

- Горница моя большая, светлая, в ней всем места хватит.

- Наша изба ровно тепла.

- Домом жить – не лукошко шить.

- Дом вести – не лапти плести.

- Хозяйка в дому – что оладушек в меду: она прибирает, она подтирает, одним – одна за все отвечает.

В старину человек старался украсить свой дом. Поэтому, люди после трудового дня собирались вечерами вместе на веселые посиделки, пели любимые песни, водили хороводы, рукодельничали (шили, вышивали, пряли).

- Не то дорого, что красного золота, а то, что доброго мастерства.

- Поделки делали из дерева, глины, шерсти, ткани – всё своими руками.

- В каждой избе стоял сундук. И в нашей горнице есть.

- Посмотрите, какой красивый, большой.

- Интересно, а что же в нем хранили?

- Как вы думаете, что лежало в сундуке?

- А вот сейчас узнаем.

- Достаю из сундука клубок (из шерстяных ниток).

- Спрашиваю: Что это? Из чего он сделан? Как вы думаете, из чего делали шерстяные нитки? (из шерсти). Чтобы получить нитки, использовали прялку (показываю прялку).

«Какова прялка, такова на ней рубаха».

- А сейчас отгадайте загадку: «Хвост с узорами, сапоги со шпорами»?

- Кто это? Правильно – петух (показываю игрушку петуха).

- Ребята, из чего сделан петушок?

- Правильно, он сшит из ткани.

- Расскажите потешку про петушка.

«Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Маслена головушка,

Шелкова бороушка,

Что ты рано встаешь? –

Голосисто поешь,

Деткам спать не даешь?»

Загадка: «Очень стройный и красивый,

С челкой и пушистой гривой,

Плавать может и скакать,

Ест овёс, умеет ржать» (конь).

- Ребята, кто это? Конь.

- Посмотрите, из чего этот конь? – из соломы (сухая трава).

- Когда плели такую игрушку, напевали песенку:

«Ты трава ль моя, ты шелковая

Ты весной росла, летом выросла»

Под осень травка засыхать стала.

- Что есть у коня? (хвост, ноги, челка, грива).

- Какой у него хвост?

- Сколько у коня ног? Из чего сделан конь?

- Как мы можем с ним поиграть?

- А вот еще одна игрушка. Что это? Это кукла.

- Ребята, как вы думаете, а из чего сшита эта кукла?  

- Кукла тряпичная. Она сшита из тряпочек, набита шерстью.

- Во что одета кукла? (сарафан, кофта, косынка).

«Иголка, иголка, ты остра и колка, не коли пальчик, сшей сарафанчик».

- Какие части тела вы знаете?

- Есть ли они у нашей куклы?

- Что можно делать с этой игрушкой?

- Как играть?

- Ребята, это кроватка. Раньше ее называли «колыбель», от слова «колебать», «качать».

- Ребята, а вы знаете какие песни пели у колыбели?

- Как они назывались? Колыбельные.

- Предлагаю спеть колыбельную песенку: (ласково, спокойно)

«Баю, баюшки, баю,

Не ложися на краю,

Придет серенький волчок

И ухватит за бочок».

- Как называется эта кроватка?

- Что с ней делают?

- А сейчас мы посмотрим, что же еще лежит в сундуке?

Достаю из сундука горшочек.

- Что это? Горшочек. Этот горшочек глиняный.

- Как вы думаете, для чего нужен горшочек? (чтобы кашу варить).

- В каждой избе была русская печь, в ней         пекли вкусные пироги, кашу варили в глиняных горшочках.

«Не красна изба углами, а красна пирогами».

- Ребята, в старину, да и сейчас, русский народ славится трудолюбием. Даже о труде придумали пословицы.

- «Не сиди, сложа руки, не будет в доме скуки»

- «Скучен день до вечера, коли делать нечего»

- «Дело мастера боится»

- «Труд человека кормит, а лень портит»

- Вот такой большой сундук, всё в нем вмещается. Достаю из сундука кокошник. Показываю детям.

- Что это? Как называется?

- Для чего нужен кокошник?

Издавна русский народ любил веселье, поэтому по праздникам, девицы – красавицы наряжались в русские сарафаны, расшитые красивыми узорами. Блузки и кокошники.

- А у нас в сундуке лежит красивый русский костюм.

Показываю.

- Предлагаю нарядить в костюм любую девочку и встать в хоровод.

«Вдоль по бережку, лебедушка плывет,

Выше бережка головушку несет,

Она крылышком помахивает,

На цветы водицу стряхивает».

Дети исполняют русский хоровод: «Пошла млада за водой».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию с применением интерактивной образовательной технологии по теме «Наш друг Петрушка» для детей второй младшей группы.

Обогащение чувственного опыта детей, фиксирование его в речи - главная цель данного материала. Закреплять знания детей о свойствах бумаги и ткани. Учить выражать результат обследовательских ...

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию "Волшебный сундучок"

У детей расширяется представление о природе. Они уточняют представления о том, что происходит осенью в природе, знакомятся с фруктами, овощами, животными....

КОНСПЕКТ НЕПРЕРЫВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ (название образовательной области) Формирование элементарных математических представлений (направление образовательной области) «Ложки» (тема) Блоки Дьенеша

Педагогический замысел: - Развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками. Формирование готовности детей к совместной деятельности. - Привлекать внимание детей к предметам контрас...

Конспект Непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию детей среднего дошкольного возраста по познавательному развитию (окружающий мир) «Правила безопасности для малышей дома».

КонспектНепрерывной образовательной деятельностипо познавательному развитию детей среднего дошкольного возрастапо познавательному развитию (окружающий мир)«Правила безопасносКонспектНепрерывной ...