Сообщение "Понятие о гендерном воспитании".
статья
Предварительный просмотр:
Понятие о гендерном воспитании.
Гендерное воспитание неразрывно связано с нравственным, гражданским, половым, а также с воспитанием культуры семейных отношений.
Базой для формирования гендерных стереотипов у подрастающего поколения, фундаментом для освоения гендерных ролей и демонстрации гендерного поведения выступает нравственное воспитание личности. Именно в нем закладываются ценностные основы для гендерного воспитания, проявляются не только абстрактные понятия «хорошо» и «плохо», но и их преломление сквозь призму гендера («хорошо/плохо для мальчика, мужчины», «хорошо/плохо для девочки, женщины»).
Гражданское воспитание, направленное на формирование гражданских качеств личности, гражданской культуры и гражданских компетенций у подрастающего поколения, неразрывно связано с гендерным воспитанием. Гендерные стереотипы во многом определяют социальную активность граждан, степень их участия в избирательных кампаниях, уровень гражданской ответственности и т. д.
Существует парадокс: в общественной жизни школы доминируют девочки, они выполняют большинство общественных поручений, т. е. являются более социально активными, занимают почти все «руководящие посты» в ученическом самоуправлении и в детских общественных организациях. Между тем во «взрослой» жизни социально-гражданская активность женщин падает: количество женщин-политиков, женщин руководителей относительно количества мужчин в этих областях значительно ниже. Частично этот факт объясняется именно гендерными установками, заложенными еще в детстве. В школе формируются многие представления о профессиональном самоопределении, жизненной стратегии, доступе к ресурсам и власти, имеющие в основе гендерную ориентацию. Развитие гендерного воспитания в школе позволит сформировать у подрастающего поколения представления о том, что пол не является основанием для дискриминации по какому-либо признаку, он дает возможность женщине и мужчине пользоваться всеми правами человека, помогает преодолеть «стеклянные потолки», предполагает свободный выбор мужчиной или женщиной путей и форм самореализации с учетом своей индивидуальности.
Содержание гендерного воспитания школьников заключается в формировании гендерной культуры личности. Это ее базовый компонент, который предполагает наличие у подрастающего поколения адекватных представлений о роли в современном обществе и жизненном предназначении мужчин и женщин; знаний о сущности и содержании понятий «гендер», «гендерные стереотипы», «гендерные роли». Будущие мужчины и женщины должны понимать и принимать свою гендерную роль, быть готовыми к ее исполнению. У подрастающего поколения должно быть сформировано ценностное отношение к своей половой принадлежности, а также к любви, браку, материнству и отцовству; недискриминационное отношение к представителям обоего пола, стремление к достижению понимания во взаимоотношениях между представителями разного пола.
Задачами педагогического сопровождения гендерного воспитания являются:
⚫ психологическое просвещение учащихся, родителей и педагогов по всему спектру гендерных проблем;
⚫ диагностика формирования гендерной составляющей личностного развития учащихся;
⚫ консультирование учащихся, родителей и педагогов по вопросам гендерных различий и гендерных отношений;
⚫ коррекционно-тренинговая работа по развитию гендерного самосознания учащихся и гендерной толерантности, по приобретению опыта эффективного гендерного взаимодействия и преодоления негативных последствий гендерных стереотипов.
В качестве основных условий для успешной реализации гендерного воспитания подрастающего поколения определены следующие:
1) интеграция усилий семьи, работников систем образования и здравоохранения в формировании гендерной культуры обучающихся;
2) повышение гендерной культуры педагогов и родителей.
Особое место отводится созданию возможностей для наблюдения и реализации гендерных ролей обучающимися из неполных семей, сиротами. Основы представлений о гендерных различиях закладываются еще в дошкольном возрасте, важное значение при этом придается играм, игрушкам, одежде и т. п. Младшие школьники осознают базовые признаки и социальные нормы мужественности и женственности. Особое внимание при этом уделяется ролевым моделям своего пола, отмечается стремление ребенка быть лучшим мальчиком или девочкой. В подростковом возрасте с наибольшей интенсивностью осуществляется гендерное познание, освоение и реализация соответствующих полоролевых стереотипов. В период юношества происходит закрепление отношения личности к любви и браку, рождению и воспитанию детей, формируется ответственное отношение к объекту любви.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей по гендерному воспитанию "Простые правила воспитания мальчиков"
Полноценное развитие мальчика происходит при правильном его воспитании...
"Опыт гендерного воспитания в детском саду" Рекомендации для коллег по гендерному воспитанию дошкольников.
Так случилось, что один из выпусков был практически однородным по гендерному составу - 17 мальчиков и всего 3 девочки, а в старшей группе и вовсе- одни (!) мальчики. Поэтому в...
Гендерное воспитание дошкольников Основные направления деятельности педагога-психолога в ДОУ по дифференцированному гендерному воспитанию детей дошкольного возраста
В современной науке используются два термина: Пол - (от латинского «secare» - разделять, делиться) - первоначально относится ни к чему ин...
Гендерное воспитание.ВОСПИТАНИЕ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК
Этапы полоролевого развития Новорожденность. Настройка на определенный пол.- Раннее детство (1 – 3 года). Принятие пола без наполнения его содержанием - Младший возраст (3-4 года). Диф...
ГЕНДЕРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: ТРАНСФОРМАЦИЯ ГЕНДЕРНЫХ СТЕРЕОТИПОВ . Статья в электронном журнале
Агибалова (Лазарева) Е.А. студент группА ЗДО-5-12, факультет психологии и педагогического образования ГБОУ ВО РК «КИПУ» Республика Крым, Симферополь Научный руководитель: Амет-...
Проект «Современные культуросообразные технологии полоролевого воспитания дошкольников (гендерное воспитание)» в подготовительной группе
Цель проекта: Формирование гендерной идентичности у детей в условиях ДОО.Задачи: 1. Сформировать у детей представления о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к опр...
«Гендерное воспитание дошкольников. Гендерное воспитание дошкольников в игре.»
Одним из основных принципов Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования определяется принцип уважения личности ребенка. Задачей педагога (также по ФГОС ДО) являетс...