Особенности сенсорного развития детей раннего возраста
методическая разработка (младшая группа) на тему
На втором году жизни, если созданы все необходимые условия, у ребенка наблюдается интенсивное развитие сенсорных способностей, определяющих уровень развития восприятия. Доминирующим в сенсорном развитии является восприятие предметов. Действенное знакомство с предметами, их свойствами приводит к возникновению образов восприятия. В начале второго года жизни точность и осмысленность восприятия невелики. Ребенок, действуя с предметами, зачастую ориентируется на отдельные, бросающие в глаза признаки, а не на сочетание сенсорных характеристик (так и пушистый воротник, и меховую шапку он называет "киской" и.т.п.) На первом году жизни наиболее интенсивно формируется восприятие величины и формы предметов. Что же касается цвета, то несмотря на свою эмоциональную привлекательность, его восприятие наиболее сложно с точки зрения осуществления практических действий с цветом. К двум годам восприятие становится более точным и осмысленным в связи с овладением такими функциями, как сравнение, сопоставление. Уровень сенсорного развития таков, что у ребенка оказывается сформированным умение правильно выделять свойства предметов и узнавать предметы по сочетанию свойств. Характерной чертой сенсорного развития, особенно в период от полутора до двух ле, является опредмеченность восприятия. Так, ребенок ориентируется в форме предметов, когда в качестве образца выступают "опредмеченные" слоа-названия. Например, предметы круглой формы-это и мячик, и шарик, и колесо. Характерным является выделение свойств знакомых конкретных предметов, а не ряды основных сенсорных эталонов. Наиболее характерны для ребенка этого возраста способы восприятия, позволяющие сравнивать свойства предметов при выполнении действий с ними. Особо ярко это проявляется при действиях ребенка со сборно-разборными игрушками-пирамидками, матрешками. Именно многократные сравнения позволяют ребенку достигать практических результатов (берет свою чашку, обувь и.т.д. Основной задачей сенсорного развития является создание условий для формирования восприятия как начальной ступени познания окружающей действительности. Специально созданные условия- в процессе проведения занятий и в повседневной жизни- позволяют обеспечить накопление разнообразных зрительных, слуховых, осязательных впечатлений, формировать элементарные представления об основных разновидностях величины (большой-маленький), формы (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник), цвета (красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, филлетовый, белый, черный). В результате становится возможным формировать умение выделять разнообразные свойства предметов, ориентируясь на цвет, форму, величину, звуки, фактуру и.т.п. Ребенок еще не владеет речью в достаточной мере, поэтому основными средствами выражения мысли и чувств являются непосредственные действия. Основным методом организации игр-занятий является побуждение интнреса к тем или иным игрушкам, дидактическим материалам, прежде всего пособиям, изготовленным из дерева (матрешки, большие и маленькие, пирамидки, кубы-вкладыши, доски с отверстиями разной величины или формы с комплектами вкладок, столики с грибочками и мозаика-к концу второго года жизни). Именно деревянные игрушки важны для сенсорного развития: их фактура, устойчивость при манипулировании, выполнении элементарных действий с ними удобны для игр-занятий с детьми раннего возраста. Наиболее удобны для захватывания вкладыши и другие детали дидактических пособий размером не менее 3 и не более 4,5 см, что соответствует размером ладони малыша, разница между большими и маленькими предметами в 1,5 см вполне достаточна для ориентировки в их величине. Оптимальная толщина (высота) предметов - 1см. При большей толщине контуры предметов "деформируются": так, треугольная призма при определенном ракурсе может смотреться как прямоугольник или квадрат и.т.п. Правильно подобранные по цвету, форме, величине дидактические пособия имеют большой эмоциональный заряд, определяемый фактурой, пропорциями, гармонией цвета. В результате систематической работы по сенсорному воспитанию детей раннего возраста у них оказывется сформировнными умения и навыки, свидетельствующие о соответствующем уровне развития восприятия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Особенности сенсорного развития детей раннего возраста», консультация для воспитателей. Автор: воспитатель Зуй З.И.
На втором году жизни, если созданы все необходимые условия, у ребёнка наблюдается интенсивное развитие сенсорных способностей, определяющих уровень развития восприятия. Доминирующим в сенсорном р...
Особенности сенсорного развития детей раннего возраста.
Статья о восприятие и формирование представлений о свойствах предметов и различных явлениях окружающего мира....
Особенности сенсорного развития детей раннего возраста
Основной задачей сенсорного развития является создание условий для формирования восприятия как начальной ступени познания окружающей действительности....
Консультация для воспитателей на тему: «Особенности сенсорного развития детей раннего возраста»
На втором году жизни, если созданы все необходимые условия, у ребёнка наблюдается интенсивное развитие сенсорных способностей, определяющих уровень развития восприятия.Доминирующим в сенсорном развити...
Особенности сенсорного развития детей раннего возраста.
Доминирующим в сенсорном воспитании является восприятие предметов. Действенное знакомство с предметами, их свойствами приводит к возникновению образов восприятия....
Особенности сенсорного развития детей раннего возраста.
Особенности сенсорного развития детей....
Особенности сенсорного развития детей раннего возраста. Значение для всестороннего развития.
В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, эта проблема занимала одно из центральных мест. Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей дейст...