Конспект прогулки в старшей группе "Белоствольная красавица"
план-конспект занятия (старшая группа)
- Формировать у детей знания об отличительных особенностях деревьев;
- уточнить и обогатить знания детей о березе;
- углубить представление о взаимосвязи живой и неживой природы;
- расширять знания о значимости березы для людей;
- воспитывать бережное отношение и любовь к природе, умение видеть красоту природы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_2.docx | 159.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Белоствольная красавица»
Цели:
- Формировать у детей знания об отличительных особенностях деревьев;
- уточнить и обогатить знания детей о березе;
- углубить представление о взаимосвязи живой и неживой природы;
- расширять знания о значимости березы для людей;
- воспитывать бережное отношение и любовь к природе, умение видеть красоту природы.
Словарная работа: березовая роща, береста, чага, чечевички.
Материалы и оборудование: игрушка птицы Сорока, письмо от Старичка Лесовичка, план маршрута, карточки со схематичным изображением, увеличительные стекла, выносной игровой материал.
Предварительная работа.
Наблюдение за березой в разное время года; рассматривание картин И. Левитана «Березовая роща», «Золотая осень»; К Юона «Мартовское солнце»; И. Грабаря «Февральская лазурь»; И. Шишкина «Лесная глушь»; А. А. Саврасов «Грачи прилетели» и др.; отгадывание загадок о деревьях; рассматривание иллюстраций, картин; чтение стихов и рассказов о березе, заучивание стихотворения С. Есенина «Береза»;дидактические игры «С какого дерева лист», «Узнай дерево по коре»; подвижная игра «1,2,3 к дереву беги».
Содержание прогулки.
Дети вместе с воспитателем выходят на прогулку и видят, что на пеньке сидит Сорока. Воспитатель обращает внимание детей на Сороку и письмо.
-Посмотрите внимательно вокруг, на улице нас встречает кто-то. Дети замечают сороку – игрушку. Что у нее в клюве? (листок)
-С какого дерева листок? А поможет нам узнать загадка.
Не заботясь о природе, в сарафане белом ходит.
А в один из теплых дней, май сережки дарит ей.(с березы)
-Да, вы правы. Но с обратной стороны на нем что - то написано.
(Воспитатель читает письмо детям на березовом листочке).
Здравствуйте, ребята.
Пишет вам Старичок-Лесовичок. Я знаю, что вы умные и дружные ребята. Мне очень захотелось в этом убедиться. Но чтобы встретиться со мной и получить лесные подарки, вам необходимо выполнить задания. И первое задание- найти дерево, которому принадлежит этот листик. До скорой встречи! Ваш друг Лесовичок.
Воспитатель: Ну что, ребята, отправимся в путь? А поможет нам найти березку карта-маршрут, которую прислал Старичок - Лесовичок.
Рассматривают карту и двигаются в соответствии с условными обозначениями.
Воспитатель. Есть ли на территории нашего сада берёза? (ответы детей)
Вам интересно, что нас ждет впереди и чему нас сможет научить природа сегодня?
Следуя по территории детского сада, по маршруту карты, воспитатель обращает внимание на состояние погоды.
Наблюдение за погодой.
Какое у вас настроение? Посмотрите, какое небо? Расскажите о нем. Радуется ли нам солнце? Какое оно? Есть ли сегодня ветер? Как вы узнали?
Обобщение. По небу плывут облака, каждое может показаться нам чем-то необычным. Легкий ветерок раскачивает ветки деревьев, делится своими секретами. Яркое солнышко нам спутник и друг. Пусть наше настроение сегодня ничего не омрачит. Мы будем рады любым встречам.
(Идут дальше, находят берёзу.На берёзе висит письмо)
Чтение письма.
Дорогие ребята!
Наконец-то вы ко мне пришли, уж так я вас ждала, уж так ветками качала. Зимой мне было очень грустно. А сейчас, с приходом весны со мной происходит что-то необыкновенное. Мне хочется веселиться, радоваться и дарить свою радость всем. Ребята, может быть, вы объясните, что же со мной происходит?»
Рассматривание и наблюдение за березой.
-Береза – это куст или дерево? (дерево)
- По каким внешним признакам можно узнать это дерево? (Ствол белый, ветки свисающие, гибкие, листья маленькие, треугольной формы).
-Где растет береза. (В лесах, в городах, в деревнях нашей России).
-Если лес состоит из одних берез, как он называется? (березовая роща)
-А если не только березы, ели, сосны? (смешанный лес)
Береза — самое красивое дерево наших лесов. Хороша она в смешанном лесу, где ее белый ствол и ажурная листва выделяются на фоне темнохвойных деревьев. Но особенно красив лес, состоящий из одних берез – березовая роща. Она является символом России. Ласково ее называют белоствольная красавица. Этому дереву посвящено много стихов, песен, сказок.
-А как вы думаете, почему ствол березы именно белый, а не какой иначе?
. Цвет березовой коры не случаен: белизна предохраняет стволы и ветви от обжигающего действия весеннего солнца. В любой день белые стволы остаются прохладными на ощупь. Потрогайте, погладьте кору березки. Весной деревья сбрасывают верхний слой бересты, кора становится гладкой и шелковистой.
Найдите на стволе черные черточки, идущие поперек ствола. Это чечевички. Чечевички-это как бы окошечки – отверстия, через них внутрь дерева поступает кислород, которым дышат березы. Но зимой деревья засыпают, как вы думаете, что происходит с чечевичками? Правильно, они закрываются.
-Для чего нужны черные поперечные отметины?
-Посмотрите, здесь какие - то карточки. Как вы думаете, что они означают?
Береза не может жить без света: он как художник окрашивает листочки в зеленый цвет. | |
Дереву нужна влага, воду она получает с дождем, с талой водой, пьет из земли. | |
А почему на этой карточке нет ничего? Воздух не видим, поэтому его нет на карточке, но березе он необходим. Она, как и мы дышит – через маленькие отверстия на листьях, такие маленькие, что они не заметны. Березке нужен чистый воздух: от грязного она погибнет, в то же время она сама очищает воздух, чтобы дышали все живые существа. | |
Птицы тоже нужны дереву, они уничтожают вредных насекомых, которые могут причинить ей вред. | |
Ветер переносит семена березы. | |
Дождевые черви участвуют в образовании почвы, « пропускают» через себя комочки земли, сухие листья, рыхлят почву, делают ее пригодной для развития растений. |
-На карте показано стрелкой дальше наш путь. Что изображено?(под деревом коробка)
-Посмотрите ребята, здесь какая - то коробка. Хотите посмотреть, что в ней?
Познавательно – экспериментальная деятельность.
Воспитатель приглашает детей в «лабораторию». Давайте, возьмем увеличительные стекла-лупы и рассмотрим кору березы.
-Какая кора?Что вы видите на ней?
Воспитатель предлагает рассмотреть дерево и послушать о пользе березы для людей.
-Березу любят не только за красоту, она приносит людям огромную пользу: березовые поленья используют для отопления печей в домах и банях. Из веток делают веники, чтобы париться в бане и быть здоровым, листья сушат для чая.Целительным являются почки и березовый сок. Кто из вас пробывал березовый сок?
Сбор берёзового сока истощает дерево, к тому же через раны на коре в живые ткани могут проникнуть болезнетворные микроорганизмы, дерево может заболеть и погибнуть. В связи с этим после сбора сока рекомендуется повреждения на коре замазывать варом или глиной. При повреждении коры,происходит заражение коры дерева паразитным грибом и на стволе березы вырастает нарост.Этот нарост на березе или берёзовый гриб называют чагой.
Чага применяется для лечения некоторых болезней желудка и кишечника, как общеукрепляющее средство, но со временем дерево погибает.
Дидактическая игра « Назови правильно»
-Что вырастает на березе? (Чага). Под березой (Подберезовик)
-Что дает береза птицам? (тень, питание, дом)
-Что дает береза животным? (дупло на дереве, нора под деревом)
-Что дает береза насекомым ?(укрытие от врагов, питание)
-Что дает береза людям?
Берёза – это ещё и полезное дерево. Если болит голова, то можно подойти к берёзе поближе, а голову прижать к стволу, то боль скоро утихнет. Это происходит по тому, что берёза всё плохое забирает в себя, а хорошую энергию отдаёт
Чтение художественной литературы. С. Есенин « Белая береза»
- Ребята, березку в народе называют русской красавицей.
А какие украшения носит березка? (сережки)
Исследовательская деятельность.
-Одинаковые ли сережки?
-Чем они отличаются?
-Есть ли у них сходство?
Пронаблюдать и пояснить, что сережки у березки разные: они меньше по размеру, коричневые и твердые — это сережки первого года (цветочные почки), другие — рыхлые, легко разлетаются — второго года, с созревшими в них семенами. Рассмотреть какого размера семена. Какой они формы. На что похожи.
-Сколько семян в одной сережке?
-Что произойдет, если дунуть на семена?
-Как много деревьев может вырасти из семян?
Воспитатель. На прощание мы подарим берёзке подарки.
Дети.
- Я дарю тебе солнышко, пусть оно светит ярко — ярко, согревает тебя.
- Я дарю тебе капельку воды, пусть она напоит и умоет тебя.
- Я дарю тебе птицу. Она будет тебе другом и спасет от гусениц.
- Я дарю тебе зеленые листочки, пусть у тебя, их вырастет много, много они будут шуметь, а я приду послушать шум и спрячусь под ними от жаркого солнца.
- Я дарю тебе землю — почву, чтобы ты лучше росла, пусть она кормит и поит тебя.
-Давайте еще порадуем нашу красавицу — поиграем с ней.
Подвижная народная игра «Водица, водица»
Цель: развивать у детей выдержку, ориентировку в пространстве, упражнять в быстром беге.
Играющие становятся в круг вокруг березы. Водящий выбирается считалкой. Берет в руки лейку и идет внутри круга шагом, с высоким подниманием колен, а остальные хлопают в ладоши и произносят слова:
Водица, водица,
Студеная быстрица.
Оббеги вокруг
Напои наш луг!!!
После слов «напои наш луг», водящий ставит лейку между двумя детьми и произносит слова:
«Раз, два, три — беги!!!» Дети разбегаются в разные стороны, кто быстрее прибежит к лейке — становится водящим. Игра повторяется 2-3р.
Трудовая деятельность
Воспитатель предлагает посмотреть на карту –маршрут (изображены ветки и метелки) А сейчас нам нужно двигаться дальше. На свой участок. Следующее задание Лесовичка- уборка опавших веток.
Мы с вами успешно справились с заданием (обратить внимание как стало чисто и красиво).
-Ой, ребятки, посмотрите, какие грязные дорожки у нас на участке!
-Что же надо сделать? Правильно, нужно подмести дорожки! Сейчас я вам раздам метла и ведра. Кто покажет, как нужно правильно подметать? А теперь приступим к работе! Молодцы, ребята! Посмотрите, какие дорожки стали чистые! Теперь и ходить приятнее по таким дорожкам, так ведь? Я вами очень довольна!
Подвижная игра «К названному дереву беги».
Цель: тренировать в быстром нахождении названного дерева.
Водящий называет дерево, все дети должны внимательно слушать, какое дерево названо, и в соответствии с этим перебегать от одного дерева к другому. Водящий внимательно следит за детьми, кто побежит не к тому дереву, присаживается на скамейку.
Игра малой подвижности «Угадай, чей голосок»
Цель: учить детей играть по правилам; развивать речевые навыки и физические качества.
Ход игры: дети образуют круг. Водящий встает в центре круга и закрывает глаза. Не держась за руки, дети идут по кругу вправо (влево) и говорят:
Мы собрались в ровный круг,
Повернемся разом вдруг,
А как скажем «Скок-скок-скок»,
Угадай чей голосок.
Слова «скок-скок-скок» произносит один из детей по указанию воспитателя. Водящий должен узнать, кто сказал эти слова. Если он отгадал, он встает на место водящего.Если водящий не узнал голос, игра повторяется, а дети идут по кругу в другую сторону
Игра малой подвижности «Сделай фигуру»
Цель: упражнять детей в умении действовать по сигналу, двигаться подскоками, сохранять равновесие. Развивать воображение.
Ход игры: выбирается ведущий, он стоит в стороне. Остальные ходят по всей площадке. На сигнал воспитателя (удар в бубен или слово «стоп») все останавливаются в какой-либо позе и не двигаются. Ведущий обходит все «фигуры» и выбирает ту, которая ему больше всех нравится. Этот ребенок становиться водящим – оценщиком, а предыдущий водящий присоединяется к остальным детям, и игра повторяется.
Рассматривают карту и видят изображение игрушек и песочных наборов. Что означает эта картинка?
Самостоятельные игры детей с выносным материалом.
Оборудование: мячи, скакалки, игрушки для сюжетно – ролевых игр, песочные наборы.
Цель: воспитывать коллективизм, дружелюбие.
Вы хорошо потрудились! А сейчас можете и поиграть в свои любимые игры с игрушками, которые мы вынесли на прогулку!
Индивидуальная работа: «прыжки через скакалку»
Цель: учить детей прыгать через скакалку на одной и двух ногах.
Воспитатель. Ребята, вот мы и выполнили все задания Лесовичка. Посмотрите, а вот и наша Сорока с корзинкой. А в корзинке сюрприз – яблоки!
Итог. Ребята, что мы с вами сегодня узнали, что делали, что запомнили? (Рассуждение детей).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД в старшей группе « Красавица- матрёшка».
Конспект поможет педагогу познакомить детей с историей возникновения, видами, особенностями росписи Семеновской, Загорской, Полхов-Майданской матрешек, учить рисовать элементы роспи...
Конспект прогулки в старшей логопедической группе «Прогулка с Лесовичком»
Хотелось бы поделиться с вами опытом экологического воспитания детей дошкольного возраста с использованием прогулок....
Конспект прогулки в старшей логопедической группе на тему: Реализация двигательной активности детей на прогулке.
Конспект прогулки, реализация двигательной активности на прогулке, старшая группа. Цели:· укрепление здоровья,·...
Конспект занятия в старшей группе "Красавица картошка"
Цель: Обобщать и расширять знания детей о картофеле.Задачи:Познакомить детей с Родиной картофеля; его появления на Руси.Расширять представление о значении этого овоща в жизни человека ...
Конспект прогулки в средней группе «Красавица наша – Рябина».
Конспект прогулки в средней группе «Красавица наша – Рябина»....
Конспект прогулки в старшей группе «Прогулка со снеговиком»
Тема: Прогулка со Снеговиком.Цель: уточнять знания детей о снеговике, способах его лепки, повысить интерес к окружающей действительности....