открытое занятие в старшей группе
план-конспект занятия (старшая группа)

Батуева Сарюна Раднаевна

Чудо-магнит

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение детский сад  «Чебурашка»
МБДОУ Мылинский  детский сад «Чебурашка»

671934, Республика Бурятия, Закаменский район, у.Мыла, ул.Профсоюзная,21.

Тел.: 89516272205, e-mail: mila8249@mail.ru

УТВЕРЖДАЮ:

Заведующий МБДОУ

Мылинский детский сад «Чебурашка»

_________Д.А.Дулмаева

«24» марта  2021г

Конспект открытого занятия

в старшей группе

«Чудо-магнит»

Выполнила: Батуева С.Р.

Улус Мыла

2021г.

Цель: Знакомство детей со свойством магнита эмоционально-практическим путем, стремление к самостоятельному познанию и размышлению, апробированию разных способов действия, поиск ответов на возникающие у него вопросы в решении проблемных ситуаций.

Задачи:

  • Формировать у ребенка представления о свойствах магнита
  • Развивать способность анализировать, делать выводы и умозаключение
  • Развивать стремление к познанию через творческо-экспериментальную деятельность
  • Воспитывать инициативность, самостоятельность

Материалы и оборудование:

  • Варежка, с вшитым внутрь магнитом
  • Сюрпризная коробка в ней (конверт)
  • Детский автомобиль
  • Железные мелкие детали ( шурупы, гайки, ключи, и т.д)
  • Магниты разной величины
  • Скрепки
  • Пластмассовые, резиновые, деревянные, стеклянные предметы
  • Компас
  • Тумба со стеклянной поверхностью
  • Песок
  • Телефон
  • Черепаха игрушка
  • Удочки
  • Бассейн с водой
  • Мусорный мешок и ящик

Методы  и приемы активации познавательной деятельности:

  • Сюрпризный момент;
  • Проблемное общение;
  • Экспериментирование;
  • Метод алгоритма;
  • Интегрирующее начало
  • Информационное-рецептивный (совместная деятельность педагога и ребенка);
  • Использование ИКТ(мобильный телефон, музыкальный центр)
  • Познавательные дидактические игры;
  • Эффект удивления;

Ход занятии: 

Воспитатель: Сегодня когда я шла на работу, нашла коробку. Случайно это не ваша? Может ваши родители потеряли?

Дети: Нет.

Воспитатель: А может откроем и посмотрим? (мм-да) Здесь варежки…  Внизу еще что-то есть! Это письмо.

«Если вы нашли эту коробку, то вам очень повезло! В нем волшебные варежки…».

 Они волшебные! А что ими можно сделать? Давайте наденем их и мы станем невидимыми? Может эти варежки летать умеют? Умеют разговаривать? И в чем волшебство. Варежки да варежки

(Заходит Незнайка под музыку)

Незнайка: Ох устал же я, пока эту машину толкал! А все Винтик и Шпунтик виноваты. Сказали сделали машину, а она ехать не хочет!

Воспитатель: а кто это? Вы его знаете? (Ответы детей) Это же наша Незнайка, представитель племени маленьких человечков-коротышек, герой  Николая Носова

Незнайка: Здравствуйте! Да, Меня зовут Незнайка. Я прилетел с  Луны, чтобы повидать белых медведей. И вот ехал, я ехал - как вдруг брямс, трянс, бух бах и машина встала. Я ей и газированный сок подлил, она все равно не хочет ехать. А где они у вас живут белые медведи? И как же мне туда попасть, раз у меня машина сломана?

Воспитатель:  давайте, дети,  поможем Незнайке и починим машину? Ну ка давай посмотрим что у тебя там такое. (Воспитатель обходит машину)  (на дорожке лежат мелкие детали машины). Мне кажется, что если все соберем и прикрутим машине, то она поедет. Как же их много? Собирать будем очень долго! Ну, давайте собирать! (детальки липнут к варежке). Вот в чем волшебство этих варежек! Они притягивают к себе предметы! Собирают и чинят машину)

Незнайка: Спасибо вам огромное! Чтобы без вас я делал! А что вы делаете?

Воспитатель: Мы сегодня нашли коробку, а в ней эти варежки, а в письме было написано, что они волшебные. Вот и гадали, почему они волшебные. Благодаря тебе, мы узнали, что они притягивают к себе предметы.

Незнайка: С вами хорошо ! Но мне очень хочется по быстрее увидеть белых медведей. А я даже не знаю куда идти, и где эти белые медведи  могут быть.

Воспитатель: А у меня идея, раз мы помогли починить машину, поможем нашему гостю попасть к белым медведям? А где они живут, знаете дети? (на Севере).  На Севере? А в какой стороне Север?

Незнайка: А я слышал, что у Землян есть такое приспособление, которым можно определить где Север или юг.

Воспитатель: Ребята, что же это могло быть?  (Дети: Компас) (Воспитатель рассказывает про историю компаса). Прибор для определения стран света. Компас – это уникальный инструмент для ориентирования на местности. Благодаря компасу человек способен определить, где находятся каждая из сторон света: север, юг, запад и восток. Появился он очень давно, давно. Это изобретение устроено очень просто: как правило, компас (какой формы?) круглой формы с магнитной стрелкой внутри, которая свободно вращается вертикально и по кругу. Запомните: (с намагниченной стрелкой, всегда указывающей на север)  А, как только ты определишь, где находится север, сможешь определить, в какой стороне находятся юг, запад и восток. Незнайка, мы тебе в дорогу даем этот компас, чтобы ты не заблудился.

Незнайка: Спасибо вам большое! Как с вами интересно! Эти волшебные варежки притягивающие предметы, и этот помпас с гамбиченной стрелкой.

Воспитатель: Дети, кажется наша Незнайка слова не правильно произносит. Дети: (исправляю) компас с магниченной стрелкой

Воспитатель: Ну, тогда давайте попробуем узнать, что за волшебное чудо,

Ты с нами Незнайка?

Незнайка: Конечно, с удовольствием! 

(Проводим опыты; со скрепкой, какие предметы притягивает магнит, стекло с песком) 

Воспитатель: - Вот перед нами обычный магнит.

                          Много секретов в себе он хранит

(Свойства, что можем узнать - рассматривание магнита).

Воспитатель: Какого он цвета? Какой формы? Какой он на ощупь? Гладкий или шероховатый? Холодный или тёплый? Твердый или мягкий? Тяжелый или лёгкий? С запахом или без? Можно ли отломить от него кусок?

Ответы детей:  Так какой же вывод мы сделаем - магниты гладкие, холодные, без запаха, твёрдые, не ломаются. Магниты бывают разного размера (большие и маленькие, большие - тяжёлые, а маленькие легче), они бывают разной формы.

Воспитатель: Ребята, а давайте поэкспериментируем с магнитом. Но сначала вспомним, какие правила необходимо соблюдать при проведении экспериментов?

1. Надеть специальную одежду. (одевают фартуки)

2. Внимательно слушать взрослого.

3. Быть осторожными (ничего не брать в рот.) 

1 опыт.

Воспитатель: Все предметы которые притянул магнит положите в пустую миску. (кладут) Какие предметы мы положили в миску?
В коробке остались предметы, которые магнит не притянул, давайте их рассмотрим. (Рассматривают)
 Из какого материала остались предметы? (из пластмассы, из дерева, из стекла, резины, кожи, бумаги). Что об этом можно сказать? 
Дети: магнит не притягивает пластмассу, дерево, стекло, кожу, бумагу. 

Воспитатель: Так какой же вывод мы сделаем? 

Дети: Магнит притягивает только металлические (магнетические) предметы

2 опыт. 

Воспитатель: - Посмотрите, для следующего эксперимента мне понадобятся магнит и скрепки. Я беру магнит, подношу к нему скрепку. Она притянулась. Подношу вторую, и она то - же притянулась. Теперь – третью. Образовалась цепочка из скрепок. Сейчас я осторожно сниму цепочку из скрепок с магнита. Смотрите внимательно – цепочка не разорвалась
- Почему скрепки не рассыпались?
- Почему так произошло?
ДЕТИ: - Они намагнитились (они превратились в магниты).
- Правильно, под действием магнита скрепки намагнитились и сами на короткое время стали ВРЕМЕННЫМИ магнитами.
Воспитатель:  - Предлагаю этот эксперимент - Волшебная цепочка выполнить самостоятельно. (Дети выполняют опыт)
Воспитатель:  - Молодцы, вы у меня настоящие волшебники – умело справились с опытом.

3 опыт. Стекло, картон

Вывод: Магнит притягивает железные предметы. Магнитные силы проходят через разные материалы: стекло, картон. Магнит оказывает влияние даже на расстоянии.

(У Незнайки зазвонил телефон)

Черепаха Тортилла: Здравствуй Незнайка! Я  Черепаха  твой друг! Мой любимый пруд, в котором я живу, уже триста лет, очень сильно загрязнен. На дне пруда очень много железного мусора. Помоги мне очистить пруд, пожалуйста!

Незнайка: Мой хороший друг с Земли позвонил мне. Это Черепаха Тортилла. Я не могу уехать, пока не помогу ей.

Физкультминутка: До пруда идти нелегко

До пруда идти далеко, (Шагаем на месте.)

До пруда идти нелегко. (Наклоны туловища влево-вправо.)

«Вот камни лежат у дороги, (прыг - скок.)

Присядем, встанем и вытянем ноги». (Присели.)

И на камень лягушки кладут узелок. (Повороты туловища влево-вправо.)

«Хорошо бы на камне прилечь на часок!» (Руки вверх, прогнулись.)

Вдруг на ноги камень вскочил (Прыжок на месте.)

И за ноги их ухватил. (хватаемся за голову.)

И они закричали от страха: (трести руками.)

Это-ЧЕ! (Хлопаем в ладоши.)

Это-РЕ!

Это - ПАХА!

 Так Это наша черепаха Тортилла !»

Воспитатель: Здравствуй Тортилла!

Незнайка: Вот мы с ребятами пришли тебе помочь

Воспитатель: Каким же образом мы будем чистить пруд? ( Ответы детей)

Нам надо достать мусор не замочив руки, и как же мы достанем?

Черепаха: давным -давно , такие  дети как и вы приходили  мне помочь убирать целлофановые, пленочный мусор, но они убрали из пруда удочкой с крючком, так как железо лежащие на дне удочкой не выловить!

Воспитатель: нет, почему не получится! Может удочки сохранились?

Черепаха: Да, вон, там среди кустиков найдете!

Незнайка: я понял! Они хотят выловить железо, этим своим волшебным магнитом! (чистят пруд) 

Воспитатель: Давайте проверим это. Бросьте удочку в пруд, а потом с помощью магнита попробуйте достать железный мусор из воды. Ребята, как вам удалось достать?

Дети: магнит её притянул.

Воспитатель: Правильно, молодцы.

 Скажите, а сохраняются ли свойства магнита в воде? 
Дети: Сохраняются. И в воде магнит  притягивает. 

Вывод: Вода не мешает действию магнита. Магниты действуют на железо и сталь, даже если они разделены с ним водой.

Незнайка: ну а теперь ребята мне точно пора на север и обязательно расскажу своим друзьям про ваши волшебные варежки 

Воспитатель: дети, а давайте мы подарим на память Незнайке и его друзьям наши волшебные варежки. Пусть Незнайка покажет наши опыты своим друзьям!

 (По завершению провожают Незнайку, затем делают повторение пройденного материала) 

Воспитатель: Дети, с чем мы сегодня познакомились? Какие предметы притягивает магнит, а какие не притягивает? (Ответы детей) Не только через стекло, но и через дерево, воду, картон, магнит притягивает металлические предметы.

Ну, что понравилось быть помощниками Незнайки, Черепахи Тортиллы? Предлагаю вам дома показать мамам и папам опыты с магнитами, найти с ними новые опыты, интересную информацию о магните в различных книгах, видеофильмах и поделиться с нами. Умнички, вы хорошо усвоили новый материал! А чтобы у вас была возможность еще поиграть и поэкспериментировать с магнитами, я оставлю магнитики здесь, с которым мы сегодня работали. Вы молодцы, давайте себе похлопаем!!! Я вас благодарю за сотрудничество.  Можете потом обязательно  смотреть Мультик «Фиксики», серию про магниты

Самоанализ непосредственно образовательной деятельности

Тема: «Чудо- магнит» провела Батуева С.Р. в старшей группе. Количество присутствующих на занятии 8детей.

Вашему вниманию было представлено НОД «Чудо- магниты». Перед собой я ставила цель; развитие познавательной активности детей в процессе знакомства со свойствами магнита.

Исходя из цели; были поставлены следующие задачи:

1.  Образовательные:

  • Формирование у детей элементарные представления о свойствах магнита
  • Учить обследовать предмет и экспериментировать с предметом, выделяя выраженные качество и свойства.
  • Активизировать словарь детей пополнить словарь новым понятием «магнитное поле»

2. Развивающие:

  • Развивать любознательность, интерес к познавательной деятельности
  • Упражнять в умении анализировать, выдвигать гипотезы, делать выводы

3. Воспитательные:

  • Воспитать самостоятельность, коммуникативные навыки общения и навыки безопасности при проведении опытов  

Ведущий вид деятельности: познавательно-исследовательский

Предварительная работа была проведена: беседы по прочитанному из детской энциклопедии «Почемучка», «что такое подземные богатства?», «из чего делают железа?», обработка правил безопасности поведения во время проведения опытов.

Способ организации: стоя за столами

Формы организации: групповая

Занятие провела на бурятском языке, частично на русском языке, так как обучение на родном языке, ступень для подготовки к обучению.

На вводном этапе я ставила перед собой следующие задачи; настроить воспитанников на дружное общение. Я планировала заинтересовать детей с помощью проблемной ситуации, это было сделано с помощью «коробки».

На втором практическом этапе, я применяла такие методы как; словесный, наглядный, практический, а так же метод контроля. Были исследованы  методические приемы; показ, наблюдение, пояснение, опыты и эксперименты.

На третьем этапе, во время проведения итога, был использован словесный метод.

Все этапы были взаимосвязаны и подчинены единой цели, а методы и приемы  соответствовали возрастным особенностям детей.

Для предотвращения переутомления, поддержания интереса, было проведена физминутка. Деятельность НОД соответствовала гигиеническим нормам для детей данного возраста 25-30 минут, в процессе работы дети вели себя активно, каждый ребенок был включен в работу. На мой взгляд, все поставленные задачи в ходе совместной деятельности с детьми были реализованы.

Рекомендации: планирую продолжать знакомить детей со свойствами магнита, и применение свойств магнита человеком.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия(открытое занятие в старшей группе)

Закрепить умение рисовать методом «тычка» и «выдувания»;Закрепить с детьми способ получения розового цвета;Закрепить знания детей о деревьях;Помочь детям познать окружающую действительность, раз...

К О Н С П Е К Т занятия по развитию речи на тему: «Пословица, не зря молвится» (открытое занятие в старшей группе в рамках «Круглого стола» с учителями, логопедами по теме «Формирование связной речи в детском саду и школе – взаимосвязь и преемственнос

Программное содержание:Учить  детей рассказывать о смысле знакомой   пословицы, придумывать рассказ из личного опыта (по плану воспитателя) подходящих к данным пословицам; развива...

Конспект открытого занятия в старшей группе: «Интегрированное занятие по математике и развитию речи».

Тема: «В поисках сюрприза»Программное содержание:Формировать у детей элементарные математические представления, совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10. Умение ...

Конспект открытого занятия в старшей группе по финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста « Деньги. Монета. Банкнота. Пластиковая карта».

Цель: раскрыть сущность понятия «деньги», «монета», «банкнота», «пластиковая карта»; наличные и безналичные деньги; закрепить знания детей о внешнем вид...

Конспект открытого занятия в старшей группе по познавательному развитию «Необычное путешествие к самому себе» в старшей группе

laquo;Необычное путешествие к самому себе»  Цель: развитие любознательности и познавательной мотивации.Задачи:Образовательные задачи: формировать представления о здоровье, з...

Конспект открытого занятия в старшей группе педагога-психолога «Путешествие в мир эмоций» Старшая группа

Конспект открытого занятия в старшей группе педагога-психолога  «Путешествие в мир эмоций»Цель:- Развивать эмоциональный интеллектЗадачи:-Учить определять эмоции по основным...