Консультация «Сюжетно-ролевая игра как средство организации нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста в ДОУ»
консультация (старшая группа)
«Без игры нет и не может быть полноценного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности.»
В.А. Сухомлинский
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_noyabr_21g.docx | 17.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация
«Сюжетно-ролевая игра как средство организации нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста в ДОУ»
«Без игры нет и не может быть полноценного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности.»
В.А. Сухомлинский
Актуальной задачей в настоящее время является воспитание у дошкольников нравственно-волевых качеств: самостоятельности, организованности, настойчивости, ответственности, дисциплинированности.
Формирование нравственно-волевой сферы – важное условие всестороннего воспитания личности ребенка. От того, как будет воспитан дошкольник в нравственно-волевом отношении, зависит не только его успешное обучение в школе, но и формирование жизненной позиции.
Именно в дошкольном периоде детства закладываются основы этики, оформляются и укрепляются индивидуальные варианты отношения к себе и к окружающим.
Игра, как ведущая деятельность дошкольника имеет важнейшее значение в формировании личности. Она оказывает влияние на нравственное развитие ребенка дошкольника.
Нравственное воспитание – целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества Механизм нравственного воспитания
Задачи нравственного воспитания:
- Формирование механизма - представлений, чувств, привычек и норм, практики поведения.
- Формирование нравственных качеств в зависимости от потребности общества.
- Воспитание гуманитарных чувств и отношений, патриотизма, трудолюбия, умение и желание трудиться, коллективизм.
Методы нравственного воспитания В.Г.Нечаева – 2 группы:
1. Организация практического опыта общественного поведения (приучение, показ действий, пример, организация деятельности)
2. Формирование нравственных представлений, суждений, оценок(беседы, чтение, рассматривание и обсуждение картинок)
Формы нравственного воспитания
Специальные учебные занятия, игровые ситуации, взаимодействие с окружающим (общение со сверстниками).
Сюжетно-ролевые игры имеют большое значение в развитии ребенка, развивая произвольное внимание, память, воображение, творчество. Через сюжетно-ролевую игру педагог выводит ребенка во взрослую жизнь, учит думать, чувствовать, действовать, адаптироваться к меняющимся условиям, принимать решения в незнакомой обстановке.
Особенности сюжетно-ролевой игры раскрыты в работах психологов:
Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец
педагогов: Д.В. Менджерицкая, Н.Я. Михайленко
Основой сюжетно-ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация.
Самостоятельность детей в сюжетно-ролевой игре – одна из ее характерных черт.
Самое главное – в игре ребенок воплощает свой взгляд, свои представления, свое отношение к тому событию, которое разыгрывает
Сюжетно-ролевая игра имеет следующие структурные компоненты: сюжет, содержание, роль
Особенности сюжетно-ролевой игры в старшем дошкольном возрасте
У дошкольников старшей группы развивается содержание игр. Начинают отражаться разнообразные общественные отношения, поступки. В играх находят отражение специфика деятельности взрослых, их взаимодействия в труде, их отношения к труду. Изменение тематики связано с расширением их источников. Дети отражают не только те события, в которых они сами принимали участие, но и те, которые они наблюдали на экскурсиях, прогулках, а также повседневной жизни. Для этого возраста наша задача заключается в том, чтоб показать, как роль может быть включена в различные взаимосвязи с другими ролями. Воспитатель чаще берет дополнительную роль на себя. Постепенно подводит детей к более сложным изменениям знакомого сюжета, затем к придумыванию новых сюжетов.
У детей возрастает требовательность к качеству выполняемой роли. Основная задача руководства играми – развитие у них самостоятельности и самоорганизации, формирование умений договориться о теме игры, распределить роли, подготовить игровую обстановку. Также педагог должен постоянно обогащать содержание игр.
СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ ИГРЫ «ПОЛИКЛИННИКА», «БОЛЬНИЦА», «СКОРАЯ ПОМОЩЬ»
Цель: вызвать у детей интерес к профессиям врача, медсестры, санитарки, расширить словарный запас детей –закрепляются такие понятия как «аптека», «осмотр», «доктор», «медсестра», «поликлиника», «рецепт». Свести к минимуму страх перед походом к врачу.
Игровые ситуации: «На приеме у лор врача», «На приеме у хирурга», «На приеме у окулиста» и др.
Значение в воспитании нравственности: учить детей уходу за больными и использованию медицинских инструментов, воспитывать в детях внимательность, чуткость, заботливое отношение к людям.
СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА «САЛОН КРАСОТЫ»
Цель: расширить и закрепить знания детей о работе в «Салоне красоты».
Игровые ситуации: «Парикмахер», «Мастер маникюра», «Мастер косметического кабинета».
Значение в воспитании нравственности: воспитывать культуру общения, формировать положительные взаимоотношения между детьми; кроме того, дети начинают уделять большее внимание своему внешнему виду, учатся быть аккуратными.
СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА «ШКОЛА»
Цель: расширять знания детей о школе.
Значение в воспитании нравственности: воспитывать у детей желание учиться; прививать уважение к труду учителя и труду работников школы; помогать детям усвоить некоторые моральные нормы; воспитывать справедливые отношения; упрочнить формы вежливого обращения; воспитывать дружбу, умение жить и работать в коллективе.
СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ ИГРЫ «ДОМ, СЕМЬЯ», «ДОЧКИ - МАТЕРИ»
Цель: Побуждать детей творчески воспроизводить в играх быт семьи. Совершенствовать умение самостоятельно создавать для задуманного
сюжета игровую обстановку.
Значение в воспитании нравственности: воспитывать ответственное отношение к своим обязанностям, взаимопомощь и коллективный характер труда.
СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА «АТЕЛЬЕ»
Цель: Расширить и закрепить знания детей о работе в швейном ателье, формировать первоначальное представление о том, что на изготовление каждой вещи затрачивается много труда.
Значение в воспитании нравственности: воспитывать уважение к труду работников швеи, модельера, закройщика, расширять представления о том, что их труд коллективный, что от добросовестной работы одного человека зависит качество другого; развивать и укреплять дружеские взаимоотношения между детьми.
СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА «ПОЖАРНЫЕ»
Цель: формирование у детей целостного представления о пожарной безопасности.
Значение в воспитании нравственности: расширять представления детей о гуманной направленности работы пожарных, ее необходимости, мобильности в чрезвычайных ситуациях; воспитывать уважение к труду пожарных, к людям разных профессий и желание оказывать помощь другим; воспитывать чувство ответственности за свои действия, смелость, товарищество; формировать положительные взаимоотношения между детьми; воспитывать у детей такие качества, как мужество, самоотверженность, находчивость.
Игра — одно из незаменимых средств сплочения детского коллектива. Она помогает педагогу всесторонне изучить ребят, проникнуть в их духовный мир. В творческой игре каждая роль раскрывает определенные правила общественного поведения. Игровые цели достигаются только в совместной коллективной деятельности. Выполняемая каждым роль имеет смысл при условии, если соответственно выполняют свою роль все участники игры. Эта роль вынуждает ребенка проявлять дисциплинированность, выдержку, терпение, великодушие. Обсуждение с детьми положительных и отрицательных поступков, отношений в процессе игры помогает формированию общих оценочных мнений и суждений о нравственных поступках и нравственных нормах.
Сюжетно - ролевые игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу формирования гармонически развитой активной личности, способной находить выход из критического положения, принимать решение, проявлять инициативу, т. е. приобретают те качества, которые необходимы в будущей жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста
Дошкольный возраст – период интенсивного нравственного развития человека. К семи годам достаточно ясно прослеживается нравственная направленность личности ребенка, складываются устой...
Сюжетно-ролевая игра как средство организации нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста в ДОУ
Игра, являясь ведущей деятельностью дошкольника, обуславливает главнейшие изменения в психологических особенностях личности ребенка.Н.К.Крупская отмечала, что игра воспитывает...
Ознакомление с семейными традициями и обычаями — эффективное средство социально-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста
В мире нет ни одного народа, который не имеет своих традиций и обычаев, передающих новым поколениям его опыт, знания и достижения. Традиции, обычаи и обряды играют важную роль в воспроизводстве к...
Сценарий календарно – обрядового праздника с использованием фольклора как средства духовно – нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста
Мероприятие посвящено тому, что 14 ноября по народному календарю – праздник встречи зимы и проводов осени. Раньше говорили: “Кузьминки – об осени поминки”. Русский народ считал святых братьев Ку...
Консультация для воспитателей: «Сюжетно-ролевая игра как средство организации нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста в ДОУ»
laquo;Без игры нет и не может быть полноценного развития.Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенкавливается живительный поток представлений, понятий. Игра – э...
Консультация «Сюжетно-ролевая игра как средство организации нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста в ДОУ»
Актуальной задачей в настоящее время является воспитание у дошкольников нравственно-волевых качеств: самостоятельности, организованности, настойчивости, ответственности, дисциплинированности....
«Подвижные игры как средство духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста»
laquo;Подвижные игры как средство духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста»...