«Лепбук – нетрадиционная форма ознакомления дошкольников с профессиями»
учебно-методический материал (старшая группа)
Информация об интересном способе организации как образовательной так и самостоятельной деятельности детей, о методическом пособии – лэпбук.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lepbuk.docx | 17.8 КБ |
Предварительный просмотр:
«Лепбук – нетрадиционная форма ознакомления дошкольников с профессиями»
В связи с реализацией ФГОС дошкольного образования каждый педагог ищет новые подходы, идеи, формы и методы в своей педагогической деятельности, которые были бы интересны дошкольникам и соответствовали бы их возрасту, и наиболее эффективно решали педагогические, образовательные и воспитательные задачи.
Сегодня я расскажу вам о интересном способе организации как образовательной так и самостоятельной деятельности детей, о интересном методическом пособии – лэпбук.
Что же такое лэпбук? Лэпбук (lapbook) – это сравнительно новое средство из Америки, представляет собой одну из разновидностей метода проекта. Адаптировала его под наш менталитет Татьяна Пироженко. Она разрабатывала эту технологию для занятий со своим ребенком и предложила использовать ее в исследовательской работе с детьми.
«Лэпбук» – в дословном переводе с английского языка значит «наколенная книга», или тематическая интерактивная папка, коллекция маленьких книжек с кармашками и окошечками, которые дают возможность размещать информацию в виде рисунков, небольших текстов, диаграмм и графиков в любой форме и на любую тему. Это книга, которую педагог совместно с детьми и родителями собирает, склеивает ее отдельные части в единое целое, креативно оформляет, используя всевозможные цвета и формы. Главное, чтобы по размеру лэпбук умещался на коленях.
Лэпбук — это игра, творчество, познание и исследование нового, повторение и закрепление изученного, систематизация знаний и просто интересный вид совместной деятельности взрослого и ребенка.
На наш взгляд, лэпбук в работе с дошкольниками – это не просто форма организации образовательного и воспитательного материала по конкретной теме, а именно средство обучения, так как оформление лэпбука – это заключительный этап самостоятельной исследовательской работы, которую ребенок проделал в ходе изучения данной темы.
Интерактивность папки обеспечивается за счёт разнообразных подвижных деталей: книжек-гармошек, кармашков, стрелочек, подвижных дисков, разворачивающихся страничек, мини-книжек и т. д. Само по себе проектирование, изготовление и оформление лэпбука (естественно с дифференцированной помощью взрослого) способствует развитию у ребёнка конструктивных и изобразительных навыков.
Зачем нужен лэпбук?
1. Он помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал.
2. Это отличный способ для повторения пройденного. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную своими же руками книжку.
3. Ребенок научится самостоятельно собирать и организовывать информацию.
4. Создание лэпбука – один из видов совместной деятельности взрослого и ребёнка.
Лэпбуки могут быть как индивидуальными, так и коллективными. Работая индивидуально, один ребёнок (с помощью взрослого) занимается поиском, сбором информации и оформлением своей работы самостоятельно, рассчитывая только на себя и свои силы.
С точки зрения социализации ребенка в обществе, важной формой работы является взаимодействие в малой группе, когда 3–5 детей работают над одним лэпбуком. Такая форма организации детей достаточно трудоёмка для воспитателя, хотя и очень эффективна в плане формирования навыков детей взаимодействовать со сверстниками в микрогруппе.
Создание группового лэпбука позволяет воспитателю организовать интересное познавательное взаимодействие с детьми своей группы в течение длительного времени (недели, так как работа над лэпбуком (от его проектирования до воплощения в жизнь) процесс трудоёмкий по содержанию и длительный по времени.
При создании коллективного лэпбука воспитателю важно грамотно распределить работу с детьми над его отдельными частями и элементами. Коллективный лэпбук лучше сделать более крупного формата, например формата А3.
Этапы работы над лэпбуком :
1. Выбор темы, мотивация детей к работе над лэпбуком;
2. Совместное составление плана (содержания) лэпбука;
3. Разработка макета;
4. Поэтапное создание лэпбука.
На мой взгляд, начинать данную работу следует с изготовления лэпбука по готовым разработанным шаблонам, которые можно найти в интернете. После того, как у детей и взрослых появится опыт изготовления, можно приступать к разработке собственных авторских лэпбуков. Темы лэпбуков могут быть самыми разнообразными.
Лучше всего получаются лэпбуки на частные (узкие, а не общие темы). Например, можно сделать лэпбук «Профессии». Но он получится обзорным – вряд ли вы сумеете отразить всё многообразие темы в ограниченном объёме тематической папки. А вот лэпбук, например, «Профессия воспитатель» позволит собрать более подробную информацию и сделать лэпбук максимально продуктивным.
Очень важно помнить о том, что если лэпбук посвящён профориентации, то он должен отвечать требованиям системного подхода к представлениям дошкольников.
Кроме этого в лэпбуке размещаются материалы, направленные на речевое развитие ребёнка-дошкольника : пословицы и поговорки, короткие стихотворения и рассказы, словесные игры; художественно-эстетическое развитие: иллюстрации, репродукции, самодельные пазлы и разрезные картинки; физическое развитие: описание подвижных игр, схемы физических упражнений и многое другое.
Материалы для изготовления лэпбука лучше подбирать разного цвета и фактуры, для того, чтобы сделать лэпбук визуально более привлекательным для ребёнка дошкольного возраста.
Самое главное правило для взрослых: ребенку мало знать о профессии, в нее нужно поиграть! В ходе игры дошкольники начинают отражать содержание деятельности представителей самых разных профессий.
Ознакомление детей с миром профессий взрослых мы решили начать с профессии Воспитатель. Эта профессия знакома и интересна детям, дети часто в нее играют.
Для этого мы изготовили лэпбук "Профессия Воспитатель". Он представляет собой картонную папку, обклеенную бумагой. На страницах папки имеются различные кармашки, карточки, в которых собрана информация по теме. Все составляющие элементы лэпбука, объединены между собой, общей темой. На титульном листе отражается тема лепбука, в данном случае это профессия воспитатель, здесь мы видим изображение воспитателя и картинку детского сада, адрес.
В нашем лэпбуке 10 кармашков.
Первый кармашек с текстом беседы о профессии воспитатель, о ее возникновении и развитии.
2 кармашек это сборник стихов по профессии. Здесь дети могут увидеть и понять разницу между профессиями воспитатель, старший воспитатель и младший воспитатель. 3 кармашек «Каким должен быть воспитатель?», он сделан в виде гармошки, качества педагога здесь отмечены символами, которые придумали сами дети.
4 кармашек здесь находятся эмблемы всех групп нашего детского сада и фотографии воспитателей. Дети должны соотнести фото с эмблемой группы, где работает этот педагог, тем самым воспитываем уважение к педагогам детского сада, закрепляем И. О и названия групп.
5 кармашек «Сетка занятий», это игра. Ребенок должен соотнести виды деятельности с днем недели. Закрепляются названия занятий, дни недели, развивается память, внимание.
6 кармашек «Режим дня дошкольника», составляем рассказ о профессии по картинкам.
7 кармашек «Правила поведения в детском саду», назвать правило по картинке и объяснить ответ.
8 кармашек «Правила вежливости» игра «Расскажи о том, что видишь».
Все эти картинки помогут детям понять чем занят воспитатель в течение дня, чему учит ребят и самим закрепить все эти правила.
9 кармашек дидактические игры «Я- воспитатель», "Что лишнее?", «Найди предметы необходимые для работы» дети узнают какие предметы нужны воспитателю для работы. Имеются мнемотаблицы,для заучивание стихотворений, схема описательного рассказа о профессии.
10 кармашек «Праздники в детском саду», дети вспоминают и делятся впечатлениями о прошедших праздниках, закрепляют их название и значимость.
В ходе работы над созданием лэпбука, мы закрепили и расширили знания детей о профессии воспитателя. С помощью данного пособия дети как в совместной, так и в самостоятельной деятельности могут извлечь информацию о трудовых процессах воспитателя, могут развивать любознательность, интерес к данной профессии и воспитывать уважительное отношение к труду людей данной профессии; могут формировать умения пользоваться средствами общения со сверстниками и взрослыми в целях получения нужной информации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация "Нетрадиционные формы ознакомления дошкольников с миром природы"
Выступление из опыта работы...
Выступление на ГМО на тему"Встречи с интересными людьми" как одна из форм ознакомления дошкольников с профессиями родителей.
На городском методическом объединении я рассказала об еще одной нашей хорошей традиции. Родители деток приходят и рассказывают о соих профессиях и увлечениях.Это очень интересная форма раб...
«Виртуальная экскурсия-нетрадиционная форма ознакомления дошкольников с профессиями.»
Виртуальная экскурсия в работе с дошкольниками позволяет получить визуальные сведения о местах недоступных для реального посещения, сэкономить время и средства. Именно она позволяет ребенку наг...
Статья " Экскурсии как одна их эффективных форм ознакомления дошкольников с миром профессий"
Основная мысль статьио том, что наиболее эффективными способами ознакомления детей с работой взрослых являются наблюдение и экскурсии, которые обеспечивают наглядность и ясность полученных...
Виртуальная экскурсия – нетрадиционная форма ознакомления дошкольников с профессиями
Презентация "Виртуальная экскурсия – нетрадиционная форма ознакомления дошкольников с профессиями"...
ИГРОВОЙ ПРАКТИКУМ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ «Ознакомление дошкольников с профессиями через разные методы и формы работы с детьми»
Повышение профессиональной компетентности педагогов дошкольных образовательных учреждений в области ранней профориентации детей...
ИГРОВОЙ ПРАКТИКУМ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Ознакомление дошкольников с профессиями через разные методы и формы работы с детьми»
Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов в области ранней профориентации детей.Задачи:воспитывать интерес у педагогов дошкольных организаций к поиску новых форм работы, направленных н...