Работа с родителями в коррекционной группе онр
консультация (старшая группа)
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
- История вопроса.
- Задачи, стоящие перед ДОУ в работе с родителями.
- Формы организации совместной деятельности ДОУ и родителей.
- Основные направления и задачи сотрудничества ДОУ с семьей.
Общеизвестно, что детство – уникальный период в жизни человека, именно в это время формируется здоровье, происходит становление личности. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека.
В начале пути рядом с беззащитным, доверчивым малышом находятся самые главные люди в его жизни – родители. Благодаря их любви, заботе, эмоциональной близости и поддержке, ребенок растет и развивается, у него возникает чувство доверия к миру и окружающим его людям.
На определенном этапе жизненного пути ребенок поступает в детский сад. Теперь его окружают новые люди, взрослые и дети, которых он раньше не знал, и которые составляют новую общность, чем его семья. Если родители и воспитатели объединят свои усилия и обеспечат малышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь и в детском саду и дома, а детский сад будет способствовать его развитию, умению общаться со сверстниками, поможет подготовиться к школе, то можно с уверенностью сказать, что произошедшее изменение в жизни ребенка – ему на благо. Но если родители с этого момента перестанут принимать активное участие в решении трудностей, с которыми встречается малыш, то в школе их ждут печальные последствия. Поэтому активный курс на создание единого пространства развития ребенка должны поддерживать как детский сад, так и семья.
Выдающиеся педагоги прошлого были убеждены, что главными воспитателями ребенка в дошкольном детстве являются родители. Но для того, чтобы правильно воспитывали своего ребенка, педагоги должны предоставить в их распоряжение специальные пособия и дидактические материалы.
Я.А. Коменский в помощь матерям создал первую в мире детскую энциклопедию, И.Г. Песталоцци – руководство для матерей.
К.Д.Ушинский считал, сто родители постоянно должны читать педагогическую литературу, а так же приобретать знания в общении с учителями. Он подчеркивал роль матери, которая ближе всего к ребенку, заботится о нем с самого рождения, тонко и глубоко понимает его индивидуальные особенности.
Д.И.Писарев утверждал, что забота об эстетическом развитии ребенка должна начинаться в семья и как модно раньше. Поэтому для матерей им была разработана специальная программа с четко сформулированными задачами для каждого возрастного периода и практическими советами, которые не утратили своей значимости сегодня. К ним относятся рекомендации по созданию в домашней обстановке развивающей среды «для радостного созерцания прекрасного», а так же методы и приемы, которые позволяли бы матерям в процессе тактичного и деликатного общения «не учить детей искусству, а побуждать наслаждаться прекрасным».
Особое значение Д.И.Писарев, как и Н.И. Новиков, придавал содержанию произведения искусства. И тот и другой полагали, что не следует демонстрировать детям сцены насилия и агрессии и что необходимо охранять их от всяких впечатлений, внушающих страх и ужас.
В.А.Сухомлинский подчеркивал, что задачи воспитания и развития могут быть успешно решены только в том случае, если школа будет поддерживать связь с семьей и вовлекать ее в работу. Именно Сухомлинским был выделен и обоснован принцип непрерывности и единства общественного и семейного воспитания, основанный на отношении доверия и сотрудничества между педагогами и родителями.
С развитием системы общественного дошкольного воспитания вопросы работы с семьей органично вписались в орбиту деятельности педагогов детского сада и были представлены самостоятельным разделом в «руководстве для воспитателей детского сада» (1938, 1945гг.). Благодаря усилиям ученых и практиков (Н.Ф.Виноградова, Л.В.Загик, С.К. Калиев, Т.А. Маркова, О.Н. Урбанская и др.) были разработаны содержание, формы и методы работы детского сада с семьей, программы знаний в народных университетах педагогических знаний для родителей.
Этим проблемам посвятила свои исследования Л.Ф. Островская, которая традиционные формы работы детского сада с семьей (посещение семьи, консультации, беседы, групповые и общие собрания, наглядная пропаганда) дополнила деловыми играми.
Н.Ф.Виноградова, Г.Н. Година и др. известные педагоги-ученые настаивали на разнообразии форм и методов работы детского сада с родителями. Ведущая роль в этом деле отводилась заведующему детским садом, т.к. в его обязанности входит создание условий для развития всех форм работы с семьей.
Несомненно, овладение коммуникативными умениями должно стать для педагогических коллективов дошкольных учреждений предметом столь же серьезных забот, как и совершенствование методов учебно-воспитательной работы с детьми.
Опубликованная в 1989г. «Концепция дошкольного воспитания» (В.В.Давыдов, В.А.Петровский и др.) положили начало реформе дошкольного образования. В ней было зафиксировано, что семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга. Поэтому так важно для успешного воспитания установление доверительного делового контакта между ДОУ и родителями.
В зарубежной педагогике постановка и решение проблемы взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения выглядят иначе. В центре внимания здесь находятся семья и ребенок, а взаимодействия дошкольного учреждения с родителями рассматривается как помощь родителям в воспитании ребенка, а не как обучение родителей тому, что знают педагоги. Такой подход связан с различиями в государственной политике по отношению к дошкольным учреждениям в России и за рубежом.
Дошкольные учреждения за рубежом не контролируются государством, то есть не являются учреждениями, призванными обеспечить общественное воспитание. Поэтому при их организации и определении содержания работы принимается во внимание, прежде всего, позиция семьи в целом – как родителей, так и детей. Например, в Англии ведущим является принцип самовыражения ребенка в деятельности как наилучшее средство выявления способностей, а также установка на его спонтанное, стихийное развитие. В США на занятиях преобладает самостоятельная деятельность детей, широко распространены игры со строительным материалом. Во время обучения большое внимание уделяется развитию умения планировать свою работу и тщательно ее выполнять. Ставится задача научить ребят самоорганизовываться, становиться лидерами.
В нашем понимании, для того, чтобы взаимодействие осуществлялось в интересах развития личности ребенка, семья для воспитателей не должна выступать лишь как объект воздействия. Воспитатели должны понимать сами и объяснять родителям, что семья для дошкольников – жизненно необходимая среда, во многом определяющая путь развития его личности. Следовательно, вовлечение родителей в орбиту педагогической деятельности, их заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.
Можно выделить и основные задачи, стоящие перед дошкольным учреждением в работе с родителями:
- изучение семьи детей;
- привлечение родителей к активному участию в деятельности дошкольного учреждения;
- изучение семейного опыта воспитания и обучения детей;
- просвещение родителей в области педагогики и детской психологии.
Можно выделить спектр действий по вовлечению родителей в деятельность ДОУ.
- Первые контакты между семьями и ДОУ:
- приглашение родителей с детьми или без них посетить учреждение до поступления в него;
- посещение сотрудниками семей на дому;
- представление родителям письменной информации об учреждении;
- встреча для выяснений условий посещения ребенком учреждения;
- составление договора.
2. Дальнейшая взаимосвязь родителей и персонала реализуется в процессе:
- ежедневных непосредственных контактов, когда родители приводят и забирают детей;
- неформальных бесед о детях или запланированных встреч с родителями, чтобы обсудить успехи, независимо от конкретных проблем;
- ознакомления родителей с письменным материалом об их детях;
- рекомендаций посетить врача и т.п.
- посещений родителей с тем, чтобы они могли видеть, как занимается их ребенок, или знакомиться с работой учреждения.
3. Родителям предлагается оказывать помощь ДОУ в качестве организаторов и спонсоров; они могут помочь в разработке содержания игротеки, сборе материалов для детских нужд и т.д.
4. Родители могут участвовать и в ежедневных занятиях детей: оставаться в ДОУ, чтобы ребенок привык к учреждению; помогать и участвовать в разных мероприятиях, например в чаепитии детей, и т.п.; помогать в повседневных занятиях; оказывать помощь при проведении экскурсии и других мероприятий.
5. Родители продолжают дома работу с детьми по программам или осуществляют часть домашнего плана.
6. Родители могут участвовать в принятии решений по поводу их детей: родительские комитеты принимают участие в решении вопросов, касающихся работы учреждения в целом.
7. Эффективны общественные мероприятия для родителей; посещение ими курсов по проблемам воспитания или приглашение лекторов по интересующим их вопросам, работа клуба для родителей и т.д.
8. ДОУ оказывает помощь родителям в конкретных проблемах по уходу за ребенком, методах его воспитания; в накоплении информации по семейному воспитанию и практических советов; в поисках выхода из кризисных ситуаций.
Важно привлечь родителей к участию не только в образовательной, но и финансовой деятельности ДОУ.
ОСНОВНЫЕ БЛОКИ ПО РАБОТЕ С РОДИТЕЛЯМИ
Блоки | Основные задачи | Формы |
Педагогическое просвещение родителей | Повышение педагогической грамотности родителей | Лекции, семинары, практические занятия, открытые занятия, конференции, работа творческих групп по интересам, педагогические советы, родительские собрания, консультации и др. |
Включение родителей в деятельность ДОУ | Создание условий для включения родителей в планирование, организацию и контроль над деятельностью дошкольного учреждения | Соревнования, кружки, выпуск газеты, конкурсы, викторины, совместные мероприятия и др. |
Для реализации содержания этой работы в дошкольном учреждении используются коллективные и индивидуальные формы деятельности. Целесообразно сочетание коллективных и индивидуальных форм взаимодействия: беседа, задушевный разговор, консультация-размышление, выполнение индивидуальных поручений, совместный поиск решения проблемы и т.п. Эти формы могут стать эффективными только в том случае, если удалось найти индивидуальный стиль взаимодействий с каждым родителем.
СОВМЕСТНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ
Совместные мероприятия педагогов и родителей |
1. Родительские собрания |
2. Конференции |
3. Консультации |
4. Беседы |
5. Вечера для родителей |
6. Кружки для родителей |
7. Диспуты |
8. Тематические выставки |
9. Педагогические советы |
10. Попечительский совет |
11. Школа для родителей |
12. Встреча с администрацией |
13. Посещение семей на дому |
14. Родительский комитет |
Совместные мероприятия педагогов, родителей и детей |
15.Дни открытых дверей |
16. Турниры знатоков |
17. Кружки |
18. КВН, викторины |
19. Праздники |
20. Семейные конкурсы |
21. Выпуск газеты |
22. Просмотры фильмов |
23. Концерты |
24. Оформление групп |
25. Соревнования |
26. Благоустройство ДОУ и территории |
Одна из главных задач педагогов – создать условия для развития нормальных отношений с семьей, а это может быть достигнуто только при деятельности родителей и детей, которая может быть реализована в разных формах.
Формы познавательной деятельности - это общественные смотры знаний, умений, навыков, творческие отчеты по направлениям деятельности, праздники знаний и творчества, турниры знатоков, Дни открытых дверей и т.д. Предмет, тему, методику проведения родители и воспитатели определяют совместно. Воспитатель составляет задания, помогает сформировать группы, организовать подготовительную работу, а родители участвуют в оформлении, подготовке поощрительных призов, оценке результатов.
Формы трудовой деятельности – оформление помещения группы, трудовой десант по благоустройству и озеленению двора, посадка аллеи в связи со знаменательным событием в жизни детей и родителей, создание библиотеки и т.п.
Формы досуга - подготовка, проведение и обсуждение спектаклей, праздников, соревнований, конкурсов, КВН; различных клубов и т.п.
Формы активизации – дискуссии, диалоги, обсуждение ситуаций, решение кроссвордов, анализ детских высказываний или детского творчества, тренинги, метод игрового моделирования и др.
Наглядные формы: библиотеки, папки-передвижки, видеофильмы, памятки-рекомендации для родителей и детей, открытки-приглашения, визитки, выставки книг, оборудования, настольных игр, детских и совместных рисунков, поделок с родителями, фотовыставки, газеты, Уголки для родителей и др.
Из сравнительно новых форм работы с родителями следует отметить видеофильмы, которые создаются по определенной тематике, например, «Трудовое воспитание ребенка в семье», «Трудовое воспитание детей в детском саду» и др.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНЯ И ЗАДАЧИ СОТРУДНИЧЕСТВА
Содержание деятельности | Сроки | Ответственный |
1 | 2 | 3 |
Исследование семей воспитанников для выявления: - типа семьи; - уровня удовлетворенности родителей положением семьи; основных ценностей семьи; - образовательного уровня, социального и материального положения; - потребностей на образовательные услуги для детей; - набор образовательных потребностей для повышения педагогической грамотности родителей; - опыта семейного воспитания ребенка; - уровня включение родителей в деятельность ДОУ. |
|
|
Посещение семей на дому для выявления необходимых условий развития детей. |
|
|
Изучение и анализ работы ДОУ с родителями для выявления уровня работы воспитателей: - форм работы, которые применяются воспитателями в группе; - причин неудовлетворенности родителей организацией воспитания и обучения детей и работой с родителями. |
|
|
Изучение и анализ методического и дидактического обеспечения работы с родителями в ДОУ. |
|
|
Проведение деловой игры с участием родителей и всего коллектива учреждения для выявления критериев успешной работы с родителями, определения целей и задач на ближайший период. |
|
|
Создание в методическом кабинете информационного банка, включающего: - дошкольные образовательные программы, каталог литературы, видеотеку по оснащению образовательного процесса, опыту семейного воспитания и др. - Рекомендации по созданию предметно-развивающей среды во всех возрастных группах в ДОУ и дома ; - рекомендации по обучению математике, грамоте, познавательной деятельности, развитию речи; - художественную литературу для всех возрастных групп; - ассортимент образовательных услуг, предоставленный другими ДОУ. |
|
|
Организация Дня открытых дверей для ознакомления родителей с деятельностью ДОУ. |
|
|
Создание в ДОУ нормативно-правовой документации, обеспечивающей права ребенка, в т.ч.: - Закон РФ «Об образовании»; - муниципальные документы, касающиеся образования; - Семейный кодекс РФ; - Конвенция о правах ребенка; - Типовое положение о дошкольном учреждении; - Устав дошкольного учреждения; Положение о родительском комитете. |
|
|
Индивидуальное собеседование с родителями для выявления их проблем в обучении и воспитании детей, изучения мотивов и потребностей родителей. |
|
|
Знакомство родителей с программами воспитания и обучения детей, по которым работает ДОУ. |
|
|
Проведение конференции «Мир ребенка в условиях сотрудничества родителей и педагогов в ДОУ» |
|
|
Проведение семинаров-практикумов: - «Конверт откровений» - «Письмо самому себе» Тренинги по конфликтологии, по разным разделам программы обучения и воспитания детей. |
|
|
Родительские собрания для повышения педагогической грамотности родителей. |
|
|
Оформление папок-передвижек |
|
|
Организация консультаций воспитателей, специалистов по проблемам обучения и воспитания детей. |
|
|
Профилактическая работа по проблемам нарушения прав ребенка в семье: знакомство с нормативно-правовыми документами, регламентирующими права ребенка в семье и дошкольном учреждении; встречи с работниками разных социальных служб города. |
|
|
Проведение коррекционной работы с проблемными семьями: -выявление семей группы риска; - организация групповых дискуссий; - встречи с сотрудниками детской комнаты милиции; - индивидуальная работа с семьями; - организация совместной деятельности родителей и детей; - групповые обсуждения планов с родителями для совместной деятельности на будущее |
|
|
Организация работы «Школа молодой семьи» |
|
|
Выпуск газеты |
|
|
Организация кружков для родителей |
|
|
Организация кружков для детей и родителей |
|
|
Организация Дня добрых дел |
|
|
Проведение традиционных праздников |
|
|
Разработка сценариев и апробация новых мероприятий в ДОУ |
|
|
Организация совместных соревнований для детей и родителей |
|
|
Организация декадника «Внимание – дети!» |
|
|
Изучение семейного воспитания и обучения детей дома: - целевое посещение семей; - анализ и самоанализ семейного воспитания и обучения детей; - анкетирование педагогов и родителей; - обобщение семейного опыта. |
|
|
Выявление на территории района семей, в которых дети не посещают ДОУ |
|
|
Организация курсов для распространения знаний среди родителей и жителей микрорайона |
|
|
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_s_roditelyami.docx | 35.24 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
- История вопроса.
- Задачи, стоящие перед ДОУ в работе с родителями.
- Формы организации совместной деятельности ДОУ и родителей.
- Основные направления и задачи сотрудничества ДОУ с семьей.
Общеизвестно, что детство – уникальный период в жизни человека, именно в это время формируется здоровье, происходит становление личности. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека.
В начале пути рядом с беззащитным, доверчивым малышом находятся самые главные люди в его жизни – родители. Благодаря их любви, заботе, эмоциональной близости и поддержке, ребенок растет и развивается, у него возникает чувство доверия к миру и окружающим его людям.
На определенном этапе жизненного пути ребенок поступает в детский сад. Теперь его окружают новые люди, взрослые и дети, которых он раньше не знал, и которые составляют новую общность, чем его семья. Если родители и воспитатели объединят свои усилия и обеспечат малышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь и в детском саду и дома, а детский сад будет способствовать его развитию, умению общаться со сверстниками, поможет подготовиться к школе, то можно с уверенностью сказать, что произошедшее изменение в жизни ребенка – ему на благо. Но если родители с этого момента перестанут принимать активное участие в решении трудностей, с которыми встречается малыш, то в школе их ждут печальные последствия. Поэтому активный курс на создание единого пространства развития ребенка должны поддерживать как детский сад, так и семья.
Выдающиеся педагоги прошлого были убеждены, что главными воспитателями ребенка в дошкольном детстве являются родители. Но для того, чтобы правильно воспитывали своего ребенка, педагоги должны предоставить в их распоряжение специальные пособия и дидактические материалы.
Я.А. Коменский в помощь матерям создал первую в мире детскую энциклопедию, И.Г. Песталоцци – руководство для матерей.
К.Д.Ушинский считал, сто родители постоянно должны читать педагогическую литературу, а так же приобретать знания в общении с учителями. Он подчеркивал роль матери, которая ближе всего к ребенку, заботится о нем с самого рождения, тонко и глубоко понимает его индивидуальные особенности.
Д.И.Писарев утверждал, что забота об эстетическом развитии ребенка должна начинаться в семья и как модно раньше. Поэтому для матерей им была разработана специальная программа с четко сформулированными задачами для каждого возрастного периода и практическими советами, которые не утратили своей значимости сегодня. К ним относятся рекомендации по созданию в домашней обстановке развивающей среды «для радостного созерцания прекрасного», а так же методы и приемы, которые позволяли бы матерям в процессе тактичного и деликатного общения «не учить детей искусству, а побуждать наслаждаться прекрасным».
Особое значение Д.И.Писарев, как и Н.И. Новиков, придавал содержанию произведения искусства. И тот и другой полагали, что не следует демонстрировать детям сцены насилия и агрессии и что необходимо охранять их от всяких впечатлений, внушающих страх и ужас.
В.А.Сухомлинский подчеркивал, что задачи воспитания и развития могут быть успешно решены только в том случае, если школа будет поддерживать связь с семьей и вовлекать ее в работу. Именно Сухомлинским был выделен и обоснован принцип непрерывности и единства общественного и семейного воспитания, основанный на отношении доверия и сотрудничества между педагогами и родителями.
С развитием системы общественного дошкольного воспитания вопросы работы с семьей органично вписались в орбиту деятельности педагогов детского сада и были представлены самостоятельным разделом в «руководстве для воспитателей детского сада» (1938, 1945гг.). Благодаря усилиям ученых и практиков (Н.Ф.Виноградова, Л.В.Загик, С.К. Калиев, Т.А. Маркова, О.Н. Урбанская и др.) были разработаны содержание, формы и методы работы детского сада с семьей, программы знаний в народных университетах педагогических знаний для родителей.
Этим проблемам посвятила свои исследования Л.Ф. Островская, которая традиционные формы работы детского сада с семьей (посещение семьи, консультации, беседы, групповые и общие собрания, наглядная пропаганда) дополнила деловыми играми.
Н.Ф.Виноградова, Г.Н. Година и др. известные педагоги-ученые настаивали на разнообразии форм и методов работы детского сада с родителями. Ведущая роль в этом деле отводилась заведующему детским садом, т.к. в его обязанности входит создание условий для развития всех форм работы с семьей.
Несомненно, овладение коммуникативными умениями должно стать для педагогических коллективов дошкольных учреждений предметом столь же серьезных забот, как и совершенствование методов учебно-воспитательной работы с детьми.
Опубликованная в 1989г. «Концепция дошкольного воспитания» (В.В.Давыдов, В.А.Петровский и др.) положили начало реформе дошкольного образования. В ней было зафиксировано, что семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга. Поэтому так важно для успешного воспитания установление доверительного делового контакта между ДОУ и родителями.
В зарубежной педагогике постановка и решение проблемы взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения выглядят иначе. В центре внимания здесь находятся семья и ребенок, а взаимодействия дошкольного учреждения с родителями рассматривается как помощь родителям в воспитании ребенка, а не как обучение родителей тому, что знают педагоги. Такой подход связан с различиями в государственной политике по отношению к дошкольным учреждениям в России и за рубежом.
Дошкольные учреждения за рубежом не контролируются государством, то есть не являются учреждениями, призванными обеспечить общественное воспитание. Поэтому при их организации и определении содержания работы принимается во внимание, прежде всего, позиция семьи в целом – как родителей, так и детей. Например, в Англии ведущим является принцип самовыражения ребенка в деятельности как наилучшее средство выявления способностей, а также установка на его спонтанное, стихийное развитие. В США на занятиях преобладает самостоятельная деятельность детей, широко распространены игры со строительным материалом. Во время обучения большое внимание уделяется развитию умения планировать свою работу и тщательно ее выполнять. Ставится задача научить ребят самоорганизовываться, становиться лидерами.
В нашем понимании, для того, чтобы взаимодействие осуществлялось в интересах развития личности ребенка, семья для воспитателей не должна выступать лишь как объект воздействия. Воспитатели должны понимать сами и объяснять родителям, что семья для дошкольников – жизненно необходимая среда, во многом определяющая путь развития его личности. Следовательно, вовлечение родителей в орбиту педагогической деятельности, их заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.
Можно выделить и основные задачи, стоящие перед дошкольным учреждением в работе с родителями:
- изучение семьи детей;
- привлечение родителей к активному участию в деятельности дошкольного учреждения;
- изучение семейного опыта воспитания и обучения детей;
- просвещение родителей в области педагогики и детской психологии.
Можно выделить спектр действий по вовлечению родителей в деятельность ДОУ.
- Первые контакты между семьями и ДОУ:
- приглашение родителей с детьми или без них посетить учреждение до поступления в него;
- посещение сотрудниками семей на дому;
- представление родителям письменной информации об учреждении;
- встреча для выяснений условий посещения ребенком учреждения;
- составление договора.
2. Дальнейшая взаимосвязь родителей и персонала реализуется в процессе:
- ежедневных непосредственных контактов, когда родители приводят и забирают детей;
- неформальных бесед о детях или запланированных встреч с родителями, чтобы обсудить успехи, независимо от конкретных проблем;
- ознакомления родителей с письменным материалом об их детях;
- рекомендаций посетить врача и т.п.
- посещений родителей с тем, чтобы они могли видеть, как занимается их ребенок, или знакомиться с работой учреждения.
3. Родителям предлагается оказывать помощь ДОУ в качестве организаторов и спонсоров; они могут помочь в разработке содержания игротеки, сборе материалов для детских нужд и т.д.
4. Родители могут участвовать и в ежедневных занятиях детей: оставаться в ДОУ, чтобы ребенок привык к учреждению; помогать и участвовать в разных мероприятиях, например в чаепитии детей, и т.п.; помогать в повседневных занятиях; оказывать помощь при проведении экскурсии и других мероприятий.
5. Родители продолжают дома работу с детьми по программам или осуществляют часть домашнего плана.
6. Родители могут участвовать в принятии решений по поводу их детей: родительские комитеты принимают участие в решении вопросов, касающихся работы учреждения в целом.
7. Эффективны общественные мероприятия для родителей; посещение ими курсов по проблемам воспитания или приглашение лекторов по интересующим их вопросам, работа клуба для родителей и т.д.
8. ДОУ оказывает помощь родителям в конкретных проблемах по уходу за ребенком, методах его воспитания; в накоплении информации по семейному воспитанию и практических советов; в поисках выхода из кризисных ситуаций.
Важно привлечь родителей к участию не только в образовательной, но и финансовой деятельности ДОУ.
ОСНОВНЫЕ БЛОКИ ПО РАБОТЕ С РОДИТЕЛЯМИ
Блоки | Основные задачи | Формы |
Педагогическое просвещение родителей | Повышение педагогической грамотности родителей | Лекции, семинары, практические занятия, открытые занятия, конференции, работа творческих групп по интересам, педагогические советы, родительские собрания, консультации и др. |
Включение родителей в деятельность ДОУ | Создание условий для включения родителей в планирование, организацию и контроль над деятельностью дошкольного учреждения | Соревнования, кружки, выпуск газеты, конкурсы, викторины, совместные мероприятия и др. |
Для реализации содержания этой работы в дошкольном учреждении используются коллективные и индивидуальные формы деятельности. Целесообразно сочетание коллективных и индивидуальных форм взаимодействия: беседа, задушевный разговор, консультация-размышление, выполнение индивидуальных поручений, совместный поиск решения проблемы и т.п. Эти формы могут стать эффективными только в том случае, если удалось найти индивидуальный стиль взаимодействий с каждым родителем.
СОВМЕСТНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ
Совместные мероприятия педагогов и родителей |
1. Родительские собрания |
2. Конференции |
3. Консультации |
4. Беседы |
5. Вечера для родителей |
6. Кружки для родителей |
7. Диспуты |
8. Тематические выставки |
9. Педагогические советы |
10. Попечительский совет |
11. Школа для родителей |
12. Встреча с администрацией |
13. Посещение семей на дому |
14. Родительский комитет |
Совместные мероприятия педагогов, родителей и детей |
15.Дни открытых дверей |
16. Турниры знатоков |
17. Кружки |
18. КВН, викторины |
19. Праздники |
20. Семейные конкурсы |
21. Выпуск газеты |
22. Просмотры фильмов |
23. Концерты |
24. Оформление групп |
25. Соревнования |
26. Благоустройство ДОУ и территории |
Одна из главных задач педагогов – создать условия для развития нормальных отношений с семьей, а это может быть достигнуто только при деятельности родителей и детей, которая может быть реализована в разных формах.
Формы познавательной деятельности - это общественные смотры знаний, умений, навыков, творческие отчеты по направлениям деятельности, праздники знаний и творчества, турниры знатоков, Дни открытых дверей и т.д. Предмет, тему, методику проведения родители и воспитатели определяют совместно. Воспитатель составляет задания, помогает сформировать группы, организовать подготовительную работу, а родители участвуют в оформлении, подготовке поощрительных призов, оценке результатов.
Формы трудовой деятельности – оформление помещения группы, трудовой десант по благоустройству и озеленению двора, посадка аллеи в связи со знаменательным событием в жизни детей и родителей, создание библиотеки и т.п.
Формы досуга - подготовка, проведение и обсуждение спектаклей, праздников, соревнований, конкурсов, КВН; различных клубов и т.п.
Формы активизации – дискуссии, диалоги, обсуждение ситуаций, решение кроссвордов, анализ детских высказываний или детского творчества, тренинги, метод игрового моделирования и др.
Наглядные формы: библиотеки, папки-передвижки, видеофильмы, памятки-рекомендации для родителей и детей, открытки-приглашения, визитки, выставки книг, оборудования, настольных игр, детских и совместных рисунков, поделок с родителями, фотовыставки, газеты, Уголки для родителей и др.
Из сравнительно новых форм работы с родителями следует отметить видеофильмы, которые создаются по определенной тематике, например, «Трудовое воспитание ребенка в семье», «Трудовое воспитание детей в детском саду» и др.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНЯ И ЗАДАЧИ СОТРУДНИЧЕСТВА
Содержание деятельности | Сроки | Ответственный |
1 | 2 | 3 |
Исследование семей воспитанников для выявления: - типа семьи; - уровня удовлетворенности родителей положением семьи; основных ценностей семьи; - образовательного уровня, социального и материального положения; - потребностей на образовательные услуги для детей; - набор образовательных потребностей для повышения педагогической грамотности родителей; - опыта семейного воспитания ребенка; - уровня включение родителей в деятельность ДОУ. | ||
Посещение семей на дому для выявления необходимых условий развития детей. | ||
Изучение и анализ работы ДОУ с родителями для выявления уровня работы воспитателей: - форм работы, которые применяются воспитателями в группе; - причин неудовлетворенности родителей организацией воспитания и обучения детей и работой с родителями. | ||
Изучение и анализ методического и дидактического обеспечения работы с родителями в ДОУ. | ||
Проведение деловой игры с участием родителей и всего коллектива учреждения для выявления критериев успешной работы с родителями, определения целей и задач на ближайший период. | ||
Создание в методическом кабинете информационного банка, включающего: - дошкольные образовательные программы, каталог литературы, видеотеку по оснащению образовательного процесса, опыту семейного воспитания и др. - Рекомендации по созданию предметно-развивающей среды во всех возрастных группах в ДОУ и дома ; - рекомендации по обучению математике, грамоте, познавательной деятельности, развитию речи; - художественную литературу для всех возрастных групп; - ассортимент образовательных услуг, предоставленный другими ДОУ. | ||
Организация Дня открытых дверей для ознакомления родителей с деятельностью ДОУ. | ||
Создание в ДОУ нормативно-правовой документации, обеспечивающей права ребенка, в т.ч.: - Закон РФ «Об образовании»; - муниципальные документы, касающиеся образования; - Семейный кодекс РФ; - Конвенция о правах ребенка; - Типовое положение о дошкольном учреждении; - Устав дошкольного учреждения; Положение о родительском комитете. | ||
Индивидуальное собеседование с родителями для выявления их проблем в обучении и воспитании детей, изучения мотивов и потребностей родителей. | ||
Знакомство родителей с программами воспитания и обучения детей, по которым работает ДОУ. | ||
Проведение конференции «Мир ребенка в условиях сотрудничества родителей и педагогов в ДОУ» | ||
Проведение семинаров-практикумов: - «Конверт откровений» - «Письмо самому себе» Тренинги по конфликтологии, по разным разделам программы обучения и воспитания детей. | ||
Родительские собрания для повышения педагогической грамотности родителей. | ||
Оформление папок-передвижек | ||
Организация консультаций воспитателей, специалистов по проблемам обучения и воспитания детей. | ||
Профилактическая работа по проблемам нарушения прав ребенка в семье: знакомство с нормативно-правовыми документами, регламентирующими права ребенка в семье и дошкольном учреждении; встречи с работниками разных социальных служб города. | ||
Проведение коррекционной работы с проблемными семьями: -выявление семей группы риска; - организация групповых дискуссий; - встречи с сотрудниками детской комнаты милиции; - индивидуальная работа с семьями; - организация совместной деятельности родителей и детей; - групповые обсуждения планов с родителями для совместной деятельности на будущее | ||
Организация работы «Школа молодой семьи» | ||
Выпуск газеты | ||
Организация кружков для родителей | ||
Организация кружков для детей и родителей | ||
Организация Дня добрых дел | ||
Проведение традиционных праздников | ||
Разработка сценариев и апробация новых мероприятий в ДОУ | ||
Организация совместных соревнований для детей и родителей | ||
Организация декадника «Внимание – дети!» | ||
Изучение семейного воспитания и обучения детей дома: - целевое посещение семей; - анализ и самоанализ семейного воспитания и обучения детей; - анкетирование педагогов и родителей; - обобщение семейного опыта. | ||
Выявление на территории района семей, в которых дети не посещают ДОУ | ||
Организация курсов для распространения знаний среди родителей и жителей микрорайона |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Результаты взаимодействия с родителями воспитанников коррекционной группы
В данной публикации описаны результаты работы учителя-логопеда с родителями в процессе коррекционной работы с детьми группы компенсирующей направленности....
Консультация для родителей средней коррекционной группы. Что такое задержка психического развития.
Успех психокоррекционной работы педагога-психолога с детьми с задержкой психического развития зависит от степени заинтересованности родителей. Для этого необходимо первоначально познакомить родителей ...
Презентация "Работа с родителями в коррекционной группе"
Цель - психолого-педагогическая поддержка семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей....
Презентация "Работа с родителями в коррекционной группе"
Цель - психолого-педагогическая поддержка семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей....
Перспективное планирование работы с детьми в коррекционной группе на неделю по лексической теме "Овощи"
В конспекте содержатся дидактические игры по лексической теме недели "Овощи"...
Формы работы с родителями детей коррекционной группы
Взаимодействия логопеда и семьи – это включение родителей в совместный коррекционный процесс и создание единого речевого пространства....
Календарный план работы музыкального руководителя в коррекционной группе
Календарное планирование работы музыкального руководителя для детей с РАС...