Нестандартные подходы к заучиванию стихотворений с докшольниками
методическая разработка

Елена Антоновна Подвербная

Семинар воспитателям

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar.docx22.51 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для педагогов:

«Нестандартные подходы к заучиванию стихотворений детьми дошкольного возраста»

В детском возрасте заучивание стихотворных текстов наизусть, является важным воспитательным и обучающим моментом.

Когда малыш учит стихи — развивается его речь, воображение, мышление, память, чувство прекрасного, эстетическое восприятие художественного слова, расширяется кругозор и словарный запас, формируется общий уровень культуры.

Воспитатели при заучивании с детьми наизусть стихов сталкиваются с такой проблемой: не все дети хорошо запоминают текст стихотворения.

Как вы думаете, почему дети плохо запоминают текст?

Во-первых, трудно запомнить то, что оставляет равнодушным, что не связано с опытом ребенка, с личными переживаниями, интересами, потребностями. Тогда нет мотивации для запоминания, а если нет мотивации - нет результативной деятельности.

Во-вторых, причина трудностей может носить логопедический характер: у ребёнка не сформировано чувство ритма, имеются различные нарушения слоговой структуры слов.

В- третьих, у дошкольника не развито слуховое внимание и память.

При заучивании стихов довольно часто используют принцип «повторение - мать учения». Однако от многократного повторения можно даже замечательный текст разлюбить навсегда, да к тому же подобное повторение эксплуатирует лишь слуховую память.

При разучивании стихов нужно использовать и другие виды памяти: зрительную, осязательную, двигательную. При этом не нужно забывать, что самая сильная память - это эмоциональная.

Значит, разучивание должно быть для дошкольника делом веселым, эмоциональным, и при этом содержание стиха - осязаемым, видимым, представляемым.

При работе с детьми мы замечаем, что они не всегда с радостью включаются в учебную деятельность. У многих детей заучивание стихотворений вызывает большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции. Значит, для педагога очень важно пробудить у детей интерес к занятиям, увлечь их, раскрепостить и превратить непосильный труд в любимый и самый доступный вид деятельности для дошкольника - ИГРУ.

Существуют разные нетрадиционные способы разучивания стихов. Сегодня мы с вами остановимся на некоторых из них, более доступных детям дошкольного возраста.

1 способ. Учим стихи по картинкам.

Еще К. Д. Ушинский писал «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками и он их усвоит на лету».

Доказано, что в дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память и запоминание носит в основном непроизвольный характер. У детской памяти есть удивительное свойство - исключительная фотографичность Зрительный образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков (действие непроизвольного внимания и непроизвольной зрительной памяти), позволяет значительно быстрее вспомнить стихотворение.

2 способ. Учим стихи в движении.

Педагог выразительно читает весь текст, а затем предлагает его разыграть, изобразить в движении. Воспитатель показывает, какие движения дети будут изображать на слова текста. (Движения можно придумать самому или посмотреть в литературе). Дети вместе с воспитателем произносят слова и выполняют движения.

Можно подключить кинестетическую память. Предложите ребёнку взять большую толстую нитку и «смотать из стихотворения клубочек». Вместе с ним, ритмично, мы как бы «наматываем» строчку за строчкой на «катушку» в нашей голове. Намотали? А теперь рассказываем снова и разматываем, а потом снова наматываем. Затем мы прячем ручки вместе с клубочком за спинку и «наматываем понарошку». Тут основной принцип в том, что ребенку-кинестетику (то есть такому, которому нужно не только посмотреть, но и потрогать), мы даем необходимую для запоминания опору - подкрепляем запоминание двигательным актом. Как вариант этого метода, вы можно предложить ребёнку класть в блюдо шарики. Строчка-шарик, а затем вынимать по одному и снова класть. Или нанизывать на нитку бусины.

Еще можно предложить детям представить ступеньки лестницы и на этих ступенькам «разложить» весь текст стихотворения, а потом медленно шагать по ступенькам и читать стихотворение.

Такие стихи с движениями можно читать много раз в день, и дети часто сами повторяют его, «приспосабливая» пол любые игры. Главное, чтобы дети

представляли все предметы и действия с ними. Все это полезно для развития образной памяти, речи, эмоциональной сферы.

3 способ. Мнемотехника.

Мнемотехника — система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры. Использование мнемотехники в настоящее время становиться актуальным.

Основной «секрет» мнемотаблиц очень прост. При запоминании работает и слуховое, и зрительное восприятие. К тому же, когда ребенок в своем воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь и в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединенные образы.

Для прочного и легкого запоминания следует наполнить слово содержанием, связать его с конкретными яркими зрительными, звуковыми образами, с сильными ощущениями. Начинается работа с простейших мнемоквадратов. Так проводится работа над словом. Например, дается слово «мальчик», придумывается какое-нибудь его символическое обозначение. Дети постепенно начинают понимать, что значит «зашифровать слово».

Затем последовательно переходим к мнемодорожкам - поэтапному кодированию сочетаний слов, запоминанию и воспроизведению предложений по условным символам. И позже к мнемотаблицам. Количество ячеек в таблице зависит от сложности и размера текста, а также от возраста ребенка.

Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. С помощью схем ребёнок легко овладевает словом или фразой, может выучить довольно быстро любое стихотворение. Кроме того, ребёнок, не знающий грамоты, без проблем усваивает смысл фразы, «читая» картинки. Зрительный образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее вспомнить стихотворение.

4 способ. Учим стихи построчно.

Дети собираются в кружок, педагог читает стихотворение и «раздает» (в устной форме) каждому по одной строчке со словами: «Запомни,- повтори и дотронься рукой до соседа, тот скажет свою строчку и дотронется до следующего и так до конца». «Раздавая» строчки, необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка: давать детям с хорошей памятью длинные строчки, с плохой - короткие.

Применяя этот способ, попробуем выучить стихотворение:

Липучка-почемучка (Т. Бокова)

Мама любит и жалеет.

Мама понимает.

Мама все моя умеет,

Всё на свете знает!

- Почему кусают осы?

Спрашиваю прямо.

И на ВСЕ мои вопросы

Отвечает мама.

Скажет мне, откуда с неба

Снег зимой берется.

Почему буханка хлеба

Из муки печется?

Почему собака лает?

Что во сне приснится?

Почему сосулька тает

И дрожат ресницы?

Почему на небе тучка,

А в лесу - лужайка?

Я ЛИПУЧКА-ПОЧЕМУЧКА,

А ОНА-ВСЕЗНАЙКА!

5 способ. «Театральный».

Особенно быстро помогают запомнить текст с диалогами и действиями различные виды «театров» с их атрибутикой.

Например: стихотворение С. Я. Маршака «Багаж» можно выучить, если разыграть его по ролям с «вещами», которые сдавала дама (игрушками, их заменяющим

Пальчиковый театр поможет запомнить практически любое стихотворение.

Например, прочитайте детям «Два барана» С. Я. Маршака и изобразите животных двумя руками, выставив пальцы-рога. А затем попросите детей изобразить баранов и действия. Для детей 4-го года жизни интересной будет сценка, представленная в настольном театре кукол или в перчаточном.

Дети 5-го года жизни разыграют стихи и в пальчиковом, и в перчаточном театре, и в лицах.

Детям 6-го года жизни можно предложить самим выбрать вид театра,

включая и «театр перед микрофоном». При этом придется постепенно выучить стихотворение: сначала диалог персонажей, а затем и слова автора.

6 способ. Запоминания и проговаривания хором.

Этот способ можно считать удачным, так как этот прием дает возможность тем детям, которые сразу не смогли запомнить строки, скрыться в общем хоре голосов. Для хорового запоминания и чтения нужны стихи особые, напевноречитативные.

Например:

Взял я лук и крикнул: «Эх!

Удивлю сейчас я всех!

Натянул потуже лук,

Да стрела застряла вдруг.

И вокруг сказали все: «Э-э-э-э!»           (Е. Тарлапан)

Данная система имеет теоретическую основу. Базируясь на представлении о сложной и активной природе процессов запоминания, опирающихся у человека на целый ряд совместно работающих аппаратов мозговой коры, она открывает широкие возможности для более эффективного заучивания детьми стихотворного текста.

Практически все методы и приемы заучивания текстов в равной степени интересны детям. При этом наиболее эффективными оказываются те, которые соответствуют индивидуальным особенностям детей. Для большинства детей ведущим является зрительный метод запоминания. Двигательный метод, в основном, используется как вспомогательный, главным образом, с целью развития координации речи с движениями, чувства ритма, и, в свою очередь, также способствует более качественному запоминанию текста.

Методика работы по заучиванию стихотворения на занятии включает в себя следующие структурные компоненты:

1.Подготовка детей к восприятию стихотворения;

2.Выразительное чтение стихотворения педагогом (2 раза);

3.Беседа по содержанию стихотворения;

4.Повторное чтение стихотворения педагогом (третий раз);

5.Чтение стихотворения детьми.

Для облегчения запоминания стихотворных произведений можно использовать вспомогательные методы, включающие нетрадиционные приемы заучивания.

Слуховой метод

Слуховой метод заучивания стихотворного материала подходит тем детям, у которых ведущей является слуховая память. Можно использовать следующие приемы: - «Подскажи словечко».

-           «Ты словечко (слова) подскажи и всё вместе повтори».

Игры с мячом:

-           «Верни словечко».

-           «Верни строку (слова)».

-           «Вопрос — ответ».

Приёмы для старших дошкольников с усложнением:

-           «Магнитофончик»: ребёнок слушает педагога. Затем педагог и ребёнок повторяют этот отрывок вместе. Потом ребёнок повторяет один, а за ним снова взрослый.

-           «Снежный ком» Постепенное увеличение строк при их повторении.

Зрительный метод

Метод предполагает использование картинного плана, который появляется на глазах у ребенка одновременно с чтением стихотворения. Это опорные предметные картинки, опорная сюжетная картинка, мнемотаблицы и др.

Опорные буквы (первые буквы первых слов каждой строки). Это дополнительный приём для старших дошкольников. Буквы располагаются вертикально. Они могут быть написаны, выложены как на столе, так и на доске. Буквы помогают ребёнку вспомнить начало каждой строки.

Двигательный метод

В работе с детьми, имеющими речевые нарушения, этот метод используется как вспомогательный.

Упражнения с движениями:

-           Отхлопывание (отстукивание, протопывание, отбивание мячом и т. д.) ритма

стихотворения.

-           Сопровождение чтения стихотворения движениями, которые предлагает взрослый.

-           Придумывание детьми движений к тексту.

-           Заучивание текста при выполнении графических заданий: обведении

изображений по точкам, раскрашивании и т. д.

Дополнительными приёмами для старших дошкольников являются следующие:

- «Смотай из стихотворения клубочек» («Намотай стихотворение на катушку»),

- «Собери (разбери) бусы»,

- «Сложи пирамидку»,

- «Выложи счётные палочки»,

- «Положи камешки на полоску»,

В подготовительной к школе группе используется ещё и логический метод заучивания стихотворения «Перескажи стихотворение своими словами». Практически все методы и приёмы заучивания текстов в равной степени интересны детям. При этом наиболее эффективными оказываются те, которые соответствуют индивидуальным особенностям детей. Так, например, дети, имеющие значительные зрительные нарушения, лучше запоминают стихи с использованием приёмов, относящихся к слуховому методу. Для большинства детей ведущим является зрительный метод запоминания. Двигательный метод, в основном, используется как вспомогательный, главным образом, с целью развития координации речи с движениями, чувства ритма, и, в свою очередь, также способствует более качественному запоминанию текста.

Этапы работы над стихотворением по мнемотаблицам:

1.Взрослый выразительно читает стихотворение.

2.Взрослый сообщает, что это стихотворение ребенок будет учить наизусть. Затем еще раз читает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

3.Взрослый задает вопросы по содержанию стихотворения, помогая ребенку уяснить основную мысль.

4.Взрослый выясняет, какие слова непонятны ребенку, объясняет их значение в доступной для ребенка форме.

5.Взрослый читает отдельно каждую строчку стихотворения. Ребенок повторяет ее с опорой на мнемотаблицу.

6.Ребенок рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нестандартные подходы к заучиванию стихотворений с детьми дошкольного возраста по элементам ТРИЗ.

Нестандартные подходы к заучиванию стихотворений с детьми дошкольного возраста по элементам ТРИЗ.Консультация для воспитателей.В методике развития речи особое место занимает работа, направленная на во...

Деловая игра «Нестандартные подходы к заучиванию стихотворений для детей дошкольного возраста 5-7 лет»

Деловая игра «Нестандартные подходы к заучиванию стихотворений для детей дошкольного возраста 5-7 лет»...

Конспект "Нестандартные подходы к заучиванию стихотворений с детьми 3-5 лет."

Вашему вниманию предлагается конспек к презинтации о нестандартных подходов к заучиванию стихотворений....

Нестандартные подходы к заучиванию стихотворений

В данной презентации рассматриваются нестандартные методы, которые облегчают процеесс запоминания стихотворений....

Нестандартные подходы к заучиванию стихотворений с детьми дошкольного возраста Методические рекомендации

Данные методические рекомендации представляют обобщенный опыт реализации образовательного проекта по вопросам нестандартного подхода к заучиванию стихотворений с детьми дошкольного возраста. Реко...

Презентация на тему: «Нестандартные подходы к заучиванию стихотворений детьми дошкольного возраста»

В детском возрасте заучивание стихотворных текстов наизусть, является важным воспитательным и обучающим моментом....

Нестандартные подходы к заучиванию стихотворений с детьми дошкольного возраста.

Нестандартные подходы к заучиванию стихотворений с детьми дошкольного возраста....