Публикация "Театральная деятельность как средство развития личности ребенка"
статья
Театрализованная деятельность – это самый распространенный вид творчества. Она является уникальным средством развития художественно-творческих способностей детей. Применение театрализованной деятельности как образовательного инструмента расширяет возможности обучения детей, позволяет надолго удерживать внимание ребенка. Занятия театральной деятельностью учат ребёнка точно формулировать свои мысли, точно чувствовать и познавать окружающий мир.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
publikatsiya_teatralnaya_deyatelnost.docx | 16.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Театрализованная деятельность как средство развития личности ребёнка
Театрализованная деятельность – это самый распространенный вид творчества. Она является уникальным средством развития художественно-творческих способностей детей. Применение театрализованной деятельности как образовательного инструмента расширяет возможности обучения детей, позволяет надолго удерживать внимание ребенка. Занятия театральной деятельностью учат ребёнка точно формулировать свои мысли, точно чувствовать и познавать окружающий мир. Театр — могущественная сила духовного воздействия на людей. В других видах искусства зритель воспринимает только результат творчества. В театре же зритель не только присутствует при самом творческом процессе, но и принимает в нем участие, сопереживает. Эта особенность театрального искусства с особой силой проявляется при восприятии спектаклей детьми дошкольного возраста. У них еще не выработалась способность сопоставлять сцену и жизнь, поэтому для них так характерна непосредственность восприятия, когда стираются грани между условностью искусства и реальной действительностью и возникает абсолютное доверие ко всему происходящему на сцене. Дети редко отделяют актера от роли, ставя знак равенства между сценой и действительностью. Они больше понимают и чувствуют, чем могут выразить. Отсюда чрезвычайно высока воспитательно-образовательная роль театра. То есть, творческий процесс театрального действия, полное доверие ребенка тому, что происходит в спектакле, пьесе, игре-драматизации, направленность детского восприятия на сочувствие, сопереживание и даже соучастие, позволяет говорить о серьезных возможностях театрализованной деятельности в развитии творческих способностей старших дошкольников. Хорошо известно, что игра — это один из основных видов детской деятельности, в процессе которой у дошкольников развивается способность чувствовать эмоциональные состояния окружающих, способность занимать позицию переживающего и, совершая определенные действия, проигрывать различные варианты отношений с другими людьми. В этом и заключаются развивающие возможности театрализованных игр в нравственном воспитании детей дошкольного возраста.
Современная театральная педагогика системно и комплексно подходит к воспитанию личности, поэтому в процессе деятельности создаются условия для развития:
1. Познавательных способностей. Разнообразная тематика, яркость сюжетов, богатство жанров художественных произведений, образность и яркость изображения окружающей действительности служит эффективным средством расширения знаний и ознакомления с миром и явлениями природы.
2. Интеллекта. Грамотные вопросы, поставленные к прочитанному художественному тексту, побуждают к размышлению. Дети учатся наблюдать, анализировать ситуации, поведение героев, сравнивать, рассуждать, оценивать поступки действующих лиц, делать выводы и обобщения. Все это способствует совершенствованию умственных способностей.
3. Речи. В процессе театрализованной деятельности происходит обогащение и активизация словаря, совершенствование монологической и диалогической речи, формируется грамматика, отрабатывается «звуковая сторона речи». Дети, работая над текстом художественного произведения, усваивают образец, своеобразный эталон правильного произношения, учатся ясно, четко, понятно изъяснять свою мысль, знакомятся со средствами художественной выразительности.
4. Творческого воображения. В театрализованную деятельность дети нередко вводят новые сюжеты, порой не связанные друг с другом, иногда в реальные события включают моменты из прочитанных сказок, рассказов, вплетают новые сюжетные линии, меняют зачин, концовку.
5. Памяти. Заучивание монологов и диалогов персонажей, описаний явлений природы прекрасно тренирует произвольную память. Постепенно увеличивается и ее объем.
6. Нравственных качеств. Художественные произведения имеют богатое этическое содержание. В них ярко раскрываются и обсуждаются такие качества, как доброта, честность, отзывчивость, надежность, смелость и другие, осуждаются и критикуются ложь, предательство, трусость. В прочитанных сказках, рассказах положительные черты одобряются, поощряются, отрицательные – высмеиваются, осуждаются. Поэтому дети стремятся копировать поведение понравившихся им героев, поступать в соответствии с нравственными нормами и контролировать свои действия. Ребенок часто отождествляет себя с полюбившимся героем, копирует его поведение, живет его жизнью, что позволяет взрослым влиять на детей.
7. Эстетического вкуса. Красочное оформление спектакля, подготовка декораций, костюмов способствует развитию чувства прекрасного.
8. Эмоций. Театр обладает огромной силой воздействия на эмоционально-чувственное развитие ребенка. Яркость образов, эмоциональность передачи чувств и переживаний героев не могут оставить равнодушной детскую душу. Участвуя в постановке, дети учатся передавать различные эмоции и чувства.
Итак, театрализованная деятельность позволяет успешно разрешить многие образовательные, воспитательные, развивающие, логопедические, психологические задачи.
Работу по формированию театрализованной деятельности дошкольников целесообразно начинать с младшей группы, в период накопления ими эмоционально-чувственного опыта: просмотра небольших кукольных спектаклей, которые показывает воспитатель, взяв за основу содержание знакомых ребенку потешек, стихов, сказок. Вся деятельность ребенка в данный период должна быть ориентирована на образец. Поэтому взрослый обязан принять роль участника всех действий. В процессе общения он своим примером постепенно обучает речи, движению, поведению, оказывает неназойливую помощь, если дети что-то забыли, застеснялись, не поняли.
Постепенно у детей расширяется игровой опыт за счет последовательных усложнений игровых заданий, освоения разновидностей игр – драматизаций.
Создавая игровой образ, ребенок не только выражает свое отношение к герою, но и проявляет личные качества. Педагогу следует поощрять проявление активности и выдумки детей.
К 4-5 годам детей знакомят с разными видами театральных форм «Театр на столе»,
«Театр на ширме» и др, которые определяют возможное место игры и предполагают расширение естественной системы общения: умение договариваться при выборе роли, способность учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам, адекватно проявлять свои чувства, в том числе чувство веры в себя. К старшему дошкольному возрасту термин «педагог и ребенок партнеры» один из действенных приемов педагога направленный на личностно - ориентированный подход к каждому ребенку. Принимая участие в театрализованной игре, ребенок берет на себя определенную роль, образ различных игровых персонажей, что дает ощущение эмоционального единства и сопричастности с ними, и позволяет реализовывать, выражать собственные, присущие детям чувства, тем самым проявляя и обогащая свой эмоционально-чувственный опыт. В дальнейшем, ребенок начинает отождествлять себя с полюбившимися героями.
Развивающая среда. Необходимо наполнить развивающую среду разными видами театров. Весь материал удобно разместить для детей в свободное для них использование. Также важно создать условия для дальнейшего обогащения опыта детей. Среда является одним из основных средств развития личности ребёнка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта.
Необходимо иметь в виду, что игра в театр приобщает ребенка к культуре театра. Афиша, антракт, аплодисменты, анонс, кулисы - формируют у детей представление о театре как об искусстве, раскрывает духовный потенциал ребенка и способствует его адаптации в социальной среде.
Работа с родителями должна быть направлена на информирование взрослых о важности театрализованной деятельности для дошкольников. Также взаимодействие педагогов детского сада с родителями нацелено на ознакомление с формами организации совместной деятельности детей, родителей и воспитателей с детьми.
Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что создание условий для устойчивого интереса детей дошкольного возраста к театральной деятельности обеспечит положительную динамику по формированию лучших качеств личности.
Литература
Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. / Под ред. А.Н. Леонтьева, А. В. Запорожца.–М.,1995.
2.Бочкарева, Л.П. Театрально-игровая деятельность дошкольников. Методическое пособие для специалистов по дошкольному образованию. [Текст] - Ульяновск, ИПКПРО, 2010.-с.
3.Камаева, Т. Нужен ли детям театр // Дошкольное воспитание. - 2013. - № 6. - С.5-7. 4.Маханева, М.Д. Театральная деятельность дошкольника // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 11. - С.6-14.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Театрализованная деятельность как средство развития личности ребенка
Театральная педагогика обеспечивает самовыражение ребенка в творческо-продуктивной деятельности. В ее арсенале активно используются и гармонично интегрируются методы и приемы, тяготеющие и к детской и...
"Культурно-досуговая деятельность как эффективное средство развития личности ребенка-дошкольника"
Особенности организации и принципы культурно-досуговой деятельности для дошкольников...
"Проектная деятельность как средство развития личности ребенка дошкольного возраста"
Современные образовательные технологии...
Изобразительной деятельности - важное средство развития личности ребенка
Эффективное развитие личности начинается в дошкольном возрасте. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больш...
«Театрализованная деятельность как средство развития личности ребенка»
laquo;Что такое театр? Это лучшее средство для общения людей, для понимания их сокровенных чувств. Вы никогда не думали, как было бы хорошо начать создание детского театра с детского возраста? Ведь и...
Отчет по теме самообразования «Театрализованная деятельность как средство развития личности ребенка»
Одним из путей, по которому развивается детское творчество, является мир искусства, а основой художественного творчества – детская игра. Игра – наиболее доступный ребенку и...