Развитие логического мышления через использование средств занимательной математики
методическая разработка по математике (старшая группа) на тему
Для успешного освоения программы школьного обучения ребенку необходимо много знать, иметь развитое мышление, уметь последовательно и доказательно мыслить.
Должное внимание в настоящее время уделяется введению детей в мир элементарной математики, логики и освоению ими математических действий. Так как только гибкость ума, сообразительность и смекалка откроют дорогу растущему человеку в современное, постоянно развивающееся общество и обеспечат ему гармоничное существование в этом обществе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
развитие логического мышления у старших дошкольников | 79 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №95
Сормовского района
Творческая работа
«Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста через использование средств занимательной математики»
Выполнила:
Воспитатель МДОУ д/с №95
Сухарева Ольга Вячеславовна
Аттестация на первую
квалификационную категорию
г. Нижний Новгород
2010 г.
План
- Актуальность проблемы.
- Первичная диагностика развития у детей логического мышления.
- Цели и задачи.
- Этапы практической деятельности
4.1. Создание условий в группе для развития у
детей логического мышления.
4.2. Развитие у дошкольников психических процессов через использование математических игр.
4.3. Развитие основных мыслительных операций через использование игр математического содержания.
4.4. Развитие у детей логического мышления.
5. Взаимодействие с родителями.
6. Итоги работы.
7. Библиография.
Вследствие технического прогресса, происходящего в жизни общества, процесс развития человека постепенно становится более компьютеризированным. Компьютерная техника завоевывает практически все сферы общественной жизни: науку, промышленность, образование и т.д. Поэтому все более необходимым представляется использование знаковой системы в школьном обучении детей.
Для успешного освоения программы школьного обучения ребенку необходимо много знать, иметь развитое мышление, уметь последовательно и доказательно мыслить.
Должное внимание в настоящее время уделяется введению детей в мир элементарной математики, логики и освоению ими математических действий. Так как только гибкость ума, сообразительность и смекалка откроют дорогу растущему человеку в современное, постоянно развивающееся общество и обеспечат ему гармоничное существование в этом обществе.
Овладение мыслительными операциями является основой развития умственных способностей ребенка и невозможно без занимательных игр математического содержания. Любая математическая задача на смекалку несет в себе определенную умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом. Смекалка, воображение, находчивость, инициатива проявляются в активной умственной деятельности, основанной на непосредственном интересе.
В ходе решения задач на смекалку, головоломок дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, искать ответ, догадываться о результате, проявляя при этом творчество. Такая работа, безусловно, активизирует мыслительную деятельность ребенка, развивает у него качества, необходимые для подготовки к школьному обучению. Важно, начиная с дошкольного возраста, развивать у детей логическое мышление, так как интеллектуальная деятельность уже в дошкольном возрасте при соответствующих условиях может стать привычной для детей.
С целью определения уровня развития логического мышления детей группы нами была проведена первичная диагностика, в результате которой мы выявили, что:
- 26% детей самостоятельно выполняют действия по сравнению, классификации предметов, на основе этих действий делают умозаключения;
- 52% детей справлялись с заданиями такого типа с помощью воспитателя;
- 22% детей испытывают затруднения в речевом выражении действий и пользуются только образцами, т.е. у многих детей недостаточно развито логическое мышление(а у 3% - не развито совсем).
Исходя из результатов данной диагностики, мы поставили перед собой цель: способствовать дальнейшему развитию логического мышления у детей старшего дошкольного возраста через игры и упражнения математического содержания, и задачи:
- Развивать у детей умение самостоятельно применять доступные им способы познания (сравнение, измерение, классификация и др.);
- Учить детей обобщать предметы по признакам и находить отличия между предметами;
- Учить детей выполнять действия по заданию, алгоритму;
- Развивать у дошкольников последовательное и доказательное мышление, строить простые высказывания о сущности выполненного действия.
Для последовательной реализации цели и задач мы изучили методическую литературу по данной проблеме, отобрали наиболее эффективно влияющие на развитие логического мышления игры и пособия.
Нами был составлен перспективный план работы ( см. Приложение 1). При составлении перспективного плана старались следовать «принципу постепенного усложнения содержания»: от игр на развитие восприятия и пространственного воображения к играм на выделение закономерностей и самостоятельный поиск путей решения поставленной задачи.
Для развития интереса детей группы к элементарной математической деятельности и непосредственно развития логического мышления детей нами были созданы определенные условия.
Уголок занимательной математики « Для умников и умниц» тематически оснащен играми, пособиями и материалом математического содержания, к которым дети имеют свободный доступ. Эти игры способствуют развитию интереса детей к математике. Благодаря этой игротеке у детей воспитывается потребность занимать свое свободное время не только развлекательными, но и требующими умственного напряжения играми. Созданию игротеки предшествовал подбор игрового материала, который определялся, прежде всего, возрастными возможностями, а также уровнем развития детей группы. Организация нашей игротеки осуществлялась с посильным участием детей, что создало у них положительное отношение к играм. На тренировку мышления при выполнении логических операций и действий направлены следующие изготовленные игровые упражнения математического содержания:
- «Найди недостающую фигуру»
- «Чем отличаются?»
- «По четыре»
- «Что дальше?»
- «Хитрые карточки»
- «Найди лишнее» и др.
С целью развития у детей образного мышления, комбинаторных способностей, желания думать, искать путь решения нами были изготовлены такие дидактические игры, как: «Найди ошибку», «Домино», «Много- мало- один», «Сделай лесенку» и др. После проведения занятий весь использованный демонстрационный и раздаточный материал мы размещаем в предметно-развивающей среде с целью дальнейшего самостоятельного использования детьми для закрепления ранее изученного материала.
Работу по решению поставленных задач мы вели поэтапно:
I этап – развитие у дошкольников психических процессов через
использование математических игр;
II этап – развитие основных мыслительных операций через использование
игр математического содержания;
III этап – развитие собственно логического мышления.
На первом этапе мы уделили большое внимание работе по развитию основных психических процессов у детей: внимания, воображения и памяти, т.к. от степени сформированности данных психических процессов во многом зависит уровень успеваемости ребенка, продуктивность учебной деятельности. Так, учитывая основную цель нашей работы – развитие логического мышления у детей – мы старались следовать мысли известного педагога Д.Б. Эльконина «Память (в старшем дошкольном возрасте) становится мыслящей» и использовали игры и задания на тренировку словесно-логической и смысловой памяти ( например, «Рисуем фигуры по памяти», «Запомни и запиши числа», «Перескажи рассказ ближе к тексту» и т.п.). При этом нами широко использовалась различная тематическая наглядность: образцы, таблицы, схемы и планы, что эффективно помогало детям сопоставлять предложенные узоры с образцом и находить их отличительные признаки (например, в логической игре «Найди свою дорожку»). Применение схем (в дидактической игре «История про трамвай») способствовало более легкому и быстрому освоению детьми условия задачи. Это позволило им понять свойства смежных чисел и самостоятельно составлять аналогичные задачи в дальнейшем.
С целью обучения детей выполнять действия по алгоритму использовались упражнения с математическим веером. Например, «Покажите цифру, соответствующую количеству ударов в бубен», «Покажите цифру, меньшую на 2 единицы, чем 10», «Покажите сумму чисел 5 и 6» и т.д. Преимущество таких упражнений заключается в том, что они затрагивали эмоциональную сферу детей, развивали их внимание, стимулировали активную умственную деятельность детей, а также то, что они могут проводиться вне учебной зоны, не напрягая детей. На протяжении нашей работы мы учитывали тот факт, что чем ярче, нагляднее и интереснее будет учебный материал, тем более устойчивым и концентрированным будет внимание детей.
Несомненно, на первом этапе была необходима индивидуальная работа с детьми, т.к. именно такая форма работы дает детям возможность полностью сосредоточиться на упражнении, осмыслить его, усвоить способ (ход) его выполнения. Особое внимание уделялось детям с низким уровнем развития, Например, в д/и «Найди путь к домику», целью которой было развитие внимания и воображения детей. Вначале давали детям четкий образец выстраивания цепочки из геометрических фигур. Впоследствии они сопоставляли две цепочки из геометрических фигур с разной последовательностью и выявляли различия между ними.
На первом этапе работы нами была успешно реализована задача по развитию у детей основных видов памяти, преобладающих в старшем дошкольном возрасте( наглядно-образная и словесно-логическая), и по формированию произвольного внимания. На занятиях по математике даже малоактивные дети группы теперь были более сосредоточены на выполняемой работе и были способны удерживать свое внимание довольно длительное время.
На втором этапе нашей работы мы использовали игры на совершенствование у детей таких мыслительных операций, как классификация, сравнение, обобщение, анализ, синтез, замещение. Операция замещения предполагает использование при решении разнообразных умственных задач знаков и символов – так называемых «заместителей» предметов. Так, например, в математическом пособии «Хитрые карточки» кодовые карточки обозначали разные свойства предметов, в том числе и с элементом отрицания «не» ( белый – не белый, с зелеными глазами – не с зелеными глазами и т.д.). В ходе выполнения задания «Какого котенка подарили Кате?» дети анализировали условие задачи, «отсеивали» карточки с отрицаемым признаком, после чего оставшиеся признаки дети обобщали в форме ответа. Таким образом, можно сделать вывод, что для решения данной задачи детям потребовалось применение целого комплекса мыслительных операций: анализ, замещение, обобщение. С помощью аналогичных игр с логическими блоками Дьенеша и кодовыми карточками дети получают первые представления о замещении свойств знаками – символами, осваивают умение строго следовать правилам при выполнении действий, приближаются к пониманию того, что нарушение правил не позволяет достичь верного результата. Игры на выполнение логических операций «не», «и», «или» помогли детям научиться строить истинные высказывания, кодировать информацию о свойствах предметов. В результате этих игр и упражнений многие дети группы научились свободно рассуждать, обосновывать правомерность или ошибочность действий (игры «Помоги фигурам выбраться из леса», «Загадки без слов», «Где спрятался Джерри?», «Построй дом» и т.д.)
Развивающая игра « Сложи узор» имеет широкий спектр задач от простых до самых сложных, что позволяет нам определять первоначальный уровень развития умственных способностей и на этом основании осуществлять индивидуально-дифференцированный подход в работе с детьми. Постепенное усложнение узоров, переход от одноцветных граней к двуцветным – это было своеобразным «скачком» в уровне сложности. Мы отметили, что составление узоров детьми по принципу «от простого к сложному» формирует у них способность к таким мыслительным операциям, как анализ и самоанализ, развивает у них умение решать нестандартные задачи, и, как следствие, расширяет их интеллектуальные способности в целом.
Осуществление мыслительной операции сериации, т.е. расположение предметов в заданной последовательности, потребовалось от детей в развивающей игре «Угадай-ка», целью которой являлось выделение закономерностей в изменении количества и расположения предметов. Необходимо отметить, что возможность варьировать условие задачи – не единственное преимущество данной игры. Кроме этого, в задании с геометрическими фигурами дети могут самостоятельно зарисовать эти фигуры, тем самым закрепив собственные геометрические представления. Также в данной игре имеет место использование простых схем (моделей) и условных обозначений.
Интерес к математической деятельности у детей на втором этапе поддерживает элемент соревнования между «Умниками» и «Умницами» при проведении КВН. Обеим командам предлагались логические игры на умение самостоятельно выделять 2-3 признака предметов, сравнивать их, классифицировать и обобщать их («Домино», «Две дорожки», «Поймай тройку», «Засели домики» и т.д.) Немаловажной особенностью этих игр была разнообразная сюжетная линия, что поддерживать неподдельный интерес детей на протяжении всего КВН.
В результате проделанной работы дети научились не только выделять сходные и отличительные признаки предметов, но и группировать их по существенным признакам, устанавливать последовательные взаимосвязи между ними.
По итогам второго этапа нашей работы мы отметили у большинства детей группы умение оперировать внешними формами замещения и наглядного моделирования (использование условных обозначений, чертежей, схем, планов). У 20% детей появляется возможность применять заместители и наглядные модели в уме, представлять себе при их помощи то, о чем рассказывают взрослые, заранее «видеть» возможные результаты собственных действий. Это и было «промежуточной» задачей нашей работы по развитию логического мышления.
На подготовленном «фундаменте» - более развитых психических процессах и мыслительных операциях – представлялось возможным обучение детей таким мыслительным действиям, как умение выполнять задание по алгоритму (по заданным правилам), оперировать арифметическими знаками «+», «-», « =», «>», «<» и чтению простых схем.
На данном этапе нашей работы использовали различные логические игры, игры – головоломки. Использование задач на смекалку геометрического характера (головоломки со счетными палочками) на преобразование одной фигуры в другую типа «добавь или убери N палочек, чтобы получилась…» увлекает детей. Детям очень нравится выкладывать из палочек не только различные геометрические фигуры, но и цифры, а из них – номер своего дома, квартиры, телефона, индекс и др. С помощью знакомых детям счетных палочек они могут познакомиться с римской нумерацией: меняя позицию палочки, можно изменить число (IΥ – YI ). С несправляющимися детьми проводили индивидуальную работу – вместо словесных указаний давали наглядный образец – подсказку, предлагали задание более легкого содержания. С помощью подобных игр-головоломок дети включались в активную умственную деятельность и стремились достичь конечной цели. Полученные знания дети успешно применяли не только в выкладывании фигур по образцу, но и без образца, самостоятельно.
Неподдельный интерес у детей вызывают такие игры-головоломки, как «Танграм», «Колумбово яйцо», «Сфинкс» и т.д., поэтому дети снова и снова самостоятельно упражняются в воссоздании фигур силуэтов, даже по неразделенному образцу. Результат головоломок увлекает детей, дети включаются с удовольствием в активную практическую работу по подбору способа расположения отдельных деталей, целых фигур, т.к. это требовало выражения их творческих возможностей детей, выражения их пространственных представлений. С целью оказания помощи детям предлагали анализ образца в целом или наиболее сложной его части, указывали на расположение одной – двух деталей в составляемом силуэте. Постоянно подтверждали правильность хода мысли и действий детей, побуждали их планировать ход своей работы, обсуждали с ними способы выкладывания и результаты, а также поощряли стремление доводить начатое до конца. Но избегали при этом прямых указаний, что как делать. Советовали: «Рассмотри картинку повнимательней», «Попробуй сделать еще раз, но по-другому», «Вспомни, как ты выкладывал в прошлый раз, и начни так же» и т.д. В результате, по мере самостоятельных упражнений совершенствовалось умение детей производить зрительный анализ образца, он становился все более точным.
О развитии логического мышления детей говорит их умение осуществлять классификацию предметов по нескольким признакам. Логические блоки Дьенеша, которые мы широко использовали в работе, дают возможность формировать в комплексе все важные для умственного развития мыслительные умения и при этом на протяжении всего дошкольного детства. В процессе разнообразных действий с блоками дети сначала осваивали умения выявлять и абстрагировать в предметах одно свойство (цвет, форму, размер, толщину), сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по одному из этих свойств. Затем они овладевали этими мыслительными операциями по двум свойствам (цвету и форме, форме и размеру, размеру и толщине и т.д.), несколько позже – по трем (цвету, форме и размеру; цвету, размеру и толщине и т.д.) и по четырем сразу. При этом в одном и том же упражнении мы старались варьировать правила выполнения задания с учетом возможностей детей. Развитое логическое мышление позволяет детям освоить правила таких сложных логических игр, как шашки и шахматы.
Итог III этапа работы – умелое оперирование детьми арифметическими знаками «+» , «-«, «=», «>», «<» при решении различных задач, умение детей читать простые схемы. Кроме того, используя вышеперечисленные игры и игровые упражнения на данном этапе работы, мы заложили начала элементарной алгоритмической культуры мышления, которая дает детям возможность действовать в уме и осваивать пространственную ориентировку.
Работа по развитию у детей старшего дошкольного возраста индивидуальных интеллектуальных способностей не должна быть односторонней, т.е. проводиться только в детском дошкольном учреждении. Здесь просто обязательна помощь родителей. С целью ознакомления родителей с ролью занимательного математического материала в развитии логического мышления детей, со степенью зависимости успешного школьного обучения от уровня развития логического мышления мы выбрали следующие формы взаимодействия с семьей.
Проводили родительские собрания, в процессе которых ознакомили родителей с разными видами занимательных математических игр и упражнений, их назначением и развивающем влиянием, а также методикой руководства соответствующей детской деятельностью. Родители на конкретных примерах были ознакомлены с педагогическими положениями о развивающем воздействии игр с занимательным математическим материалом.
Организовывали тематические выставки литературы для родителей на темы:
- «Критерии математической готовности старших дошкольников к школе»
- «Значение занимательных математических игр в развитии умственных способностей ребенка старшего дошкольного возраста» и др.
Проводились индивидуальные консультации с родителями. Знакомя родителей с занимательным математическим материалом, подчеркнули его игровой характер, вызывающий интерес к нему не только детей, но и взрослых. Познакомили с видами и содержанием занимательных игр, упражнений по развитию интеллектуальных способностей, доступных детям старшего дошкольного возраста; дали рекомендации по их изготовлению вместе с детьми и советы по приобретению игр с целью создания домашней игротеки.
Таким образом, мы считаем, этим будет обеспечено всестороннее воздействие на детей, направленное на воспитание у них интереса к математическим играм, занимательным задачам.
По результатам вторичной диагностики можно сделать вывод о положительной тенденции в развитии логического мышления детей нашей группы.
Показатели высокого уровня повысился на 4%, показатели среднего уровня – на 5%, а показатели низкого уровня снизились ≈ >> в 2 раза.
Очень заметно повысился уровень мыслительной активности детей группы, в основном, благодаря использованию в работе средств занимательной математики.
Анализируя результаты работы по развитию логического мышления детей старшего дошкольного возраста, мы поставили перед собой следующие задачи, которые будем реализовывать в дальнейшей работе:
- Повысить показатели низкого уровня развития логического мышления детей через использование ими имеющихся логических игр.
- Подвести детей с высоким уровнем развития к самостоятельному использованию математически занимательных игр.
- Продолжать обогащать предметно-развивающую среду необходимым материалом математического содержания, исходя из возрастных особенностей и индивидуальных возможностей детей группы.
Библиография:
1.Альтхаус Д., Дум Э. Цвет – форма – количество: Опыт работы по развитию познавательных способностей детей дошкольного возраста. – М., Просвещение, 1984.
2.Васильева Н.Н. Развивающие игры для дошкольников. – Ярославль, 1997.
3.Венгер Л.А., Дьяченко О.Т., Говорова Р.И. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение;
4.Данилова В.В., Рихтерман Т.Д., Михайлова З. А. Обучение математике в д/с. – М.: Академия, 1997;
5.Логинова В.И., Бабаева Т.И., Ноткина Н.А. «Детство»: Программа развития и воспитания детей в д/с. - СПб.: Акцидент, 1999;
6.Метлина Л.С. Математика в д/с. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1984
7.Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. – М: Просвещение, 1990;
8. Михайлова З.А. , Иоффе Э.И. Математика от трех до семи. – СПб.: Акцидент, 1998;
9.Носова Е.А. Логика и математика для дошкольников. – С – Петербург: Акцидент, 1997.
10.Соловьева Е.В. Математика и логика для дошкольников. М.: Просвещение, 1999.
11. Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей. – Ярославль, 1995.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительных платных услуг "Студия развития логического мышления и математических способностей" "Занимательная математика" в средней группе
Программа составлена для работы с детьми 4-5 лет в течение 1 года. В ней представлено перспективное планирование по ознакомлению детей с развивающими играми В.В.Воскобовича по методике "Сказки Фиолето...
Опыт работы по теме "Развитие логического мышления у дошкольниклв посредством занимательной математики"
Материал представляет собой передовой педагогический опыт для использлвания в работе воспитателя...
План по самообразованию по теме "Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста через использование средств занимательной математики"
Должное внимание в настоящее время уделяется введению детей в мир элементарной математики, логики и освоению ими математических действий. Так как только гибкость ума, сообразительность и смекалка откр...
План по самообразованию по теме "Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста через использование средств занимательной математики"
Должное внимание в настоящее время уделяется введению детей в мир элементарной математики, логики и освоению ими математических действий. Так как только гибкость ума, сообразительность и смекалка откр...
"Развитие логического мышления старших дошкольников средствами занимательной математики"
Материал для родителей и педагогов...
Буклет Развитие логического мышления старших дошкольников средствами занимательной математики
методич. материалы Скачать материал Для чего и как необходимо развивать логическое мышление у дошкольников? Логическое мышление – процесс, который помогает человеку не только усваивать и прео...
«Развитие логического мышления старших дошкольников средствами занимательной математики»
Овладение мыслительными операциями является основой развития умственных способностей ребенка и невозможно без занимательных игр математического содержания. Сущность занимательности составляют нов...