Нестандартные подходы к заучиванию стихотворений с докшольниками
методическая разработка
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум для педагогов:
«Нестандартные подходы к заучиванию стихотворений детьми дошкольного возраста»
В детском возрасте заучивание стихотворных текстов наизусть, является важным воспитательным и обучающим моментом.
Когда малыш учит стихи — развивается его речь, воображение, мышление, память, чувство прекрасного, эстетическое восприятие художественного слова, расширяется кругозор и словарный запас, формируется общий уровень культуры.
Воспитатели при заучивании с детьми наизусть стихов сталкиваются с такой проблемой: не все дети хорошо запоминают текст стихотворения.
Как вы думаете, почему дети плохо запоминают текст?
Во-первых, трудно запомнить то, что оставляет равнодушным, что не связано с опытом ребенка, с личными переживаниями, интересами, потребностями. Тогда нет мотивации для запоминания, а если нет мотивации - нет результативной деятельности.
Во-вторых, причина трудностей может носить логопедический характер: у ребёнка не сформировано чувство ритма, имеются различные нарушения слоговой структуры слов.
В- третьих, у дошкольника не развито слуховое внимание и память.
При заучивании стихов довольно часто используют принцип «повторение - мать учения». Однако от многократного повторения можно даже замечательный текст разлюбить навсегда, да к тому же подобное повторение эксплуатирует лишь слуховую память.
При разучивании стихов нужно использовать и другие виды памяти: зрительную, осязательную, двигательную. При этом не нужно забывать, что самая сильная память - это эмоциональная.
Значит, разучивание должно быть для дошкольника делом веселым, эмоциональным, и при этом содержание стиха - осязаемым, видимым, представляемым.
При работе с детьми мы замечаем, что они не всегда с радостью включаются в учебную деятельность. У многих детей заучивание стихотворений вызывает большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции. Значит, для педагога очень важно пробудить у детей интерес к занятиям, увлечь их, раскрепостить и превратить непосильный труд в любимый и самый доступный вид деятельности для дошкольника - ИГРУ.
Существуют разные нетрадиционные способы разучивания стихов. Сегодня мы с вами остановимся на некоторых из них, более доступных детям дошкольного возраста.
1 способ. Учим стихи по картинкам.
Еще К. Д. Ушинский писал «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками и он их усвоит на лету».
Доказано, что в дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память и запоминание носит в основном непроизвольный характер. У детской памяти есть удивительное свойство - исключительная фотографичность Зрительный образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков (действие непроизвольного внимания и непроизвольной зрительной памяти), позволяет значительно быстрее вспомнить стихотворение.
2 способ. Учим стихи в движении.
Педагог выразительно читает весь текст, а затем предлагает его разыграть, изобразить в движении. Воспитатель показывает, какие движения дети будут изображать на слова текста. (Движения можно придумать самому или посмотреть в литературе). Дети вместе с воспитателем произносят слова и выполняют движения.
Можно подключить кинестетическую память. Предложите ребёнку взять большую толстую нитку и «смотать из стихотворения клубочек». Вместе с ним, ритмично, мы как бы «наматываем» строчку за строчкой на «катушку» в нашей голове. Намотали? А теперь рассказываем снова и разматываем, а потом снова наматываем. Затем мы прячем ручки вместе с клубочком за спинку и «наматываем понарошку». Тут основной принцип в том, что ребенку-кинестетику (то есть такому, которому нужно не только посмотреть, но и потрогать), мы даем необходимую для запоминания опору - подкрепляем запоминание двигательным актом. Как вариант этого метода, вы можно предложить ребёнку класть в блюдо шарики. Строчка-шарик, а затем вынимать по одному и снова класть. Или нанизывать на нитку бусины.
Еще можно предложить детям представить ступеньки лестницы и на этих ступенькам «разложить» весь текст стихотворения, а потом медленно шагать по ступенькам и читать стихотворение.
Такие стихи с движениями можно читать много раз в день, и дети часто сами повторяют его, «приспосабливая» пол любые игры. Главное, чтобы дети
представляли все предметы и действия с ними. Все это полезно для развития образной памяти, речи, эмоциональной сферы.
3 способ. Мнемотехника.
Мнемотехника — система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры. Использование мнемотехники в настоящее время становиться актуальным.
Основной «секрет» мнемотаблиц очень прост. При запоминании работает и слуховое, и зрительное восприятие. К тому же, когда ребенок в своем воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь и в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединенные образы.
Для прочного и легкого запоминания следует наполнить слово содержанием, связать его с конкретными яркими зрительными, звуковыми образами, с сильными ощущениями. Начинается работа с простейших мнемоквадратов. Так проводится работа над словом. Например, дается слово «мальчик», придумывается какое-нибудь его символическое обозначение. Дети постепенно начинают понимать, что значит «зашифровать слово».
Затем последовательно переходим к мнемодорожкам - поэтапному кодированию сочетаний слов, запоминанию и воспроизведению предложений по условным символам. И позже к мнемотаблицам. Количество ячеек в таблице зависит от сложности и размера текста, а также от возраста ребенка.
Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. С помощью схем ребёнок легко овладевает словом или фразой, может выучить довольно быстро любое стихотворение. Кроме того, ребёнок, не знающий грамоты, без проблем усваивает смысл фразы, «читая» картинки. Зрительный образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее вспомнить стихотворение.
4 способ. Учим стихи построчно.
Дети собираются в кружок, педагог читает стихотворение и «раздает» (в устной форме) каждому по одной строчке со словами: «Запомни,- повтори и дотронься рукой до соседа, тот скажет свою строчку и дотронется до следующего и так до конца». «Раздавая» строчки, необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка: давать детям с хорошей памятью длинные строчки, с плохой - короткие.
Применяя этот способ, попробуем выучить стихотворение:
Липучка-почемучка (Т. Бокова)
Мама любит и жалеет.
Мама понимает.
Мама все моя умеет,
Всё на свете знает!
- Почему кусают осы?
Спрашиваю прямо.
И на ВСЕ мои вопросы
Отвечает мама.
Скажет мне, откуда с неба
Снег зимой берется.
Почему буханка хлеба
Из муки печется?
Почему собака лает?
Что во сне приснится?
Почему сосулька тает
И дрожат ресницы?
Почему на небе тучка,
А в лесу - лужайка?
Я ЛИПУЧКА-ПОЧЕМУЧКА,
А ОНА-ВСЕЗНАЙКА!
5 способ. «Театральный».
Особенно быстро помогают запомнить текст с диалогами и действиями различные виды «театров» с их атрибутикой.
Например: стихотворение С. Я. Маршака «Багаж» можно выучить, если разыграть его по ролям с «вещами», которые сдавала дама (игрушками, их заменяющим
Пальчиковый театр поможет запомнить практически любое стихотворение.
Например, прочитайте детям «Два барана» С. Я. Маршака и изобразите животных двумя руками, выставив пальцы-рога. А затем попросите детей изобразить баранов и действия. Для детей 4-го года жизни интересной будет сценка, представленная в настольном театре кукол или в перчаточном.
Дети 5-го года жизни разыграют стихи и в пальчиковом, и в перчаточном театре, и в лицах.
Детям 6-го года жизни можно предложить самим выбрать вид театра,
включая и «театр перед микрофоном». При этом придется постепенно выучить стихотворение: сначала диалог персонажей, а затем и слова автора.
6 способ. Запоминания и проговаривания хором.
Этот способ можно считать удачным, так как этот прием дает возможность тем детям, которые сразу не смогли запомнить строки, скрыться в общем хоре голосов. Для хорового запоминания и чтения нужны стихи особые, напевноречитативные.
Например:
Взял я лук и крикнул: «Эх!
Удивлю сейчас я всех!
Натянул потуже лук,
Да стрела застряла вдруг.
И вокруг сказали все: «Э-э-э-э!» (Е. Тарлапан)
Данная система имеет теоретическую основу. Базируясь на представлении о сложной и активной природе процессов запоминания, опирающихся у человека на целый ряд совместно работающих аппаратов мозговой коры, она открывает широкие возможности для более эффективного заучивания детьми стихотворного текста.
Практически все методы и приемы заучивания текстов в равной степени интересны детям. При этом наиболее эффективными оказываются те, которые соответствуют индивидуальным особенностям детей. Для большинства детей ведущим является зрительный метод запоминания. Двигательный метод, в основном, используется как вспомогательный, главным образом, с целью развития координации речи с движениями, чувства ритма, и, в свою очередь, также способствует более качественному запоминанию текста.
Методика работы по заучиванию стихотворения на занятии включает в себя следующие структурные компоненты:
1.Подготовка детей к восприятию стихотворения;
2.Выразительное чтение стихотворения педагогом (2 раза);
3.Беседа по содержанию стихотворения;
4.Повторное чтение стихотворения педагогом (третий раз);
5.Чтение стихотворения детьми.
Для облегчения запоминания стихотворных произведений можно использовать вспомогательные методы, включающие нетрадиционные приемы заучивания.
Слуховой метод
Слуховой метод заучивания стихотворного материала подходит тем детям, у которых ведущей является слуховая память. Можно использовать следующие приемы: - «Подскажи словечко».
- «Ты словечко (слова) подскажи и всё вместе повтори».
Игры с мячом:
- «Верни словечко».
- «Верни строку (слова)».
- «Вопрос — ответ».
Приёмы для старших дошкольников с усложнением:
- «Магнитофончик»: ребёнок слушает педагога. Затем педагог и ребёнок повторяют этот отрывок вместе. Потом ребёнок повторяет один, а за ним снова взрослый.
- «Снежный ком» Постепенное увеличение строк при их повторении.
Зрительный метод
Метод предполагает использование картинного плана, который появляется на глазах у ребенка одновременно с чтением стихотворения. Это опорные предметные картинки, опорная сюжетная картинка, мнемотаблицы и др.
Опорные буквы (первые буквы первых слов каждой строки). Это дополнительный приём для старших дошкольников. Буквы располагаются вертикально. Они могут быть написаны, выложены как на столе, так и на доске. Буквы помогают ребёнку вспомнить начало каждой строки.
Двигательный метод
В работе с детьми, имеющими речевые нарушения, этот метод используется как вспомогательный.
Упражнения с движениями:
- Отхлопывание (отстукивание, протопывание, отбивание мячом и т. д.) ритма
стихотворения.
- Сопровождение чтения стихотворения движениями, которые предлагает взрослый.
- Придумывание детьми движений к тексту.
- Заучивание текста при выполнении графических заданий: обведении
изображений по точкам, раскрашивании и т. д.
Дополнительными приёмами для старших дошкольников являются следующие:
- «Смотай из стихотворения клубочек» («Намотай стихотворение на катушку»),
- «Собери (разбери) бусы»,
- «Сложи пирамидку»,
- «Выложи счётные палочки»,
- «Положи камешки на полоску»,
В подготовительной к школе группе используется ещё и логический метод заучивания стихотворения «Перескажи стихотворение своими словами». Практически все методы и приёмы заучивания текстов в равной степени интересны детям. При этом наиболее эффективными оказываются те, которые соответствуют индивидуальным особенностям детей. Так, например, дети, имеющие значительные зрительные нарушения, лучше запоминают стихи с использованием приёмов, относящихся к слуховому методу. Для большинства детей ведущим является зрительный метод запоминания. Двигательный метод, в основном, используется как вспомогательный, главным образом, с целью развития координации речи с движениями, чувства ритма, и, в свою очередь, также способствует более качественному запоминанию текста.
Этапы работы над стихотворением по мнемотаблицам:
1.Взрослый выразительно читает стихотворение.
2.Взрослый сообщает, что это стихотворение ребенок будет учить наизусть. Затем еще раз читает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
3.Взрослый задает вопросы по содержанию стихотворения, помогая ребенку уяснить основную мысль.
4.Взрослый выясняет, какие слова непонятны ребенку, объясняет их значение в доступной для ребенка форме.
5.Взрослый читает отдельно каждую строчку стихотворения. Ребенок повторяет ее с опорой на мнемотаблицу.
6.Ребенок рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нестандартные подходы к заучиванию стихотворений с детьми дошкольного возраста по элементам ТРИЗ.
Нестандартные подходы к заучиванию стихотворений с детьми дошкольного возраста по элементам ТРИЗ.Консультация для воспитателей.В методике развития речи особое место занимает работа, направленная на во...
Деловая игра «Нестандартные подходы к заучиванию стихотворений для детей дошкольного возраста 5-7 лет»
Деловая игра «Нестандартные подходы к заучиванию стихотворений для детей дошкольного возраста 5-7 лет»...
Конспект "Нестандартные подходы к заучиванию стихотворений с детьми 3-5 лет."
Вашему вниманию предлагается конспек к презинтации о нестандартных подходов к заучиванию стихотворений....
Нестандартные подходы к заучиванию стихотворений
В данной презентации рассматриваются нестандартные методы, которые облегчают процеесс запоминания стихотворений....
Нестандартные подходы к заучиванию стихотворений с детьми дошкольного возраста Методические рекомендации
Данные методические рекомендации представляют обобщенный опыт реализации образовательного проекта по вопросам нестандартного подхода к заучиванию стихотворений с детьми дошкольного возраста. Реко...
Презентация на тему: «Нестандартные подходы к заучиванию стихотворений детьми дошкольного возраста»
В детском возрасте заучивание стихотворных текстов наизусть, является важным воспитательным и обучающим моментом....
Нестандартные подходы к заучиванию стихотворений с детьми дошкольного возраста.
Нестандартные подходы к заучиванию стихотворений с детьми дошкольного возраста....