Статья "Детское экспериментирование"
статья (старшая группа)

Курчавина Виктория Андреевна

Статья для воспитателей детей старшего дошкольного возраста о детском экспериментирование 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx17.12 КБ

Предварительный просмотр:

     Статья «Детское экспериментирование»

Слово «эксперимент» имеет латинское происхождение и означает «проба» или «опыт». Эксперимент – это исследовательский метод, который заключается в том, чтобы создать исследовательскую ситуацию, получить возможность ее изучить, варьировать ее условия, сделав возможным и доступным изучение психолого-педагогических процессов через их внешние проявления, раскрывая тем самым механизмы и тенденции возникновения, функционирования и развития изучаемого явления, процесса.

Детское экспериментирование - особая форма исследовательской деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе саморазвития (Н. Поддьяков).

Экспериментирование - один из ведущих методов формирования познавательной сферы дошкольников. 

Детское экспериментирование - это не изолированный вид деятельности. Оно тесно связано со всеми видами деятельности, и, в первую очередь с такими , как наблюдение и труд. С другой стороны, наличие у детей трудовых навыков и наблюдение создают благоприятные условия для экспериментирования,  с другой - экспериментирование, вызывающее у ребенка большой интерес, способствует развитию наблюдательности и формированию трудовых навыков.

Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которое мы активно используем, - опыты. Они проводятся как на занятиях, так и в свободной самостоятельной и совместной с воспитателем деятельности. Опыт - это наблюдение за явлениями природы, которое производится в специально организованных условиях. Познавательная задача эксперимента должна быть ясно и четко сформулирована. Ее решение требует анализа, соотнесения известных и неизвестных данных. В ходе опыта дети высказывают свои предположения о причинах наблюдаемого явления, выбирают способ решения познавательной задачи. Благодаря опытам у детей развиваются способности сравнивать, сопоставлять, делать выводы, высказывать свои суждения и умозаключения. Огромное значение имеют опыты и для осознания причинно-следственных связей.

По количеству детей, участвующих в опытах, эксперименты  делятся на :

  1. Индивидуальные  – (1-4 ребенка);
  2. Групповые-   (5-10 детей);
  3. Фронтальные (вся группа).

По месту проведения опыты  бывают организованны:

  1. В групповой комнате;
  2. На участке детского сада;
  3. На нейтральной территории (лес, поле,  дом и т.п).

По продолжительности опыты делятся на :

  1. Кратковременные – (от 5 до 15 минут);
  2. Долговременные –(свыше 15 минут)

По характеру объектов, используемых в эксперименте различаются  :

  1. опыты с растениями;
  2. опыты с животными;
  3. опыты с объектами неживой природы;
  4. опыты, объектом которых является человек.

 По количеству наблюдений за одним и тем же объектом, опыты подразделяются на:

  1. Однократные - наблюдения, проводящиеся только один раз.
  2. Многократные, или циклические - наблюдения, систематически повторяющиеся

По характеру включения в педагогический процесс:

  1. Эпизодические-проводимые от случая к случаю;
  2. Систематические- проводимые неоднократно

По месту в цикле опыты подразделяются на :

  1. Первичные - дают первоначальные сведения об исследуемом объекте  или явление. Подтверждают или опровергают представления о нем.
  2. Повторные - целью которых  является  подтверждение  первичного опыта. Исключение  всех неточностей, которые могли возникнуть при проведение первого исследования.
  3. Заключительные и итоговые опыты - проводятся для получения окончательных результатов,их фиксации, получения выводов.

По характеру мыслительных операций эксперимент делится на:

  1. Констатирующий –позволяющий увидеть какое-то одно состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами. Данный  эксперимент- проводится на начальном этапе исследования.
  2. Сравнительный -позволяющий увидеть динамику  процесса или отметить изменение в состоянии объекта; 
  3. Обобщающий -эксперимент, в котором прослеживается общая закономерность процесса ,изучаемого ранее по отдельным этапам.

По характеру познавательной деятельности детей  опыты подразделяются на:

  1. Иллюстративные - (детям все известно, и эксперимент только подтверждает  знакомые факты);
  2. Поисковые - (дети не знают заранее, каков будет результат);
  3. Решение экспериментальных задач.

В зависимости от уровня осознанности эксперименты также можно разделить на:

  1. Те, в которых испытуемому даются полные сведения о целях и задачах исследования
  2. те, в которых в целях эксперимента некоторая информация о нём от испытуемого утаивается или искажается (например, когда необходимо, чтобы испытуемый не знал об истинной гипотезе исследования, ему могут сообщить ложную)
  3. и те, в которых испытуемому неизвестно о целях эксперимента или даже о самом факте эксперимента.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе образовательная область «Экспериментирование» (технология экспериментирования) «Зачем нужна вода»

Цель:Заложить у детей основы экологических знаний, основы безопасного поведения в природе.Задачи:Образовательные:1.Дать детям понятие о разнообразии воды, зачем она нужна человеку, животным, растениям...

Конспект по ОО "Познание" по ознакомлению с миром природы: НОД - экспериментирование в подготовительной группе тема: «Лаборатория «Юные исследователи»» в рамках недели "Наука и экспериментирование"

Конспект по ОО "Познание" по ознакомлению с миром природы: НОД - экспериментирование в подготовительной группетема: «Лаборатория «Юные исследователи»»в рамках недели "Наука и экспериментирование...

Конспект занятия-экспериментирования во II младшей группе. «Свойства воды» (экспериментирование с детьми 3–4 лет)

Цель занятия: формировать у детей представления о свойствах воды; развивать интерес к познанию окружающего мира....

Методические рекомендации для воспитателей по экспериментированию. «Организация среды в ДОУ для детского экспериментирования»

«Для ребёнка нет ничего естественнее, как развиваться, формироваться, становиться тем, что он есть, в процессе исследовательской деятельности»С.Л. Рубинштейн...

Создание условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования а также взаимодействия детского сада и семьи в популяризации детского экспериментирования

Цель-  развитие познавательной активности детей дошкольного возраста  посредством экспериментирования с объектами и явлениями окружающей действительности Задачи образовательного цикла:п...

Мастер- класс для педагогов по экспериментированию с песком в рамках проекта: «Экспериментирование, как основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников».

Презентация, текст к презентации и пошаговая инструкция Мастер- класса для педагогов  по экспериментированию с песком в рамках проекта: «Экспериментирование, как основа поисково-исследовател...