Выступление на РМО «Развитие познавательного интереса детей через различные виды деятельности»
материал

Ходоренко Ольга Анатольевна

 Выступление на РМО «Развитие познавательного интереса детей через различные виды деятельности»

«Организация прогулки с целью развития познавательного интереса к окружающему».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на РМО

«Развитие познавательного интереса детей через различные виды деятельности»

«Организация прогулки с целью развития познавательного интереса к окружающему».

В процессе организации прогулок помимо формирования физического развития у ребенка развиваются познавательные интересы. «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал  психолог  Лев Семёнович Выготский.

«Познавательное развитие»- одна из пяти образовательных областей, прописанных в ФГОС, особенно значима для формирования личности дошкольника, т. к. предполагает развитие интересов, любознательности и познавательной мотивации. Реализуя образовательную область «Познавательное развитие», во время организации прогулок, мы формируем первичные представления ребенка не только о себе, но и об окружающем его мире в целом: об особенностях природы, о смене времен года, о живой и неживой природе.

Каждый ребенок с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир. Дети стремятся к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Роль воспитателя заключается в том, чтобы поддерживать, сохранять первые, яркие детские впечатления, опираясь на них, научить своих воспитанников видеть красоту и разнообразие природы.

Прогулка в жизни детского сада занимает значительный отрезок времени.

Как организовать деятельность детей, чем их занять, чему научить, как с пользой для познавательного развития и здоровья ребенка провести это время? Думаю, что многие из моих коллег задавали эти вопросы себе. Я хочу поделиться своим наработками в планировании и организации деятельности детей на прогулке с целью развития познавательного интереса к окружающему миру.

В дошкольном учреждении используют разные виды прогулок. Условно их можно классифицировать следующим образом:

1. По месту проведения:

  • на территории участка детского сада;
  • за пределами территории детского сада (возможны в старших группах, на небольшие расстояния).

2. По содержанию:

  • традиционная, включающая в себя трудовую деятельность детей (уборка листьев, снега и т.д.), подвижные и тихие игры и т.д.;
  • тематическая: состоящая из наблюдений и бесед на конкретную тему (животные, облака, деревья, городской транспорт и т.д.), может представлять собой уличную театральную постановку, квест с преодолением несложных препятствий – требует заранее подготовленного сценария;
  • целевая: организованный выход за пределы территории детского сада, на небольшое расстояние (до 2 км);
  • экскурсия: должна проводиться хотя бы 1 раз в месяц, начиная со средней группы;
  • поход: может проводиться 1-2 раза в год в старших группах.

Согласно ФГОС ДО, при организации прогулок выделяются следующие направления :

- расширение кругозора детей»;

- формирование целостной картины мира;

- развитие познавательной исследовательской деятельности;

- развитие продуктивной (конструктивной) деятельности;

- формирование элементарных математических представлений.

Основные задачи прогулки:

• развивает умственные способности и наблюдательность ;

• дает возможность знакомить детей с родным городом, селом его достопримечательностями, трудом взрослых ;

• удовлетворяет естественную биологическую потребность ребенка в движении;

• дети учатся преодолевать различные препятствия, становятся подвижными, ловкими, смелыми, выносливыми;

• у детей вырабатывается двигательные умения и навыки, укрепляется мышечная система, повышается жизненный тонус;

• на прогулке решаются задачи умственного, нравственного, физического, трудового и эстетического воспитания.

Таким образом, правильно организованные и продуманные прогулки помогают осуществлять задачи всестороннего развития детей.

При организации прогулки следует соблюдать разумное чередование совместной деятельности с воспитателем и самостоятельной деятельности детей, специально организованных образовательных ситуаций и свободной игровой и практической деятельности по выбору детей, физических и умственных нагрузок, активной деятельности и отдыха.

За годы работы с детьми у меня сложился определенный алгоритм организации деятельности детей на прогулке. Безусловно, возникновению его послужило и изучение соответствующей методической литературы, и собственные наблюдения и опыт, и изучение опыта коллег в данном направлении, и анализ деятельности детей на прогулке.

Возможно, для многих из вас ничего нового в этом нет. Но, следуя этому алгоритму, значительно легче спланировать деятельность детей.

Алгоритм  прогулок:

1.Разнообразные наблюдения.

2. Основные движения и подвижные игры.

3. Самостоятельная игровая деятельность детей.

4.Дидактические игры.

5.Трудовая деятельность.

Остановлюсь подробно на пунктах этого алгоритма.

Наблюдения.

Наблюдения - это вид деятельности, пожалуй, самая важная часть прогулки. Именно через наблюдение мы знакомим детей с окружающим миром.

Объекты наблюдения.

Живая природа: растения и животные. Во время прогулок рассматриваем окружающую нас природу, а именно: деревья, цветы, травку, жучков, птиц, животных и т.д.

Неживая природа: сезонные изменения и различные явления  природы – идёт снег, дождь, светит солнце, дует ветер и т. д.

Труд взрослых.  Наблюдения за трудом взрослых (дворника, шофера).

Виды наблюдения:

Кратковременные

 Наблюдение  за объектом,  явлением природы в данный момент времени.

Длительные

Длительные наблюдения организуются для накопления знаний о росте и развитии растений и животных, о сезонных изменениях в природе. Дети при этом сравнивают наблюдаемое состояние объекта с тем, что было раньше.

Наблюдение состоит из трех структурных компонентов, с различными функциями.

1. Начало наблюдения.

Задача первого этапа – мотивация детей. Для этого воспитатель может воспользоваться словесными и действенными приемами, которые вызовут интерес к предстоящему наблюдению: это призыв вместе посмотреть что-то интересное, новое, чего дети еще не знают, использовать загадку-описание или загадку-действие о предмете наблюдения: "Пойдемте со мной там что-то интересное! А вот что смотреть - я вам покажу руками, а вы отгадайте". Возникновение положительных эмоций и готовность слушать воспитателя - обеспечены. К тому же важно расположение объекта наблюдения в хорошо обозреваемом и доступном для детей месте.

2. Основная часть.

Задача данного этапа - обеспечить детям самостоятельное получение сенсорной информации, реализацию задуманного содержания наблюдения.

Здесь нужно задать детям вопросы репродуктивного, поискового или обобщающего характера. Если дети затрудняются с ответом педагог задает уточняющие, по-другому сформулированные вопросы, но не спешит ответить за детей. Важно похвалить за самостоятельный поиск информации, одобрение вызывает радость и воодушевит детей на продолжение наблюдений.

Можно использовать игровые, обследовательские, трудовые и поисковые действия, возможен показ образца действия, указания и разъяснения будут также к месту. Снимет напряжение кратковременная двигательная активность.

3. Завершение наблюдения.

Задача - подведение итога наблюдения, обобщение полученных знаний. Завершающий этап должен быть ярким, эмоциональным, чтобы детям в следующий раз самим захотелось наблюдать, без каких-либо специальных приемов. Здесь воспитателю в помощь художественное слово - он может прочесть стихи, напеть песенку, загадать загадки, вспомнить пословицы и поговорки. Каждое последующее наблюдение должно быть связано с предыдущим. Так формируются представления, воспитывается заботливое отношение к объектам природы.

Наблюдения можно проводить с целой группой детей, с подгруппами, а также с отдельными малышами.

В младшем возрасте наблюдения должны занимать не более 7-10 минут и быть яркими, интересными, в старшем возрасте наблюдения должны составлять от 15 до 25 минут. Проводить их надо ежедневно, но каждый раз детям должны предлагаться разные объекты для рассмотрения.

Подвижные игры.

Подвижная игра относится к тем видам игровой деятельности детей, в которых ярко выражена роль движений. Это не только средство укрепления здоровья и физического развития, а ещё и средство познавательной активности дошкольников.

Подвижные игры положительно влияют на умственное развитие  дошкольников.

Участие в играх формирует умения анализировать, сопоставлять, обобщать и делать выводы. В подвижных играх создаются благоприятные условия для проведения творчества, выдумки, фантазии.

Выбор игры зависит от времени года, погоды, температуры воздуха. В холодные дни целесообразно начинать прогулку с игр большей подвижности, связанных с бегом, метанием, прыжками. Веселые и увлекательные игры помогают детям лучше переносить холодную погоду. В сырую, дождливую погоду (особенно весной и осенью) следует организовать малоподвижные игры, которые не требуют большого пространства.

Игры с прыжками, бегом, метанием, упражнениями в равновесии следует проводить также в теплые весенние, летние дни и ранней осенью.

Дидактические игры и упражнения.

Являются одним из структурных компонентов прогулки. Они непродолжительны, занимают по времени в младшем возрасте 3-4 минуты, в старшем 5-6 минут.

Каждая дидактическая игра состоит из:

  • дидактической задачи,
  • содержания,
  • правил,
  • игровых ситуаций.

При использовании д/игры воспитатель должен следовать следующим педагогическим принципам:

  • опираться на уже имеющиеся у детей знания;
  • задача должна быть достаточна трудна, но и в то же время доступна детям;
  • постепенно усложнять дидактическую задачу и игровые действия;
  • конкретно и четко объяснять правила;

Трудовая деятельность детей на участке.

Большое  познавательное  значение имеет трудовая деятельность на прогулке. Важно, чтобы для каждого ребенка задания были посильными, интересными и разнообразными, а по длительности — не превышали 5-10 минут в младшем возрасте и 15-20 минут в старшем возрасте.

Формами организации труда детей являются:

  • Индивидуальные трудовые поручения;
  • Работа в группах;
  • Коллективный труд.

Индивидуальные трудовые поручения применяются во всех возрастных группах детского сада.

Коллективный труд дает возможность формировать трудовые навыки и умения одновременно у всех детей группы. Во время коллективного труда формируются умения принимать общую цель труда, согласовывать свои действия, сообща планировать работу.

Самостоятельная игровая деятельность

Во время самостоятельной игровой деятельности дети отражают впечатления, полученные в процессе НОД, экскурсий, повседневной жизни, усваивают знания о труде взрослых. Происходит это в процессе сюжетно-ролевых игр.

Индивидуальная работа

на прогулке тщательно планируется. При этом учитываются рекомендации узких специалистов. Это может быть закрепление, каких- либо навыков, разучивание физкультурного упражнения с одним или несколькими отстающими детьми, отработка звукопроизношения, заучивание стихов, беседа по рекомендации педагога – психолога. Важно, чтобы ребенок, с которым ведется индивидуальная работа, понимал ее необходимость и охотно выполнял предложенные задания.

Прогулки будут радостными, интересными и познавательными и достигнут цели при условии, если воспитатель сумеет заинтересовать и обогатить знания детей. Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий их мир, но видят далеко не всё, иногда даже не замечают главного. А если воспитатель, который удивляется вместе с ними, учит не только смотреть, но и видеть, дети захотят видеть больше.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Развитие познавательного интереса детей через различные виды деятельности".

Данные методические рекомендации посвящены методике развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста в различных видах деятельности....

"Развитие познавательного интереса детей через различные виды деятельности"

Сегодня в соответствии с ФГОС ДО построение образовательной деятельности педагогом строится  на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, на основе содействия и сотрудничества детей и в...

"Развитие познавательного интереса детей через различные виды деятельности"

Сегодня в соответствии с ФГОС ДО построение образовательной деятельности педагогом строится  на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, на основе содействия и сотрудничества детей и в...

"Развитие познавательного интереса детей через различные виды деятельности"

Сегодня в соответствии с ФГОС ДО построение образовательной деятельности педагогом строится  на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, на основе содействия и сотрудничества детей и в...

"Развитие познавательного интереса детей через различные виды деятельности"

Сегодня в соответствии с ФГОС ДО построение образовательной деятельности педагогом строится  на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, на основе содействия и сотрудничества детей и в...

"Развитие познавательного интереса детей через различные виды деятельности"

Сегодня в соответствии с ФГОС ДО построение образовательной деятельности педагогом строится  на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, на основе содействия и сотрудничества детей и в...

"Развитие познавательного интереса детей через различные виды деятельности"

Сегодня в соответствии с ФГОС ДО построение образовательной деятельности педагогом строится  на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, на основе содействия и сотрудничества детей и в...