шерстяная фантазия кружок
рабочая программа (средняя группа)

Наталия Владимировна Литвинова

кружок, работа с шерстью

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл litvinova_rabochayaya_programma_sherst.docx128.12 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Лицей «МОК №2»

Принята на заседании                                                     Утверждаю:

методического (педагогического) совета                     Директор МБОУ «Лицей «МОК №2»

от "__" ______________ 20__ г.                                              _____________________ /ФИО/

Протокол N ___________________                                          "__" ______________ 20__ г.

                 

Дополнительная общеразвивающая программа кружка

(художественно- эстетической направленности)

«Шерстяная фантазия»

для детей среднего дошкольного возраста.

Среда 16.00 час-16.30 час

16.30 час-17.00 час

                     

                                         

                                          Литвинова Наталия Владимировна

воспитатель

г. Воронеж

2021-2022 учебный год

Содержание

1.Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка

1.2. Направленность Программы

1.3. Актуальность Программы

1.4. Цель и задачи Программы

1.5. Адресат Программы

1.6. Планируемые результаты освоения Программы

1.7. Формы педагогической диагностики

2. Содержательный раздел

2.1Учебный план

2.2. Методы обучения

2.3. Формы организации образовательного процесса

2.4. Формы организации занятия

2.5. Алгоритм занятия

2.6. Педагогические технологии

2.7. Дидактические материалы

3. Организационный раздел

3.1. Срок реализации Программы;

3.2. Режим занятий, их продолжительность и периодичность;

3.3. Кадровое обеспечение;

3.4. Материально-техническое обеспечение;

3.5. Методическое обеспечение (список используемой литературы)

4. Приложение

1. Календарно-тематическое планирование

2. Список обучающихся

3. Итогово-отчетные мероприятия

1.Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка

     Наш современный мир выдвигает перед дошкольным образованием на передний план помимо охраны и укрепления физического и психического здоровья - развитие способностей и творческого потенциала детей. Творческая  и изобразительная деятельность  с использованием нетрадиционной техники позволяет в полной мере развить творческие способности у дошкольников (младших дошкольников). Одной из таких техник является «Шерстяная фантазия» - это целиком и полностью творческий процесс. Здесь самое главное желание и настроение. Ведь для работы с шерстью совсем не обязательно уметь рисовать, материал надо чувствовать, а он сам подскажет, как с ним работать. Это увлекательное, приятное и не трудное занятие, даже для самых маленьких ребят. Что для этого необходимо?  

      

       Немного не пряденной шерсти разных цветов, рамка для фотографий, ножницы (с помощью воспитателя), пинцет (для малышей необязательно), немного усидчивости, и результат не заставит себя ждать. Перед вами откроются белоснежные облака, улетающие вдаль птицы, цветы небывалой красоты. Этот процесс напоминает работу акварельными красками, поэтому такие картины называют «шерстяная акварель». 

      «Теплые» картины (так их еще называют) способствуют развитию у детей творчества, пространственных представлений, познанию свойств материалов таких, как шерсть, флизелин, фланель. А главное, эти работы формируют у детей стремление проявить свое внутреннее «Я», раскрыть в себе еще один родничок творчества. Работая над такими картинами, ребенок учится разным приемам выкладывания шерсти (щипание, вытягивание, скручивание - жгутик), а значит идет развитие мелкой моторики рук, отрабатывается точность движения пальцев.  

Мотивацией успешности в «шерстяной акварели» является быстрота и относительная простота получения силуэтов или деталей нужной формы, ее приближенность к реально существующим образам и, наконец, новизна способа, как фактор удержания внимания. 

1.2. Направленность Программы

Данная программа имеет художественно-эстетическую направленность. Ее реализация позволяет создать условия для развития личности ребенка, обеспечить его эмоциональное благополучие, формировать эстетические   вкусы, развивать чувство прекрасного, приобщить к общечеловеческим ценностям, создать условия для творческой самореализации.

1.3. Актуальность Программы

     Актуальность заключается в том, что простой ручной труд, помогает развивать даже у детей 4-5 лет фантазию, творческое мышление, выдумку. Он способствует привитию определённых трудовых навыков и умений, развивает творческие способности детей, их художественный вкус. Знакомит детей с секретами создания работ, используя шерсть. Применяя технику работы с шерстью, можно создать целые картины творчества детей. Работы детей могут использоваться в оформлении групп, поздравительных открыток, для участия в тематических выставках, в качестве подарков родителям. Занятия в кружке позволяют развивать творческие задатки дошкольников. 

 

1.4. Цель и задачи Программы

 

Цель: формирование творческих способностей, образного мышления, фантазии в процессе овладения элементарными приемами техники «шерстяной акварели», как нового способа художественного творчества. 

Задачи: 

Развивающие: 

1. развивать у детей творческие способности, наглядно - образное мышление, фантазию; 

2. развивать познавательную активность, формировать навыки сотрудничества; 

3. развивать мелкую моторику рук; 

4. развивать целеустремленность, самостоятельность, усидчивость. 

Воспитательные: 

1. воспитывать эстетический вкус, эмоциональную удовлетворенность от проделанной работы, желание порадовать близких своей работой; 

2. вызывать интерес к окружающему миру, желание увиденное передавать в своих картинах; 

3. совершенствовать трудовые навыки, учить аккуратности, содержать в порядке рабочее место. 

Обучающие:         

1. Формировать у детей технические умения и навыки в работе с различными материалами (флизелин, фланель, шерсть) и инструментами (ножницы); 

2. учить при создании картин использовать разные способы выкладывания шерсти (выщипывание, вытягивание, скручивание); 

3. учить детей видеть и понимать прекрасное в картинах художников. 

1.5. Адресат Программы

    Настоящая программа предназначена для работы с детьми в возрасте 4-5 лет, рассчитана на  1 год обучения и поэтапное освоение материала. Максимальное количество детей в группе – 5-6 человек.

1.6. Планируемые результаты освоения Программы

• Научить детей работать с шерстью, создавать несложные композиции; 

• Правильно пользоваться ножницами и пинцетом; 

• Использовать в картине разные приемы выкладывания шерсти; 

• Самостоятельно подбирать нужные цвета и оттенки для передачи более точного изображения предметов; 

• Творчески подходить к выполнению задания; 

• Выполнять работу самостоятельно, доводить начатое дело до конца; 

• Видеть красоту природы и отражают в своих картинах.

1.7. Формы педагогической диагностики

 

     -Словесный (использование художественного слова; объяснение, беседа; совместное обсуждение);  

-Наглядный (показ приемов изготовления, демонстрирование готовых картин, иллюстраций); 

-Практический (исследовательская деятельность; создание игровых и проблемных ситуаций; изготовление поделок) Аналитический (наблюдение, анкетирование, самоконтроль, самоанализ). 

Формы работы: 

1.Сотворчество (выполнение картин на подготовленном воспитателем силуэте, «дорисовывание» шерстью элементов);  

2.Беседа Игра Коллективная работа.  

«Шерстяная Акварель» - это особый вид рисования шерстью, при котором получается картина, имеющая «теплую», объемную структуру с эффектом акварельных красок.  

 

Главная особенность «Шерстяной фантазии» - выкладка слоями. Тонкие равномерные пряди выкладываются в несколько слоев, образуя красивый рисунок с «акварельными разводами». Сначала послойно выкладывается фон, а затем сверху создается рисунок (также слоями). Мелкие детали завершают композицию.  

Законченная картина в технике «Шерстяная фантазия» должна быть оформлена в раму со стеклом, т. к. шерсть ничем не закреплена на подложке.  

Основные методы работы с шерстью в технике «Шерстяная фантазия». 

Создание плоских округлых деталей. Применяется, когда нужно сделать четкий по форме предмет округлой формы (глаз, цветочек, лепесточек и т. д.).  

Нарезка (настригание) шерсти под руководством воспитателя. Настриженной шерстью выкладываются блики, тени на мелких деталях, а также некоторые маленькие и полупрозрачные объекты.  

Жгутик - применяется для создания тонкой четкой линии или контура рисунка.  

Щипание - получение плоских тоненьких комочков, нанесение шерсть на поверхность, создавая оригинальную текстуру.  

2. Содержательный раздел

2.1.Учебный план

Период обучения

Количество часов

неделя

месяц

год

Сентябрь - июнь

2

8

72

2.2. Методы обучения

Словесные

Наглядные

Практические

устное изложение

показ готовых изделий и иллюстраций

тренинг

беседа, объяснение

показ педагогом приемов выполнения работ

Подготовительные упражнения

анализ текста

наблюдение

тренировочные упражнения

анализ структуры работы с шерстью и др.

работа по образцу и др.

 Практические и др.

2.3. Формы организации образовательного процесса

Образовательный процесс организован в форме занятий по подгруппам (5-6 человек).

2.4. Формы проведения занятия

Организованная образовательная деятельность эстетической направленности

беседа

Мастер-классы с родителями

занятие-игра

2.5. Алгоритм занятия

Правила работы 

1.Работайте сухими и чистыми руками (от влажности шерсть слипается и меняет форму + собирает мелкие частицы пыли); 

2. Прикладывайте и прижимайте пластиковый трафарет после каждого слоя, чтобы видеть какой картина будет после окончания работы в рамочке под стеклом; 

3. Остерегайтесь направленных потоков воздуха: сквозняков, вентиляторов и кондиционеров, т. к. они могут «сдуть» часы кропотливой работы; 

4. Формируйте все детали немного меньше настоящего размера, т. к. в конце картина прижмется под стеклом; 

5. Чем больше шерсти одного цвета наслаивается друг на друга, тем он ярче и насыщеннее; 

6. При выкладке фона шерсть должна заходить за края подложки; 

7.Окончив работу, необходимо убрать за собой своё рабочее место. 

Подготовительная работа: 

1.Инструменты, материалы, оборудование: 

-флизелин; 

-фланель; 

- шерсть разных цветов и оттенков; 

-фоторамки; 

- ножницы; 

- художественно - литературного материала (загадки, стихи о временах года, о природных явлениях и праздниках); 

- классических музыкальных произведений для сопровождения творческой деятельности; 

- картин, иллюстраций (пейзажи, натюрморты). 

2. Работа с родителями: 

- консультация: «Что такое «Шерстяная акварель»; 

- мастер-класс (дети для родителей): «Как рисовать «теплые» картины?» 

Продолжительность работы кружка - 1 год; 

Возраст детей - 4-5 лет ; 

2.6. Педагогические технологии

Организация образовательного процесса характеризуется особенностями, которые позволяют внедрять в практику их деятельности современные педагогические технологии:

  • психологическая атмосфера носит неформальный, комфортный характер, не регламентируется обязательствами и стандартами;
  • детям предоставляются возможности удовлетворять свои интересы и сочетать различные направления и формы занятий;
  • игровое обучение;
  • педагогика сотрудничества.

2.7. Дидактические материалы

Для обеспечения наглядности и доступности изучаемого материала используются  наглядные пособия следующих видов:

- картинный и картинно-динамический (открытки, картины и др.)

3. Организационный раздел

Срок реализации программы игроцентра «Шерстяная акварель» - 1 год (для детей 4-5 лет).

3.2. Режим занятий, их продолжительность и периодичность

Занятия игроцентра начинаются с сентября и заканчиваются в мае.

Рабочая программа рассчитана на 72 часа (2 часа в неделю по средам). Длительность образовательной деятельности 30  минут.

3.3. Кадровое обеспечение;

Занятия приводит воспитатель ВКК Литвинова Наталия Владимировна.

3.4. Материально-техническое обеспечение

 

  1. -флизелин; 
  2. -фланель; 
  3. - шерсть разных цветов и оттенков; 
  4. -фоторамки; 
  5. - ножницы; 
  6. - художественно - литературного материала (загадки, стихи о временах года, о природных явлениях и праздниках); 
  7. - классических музыкальных произведений для сопровождения творческой деятельности; 
  8. - картин, иллюстраций (пейзажи, натюрморты). 

3.5.Методическое обеспечение (список используемой литературы)

  1. «Стильные аксессуары и украшения. Валяние из шерсти» Е. Смирнова 
  1. «Плоское валяние» И. Кокарева 
  1. «Войлочный зоопарк» К. Зельке 

Журналы: 

1.«Лена рукоделия» №10/2015 ст. «Валяние из шерсти» Т. Анисимова 

2.«DIANA» №1/2012 ст. «Веселая компания» Н. Гриц 

4. Приложение

Календарное планирование

Сентябрь. 

  Познавательный цикл. 

Тема: «Что такое шерсть?» 

Цель: Способствование расширению и систематизации знаний детей о шерсти, способах ее получения. Учить детей обследовать предметы, на основе экспериментирования выделять выраженные качества и свойства. Заинтересовать детей практической деятельностью. 

Материал: разные виды шерсти, изделия из шерсти. 

http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=216aebbbb0c94535046f8807dfc47391       http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=7e5ec7767c1cd4b3c0854b13a22b52e6

      

Тема: «Первые штрихи» 

Задачи:   

1.Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы.  

2.Знакомить ребят с техникой «Шерстяная акварель», с простейшим способом отрывания шерсти,  

3.Учить выкладывать придуманный образ. 

Материал: разные виды бумаги (обычный лист, картон, бархатная бумага). 

http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=2209bbd46ddcc414d53e490f7db0337c                                   http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=975a93735691047b2ffc29a75de32064

 

Октябрь  Практический цикл: 

Тема: Рисование картины «Золотая осень » (рассматривание картин, подготовка фона) 

       Закрепить и систематизировать знания о характерных приметах осени. Учить детей подбирать цвета для фона картины. Закрепить прием отрывания.  

Тема: «Золотая осень»,  облаков, листьев) 

Цель: Познакомить с новыми приемами работы с шерстью: 

- вытягивание - для прорисовывания стволов деревьев и веток; 

- выщипывание - облака, листья; 

     Учить правильно располагать изображение на картине, работая с перспективой (вблизи, вдалеке). Вызывать у детей интерес к окружающему миру. 

http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=7cc08722466fe77d12d455d9aed710dd

                

Ноябрь   

«Подарок маме» 

Тема: «Милой  мамочке букет» 1-2 часть(рассматривание поздравительных открыток, выбор понравившихся цветов, подготовка фона) 

Цель: Учить самостоятельно подбирать цвета и оттенки для фона. Тренировать движения рук, развивать мелкую моторику, эстетический вкус. Воспитывать любовь к близким, желание сделать для них приятное. 

         

Тема: «Милой  мамочке букет» 2-3 я часть (прорисовывание цветов, листьев) 

Цель: Закрепить навыки работы с шерстью. Научить детей пользоваться пинцетом для прорисовывания мелких деталей. Учить аккуратности, четкости при изображении мелких деталей картины. 

http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=1f39c6d98c7834c2ec38a09bf1105b81

http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=ae1c34683d8c5aec05ae14bda248c30d

Декабрь 

Мастер - класс для родителей 

Тема: «Как рисовать шерстью?» (мастер - класс проводят дети с воспитателем) 

Цель: Познакомить родителей с «шерстяной акварелью». Показать родителям приемы работы с шерстью. Создать условия для сотрудничества родителей, детей и воспитателя. 

http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=76218f89eb4d5914420ee613f4bc05e5 http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=fa560247191b651ba803c45b92da5684

Тема: Картина «Зимние чудеса» 

Цель: Способствовать созданию выразительного образа путем совмещения разных способов выкладывания шерсти (вытягивание, выщипывание, выдергивание). Развивать мелкую мускулатуру пальцев, ритмичность движений. Развивать воображение, наблюдательность. 

http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=8bb70a1254617b2ff47ddaad77d06411        http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=ddf48d0998bbd8903fa80dfd303cd396

  

 

Январь 

Тема «Золотая рыбка» 

 

Цель: Развивать наглядно - образное мышление. Совершенствовать технику рисования шерстью. Расширять знания о характерном строении рыб (форма тела, плавников, хвоста). Воспитывать усидчивость, желание доводить начатое дело до конца. 

http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=af83d27e46d58509af2aae53079f8eb5    http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=3b6f329dcc1381155f9de3498fc4805c

Февраль 

Тема: «По морям, по волнам» (к 23 февраля 

 

Цель: Продолжать учить детей создавать несложную композицию, правильно располагать изображение на листе. Формировать навыки работы с шерстью, передавать необходимые оттенки, правильно подбирая цвет шерсти. Развивать ассоциативное мышление, воображение. 

 http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=ce0fbb08f1834dc2b39368d269b3d39c

 

Март 

Тема: «Пернатые, мохнатые, колючие»  

 

Цель: Развивать творческие способности, воображение. Учить детей в рисунке передавать свое настроение, ощущение сказки. Учить самостоятельно выбирать способ выкладывания шерсти для наиболее яркого изображения животного, передачи характерной фактурности его внешнего вида. 

http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=7e32181538f2f601565a38b5e5bdbcce       http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=245d6b573be821df58f79b859e146d54

 

 

Апрель 

Тема: «Праздничный салют» (к 9 Мая)  

 

Цель: Создать праздничную атмосферу в преддверии праздника. Развивать стойкий интерес к процессу рисования шерстью. Воспитывать любовь и уважение к ветеранам, чувство гордости к Родине. Учить создавать новые образы, развивать творческие способности. 

 

 

Май 

Тема: «Цветущая весна!»  

Цель: Развивать познавательный интерес, умение наблюдать и использовать свои наблюдения в практической деятельности, прививать любовь к природе. Закрепить сформированные навыки рисования шерстью. Воспитывать усидчивость, внимание, аккуратность и настойчивость в достижении цели. 

        

http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=33f1595845030e7ed196f59ab35aceb2

  1. Список обучающихся

1.Болотов Федор                        

2.Булгаков Матвей                        

3.Бородулина Татьяна                        

4.Васильев Кирилл                        

5.Гатилова Фаина                        

6.Гнеушев Ярослав                        

7.Гуламамиев Насим                        

8.Казьмин Степан                        

9.Кипкеев Рустам                        

10.Комов Арсений                        

11.Комов Савелий                        

12.Костина София                        

13.Кривов Савелий                        

14.Круцких Тимофей                        

15.Кузнецова Вероника                        

16.Кобелев Ратмир                        

17.Копылов Никита                        

18.Мавийчук Виолета                        

19.Мищенко Мария                        

20.Мнацаканян Грета                        

21.Нечепаева Мария                

22.Панин Матвей                

23.Парамзина Настя                        

24.Подушкина Валерия                        

25.Половникова Полина                        

26.Полупан София                        

27.Резнева Аня                        

28.Сергачев Глеб                        

29.Шипилова Вера                        

30.Чучмин Тимофей                        

31.Юдакова Ангелина                        

3. Итогово-отчетные мероприятия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кружок по изобразительной деятельности «ДЕТСКАЯ ФАНТАЗИЯ» (Старшая и подготовительная группа)

В рамках кружковых занятий дети неограниченны в возможностях выразить в рисунках свои мысли, чувства, переживания, настроение. Использование различных приемов способствуют выработке умений видеть обра...

Описание опыта "Интеграция разных видов деятельности детей через кружок "Фантазии природы""

Данная презентация будет интересна педагогам, занимающимся со своими детьми экопластикой (программа "Цветные ладошки" И.А.Лыковой)....

Кружок «Детская фантазия»

laquo; Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества». Сухомлинский В.А....

Кружок "Творческая фантазия" для детей 4-5 лет.

Работа кружка «Творческая фантазия» нацелена на общее развитие ребёнка и содержит задания различных видов с различными материалами. Кружковая работа проводится 1- 2 раза в неделю во второй половине дн...

Кружок "Творческая фантазия" для детей 4-5 лет.

Работа кружка «Творческая фантазия» нацелена на общее развитие ребёнка и содержит задания различных видов с различными материалами. Кружковая работа проводится 1- 2 раза в неделю во второй половине дн...

Кружок "Бумажная фантазия"

Ручной труд – универсальное образовательное средство, способное уравновесить одностороннюю интеллектуальную деятельность. Физиологи установили, что наши пальцы органически связаны с мозгом, речевым це...

шерстяная фантазия отчет

работа с шерстью...