Перспективный план дидактических игр и упражнений на развитие сенсорных представлений у детей раннего возраста
учебно-методический материал (младшая группа)

Перспективный план

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perspektivnyy_plan.docx28.2 КБ

Предварительный просмотр:

ОКТЯБРЬ

Не

де

ля

Дидактическая игра

Задача

Материал

Методы и приемы

Интеграция разных видов деятельности

1

«Найди такой же по цвету»

Развивать умение подбирать предметы по цвету при выборе из двух цветов.

Геометрические фигуры двух цветов

Игровая проблемная ситуация, показ приема сопоставления (приложения), индивидуальная помощь, поощрение

В процессе совместной деятельности с детьми, режимных моментов «искать» предметы определенного цвета.

Рисование «Цветные дорожки»

2

«Помоги кругу найти друзей»

Развивать умение подбирать по образцу геометрические фигуры (круги) при выборе из двух форм.

Плоскостные геометрические фигуры (круги и квадраты) разного цвета

Игровая проблемная ситуация, обследование фигуры, показ приема наложения, индивидуальная помощь, поощрение

В процессе совместной деятельности с детьми, режимных моментов «поиск» предметов круглой формы.

Лепка «Колобок»

3

«Большой и маленький»

Развивать умение подбирать по образцу предметы двух контрастных размеров

Предметы, игрушки двух контрастных величин

Игровая проблемная ситуация, показ приема сопоставления (сравнения по размеру), индивидуальная помощь, поощрение

Конструирование «Высокая и низкая башни»

Подвижная игра «Большие и маленькие мячики»

4

«Найди такой же листок»

Развивать умение выделять цвет и форму предметов.

Листочки, изготовленные из цветного картона: двух цветов (желтый, красный), различные по форме (клен, береза)

Игра «Мы шли, шли, что-то нашли», постановка проблемы, рассматривание листиков, п/и «У кого такой же», поощрение.

Рассматривание листьев на участке.

Д/и «Найди такой же».

Аппликация «Осенние листочки» (коллективная работа).

НОЯБРЬ

Не

де

ля

Дидактическая игра

Задача

Материал

Методы и приемы

Интеграция разных видов деятельности

1

«Варежки»

Развивать умение подбирать предметы по цвету при выборе из четырех.

Силуэты варежек четырех основных цветов, цветные шнурки с прищепками.

Игровая проблемная ситуация, вопросы к детям, показ, индивидуальная помощь, поощрение

В процессе режимных моментов (одевание на прогулку) обращать внимание на цвет предметов одежды.

Рисование  «Красивые варежки».

2

«Помоги квадрату найти друзей»

Развивать умение подбирать по образцу геометрические фигуры (квадраты), назвать форму словом

Плоскостные геометрические фигуры разного цвета

Игровая проблемная ситуация, обследование фигуры, показ приема наложения, индивидуальная помощь, поощрение

В процессе совместной деятельности с детьми, режимных моментов «поиск» предметов квадратной формы.

Конструирование «Дорожка» (из кубиков)

3

«Высокие и низкие башенки»

 Развивать умение определять высоту объекта (высокий-низкий), называть величину словом

Кубики, игрушки жираф и  цыпленок.

Рассказ от имени игрушки, игровая проблемная ситуация, речевая инструкция, корректировка самостоятельной деятельности детей, индивидуальная помощь, поощрение.

В процессе совместной деятельности с детьми, режимных моментов, наблюдений на прогулке сравнивать объекты по высоте

4

«Укрась бабочку»

Развивать умение сопоставлять и подбирать предметы по размеру и цвету

Рамки – бабочки с отверстиями разного диаметра, круги-вкладыши соответствующего размера, разного цвета.

Игровой, совместное рассматривание, постановка проблемы, показ, поощрение.

Игры с рамками - вкладышами

ДЕКАБРЬ

Не

де

ля

Дидактическая игра

Задача

Материал

Методы и приемы

Интеграция разных видов деятельности

1

«Гараж для машины»

Развивать умение подбирать предметы по цвету при выборе из четырех, обозначать цвет словом.

Гаражи (кубики с отверстиями) и машины четырех цветов.

Рассказ от имени игрового персонажа, игровая проблемная ситуация, вопросы к детям, показ ребенка, индивидуальная помощь, поощрение.

Подвижная игра «Воробушки и автомобиль».

Дидактическая игра «Гараж для машин».

2

«Помоги квадрату и прямоугольнику найти друзей»

Развивать умение подбирать по образцу геометрические фигуры (квадрат, прямоугольник), называть форму словом.

Плоскостные геометрические фигуры (квадраты, прямоугольники) разного цвета

Игровая проблемная ситуация, обследование фигуры, показ приема наложения, индивидуальная помощь, поощрение

В процессе совместной деятельности с детьми, режимных моментов «поиск» предметов квадратной и прямоугольной формы.

Рисование «Коврики для котят».

3

«Помоги ёжику»

Развивать умение соотносить предметы по величине (большие и маленькие), называть величину словом.

Две корзины (плоскостные или объемные), яблоки (плоскостные) двух контрастных размеров.

Игровая проблемная ситуация, речевая инструкция, вопросы к детям, индивидуальная помощь, поощрение.

В процессе совместной деятельности с детьми, режимных моментов, наблюдений на прогулке сравнение объектов по величине.

Рисование «Большие и маленькие шарики на ёлку».

4

«Веселый паровозик»

Развивать умение подбирать и группировать предметы по цвету и размеру.

Паровозик с вагончиками четырех основных цветов, мелкие игрушки соответствующих цветов.

Игровая проблемная ситуация, объяснение, индивидуальная помощь, поощрение.

Конструирование «Поезд с вагончиками».

ЯНВАРЬ

Не

де

ля

Дидактическая игра

Задача

Материал

Методы и приемы

Интеграция разных видов деятельности

1

«Подбери чашки к блюдцам»

Развивать умение подбирать предметы по цвету при выборе из четырех, обозначать цвет словом

Плоскостные фигуры (чашки и блюдца, неваляшки) четырех цветов

Рассказ от имени игрового персонажа, игровая проблемная ситуация, вопросы к детям, показ ребенком, индивидуальная помощь, поощрение

Дидактические игры «Накормим  гостей»

2

«Какие колеса лучше»

Упражнять в установлении различий между геометрическими фигурами (круг, квадрат,  прямоугольник).

Игрушечная машинка без колес, 3 набора колес (круглые, квадратные,  прямоугольные).

Игровая проблемная ситуация, обследование геометрических форм,  элементарное экспериментирование, вопросы к детям, совместный вывод.

Д/и «Спрячь мышку».

Рисование «Дорисуй колеса».

3

«Длинная и короткая дорожки»

Развивать умение соотносить предметы по длине (длинный - короткий), называть словом

Плоскостные дорожки из цветного картона двух контрастных величин, игрушки для обыгрывания

Рассказ от имени игрушки, игровая проблемная ситуация, речевая инструкция, вопросы к детям, индивидуальная помощь, поощрение.

В процессе совместной деятельности с детьми, режимных моментов, наблюдений на прогулке сравнение объектов по длине.

Конструирование «Дорожки для зверей»

4

«Нанизывание бусин различной величины»

Развивать умение  чередовать предметы по величине.

Для каждого ребенка по 8 бусин двух величин одинакового цвета и формы, шнуры нейтрального цвета, кукла.

Игровой, постановка проблемы, объяснение, показ этапов работы, подсказка, индивидуальная помощь, поощрение.

Игры с пирамидками, матрешками.

ФЕВРАЛЬ

Не

де

ля

Дидактическая игра

Задача

Материал

Методы и приемы

Интеграция разных видов деятельности

1

«Колёса для машины»

Упражнять в  группировке однородных предметов по цвету.

Силуэты машин 4-х цветов, цветные колеса (красный, желтый, синий, зеленый).

Игровая проблемная ситуация, вопросы к детям, индивидуальная помощь,  поощрение.

Игры с двигателями.

Рисование «Колёса для машины».

2

«Разложи печенье на тарелочки»

Упражнять в  группировке однородных предметов по форме.

Плоскостные тарелки трех геометрических форм, печенье в виде геометрических форм (круг, квадрат, прямоугольник)

Игровая проблемная ситуация, объяснение воспитателя, вопросы к детям, индивидуальная помощь,  поощрение

Игры с досками – вкладышами

Игровые ситуации «Угости кукол печеньем», «К нам гости пришли»

3

«Веселый Снеговик»

Развивать умение различать  предметы по величине (большой, средний, маленький), выстраивать сериационный ряд по величине.

Готовые формы – круги 3-х размеров белого цвета.

Художественное слово, сюрпризный момент, решение игровой проблемной ситуации, индивидуальная помощь, поощрение, обыгрывание.

Аппликация «Снеговик»

Игровая ситуация «Играем в  снежки»

4

«Разноцветные башенки»

Развивать умение сопоставлять объекты по двум признакам (цвету и величине).

Набор строителя четырех основных цветов, матрешки двух контрастных величин 4-х цветов.

Активизация деятельности детей с помощи игрушки, речевая инструкция, индивидуальная помощь, поощрение.

Игры со строительным материалом – постройки башенок разной величины для игрушек - зверят

МАРТ

Не

де

ля

Дидактическая игра

Задача

Материал

Методы и приемы

Интеграция разных видов деятельности

1

«Мышки на ковриках»

Упражнять в  группировке однородных предметов по цвету.

Дидактическое пособие «Коврик для мышек», мышки четырех цветов (красный, желтый, синий, зеленый).

Игровая проблемная ситуация, вопросы к детям, индивидуальная помощь,  поощрение.

Рисование «Цветы для мамы»

2

«Разные бусы»

Развивать умение  чередовать предметы по форме.

По 8 бусин круглой и квадратной формы на каждого ребенка, шнуры для нанизывания, кукла.

Игровая ситуация, постановка проблемы, объяснение, показ этапов работы, подсказка, похвала.

Аппликация «Бусы для мамы»

3

«Строим башню»

Упражнять в сравнении геометрических форм  по величине (большой, средний, маленький), выстраивании сериационного ряда.

Готовые формы – квадраты 3-х размеров разного цвета.

Художественное слово, сюрпризный момент, решение игровой проблемной ситуации, индивидуальная помощь, поощрение, обыгрывание.

Игры со строительным материалом, кубиками  - вкладышами.

Аппликация «Башня»

4

«Разные дорожки»

Развивать умение сопоставлять предметы по двум признакам (цвету и форме).

Набор строительного материала из 2-х элементов (куб, кирпичик) 4-х цветов, игрушки для обыгрывания.

Активизация деятельности детей с помощи игрушки, речевая инструкция, корректировка  деятельности детей, индивидуальная помощь, поощрение, обыгрывание.

Аппликация «Разноцветные дорожки».

П/и «Шагаем по дорожке».

АПРЕЛЬ

Не

де

ля

Дидактическая игра

Задача

Материал

Методы и приемы

Интеграция разных видов деятельности

1

«Помоги неваляшкам найти свои игрушки»

Упражнять в группировке предметов по цвету.

4 неваляшки (кр., син., жел., зел.) 4 ведерка, соответствующих цветов, набор плоскостных фигур соответствующих цветов, одна большая емкость.

Рассказ от имени игрушек, игровая  проблемная ситуация, речевая инструкция, анализ результата, поощрение.

Игры с мозаикой, сенсорными тоннелями

2

«Веселый поезд»

Упражнять в подборе и группировке предметов по форме

Плоскостные вагончики поезда с отверстиями для окошек 3-х геометрических форм, геометрические фигуры (круг, квадрат, прямоугольник)

Игровая проблемная ситуация, обследование фигуры, прием наложения, индивидуальная помощь, поощрение.

Игры с рамками-вкладышами

Дид. игра «Чудесный мешочек»

3

«Накорми мишек»

Упражнять в сравнении, подборе и группировке предметов  по величине (большой, средний, маленький), обозначении величины словом.

Плоскостные фигуры медведей, чашек, ложек и тарелок 3-х размеров.

Художественное слово, сюрпризный момент, решение игровой проблемной ситуации, индивидуальная помощь, поощрение, обыгрывание.

Лепка «Тарелки для медведей»

4

«Заборчик для зверюшек»

Развивать умение  подбирать и группировать предметы по цвету и форме.

Разноцветные кубики и призмы, игрушки - зверушки.

Игровой прием,  постановка проблемы, подбор необходимого строительного материала, обсуждение, индивидуальная помощь, поощрение, обыгрывание.

Игры со строительным материалом.

МАЙ

Не

де

ля

Дидактическая игра

Задача

Материал

Методы и приемы

Интеграция разных видов деятельности

1

«Цветные полянки»

Закреплять умение группировать предметы по цвету, обозначать цвет словом.

«Полянки» (4-х цветов), набор плоскостных фигур соответствующих цветов, одна большая емкость.

Игровая  проблемная ситуация, речевая инструкция, анализ результата, поощрение.

Игры с мозаикой

Рисование «Цветы на траве»

2

«Сложи узор»

Упражнять в подборе и группировке предметов по форме.

Нарисованный на листе узор из геометрических форм, геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник)

Игровая проблемная ситуация, обследование фигуры, прием наложения, индивидуальная помощь, поощрение.

Игры с рамками-вкладышами

Дид.игра «Чудесный мешочек»

3

«Собери пирамидку»

Упражнять в сравнении предметов  по величине, выстраивании сериационного ряда.

Пирамидка  из 4 – 6 колец.

Рассматривание, вопросы к детям, сравнение по величине, практическая деятельность детей, индивидуальная помощь, поощрение.

Игры с пирамидками, кубиками-вкладышами.

4

«Ловись, рыбка»

Закреплять умение определять и называть свойства предметов (цвет, форма, величина).

Таз с водой, игрушечный набор «Рыбалка» (удочки с магнитами, рыбки, разные по цвету и величине), тарелки разной формы.

Игровая ситуация, обсуждение, вопросы к детям, практическая деятельность детей, индивидуальная помощь, поощрение.

Самостоятельная деятельность детей с дидактическим материалом


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры, как средство формирования и развития сенсорных представлений у детей раннего возраста.

Материал представлен в виде творческого отчета по теме "Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста"...

программа самообразования по теме :«Формирование сенсорных представлений у детей раннего возраста посредствам дидактических игр и упражнений ».

Методическая тема самообразования : «Формирование сенсорных представлений у детей раннего возраста посредствам дидактических игр и упражнений ».АктуальностьВ условиях реализации ФГОС  ведущ...

Непосредственно образовательная деятельность. Образовательная область "Познавательное развитие" развитие сенсорных представлений для детей раннего возраста

Непосредственно образовательная деятельность. Образовательная область "Познавательное развитие" развитие сенсорных представлений для детей раннего возраста...

Презентация по самообразованию. Тема: "Развитие сенсорных представлений у детей раннего возраста".

Я выбрала тему самообразования "Развитие сенсорных представлений у детей раннего возраста". Данная презентация чётко и ясно объясняет всю суть моей работы над самообразованием и даже больше....

Развитие сенсорных представлений у детей раннего возраста через дидактические игры.

Сенсорное развитие (от лат. sensus — чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. В примерной об...

«Формирование сенсорных представлений у детей раннего возраста по средствам дидактических игр и упражнений»

laquo;Формирование сенсорных представлений у детей раннего возраста по средствам дидактических игр и упражнений»...

Развитие сенсорных представлений у детей раннего возраста с ОВЗ через дидактическую игру

Публичная презентация личного опыта на областном практико-ориентированном семинаре для специалистов реабилитационных центров Московской области «ОСОБЫЕ ДЕТИ – ОСОБЫЙ ПОДХОД» Фо...