Музыкальное воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья.
статья по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему
Музыкальное воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья. Перечислены методы и приёмы работы. Особенности коррекционной работы с детьми с ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzykalnoe_vospitanie_detey_starshego_doshkolnogo_vozrasta_s_ovz.docx | 23.45 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
"Музыкальное воспитание детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ"
Мотовилова Лариса Петровна, музыкальный руководитель
Музыкальное развитие ребёнка-дошкольника оказывает ничем не заменимое воздействие на обогащение духовного мира. Это процесс становления и развития музыкальных способностей на основе природных задатков, формирования основ музыкальной культуры, творческой активности от простейших форм к более сложным. Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствует мышление, ребёнок становится чутким к красоте в искусстве и жизни.
В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушение в развитии. Задержка психического здоровья, умственная отсталость преодолеваются как педагогическими методами, включающими специальное обучение и коррекционно-воспитательные мероприятия, так и медицинскими средствами воздействия. Подразумевается не только медикаментозное лечение, что в некоторых случаях тоже может быть необходимо, но и некоторые нетрадиционные виды терапии, например, с помощью музыки и движения.
В конце ХIХ века начался этап экспериментально – физиологических исследований в этой области. Ученые доказали, что под действием музыки у ребёнка изменяется тонус мышц, ускоряются сердечные сокращения, снижается давление. Во время слушания музыки у детей меняется электрическая активность клеток мозга, улучшается память.
Именно музыка, музыкальное воспитание может оказать большую помощь в коррекционной работе. Под влиянием музыки, музыкальных упражнений и игр при условии использования правильно подобранных приемов, положительно развиваются психические процессы и свойства личности, чище и грамотнее становится речь.
На протяжении нескольких лет мною отбирался тот материал и те методические приёмы, которые дают наиболее ощутимые результаты в музыкальном воспитании, в коррекции недостатков, свойственным детям с ограниченными возможностями здоровья (далее с ОВЗ). Таким образом, передо мной встали общие задачи как музыкального воспитания, так и задачи коррекционные.
- Воспитывать любовь и интерес к музыке.
- Обогащать музыкальными впечатления.
- Развивать навыки во всех видах музыкальной деятельности: в пении, восприятии, музыкально - ритмических движениях, игре на музыкальных инструментах.
- Содействовать воспитанию и формированию музыкального вкуса.
- Оказывать влияние на всестороннее развитие ребёнка, используя все виды музыкальной деятельности.
- Развивать творческую активность во всех доступных детям видах музыкальной деятельности. Это довольно сложная задача для детей с ОВЗ, но очень важная: её решение помогает им раскрыться, снять напряжение и обрести свободу движений и восприятия.
Коррекционные задачи.
- Оздоровление психики: воспитание уверенности в своих силах, выдержки, волевых черт характера.
- Нормализация психических процессов и свойств: памяти, внимания, мышления, регуляции процессов возбуждения и торможения.
- Укрепление, тренировка двигательного аппарата: развитие равновесия, свободы движений, снятие излишнего мышечного напряжения, улучшение ориентировки в пространстве, координации движений.
- Исправления ряда речевых недостатков: невнятного произношения, скороговорки, проглатывания окончания слова.
Теоретическая интерпретация опыта заключается в усовершенствовании и удачном сочетании и эффективном использовании методов и приёмов в музыкальной деятельности в работе с детьми с ОВЗ. В процессе познания непременными компонентами являются мышление и практика. В связи с этим в коррекционном обучении и воспитании в музыкальной деятельности используются наглядные, словесные и практические методы.
Наглядные методы включают в себя наглядно-слуховые, наглядно-зрительные приёмы и тактильно-мышечную наглядность.
Опыт позволяет эффективнее использовать разные приёмы и разнообразный материал в работе по всем видам музыкальной деятельности для музыкального развития и коррекции детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ.
Музыкальное развитие ребёнка должно осуществляться естественно и непринужденно. Помочь детям почувствовать красоту и силу воздействия музыки – задача сложная. Но ещё сложнее осуществлять музыкальное обучение с детьми, с ОВЗ, принимая во внимание характерные особенности детей, учитывая стоящие коррекционные задачи. Потому роботу строила на основных принципах:
- Принцип личностной направленности педагога на создании оптимальных условий для музыкального развития;
- Тщательного отбора материала в соответствии с возрастными особенностями детей;
- Интеграции работы в различных направлениях воспитательной работы и видами музыкальной деятельности детей.
- Принцип от простого к сложному;
- Максимального использования развивающего потенциала ребёнка в музыкальном развитии и коррекции различных нарушений.
Система работы (основные принципы и компоненты).
Музыка и различные виды музыкальной деятельности обладают специфическими возможностями и воздействия на формирование личности человека. В силу того, что музыка воспринимается эмоционально, считаю, что она имеет огромное значение в развитии чувств ребенка.
Музыкальное восприятие – сложный процесс познания, переживания и оценки музыкального произведения, его художественного образа.
Основные цели развития у детей музыкального восприятия:
- Расширять представления у детей о музыке, как виде искусства;
- Формировать целостное и дифференцируемое восприятие музыки;
- Развивать восприятие музыки, как одну из форм приобщения к музыкальной культуре;
- Развивать слуховое внимание: устойчивость, объем, переключение, музыкальную память.
Уделяю большое внимание развитию музыкального восприятия у детей с ОВЗ, учу их понимать язык музыки, воспринимать средства музыкальной выразительности, которые в свою очередь помогают им точнее выполнить двигательные задачи, необходимые для осуществления коррекционной работы.
В пении как и в других видах исполнительства, ребенок может активно проявлять свое отношение к музыке. Пение играет важную роль в музыкальном и личностном развитии. В пении дети проявляют активность, желание петь, испытывают удовольствие от коллективного хорового пения. Большинство детей неточно интонируют, скандируют слова песни, поют громко, крикливо, не владеют в достаточной степени певческими навыками, поют невыразительно.
В работе над дикцией полезно проговаривать текст одними губами, в разных темпах, начиная с очень медленного. Это позволяет детям следить за правильностью положения губ и точнее запоминать и воспроизводить мелодию песни.
В работе над дыханием использую показ или жест, помогающий вовремя взять дыхание. Можно предложить детям после вступления к песне “понюхать цветок” и сразу начать петь. Чтобы дети “не разрывали” слово сравниваем показ правильного и неправильного исполнения. А затем дети исполнят правильно.
Проблема постановки певческого голоса дошкольника – одна из наиболее сложных в практике музыкального воспитания дошкольников.
В своей работе над постановкой голоса я использую новые подходы, которые позволяют по-иному взглянуть на постановку и развитие певческих голосов у дошкольников. Суть этого нового подхода во взгляде на регистровое строение голоса, на приоритетное использование в пении фальцетного регистра и на естественные границы этого регистра, а также на связь разработки всего звучащего диапазона голоса с развитием певческого фальцета.
Система работы включает в себя решение нескольких задач:
- Совершенствовать голосовой аппарат у детей, опираясь на примерный диапазон звучания;
- Прививать детям культуру исполнения: выразительное исполнение в зависимости от содержания песни;
- Формировать навыки самостоятельного пения (соло) и пения без сопровождения;
- Развитие ладового, метроритмического чувства.
Пение очень полезно для детей с ОВЗ, так как развивает дыхание, голос, формирует чувство ритма и темпа речи, улучшает дикцию, координирует слух и голос. Пение помогает исправлять ряд недостатков: невнятное произношение, проглатывание окончания слов, особенно твердых согласных, а пение на слоги способствует автоматизации звука, закреплению правильного произношения.
Много внимания и усилий уделяю работе над развитием чистоты интонирования. Ведется она в двух направлениях. С одной стороны – учу детей вслушиваться в мелодию, запоминать ее, а с другой – правильно воспроизводить ее, координируя голос со слухом.
Для этого хорошо использовать ряд приёмов.
- Использование игрового приёма «машина гудит»
Небольшой группе детей предлагается спеть заданный звук. Если они не справляются, музыкальный руководитель поднимает красный флажок – « машина ехать не может», если справляются, но не очень хорошо, - поднимает желтый флажок, а если хорошо, то зелёный – «можно проезжать». Если из детей кто-то хорошо различает правильное и неправильное исполнение, роль светофора можно предложить ему.
- И еще на один прием координации слуха и пения хочется обратить внимание.
Предлагаем ребёнку слегка прикрыть пальчиком слуховой канал одного уха. В этом случае он будет хорошо слышать своё исполнение, а открытое ухо позволит слышать музыкальное сопровождение и пение других детей.
В процессе работы с детьми, оказались эффективными упражнения - распевки:
- пение вокализов, несложных мелодий с каким либо гласным звуком, затем транспонируя мелодию и меняя гласный звук. Например, мелодию «ре – ми – фа» - надо пропеть на звук - а. Затем, на пол тона выше со звуком о и т.д.
- Пропевание слогов «ма», «ла», «па» на одном звуке, затем, то же самое на последующих звуках.
В музыкальном воспитании детей очень большое значение имеют музыкально-ритмические движения. Основой ритмических движений является музыка, а разнообразные физические упражнения, танцы, сюжетно-образные движения используют как средства более глубокого его восприятия и понимания.
Работу свою строю в этом разделе на системе ритмических упражнений созданную Э.Жаком- Далькрозом; в ней музыкально-ритмические задания сочетаются с ритмическими упражнениями. Дети постепенно накапливают музыкально-двигательный опыт, опыт соотнесения движения с музыкой разного характера, воплощение в свободных выразительных движениях образов реального мира и музыкального мира и музыкально-художественных образов. Большое внимание уделяю работе над выразительными жестами, мимикой; над инсценированием песен, сказок. При этом широко использую жанры детского фольклора, игры-драматизации, психологические этюды.
Музыкально-ритмические навыки и навыки выразительных движений приобретенных в упражнениях позволяют детям полнее и качественнее проявить себя в танцах. Музыкально-ритмические движения оказывают коррекционное воздействие на детей с ОВЗ. Этот вид деятельности развивает внимание, память, ориентировку в пространстве, координацию движений. Как сказал Л.Генералов: “Движение – это тоже речь, выражающая сущность ребёнка”.
Среди музыкально-ритмических движений можно выделить следующие:
- Упражнение на освоение основных движений;
- Упражнения на развитие ориентировки в пространстве;
- Общеразвивающие упражнения;
- Упражнения в танцевальных движениях (навыки выразительного движения);
- Упражнения для развития мелкой моторики и кисти руки;
- Упражнения, регулирующие мышечный тонус;
- Упражнения, воспитывающие музыкально-ритмическое чувство;
- Упражнения, активизирующие внимание.
Ребенку с отсутствием речи, при наличии определенных двигательных навыков легче передать характер музыки в движении.
Основная направленность работы по музыкальному движению – психологическое раскрепощение ребенка через освоение своего собственного тела как выразительного (“музыкального”) инструмента.
Структура музыкальной деятельности и развлечений должна быть гибкой, не шаблонной, с использованием всех известных методов и приемов, которые стимулируют музыкальную активность детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
комплексное занятие по правовому воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья
Образовательная область: "Социализация", "Коммуникация", "Познание", Художественное творчество"Комплексное занятие по правовому воспитанию дошкольников«О правах - играя» (IV ГОД ОБУЧ...
Музыкальное развитие детей с ограниченными возможностями здоровья.
Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) также нуждаются в эстетическом воспитании. Значимость эстетического развития для становления личностных качеств ребенка очень велика. Именно в процесс...
Особенности музыкального воспитания детей с ограниченными возможностями.
Особенности музыкального воспитания детей с ограниченными возможностями....
Музыкальная деятельность как средство коррекционного развития при обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья
В нашем детском саду для детей с ограниченными возможностями здоровья создана группа «Особый ребёнок». Основным её направлением является оказание психолого-педагогической помощи и поддержк...
МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯСодержание1.Принципы коррекционной педагогики в организации музыкального воспитания дошкол...
Музыкальное воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья
Музыкальное воспитание детей с ОВЗ...
Использование фольклора в музыкальном воспитании с детьми ограниченными возможностями здоровья
В статье представлен опыт по организации музыкального фольклора с детьми ограниченными возможностями здоровья....