Эффективные формы работы в духовно-нравственном воспитании дошкольников
статья (подготовительная группа) на тему

Статья для педагогов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Эффективные  формы  работы  в  духовно-нравственном воспитании  дошкольников

                           

                                   

                                         Глявина  Марина  Адольфовна, учитель – логопед,

                                       МБДОУ детский сад комбинированного вида  № 1

                                              «Центр коррекции «Сказка»  г. Выборга

          Духовно – нравственное  воспитание  детей   является  одной  

из  основных задач  дошкольного  образования.  
Дошкольное воспитание - важнейший период в духовно-нравственном становлении  и  развитии  личности.             Именно  в  дошкольном  возрасте закладывается основа системы духовно - нравственных ценностей, определяющая отношение человека к миру во всем многообразии его проявлений. У ребенка формируются основы отношения к себе и к окружающим, обществу в целом. В процессе духовно - нравственного воспитания расширяются и углубляются понятия о родных людях в семье, прививаются  навыки  доброжелательного  общения  со сверстниками, даются  представления  о непосредственном и далеком окружении (дом, двор, улица, город, страна).  

           В настоящее время проблема духовно-нравственного развития детей стоит особенно остро. В нравственном воспитании современных детей наметились негативные тенденции: книги ушли на второй план, их место занял экран телевизора, с которого в жизнь ребенка теперь постоянно входят персонажи сказок, герои мультфильмов, не всегда отличающиеся душевностью или нравственной чистотой. Именно сегодня материальные ценности возвышаются над духовными,  поэтому  у  детей  искажены  представления  ο  доброте,  милосердии,  великодушии,  справедливости, гражданственности   и патриотизме.

          Нравственное воспитание происходит благодаря целенаправленным педагогическим воздействиям, ознакомлению ребенка с нравственными нормами  поведения  в  процессе  различной  деятельности. 

Нравственное  воспитание  дошкольников  включает  в  себя  целый комплекс  задач:

- воспитание  у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому,

  детскому саду, улице, городу;

- формирование  бережного  отношения  к  природе  и  всему  живому;

- воспитание  уважения  к  труду;

- развитие  интереса  к  русским  традициям  и  промыслам;

- формирование  элементарных  знаний  о  правах  человека;

- расширение  представлений  о  городах  России;

- знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам,

  их  традициям.

           Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: в непосредственно  образовательной  деятельности, в  играх, в  труде, в  быту.

            В  нашем   детском  саду  «Центре  коррекции  «Сказка»  особое  внимание   уделяется  воспитанию  у  детей  любви к Родине  и чувству сопричастности к жизни страны: отмечаем значимые календарные  даты,  среди  которых День Матери, День Защитника Отечества, 8 Марта  и  День  Победы. Дети  с  удовольствием  готовятся к предстоящим  праздникам: вместе  с  педагогами  просматривают  различные  иллюстрации, альбомы, знакомятся с произведениями  художественной  литературы, заучивают  стихи, поговорки, пословицы, песни, рисуют портреты  пап  и  мам  и  оформляют  галерею  рисунков  и  фотографий  из семейных альбомов: «Мой  папа, дедушка – солдат»,  «Моя  мама  в  детстве», «Папа, мама, я – счастливая  семья», изготовление  подарков, открыток  и  пригласительных  билетов  к  праздникам.

Празднование  дня  Победы  требует  более  серьёзной  подготовки:

  • чтение  художественной  литературы;
  • рассматривание  иллюстраций  о  Великой  Отечественной  войне;
  • заучивание пословиц, стихов о  войне, о Родине;
  • слушание  и  разучивание  песен  о войне;
  • посещение  библиотеки, знакомство  с  тематическими  выставками;
  • знакомство  детей  с военной  историей  города  Выборга;
  • возложение  цветов  к  мемориалу Воинам – освободителям;

          Стало уже традицией  приглашать  ветеранов  ВОВ на  музыкально – тематический  праздник  «Для  вас,  ветераны!»  Ветераны в  доступной  форме  рассказывают  детям  свои  воспоминания   о  ВОВ, а  дети  с  педагогами  готовят  для  них  праздничный  концерт, выставку  рисунков   на  военную   тематику, изготавливают  открытки  и  сувениры  для  ветеранов.  Такие  встречи  проходят  в  теплой, душевной  атмосфере  и  вызывают  у  детей  большой  эмоциональный  отклик.

            Семьи  воспитанников  принимают  активное  участие  в  подготовке  к празднику: просматривают  фильмы  о войне  дома, разъясняя  непонятные  моменты  детям, помогают  в  организации  выставок  фотографий  и  детских  работ, приобретают  цветы, обеспечивают  транспортом. Как  приятно  видеть  светящиеся  счастьем, гордостью  за  своих  родителей  глаза  детей.

           Особенное  место в духовно-нравственном развитии является воспитание чувства патриотизма, а оно многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим  миром, и  желание сохранять и приумножить богатство своей  страны. 

            Патриотическое  воспитание  детей, формирование  и  развитие  личности, обладающей  качествами  гражданина, патриота в  нашем  саду успешно  реализуется  через долговременный  проект  «Музейная  педагогика».

           В рамках  данного  проекта  для  детей  организуются  экскурсии  в  музеи, в  парк «Монрепо»,  в  парк  им. Ленина, на  Батарейную  гору, прогулки  по  старым  улочкам города Выборга, посещение  выставок, просмотр экспозиций, занятия  и  беседы  в  музеях, встречи  с  коллекционерами, участие  детей  в  работе  музея «Музейные  мышки». Оформление  детских  выставок, экспозиций, книжек – малышек.

           К  работе  по  музейной  педагогике    активно  привлекаются  родители: для  них  проводятся  консультации  и  беседы, их  приглашают   на  совместные  с  детьми  занятия  по  краеведению  в  музеи  и  детский  сад, родители  с  большим  интересом  участвуют  в   викторинах «Что? Где? Когда?», «От  прошлого до настоящих  дней».  При  этом  важна  помощь  родителей  в подборе  наглядного  материала (иллюстраций, книг, фотографий  улиц, площадей, достопримечательностей  города  и  т.д.) для  занятий, по  закреплению  полученных  знаний  (беседы  с  детьми  дома)  и  в  организации  автобусных  и  других  экскурсий.

           Центральным  местом  в  духовно – нравственном  развитии  детей  

в  нашем  саду  является  театрализованная  деятельность. Она  даёт  возможность  воспитать Человека Мира, открытого  добру, готового  к  творчеству, понимающего, чувствующего, любящего  себя  и  других  людей, природу  и  искусство.

            Театрализация развивает личностные качества детей: активное творческое отношение к жизни, произвольность поведения, ответственность и самостоятельность, выразительную, грамотную речь, эмпатию, адекватную самооценку.

            Театрализованная  игра  может  изменить  самочувствие  ребёнка, его отношение  к  себе, к  сверстникам, способы  общения. Участие в театрализованных играх обогащает внутреннюю творческую деятельность детей. У них появляются новые нравственные представления и новые эмоциональные отношения в ходе сопереживания и сочувствия персонажам спектаклей. Любимые  герои  становятся  образцом  для  подражания. У детей формируется обобщенное чувственное отношение к добру и злу, способность противостоять несправедливым поступкам.

            Чтобы  маленькому ребёнку было  легче преодолеть  сценическое  волнение и точнее  передать  образ героя, мы пригласили  родителей  к участию  в театральных  постановках, на  что  они  откликнулись с готовностью  и искренним  интересом. Такие  моменты  совместной  деятельности   детей  и   родителей  очень  ценны, так как  они оставляют  яркие  впечатления и остаются  в  памяти  ребёнка  на  всю  жизнь.

            Формирование  основ  духовно  нравственных  качеств  человека  начинается  в  раннем  детстве. От  того, насколько  успешно  осуществляется  этот  процесс, во  многом  зависит  дальнейшее  духовно – нравственное  развитие детей. Значимость  духовно – нравственного  воспитания, формирующего  у  детей   нравственные  чувства, положительные  навыки  и  привычки  поведения, основы  моральных  качеств, нравственных  представлений  и  мотивов  поведения, побуждает  педагогов  на  поиск  новых  эффективных  форм  работы.

Список  литературы:

1. Артёмова  Е.И.  Духовно – нравственное  воспитание дошкольников // Дошк.

    Педагогика. – 2012. – № 7.

2. Алёшина  Н.В.  Патриотическое  воспитание  дошкольников. – М., 2003.

3. Дорохина  Н.  Взаимодействие  со  старшим  поколением  семьи  в  воспитании

    дошкольников // Дошк.  Воспитание. – 2007. –  № 10.

4. Буренина  А.И.  Колунтаева  Л.И.  Проектирование  интегративной  программы

    предшкольного  образования:  метод. Пособие. – СПб.: ЛОИРО, 2007.

5. Интернет  ресурсы.