Эффективные формы работы в духовно-нравственном воспитании дошкольников
статья (подготовительная группа) на тему
Статья для педагогов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья о духовно-нравственном воспитании дошкольников | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Эффективные формы работы в духовно-нравственном воспитании дошкольников
Глявина Марина Адольфовна, учитель – логопед,
МБДОУ детский сад комбинированного вида № 1
«Центр коррекции «Сказка» г. Выборга
Духовно – нравственное воспитание детей является одной
из основных задач дошкольного образования.
Дошкольное воспитание - важнейший период в духовно-нравственном становлении и развитии личности. Именно в дошкольном возрасте закладывается основа системы духовно - нравственных ценностей, определяющая отношение человека к миру во всем многообразии его проявлений. У ребенка формируются основы отношения к себе и к окружающим, обществу в целом. В процессе духовно - нравственного воспитания расширяются и углубляются понятия о родных людях в семье, прививаются навыки доброжелательного общения со сверстниками, даются представления о непосредственном и далеком окружении (дом, двор, улица, город, страна).
В настоящее время проблема духовно-нравственного развития детей стоит особенно остро. В нравственном воспитании современных детей наметились негативные тенденции: книги ушли на второй план, их место занял экран телевизора, с которого в жизнь ребенка теперь постоянно входят персонажи сказок, герои мультфильмов, не всегда отличающиеся душевностью или нравственной чистотой. Именно сегодня материальные ценности возвышаются над духовными, поэтому у детей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.
Нравственное воспитание происходит благодаря целенаправленным педагогическим воздействиям, ознакомлению ребенка с нравственными нормами поведения в процессе различной деятельности.
Нравственное воспитание дошкольников включает в себя целый комплекс задач:
- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому,
детскому саду, улице, городу;
- формирование бережного отношения к природе и всему живому;
- воспитание уважения к труду;
- развитие интереса к русским традициям и промыслам;
- формирование элементарных знаний о правах человека;
- расширение представлений о городах России;
- знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам,
их традициям.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: в непосредственно образовательной деятельности, в играх, в труде, в быту.
В нашем детском саду «Центре коррекции «Сказка» особое внимание уделяется воспитанию у детей любви к Родине и чувству сопричастности к жизни страны: отмечаем значимые календарные даты, среди которых День Матери, День Защитника Отечества, 8 Марта и День Победы. Дети с удовольствием готовятся к предстоящим праздникам: вместе с педагогами просматривают различные иллюстрации, альбомы, знакомятся с произведениями художественной литературы, заучивают стихи, поговорки, пословицы, песни, рисуют портреты пап и мам и оформляют галерею рисунков и фотографий из семейных альбомов: «Мой папа, дедушка – солдат», «Моя мама в детстве», «Папа, мама, я – счастливая семья», изготовление подарков, открыток и пригласительных билетов к праздникам.
Празднование дня Победы требует более серьёзной подготовки:
- чтение художественной литературы;
- рассматривание иллюстраций о Великой Отечественной войне;
- заучивание пословиц, стихов о войне, о Родине;
- слушание и разучивание песен о войне;
- посещение библиотеки, знакомство с тематическими выставками;
- знакомство детей с военной историей города Выборга;
- возложение цветов к мемориалу Воинам – освободителям;
Стало уже традицией приглашать ветеранов ВОВ на музыкально – тематический праздник «Для вас, ветераны!» Ветераны в доступной форме рассказывают детям свои воспоминания о ВОВ, а дети с педагогами готовят для них праздничный концерт, выставку рисунков на военную тематику, изготавливают открытки и сувениры для ветеранов. Такие встречи проходят в теплой, душевной атмосфере и вызывают у детей большой эмоциональный отклик.
Семьи воспитанников принимают активное участие в подготовке к празднику: просматривают фильмы о войне дома, разъясняя непонятные моменты детям, помогают в организации выставок фотографий и детских работ, приобретают цветы, обеспечивают транспортом. Как приятно видеть светящиеся счастьем, гордостью за своих родителей глаза детей.
Особенное место в духовно-нравственном развитии является воспитание чувства патриотизма, а оно многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны.
Патриотическое воспитание детей, формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина, патриота в нашем саду успешно реализуется через долговременный проект «Музейная педагогика».
В рамках данного проекта для детей организуются экскурсии в музеи, в парк «Монрепо», в парк им. Ленина, на Батарейную гору, прогулки по старым улочкам города Выборга, посещение выставок, просмотр экспозиций, занятия и беседы в музеях, встречи с коллекционерами, участие детей в работе музея «Музейные мышки». Оформление детских выставок, экспозиций, книжек – малышек.
К работе по музейной педагогике активно привлекаются родители: для них проводятся консультации и беседы, их приглашают на совместные с детьми занятия по краеведению в музеи и детский сад, родители с большим интересом участвуют в викторинах «Что? Где? Когда?», «От прошлого до настоящих дней». При этом важна помощь родителей в подборе наглядного материала (иллюстраций, книг, фотографий улиц, площадей, достопримечательностей города и т.д.) для занятий, по закреплению полученных знаний (беседы с детьми дома) и в организации автобусных и других экскурсий.
Центральным местом в духовно – нравственном развитии детей
в нашем саду является театрализованная деятельность. Она даёт возможность воспитать Человека Мира, открытого добру, готового к творчеству, понимающего, чувствующего, любящего себя и других людей, природу и искусство.
Театрализация развивает личностные качества детей: активное творческое отношение к жизни, произвольность поведения, ответственность и самостоятельность, выразительную, грамотную речь, эмпатию, адекватную самооценку.
Театрализованная игра может изменить самочувствие ребёнка, его отношение к себе, к сверстникам, способы общения. Участие в театрализованных играх обогащает внутреннюю творческую деятельность детей. У них появляются новые нравственные представления и новые эмоциональные отношения в ходе сопереживания и сочувствия персонажам спектаклей. Любимые герои становятся образцом для подражания. У детей формируется обобщенное чувственное отношение к добру и злу, способность противостоять несправедливым поступкам.
Чтобы маленькому ребёнку было легче преодолеть сценическое волнение и точнее передать образ героя, мы пригласили родителей к участию в театральных постановках, на что они откликнулись с готовностью и искренним интересом. Такие моменты совместной деятельности детей и родителей очень ценны, так как они оставляют яркие впечатления и остаются в памяти ребёнка на всю жизнь.
Формирование основ духовно нравственных качеств человека начинается в раннем детстве. От того, насколько успешно осуществляется этот процесс, во многом зависит дальнейшее духовно – нравственное развитие детей. Значимость духовно – нравственного воспитания, формирующего у детей нравственные чувства, положительные навыки и привычки поведения, основы моральных качеств, нравственных представлений и мотивов поведения, побуждает педагогов на поиск новых эффективных форм работы.
Список литературы:
1. Артёмова Е.И. Духовно – нравственное воспитание дошкольников // Дошк.
Педагогика. – 2012. – № 7.
2. Алёшина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М., 2003.
3. Дорохина Н. Взаимодействие со старшим поколением семьи в воспитании
дошкольников // Дошк. Воспитание. – 2007. – № 10.
4. Буренина А.И. Колунтаева Л.И. Проектирование интегративной программы
предшкольного образования: метод. Пособие. – СПб.: ЛОИРО, 2007.
5. Интернет ресурсы.