Агрессивное поведение детей
консультация

Алексеева Мария Дмитриевна

Факторы формирования агрессивности у ребенка дошкольного возраста, психологические особенности ребенка, методы диагностики. Стратегия работы психолога. Практические рекомендации педагогам и родителям   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл agressivnye_deti.docx45.44 КБ

Предварительный просмотр:

АГРЕССИВНЫЕ ДЕТИ

Факторы формирования агрессивности у ребенка дошкольного возраста, психологические особенности ребенка, методы диагностики. Стратегия работы психолога. Практические рекомендации педагогам и родителям    

 

Агрессивность – психологическое свойство личности, выражающееся в ее готовности к агрессивным действиям (А.А. Реан, 1998).

Ребенок-дошкольник проявляет агрессивное поведение в форме физической или вербальной агрессии, а также в разрушительных действиях.  

Факторы формирования агрессивности и агрессивного поведения:

        Среди основных факторов агрессивного поведения ребенка дошкольного возраста выделяют условия воспитания ребенка в семье, стили родительского отношения; влияние социального окружения ребенка (группы сверстников, значимые взрослые); социальные информационные факторы.

  1. «Фактор семьи» / выделяется как основной/

Выделяют несколько типов отношений и стилей семейного воспитания, которые являются «факторами риска» в развитии агрессивного поведения ребенка:

  • негативизм матери;
  • терпимое отношение матери к проявлению ребенком агрессии;
  • эмоциональное отвержение ребенка родителями
  • гиперсоциализированное воспитание  
  • авторитарное воспитание.

  1. Социальные факторы:
  • влияние группы сверстников (подражание моделям агрессивного поведения);
  • влияние средств массовой информации (сюжеты сказок, мультфильмов): ребенок идентифицирует себя с агрессивными героями.

Психологическая характеристика агрессивного ребенка

В зависимости от форм проявления агрессии, выявлены 3 категории детей:

                                                                        

Типы детей, формы проявления агрессии

Личностные особенности детей

1. Дети, склонные к проявлению физической агрессии

Отличаются активностью, целеустремленностью, смелостью; склонны к риску. Экстравертированность. Проявляют лидерские качества в сочетании с низким уровнем самоконтроля. Импульсивность поведения. Отсутствие социализации влечений, потребность в острых переживаниях.

2. Дети, склонные к проявлению вербальной агрессии

Отличаются выраженной психической неуравновешенностью, депрессивностью, фрустрационной толерантностью; Повышенная чувствительность к оценкам и действиям окружающих; постоянный внутренний конфликт. Импульсивность поведения.

3. Дети, склонные к проявлению косвенной агрессии

Импульсивность; низкий уровень самоконтроля. Недостаточная социализация влечений, низкая осознанность собственных действий. Несформированность произвольных реакций.

Психологические особенности агрессивных детей в зависимости от вариантов агрессивности:  

Цели  и мотивы агрессии

Особенности агрессивных проявлений

Психологические характеристики детей

«Варианты» детской агрессивности

«Агрессия как средство привлечения внимания, самоутверждения и самовыражения»;

Ребенок не реали-зует себя в основ-ных видах детской деятельности (ролевая игра, общение, познава-тельная деятель-ность), поэтому прибегает к агрес-сивному поведе-нию.

Агрессивные эмоции ярко выражены;

Агрессивные акты ситуативны, агрессия носит непродолжитель-ный и импульсивный характер;

Используется преимущественно физическая агрессия

  1. Невысокий социаль-ный статус в группе сверстников;
  2. Низкий уровень общего и социального интеллекта;
  3. Неразвитость произ-вольности;
  4. Низкий уровень раз-вития игровой деятельности.  

«Импульсивно-демонстративный»

«Агрессия как норма поведения, средство достиже-ния конкретной цели»

Агрессия является нормой поведения ребенка и его отношений со сверстниками

Не замечает своей агрессивности; воспринимает агрессию как привычный способ поведения.

Преимущественно используется прямая физическая агрессия

  1. Высокий социальный статус в группе сверстников;
  2. Высокий уровень общего и социаль-ного интеллекта;
  3. Развитая произволь-ность;
  4. Высокий уровень развития ролевой игры; организатор-ских способностей.

«Нормативоно-инструментальный»

Нанесение вреда другому как самоцель.

Самые нейтраль-ные ситуации (в общении, деятельности) рассматривает как угрозу и посяга-тельство на свои права.

Испытывает удоволь-ствие от агрессивных действий.

Использует прямую физическую, вербаль-ную агрессию. Агрессию направляет на слабых сверстников.

  1. Низкий социальный статус в группе;
  2. Средние показатели интеллекта;
  3. Произвольность соответствует возрастным нормам;
  4. Средний уровень развития игровой деятельности; игры часто носят агрессивный характер.  

«Целенаправленно-враждебный»

 Диагностика агрессивности:

Критерии выявления агрессивного ребенка:

С данной таблицей могут работать педагоги, родители (используется на предварительном этапе диагностики), а также психолог в плане наблюдения.

Работа с картой-таблицей: Отметьте в одной из граф («часто», редко») напротив каждого утверждения в соответствии с личностными особенностями наблюдаемого ребенка:  

Особенности поведения ребенка

Как проявляются

Часто

редко

1.

Спорит,  ругается со взрослыми

2.

Теряет контроль над собой

3.

Винит других в своих ошибках

4.

Завистлив, мстителен

5.

Сердится и отказывается что-либо делать

6.

Специально раздражает людей

7.

Отказывается подчиняться правилам

8.

Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (детей и взрослых), которые нередко раздражают их

Анализ результатов: Подсчитывается общее количество ответов «часто».

Если от 4 до 8 критериев часто проявляются у ребенка не менее чем в течение 6 месяцев, то можно предположить, что ребенок является агрессивным.

Анкета «Признаки агрессивности» 

 (может быть использована психологом в работе с педагогами. родителями на этапе предварительной диагностики)

Работа с анкетой:  На каждое утверждение-показатель поведения необходимо ответить «да» или «нет», сделав отметку в соответствующей графе анкеты-таблицы.  

Особенности поведения исследуемого ребенка

Проявление особенностей

Да

Нет

1

«Злой дух» временами вселяется в него

2

Он не может промолчать, когда чем-то недоволен

3

Когда кто-то причиняет ему зло, он старается отплатить ему тем же

4

Иногда ему без всякой причины хочется выругаться

5

Бывает, что он с удовольствием  ломает игрушки

6

Иногда он так настаивает на чем-либо, что окружающие теряют терпение

7

Он не прочь подразнить животных

8

Очень сердится, если ему кажется, что кто-то подшучивает над ним

9

Кажется, что иногда  у него вспыхивает желание сделать плохое, шокирующее окружающих

10

В ответ на обычные распоряжения стремится все сделать наоборот

11

Часто не по возрасту ворчлив

12

Воспринимает себя как самостоятельного и решительного

13

Любит быть первым, командовать, подчинять себе других

14

Неудачи вызывают у него сильное раздражение, поиски виноватых

15

Легко ссорится, вступает в драку

16

Старается общаться с младшими и более слабыми

17

У него нередки периоды мрачной раздражительности

18

Не считается со сверстниками, не уступает, не делится

19

Уверен, что любое задание выполнит лучше других

Ответ «да» на каждое утверждение оценивается в 1 балл.

Подсчитывается общее количество утверждений «да», относящихся к конкретному ребенку.

15 – 20 баллов – высокая агрессивность

7 – 14 – средняя

1 – 6 – низкая

Ф.И.О. ребенка __________________________________________________________________

Возраст________________________________________________________________________

Особенности поведения ребенка

Как проявляются

Часто

редко

1.

Спорит,  ругается со взрослыми

2.

Теряет контроль над собой

3.

Винит других в своих ошибках

4.

Завистлив, мстителен

5.

Сердится и отказывается что-либо делать

6.

Специально раздражает людей

7.

Отказывается подчиняться правилам

8.

Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (детей и взрослых), которые нередко раздражают их

Ф.И.О. ребенка __________________________________________________________________

Возраст________________________________________________________________________

Особенности поведения ребенка

Как проявляются

Часто

редко

1.

Спорит,  ругается со взрослыми

2.

Теряет контроль над собой

3.

Винит других в своих ошибках

4.

Завистлив, мстителен

5.

Сердится и отказывается что-либо делать

6.

Специально раздражает людей

7.

Отказывается подчиняться правилам

8.

Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (детей и взрослых), которые нередко раздражают их

Ф.И.О. ребенка __________________________________________________________________

Возраст________________________________________________________________________

Особенности поведения исследуемого ребенка

Проявление особенностей

Да

Нет

1

«Злой дух» временами вселяется в него

2

Он не может промолчать, когда чем-то недоволен

3

Когда кто-то причиняет ему зло, он старается отплатить ему тем же

4

Иногда ему без всякой причины хочется выругаться

5

Бывает, что он с удовольствием  ломает игрушки

6

Иногда он так настаивает на чем-либо, что окружающие теряют терпение

7

Он не прочь подразнить животных

8

Очень сердится, если ему кажется, что кто-то подшучивает над ним

9

Кажется, что иногда  у него вспыхивает желание сделать плохое, шокирующее окружающих

10

В ответ на обычные распоряжения стремится все сделать наоборот

11

Часто не по возрасту ворчлив

12

Воспринимает себя как самостоятельного и решительного

13

Любит быть первым, командовать, подчинять себе других

14

Неудачи вызывают у него сильное раздражение, поиски виноватых

15

Легко ссорится, вступает в драку

16

Старается общаться с младшими и более слабыми

17

У него нередки периоды мрачной раздражительности

18

Не считается со сверстниками, не уступает, не делится

19

Уверен, что любое задание выполнит лучше других

Диагностическая работа психолога:

  1. Методика «Кактус»

(автор – М.А.Панфилова)

Назначение методики: диагностика направленности и интенсивности выраженности агрессивности

Применение методики:  с детьми старше 3-х лет (младший, средний и старший дошкольный возраст).

Материал: листы бумаги формата А4, простой карандаш; возможен вариант с использованием цветных карандашей (8 цветов  по тесту Люшера), в таком случае  при интерпретации учитываются соответствующие показатели теста Люшера.

Проведение исследования:

        Ребенку дается инструкция – «На листе бумаги нарисуй кактус – такой, каким ты его себе представляешь». Вопросы и дополнительные пояснения не допускаются.

Обработка результатов:

        Во внимание принимается: пространственное расположение и размер рисунка, характеристики линий, нажим карандаша.

        Учитываются показатели, специфичные для данной методики:

  • характеристика «образа кактуса» (дикий, домашний, примитивный, детально прорисованный);
  • характеристика иголок (размер, расположение, количество)  

Личностные особенности

Отражение в рисунке

Агрессия

Наличие иголок; сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг от друга иголки  - высокий уровень агрессивности

Импульсивность

Отрывистость линий, сильный нажим

Эгоцентризм, стремление к лидерству

Крупный рисунок в центре листа

Демонстративность, открытость

Наличие выступающих отростков в кактусе, вычурность форм

Неуверенность в себе. Зависимость

Маленький рисунок. Расположение внизу листа

Скрытность, осторожность

Расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса

Оптимизм

Использование ярких цветов, «радостные» кактусы

Тревожность

Использование темных цветов, преобладание внутренней штриховки прерывистыми линиями

Женственность

Наличие украшений, цветов. мягких линий и форм

Экстравертированность

Наличие на рисунке других кактусов, цветов

Интровертированность

На рисунке изображен один кактус

Стремление к домашней защите

Наличие цветочного горшка на рисунке, изображение комнатного растения

Отсутствие стремления к домашней защите, наличие чувства одиночества

Дикорастущие, «пустынные» кактусы».

Беседа с ребенком после завершения рисунка:

Варианты вопросов:

  • кактус домашний или дикий?
  • он сильно колется? Его можно потрогать?
  • кактусу нравится, когда за ним ухаживают, поливают, удобряют?
  • кактус растет один  или с каким-то растением по-соседству? Если растет с соседом, то что это за растение?
  • когда кактус подрастет, то как он изменится?

 

См. по:

1. Панфилова М.А. Игротерапия общения. – М.: 2001, с. 54 - 59

2. Панфилова М.А. Графическая методика «Кактус» //Обруч, № 5, 2002, с. 12-13

2. Методика А.Романова

        Предназначена для определения уровня выраженности и структуры агрессивного поведения у ребенка.

        Методика регистрации проявлений агрессии «Ребенок глазами взрослого».

        Процедура исследования: В регистрационном бланке отмечаются

 ситуационное формы проявления ребенком агрессии, частота проявления выражается по шкале от 0 до4 баллов.  

        Выраженность  ситуационно-личностных агрессивных реакций определяется по общему количеству баллов по 19 признакам.

Бланк методики:

Ф.И.О., возраст ребенка _________________________________________________________  

Варианты оценки ситуационно-личностных реакций (в баллах):

  • 0 – нет проявлений агрессивности
  • 1 -  проявления агрессивности наблюдаются иногда
  • 2 – часто
  • 3 – почти всегда
  • 4 – непрерывно

Признаки проявления агрессивности у ребенка

Как проявляется агрессивность

Частота проявления

0

1

2

3

4

1. Вегетативные признаки

Краснеет (бледнеет) в состоянии раздражения (гнева)

0

1

2

3

4

Облизывает губы в состоянии раздражения, гнева

0

1

2

3

4

0

1

2

3

4

2. внешние проявления агрессивности

Кусает губы в состоянии раздражения

Сжимает кулаки в состоянии раздражения, гнева

0

1

2

3

4

Сжимает губы, кулаки, когда обижают

0

1

2

3

4

Тревожное напряжение разрешается гневом

0

1

2

3

4

0

1

2

3

4

3. длительность агрессии

После агрессивной реакции не успокаивается >15 мин

0

1

2

3

4

После агрессивной реакции не успокаивается в течение 30 мин

0

1

2

3

4

0

1

2

3

4

0

1

2

3

4

4. чувствительность к помощи взрослого

Помощь взрослого не помогает ребенку овладевать собственной  агрессией

0

1

2

3

4

Помощь взрослого не помогает ребенку успокоиться

0

1

2

3

4

Замечания в словесной форме не тормозят проявления вербальной агрессии

0

1

2

3

4

Замечания в словесной форме не тормозят проявления физической агрессии

0

1

2

3

4

Чувство неприязни к другим не корректируется извне

0

1

2

3

4

0

1

2

3

4

0

1

2

3

4

5. особенности отноше-ния к собственной агрессии

Ребенок говорит, что поступил «плохо», но все равно продолжает вести себя агрессивно

0

1

2

3

4

Ребенок не воспринимает собственные агрессивные действия как таковые

0

1

2

3

4

0

1

2

3

4

6. недостаточность в проявлении гуманных чувств

Стремится делать назло другим

Проявляет безразличие к страданиям других

Стремится причинить другому страдание

0

0

0

1

1

1

2

2

2

3

3

3

4

4

4

0

1

2

3

4

7. реакция на новизну

Новизна (непривычность обстановки) не тормозит  проявления агрессивности

0

1

2

3

4

В новой, незнакомой обстановке проявляет агрессив-ные реакции

0

1

2

3

4

0

1

2

3

4

8. реакция на ограничение

При попытке удержать в состоянии гнева яростно сопротивляется

0

1

2

3

4

0

1

2

3

4

9. реактивность (чувствительность к агрессии других)

Проявляет агрессивные реакции первым

0

1

2

3

4

Первым отнимает игровой предмет, игрушки у другого ребенка

0

1

2

3

4

Проявляет агрессивные реакции на действия других

0

1

2

3

4

Толкается, когда обижают

0

1

2

3

4

Бьет других детей, если ребенка случайно толкнули  

0

1

2

3

4

0

1

2

3

4

10. чувствительность к присутствию других

Щипается на глазах у всех

0

1

2

3

4

Толкает сверстника на глазах у всех

0

1

2

3

4

Ситуация совместной деятельности провоцирует агрессивное поведение у ребенка

0

1

2

3

4

0

1

2

3

4

0

1

2

3

4

11. физическая агрессия, направленная на предмет

Ломает постройку на глазах у всех

0

1

2

3

4

Ребенок стремится разорвать игровую предметную карточку, книжку

0

1

2

3

4

Ребенок бросает предмет об стенку

0

1

2

3

4

Ребенок стремится бросить мяч в другого человека сильнее, чем это требуется по правилам игры

0

1

2

3

4

Отрывает руки, ноги кукле

0

1

2

3

4

0

1

2

3

4

12. Агрессия, направленная на сверстников

Толкает других детей в состоянии раздражения

0

1

2

3

4

Походя ударяет встречных

0

1

2

3

4

Бьет других детей в состоянии раздражения

0

1

2

3

4

Ударяет детей и внезапно успокаивается

0

1

2

3

4

Стремится ткнуть в глаз (пальцем, предметом)

0

1

2

3

4

Кусает других детей в состоянии раздражения

0

1

2

3

4

0

1

2

3

4

13. агрессия, направленная на себя

Просит себя стукнуть еще раз

0

1

2

3

4

Берет на себя вину за других

0

1

2

3

4

Рвет на себе волосы

0

1

2

3

4

Щипает себя в состоянии раздражения

0

1

2

3

4

Кусает себя в состоянии раздражения

0

1

2

3

4

0

1

2

3

4

14. агрессия, направленная на взрослого  (в раннем и дошкольном возрасте)

Бьет родителей по руке за то, что они не дают кидать игрушки

0

1

2

3

4

Бьет чужого взрослого по руке за то, что он не дает разбрасывать игрушки

0

1

2

3

4

Тянет взрослого за волосы только при нарастании утомления или пресыщения

0

1

2

3

4

В состоянии пониженного настроения бьет чужого взрослого кулачком

0

1

2

3

4

Царапает взрослого

0

1

2

3

4

Беспричинное недоброжелательное отношение к члену семьи

0

1

2

3

4

Бьет больно ногой бабушку

0

1

2

3

4

0

1

2

3

4

15. Вербальная агрессия

Говорит обидные слова детям

0

1

2

3

4

Говорит обидные слова взрослым

0

1

2

3

4

Говорит нецензурные слова детям

0

1

2

3

4

Говорит нецензурные слова взрослым

0

1

2

3

4

0

1

2

3

4

0

1

2

3

4

16. агрессивность в виде угрозы

Замахивается, но не ударяет другого

0

1

2

3

4

0

1

2

3

4

0

1

2

3

4

0

1

2

3

4

17. агрессия, направлен-ная на животных

Щипает кошку

0

1

2

3

4

Выкручивает хвост кошке

0

1

2

3

4

Специально наступает на лапы собаке

0

1

2

3

4

0

1

2

3

4

18. агрессия разных видов направленности

Агрессия (физическая, словесная, скрытая, в виде угроз), направленная на все окружающее (предметы, близких людей, сверстников)

0

1

2

3

4

0

1

2

3

4

0

1

2

3

4

19. неупорядоченные проявления агрессии

Плюется в состоянии раздражения

0

1

2

3

4

0

1

2

3

4

 

        После работы с методикой проводится балльная оценка уровня агрессии (суммируются все баллы):

- 1 уровень -  от 0 – до 65 баллов: у ребенка нет опасности закрепления ситуативно-личностных реакций агрессии как патохарактерологических; ребенок самостоятельно овладевает собственной агрессивностью;    

              - 2 уровень -  от 65 до 130 баллов:  есть опасность закрепления агрессивных реакций как патохарактерологических,  ребенку требуется помощь в овладении собственным поведением

- 3 уровень -  от 130 до 195 баллов: ребенку требуется значительная психолого-педагогическая и медикаментозная помощь в овладении агрессивностью как расстройством поведения и эмоций

        - 4 уровень – от 195 до 260 баллов: психолого-педагогическая помощь взрослого почти не оказывает влияние на агрессивное поведения, требуется медикаментозная помощь.

---------------------------------------------------------------------------------------------------------

См.по:

Романов А.А. Направленная игротерапия агрессивности у детей.  Альбом диагностических и коррекционных методик. – М.: «Плэйт», 2001, с. 12 – 17

         

Проективная методика А.Романова по диагностике агрессивности у детей:

«Кто есть кто, когда сердится? Почему и как часто кто бывает?»

Назначение методики:  диагностика особенностей агрессивного поведения  ребенка; оценка ребенком выраженности агрессивного поведения у других.

Применение методики:  индивидуально с детьми 4 – 7 лет.

Проведение исследования:

        Ребенку предлагается определить, какая бывает злость и какая она бывает:

- похожей на кошку; на динозавра; бывает как молния; как шестеренки; как змея; как консервная банка (используются рисунки);  Ребенку предлагается определить, у кого из его близких – как часто проявляется и какая бывает злость и агрессия. Ребенка может оценивать взрослый и сам  ребенок.

        Выраженность проявлений оценивается в баллах:

  • 0 баллов – нет проявлений агрессивности;
  • 1 балл – проявления агрессивности наблюдаются иногда;
  • 2 балла – часто;
  • 3 – почти всегда;
  • 4 – непрерывно.

Регистрация ответов:

Кто?  

Какая агрессия бывает?

«кошка»

«динозавр»

«молния»

«шесте-ренки»

«змея»

«консервная банка»

Мама

 0 1 2 3 4

 0 1 2 3 4

 0 1 2 3 4

 0 1 2 3 4

 0 1 2 3 4

 0 1 2 3 4

Папа

 0 1 2 3 4

 0 1 2 3 4

 0 1 2 3 4

 0 1 2 3 4

 0 1 2 3 4

 0 1 2 3 4

Брат

 0 1 2 3 4

 0 1 2 3 4

 0 1 2 3 4

 0 1 2 3 4

 0 1 2 3 4

 0 1 2 3 4

Сестра

 0 1 2 3 4

 0 1 2 3 4

 0 1 2 3 4

 0 1 2 3 4

 0 1 2 3 4

 0 1 2 3 4

Дедушка

 0 1 2 3 4

 0 1 2 3 4

 0 1 2 3 4

 0 1 2 3 4

 0 1 2 3 4

 0 1 2 3 4

Бабушка

 0 1 2 3 4

 0 1 2 3 4

 0 1 2 3 4

 0 1 2 3 4

 0 1 2 3 4

 0 1 2 3 4

Я сам (сама)

 0 1 2 3 4

 0 1 2 3 4

 0 1 2 3 4

 0 1 2 3 4

 0 1 2 3 4

 0 1 2 3 4

   

Оценка выраженности агрессии:  

0 –6 баллов –низкая;

7-12 баллов – средняя

13 – 18 баллов – высокая

19 – 24 балла – очень высокая  

-------------------------------------------------------------------------------------------------

Стратегия работы психолога с агрессивными детьми:  

Общие направления стратегии работы с агрессивными детьми состоят в следующем:

  1. Обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме;  
  2. Обучение детей приемам саморегуляции, самообладания;
  3. Отработка навыков общения
  4. Формирование позитивных качеств личности (эмпатии,  доверия к людям).

Параллельно проводится работа с родителями и воспитателями агрессивного ребенка. Работа с родителями проводится в 2-х направлениях:

  • информирование родителей о механизмах и факторах формирования агрессивного  поведения ребенка;
  • обучение эффективным способам общения с ребенком.

С детьми дошкольного возраста коррекционная работа проводится в основном с использованием методов игровой терапии.  

А.Романовым предложено несколько вариантов стратегий работы с агрессивными детьми.

Стратегия, как ее определяет А.Романов, это метод работы, направленный на уменьшение агрессивных реакций ребенка, снижение мотивации агрессии, обучению выбору других форм выражения чувств и эмоциональных состояний.

        Существуют различные стратегии работы с агрессивностью,  их выбор зависит от:

  • особенностей агрессивных проявлений у ребенка (их виды, частота, формы выражения);
  • внешних условий работы (групповая или индивидуальная работа с ребенком).

Среди стратегий выделяют игровые и неигровые.  

Игровые стратегии – включают игровые задачи-приемы (продолжительность – 10-15 минут и более; содержат цели, игровые действия и варианты их выполнения)

Неигровые стратегии – это словесные примы взаимодействия, включение в деятельность вне создания игровых ситуаций.      

 Варианты стратегий.

Стратегия

Краткое описание

  1. Стратегия на стимуляцию гуманных чувств

Обращение к чувствам ребенка по отношению к жертве агрессии

  1. Стратегия на осознание

Выяснение взрослым причин и мотивов агрессии, их проговаривание с ребенком

  1. Стратегия ориентации на состояние

Привлечение внимания ребенка к состоянию другого (объекту агрессии,  свидетелей агрессивного акта)

  1. Стратегия на отреагирование          

Отреагирование ребенком негативных чувств «здесь и сейчас»

5.  Стратегия на провока-цию  ситуационно-личностных состояний

Провоцирование личностных эмоциональных реакций ребенка

6. Стратегия на переключение

Переключение ребенка на иную деятельность, состояние или поведение

7. Стратегия на положительное подкрепление, похвалу

Похвала в ситуации самостоятельного овладения ребенком своими чувствами;  в ситуации правильных ответных действий на агрессию

8. Стратегия на игнорирование

Взрослый не замечает проявлений агрессии ребенком

9. Стратегия на отрицательное подкрепление

Оценка действий агрессора как отрицательных, неприемлемых, их называние как негативных.  

10. Стратегия на стимуляцию чувства удивления

Через необычность, неожиданность, новизну действий и реакций

11. Стратегия на стимуляцию положительных эмоций

Вызвать эмоции радости, удивления у обидчика и жертвы (неожиданным действием)

12. Стратегия на стимуляцию положительных эмоций

Юмористическая оценка действий агрессора и ответа «жертвы»

13. Стратегия «стимуляция телесного контакта»  

Телесное соприкосновение с агрессором и жертвой; предметная игровая деятельность (контакт с предметом)

14. Стимуляция соревнования, соперничества.

Создание игровых ситуаций соперничества.

Рекомендации родителям агрессивного ребенка

  1. Наказывайте ребенка только в крайних случаях: наказание может вызвать либо гнев ребенка, либо его постоянное подавление;  если гнев ребенка будет постоянно подавляться, то он может перерасти в пассивно-агрессивные формы поведения;
  2. Учитесь сами владеть собой и показывайте ребенку варианты приемлемого выражения гнева;
  3. Чаще разговаривайте с ребенком об особенностях его собственных агрессивных состояний;
  4. Учите агрессивного ребенка говорить словами  о том, что ему нравится и не нравится;
  5. Стимулируйте положительные эмоции  ребенка с целью переключения с агрессивной реакции на иное состояние;
  6. Избегайте негативной оценки ребенка (вариантов «злой», «забияка», «драчун»);
  7. Говорите  о своих чувствах после агрессивной реакции ребенка, давая информацию в форме «Я-сообщений»;
  8. Предоставляйте ребенку возможность нести ответственность за свои агрессивные реакции;
  9. Создавайте игровые ситуации, когда ребенок может отреагировать негативные чувства, играйте вместе с ним;
  10. Игнорирование агрессивных реакций, а также часты наказания закрепляют у ребенка варианты агрессивного поведения;
  11. Давайте ребенку чувство уверенности в вашей безусловной любви и принятии.

Рекомендации воспитателям:

  1. Включайте ребенка с агрессивным поведением в продуктивную деятельность чаще, чем других детей;
  2. Не оставляйте агрессивные реакции ребенка без внимания: давайте понять ребенку, что вы небезразлично относитесь к ним. Говорите о своем отношении к поведению ребенка;
  3. Говоря о поведении ребенка, отмечайте конкретный поступок, не оценивайте негативно личность ребенка в целом;  
  4. Избегайте отрицательных оценок («плохой», «агрессивный»., «злой» и т.п.);
  5. Дайте возможность ребенку чаще проявлять заботу о других детях, о младших;
  6. После проявления ребенком агрессивной реакции выразите свое отношение к нему и переключите ребенка на другую деятельность;
  7. Не жалуйтесь на ребенка родителям;
  8. Не ругайте ребенка в присутствии других детей;
  9. Отмечайте позитивное поведение ребенка в течение дня, его успех на занятиях, в играх;
  10.  В игровой деятельности помогайте ребенку создавать сюжеты и брать на себя роли, в которых ребенок может отреагировать свои эмоции, взять на себя роль сильного и доброго персонажа, который защищает других детей;
  11. Количество замечаний ребенку сведите к минимуму.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие «Агрессивное поведение детей старшего дошкольного возраста, современные технологии по преодолению агрессии у детей»

 Данная презентация рассказывает о технологиях, направленных на преодоление агрессии у детей, рассказывается о работе с детьми, о создании условий, о работе с родителями и педагогами по данному вопр...

Агрессивное поведение детей 3х лет. Как общаться с агрессивным ребенком, постепенно снижая уровень агрессии.

Агрессивное поведение ребенка связано с возрастным кризисом 3х лет. Приступы агрессии в этом возрасте происходят достаточно часто. Таким поведением дети выражают свое недовольство или разочарования. Н...

Консультация для родителей детей средней группы на тему "Агрессивное поведение детей".

Агрессивное поведение – наиболее распространенный способ реагирования на срыв какой-либо деятельности, непреодолимые трудности, ограничения или запреты. В обществе такое поведение называют неаде...

Консультация для родителей детей средней группы на тему "Агрессивное поведение детей".

Агрессивное поведение – наиболее распространенный способ реагирования на срыв какой-либо деятельности, непреодолимые трудности, ограничения или запреты. В обществе такое поведение называют неаде...