Проект «Весна» во второй младшей группе
проект (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №27 «Сказка»
Проект
«Весна»
во второй младшей группе
Выполнила:
Воспитатель Чучкова Е.И.
2022 г.
Тип проекта: информационно-познавательный
Продолжительность проекта: (краткосрочный) 1 месяц
Участники проекта: дети второй младшей группы, воспитатели группы,
родители воспитанников.
Актуальность
Общение с природой, познание её тайн облагораживает человека, делает его более чутким. Чем больше мы узнаём природу своего края, тем больше мы начинаем любить его. Воспитание бережного и заботливого отношения к живой и неживой природе возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о них, овладеют несложными способами выращивания растений, ухода за животными, наблюдать природу, видеть её красоту.
Ввести ребёнка в мир природы, сформировать реалистические представления – знания о её объектах и явлениях, воспитать способность видеть красоту родной природы, любовь, бережное и заботливое отношение к ней – одна из важнейших задач дошкольного учреждения.
Метод проекта позволит детям усвоить материал через совместную деятельность, тем самым, делая познавательный процесс интересным и мотивационным. Работа над проектом носит комплексный характер, пронизывает все виды детской деятельности дошкольников.
Цель проекта: формирование представлений о времени года «весна» через разные виды деятельности
Задачи проекта:
- Знакомить с характерными особенностями времени года – весна, с особенностями жизни диких животных и птиц в период наступления весны.
- Обращать внимание на красоту природы, учить отражать полученные впечатления в речи и продуктивных видах деятельности
- Учить детей устанавливать простейшие взаимосвязи в окружающем мире, делать простейшие обобщения
- Развивать интерес детей к миру природы, к природным явлениям
- Развивать умение общаться со взрослыми, отвечать на вопросы, вести диалог.
- Воспитание бережного отношения к природе
- Поощрять любознательность и инициативу
Предполагаемый результат: У детей развивается интерес к сезонным изменениям в природе; дети проявляют бережное отношение к природе, интересуются, наблюдают, сравнивают. Речь детей активизируется, они отвечают на вопросы взрослого, участвуют в обсуждениях, развивается умение использовать все части речи, строить простые нераспространенные предложения. Развивается трудолюбие, аккуратность, доброжелательность. Воспитывается стремление работать согласованно, уступать товарищам, помогать друг другу, а также самостоятельность, активность и творческие способности детей.
Содержание практической деятельности по реализации проекта.
1 этап - Организационно-подготовительный
исходя из интересов детей проводится обсуждение целей и задач проекта с родителями и детьми, создание условий, необходимых для реализации проекта, обогащение предметно-развивающей среды.
2 этап - Практический
Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта
Виды детской деятельности | |
Познавательно-исследовательская деятельность | Беседы: «Весенняя пора», «Деревья и кустарники весной», «Труд людей весной», «Перелетные птицы», «Первые весенние цветы» Наблюдение за состоянием погоды: за небом, за снегом, за деревьями, птицами, за явлениями природы, характерными для наступления весны (сосульки, капель, проталины). Рассматривание иллюстраций: о весне, перелетных птицах, насекомых Образовательная деятельность: Ознакомление с окружающим миром - «Весна-красна в гости к нам пришла» |
Коммуникативная деятельность | Беседы: «Ног не намочи – не становись в ручьи!», «Какие опасности таятся на улице весною». Составление описательных рассказов по сюжетным картинам: «Весна в городе» «Весенние забавы» Образовательная деятельность: Речевое развитие - «Светит солнышко в окошко» |
Игровая деятельность | Сюжетно-ролевые игры: «Собираемся на прогулку», «Лесные жители», «Цветочный магазин» Дидактические игры: «Сложи картинку», «Что перепутал художник?», «Времена года», «Одень куклу». Театрализованная игра: «Заюшкина избушка» |
Двигательная деятельность | Игры – забавы: «Солнечные зайчики», «Плывут – плывут кораблики». Физкультминутки: «Весна», «Дождик», «Будем мы весну встречать» Пальчиковая гимнастика: «Подснежник» «Кораблик», «Весна» Подвижные игры: «Скворечники», «Солнышко и дождик» «Через ручеек», «Птичка и птенчики», «По ровненькой дорожке» |
Самообслуживание и элементарная трудовая деятельность | Самообслуживание: «Оденем куклу Катю на прогулку» Труд: Труд на участке (кормление птиц, сбор сухих веток, наведение порядка на веранде и т.д.) |
Изобразительная деятельность | Образовательная деятельность: Рисование - «Свети, свети, солнышко!» Рисование «Скворечник» Лепка – «Веточка мимозы» Аппликация - «Скворечник». Коллективная работа «Одуванчики в траве» |
Конструирование | Конструирование: «Дорожки в саду» |
Музыкальная деятельность | Разучивание песен о весне. Слушание аудиозаписей: «Голоса природы», «Пение птиц», «Шум леса». |
Восприятие художественной литературы | ЧХЛ: Л. Толстой «Если снег повсюду тает…» В. Берестов «Подснежники», И. Токмакова «Весна», С. Маршак «Пришла весна…». Потешка «Весна, весна красная!», Скребицкий Г. «Кто как весну встречает» Заучивание стихотворения «Ласточка» Б. Заходер |
Взаимодействие с семьёй:
Познакомить с целями и задачами проекта «Весна»
Разработать памятки для родителей по теме «Развитие познавательных способностей детей при наблюдении за природой весной»
Подготовить консультацию для родителей «Игры с ребёнком: весна идет, весне дорогу!»
Раскрыть творческий потенциал родителей через привлечение к участию в выставке «Скворечник»
3 этап – Заключительный
Включает в себя сбор и обработку методических, практических материалов, соотнесение поставленных и прогнозируемых результатов с полученными; обобщение материалов проекта.
Весеннее развлечение.
Результаты проекта:
Педагоги: удовлетворены проведенной работой и результатами проекта. Собран и систематизирован весь материал по теме проекта.
Дети: знают и называют насекомых, перелетных птиц и признаки весны, владеют обобщающими понятиями и называют различия по теме: «Времена года», составляют маленький рассказ по картине о весне, с помощью взрослого. Дети стали более раскрепощены и самостоятельны, выделяют наиболее характерные сезонные изменения в природе, называют весенние приметы и явления, рассматривают сюжетные картинки, используют все части речи, простые нераспространенные предложения, отвечают на вопросы взрослого и участвуют в обсуждениях. Проявляют бережное отношение к природе, интерес к наблюдению, сравнению и экспериментальной деятельности. Значительное обогащение словаря.
Родители: появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей, желание общаться с педагогами, участвовать в жизни группы.
Методическая литература:
- Алябьева Е. А. Тематические дни и недели в детском саду. Москва, 2013;
- Деркунская В.А. «Воспитываем, обучаем, развиваем дошкольников в игре» - Москва : Педагогическое сообщество России, 2005;
- Бондаренко. А. К. Дидактические игры в детском саду: кн. для воспитателя детского сада / А. К. Бондаренко. - М: Просвещение, 1991;
- Воронкевич, О. А. «Добро пожаловать в экологию» + CD / - СПб.: Детство-Пресс, 2001;
- Гризик Т.И. «Познаю мир» - Москва: Просвещение, 2007;
- Ушакова О.С. «Развитие речи и творчества дошкольников» М Сфера 2003;
- Ушакова О.С. «Знакомство с литературой детей 3 -5 лет» - Москва: Сфера, 2009;
- Павленко И.Н., Родюшкина Н.Г. «Развитие речи и ознакомление с окружающим миром в ДОУ» М Сфера 2007;
- Лыкова И.А. Изобразительное творчество в детском саду. Занятия в изостудии – М.: Карапуз-дидактика, 2008;
- Синкевич В.В. - «Физкультура для малышей» М, Детство – пресс. 2002.
Приложение 1
ОД по познавательному развитию «Весна-красна в гости к нам пришла».
Задачи
Образовательные:
• Дать детям представление о времени года весна, признаках наступления весны;
• Упражнять детей в умении рассказывать о временах года с использованием наглядных пособий, связной логической последовательности;
Развивающие:
• Развивать умение соотносить знаковые символы с образами;
• Продолжать развивать психические процессы: память, внимание, наглядно - образное мышление; развивать мелкую моторику.
Воспитательные:
• Воспитывать доброе отношение к природе, проявлять заботу о ней;
• Воспитывать внимательное, бережное отношение к природе.
Средства обучения: мнемотаблица для составления связного рассказа о весне, игрушка Мишутка, классическая музыка детям - Антонио Вивальди «Времена года. Весна», тарелочки с манной крупой.
Предварительная работа:
• Наблюдения за изменениями в природе весной;
• Чтение потешек, стихов, рассказов, сказок о весне;
Ход образовательной деятельности.
Воспитатель обращает внимание детей на то, как светло стало в группе. Это солнышко пожаловало в гости. Солнышко вышло из-за тучки, девочкам и мальчикам протянуло лучики. Давайте подумаем, что же произошло в природе? (ответы детей)
- Дети, по дороге в детский сад я встретила Мишутку. Он рассказал мне, что спал, и вдруг в его берлоге появилась вода. Он не знает, откуда она взялась.
- Дети, поможем Мишутке разобраться с его проблемой? (да)
- Дети, в какое время года все медведи спят? (зимой)
- Что вы знаете о зиме? Рассматривают картинку о зиме.
- Зимой солнце светит, но не греет. Холодно. Часто идет снег. Люди одеты в теплую одежду.
Послушайте стихотворение И. Токмаковой:
К нам весна шагает
Быстрыми шагами,
И сугробы тают под её ногами.
Чёрные проталины
На полях видны.
Видно, очень тёплые ноги у весны.
-О каком времени года говорится в стихотворении? (о весне)
- Какие признаки весны мы с вами наблюдали? ( ответы детей)
- Вот, дети, и закончилась зима. Наступила весна. Солнышко с каждым днем греет сильнее, на крышах домов появились сосульки, снег почернел, начал таять и превратился в лужи и ручейки. Появились проталины, а на них первые цветы-подснежники. (Рассматривают картинку о весне).
Составление рассказа по мнемотаблице.
- Какое время года изображено на таблице? (весна)
- Давайте по этой таблице составим рассказ о весне.
Солнце стало греть сильнее. На крышах появились сосульки. Бегут веселые ручьи. На проталинах выросли подснежники.
(Несколько детей по очереди составляют рассказ о весне по мнемотаблице)
- Дети, посмотрите, наш Мишутка улыбается, он уже догадался, откуда у него в берлоге появилась вода. А вы догадались? (ответы детей)
Предлагаю вам немного отдохнуть.
Физкультминутка «Будем мы весну встречать»
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем мы весну встречать (дети шагают на месте).
Весна-красна, иди скорей,
Землю солнцем обогрей! (хлопают в ладоши).
Пусть тает снег (держат руки перед грудью, а затем волнообразными движениями разводят их в стороны).
Исчезнет лед (держат руки перед грудью, а затем разводят их в стороны).
А птичка песенку споет (машут руками, как крыльями и поют чик-чирик).
Скорей набухнут почки (сжимают кулаки и поднимают руки вверх)
И вырастут листочки (разжимают кулаки, пальцы при этом не разъединяют, изображая ладонями листья).
- А сейчас я вам предлагаю стать художниками. Только для рисования сегодня нам не нужны краски и кисти. Мы будем рисовать на манной крупе весну.
- Назовите самый главный признак весны. (Яркое солнце)
- На какую фигуру оно похоже? (Круг)
- Что еще есть у солнца? (Лучи)
- Солнце пригрело и, что случилось со снегом? (Начал таять и превратился в веселые ручьи)
- Как можно нарисовать ручей? (волнистой линией)
Дети пальчиками рисуют солнце и ручей на манной крупе.
- Какая замечательная весна у вас получилась!
А Мишутка хочет с вами немного поиграть. Он приготовил для вас карточки для игры «Сложи картинку».
Итог занятия:
- Дети, мы сегодня с вами хорошо поработали. Давайте вспомним,
кто сегодня приходил к нам в гости? Чем мы помогли Мишутке?
- Как называется время года, которое наступило? Чем отличается весна от зимы?
Мишутка: Молодцы, дети, теперь я знаю что такое весна, и как узнать, что она наступила.
Я хочу быстрее рассказать об этом своим друзьям. До свидания!
Приложение 2
ОД по ФЭМП «К нам весна шагает быстрыми шагами».
Задачи:
Образовательные - Учить ориентироваться во временных понятиях (утро, ночь). Совершенствовать умение называть и различать круг, квадрат, треугольник, называя цвет и величину; закрепить умения соизмерять предметы по длине и ширине обозначать результат сравнения словами (длинный – короткий; узкий - широкий, большой – маленький,
Развивающие — развивать навык подбора пар предметов по трем признакам; развивать память, внимание, логическое мышление.
Воспитательные — воспитывать эмоционально — положительный настрой к математическим играм; воспитывать доброжелательное отношение к товарищам.
Средства обучения: геометрические фигурки по две на ребенка (разного цвета, формы и величины), солнце и лучики двух цветов разной длины, голубая ткань для имитации реки и ручейка, лодочки и кораблики по количеству детей, скворечник, аудиозапись весеннего пробуждения природы.
Ход образовательной деятельности.
Воспитатель:
- Подскажите мне, дети, какое время года сейчас? (ответы детей)
-Я предлагаю вам отправиться в путешествие. На чем же мы с вами поедем? А давайте, я вам загадаю загадку, а вы подумайте и отгадайте.
Я стучу, стучу, стучу.
В дальний путь тебя качу.
Мимо леса, мимо гор
Я гоню во весь опор.
А над речкой на мосту
Просигналю вам: ту-ту!
А потом в тумане скроюсь,
Называюсь скорый. (Поезд).
-Хотите отправиться путешествовать на поезде?
Дети: да, хотим.
Воспитатель:
- Тогда отправляемся в путь, но, чтобы нас пустили в поезд, нужно приобрести билеты.
-Сейчас вы у меня возьмете билеты, на которых изображены геометрические фигуры, и займете свои места в поезде, (на спинке стула прикреплена геометрическая фигура).
Воспитатель проверяет правильность посадки, спрашивая у детей, какая фигурка им досталась.
Воспитатель:
- Наш поезд отправляется.
(Звучит аудмозапись)
- Вот, мы и приехали.
Отгадайте загадку:
Утро начинает
Лучиком встречает.
Светит к нам в оконце
Ласковое …. (Солнце)
-Что- то наше солнышко грустное. Какое-то оно необычное. Чего-то в нем не хватает, только не могу понять чего? Может, вы мне подскажите?
Дети: лучиков.
Воспитатель:
– Правильно, лучиков. Какие лучики у солнышка?
Дети: горячие, теплые, яркие, длинные.
Воспитатель:
- Давайте нашему солнышку поможем.
- Подойдите все поближе и возьмите по лучику (полоски двух цветов и размеров). Посмотрите внимательно на лучики и определите: у кого длинные лучики, а у кого короткие.
Дети прикладывают или накладывают лучики, сравнивая длину
- Подойдите к солнышку те, у кого короткие лучики, подарите их солнышку.
-А теперь подойдите те к солнышку те, у кого лучики длинные и тоже подарите их солнышку.
Дети приклеивают лучики.
Воспитатель:
-Посмотрите, что произошло. Солнышко наше заулыбалось. Давайте порадуемся вместе с ним.
Физкультминутка:
Выглянуло солнышко и зовет гулять.
Как приятно с солнышком вместе нам шагать!
Выглянуло солнышко, светит высоко.
По тропинке с солнышком нам бежать легко.
Вдруг мы тучку увидали. От нее мы побежали.
Мы бежали, мы бежали, мы от тучки убежали.
Снова солнышко сияет.
Наши детушки шагают.
Дружно. Весело идут
И совсем не устают.
Потеплело. Побежали.
Всюду быстрые ручьи…
Воспитатель:
- Дети, а откуда появляются ручейки?
Дети: тает снег и появляются ручейки.)
Воспитатель показывает детям две полоски ткани голубого цвета.
-Посмотрите внимательно, какие ручейки появились?
Дети: широкий и узкий.
Воспитатель:
-Хотите с ними поиграть?
-Давайте попробуем перепрыгнуть через ручейки. Посмотрите, как сложно бывает перепрыгнуть, если ручеек широкий.
-Я вам предлагаю запустить в воду кораблики и лодочки.
-Посмотрите на кораблик. Какой он? А лодочка?
Дети: кораблик большой, а лодочка маленькая.
Воспитатель:
-Подумайте, в какой ручеек мы запустим лодочку, а в какой кораблик?
Отпустите свои кораблики и лодочки, пускай плывут в дальние страны.
(Аудиозапись пения птиц.)
- Послушайте, что это за звуки? Конечно, это птички поют. Слышите, как они радостно щебечут.
-Давайте сделаем так, чтобы птиц стало больше. Попробуйте сами придумать птичку из геометрических фигур.
Самостоятельная работа детей (выкладывание птичек из геометрических фигур). А чтобы нашим птичкам было тепло и уютно, мы поселим их в наш скворечник.
Вот и пришла пора нам возвращаться. Давайте попрощаемся с птичками Занимайте свои места в поезде, и мы снова возвращаемся в детский сад.
Итог занятия.
Дети, вам понравилось путешествие? Где мы побывали? Какие препятствия преодолели? Что вы сегодня нового узнали?
Приложение 3
ОД по речевому развитию «Светит солнышко в окошко».
Задачи
Образовательные:
- Расширять словарь по теме «Весна»;
- Совершенствовать грамматический строй речи;
- Активизировать словарь детей по теме: весна, солнышко, теплое, весеннее, ласковое, веселое, ручей, облака, луч; а так же образовывать уменьшительно-ласкательные существительные от заданных (лучик, облачко, проталинка, солнышко…)
Развивающие:
- Развивать речь детей;
- Развивать логическое мышление;
- Развивать зрительное восприятие, слуховое и зрительное внимание,
Воспитательные:
-воспитывать у детей чувство любви и бережного отношения к природе.
Средства обучения:
колокольчик; музыкальная мягкая игрушка солнышко; на пару детей разрезанный на 8 частей круг желтого цвета в конверте; аудиозапись песни «Светит солнышко в окошко», макет «Чудо-дерево (весна)».
Предварительная работа: беседы о весне, солнце; рассматривание иллюстраций о весне; разгадывание загадок о весне, весенних явлениях; наблюдения на прогулках; чтение сказок.
Ход образовательной деятельности.
Воспитатель звенит колокольчиком (в руках держит солнышко). Просит детей встать в круг.
Воспитатель: Дети, кто пришел к нам в гости?
Дети: солнышко!
Воспитатель: Наш день, как обычно начинается с улыбки. Давайте все улыбнемся солнышку и друг другу. У нас хорошее настроение. Вот и солнышко нам улыбнулось. Расскажите, какое солнышко?
Дети: веселое, круглое, большое, ласковое, весеннее, теплое…
Воспитатель: А почему солнышко стало теплое? Отгадайте загадку:
«Тает снежок, ожил лужок.
День прибывает. Когда это бывает?» (весной).
Да, весной (воспитатель обращает внимание детей на макет «Чудо-дерево (весна)». Весна - это замечательное и прекрасное время года. Что происходит весной? За какими приметами мы наблюдали с вами на прогулке? Давайте я буду начинать предложения, а выбудете его заканчивать:
-наступила долгожданная, теплая (весна);
-закончилась холодная (зима);
-стало ярко светить (солнце);
-побежали звонкие (ручейки)
-с крыши капают (сосульки);
-с юга прилетают (птицы);
-люди одевают весеннюю (одежду);
-на деревьях и кустарниках набухают (почки);
-в берлоге просыпается (медведь);
-распускается первый цветок (подснежник).
Молодцы, вы правильно подобрали слова.
Воспитатель: Дети, а солнышко хочет поиграть с вами. Оно принесло задание «Сложи солнышко». Разделитесь на пары. Вот каждой паре конверт с частями, из них надо сделать целое солнышко, чтобы у него тоже появились друзья (деятельность детей).
Воспитатель: Дети, сколько солнышек стало? (много). А какие осадки бывают весной? (дождь).
Проводится пальчиковая игра «Солнышко»:
- Утро красное пришло,
- Солнце ясное взошло.
- Стали лучики светить
- Малых деток веселить.
Пальчики разгибаются по одному
- Прилетели тучки
- Спрятались лучики.
Пальчики прячутся в кулачок
А солнышко хочет посмотреть, какие вы быстрые и ловкие и поиграть в игру. Физкультминутка «Солнышко и дождик».
Воспитатель: Дети, вы очень быстрые. Никого дождь не замочил! А теперь солнышко хочет проверить, какие вы сообразительные. Вставайте в круг, мы поиграем в игру «Назови ласково»:
-луч-лучик;
-облако-облачко;
-ветер-ветерок;
-сосулька-сосулечка;
-ручей-ручеек;
-проталина-проталинка;
-дерево-деревце;
-куст-кустик;
-солнце-солнышко;
-листок-листочек;
-цветок-цветочек;
-муравей-муравьишка;
-птица-птичка;
-жук-жучок…
Воспитатель: Дети, вы очень хорошо справились с заданием.
Итог занятия: Дети, вам понравилось играть с солнышком? Что нового вы сегодня узнали. О чем мы говорили? Какое время года наступило? (ответы детей ) Но, к сожалению, солнышку пора возвращаться. Давайте будем передавать солнышко по кругу и говорить пожелания в этот весенний день (улыбки, добра, веселья, смеха, удачи, счастья…) Молодцы, очень добрые у вас пожелания для солнышка. До свидания солнышко!
Приложение 4
ОД по художественно-эстетическому развитию «Свети, свети, солнышко!»
Задачи
Образовательные: учить передавать образ яркого солнца цветовым пятном, располагая рисунок в середине листа, закрашивать круглую форму слитными линиями сверху вниз или слева направо всем ворсом кисточки.
Развивающие: развивать мелкую моторику руки, закреплять умение правильно держать кисточку, развивать желание рисовать.
Воспитательные: воспитывать аккуратность в работе.
Материал: листы бумаги, жёлтая краска, кисти, подставки для кисточек, фигурка солнышка, жёлтый мяч.
Предварительная работа: наблюдение, чтение потешек, стихов, рассматривание иллюстраций.
Ход образовательной деятельности:
I часть. Создание игровой мотивации.
Воспитатель:
- Дети, а кто мне скажет, какое сейчас время года?
Дети: весна.
Воспитатель:
-Назовите самый первый признак весны.
Дети: ярко светит солнце
Звучит звукозапись:
«Ожила вокруг природа
Пробудилась ото сна
С голубого небосвода
С солнцем к нам пришла Весна!»
(Воспитатель показывает большое солнышко).
-Дети, а на что похоже солнышко?
Дети: на цветок.
Воспитатель:
- А какое весной солнышко? Как можно сказать?
Дети: лучистое, тёплое, ласковое, весеннее, жёлтое, радостное, нежное.
Воспитатель:
-А солнце по форме какое?
Дети: круглое.
Воспитатель:
-А давайте с вами попробуем сделать солнышко.
Возьмитесь за руки.
«Вот какое большое солнышко у нас!»
А теперь сделаем солнышко маленьким.
(по команде воспитателя дети то приближаются, то удаляются)
-Посмотрите, у меня солнышко есть, а у вас пока нет, давайте каждый из вас нарисует себе солнышко.
II часть. Рисование.
Воспитатель:
-Дети, что нам понадобится для того, чтобы нарисовать солнышко?
Дети: краска жёлтого цвета, кисточка, бумага.
Воспитатель:
-Кто знает, какую форму имеет солнышко?
Дети: круглую
Воспитатель:
-Как мы его будем рисовать? С чего начать?
Дети: рисуем круг.
Воспитатель:
-Как мы его рисуем круг?
(дети рисуют пальчиком по воздуху круг)
Воспитатель показывает приём рисования круга кистью и его закрашивания слитными линиями (сверху - вниз, слева - направо), всем ворсом кисточки.
Воспитатель:
-После того, как мы нарисовали круг, что следует нарисовать?
Дети: лучики.
Воспитатель:
-Сколько лучиков нарисуем?
Дети: много
Воспитатель показывает прием рисования лучиков кончиком кисточки.
III часть. Практическая работа.
Дети выполняют рисунок по теме.
Физкультминутка «Солнышко просыпается»:
-Солнце спит, и небо спит,
Даже ветер не шумит.
Рано утром солнце встало,
Всем лучи свои послало.
(Дети в соответствии с текстом поднимают руки вверх, машут кистями).
IV часть. Итог занятия.
Рисунки детей выставляются на доске.
Воспитатель:
-Посмотрите, дети, как светло стало в нашей группе от ваших солнышек. Какие удивительно красивые и весёлые рисунки!
«Вот как солнышко смеётся! И под этим солнышком нам весело живётся!»
А за то, что вы очень хорошо потрудились, я хочу вам подарить солнышко- мяч. Давайте поиграем с ним в игру «Солнышко - каждому». Вставайте в круг.
(Воспитатель передаёт мяч жёлтого цвета одному из детей и просит поделиться солнышком с каждым).
Дети передают мяч друг другу.
Приложение 5
Картотека подвижных игр.
«Скворечники» Цель: учить бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга; ориентироваться в пространстве; выполнять правила игры. Развивать внимание, ловкость. Ход игры: на площадке чертятся круги: на один меньше числа играющих. Это - скворечники. Все дети – скворцы. Они «летают» по площадке врассыпную. На сигнал: «По домам» - все бегут к скворечникам. Кто-то из детей остается без скворечника. Игра повторяется несколько раз. Заканчивая игру, воспитатель (пока дети бегают) чертит еще один кружок. Когда дети возвращаются, у каждого оказывается скворечник.
«Солнышко и дождик» Цель: учить выполнять движения по сигналу воспитателя, находить свое место на площадке; упражнять в ходьбе и беге. Развивать ловкость, внимание. Ход игры: дети сидят на стульях вдоль комнаты, это их «дом». Воспитатель смотрит в окно и говорит: «Какая хорошая погода, идите гулять!». Дети встают и идут в любом направлении. «Дождь пошел, бегите домой!» - говорит воспитатель. Дети бегут к стульям и занимают свои места. Воспитатель приговаривает «Кап – кап – кап!». Постепенно дождь утихает и воспитатель говорит: «Идите гулять. Дождь перестал!». Игра повторяется несколько раз.
«Поймай комара» Цель: упражнять детей в прыжках (подпрыгивание на месте). Развивать умение согласовывать движения со зрительным сигналом. Ход игры: играющие становятся по кругу, на расстоянии вытянутых рук, лицом к центру. Воспитатель находится в середине круга. Он держит в руках прут длиной – 1- 1,2 метра с привязанным на шнуре картонным комаром. Длина шнура – 50 см. Воспитатель обводит прутом, «кружит комара», немного выше головы играющих. Когда комар летит над головой, ребенок подпрыгивает, стараясь его поймать. Тот, кто схватит комара, говорит: «Я поймал!». Затем воспитатель снова обводит прутом круг.
«Птички и птенчики» Цель: упражнять в беге в разных направлениях, не задевая друг друга. Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу воспитателя, запоминать свое место. Ход игры: дети делятся на 3-4 группы по 5-6 человек, каждая группа имеет свой домик – гнездо. Дети изображают птенчиков. У каждой группы есть птичка – мать. По слову воспитателя «Полетели!» - птенчики вылетают из гнезда. Летают около дома, помахивая руками – крыльями. Птички – матери улетают подальше, за кормом. По слову воспитателя «Домой!» - птички – матери возвращаются и зовут птенчиков домой. В гнезде птенчики усаживаются в кружок и птичка – мать кормит их воображаемыми червячками.
«Через ручеёк» Цель: учить детей перепрыгивать с одного места на другое, действовать по сигналу воспитателя, ориентироваться в пространстве. Развивать ловкость, внимание, координацию движений. Ход игры: на площадке чертится две линии на расстоянии 1,5 – 2 м одна от другой – это ручеёк. Играющие стоят у черты, они должны перейти ручеёк по камешкам (четко начерченным кружкам), не намочив ног. Те, кто оступились – намочили ноги, идут сушить их на солнышко – садятся на скамеечку. Затем они снова включаются в игру.
«По ровненькой дорожке» Цель: учить выполнять движения по тексту: ходьба, прыжки, приседания; ориентироваться в пространстве. Развивать внимание, координацию движений. Ход игры: дети свободно группируются или строятся в колонну и идут гулять. Воспитатель ритмично, в определенном темпе произносит следующий текст: По ровненькой дорожке, по ровненькой дорожке Шагают наши ножки. Раз-два, раз- два. По камешкам, по камешкам. По камешкам, по камешкам... В яму — бух! При словах «По ровненькой дорожке» дети идут шагом. Когда воспитатель говорит: «По камешкам, по камешкам», — они прыгают на двух ногах, слегка продвигаясь вперед. На слова «В яму — бух!» присаживаются на корточки. «Вылезли из ямы», — говорит воспитатель, и дети поднимаются. Воспитатель снова повторяет стихотворение. После нескольких повторений он произносит другой текст:
По ровненькой дорожке, по ровненькой дорожке,
Устали наши ножки, устали наши ножки.
Вот наш дом — Здесь мы живем.
С окончанием текста дети бегут в дом (заранее договаривают, где будет дом — на скамейке, за проведенной чертой и т. д.).
Приложение 6
Картотека физкультминуток.
«Весна» Я давно весну ждала, Мягкой грядка быть должна, У меня свои дела. Это любят семена! Мне участок в огороде, посажу на ней цветы. Нынче мама отвела. Небывалой красоты. Я возьму свою лопатку, Буду я их поливать, я пойду, вскопаю грядку. И рыхлить, и удобрять.
«Дождик»
Капля первая упала – кап! Туфли - посмотрите
И вторая прибежала – кап! Мокрыми стали.
Мы на небо посмотрели: Плечами дружно поведем,
Капельки «кап-кап» запели.
И все капельки стряхнем.
Намочили лица.
От дождя убежим,
Мы их вытирали.
Под кусточком посидим.
«Весна, весна! Пришла весна!» (Хлопки в ладоши.)
Тепло на крыльях принесла(Короткие взмахи руками-крыльями)
И вот на самом солнцепеке (Ходьба.)
С поднятой гордой головой (Приподнять повыше подбородок.)
Расцвел подснежник голубой. (Руки в стороны.)
Посланец он весны надежный, (Наклоны туловища.)
Он не боится холодов.
За ним придут цветы другие, (Повороты влево-вправо.)
Он первенец среди цветов.
«Будем мы весну встречать»
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем мы весну встречать (дети шагают на месте).
Весна-красна, иди скорей,
Землю солнцем обогрей! (хлопают в ладоши).
«Птички»:
Прилетели птички, птички- невелички,
Все летали, все летали, крыльями махали!
(дети бегают, машут руками)
Так они летали, крыльями махали,
На дорожку прилетали, зернышки клевали,
(дети присаживаются, «клюют зернышки»)
Приложение 7
Картотека игр-забав.
«Солнечные зайчики» Цель: обеспечить профилактику эмоционального перенапряжения у детей, доставить радость.
«Плывут-плывут кораблики» Цель: учить пускать кораблики в лужице, продолжать знакомить со свойствами предметов (легкие предметы не тонут в воде). Расширять словарный запас понятиями, связанными с наблюдаемыми явлениями.
«На прогулке» Цель: развитие эмоциональной сферы, умения выражать различные эмоциональные состояния, снятие психо-эмоционального напряжения. Ход: педагог предлагает детям следующие игры-тренинги. « Солнышко». Улыбнись солнышку, как котик; солнце светит ярко, котику тепло, он потягивается, улыбается солнышку. Улыбнись, как само солнышко (эмоции: удовольствие, блаженство). «Теплый ветерок». Подул ветерок, он теплый, нам приятно. «Туча». Туча закрыла солнышко, она грозная, сердитая, нахмурься, как туча. «Дождик». Закапал дождик, ребятки радуются, смеются. «Ветер». Налетел ветерок, дует, капельки испугались, разлетелись в разные стороны.
Приложение 8
Картотека пальчиковых игр.
«Подснежник»
Их видимо-невидимо, (показать все пальцы на обеих руках), не сосчитаешь ты. Кто смог такие выдумать Красивые цветы? (загибать по очереди все пальчики). Должно быть, оторвали от неба лоскуток, (поглаживать пальцы правой, затем левой руки). Чуть-чуть поколдовали – И сделали цветок! (соединить руки, вместе изображая цветок).
«Росточек»
Из земли торчит росточек (правая рука ладонью вверх, пальцы собраны в щепотку). Это - будущий цветочек. Дождик, дождик, поливай! (левая рука поднята, кисть опущена, пальцы расслаблены. Пальцы быстро шевелятся (идет дождь)) Ты, цветочек, подрастай! (правая рука медленно поднимается вверх). Вверх тянись, старайся! Солнцу открывайся. (медленно развести пальцы правой руки (распустился цветок))
«Кораблик»
Раз – плывем на корабле,
Два – купаемся в реке,
Три – плывем на лодке,
На четыре и на пять
Мы купаемся опять.
(Загибать на счет по одному пальчику на каждой руке.)
«Насекомые»
Прилетела к нам вчера полосатая пчела (махать ладошками). А за нею шмель-шмелек и веселый мотылек, два жука и стрекоза, (на каждое название насекомого загибать пальчик), как фонарики глаза. (сделать круги из пальчиков и поднести их к глазам).
Пожужжали, полетали, (махать ладошками), от усталости устали (положить ладони на стол).
«Весна»
Стучат всё громче дятлы, синички стали петь. (пальцы складываем щепоткой, качаем ими). Встаёт пораньше солнце, чтоб землю нашу греть. (ладони сомкнуты "ковшом", поднимаем руки вверх, раскрываем ладони, боковые части остаются прижатыми, пальцы растопырены). Бегут ручьи под горку, растаял весь снежок, (выполняем руками волнообразные движения), а из-под старой травки (ладони сомкнуты "ковшом") уже глядит цветок... Раскрылся колокольчик (ладони раскрываются, боковые стороны рук соединяются, пальцы раскрыты, полусогнуты (чашечка цветка), в тени там, где сосна, (руки стоят на столе, опираясь на локти, пальцы сжаты в кулак), динь-динь, звенит тихонько, динь-динь, пришла весна. (качаем кистями рук в разные стороны, проговаривая "динь-динь". Динь-динь, звенит тихонько, Динь-динь, пришла весна (качаем кистями рук в разные стороны, проговаривая "динь-динь").
Приложение 9
Картотека наблюдений
За солнцем.
Цель: учить замечать изменения, происходящие в природе весной. Развивать речь, мышление. Воспитывать интерес к явлениям неживой природы.
За небом.
Цель: учить детей обращать внимание на состояние неба, определять, какое оно. Развивать фантазию, воображение. Воспитывать интерес к окружающему миру.
За ветром.
Цель: учить определять ветер и силу ветра, уточнить, какой бывает ветер весной. Развивать речь, мышление. Воспитывать интерес к явлениям неживой природы.
За птицами.
Цель: расширять представления о птицах (внешний вид, как передвигаются, что едят, перелетные или зимующие). Развивать внимание, наблюдательность, память. Воспитывать интерес к природе.
За деревьями.
Цель: дать детям понятие «почки», рассказать, когда они появляются; расширять представления детей о деревьях, об их значении в нашей жизни. Развивать речь, мышление. Воспитывать бережное отношение к деревьям.
За лужами, за ручьями.
Цель: продолжать знакомить детей со свойствами воды. Развивать речь, внимание, наблюдательность, память. Воспитывать интерес к явлениям неживой природы.
Приложение 10
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«Игры с ребёнком: весна идет, весне дорогу!»
Для того чтобы Вы и Ваши дети лучше почувствовали приближение весны, мы предлагаем Вам вместе с детьми заняться изготовлением весенних поделок и провести простые эксперименты с растениями, описание которых мы приводим ниже.
Радуга. Для создания радуги из бумаги Вам потребуются: - Красный круг диаметром 23 см. - Оранжевый круг диаметром 20 см. - Желтый круг диаметром 18 см. - Зеленый круг диаметром 15 см. - Синий круг диаметром 13 см. - Фиолетовый круг диаметром 10 см. Наклейте оранжевый круг на красный, желтый на оранжевый, зеленый на желтый и т.д. Когда клей высохнет, разрежьте круги пополам, склейте их тыльными сторонами, предусмотрев при этом петельку из веревки, и повесьте. Поскольку дети приклеивают круги не точно по центру, то радуга каждого ребенка будет чем-то отличаться от других, и детям будет интересно их рассматривать и сравнивать.
Облака. Чтобы смастерить бумажные облака, вырежьте две одинаковые заготовки в форме облаков из плотной белой глянцевой бумаги. Склейте края заготовок, оставив только небольшое отверстие. Дети набивают облака мягкой туалетной бумагой, затем заклеивают отверстие. Когда облака высохнут, их можно подвесить, продев с помощью иглы нитку через край бумаги. Получатся объемные белые облака.
Цветы в форме ладошек. Пусть ребенок положит свою ручку на бумагу, обведите его ладошку карандашом. Вырежьте получившуюся форму. С помощью карандаша закатите лепестки в форме пальчиков. Сверните форму таким образом, чтобы у вас получилась цилиндрическая форма в виде лилии, при этом завитки лепестков должны быть завернуты к наружной стороне. Степлером закрепите цветок и вырезанные листики на соломинке для коктейля. Если вы сделаете пять или семь таких цветочков, у вас получится симпатичный букетик.
Весенняя веточка. Ранней весною соберите только, что сломанные веточки, на которых имеются набухшие почки, и поставьте их в вазу с водой. Это прекрасный способ создать атмосферу весны в Вашем доме (может, весенняя зелень вдохновит Вас сделать генеральную уборку после зимы)? Уроки огородничества в детской комнате Отрежьте верхнюю часть моркови и поместите ее в блюдечко с камушками и водой, вода должна закрывать только срез. Поставьте блюдечко в темное место, где нет прямых солнечных лучей. Через несколько дней на моркови начнут появляться ростки, и она превратится в зеленые растения.
Деревья с листьями из частей пазла. Наверняка у вас есть пазлы, собрать которые уже невозможно, потому что ребенок растерял большую часть их компонентов. Вы можете использовать такие пазлы для следующей поделки. Вырежьте из бумаги ствол и ветви дерева, приклейте или даже закрепите эту форму степлером на листе бумаги (желтый, например, был бы отличным фоном) и наклейте части пазла на ветви дерева таким образом, чтобы оно все покрылось густой листвой. Подобная идея хороша и для осенних поделок.
Птичье гнездо. Необходимые материалы: плотная цветная бумага, клей, картон, пряжа, маркеры. При помощи ножниц вырежьте из картона заготовки в форме яйца. Наклейте яйца на картон. Приклейте кусочки пряжи таким образом, чтобы получились гнезда, подождите, пока высохнет клей. Маркером нарисуйте ветви дерева вокруг гнезд, а также крапинки на яйцах. Листья на ветках можно нарисовать, а можно прикрепить живые листья, или изготовить и наклеить листья из бумаги. Расскажите детям о том, какие птицы обитают в вашей местности. Обсудите, как они отличаются друг от друга по размеру и окрасу. На прогулке попытайтесь увидеть птичьи гнезда на деревьях. Обсудите, из чего птицы делают гнезда, и как высоко они их размещают на деревьях.
Надеемся, что наши рекомендации помогут Вам интересно провести время с Вашими детьми этой весной и пополнить знания Ваших детей о весне как о времени года!
Приложение 11
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«Особенности развития речи детей 3–4 года жизни»
Речь – одна из наиболее мощных факторов и стимуляторов развития ребенка в целом. Речь - основное средство общения людей, орудие мышления и одновременное его необходимая основа. От уровня речевого развития зависит и общее интеллектуальное развитие. Речь является средством регуляции психического поведения, организует эмоциональные переживания. Развитие речи оказывает большое влияние на формирование личности, волевые качества, характер, взгляды и убеждения:
В первые 3 года жизни ребенка заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга, ребенок овладевает основными грамматическими формами родного языка, накапливает большой словарный запас. Если же в первые три года жизни малыша взрослые не уделяли должного внимания его речи, то и в дальнейшем потребуется масса усилий, чтобы наверстать упущенное.
Четвертый год жизни является переходным из раннего детства к дошкольному. Этот период характеризуется стремлением ребёнка к самостоятельности, развитием наглядно-действенного мышления, активным развитием речи.
Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве – одно из основных условий нормального развития ребёнка в дальнейшем и его успешного обучения в школе.
Работа по развитию речи детей находится в тесной связи с обогащением представлений об окружающем. Чем шире круг знаний ребёнка об окружающих предметах и явлениях, тем богаче его речь. Расширение словаря происходит на фоне непосредственных действий с предметами. В этом возрасте обогащается словарь названиями растений, предметов питания, одежды, мебели, животных, игрушек.
Расширяя словарь, следует одновременно формировать умение высказывать элементарные суждения. Чтобы ребёнок мог выразить свою мысль в связной форме, его надо научить наблюдать, выделять главное, понимать связь и причинно-следственные отношения. Здесь существенную роль играют вопросы взрослых, которые будут подводить ребёнка к высказыванию «Как ты думаешь?», «Зачем?», «Почему?»…
Развивая связную речь, следует учить детей:
• Понимать разнообразные вопросы и отвечать на них;
• Задавать вопросы;
• Активно включаться в разговор;
• Объяснять содержание картины, ситуации;
• Рассказывать о предметах, игрушках, событиях.
Узнавание действий на картине – важный элемент развития фразовой речи. Вот стоит девочка, плачет, в небо устремлён воздушный шар. Спросите: «Как ты думаешь, почему девочка плачет, что с ней случилось?». Пусть ребёнок подумает и даже пофантазирует, придумает окончание истории.
Ребёнок этого возраста уже может составить рассказ по памяти о том, что он видел. Значит, в повседневном общении нужно побуждать его к воспоминаниям и рассказам о каких-то интересных событиях.
Для ребёнка 3-4 лет речь является средством общения не только со взрослыми, но и со сверстниками. Поэтому следует поддерживать стремление ребёнка активно вступать в общение, откликаться на вопросы и предложения взрослого, высказываться, выражать свои желания, чувства, мысли. Поощряйте интересы ребёнка к делам сверстников, желание общаться с ними. В этом возрасте происходит становление нравственных качеств, поэтому учите ребёнка понимать эмоциональное состояние и настроение других: друзей, родственников, сказочных героев. После просмотра мультфильма или чтения книги обязательно обсудите содержание: кто поступил хорошо, кто – плохо, почему так нельзя делать. Упражняйте ребёнка в ситуациях, в которых нужно пожалеть, утешить, помочь (например, кукла заболела, зайка грустный…).
Грамматический строй речи заключается в:
• развитии умения согласовывать слова в предложении;
• употреблении ласкательно-уменьшительных слов;
• употреблении прилагательных, глаголов.
Предлагаемые задания:
• «Один – много»: матрёшка-матрёшки, машина-машины.
• «Назови детёныша»: кошка-котёнок, утка-утёнок, медведь-медвежонок, соба-ка-щенок…
• «Добавь слово»: дом – домик, стол-…(столик), ложка-…(ложечка), стул-…(стульчик).
Звуковая культура речи. Обследование речи специалистом-логопедом начинается с 5-ти лет, так как считается, что до 5-ти лет происходит становление речи. Но не следует ждать до этого возраста, пока у ребёнка закрепится неправильное произношение звуков, родителям нужно уже сейчас:
• развивать речевой аппарат (подвижность языка, губ при помощи простых упражнений, например: «Язычок спрятался, показался», «Язычок красит стены в своём домике», «Язычок выглядывает, нет ли дождика»);
• поощрять звукоподражание, звуковое сопровождение игровых действий в играх: «Лошадка», «Паровоз», «Как гудит машина?», «Как рычит медведь?»…
• упражнять в правильном произношении гласных и согласных звуков (не до-пускать сюсюканье). Можно повторять с детьми чистоговорки, например: «Баю, баю, баю – куколку качаю», «Люли, люли, люли – куколки уснули», «Шапка, да шубка – вот и весь Мишутка».
• развивать фонематический слух (в играх «Угадай, что звучит?», «Кто тебя позвал?»).
• Развивать речевое дыхание: исполнение длинных песенок (предлагать длительно (2-3 сек) на одном дыхании произносить звук на выдохе: «а-а-а-а», «у-у-у»…).
• Развивать речь и мелкую моторику в пальчиковых играх. Секрет волшебной взаимосвязи мелкой моторики и развития речи состоит в том, что при выполнении мелких движений пальцами рук происходит давление на кончики работающих пальцев и в кору головного мозга устремляются сигналы, которые активизируют пока незрелые клетки коры головного мозга, отвечающие за формирование речи ребенка. Вот почему при выполнении разнообразных действий пальцами рук и происходит развитие речи, а значит, и мышления.
И помните, что дети во всём подражают взрослым. Очень хорошо, когда ребёнок слышит правильную речь, произведения художественной литературы, устное народное творчество.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированная образовательная деятельность «Весна идет, весне дорогу!»(вторая младшая группа)
Задачи:- расширять представления о весенних изменениях в природе;- учить называть признаки весны; рассматривать сюжетную картину и рассказывать о том, что на ней изображено; ...
Краткосрочный проект для детей второй младшей группы «Весна- красна»
Для маленького ребенка характерен ярко выраженный интерес к явлениям природы: почему падает снег, откуда берутся сосульки и куда улетают осенью птицы....
Краткосрочный Практико-ориентированный, творческий проект "Театральная весна" для второй младшей группы
За окном апрель, по календарю весна. Наш детский сад давно готов к теплу и солнцу. Нарядное оформление мы примерили перед 8 марта. Вместе с детьми мы украсили не только групповые комнаты, но и л...
Проект на тему: «Птицы весной» во второй младшей группе
Воспитание экологической культуры дошкольников, нравственности являются важнейшей задачей, решаемой детским садом и семьей, с раннего возраста. Проведя анализ знаний детей, выяснилось, что дети имеют ...
Проект «Здравствуй, Весна» во второй младшей группе
Проект направлен на развитие у дошкольников младшего возраста личностных, интеллектуальных, физических качеств, творческих, музыкальных способностей, умение воспринимать окружающий мир живым и одушевл...
Краткосрочный проект для детей второй младшей группы «Весна- красна»
Краткосрочный проект для детей второй младшей группы«Весна- красна»...