Особенности музыкального воспитания детей с ограниченными возможностями.
консультация на тему

Алексеева Валерия Александровна

Особенности музыкального воспитания детей с ограниченными возможностями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon alekseeva_v.a.doc27.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Особенности музыкального воспитания детей с ограниченными возможностями.

   Нельзя недооценивать значение музыки в нашей жизни. Являетесь ли вы её ценителем или равнодушны даже к самым известным музыкальным шедеврам, влияние музыки на нас неизбежно.

   Огромная сила музыки заключается в её способности эмоционально воздействовать на духовную сферу человека,  особенно в его детские годы. Музыкальное воспитание и образование ставит своей целью  и задачей развитие в человеке эмоциональной сферы, учит тонкости и разнообразию переживаний, формируя при этом образно-эмоциональное мышление и систему эстетических ценностей. Музыкальные занятия в детском саду  – это, прежде всего, общение детей с музыкальным искусством. Поэтому восприятие музыки, эмоциональный характер проведения всех форм и видов занятий определяет педагогическую задачу музыкальных занятий в детском саду. В системе "музыка – музыкальный руководитель – дети" руководитель является  творческим посредником между музыкальным искусством и детьми. Он помогает своим воспитанникам выявить связь музыки с жизнью, развивать музыкальное восприятие, ощутить навыки выразительного исполнения.

   С точки зрения психологии восприятие – это отражение в сознании человека предметов и явлений в совокупности всех их свойств и частей. Что же касается музыкального восприятия – то это процесс отражения, становления в сознании человека музыкального образа произведения. Он тесно связан с другими психическими процессами: эмоциональными переживаниями, мышлением, речью, воображением, памятью.

   Для развития музыкального восприятия на раннем этапе очень важны внешние движения: пение мелодий, игры и танцы под музыку. Это способствует созданию музыкального образа у ребёнка, что в свою очередь необходимо для восприятия музыкального произведения. По мере развития музыкального восприятия необходимость в этих помощниках постепенно сходит на нет. Самое главное – это развить в ребёнке способность, слушая слышать музыку, чувствовать её и понимать. Когда дети на основании услышанного ими воссоздадут тот образ, что был заложен в произведении композитором и исполнителем – это будет наивысшая форма развития восприятия для дошкольника.

   Современные исследования подтверждают целебные свойства отдельных звуков. Изучение влияния музыки и движений на детей с проблемами в развитии показало возможности музыкально-ритмических движений как реабилитационной методики в системе воспитания и обучения детей с нарушениями развития речи, зрения, опорно-двигательного аппарата, с умственной отсталостью.

   Ритмика используется в работе с нормально развивающимися детьми и может выполнять музыкально-педагогические функции, а ее применение для работы с детьми с проблемами (нарушение речи, слуха, зрения, задержкой психического развития, умственной отсталостью) определяет еще и коррекционные задачи.

   Лечебная ритмика начала  использоваться в логопедических учреждениях, были заложены основы целого направления реабилитационной работы с детьми, имеющими нарушения речи, – логопедической ритмики.

   В детских дошкольных коррекционных учреждениях методы музыкальной терапии особенно показаны при работе с детьми с проблемами слуха и зрения. Особенное значение приобретает так называемый метод психологической компенсации, основанный на использовании в обучении компенсаторных возможностей человеческого организма. При врождённом дефекте какого-либо органа или функции организма, происходит усиленное развитие  других органов, часто непроизвольно для человека, например, у слепого обостряется слух и осязание до невиданных показателей. Но в некоторых случаях этот позитивный  процесс необходимо направлять,  грамотно и настойчиво используя в педагогическом процессе современные научные методы и,  в частности,  методы музыкальной терапии.

   Очень обнадёживают перспективы применения музыкальной терапии  в отношении слабослышащих детей,  ранние занятия музыкой с которыми могут значительно восстановить слух, что подтверждают исследования многих учёных.

Поэтому специальные музыкальные занятия с применением методов музыкальной терапии в коррекционном детском саду приобретают огромное значение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкальное воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья.

Музыкальное воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья. Перечислены методы и приёмы работы. Особенности коррекционной работы с детьми с ОВЗ....

Музыкальная деятельность как средство коррекционного развития при обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья

В нашем детском саду для детей с ограниченными возможностями здоровья создана группа «Особый ребёнок». Основным её направлением является оказание психолого-педагогической помощи и поддержк...

МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯСодержание1.Принципы коррекционной педагогики в организации музыкального воспитания дошкол...

Использование фольклора в музыкальном воспитании с детьми ограниченными возможностями здоровья

В статье представлен опыт по организации музыкального фольклора  с детьми ограниченными возможностями здоровья....

Особенности воспитания детей с ограниченными возможностями.

В статье рассмотрено воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья в семье, дан анализ нарушенных типов воспитания, приведены современные методы взаимодействия с детьми в семье.Цель работы ‒...