ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТА САМООБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГА «ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИГРУ»
методическая разработка
Игра для ребёнка – это жизнь. Отсутствие активной игровой деятельности может привести к серьёзным нарушениям личностного развития ребёнка. Психологи определяют игру, как особый вид детской деятельности, в котором закладываются основы труда и обучения, приводящие к качественным изменениям психики.
Играя, ребёнок сталкивается с изменениями окружающего мира, как следствием своей игры. Это вызывает у него потребность оказывать активное воздействие на окружающие его предметы, развивает у него интеллектуальные, моральные, волевые качества. Игра помогает формированию личности в целом.
Большие возможности в этом плане дает дидактическая игра, так как в ней познавательные задачи соединяются с игровыми. Плюс дидактической игры, как формы воспитания и обучения дошкольников в том, что она не носит поучительно-назидательный характер, так как воспитательно-образовательное значение реализуется через игровую задачу, игровые действия и правила. Таким образом, ребенок, играя, учится, а педагог получает возможность осуществлять задачи обучения и воспитания через доступный и привлекательный для детей вид деятельности.
У дошкольника бурно развито воображение, игра ему необходима, чтобы придумывать, представлять. Так, любой реальный предмет у ребёнка может превращаться в игровой, т.е. такой, который служит в игровых замыслах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie._okruzhayushchiy_mir.doc | 151.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТА САМООБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГА
Ф.И.О. ___________________________________________________________________________
«ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИГРУ»
Актуальность выбранной темы
Игра для ребёнка – это жизнь. Отсутствие активной игровой деятельности может привести к серьёзным нарушениям личностного развития ребёнка. Психологи определяют игру, как особый вид детской деятельности, в котором закладываются основы труда и обучения, приводящие к качественным изменениям психики.
Играя, ребёнок сталкивается с изменениями окружающего мира, как следствием своей игры. Это вызывает у него потребность оказывать активное воздействие на окружающие его предметы, развивает у него интеллектуальные, моральные, волевые качества. Игра помогает формированию личности в целом.
Большие возможности в этом плане дает дидактическая игра, так как в ней познавательные задачи соединяются с игровыми. Плюс дидактической игры, как формы воспитания и обучения дошкольников в том, что она не носит поучительно-назидательный характер, так как воспитательно-образовательное значение реализуется через игровую задачу, игровые действия и правила. Таким образом, ребенок, играя, учится, а педагог получает возможность осуществлять задачи обучения и воспитания через доступный и привлекательный для детей вид деятельности.
У дошкольника бурно развито воображение, игра ему необходима, чтобы придумывать, представлять. Так, любой реальный предмет у ребёнка может превращаться в игровой, т.е. такой, который служит в игровых замыслах.
Цель: формирование положительного отношения к природе, воспитание защитников природы, формирование экологических знаний, обучение детей быть милосердными, любить и беречь природу (землю, воду, воздух, флору, фауну), по-хозяйски, а значит, бережно распоряжаться её богатствами.
Задачи для педагога:
- Повысить собственный уровень знаний путем изучения необходимой литературы;
- Проанализировать и собрать информацию из различных источников по избранной теме;
- Разработать перспективное планирование с детьми;
- Пополнить предметно-развивающую среду;
- Подготовить диагностику на начало и конец программы;
- Оформить папки – передвижки для родителей по данной теме;
- Создать картотеку игр по экологическому воспитанию;
- Повысить педагогическую грамотность родителей по данной теме.
Цель этапа | Задачи этапа | Педагогический (тема, название) | Субъективные | Формы представления (место и дата) | |
I этап - Аналитический Период 2019-2020 | |||||
Изучение проблемы | Создать каталог научно-методической литературы, инновационного опыта, проанализировать интернет-ресурсы; провести диагностические исследования, составить метод. копилку, картотеки | Каталог научно-методической литературы, инновационного опыта, интернет-ресурсов; мониторинг диагностических исследований; картотека, оформление библиографического списка литературы по теме самообразования посещение открытых мероприятий (или занятий опытных педагогов). | аналитическая справка |
- информации на профессиональных сайтах (альтернативный сайт) | |
II этап - Конструирующий Период 2020-2021 | |||||
Создать методическое сопровождение | 1.Разработать программу (цикл занятий…) | Рабочие программы, перспективные планы работы с детьми, проекты, создание и оснащение творческих центров в группе, пакеты диагностических методик, метод. рекомендации, технологические карты, циклы конспектов ОД, программы работы с родителями; видеозаписи, пособия, методическая копилка (примерные перспективные планы или перечень занятий по данной теме, картотека игр, стихов…) | аналитическая справка, отзыв коллег, родителей | - пед. час, | |
III этап - Формирующий Период 2021-2023г. | |||||
Практическая отработка методических материалов | Реализация разработок на практике | Подготовка и проведение открытых мероприятий (занятий, выступлений и т.д.), оформление результатов диагностики, оформление конспектов ОД, участие в конкурсах различного уровня. | самоотчет, аналитическая справка, результат участия в конкурсах. | - пед. час, - конкурс, выставка; | |
IV этап - Обобщающий Период 2023-2024г. | |||||
Обобщение опыта работы | Сформировать базу данных по полученным результатам в ходе реализации программы | Оформление опыта работы (портфолио) - его обобщение и распространение: проведение итоговых диагностических исследований, редакция перспективных планов работы с детьми, проектов, метод. рекомендаций, технологических карт, цикла конспектов ОД, программы работы с родителями; издание собственных разработок, размещение публикаций; мониторинг развития детей, оформление методических рекомендаций; участие в конкурсах различного уровня. | самоотчет, результат участия в конкурсах. | - пед. час, педсовет, - информации на профессиональных сайтах |
Планируемый результат:
- Повысится собственная педагогическая компетентность по ознакомлению детей с окружающим миром.
- Сформируются представления о целостности окружающего вида.
- Разработана эффективная работа по познавательному развитию во всех видах деятельности.
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ
1 этап. Подготовительный (выявление)
№ | Содержание работы | Сроки реализации | |
1 | Определение темы по обобщению опыта работы, обоснование ее актуальности, необходимости рассмотрения | Тема самообразования: «Ознакомление с окружающим детей дошкольного возраста через игру» | 2019-2020 год. |
2 | Постановка целей, задач работы | Цель самообразования: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме; систематизировать работу по реализации ФГОС Задачи самообразования: - продолжать развивать экологическое воспитание детей дошкольного возраста - изучить возможности использования дидактических игр для ознакомления с окружающим детей дошкольного возраста - сформировать навыки самостоятельной деятельности - повысить самооценку детей, их уверенность в себе - развить творческие способности , любознательность, наблюдательность - сплотить детский коллектив - обогатить развивающую среду группы по сенсорному развитию (создание и приобретение новых игр при участии родителей) - образование родителей по данной теме (подготовка консультаций, проведение бесед, родительских собраний) | 1-й год |
3 | Выдвижение гипотезы | Если будет подобран комплекс дидактических игр и созданы условия для эффективного их использования, то формирование и развитие у детей представлений об окружающем будет успешным. |
2 этап. Аналитический (изучение)
№ | Содержание работы | Сроки реализации | |
1 | Составление плана работы по самообразованию | Изучение педагогической литературы, анализ исследования ученых по ознакомлению с окружающим дошкольников. Подборка дидактических игр. Моя работа по этой теме состоит из нескольких этапов: 1 этап – информационно-аналитический и методическая работа, сбор и анализ информации по данной проблеме 2 этап – проектировочный. 3этап–Приобретение и создание дидактических игр на развитие сенсорных навыков. 4 этап – создание в группе центра по сенсорному развитию и оформление картотеки. | 1-й год работы над темой |
2 | Проведение обследования детей по интересующей проблеме (диагностика) | Диагностика на начало работы | Сентябрь-октябрь
|
3 этап. Организационный (обобщение)
№ | Содержание работы | Сроки реализации | |
1 | Теоретическая часть:
| 2-й, 3-й года работы над темой | |
2 | Практическая часть:
| Работа с родителями: -Семейные проекты, которые позволяют педагогу тесно общаться с родителями. -Встреча со специалистами-где родители могут получить максимально полную консультацию по теме вопроса. -Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала. -Проведение индивидуальных консультаций и бесед с родителями. -Библиотека для родителей-в нее войдут периодические издания на заданную тему, а также новинки популярной литературы. -Справочный материал-вывешивается на стенд для родителей -Анкетирование родителей -Проведение родительского собрания |
4 этап. Завершающий (внедрение)
№ | Содержание работы | Сроки реализации | |
1 | Оформление результатов обследования детей по проблеме | 3-й год (4-й, 5-й годы) | |
2 | Оформление опыта работы:
| Продолжить работу по теме:
|
5 этап. Презентационный (распространение)
№ | Содержание работы | Сроки реализации | |
1 | Выступление на педагогическом совете «Из опыта работы» | Выступление перед коллегами по теме самообразования «Ознакомление с окружающим детей дошкольного возраста через игру» | В ходе дальнейшей педагогической деятельности |
2 | Предоставление опыта работы в методический кабинет на выставку «Передовой педагогический опыт» | Предоставление в методический кабинет на выставку дидактическую игру на развитие представлений детей об окружающем мире. | |
3 | Участие в педагогических конкурсах | Участие в конкурсе по теме самообразования «Ознакомление с окружающим детей дошкольного возраста через игру» |
Реализация данной темы рассчитана на пять лет
(2019– 2024 учебный год)
2019-2020 учебный год
№ | Содержание работы | Сроки |
Проанализировать свои профессиональные затруднения. | Сентябрь | |
Составление плана работы по самообразованию. | Сентябрь | |
Изучить ФГОС дошкольного образования. | Сентябрь | |
Посетить занятия опытных педагогов, занимающихся данной проблемой. | В течение года | |
Изучение работы педагогов региона: (через публикации в периодической печати, сайты). | В течение года | |
Собрать банк данных по теме «Ознакомление с окружающим детей дошкольного возраста через игру»: презентации, статьи. | В течение года | |
Консультация для родителей на тему «Ознакомление с окружающим детей 2-3 лет» | Октябрь | |
Систематизировать накопленные и последующие материалы по теме «Ознакомление с окружающим детей дошкольного возраста через игру» | В течение года | |
Разработать игровые занятия с учетом ФГОС | В течение года | |
Изучить литературу по теме | Январь | |
Создание развивающей среды по ознакомлению детей с окружающим миром (вода, песок, глина, картинки животных, птиц и т.д.) Дидактические игры и упражнения | Январь Февраль - Март | |
Проведение консультации для родителей «Ознакомление детей с окружающим миром посредством дидактических игр». Провести итоговое занятие для родителей по Окружающему миру. | Март Апрель . | |
Ведение персонального сайта | В течение года | |
Отчет о проделанной работе на совете педагогов по теме самообразования | По плану старшего воспитателя |
2020-2021 учебный год
№ | Содержание работы | Сроки |
1. | Корректировка плана работы по теме. | Сентябрь |
2. | Изучить литературу . | Сентябрь |
3. | Выступление на педагогических советах, семинарах, педагогическом часе, проведение мастер-классов по теме. | По плану старшего воспитателя |
4. | Составление картотеки публикаций по теме. | В течение года |
5. | Организация для родителей дней открытых дверей, посещение игровых занятий, консультаций. | В течение года |
6. | Создание дидактических пособий | Декабрь |
7. | Проведение и заполнение карты наблюдения за детьми, и выявление индивидуального уровня социально-коммуникативного развития детей на начало и конец учебного года. | Сентябрь, май |
8. | Пополнение предметно-развивающей среды в группе. | Сентябрь-октябрь |
9. | Создание презентации: «Дидактические игры своими руками для младшего возраста». | Январь-апрель |
10. | Изучение литературы | Февраль |
11. | Участие в конкурсах | В течение года |
12. | Подготовка консультации для родителей по теме самообразования. | В течение года |
13. | Ведение персонального сайта | В течение года |
14. | Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала. | В течение года |
2021-2022 учебный год
№ | Содержание работы | Сроки |
1. | Корректировка плана работы по теме. | Сентябрь |
2. | Изучение опыта работы педагогов региона (через публикации в периодической печати, сайты). | В течение года |
3. | Изучение литературы | Сентябрь-октябрь |
4. | Разработка проектов по теме. | В течение года |
5. | Выступление на педагогическом часе, проведение мастер-классов по теме. | В течение года |
6. | Дидактические игры своими руками. | В течение года |
7. | Изучить статей в журналах по выбранной теме. | Ноябрь |
8. | Подготовка к аттестации. Изучение нормативной базы. 1. Изучение «Положения о порядке педагогической аттестации» | Сентябрь-Январь |
9. | Консультация для воспитателей «Дидактические игры в знакомстве детей с окружающим миром» | Декабрь |
10. | Оформление выставки «Дидактические игры для детей в процессе ознакомления с окружающим» | Январь |
11. | Анкетирование родителей на тему «Совместная игра с членами семьи в домашних условиях» | Февраль |
12. | Подготовить папку-копилку с занимательными играми, упражнениями | В течение года |
13. | Итоговое занятие по ознакомлению с окружающим с использованием дидактических игр. | Апрель |
14. | Ведение персонального сайта | В течение года |
15. | Соотнесение полученных результатов с запланированными. Самоанализ. | Май |
2022-2023 учебный год
№ | Содержание работы | Сроки |
Корректировка плана работы по теме. | Сентябрь | |
Подготовка статей для публикации в педагогических изданиях. | В течение года | |
Изучить литературу «Ступеньки творчества или развивающие игры» Б.П.Никитин. | Сентябрь-октябрь | |
Пополнение предметно-развивающей среды в группе. | В течение года | |
Проведение тематических родительских собраний, консультаций, оформление уголков для родителей. | В течение года | |
Участие в конкурсах: районных, городских всероссийских. | В течение года | |
Изучение методической литературы и новинок методической литературы по данной теме | Январь | |
Посещение открытых занятий коллег и участвовать в обмене опытом на разных уровнях. | В течение года | |
Пополнение предметно-развивающей среды в группе. | В течение года | |
Принимать активное участие в работе педсовета в дошкольном учреждение. | В течение года | |
Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности. | В течение года | |
Повысить знания в области ИКТ и внедрять их в образовательный процесс. | В течение года | |
Подвести сравнительный итог по теме реализации плана за 2 года. | Май |
2023-2024 учебный год
№ | Содержание работы | Сроки |
Корректировка плана работы по теме. | Сентябрь | |
Открытое занятие, организованное для педагогов дошкольного учреждения . | Ноябрь | |
Размещение своих работ на веб-сайте | В течение года | |
Продолжить работу над выбранной методической темой. | В течение года | |
Пройти курсы повышения квалификации. | Декабрь | |
Проведение родительского собрания «Окружающий мир глазами дошкольника» | Сентябрь – январь Апрель | |
Пополнение предметно-развивающей среды в группе. | В течение года | |
Знакомиться с новыми формами, методами и приемами в воспитании обучении детей дошкольного возраста в соответствии с методической темой. | В течение года | |
Участие в Дне открытых дверей (проведение открытых занятий, круглого стола для родителей). | Ноябрь, март | |
Разработка пособия дидактических игр по ознакомлению с окружающим. | В течение года | |
Изучение литературы: Давыдова О.И. «Работа с родителями в детском саду» ТЦ Сфера. 2005 | Март | |
Отчет о проделанной работе на педагогическом совете по теме самообразования: «Ознакомление с окружающим детей дошкольного возраста через игру». | По плану старшего воспитателя. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОЕКТ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ Тема: Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста через игру на музыкальных инструментах и элементарное музицирование.
Вовлечение дошкольника в создание детских музыкальных инструментов дает возможность почувствовать себя творцом и личностью, по-иному воспринимать окружающее, внимательнее относиться к звукам....
Перспективный план по самообразованию по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность» 1 младшая группа, Сафиуллиной Илгизи Гаязовны. Тема «Экологическое воспитания детей дошкольного возраста через игровую деятельно
Экологическое образование дошкольников- это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-пол...
Самообразование «Развитие музыкально - творческих способностей и эмоционально-познавательной сферы детей дошкольного возраста через игры - драматизации».
Представлено перспективный план работы по самообразованию музыкального руководителя...
Индивидуальный план работы по самообразованию. Тема:«Художественно- эстетическое развитие детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования.»
Цель: создание условий для развития творческих способностей детей дошкольного возраста, повышение своего профессионального мастерства через использование нетрадиционных техник рисования. Зад...
План по самообразованию «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру».
План по самообразованию «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возрастачерез сюжетно-ролевую игру».Воспитатель – Тетюцкая Илюза ЛиеровнаОбразование: высшееТема са...
Отчет по теме самообразования «Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста через строительно-конструктивные игры» 2021-2022 уч.г.
Отчет по самообразованию воспитателя с фотогалереей...
- Мне нравится (1)