Проект "Мы-друзья природы"
проект (старшая группа)
Детский информационно-творческий экологический проект «Мы друзья природы»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 26.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 46» Ленинского района г. Саратова
Детский информационно-творческий экологический проект
«Мы друзья природы»
Разработчики:
Павлова С.В.,
Позднова Н.Н.
Г.Саратов
2022г
Пояснительная записка
Всё хорошее в людях - из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!
Проект разработан на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования для воспитанников среднего дошкольного возраста, на основе Образовательной программы МКДОУ, парциальных программ и технологий: С.Н.Николаевой «Юный эколог», Н.В.Гончарова, З.А.Михайлова «Детство».
Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас.
Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продуманная организация обучения, прогулок, специальных наблюдений развивает их мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.
Тип проекта: информационно-творческий.
Вид проекта: групповой.
Продолжительность: краткосрочный
Возраст: 5-6 лет.
Участники: педагог, дети старшей группы, родители воспитанников.
Объект исследования: мир природы
Предмет исследования: вода, воздух, земля, растения, насекомые, птицы, животные.
Проблема: Главный принцип жизни человека в гармонии с природой: "Не навреди". Познавая, не разрушай. Не бери у природы больше, чем тебе необходимо. Прежде, чем сделать, ответь себе на три вопроса:
- Что ты хочешь сделать?
- Зачем тебе это нужно?
- Кто (что) при этом приобретёт, а кто (что) потеряет?
Подумай о последствиях!
Зачем необходимо беречь и любить живую природу?
Цель проекта: формирование у детей системы ценностных отношений к природе, животному и растительному миру, воспитание любви к природе и бережного отношения к ней
Задачи:
Обучающие
- Формировать элементарные представления об окружающем мире. Уточнить, и расширить знания детей о растениях, животных, птицах, насекомых: различать по внешнему виду, правильно их называть.
- Познакомить с условиями жизни комнатных растений.
- Учить детей приобретать новую информацию через экспериментирование.
- Формировать умения детей делать выводы и умозаключения, а потом на основе накопленного опыта, реализовать их в самостоятельной творческой деятельности.
- Обогащать словарный запас детей.
Развивающие.
- Развивать познавательные процессы (память, внимание, воображения)
- Развивать умение отражать в творческой деятельности свои наблюдения, знания.
- Развивать трудовые и самостоятельные навыки детей, чувства коллективизма и ответственность за выполняемую работу, вовлекая воспитанников в разнообразные виды деятельности в природе и по её охране.
Воспитательные.
- Воспитывать интерес к окружающему миру, стремление узнавать что-то новое
- Воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и ко всему живому на Земле.
Родители:
- пропагандировать необходимость экологического воспитания дошкольников среди родителей;
- развивать совместное творчество детей и родителей;
- заинтересовать родителей жизнью группы, вызвать желание участвовать в ней.
Методы:
- метод наблюдения;
- метод сравнения;
- анкетирование;
- метод анализа и обобщения.
Формы работы с родителями
- консультации для родителей,
- беседы,
- смотры-конкурсы, конкурсы.
- анкетирование,
Актуальность проекта.
Экологическое образование и воспитание — чрезвычайно актуальная проблема современности. Небрежное и жестокое отношение к природе всегда начинается с недостатка экологического образования и воспитания.
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 5 января 2016 г. № 7 в 2017 году в Российской Федерации проводится Год экологии, целью проведения которого является привлечение внимания общества к вопросам экологического развития Российской Федерации, сохранения объектов природного наследия, и сохранения биологического разнообразия и обеспечения экологической безопасности.
Воспитывая в детях добрые чувства, любознательность, эстетическое восприятие, связанные с красотой природы; умение реализовать свои впечатления в трудовой деятельности, применяя современные образовательные технологии проектной деятельности можно решить проблемы экологического воспитания детей дошкольного возраста.
С самого рождения детей окружают различные явления неживой природы: летним днем они видят солнце и ощущают теплый ветер; зимним вечером с удивлением смотрят на луну, темное небо в звездах, чувствуют, как мороз пощипывает щечки... Собирают камни, рисуют на асфальте мелом, играют с песком и водой - предметы и явления неживой природы входят в их жизнедеятельность, являются объектами наблюдений и игры. Это обстоятельство делает возможным систематическое и целенаправленное ознакомление дошкольников с явлениями неживой природы. Более того это просто необходимо.
В природе все взаимосвязано: растения, животные, почва, реки, воздух и др. находятся в неразрывном единстве - живая природа не может обходиться без неживой. Растение существует только благодаря тому, что корнями пронизывает землю и впитывает из нее влагу и питательные вещества, стеблем тянется вверх, а листьями разворачивается к солнцу, поглощая его свет и тепло. Растению нужны воздух, нужны влага и тепло в таких благоприятных условиях оно хорошо себя чувствует: растет, цветет, дает плоды и радует глаз человека.
То же можно сказать и о животных: они, как и растения, обладают жизненными потребностями, многие из которых можно удовлетворить лишь с помощью неживой природы. Таким образом, у животных как части живой природы свои особые взаимоотношения с неживой природой.
У человека связь с неживой природой еще сильнее, чем у растений и животных. Люди нуждаются в свежем воздухе, для жизни и хозяйства им необходима вода, но не любая, а только чистая - природная или специально очищенная. Человечество и достигло потому таких высот в развитии цивилизации, что научилось использовать природные ресурсы: добывать уголь, нефть, руду, использовать глину и песок в строительстве, изготовлении предметов быта...
Таким образом, все явления неживой природы, которые окружают дошкольника, являются предметом единой системы экологического воспитания.
Детская душа раскрывается в общении с природой, пробуждается интерес к окружающему миру, формируется умение делать открытия и удивляться им. Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет его познать. Исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное.
Думаю, причиной является недостаточно материалов по данной теме, а так же не достаточно уделяется внимания дома со стороны родителей.
И мы – взрослые, воспитатели, педагоги, должны дать необходимые знания, научить беречь, любить природу с малых лет.
Проект составлен с учетом реализации межпредметных связей по разделам.
1. «Художественная литература, где используются произведения познавательной направленности.
2.«Музыкальное», где разучиваются музыкальные произведения в соответствии с тематикой.
3. Образовательная деятельность:
- ознакомление с окружающим, развитие речи,
- рисование, аппликация,
-физическая культура.
4.Совместная деятельность:
-дидактические игры, беседы, игровые ситуации, драматизация, физкультминутки.
5.Самостоятельная деятельность:
-трудовая, художественная, игровая деятельность.
Ожидаемые результаты.
- В результате проведённой работы воспитанники повысит качество знаний о природе: пополнится и расширится запас знаний о растениях, животных, о сезонных изменениях и явлениях в природе. Желание больше узнать об особенностях природы своего края.
- Воспитанники научатся экспериментировать, анализировать и делать выводы, что позволит приобрести новую информацию, узнать что-то новое через экспериментирование. У детей разовьется интерес к явлениям и объектам природы.
- У воспитанников повысится интерес, активность, наблюдательность и любознательность в процессе ознакомления с природой, что позволит отражать свои наблюдения, знания в творческой деятельности.
- Вовлекая воспитанников в разнообразные виды деятельности в природе и по её охране, у них повысится желания общаться с природой, сформируются первоначальные навыки экологически грамотного и безопасного поведения в природе и в быту, станут более бережно относиться к миру природы и ко всему живому на Земле. (животным, птицам, насекомым, растениям).
- Воспитанники будут не только проявлять интерес к объектам окружающей среды, но и будут пытаться оценить их состояние с позиции хорошо-плохо.
- Обогатится словарный запас.
Этапы проекта
1 этап – подготовительный
- обсуждение целей и задач воспитателем, детьми, родителями;
- создание необходимых условий для реализации проекта;
- перспективное планирование проекта.
2 этап – основной (практический)
- внедрение в воспитательно-образовательный процесс методов и приёмов на расширение знаний детей о природе;
- продуктивная деятельность детей.
- этап – заключительный
- презентация проекта
- оформление выставки детских работ
- экологическая сказка
Реализация проекта
Работа с детьми:
Понедельник
- Беседа на тему: «Лес - многоэтажный дом»
- Сочинение небольших рассказов «Придумай сказку про капельку»,
- Опыты «Живая вода»
- Отгадывание загадок о зимующих птицах.
- Чтение Ушинский «Спор деревьев»
Вторник
- Беседа на тему: «Как человек охраняет природу»
- Сюжетно-ролевая игра «Цветочный магазин»
- Сочинение экологической сказки: «Нет места мусору!»
- Чтение Д. Мамин – Сибиряк «Серая шейка»,
- Труд в уголке природы Посев семян цветов и овощей.
-Просмотр м/ф «Серая шейка»
Среда
- НОД Аппликация «Цветущая яблоня»
-НОД Ознакомление с миром природы «Природа – наш общий дом»
- Проблемная ситуация «Пчела защищается вынуждено»
- Разучивание поговорок о птицах.
- Опыты «Как устроены перья у птиц»
- Трудовая деятельность в уголке живой природы
Четверг
-НОД Исследовательская деятельность «Юные экологи»
- Беседа на тему: «Роль воды в появлении жизни на Земле»
- НОД Рисование иллюстраций к экологической сказке собственного сочинения «Нет места мусору!»
- Дидактическая игра «Чей хвост?»
- Чтение художественной литературы Гаршин «Лягушка-путешественница»,
- Составление рассказа по серии картинок «Волшебное семечко»
- Работа в раскрасках «Птицы»
Пятница
- подвижные игры «К названному дереву беги!»
- «Экологическая сказка»
- Проблемная ситуация «Что было бы, если бы исчезла вода?»
- Опыт «Как влияет солнце на растение?»
- Рассматривание картины А. Саврасова «Грачи прилетели,
Работа с родителями:
-анкетирование
- Конкурс поделок «Необыкновенные цветы»
- Акция «Подарим бумаге вторую жизнь», «Добрые крышечки»
- Консультация для родителей на тему: «Воспитание любви к природе»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект непосредственно образовательной деятельности по теме «Человек – частица природы. Природа – наш дом!»
Образовательная область "Познание". Старший дошкольный возраст. Цель: Показать детям связь человека с природой, её компонентами. Помочь понять, что человек является представителем живой природы, он ...
У природы нет плохой погоды «Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса – Люблю я пышные природы увяданья, В багрец и в золото одетые леса…» А. С. Пушкин
Рекомендация для родителей...
Роль природы в формировании личности дошкольника. Воспитательно-образовательные задачи ознакомления детей с природой
Экологическое воспитание - это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного - ознакомления детей с природой. Ведьприрода - важнейшее средство воспитания и развити...
Значение экскурсий в природу для формирования у детей представлений и понятий о природе, структура экскурсии в природу.
Во время проведения экскурсии одновременно решаются разные задачи: оздоровительные, познавательные, нравственные и эстетические. Экскурсии проводятся вне дошкольного учреждения. Дети в естественной об...
Знакомим ребенка с природой. Природа – источник познания. Сбережем родную природу!
Знакомим ребенка с природой.Природа – источник познания. Сбережем родную природу! Мир окружающий ребенка, - это прежде всего...
Проведение Всероссийского урока « Эколята – молодые защитники природы» По теме «Живая и неживая природа» Проведение данных занятий способствует формированию экологической культуры дошкольников, расширяет их представления о живой и неживой природе, форм
Проведение данных занятий способствует формированию экологической культуры дошкольников, расширяет их представления о живой и неживой природе, формирует представление о необходимости бережного отношен...
Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Разнообразие природы» (красота природы, живая и неживая природа)
Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Разнообразие природы» (красота природы, живая и неживая природа)...
- Мне нравится (1)