Статья "Детское экспериментирование"
статья (старшая группа)
Статья для воспитателей детей старшего дошкольного возраста о детском экспериментирование
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 17.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья «Детское экспериментирование»
Слово «эксперимент» имеет латинское происхождение и означает «проба» или «опыт». Эксперимент – это исследовательский метод, который заключается в том, чтобы создать исследовательскую ситуацию, получить возможность ее изучить, варьировать ее условия, сделав возможным и доступным изучение психолого-педагогических процессов через их внешние проявления, раскрывая тем самым механизмы и тенденции возникновения, функционирования и развития изучаемого явления, процесса.
Детское экспериментирование - особая форма исследовательской деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе саморазвития (Н. Поддьяков).
Экспериментирование - один из ведущих методов формирования познавательной сферы дошкольников.
Детское экспериментирование - это не изолированный вид деятельности. Оно тесно связано со всеми видами деятельности, и, в первую очередь с такими , как наблюдение и труд. С другой стороны, наличие у детей трудовых навыков и наблюдение создают благоприятные условия для экспериментирования, с другой - экспериментирование, вызывающее у ребенка большой интерес, способствует развитию наблюдательности и формированию трудовых навыков.
Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которое мы активно используем, - опыты. Они проводятся как на занятиях, так и в свободной самостоятельной и совместной с воспитателем деятельности. Опыт - это наблюдение за явлениями природы, которое производится в специально организованных условиях. Познавательная задача эксперимента должна быть ясно и четко сформулирована. Ее решение требует анализа, соотнесения известных и неизвестных данных. В ходе опыта дети высказывают свои предположения о причинах наблюдаемого явления, выбирают способ решения познавательной задачи. Благодаря опытам у детей развиваются способности сравнивать, сопоставлять, делать выводы, высказывать свои суждения и умозаключения. Огромное значение имеют опыты и для осознания причинно-следственных связей.
По количеству детей, участвующих в опытах, эксперименты делятся на :
- Индивидуальные – (1-4 ребенка);
- Групповые- (5-10 детей);
- Фронтальные (вся группа).
По месту проведения опыты бывают организованны:
- В групповой комнате;
- На участке детского сада;
- На нейтральной территории (лес, поле, дом и т.п).
По продолжительности опыты делятся на :
- Кратковременные – (от 5 до 15 минут);
- Долговременные –(свыше 15 минут)
По характеру объектов, используемых в эксперименте различаются :
- опыты с растениями;
- опыты с животными;
- опыты с объектами неживой природы;
- опыты, объектом которых является человек.
По количеству наблюдений за одним и тем же объектом, опыты подразделяются на:
- Однократные - наблюдения, проводящиеся только один раз.
- Многократные, или циклические - наблюдения, систематически повторяющиеся
По характеру включения в педагогический процесс:
- Эпизодические-проводимые от случая к случаю;
- Систематические- проводимые неоднократно
По месту в цикле опыты подразделяются на :
- Первичные - дают первоначальные сведения об исследуемом объекте или явление. Подтверждают или опровергают представления о нем.
- Повторные - целью которых является подтверждение первичного опыта. Исключение всех неточностей, которые могли возникнуть при проведение первого исследования.
- Заключительные и итоговые опыты - проводятся для получения окончательных результатов,их фиксации, получения выводов.
По характеру мыслительных операций эксперимент делится на:
- Констатирующий –позволяющий увидеть какое-то одно состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами. Данный эксперимент- проводится на начальном этапе исследования.
- Сравнительный -позволяющий увидеть динамику процесса или отметить изменение в состоянии объекта;
- Обобщающий -эксперимент, в котором прослеживается общая закономерность процесса ,изучаемого ранее по отдельным этапам.
По характеру познавательной деятельности детей опыты подразделяются на:
- Иллюстративные - (детям все известно, и эксперимент только подтверждает знакомые факты);
- Поисковые - (дети не знают заранее, каков будет результат);
- Решение экспериментальных задач.
В зависимости от уровня осознанности эксперименты также можно разделить на:
- Те, в которых испытуемому даются полные сведения о целях и задачах исследования
- те, в которых в целях эксперимента некоторая информация о нём от испытуемого утаивается или искажается (например, когда необходимо, чтобы испытуемый не знал об истинной гипотезе исследования, ему могут сообщить ложную)
- и те, в которых испытуемому неизвестно о целях эксперимента или даже о самом факте эксперимента.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе образовательная область «Экспериментирование» (технология экспериментирования) «Зачем нужна вода»
Цель:Заложить у детей основы экологических знаний, основы безопасного поведения в природе.Задачи:Образовательные:1.Дать детям понятие о разнообразии воды, зачем она нужна человеку, животным, растениям...
Конспект по ОО "Познание" по ознакомлению с миром природы: НОД - экспериментирование в подготовительной группе тема: «Лаборатория «Юные исследователи»» в рамках недели "Наука и экспериментирование"
Конспект по ОО "Познание" по ознакомлению с миром природы: НОД - экспериментирование в подготовительной группетема: «Лаборатория «Юные исследователи»»в рамках недели "Наука и экспериментирование...
Конспект занятия-экспериментирования во II младшей группе. «Свойства воды» (экспериментирование с детьми 3–4 лет)
Цель занятия: формировать у детей представления о свойствах воды; развивать интерес к познанию окружающего мира....
Методические рекомендации для воспитателей по экспериментированию. «Организация среды в ДОУ для детского экспериментирования»
«Для ребёнка нет ничего естественнее, как развиваться, формироваться, становиться тем, что он есть, в процессе исследовательской деятельности»С.Л. Рубинштейн...
Создание условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования а также взаимодействия детского сада и семьи в популяризации детского экспериментирования
Цель- развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством экспериментирования с объектами и явлениями окружающей действительности Задачи образовательного цикла:п...
Родительское собрание на тему "Значение экспериментирования в жизни дошкольника, экспериментирование в домашних условиях."
Как экспериментирование влияет на умственное развитие дошкольников....
Мастер- класс для педагогов по экспериментированию с песком в рамках проекта: «Экспериментирование, как основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников».
Презентация, текст к презентации и пошаговая инструкция Мастер- класса для педагогов по экспериментированию с песком в рамках проекта: «Экспериментирование, как основа поисково-исследовател...