ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТА САМООБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГА «ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИГРУ»
методическая разработка

Анохина Елена Валерьевна

Игра для ребёнка – это жизнь. Отсутствие активной игровой деятельности может привести к серьёзным нарушениям личностного развития ребёнка. Психологи определяют игру, как особый вид детской деятельности, в котором закладываются основы труда и обучения, приводящие к качественным изменениям психики.

Играя, ребёнок сталкивается с изменениями окружающего мира, как следствием своей игры. Это вызывает у него потребность оказывать активное воздействие на окружающие его предметы, развивает у него интеллектуальные, моральные, волевые качества. Игра помогает формированию личности в целом.

Большие возможности в этом плане дает дидактическая игра, так как в ней познавательные задачи соединяются с игровыми. Плюс дидактической игры, как формы воспитания и обучения дошкольников в том, что она не носит поучительно-назидательный характер, так как воспитательно-образовательное значение реализуется через игровую задачу, игровые действия и правила. Таким образом, ребенок, играя, учится, а педагог получает возможность осуществлять задачи обучения и воспитания через доступный и привлекательный для детей вид деятельности.

 У дошкольника бурно развито воображение, игра ему необходима, чтобы придумывать, представлять. Так, любой реальный  предмет у ребёнка может превращаться в игровой, т.е. такой, который служит в игровых замыслах.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samoobrazovanie._okruzhayushchiy_mir.doc151.5 КБ

Предварительный просмотр:

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТА САМООБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГА

Ф.И.О. ___________________________________________________________________________

«ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИГРУ»

Актуальность выбранной темы

Игра для ребёнка – это жизнь. Отсутствие активной игровой деятельности может привести к серьёзным нарушениям личностного развития ребёнка. Психологи определяют игру, как особый вид детской деятельности, в котором закладываются основы труда и обучения, приводящие к качественным изменениям психики.

Играя, ребёнок сталкивается с изменениями окружающего мира, как следствием своей игры. Это вызывает у него потребность оказывать активное воздействие на окружающие его предметы, развивает у него интеллектуальные, моральные, волевые качества. Игра помогает формированию личности в целом.

Большие возможности в этом плане дает дидактическая игра, так как в ней познавательные задачи соединяются с игровыми. Плюс дидактической игры, как формы воспитания и обучения дошкольников в том, что она не носит поучительно-назидательный характер, так как воспитательно-образовательное значение реализуется через игровую задачу, игровые действия и правила. Таким образом, ребенок, играя, учится, а педагог получает возможность осуществлять задачи обучения и воспитания через доступный и привлекательный для детей вид деятельности.

 У дошкольника бурно развито воображение, игра ему необходима, чтобы придумывать, представлять. Так, любой реальный  предмет у ребёнка может превращаться в игровой, т.е. такой, который служит в игровых замыслах.

Цель: формирование положительного отношения к природе, воспитание защитников природы, формирование экологических знаний, обучение детей быть милосердными, любить и беречь природу (землю, воду, воздух, флору, фауну), по-хозяйски, а значит, бережно распоряжаться её богатствами.

Задачи для педагога:

  • Повысить собственный уровень знаний путем изучения необходимой литературы;
  • Проанализировать и собрать информацию из различных источников по избранной теме;
  • Разработать перспективное планирование с детьми;
  • Пополнить предметно-развивающую среду;
  • Подготовить диагностику на начало и конец программы;
  • Оформить папки – передвижки для родителей по данной теме;
  • Создать картотеку игр по экологическому воспитанию;
  • Повысить педагогическую грамотность родителей по данной теме.

Цель этапа

Задачи этапа

Педагогический
продукт как результат

 (тема, название)

Субъективные
достижения

Формы представления
результатов

(место и дата)

I этап  - Аналитический

Период 2019-2020

Изучение проблемы

Создать каталог научно-методической литературы, инновационного опыта, проанализировать интернет-ресурсы;  провести диагностические исследования,

составить метод. копилку, картотеки

Каталог научно-методической литературы, инновационного опыта,  интернет-ресурсов;  

мониторинг диагностических исследований;

картотека,

оформление библиографического списка литературы по теме самообразования

посещение открытых мероприятий (или занятий опытных педагогов).

аналитическая справка

 

- информации на профессиональных сайтах (альтернативный сайт)

II этап - Конструирующий

Период 2020-2021

Создать методическое сопровождение

1.Разработать программу (цикл занятий…)

 Рабочие программы, перспективные планы работы с детьми, проекты,  создание и оснащение творческих центров в группе, пакеты диагностических методик, метод. рекомендации, технологические карты, циклы конспектов ОД, программы работы с родителями; видеозаписи,  пособия, методическая копилка (примерные перспективные планы или перечень занятий по данной теме, картотека игр, стихов…)

аналитическая справка, отзыв коллег, родителей

- пед. час,

III этап - Формирующий

Период  2021-2023г.

Практическая отработка методических материалов

Реализация разработок на практике

Подготовка и проведение открытых мероприятий (занятий, выступлений и т.д.),

оформление результатов диагностики,

оформление конспектов ОД,  участие в конкурсах различного уровня.

самоотчет,

аналитическая справка, результат участия в конкурсах.

- пед. час,  

- конкурс, выставка;

IV этап - Обобщающий

Период   2023-2024г.

Обобщение опыта работы

Сформировать базу данных по полученным результатам в ходе реализации программы

Оформление опыта работы (портфолио) - его обобщение и распространение: проведение итоговых диагностических исследований, редакция перспективных планов работы с детьми,  проектов, метод. рекомендаций, технологических карт, цикла конспектов ОД, программы работы с родителями; издание собственных разработок, размещение публикаций; мониторинг развития детей,

оформление методических рекомендаций;

участие в конкурсах различного уровня.

самоотчет,

 результат участия в конкурсах.

- пед. час, педсовет,

- информации на профессиональных сайтах

Планируемый результат:

  1. Повысится собственная педагогическая компетентность по ознакомлению детей с окружающим миром.
  2. Сформируются представления о целостности окружающего вида.
  3. Разработана эффективная работа по познавательному развитию во всех видах деятельности.

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ

1 этап. Подготовительный (выявление)

Содержание работы

Сроки реализации

1

Определение темы по обобщению опыта работы, обоснование ее актуальности, необходимости рассмотрения

Тема самообразования: «Ознакомление с окружающим детей дошкольного возраста через игру»

2019-2020 год.

2

Постановка целей, задач работы

Цель самообразования:

повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме; систематизировать работу по реализации ФГОС

Задачи самообразования:

- продолжать развивать экологическое воспитание детей дошкольного возраста  

- изучить возможности использования дидактических игр для ознакомления с окружающим детей дошкольного возраста

- сформировать навыки самостоятельной деятельности

- повысить самооценку детей, их уверенность в себе

- развить творческие способности , любознательность, наблюдательность

- сплотить  детский коллектив

- обогатить развивающую среду группы по сенсорному развитию (создание и приобретение  новых игр при участии родителей)

- образование родителей по данной  теме (подготовка  консультаций, проведение бесед, родительских собраний)

1-й год

3

Выдвижение гипотезы

Если будет подобран комплекс дидактических игр и созданы условия для эффективного их использования, то формирование  и развитие у детей представлений об окружающем будет успешным.

2 этап. Аналитический (изучение)

Содержание работы

Сроки реализации

1

Составление плана работы по самообразованию

Изучение педагогической литературы, анализ исследования ученых по ознакомлению с окружающим дошкольников.

Подборка дидактических игр.

 Моя работа по этой теме состоит из нескольких этапов:

1 этап – информационно-аналитический и методическая работа, сбор и анализ информации по данной проблеме

2 этап – проектировочный.

3этап–Приобретение и создание дидактических игр на развитие сенсорных навыков.

4 этап – создание в группе центра по сенсорному развитию и оформление картотеки.

1-й год работы над темой

2

Проведение обследования детей по интересующей проблеме (диагностика)

Диагностика на начало работы

Сентябрь-октябрь

 

3 этап. Организационный (обобщение)

Содержание работы

Сроки реализации

1

Теоретическая часть:

  • Изучение методической, педагогической, психологической и другой литературы, опыта работы коллег и т.п.
  • Ознакомление с требованиями оформления теоретической части работы

2-й, 3-й года работы

над темой

2

Практическая часть:

  • Составление конспектов занятий, деятельности и т.д., их апробация.
  • Изготовление пособий, атрибутов, приобретение оборудования для проведения деятельности
  • Проведение открытых мероприятий
  • Выступление на педагогическом совете
  • Участие в работе творческих групп

Работа с родителями:

-Семейные проекты, которые позволяют педагогу тесно общаться с родителями.

-Встреча со специалистами-где родители могут получить максимально полную консультацию по теме вопроса.

-Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала.

-Проведение индивидуальных консультаций  и бесед с родителями.

-Библиотека для родителей-в нее войдут периодические издания на заданную тему, а также новинки популярной литературы.

-Справочный материал-вывешивается на стенд для родителей

-Анкетирование родителей

-Проведение родительского собрания

4 этап. Завершающий (внедрение)

Содержание работы

Сроки реализации

1

Оформление результатов обследования детей по проблеме

3-й год

(4-й, 5-й годы)

2

Оформление опыта работы:

  • Систематизация теоретической части
  • Систематизация практической материала
  • Подборка материалов и составление «Приложения» (плана работы по самообразованию, конспектов, результатов продуктивной деятельности детей, фотоматериалов и др.)

Продолжить работу по теме:

  1. «Ознакомление с окружающим детей дошкольного возраста через игру». (согласно возрастной группе);
  2. Продолжить работу по разработке новых игр и игровых упражнений по данной теме;
  3. Изучить новинки методической литературы.
  4.  Продолжать работу с родителями.

5 этап. Презентационный (распространение)

Содержание работы

Сроки реализации

1

Выступление на педагогическом совете «Из опыта работы»

Выступление перед коллегами по теме самообразования «Ознакомление с окружающим детей дошкольного возраста через игру»

В ходе дальнейшей педагогической деятельности

2

Предоставление опыта работы в методический кабинет на выставку «Передовой педагогический опыт»

Предоставление в методический кабинет на выставку дидактическую игру на развитие представлений детей об окружающем мире.

3

Участие в педагогических конкурсах

Участие в конкурсе по теме самообразования «Ознакомление с окружающим детей дошкольного возраста через игру»

Реализация данной темы рассчитана на пять лет

(2019– 2024 учебный год)

2019-2020 учебный год

Содержание работы

Сроки

Проанализировать свои профессиональные затруднения.

Сентябрь

Составление плана работы по самообразованию.

Сентябрь

Изучить ФГОС дошкольного образования.

Сентябрь

Посетить занятия опытных педагогов, занимающихся данной проблемой.

В течение года

Изучение работы педагогов региона: (через публикации в периодической печати, сайты).

В течение года

Собрать банк данных по теме «Ознакомление с окружающим детей дошкольного возраста через игру»: презентации, статьи.

В течение года

Консультация для родителей на тему «Ознакомление с окружающим детей 2-3 лет»

         Октябрь    

Систематизировать накопленные и последующие материалы по теме «Ознакомление с окружающим детей дошкольного возраста через игру»

В течение года

Разработать игровые занятия с учетом ФГОС

В течение года

 Изучить литературу по теме

Январь

Создание развивающей среды по ознакомлению детей с окружающим миром (вода, песок, глина, картинки животных, птиц и т.д.)        

Дидактические игры и упражнения

Январь

         Февраль - Март  

Проведение консультации для родителей «Ознакомление детей с окружающим миром посредством дидактических игр».

Провести итоговое занятие для родителей по Окружающему миру.

Март

Апрель .

Ведение персонального сайта 

В течение года

Отчет о проделанной работе на совете педагогов по теме самообразования

По плану старшего воспитателя

2020-2021 учебный год

Содержание работы

Сроки

1.

Корректировка плана работы по теме.

Сентябрь

2.

Изучить литературу  .

Сентябрь

3.

Выступление на педагогических советах, семинарах, педагогическом часе, проведение мастер-классов по теме.

По плану старшего воспитателя

4.

Составление картотеки публикаций по теме.

В течение года

5.

Организация для родителей дней открытых дверей, посещение игровых занятий, консультаций.

В течение года

6.

Создание дидактических пособий

Декабрь

7.

Проведение и заполнение карты наблюдения за детьми, и выявление индивидуального уровня социально-коммуникативного развития детей на начало и конец учебного года.

Сентябрь, май

8.

Пополнение предметно-развивающей среды в группе.

Сентябрь-октябрь

9.

Создание презентации:

«Дидактические игры своими руками для младшего возраста».

Январь-апрель

10.

Изучение литературы

Февраль

11.

Участие в конкурсах

В течение года

12.

Подготовка консультации для родителей по теме самообразования.

В течение года

13.

Ведение персонального сайта

В течение года

14.

Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала.

В течение года

2021-2022 учебный год

Содержание работы

Сроки

1.

Корректировка плана работы по теме.

Сентябрь

2.

Изучение опыта работы педагогов региона (через публикации в периодической печати, сайты).

В течение года

3.

Изучение  литературы

Сентябрь-октябрь

4.

Разработка проектов по теме.

В течение года

5.

Выступление на педагогическом часе, проведение мастер-классов по теме.

В течение года

6.

Дидактические игры своими руками.

В течение года

7.

Изучить статей в журналах по выбранной теме.

Ноябрь

8.

Подготовка к аттестации. Изучение нормативной базы.

1. Изучение «Положения о порядке педагогической аттестации»

Сентябрь-Январь

9.

Консультация для воспитателей «Дидактические игры в знакомстве детей с окружающим миром»

Декабрь

10.

Оформление выставки «Дидактические игры для детей в процессе ознакомления с окружающим»

Январь

11.

Анкетирование родителей на тему «Совместная игра с членами семьи в домашних условиях»

Февраль

12.

Подготовить папку-копилку с занимательными играми, упражнениями

В течение года

13.

Итоговое занятие по ознакомлению с окружающим с

использованием дидактических игр.

Апрель

14.

Ведение персонального сайта

В течение года

15.

Соотнесение полученных результатов с запланированными. Самоанализ.

Май

                                                     

2022-2023 учебный год

Содержание работы

Сроки

Корректировка плана работы по теме.

Сентябрь

Подготовка статей для публикации в педагогических изданиях.

В течение года

Изучить литературу «Ступеньки творчества или развивающие игры» Б.П.Никитин.

Сентябрь-октябрь

Пополнение предметно-развивающей среды в группе.

В течение года

Проведение тематических родительских собраний, консультаций, оформление уголков для родителей.

В течение года

Участие в конкурсах: районных, городских всероссийских.

В течение года

Изучение методической литературы и новинок методической литературы по данной теме

Январь

Посещение открытых занятий коллег и участвовать в обмене опытом на разных уровнях.

В течение года

Пополнение предметно-развивающей среды в группе.

В течение года

Принимать активное участие в работе педсовета в дошкольном учреждение.

В течение года

Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности.

В течение года

Повысить знания в области ИКТ и внедрять их в образовательный процесс.

В течение года

Подвести сравнительный итог по теме реализации плана за 2 года.

Май

2023-2024 учебный год

Содержание работы

Сроки

Корректировка плана работы по теме.

Сентябрь

Открытое занятие, организованное для педагогов дошкольного учреждения .

Ноябрь

Размещение своих работ на веб-сайте

В течение года

Продолжить работу над выбранной методической темой.

В течение года

Пройти курсы повышения квалификации.

Декабрь

Проведение родительского собрания «Окружающий мир глазами дошкольника»

Сентябрь – январь

Апрель

Пополнение предметно-развивающей среды в группе.

В течение года

Знакомиться с новыми формами, методами и приемами в воспитании обучении детей  дошкольного возраста в соответствии с методической темой.

В течение года

Участие в Дне открытых дверей (проведение открытых занятий, круглого стола для родителей).

Ноябрь, март

Разработка пособия дидактических игр по ознакомлению с окружающим.

В течение года

Изучение литературы:  Давыдова О.И. «Работа с родителями в детском саду» ТЦ Сфера. 2005

Март

Отчет о проделанной работе на педагогическом совете по теме  самообразования: «Ознакомление с окружающим детей дошкольного возраста через игру».

По плану старшего воспитателя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ Тема: Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста через игру на музыкальных инструментах и элементарное музицирование.

Вовлечение дошкольника в создание детских музыкальных инструментов дает возможность почувствовать себя творцом и личностью, по-иному воспринимать окружающее, внимательнее относиться к звукам....

Перспективный план по самообразованию по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность» 1 младшая группа, Сафиуллиной Илгизи Гаязовны. Тема «Экологическое воспитания детей дошкольного возраста через игровую деятельно

Экологическое образование дошкольников- это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-пол...

Индивидуальный план работы по самообразованию. Тема:«Художественно- эстетическое развитие детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования.»

Цель: создание условий для развития творческих способностей детей дошкольного возраста, повышение своего профессионального мастерства через использование нетрадиционных техник рисования. Зад...

План по самообразованию «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру».

План по самообразованию «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возрастачерез сюжетно-ролевую игру».Воспитатель – Тетюцкая Илюза ЛиеровнаОбразование: высшееТема са...