Музыкальное воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья
статья

Фёдорова Елена Григорьевна

Музыкальное воспитание детей с ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл m.vosp_._d._s_ovz.docx18.63 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ
В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Наш детский сад посещают дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Для того чтобы ребенок с ограниченными возможностями здоровья стал личностью и личностью творческой, востребованной и нужной обществу, необходима коррекция и развитие его высших психических функций, эмоционально-волевой, двигательной и социальной сфер.

Музыка является одним из наиболее привлекательных видов деятельности для ребенка - инвалида, так как оказывает большое эмоциональное воздействие и способствует развитию эстетических чувств, эстетического восприятия, а именно это делает человека человеком.

Мир музыки огромен и неповторим. Каждая встреча с музыкой должна приносить детям огромную радость, наслаждение. Задача педагога – научить детей понимать музыку, полюбить ее. Музыкальные занятия способны помочь детям с ограниченными возможностями здоровья увидеть, услышать, почувствовать все многообразие музыки, помочь им раскрыть свои творческие способности, войти в мир сверстников, полноценно существовать и взаимодействовать в нем. Музыкальное воспитание – это целенаправленный процесс формирования творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное.

Те, кто хоть раз общался с ребенком с ограниченными возможностями здоровья, знают, как трудно найти тропинку к его сердцу.

У таких детей круг представлений о внешнем мире очень узкий, слабо развита речь, а также слуховые и зрительные восприятия, слабая нервная система, плохая координация движений, неустойчивое внимание. Как правило, у этих детей отсутствуют навыки и умения в звукоподражании, в слоговом подпевании и интонировании простейших мелодий. Дети не умеют согласовывать движения с музыкой, подчинять свои действия различным внешним сигналам - зрительным, слуховым. Но у них есть одно свойство - подражательность, - которое проявляется как в музыкально-ритмических движениях, так и в подпевании и пении.

Музыка помогает социально адаптировать детей с ОВЗ, обогащает их чувственно-эмоциональную сферу, способствует самовыражению и самореализации:

- музыка увлекает и оказывает успокаивающее воздействие, снимает страхи и напряженность, ребенок испытывает положительные переживания;

-замкнутые дети становятся более общительными;

- развивается координация движений, мелкая моторика пальцев, чувство метроритма, повышается общий жизненный тонус;

- развивается эмоциональная отзывчивость ребенка, расширяется его кругозор;

- в каждом ребёнке раскрывается творческий потенциал;

- формируется любовь к музыке, вырабатываются элементы музыкального вкуса

Музыкальное воспитание в нашем детском саду, являются составной частью общей системы обучения и воспитания детей с ОВЗ. Коррекция нарушенных функций через музыку, помогает приобщить ребёнка к разным видам деятельности, сформировать внимание, интерес к музыке, развивать музыкальные способности. Музыка организует детей, заряжает их своим настроением. Музыкальное воспитание направленно непосредственно на развитие основных движений, сенсорных функций (зрительного и слухового восприятия, речевой деятельности.

Решению задач музыкального образования детей с ОВЗ, помогает использование разнообразных форм организации музыкальной деятельности, каждая из которых обладает определенными возможностями. Основной формой, непосредственно, являются музыкальные занятия, но не менее важна и индивидуальная работа музыкального руководителя с детьми с ОВЗ, в ходе которой решаются многие проблемы, такие как:

• непроизвольность движений;

• боязнь нового места, общения с незнакомыми людьми;

• речевые нарушения или отсутствие речи;

• замкнутость, неактивность детей;

• неустойчивые внимание и память у дошкольников.

Особенность работы с детьми с ОВЗ:

• не в поиске способов освоения разных танцевальных движений, а в стимуляции элементарной активности у ребенка;

• не в совершенствовании произношения, а в развитии элементарных вокализаций, простейших звукоподражаний;

• не в разучивании танцев, а в поиске способов побудить ребенка к танцевальному творчеству.

Главное и самое важное на моих занятиях - это атмосфера, которая создается особым качеством общения равных партнеров - детей и педагога. Это общение с полным правом можно назвать игровым. Возможность быть принятым окружающими без всяких условий позволяет ребенку проявлять свою индивидуальность. В этой игровой форме не все дети должны делать то же, что остальные, но каждый…со своим личным опытом может участвовать в игре.

Своеобразная ритуализация (повторяющаяся структура занятия) помогает детям быстро ориентироваться в новом материале, быть уверенными, создавать образы, творить, помогать другим и радоваться их успехам и удачным находкам.

Чтобы успешнее решать задачу развития базовых психических функций, необходимых для общего развития и адаптации детей, имеющих определенные проблемы в развитии, я использую в своей работе систему музыкально-дидактических игр, основанных на наиболее доступном для детей виде деятельности – игре. Решение коррекционных задач в игровой форме позволяет создать доброжелательную, эмоционально-насыщенную атмосферу совместного творчества детей и взрослых, побуждает каждого ребенка принять активное участие в воспитательно-образовательном процессе, поддерживает познавательный интерес и внимание. Предпочтение отдается активным формам, таким, как психогимнастика:

• игры на развитие внимания:

• игры на развитие памяти:

• игры на преодоление двигательного автоматизма:

• подвижные игры:

• игры на выражение различных эмоций:

Особенностью этих игр является то, что все они сопровождаются 

музыкой. С помощью музыкального ритма можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребенка, умерить слишком возбужденных и растормозить заторможенных детей, урегулировать неправильные и лишние движения.

Особое место в своей работе я отвожу музыкально-дидактическим играм. Они являются важным средством сенсорного развития, в частности слуховых ощущений и восприятий.

Занятия с использованием психогимнастики, и музыкально-дидактических игр дают свои результаты. Сочетание музыки и игры вызывает много эмоций, очень многие дети с удовольствием включаются в деятельность, в такой форме они готовы выполнять даже те дейcтвия, на которые не способны на других занятиях. У детей появляется желание вступать во взаимодействие друг с другом и со взрослыми, подражать действиям окружающих. Наблюдается развитие произвольности движений, т. е. ребенок не просто играет на музыкальном инструменте тогда, когда звучит музыка, а выполняет мои просьбы, отказываясь от немедленного осуществления своих собственных желаний, и главное – повышается активность детей. Движения становятся более координированными, ритмичными. Ребенок учится извлекать звук из музыкального инструмента, развивается общая и мелкая моторика. Дети осваивают все более сложные инструменты, требующие активного участия двух рук: ложки, треугольник и др. Многие ребята самостоятельно стараются изменять движения в соответствии с музыкальным звучанием.

Решаются и задачи развития познавательной сферы: дети узнают знакомые мелодии, определяют на слух звучание различных инструментов, т. е. заметна положительная динамика в формировании слухового восприятия, памяти, внимания. Именно с помощью музыкальных игр и пения многие дети начинают петь и проговаривать простые слова, в то время как в обычной жизни они испытывают трудности в овладении активной речью. Дети способны не только пассивно слушать музыку (все эти дети очень музыкальны, но и создавать ее - петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах. Но самое главное то, что они хотят и взаимодействуют друг с другом и с окружающими их взрослыми.

Особое место в системе воспитания детей с ОВЗ занимают утренники и развлечения. Высокий эмоциональный подъем, ожидание торжественного события обостряют чувства детей, они лучше воспринимают и усваивают содержание песен, что делает коррекционно- воспитательную работу более эффективной. Праздники духовно обогащают ребенка, расширяют его представления об окружающем мире, способствуют закреплению знаний и умений, полученных на различных видах занятий, побуждают ребенка к творчеству и общению.

Все мы рождаемся с разными возможностями. Иногда ограничения 

накладываются самой природой. Но это не значит, что шансов быть счастливыми у детей с ограниченными возможностями меньше.

Мы верим, что внутренняя сила, вера в себя может победить любые недуги. И пусть эти дети всё делают не так чётко и ритмично, как здоровые, но они двигаются, они поют и играют, они получают от этого радость и удовольствие, они дарят радость окружающим, близким. они понимают, что нужны людям, нужны обществу. Они верят в себя! И мы радуемся их успехам!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

комплексное занятие по правовому воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья

Образовательная область: "Социализация", "Коммуникация", "Познание", Художественное творчество"Комплексное  занятие по правовому воспитанию  дошкольников«О правах - играя» (IV ГОД ОБУЧ...

Музыкальное развитие детей с ограниченными возможностями здоровья.

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) также нуждаются в эстетическом воспитании. Значимость эстетического развития для становления личностных качеств ребенка очень велика. Именно в процесс...

Музыкальное воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья.

Музыкальное воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья. Перечислены методы и приёмы работы. Особенности коррекционной работы с детьми с ОВЗ....

Особенности музыкального воспитания детей с ограниченными возможностями.

Особенности музыкального воспитания детей с ограниченными возможностями....

Музыкальная деятельность как средство коррекционного развития при обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья

В нашем детском саду для детей с ограниченными возможностями здоровья создана группа «Особый ребёнок». Основным её направлением является оказание психолого-педагогической помощи и поддержк...

МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯСодержание1.Принципы коррекционной педагогики в организации музыкального воспитания дошкол...

Использование фольклора в музыкальном воспитании с детьми ограниченными возможностями здоровья

В статье представлен опыт по организации музыкального фольклора  с детьми ограниченными возможностями здоровья....