Особенности сенсорного восприятия детей раннего возраста
статья
Данная статья была опубликована в 2016 году в сборнике работ: "Актуальные проблемы дошкольного образования: основные тенденции и перспективы развития в контексте современных требований"
Статья посвящена вопросу развития и формирования сенсорного восприятия у детей раннего возраста (от 1,5 до 3 лет). Даны характеристика особенностей каждого возрастного периода. Рекомендации в подборе игр.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_2.docx | 28.43 КБ |
Предварительный просмотр:
О.А. Тепаева
г. Челябинск
ОСОБЕННОСТИ СЕНСОРНОГО ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Аннотация: Статья посвящена вопросу развития и формирования сенсорного восприятия у детей раннего возраста (от 1,5 до 3 лет). Даны характеристика особенностей каждого возрастного периода. Рекомендации в подборе игр.
Ключевые слова: сенсорное развитие, игра, восприятие, развитие, формирование.
В период раннего детства большое значение имеет сенсорное развитие ребенка. Его целью является обеспечение правильного развития малыша.
Сенсорное развитие предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируется эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве, развиваются все виды восприятия, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности. Сенсорное воспитание создает необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значения для возможности дальнейшего обучения.
В раннем детстве восприятие очень несовершенно. Ребёнок не может последовательно осмотреть предмет и выделить разные его стороны. Он выхватывает какой-то наиболее яркий признак и, реагируя на него, узнаёт предмет. Именно поэтому на втором году жизни малыш с удовольствием рассматривает картинки, фотографии, не обращая внимания на пространственное расположение предметов, например, когда книжка лежит вверх ногами.
Он одинаково хорошо опознаёт окрашенные и контурные объекты, а также объекты, раскрашенные в необычные цвета. То есть цвет ещё не стал для ребёнка важным признаком, характеризующим предмет.
Форма и величина предметов при необходимости выполнить практическое действие выделяются правильно. Выполнение ребёнком орудийных и соотносящих действий создаёт условия для освоения им перспективных действий, которые, в свою очередь, делают восприятие, более точным и правильным.
Собирая пирамидку, матрёшку, закрывая коробочку, застёгивая пуговицы, кнопки, завязывая шнуровки, ребёнок подбирает и соединяет предметы и их части в соответствии с признаками - цветом, формой, величиной. Результат таких действий достигается только при соблюдении определённых правил.
Взрослый знакомит малыша с новым способом ориентировки – примериванием. Знакомые малышу предметы становятся постоянными образцами, с которыми ребёнок сравнивает свойства любых предметов, например треугольные предметы с крышей, красные с помидором.
Выбор по образцу, который выступает при этом меркой. Сначала дети учатся подбирать предметы по форме, потом по величине и лишь затем по цвету. Восприятие становится более детальным, полным и точным. Предмет воспринимается ребёнком с точки зрения разных присущих ему свойств.
Важно, чтобы ребёнок умел подбирать предметы по слову взрослого, фиксирующего определённый признак, и мог учитывать свойства объектов в практической деятельности. Выполнение подобных заданий говорит о том, что у ребёнка сформировались некоторые представления о свойствах предметов.
Развитие фонематического слуха протекает по тем же закономерностям. В раннем детстве интенсивно развивается активная речь, складывается вербальное общение, поэтому фонематические свойства звуков выделяются в той мере, в которой они необходимы для деятельности. К концу 2-го года жизни малыш воспринимает все звуки родного языка.
Таким образом, можно выделить следующие особенности сенсорного восприятия детей раннего возраста:
К 1,5 годам – ориентация на отдельные, бросающиеся в глаза (ярко выраженные) признаки.
К 2-м годам – появляется опредмеченность восприятия; восприятие по средствам сравнения свойств предметов при манипулировании ими; активно развивается зрительное и слуховое восприятие;
К 3-м годам – характерен ускоренный темп сенсорного развития (сензитивный период), появляется потребность в воспроизведении за взрослым (слов – названий формы, цвета и самостоятельному их употреблению).
В игровой форме можно представлять ребенку любые новые понятия.
Несколько раз в неделю полезно проводить упражнения для развития осязательных качеств. Для этого лучше всего взять игрушки, с которыми малыш знаком. Это может быть мячик, кукла, кубик, книжка, расческа и т. д. Предметы накрывают тканью. Задача ребенка — определить на ощупь, какие игрушки присутствуют на столе.
На третьем году жизни можно проводить игру «Это чья вещь?». Задача ребенка — разложить вещи по группам: «мое», «мамино», «сказочного персонажа» и т. д. Детям этого возраста также полезно складывать пирамидки и матрешки.
Особое внимание следует уделять формированию восприятия формы. Для этого используйте игры «Разложи на две группы».
Например, квадраты и круги, овалы и треугольники, круги и овалы, и другие сочетания. Перед игрой взрослый перемешивает все фигуры. Затем он дает ребенку задание.
Всегда полезными являются занятия с раскладыванием палочек. Их можно заменить карандашами, кубиками, шариками и прочими предметами. Раскладывать можно по цвету, размеру и форме. При этом надо оперировать понятиями «разные», «одинаковые», «такой» и «не такой».
Не стоит забывать, что дети младшего возраста только начинают познавать мир. У них формируются первые понятия о формах и положении предметов. В этот период ребенок начинает развиваться особенно бурно. Он становятся очень любознательным. Малыш формирует представления о запахах, вкусах, звуках и размерах предметов.
Именно поэтому у каждого малыша необходимо развивать пять основных сенсорных качеств: зрение, вкус, слух, осязание и обоняние. Каждой системе надо уделять внимание. Задача взрослых — максимальное развитие органов чувств малыша. Такое развитие возможно только в игре.
Литература:
1.Ветрова В. В. «Во что играть с ребёнком до 3 лет». ТЦ М. 2011.
2.Громова О.Н. Прокопенко Т.А. «Игры-забавы по развитию мелкой моторики у детей» М. 2001.
3.Запорожец И.Ю. «Психолого-педагогические гостиные в детском саду» М.: Издательство: «Скрипторий 2003». 2010.
4.Зверева О.Л. «Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи», журнал: «Воспитатель ДОУ» № 4. 2009.
5.Колдина Д.Н. «Игровые занятия с детьми 2 - 3 лет» ТЦ М. 2011.
6.Пилюгина Э.Г. «Сенсорные способности малыша. Игры на развитие восприятия цвета, формы и величины у детей раннего возраста». М., 1996.
7.Пилюгина Э.Г. Сенсорные способности малыша – Москва. Мозаика – Синтез, 2003.
8.Янушко Е.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста – Москва, Мозаика – Синтез, 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Особенности сенсорного развития детей раннего возраста», консультация для воспитателей. Автор: воспитатель Зуй З.И.
На втором году жизни, если созданы все необходимые условия, у ребёнка наблюдается интенсивное развитие сенсорных способностей, определяющих уровень развития восприятия. Доминирующим в сенсорном р...
Особенности сенсорного развития детей раннего возраста.
Статья о восприятие и формирование представлений о свойствах предметов и различных явлениях окружающего мира....
Особенности сенсорного развития детей раннего возраста
Основной задачей сенсорного развития является создание условий для формирования восприятия как начальной ступени познания окружающей действительности....
Особенности сенсорного развития детей раннего возраста
На втором году жизни, если созданы все необходимые условия, у ребенка наблюдается интенсивное развитие сенсорных способностей, определяющих уровень развития восприятия. Доминирующим в сенсорном развит...
Сенсорное восприятие детей раннего возраста.
Сенсорное развитие – это процесс формирования определенных представлений о свойствах предметов: их размере, форме, цвете, положении в пространстве, вкусах, запахах и т.д. Когда малыш вперв...
Развитие сенсорного восприятия детей раннего возраста в условиях реализации ФГОС посредством формирования первичных представлений о свойствах и отношениях объекта окружающего мира
Развитие сенсорного восприятия детей раннего возрастав условиях реализации ФГОС посредством формирования первичных представлений о свойствах и отношениях объекта окружающего мира...
Развитие сенсорного восприятия детей раннего возраста в повседневной жизни
Масиер-класс для педагогов...