ИГРОВОЙ ПРАКТИКУМ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Ознакомление дошкольников с профессиями через разные методы и формы работы с детьми»
материал по коррекционной педагогике
Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов в области ранней профориентации детей.
Задачи:
- воспитывать интерес у педагогов дошкольных организаций к поиску новых форм работы, направленных на ознакомление дошкольников с трудом, профессиями взрослых;
- способствовать развитию профессиональной, творческой активности педагога.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igrovoy_praktikum_dlya_pedagogov_po_ranney_proforientatsii_doshkolnikov.docx | 32.19 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Центр развития ребёнка «Детский сад № 1 «Жар-птица»
658227, г. Рубцовск, проспект Ленина, 271
тел. (38557) 7-00-75, тел/факс (38557) 7-00-76
e-mail: 1-dsad@mail.ru
ИГРОВОЙ ПРАКТИКУМ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
«Ознакомление дошкольников с
профессиями через разные методы и формы работы с детьми»
Подготовила: Новоселова Татьяна Александровна, учитель-логопед |
г. Рубцовск, 2023
Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов в области ранней профориентации детей.
Задачи:
- воспитывать интерес у педагогов дошкольных организаций к поиску новых форм работы, направленных на ознакомление дошкольников с трудом, профессиями взрослых;
- способствовать развитию профессиональной, творческой активности педагога.
Методы: игровой, демонстрационный, практический, словесный, наглядный (просмотр презентации, видеороликов).
Оборудование: выставка дидактических игр, сюжетно-ролевых игр, художественной литературы, картотеки по ранней профориентации.
Технические средства: компьютер, проектор, экран.
Раздаточный материал: буклет.
Время – 30 минут.
ИГРОВОЙ ПРАКТИКУМ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ
«Ознакомление дошкольников с профессиями через разные методы и формы работы с детьми»
Ход игрового практикума:
Педагог:
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Начать нашу встречу предлагаю вот таким приветствием друг друга, я буду начинать стихотворение по конкретной профессии – а ваша задача назвать профессию и показать движение той или иной профессии.
«Мир профессий»
Трактор водит – (тракторист, (Крутят воображаемый руль)
Электричку – (машинист (Руки на поясе, «пружинка»)
Стены выкрасил – (маляр (Имитируют движения покраски)
Доску выстрогал – (столяр (Трут ладошки друг о друга)
В доме свет провел – (монтер («Фонарики»)
В шахте трудится – (шахтер (Топают ногами)
В жаркой кузнеце – (кузнец (Перед собой ударяют кулаками)
Кто всё знает – молодец! (Хлопки)
Удивительная страна Детство! Можно мечтать о своём будущем, например, кем быть. Свою мечту воплотить в играх: сегодня – врач, завтра – банкир и даже президент.…
Профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, поэтому дошкольный возраст рассматривается как подготовительный, в котором закладываются основы для профессионального самоопределения в будущем.
Для того чтобы воспитать у детей уважительное отношение к труду, важно обогащать их представления о разных видах профессий взрослых, о роли труда в жизни людей, о результатах труда, о мотивах, которые движут людьми в процессе труда.
Дети дошкольного возраста способны осознавать сущность деятельности взрослых, мотивы и цели их труда, способы достижения результата.
А как вы считаете, в каком возрасте ребенок может выбрать для себя кем стать?
(Предполагаемые ответы коллег)
Педагог:
Обычно вопрос о будущей профессии начинает возникать только в старших классах в связи с необходимостью выбрать ребенку сферу дальнейшего образования. Однако к этому его можно и нужно готовить уже с детского сада, ведь наша задача помочь определиться с выбором профессии, которая будет привлекать не только материально, но и духовно.
Давайте теперь разберемся, что же такое ранняя профессиональная ориентация?
(Предполагаемые ответы коллег)
Педагог:
Да, уважаемые коллеги, совершенно верно!
Ранняя дошкольная профориентация — это система мероприятий, направленных на прогнозирование личностного роста ребенка, выявление его способности, наклонности, определенной потребности в той или иной деятельности.
Профориентация – в настоящее время является важным направлением работы образовательных учреждений на современном этапе.
Ранняя профориентация преимущественно носит ознакомительно-информационный характер.
(слайд)
Конечно же, вы знаете, что дети с нарушениями речи отличаются не только отставанием в развитии речи, им свойственны и сложности в овладении учебным материалом. У детей нарушена память, внимание, быстро истощается нервная система, а также у ребят низкий уровень познавательной активности. Все это требует специализированного подхода к организации работы по профориентации, учета специфики индивидуальных, возрастных, а также организационных видов деятельности группы компенсирующей направленности.
Поэтому, при организации занятийной деятельности с воспитанниками по ознакомлению с миром профессий мы используем различные средства и формы работы, постоянно меняем виды деятельности, тем самым повышая познавательную активность воспитанников.
В нашей группе мы используем следующие виды деятельности:
- Совместная или самостоятельная деятельность,
- Трудовая деятельность,
- Игровая деятельность – сегодня мы поподробнее остановимся на этом виде деятельности,
- Решение проблемных задач и ситуаций,
- Наблюдения и экскурсии - сегодня вашему вниманию будет представлена виртуальная экскурсия по ознакомлению одной из профессии,
- Театрализация,
- Развлечения,
- Чтение художественной литературы и т.д.
(слайд)
Для организации работы по ранней профориентации детей, прежде всего, мы обратили внимание на создание соответствующей развивающей предметно-пространственной среды.
В нашей группе оборудованы развивающие центры с наглядным материалом, различными игровыми модулями, атрибутами для сюжетно-ролевых игр. Атрибуты к играм находятся в контейнерах и доступны для самостоятельной игровой деятельности.
(слайд, показ игрового оборудования)
Для организации игрового пространства мы используем переносные ширмы, которые создают условия для разнообразной игровой деятельности.
(показ ширм)
Также в группе имеются дидактические игры, наглядные пособия, куклы, изображающие персонажей разных профессий, художественная литература по теме и различные картотеки.
(показ дидактического пособия)
Правильно организованная развивающая предметно-пространственная среда позволяет расширить знания воспитанников, выявить их интересы и склонности, развить интерес и умение осуществлять действия. У детей складывается представление о разнообразии профессий, структуре труда: последовательности действий человека, для чего он выполняет эту работу, что получается в результате данной трудовой деятельности.
Существует большое количество профессий, которые скрыты от глаз ребенка, и в силу возраста остаются за пределами понимания ребенком. Это необходимо учитывать в процессе решения задач по ознакомлению детей с профессиями, используя разнообразие форм и методов работы с детьми, применяя системный подход. В своей работе по ознакомлению дошкольников с профессиями, кроме традиционных методов, мы используем виртуальные экскурсии.
Преимуществами виртуальных экскурсий являются доступность, возможность повторного просмотра, наглядность.
Для создание виртуальных экскурсий мы привлекли родителей, как представителей разных профессий. Родители подготовили видеоролики с места работы и отправили нам через мессенджер WhatsApp. А мы с ребятами во время совместной деятельности имели возможность посмотреть видеоролики. Это вызывало огромный интерес к профессии у детей и гордость за своих родителей. Предлагаю нам сейчас отправиться на экскурсию в Аптеку.
(просмотр видеоролика)
Во время просмотра виртуальной экскурсии возникает подобие настоящего путешествия. Познакомившись визуально с предметом труда какой-либо профессии, ребенок затем в самостоятельной деятельности применяет полученные знания в игре, таким образом, делая ее более интересной и эффективной.
Педагоги группы осознают основное правило для взрослых: ребенку мало знать о профессии, в нее нужно поиграть! В ходе игры дошкольники начинают отражать содержание деятельности представителей самых разных профессий.
Сегодня мы остановимся более поподробнее на игровой деятельности!
Коллеги давайте вспомним, что такое игра?
(Ответы педагогов)
Верно! Игра – это ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Большое количество своего времени дети проводят за игрой. Следовательно, игра является ключевым средством формирования у детей дошкольного возраста представлений о профессиях взрослых.
И сегодня мы с вами немного поиграем! Внимание, на экран! На экране вы видите начало пословиц о труде, ваша задача их продолжить.
«Какой мастер - ….. (такова и работа)
«Тяжко тому жить,… (кто от работы бежит)
«Труд кормит, … (а лень – портит)
«Красна птица оперением,.. (а человек – рукоделием)
«Кто ловок в труде – (кует счастье себе)
«Тот человек в почете, (чьи руки в работе)
«Кончил дело — (гуляй смело).
(Игра «Соедини пословицу»)
Существует большое количество пословиц о труде, с помощью заучивание их у детей расширяется словарный запас. Во время игры «Соедини пословицу» дети учатся понимать и объяснять смысл каждой из них.
Для того, чтобы использовать пословицы в работе с детьми мы оформили картотеку пословиц.
(показ картотеки)
Педагог может использовать и такие упражнения, слушайте и повторяете за мной.
Много есть профессий знатных, (Соединять пальцы правой руки с большим.) И полезных, и приятных. (Соединять пальцы левой руки с большим.) Повар, врач, маляр, учитель, Продавец, шахтёр, строитель… (Последовательно соединять пальцы обеих рук с большим.) Сразу всех не называю, (Сжимать и разжимать кулачки.) Вам продолжить предлагаю. (Вытянуть руки вперёд ладонями вверх) | «Строители» Тук, тук, молотком, (постукивают кулачками один о другой) Строим, строим новый дом. Этот дом — для Маши, Этот дом - для Саши, Этот дом — для Даши, Этот - для Наташи. Этот дом - для Ксюши, Этот — для Андрюши. (Поочередно загибаем пальцы) Все соседи, Все друзья. Жить без дружбы им нельзя! (Пожимают руки) |
Что это за игровые упражнения?
(ответы педагогов)
Совершенно верно – пальчиковые игры. Мы также оформили картотеку - сборник пальчиковых игр о профессиях.
(показ картотеки)
Пальчиковые игры используем во время образовательной деятельности и в совместной деятельности для снятия эмоционального напряжения.
А сейчас, я снова предлагаю посмотреть небольшой видеоролик с детьми и определить, какое игровое упражнение мы ежедневно проводим с воспитанниками.
(видеоролик артикуляционной гимнастики)
Правильно – это артикуляционная гимнастика, которая помогает формировать правильное произношение, артикуляцию, тренировать дикцию. Учить детей быстро и чисто проговаривать труднопроизносимые слова и фразы. В нашей группе оформлена картотека артикуляционной гимнастики по профессиям.
(показ картотеки)
Для развития слухового внимания можно предложить детям стихи – небылицы и найти несоответствие, предлагаю сделать и вам это, послушайте внимательно небольшое стихотворение:
Ловко дом возвел учитель, учит нас учить строитель,
Пишет музыку певец, шьёт одежду продавец (С. Чешева);
(педагоги находят несоответствие)
Молодцы, справились с игровым заданием. Еще мы предлагаем один вариант работы со стихотворениями. Я сейчас прочту вам стихотворение, а вы его закончите.
Я из старой раскладушки
Сделал модный дельтаплан.
Сделал шлем я из подушки,
Парашют – из одеял.
Сделал ветроуказатель
Я из маминых колгот.
Все, кто видел, мне сказали:
Замечательный пилот!
В нашей группе оформлена картотека - сборник по стихотворениям о профессиях.
(показ картотеки)
Продолжаем играть?! Тогда, послушайте внимательно и попробуйте определить, о какой форме работы идет речь:
С огнем бороться мы должны — Мы смелые работники, С водою мы напарники, Мы очень людям всем нужны. Так кто же мы? (Пожарники.) | Кто пропишет витамины? Кто излечит от ангины? На прививках ты не плачь — Как лечиться, знает... (врач) |
Что это за форма работы? Правильно – ЗАГАДКИ. Дети очень любят отгадывать загадки, ребусы, поэтому мы оформили картотеку-сборник по загадкам о профессиях.
(показ картотеки)
И, конечно же, педагог может играть со своими воспитанниками во всевозможные словесные игры. Уважаемые педагоги, вы любите мечтать?
Замечательно, предлагаю поиграть в игру «Мечталку-сочинялку», в которую так любят играть дети нашей группы. В игре – шесть вопросов, вы их видите на экране. Отвечая на вопросы, нужно обязательно употреблять слова на одну определенную букву.
(слайд)
Выбирайте сектор на экране.
(педагоги играют в игру «Мечталку-сочинялку»)
Эта игра обогащает словарный запас ребёнка, помогает ему научиться распознавать звуки на слух.
Еще наши воспитанники очень любят играть в игру «Самая, самая профессия». Сейчас я вас с ней познакомлю: назовите, пожалуйста, одну или несколько профессий подходящих под определение: «вкусная», «весёлая», «опасная» и так далее.
(педагоги играют в игру «Самая, самая профессия»)
Посмотрите, на экран. Предлагаю поиграть в игру «Профсловарь». Необходимо определить, к каким профессиям относятся эти группы слов.
(слайд)
- Театр, зрители, сцена, премьера, аплодисменты, костюм, грим (артист).
- Белый халат, больной, поликлиника, диагноз (врач).
- Преступник, закон, охрана, погоня, смелость, безопасность (полицейский).
- Газета, новости, люди, оперативность, редакция, факты (корреспондент, журналист)
- Игра, прогулка, сон, утренник, хоровод, наглядное пособие (воспитатель детского сада).
Вы можете использовать разнообразные иллюстрации в своей работе по ознакомлению дошкольников с профессиями, настольные дидактические игры и пазлы. Мы также составили картотеки дидактических игр.
(показ картотеки)
А также, с профессиями я знакомлю детей, используя «Интеллект карты». Посмотрите, как просто можно разобрать профессию по ее «подтемам».
(работа на магнитной доске)
- Название профессии
- Место работы
- Форменная одежда
- Орудия труда
- Трудовые действия
- Польза труда для общества.
Уважаемые коллеги, прошу выйти желающих и по алгоритму составить описание профессии.
Используя алгоритмы, в знакомстве с профессиями, у детей формируется обобщенное представление о структуре трудового процесса и понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности.
Игровая деятельность порождает стремление к самореализации, самовыражению. Но, самое главное, в ходе игры воспитанники логопедической группы вступают в ролевое и вербальное взаимодействие, что стимулирует развитие диалогической и монологической речи, способствует освоению норм культуры общения, пополняет словарный запас.
Одним из важнейших условий по формированию профессионального самоопределения дошкольников с нарушениями речи является концентрированное изучение определенной профессии (например, в течение одной недели), благодаря чему обеспечивается многократное повторение одного и того же речевого содержания за короткий промежуток времени. Многократность повторения очень важна как для восприятия речи воспитанниками (пассив), так и для ее активизации.
Таким образом, возможность работы по ранней профориентации детей дошкольного возраста обусловлена следующим фактором: дошкольный возраст детей является наиболее благоприятным периодом для формирования любознательности. Это позволяет формировать у детей активный интерес к разным профессиям.
С целью успешной реализации мы планируем продолжить работу по ранней профориентации дошкольников. В перспективе я ставлю перед собой и детьми задачу популяризации технических профессий, расширение экономических знаний детей, их дальнейшее «погружение» в профессии через практическую деятельность.
И напоследок хочу у вас спросить: Кто такой счастливый человек?
(ответы коллег)
Мы все с вами счастливые люди! Потому что у нас есть любимая работа!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нетрадиционные методы и формы работы с детьми
Фитболл в физкультуре...
Нетрадиционные методы и формы работы с детьми дошкольного возраста
Основная задача работы - выявить детей данной категории и помочь им как можно раньше. Такие дети требуют особой подготовки и терпения. Этим ребятам обязательно нужна мотивация, определенная заинтересо...
Методы и формы работы с детьми
Консультация...
«Методы и формы работы с детьми по вопросам преодоления кризисных проблем воспитания ребенка с ОВЗ»
Каждый человек проходит свой уникальный путь от зачатия до рождения: калейдоскоп факторов и их взаимодействия. Сочетание этих случайных и закономерных событий формирует особенность лично...
тема: «Методы и формы работы с детьми при организации питания»
Питание – обязательный компонент режима дня. Весь процесс, связанный с питанием детей, имеет большое воспитательное значение. Детям прививают важные гигиенические навыки мыть руки перед едой, а ...
Проектный метод - как форма работы с детьми
Проектная деятельность позволяет организовывать совместную деятельность детей и взрослых, объединить обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокул...
ИГРОВОЙ ПРАКТИКУМ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ «Ознакомление дошкольников с профессиями через разные методы и формы работы с детьми»
Повышение профессиональной компетентности педагогов дошкольных образовательных учреждений в области ранней профориентации детей...