Консультация для родителей на тему: "Влияние сказки на формирование нравственных качеств личности у детей дошкольного возраста"
консультация (младшая группа)
Консультация для родителей на тему: "Влияние сказки на формирование нравственных качеств личности у детей дошкольного возраста"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya.docx | 25.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация
воспитателя структурного подразделения «Детский сад «Центр коррекции и развития детей»
ГБОУ ООШ №18 г. Новокуйбышевска на тему:
«Влияние сказки на формирование нравственных качеств личности у детей дошкольного возраста»
Выполнила: Бударина Эльвира Абдулатиповна
Одной из важных задач современного общества является воспитание нравственности у подрастающего поколения детей. Каждый ребенок должен уметь отличать хорошее от плохого, быть мудрой, самостоятельной и творческой личностью. Несмотря на то, что нравственное воспитание осуществляется на протяжении всей жизни человека, основы его закладываются с раннего детства, когда ребенок познает окружающий мир, определяет в нем свое место.
Распространенным и важнейшим средством нравственного воспитания детей считается сказка. Именно фантастические рассказы захватывают ум, воображение, волю и чувства ребенка. Сказка является источником детского мышления, способствует развитию эстетических чувств.
Благодаря выразительным сказочным персонажам, которым присущи ярко выраженные черты характера, например, доброта, хитрость или трусость, дети могут самостоятельно понять суть сказки, дать оценку поведения героев, определить свое отношение к ним.
В два года ребенок уже может назвать любимые сказки, текст которых он быстро запоминает. Слушая сказки, дети:
- Видят возможные формы поведения. Например, ребенок учится узнавать моменты, когда нужно быть хитрым, смелым;
- Знакомятся с обычаями, предметами быта;
- Познают язык сказки: «жили-были», «долго ли коротко ли»;
- Извлекают урок. Например, сказка «Репка» учит трудолюбию и дружеской поддержке, «Красная шапочка» показывает, что нужно быть осмотрительными и слушать старших;
- Учатся преодолевать барьеры в общении, понимать друг друга;
- Развивают фантазию и дают простор творчеству;
- Испытывают эмоции, переживая чувства героев;
- Сказка готовит к взрослению. Например, книга «Гадкий утенок», где никому не нужный жалкий утенок превращается со временем в прекрасного лебедя.
Сказке присущи все важные нравственные ценности: добро побеждает зло; осуждаются жадность, лень; ценится ум, доброта, честность; сказка учит с уважением относиться к хорошим, трудолюбивым героям, а также показывает, что злодеи всегда получают по заслугам.
Настоящая сказка всегда должна хорошо заканчиваться, в какие бы неприятности не попадали ее главные персонажи. Позитивный финал с точки зрения психологии позволяет ребенку чувствовать себя защищенным. К тому же герои, проходя различные испытания, становятся сильнее и умнее.
Путешествуя по сказке, дети приобретают социальные навыки, познают элементы мудрости, получают знания о мире. Все это помогает ребенку естественным путем формировать способность осознанно действовать, видеть причинно-следственные связи между событиями: размышлять о своём предназначении, исследовать собственные способности и возможности.
Важен не только выбор сказки, но и то, как ее преподносят детям. Бабушки и дедушки часто сами говорят языком сказки, поэтому слушать истории в их исполнении для ребенка очень интересно и познавательно. Существуют следующие методы ознакомления со сказкой:
- Чтение взрослого;
- Рассказывание;
- Дидактические игры;
- Литературные викторины;
- Инсценировка
Эмоциональное влияние сказок усиливается, если грамотно организуется комплексный подход к восприятию, например, во время чтения просматриваются иллюстрации, используется музыкальное сопровождение или выбирается подходящее место. Воздействуя на зрение, слух и другие органы чувств, сказка способствует высокоэмоциональному состоянию ребенка, тем самым реализуя цели воспитания и самовоспитания.
Совместное слушание сказочных историй объединяет детский коллектив, позволяет делиться эмоциями, сопереживать, быть внимательными друг к другу. Кроме того, сказка обладает силой внушения, задает определенный сценарий на будущее. Например, мама, читая дочери сказку о любви, говорит, что девочка вырастет и встретит принца, тем самым создавая в душе ребенка образ идеального героя и давая установку на его поиск. Поэтому сказка должна читаться перед сном, когда ребенок находится в расслабленном состоянии, и быть позитивной.
Подводя итоги, чтобы из ребенка вырос хороший человек, с ним необходимо работать с малых лет. Сказки способствуют зарождению духовности, милосердия, гуманности, обращают человеческие сердца к добру, чести и справедливости. Поскольку личность ребенка зарождается в детстве, чем раньше литература, а именно сказка, коснется струн детской души, а не только ума, тем больше гарантий, что чувства добрые возьмут над ней верх над злыми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов на тему: «Влияние трудовой деятельности на формирование нравственных качеств личности ребёнка»
Материал предназначен для педагогов детских садов....
Важные аспекты формирования нравственных качеств личности у детей дошкольного возраста.
В статье затронута тема формирования у детей морально-нравственных качеств личности. А так же в легкой и понятной форме рассказывается о развитии личностных качеств дошкольников на разных возрастных э...
Методическая разработка « Актуальность использования сказкотерапии для формирования нравственных качеств личности у детей дошкольного возраста в условиях ФГОС ДО»
Аннотация к методической разработке: « Актуальность использования сказкотерапии для формирования нравственных качеств личности у детей дошкольного возраста в условиях ФГОС ДО». Данна...
Консультация для родителей на тему: "Влияние нетрадиционной техники аппликации на развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста"
Познакомить родителей с нетрадиционными техниками аппликации и их влиянием на развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста...
Использование арттерапии в процессе формирования креативных качеств личности у детей дошкольного возраста
Независимо от того, что ребенок и взрослый выбирают для своих занятий, основная цель использования изотерапии всегда одна и та же: помочь ребенку начать осознавать себя и свое существование в мире....
Использование арттерапии в процессе формирования креативных качеств личности у детей дошкольного возраста
Для благоприятных условий формирования креативных качеств личности эффективно используется сказкотерапия. Сказкотерапию проводить лучше в отдельном небольшом помещении, хорошо освещенном. В...
Использование арттерапии в процессе формирования креативных качеств личности у детей дошкольного возраста
Для благоприятных условий формирования креативных качеств личности эффективно используется сказкотерапия....