Статья. Особенности сенсорного развития детей раннего возраста.
статья
Развитие сенсорики у детей раннего возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.osobennosti_sensornogo_razvitiya_detey_rannego_vozrasta.docx | 28.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности сенсорного развития детей раннего возраста.
Сенсорное развитие. Сенсорное развитие (от лат. “sensus” – чувство, ощущение) представляет собой развитие ощущений и восприятий, представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира.
Сенсорное развитие – развитие чувств и восприятия человека, формирование представлений об особенностях предмета (форма, цвет, размер, положение в пространстве).
Сенсорное развитие предполагает развитие слуховой чувствительности, умения вслушиваться и различать звуки в окружающей обстановке, развитие речевого слуха (звуковой стороны речи, способности анализировать звуковую структуру слова) и музыкального слуха.
Сенсорное развитие так же включает в себя развитие тактильной чувствительности — умения различать на ощупь качества предметов и правильно называть их (гладкий, пушистый, мягкий, твердый, тяжелый, легкий, холодный, теплый и др.).
Одна из сторон сенсорного воспитания — развитие обонятельных и вкусовых ощущений.
Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Профессор Н. М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания.
Особенности раннего возраста в развитии ребёнка:
- 1. Быстрый темп развития организма.
- 2. Скачкообразность развития.
- 3. Взаимосвязь и взаимозависимость состояния здоровья, физического и нервно-психического развития детей.
- 4. Высокая степень ориентировочных реакций на всё окружающее.
- 5. Особое значение эмоции.
- 6. Ведущая роль взрослого в развитии ребенка.
Подбор занятий осуществляется в зависимости от фактического уровня развития ребёнка, для определения которого используются различные, специально разработанные для этого диагностические методики.
Диагностика детей раннего возраста производится в эпикризные сроки:
Исходя из фактического уровня развития ребёнка, его индивидуальных особенностей, задач воспитания этого возраста, прописанных в «Программе воспитания и обучения детей в доме ребёнка» можно составить план занятий с этим ребёнком.
При планировании занятий по сенсорному развитию с детьми второго года жизни надо придерживаться определённых критериев, обеспечивающих получение наилучшего результата:
- Доступность.
- Наглядность.
- Последовательность.
- Планомерность.
- Повторяемость.
- Систематичность.
- Использование словесных, наглядных и практических методов.
- Непосредственная деятельность ребёнка.
- Положительно-эмоциональный настрой.
- Соблюдение санитарных норм.
- Связь с другой деятельностью.
- Индивидуальная работа вне занятия.
Существенным фактором в планировании и методике проведения занятий по сенсорному воспитанию является взаимосвязь обучения на занятиях с закреплением знаний и умений в повседневной жизни: на прогулке, во время самостоятельной деятельности и т.д. Так, в играх постоянно происходит ознакомление детей с качествами предметов. При умывании дети узнают температурные свойства воды, во время прогулки — свойства снега, в процессе игр, при катании на санях учитывают тяжесть предметов. Собирая матрешку, размещая вкладыши, одевая маленьких и больших кукол, они знакомятся с величиной. Форму предметов дети учитывают в играх со строительным материалом, при проталкивании предметов в отверстия «занимательной коробки» и т.д.
Развитие сенсорики ребёнка раннего возраста – основная задача воспитания и залог дальнейшего успешного всестороннего развитие малыша.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Особенности сенсорного развития детей раннего возраста», консультация для воспитателей. Автор: воспитатель Зуй З.И.
На втором году жизни, если созданы все необходимые условия, у ребёнка наблюдается интенсивное развитие сенсорных способностей, определяющих уровень развития восприятия. Доминирующим в сенсорном р...
Особенности сенсорного развития детей раннего возраста.
Статья о восприятие и формирование представлений о свойствах предметов и различных явлениях окружающего мира....
Особенности сенсорного развития детей раннего возраста
Основной задачей сенсорного развития является создание условий для формирования восприятия как начальной ступени познания окружающей действительности....
Особенности сенсорного развития детей раннего возраста
На втором году жизни, если созданы все необходимые условия, у ребенка наблюдается интенсивное развитие сенсорных способностей, определяющих уровень развития восприятия. Доминирующим в сенсорном развит...
Консультация для воспитателей на тему: «Особенности сенсорного развития детей раннего возраста»
На втором году жизни, если созданы все необходимые условия, у ребёнка наблюдается интенсивное развитие сенсорных способностей, определяющих уровень развития восприятия.Доминирующим в сенсорном развити...
Статья на тему «Особенности сенсорного развития детей раннего возраста»
Восприятие детей раннего возраста очень неустойчиво. Чаще всего они выделяют одно свойство предмета, которое бросается в глаза, не замечая других свойств. В этом возрасте ребенок ...
Особенности сенсорного развития детей раннего возраста. Значение для всестороннего развития.
В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, эта проблема занимала одно из центральных мест. Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей дейст...