«Развитие логического мышления путём использования приёмов кодирования и декодирования информации с помощью планшета»
презентация

Ощепкова Надежда Алексеевна

Мастер-класс по испльзованию приемов кодирования и декодирования информации с помощью планшета

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Мастер – класс для педагогического сообщества

дошкольных  образовательных учреждений

Тема: ««Развитие логического мышления путём использования приёмов кодирования и декодирования информации»

                Цель: Цель:

 Повышение уровня профессионализма воспитателей.

        Задачи:

1. поделиться накопленным опытом и представить методические наработки  и приемы применения кодирования и декодирования;

2. развивать интерес педагогов к использованию разнообразных    форм организации деятельности;

3. активизировать работу и повысить педагогическую компетенцию педагогов.

Планируемые результаты мастер – класса

  1. Расширение представлений педагогов о новых приемах работы с дошкольниками младшего, среднего  и старшего возраста.

2.Педагоги получат практические навыки применения эффективных приемов развития логического мышления детей на основе декодирования и кодирования информации

3. Ознакомление педагогов с новинкой – планшет для кодирования и декодирования информации (авторы: творческая группа педагогов МАДОУ д/с «Жемчужинка» под рук. Ощепковой Н.А.)

Цель:

  • Обучение приему кодирования и декодирования информации о предметах с помощью знаково-символических обозначений.
  • Формирование навыка кодирования информации о предметах (продолжение работы)
  1. Обобщение. Обратная связь. Подведение итогов.

Оборудование мастер – класса: брошюра, презентация, экран, мультимедиа техника, наглядность для практических заданий, выставка дидактических игр.

Раздаточный материал: листы для игр, цветные маркеры, наборы условных обозначений, кодировочные таблицы, планшеты по числу участников.

Ход мероприятия:

  1. Вступительная часть.

Уважаемые коллеги! Эпиграфом к нашей встрече я взяла слова Сухомлинского          «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного

развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в

духовный мир ребенка вливается живительный поток

представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек

пытливости и любознательности».

Представляю вашему вниманию мастер-класс на тему: ««Развитие логического мышления путём использования приёмов кодирования и декодирования информации».

В ходе проведения мастер-класса я хочу познакомить вас с дидактическими играми, в которых используются приемы кодирования и декодирования информации о предметах.  Научить вас применять данные логические приемы в работе с детьми. А также познакомить со своей разработкой – планшетом для кодирования и декодирования информации.

Актуальность. Дошкольное детство представляет собой начальный этап формирования личности, ценностной ориентации в окружающем его природном и социальном мире. Дидактическая игра, как и любая развивающая каждая игра, представляет собой вид деятельности, который организуется педагогом с целью обучения или развития детей. Ее особенностью является то, что она позволяет узнать что-то новое, она активизирует психические процессы, вызывает интерес к процессу познания. Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей. Игры способствуют развитию памяти, внимания, наблюдательности, учат применять имеющиеся знания в новых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы, обогащают словарь.
При подготовке к школьному обучению необходимо развивать различные  функции, благодаря которым ребенок будет с успехом обучаться в школе. Развитие умения кодирования и декодирования информации – один из способов формирования этих функций.

В начале, я хотела бы ознакомить вас с новинками - дидактическими играми, которые мы используем в работе с детьми. Они представлены на нашей выставке. Прошу вас подойти. (Рассказываю об играх)

Сегодня я познакомлю вас с двумя, на мой взгляд, интересными приемами. Они способствуют эффективному развитию у детей логического мышления.

 Первый прием – это декодирование информации о предметах, второй прием – кодирование по знаково-символическими обозначениями.

В результате нашей работы мы получим ответы на вопросы, которые у вас, уважаемые коллеги, думаю, уже появились.

Что такое кодирование и декодирование?

  • Нужно ли начинать развивать логическое мышление уже с младшего возраста?
  • Какие приемы его развития эффективны?
  • Как  применять эти приемы?

  Я охотно поделюсь с вами своими ответами. Расскажу, как эти приемы я применяю на практике.

Об этих приемах я узнала давно и даже применяла их в работе, но только как элемент в занятии или интеллектуальном конкурсе. В начале этого учебного года  я заинтересовалась данной темой, и  решила ее изучить глубже.

А теперь немножко отдохнем.

Все мы знаем, что зарядка очень полезна. А ежедневная зарядка для ума просто необходима! Предлагаю вам несколько интересных загадок-вопросов.

  • Где край света? (Там, где начинается тень.)
  •  Какое слово из 11 букв все пишут неправильно? (Слово «Н Е П Р А В И Л Ь Н О»)
  • Стоит богатый дом и бедный. Они горят. Какой дом будет тушить полиция? (Полиция пожары не тушит, пожары тушат пожарные) 
  • Почему у гориллы большие ноздри? (Потому что у нее толстые пальцы.)

 

Мы немного отдохнули, продолжаем.

3.Теоретическая часть.

Вы знаете, что в современном мире поток информации очень велик. Детям приходится ежедневно сталкиваться с ее огромным количеством. А когда наши дети приходят в школу, то объем информации, который детям нужно услышать и запоминать, значительно увеличивается. Уже скоро дети моей группы пойдут в первый класс.

Передо мной встал вопрос: «Как сделать так, чтобы такая информация становилась компактнее, удобнее, но в это же время не теряла своей значимости, глубины?»

Вопрос аудитории: Как вы, коллеги, думаете, есть ли у нас с вами возможность «сжимать» информацию, делать ее менее объемной, но такой же интересной и понятной для детей?»

Оказывается, есть два способа, которые помогут это сделать. Их предлагает автор книги «Логика» Марина Владимировна Кралина. Это кодирование и декодирование информации о предметах.

Вопрос аудитории:

  • Как вы понимание, что такое кодирование? (зашифровка информации)
  • Тогда что же такое декодирование информации? (расшифровка информации)

Вы совершенно правы, уважаемые коллеги.

Кодирование и декодирование – два противоположных по действию процесса, шифровка и расшифровка информации, создание простейших моделей. Они позволяют получать новую информацию о реальности, по - новому видеть и решать математические задачи.    

Кодирование – запись информации в другой системе символов, процесс представления информации (сообщения) в виде кода.

Декодирование- это соответственно процесс восстановления информации по её кодированной форме.

Код - набор знаков (символов) для передачи, обработки и хранения информации (сообщения).

Кодирование и декодирование мы применяем на всех занятиях:

Формирование математических представлений – в виде схем, графические диктанты, при решении логических задач, моделирования примеров;

Развитие речи – решение кроссвордов, ребусов, составление предложений по схемам,

заучивание стихотворений по схемам, знакам;

Ознакомление с окружающим миром - моделирование информации об окружающем мире;

ИЗО – схемы рисования и лепки животных, растений и т. д.

Этапы работы с детьми по декодированию и кодированию информации проходят по принципу - от простого к сложному.

На первом этапе необходимо сформировать умение «читать» модель, расшифровывать символы, декодировать информацию.

На втором этапе мы учим самостоятельному кодированию полученной информации.

1. Сначала кодируем информацию вместе с детьми, обсуждаем варианты знаков, которые обозначают свойство объекта.

2. Затем предлагаем детям самостоятельно придумывать загадки по пройденному материалу.

На третьем этапе мы отрабатываем навык кодирования в разных видах деятельности.

4.Практическая часть.

В теоретической части мы познакомились с новыми терминами, у нас появилось представление о приемах кодирования и декодирования.

Начинаем практический этап нашей встречи. Хочется услышать от вас, уважаемые коллеги, ваши ожидания от практической части. Что вы хотите узнать, чем овладеть, чему научиться.

Ваши высказывания станут основанием пирамиды успеха

 Последуем древней китайской пословице: «Я слышу - и забываю, я вижу - и я запоминаю, я делаю - и я понимаю».

Практика работы показала, что чем интересней игровые действия, которые я использую на занятиях, тем незаметнее и эффективнее закрепляются полученные знания. Предлагаю вашему вниманию игры, которые направлены на декодирование и кодирование информации.

Это  простейшая таблица замещения предмета символом. Ёжик – это круг, заяц – квадрат и т. д. Она используется в работе с детьми второй младшей группы.

1 игра «Кто за какой елочкой спрятался?» мл гр. , «Чей домик?» ср гр, «Чей домик?» ст.гр. предлагаем детям заменить предмет символом.

Цель: знакомство с приемом декодирования информации о геометрических фигурах по знаково-символическим обозначениям их свойств.

Итог игры: разные варианты игры помогут поддерживать интерес к игре. Также их можно использовать для диагностики или индивидуальной работы с детьми.

Какой прием мы использовали? (Кодирование)

Подрастая, дети узнают цифры, буквы, учится считать и читать. И можно уже использовать Числовую кодировочную таблицу, где каждой букве соответствует её порядковый номер. Например: Б -02, Т – 20 и т. д.

2 игра «Раскодируй имена детей» подг. гр.

Цель: знакомство с приемом кодирования информации о предмете по знаково-символическим обозначениям его свойств. 

Задание:  Имена детей закодированы числовыми символами. С помощью кодировочной таблицы раскодируйте имя 2 ребенка? последнего ребенка?

Работа с аудиторией.

3. Уважаемые коллеги, я хочу представить вам дидактическое пособие «Планшет» для кодирования и декодирования информации. Это пособие – детище нашей творческой группы, так как придумано и изготовлено мной и моими коллегами. Я рассказала педагогам о теме, по которой сейчас работаю и о том, что мне нужно создать такой планшет, и методом Мозгового штурма мы с коллегами решили, как должно выглядеть это пособие, из каких материалов его можно сделать. И вместе изготовили такой планшет, который я апробирую в  подготовительной группе.

И  сейчас я  предлагаю вам побыть детьми подготовительной группы на занятии по математике.

Мотивационный момент: Мы находимся в Центре Управления Полетами. В Космическом пространстве терпит бедствие межгалактический корабль с неизвестной планеты. Нас просят о помощи. В нашем распоряжении есть карты звездного неба, планшет и данные о местоположении планеты. (9.6)

Чтобы определить с какой планеты прилетел корабль, нам необходимо вставить космическую карту в планшет так, чтобы нижний левый угол карты совпал с красной отметкой на планшете. Находим первую цифру на вертикальной линеечке планшета, вторую на горизонтальной, пальчики двигаем по прямой линии, пока они не встретятся в одной точке. В этой точке и находится неизвестная планета.

Давайте посмотрим, как она называется.

Для того чтобы узнать название планеты нам необходимо воспользоваться нашим планшетом и алфавитом. Код 5.4  1.7  1.1  6.5  8.7

Итак, название планеты КВАНТ.

Молодцы. Вы справились с заданием. Карту и послание мы отправим  нашим космонавтам, и они помогут терпящему бедствие кораблю.

Чему мы учились, работая в ЦУПе? Что было трудно, непонятно? Что заинтересовало?

Какие еще задания мы выполняем с детьми с помощью этих планшетов?

В играх-путешествиях можно закодировать, например, место, где находятся сокровища, выполнить задания, узнать код и с помощью планшета декодировать его.

С помощью планшета мы учимся с детьми ориентироваться на листе бумаги, пишем графические диктанты. Для этого нам нужна калька. (Это работы детей) А также можно использовать как «Игровизор» Воскобовича. На данном этапе дети поняли алгоритм действий и уже самостоятельно  начинают придумывать задания друг для друга, кодировать геометрические фигуры.

Загадывая загадки, кодируем подсказки-рисунки или слово-отгадку.

Я предлагаю вам самостоятельно закодировать любое слово, код записать. Затем обменяться посланиями и декодировать его.

  1. Заключительная часть.

Обобщение. Обратная связь.

Уважаемые коллеги! Теперь я вижу, что вы поняли, как пользоваться кодировочными таблицами и планшетами. Мне было очень интересно и приятно работать с вами. Чтобы выяснить, насколько плодотворной и полезной была наша встреча, предлагаю ответить на вопрос:

  • Что вы получили от нашего мастер-класса? (Педагоги высказывают свое мнение, а на слайде представлена «пирамида успеха»)

Подводя итоги, хочется с удовольствием отметить, что большинство ваших ожиданий оправдались, что видно на представленном слайде.

Благодарю вас за внимание и большое спасибо за плодотворную и активную работу, желаю вам успехов и удачи в нашем общем деле!

Приложение №1

Приложение №2

16 13 33

17 06 20 33

 14 01 26 01

 12 10 18 01

03 01 15 33

Приложение №3

                                                       https://i4.imageban.ru/out/2019/05/10/8de9863bd41ea8a7d4ce7e6977f50fb6.jpg                         

                                                                                                           https://i4.imageban.ru/out/2019/05/10/8de9863bd41ea8a7d4ce7e6977f50fb6.jpg

    https://i4.imageban.ru/out/2019/05/10/8de9863bd41ea8a7d4ce7e6977f50fb6.jpg

                                                                                                     

                                                                                                                                                      https://i4.imageban.ru/out/2019/05/10/8de9863bd41ea8a7d4ce7e6977f50fb6.jpg

                                                     

                                                  https://i4.imageban.ru/out/2019/05/10/8de9863bd41ea8a7d4ce7e6977f50fb6.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие логического мышления через использование средств занимательной математики

Для успешного освоения программы школьного обучения ребенку необходимо много знать, иметь развитое мышление, уметь последовательно и доказательно мыслить.      Должное вни...

Игры и упражнения на развитие логического мышления с использование блоков Дьенеша для детей 3-4 лет

Какая мать не хочет, чтобы ее ребенок стал умным и образованным человеком. Для достижения этой цели, многие родители занимаются с детьми. Это позволяет с детства научить ребенка читать, считать и логи...

Игры и упражнения на развитие логического мышления с использование палочек Кюизенера

Палочки можно предлагать детям с трех лет для выполнения наиболее простых упражнений. Они могут использоваться во второй младшей, средней, старшей и подготовительной группах детского сада. Упражняться...

игры на развитие логического мышления с использованием блоков Дьенеша

материал полезен воспитателям подготовительных групп детского сада...

Консультация для родителей воспитанников подготовительной группы: "развитие логического мышления путём использования математических игр"

Математика обладает уникальным развивающим эффектом. «Она приводит в порядок ум», т.е. наилучшим образом формирует приемы мыслительной деятельностии. ...