План Май старшая группа
календарно-тематическое планирование (старшая группа)
Календарно-тематическое планирование май
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Ежемесечное планирование образовательной деятельности | 88.13 КБ |
Предварительный просмотр:
План - проект образовательной деятельности в старшей группе
Месяц: МАРТ
Группа: № 4
Ф.И.О. педагога, ответственного за разработку: Мокрушенко Н.С.
Тема 1 – «День Победы»
Срок реализации: 2 недели (01.05.2022-15.05.2022)
Цель: Воспитывать детей в духе патриотизма, любви к Родине (малой Родине). Расширять знания о героях Великой Отечественной войны, о победе нашей страны в войне. Знакомить с памятниками и героями Великой Отечественной войны. Уточнить представления о родах войск. Воспитывать уважение к людям военных профессий. Воспитывать гордость за страну, в которой мы живём. Формировать навык словообразования имён существительных, прилагательных. Развивать логическое мышление, воображение, речевую активность, эстетическое восприятие. Развивать стремление к игровому общению; воспитывать интерес ребёнка к сезонным изменениям в природе. Учить детей сооружать постройки из строительного материала. Формировать умение сообща делать общее дело. Воспитывать чувство взаимовыручки, стремление оказывать помощь друг другу. Воспитывать бережное отношение к природе. Способствовать формированию привычки здорового и безопасного образа жизни. Обогащать словарный запас.
Тема 2 - «Здравствуй, лето!»
Срок реализации: 2 недели (16.05.2022-31.05.2022)
Цель: Формировать у детей обобщенные представления о лете как времени года; признаках лета. Расширять и обогащать представления о влиянии тепла, солнечного света на жизнь людей, животных и растений (природа «расцветает», созревает много ягод, фруктов, овощей; много корма для зверей, птиц и их детенышей); представления о съедобных и несъедобных грибах. Расширять словарный запас. Развивать любознательность, память, устойчивое внимание. Воспитывать в детях умение видеть и понимать красоту природы.
Предполагаемые результаты:
Тема 1. Расширять и систематизировать знания детей о Великой отечественной войне. Сохранять трепетное отношение к празднику Победы, уважение к заслугам и подвигам воинов Великой Отечественной войны (далее-ВОВ). Дать представление о значении победы нашего народа в ВОВ познакомить с историческими фактами военных лет; Обогащать и развивать словарный запас детей, познакомить с произведениями художественной литературы и музыки военных лет; — проводить работу с родителями (законными представителями), привлекая их к патриотическому воспитанию в семье.
Тема 2 – Ребенок имеет представление о летних изменениях в живой и неживой природе, о природе нашего края (животных, птицах, насекомых, растениях); умеет наблюдать и сравнивать свои наблюдения; знают и могут рассказать о животных, зимующих и перелётных птицах, растениях летом. Знают и называют весенние месяцы; могут видеть и описывать красоту родной природы и бережно, заботливо относиться к ней; знают стихи о лете, умеют читать их выразительно.
Формирование элементарных математических представлений
Количество и счет. Учить создавать множества (группы предметов) из разных по качеству элементов (предметов разного цвета, размера, формы, назначения; звуков, движений); разбивать множества на части и воссоединять их; устанавливать отношения между целым множеством и каждой его частью, понимать, что множество больше части, а часть меньше целого множества; сравнивать разные части множества на основе счета и соотнесения элементов (предметов) один к одному; определять большую (меньшую) часть множества или их равенство. Учить считать до 10; последовательно знакомить с образованием каждого числа в пределах от 5 до 10 (на наглядной основе). Сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10 на основе сравнения конкретных множеств; получать равенство из неравенства (неравенство из равенства), добавляя к меньшему количеству один предмет или убирая из большего количества один предмет («7 меньше 8, если к 7 добавить один предмет, будет 8, поровну», «8 больше 7; если из 8 предметов убрать один, то станет по 7, поровну»). Формировать умение понимать отношения рядом стоящих чисел (5 < 6 на 1, 6 > 5 на 1). образовательная деятельность с деть ми 5–6 лет. Отсчитывать предметы из большого количества по образцу и заданному числу (в пределах 10). Совершенствовать умение считать в прямом и обратном порядке (в пределах 10). Считать предметы на ощупь, считать и воспроизводить количество звуков, движений по образцу и заданному числу (в пределах 10). Познакомить с цифрами от 0 до 9. Познакомить с порядковым счетом в пределах 10, учить различать вопросы «Сколько?», «Который?» («Какой?») и правильно отвечать на них. Продолжать формировать представление о равенстве: определять равное количество в группах, состоящих из разных предметов; правильно обобщать числовые значения на основе счета и сравнения групп (здесь 5 петушков, 5 матрешек, 5 машин — всех игрушек поровну — по 5). Упражнять детей в понимании того, что число не зависит от величины предметов, расстояния между предметами, формы, их расположения, а также направления счета (справа налево, слева направо, с любого предмета). Познакомить с количественным составом числа из единиц в пределах 5 на конкретном материале: 5 — это один, еще один, еще один, еще один и еще один.
Величина. Учить устанавливать размерные отношения между 5–10 предметами разной длины (высоты, ширины) или толщины: систематизировать предметы, располагая их в возрастающем (убывающем) порядке по величине; отражать в речи порядок расположения предметов и соотношение между ними по размеру (розовая лента — самая широкая, фиолетовая — немного уже, красная — еще уже, но она шире желтой, а зеленая уже желтой и всех остальных лент и т.д.). Сравнивать два предмета по величине (длине, ширине, высоте) опосредованно — с помощью третьего (условной меры), равного одному из сравниваемых предметов. Развивать глазомер, умение находить предметы длиннее (короче), выше (ниже), шире (уже), толще (тоньше) образца и равные ему. Формировать понятие о том, что предмет (лист бумаги, лента, круг, квадрат и др.) можно разделить на несколько равных частей (на две, четыре). Учить называть части, полученные от деления, сравнивать целое и части, понимать, что целый предмет больше каждой своей части, а часть меньше целого.
Форма. Познакомить детей с овалом на основе сравнения его с кругом и прямоугольником. Дать представление о четырехугольнике: подвести к пониманию того, что квадрат и прямоугольник являются разновидностями четырехугольника. Развивать у детей геометрическую зоркость: умение анализировать и сравнивать предметы по форме, находить в ближайшем окружении предметы одинаковой и разной формы: книги, картина, одеяла, крышки столов — прямоугольные, поднос и блюдо — овальные, тарелки — круглые и т. д. Развивать представления о том, как из одной формы сделать другую.
Ориентировка в пространстве. Совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве; понимать смысл пространственных отношений (вверху — внизу, впереди (спереди) — сзади (за), слева — справа, между, рядом с, около); двигаться в заданном направлении, меняя его по сигналу, а также в соответствии со знаками — указателями направления движения (вперед, назад, налево, направо и т. п.); определять свое местонахождение среди окружающих людей и предметов (я стою между Олей и Таней, за Мишей, позади (сзади) Кати, перед Наташей, около Юры); обозначать в речи взаимное расположение предметов (справа от куклы сидит заяц, а слева от куклы стоит лошадка, сзади — мишка, а впереди — машина). Учить ориентироваться на листе бумаги (справа — слева, вверху — внизу, в середине, в углу).
Ориентировка во времени. Дать детям представление о том, что утро, вечер, день и ночь составляют сутки. Учить на конкретных примерах устанавливать последовательность различных событий: что было раньше (сначала), что позже (потом), определять, какой день недели сегодня, какой был вчера, какой будет завтра.
Ознакомление с окружающим миром.
Предметное окружение. Продолжать обогащать представления детей о мире предметов. Объяснять назначение незнакомых предметов. Формировать представление о предметах, облегчающих труд человека в быту (кофемолка, миксер, мясорубка и др.), создающих комфорт (бра, картины, ковер и т.п.). Объяснять, что прочность и долговечность зависят от свойств и качеств материала, из которого сделан предмет. Развивать умение самостоятельно определять материалы, из которых образовательная деятельность с деть ми 5–6 лет изготовлены предметы, характеризовать свойства и качества предметов: структуру и температуру поверхности, твердость — мягкость, хрупкость — прочность, блеск, звонкость. Побуждать сравнивать предметы (по назначению, цвету, форме, материалу), классифицировать их по различным признакам (посуда — фарфоровая, стеклянная, керамическая, пластмассовая). Рассказывать о том, что любая вещь создана трудом многих людей (Откуда пришел стол? Как получилась книжка? и т.п.). Объяснять, что предметы имеют прошлое, настоящее и будущее. Знакомить с некоторыми предметами прошлых времен, с тем «как жили наши предки».
Природное окружение, экологическое воспитание. Продолжать развивать интерес детей к миру природы, расширять и уточнять их представления. Создавать условия для проявления инициативы и творчества в ее познании, учить наблюдать, развивать любознательность. Развивать желание исследовать и экспериментировать с объектами живой и неживой природы (не нанося им вред). Создавать условия для детской исследовательской деятельности, развивать восприятие, внимание, память, наблюдательность, способность анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений в процессе ознакомления с природой. Использовать в процессе ознакомления с природой произведения художественной литературы, музыки, знакомить с народными приметами. Развивать умение видеть красоту и своеобразие окружающей природой, учить передавать свое отношение к природе в речи и продуктивных видах деятельности.
Неживая природа. Показывать взаимодействие живой и неживой природы. Учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями (сезон — растительность — труд людей). Формировать представления о чередовании времен года, частей суток и их некоторых характеристиках. Учить детей фиксировать в календаре природы время года, месяц, день недели, время суток, температуру, результаты наблюдений и т.д.). Формировать первичные представления о климатическом и природном многообразии планеты Земля: холодные климатические зоны (арктика, антарктика), умеренный климат (леса, степи, тайга), жаркий климат (джунгли, саванна, пустыня). Познакомить детей с картой и глобусом, показать некоторые зоны с характерным климатом (например, Африку, где всегда жарко; Северный Полюс, где всегда холодно и все всегда покрыто снегом и льдом; среднюю полосу России, где привычный нам климат). Обсудить, как человек в своей жизни использует воду, песок, глину, камни; рассказать о существовании драгоценных и полудрагоценных камней, познакомить с коллекцией камней в уголке науки.
Мир животных. Расширять и систематизировать знания о животном мире. Расширять первичные представления о классификации животного мира: млекопитающие, птицы, рыбы, насекомые, земноводные (лягушки, жабы, тритоны), пресмыкающиеся или рептилии (ящерицы, черепахи, крокодилы, змеи), паукообразные (пауки, скорпионы, тарантулы, клещи), ракообразные (раки, крабы, омары, креветки). Расширять представления о домашних животных, их повадках, зависимости от человека. Дать представление о том, откуда взялись домашние животные, как древний человек приручил их; познакомить с некоторыми «дикими родичами» домашних животных (волк, лисица, шакал, собака — семейство псовых; тигр, лев, пантера, кошка — семейство кошачьих). Воспитывать у детей ответственное отношение к домашним питомцам. Познакомить с некоторыми типичными представителями животного мира различных климатических зон: в жарких странах (Африка) — слоны, жирафы, верблюды, львы; в Арктике (Северный полюс) — белые медведи, в Антарктике (Антарктида) — пингвины, в наших лесах — медведи, волки, лисы, зайцы и другие, уже знакомые детям дикие животные.
Мир растений. Расширять представления детей о растениях. Знакомить детей с многообразием родной природы: деревьями, кустарниками, травянистыми растениями. Познакомить с понятиями «лес», «луг» и «сад». Развивать познавательный интерес детей, расширяя их представления о лесных животных: где живут (нора, берлога, дупло, гнездо), чем питаются, как готовятся к зиме (зайчик линяет, белки запасают корм на зиму); как некоторые звери готовятся к зимней спячке (еж зарывается в осенние листья, медведи зимуют в берлоге, змеи заползают в разные расщелины и пустые норы, лягушки закапываются в ил на дне водоемов и т.д.). Дать представление о хищных зверях и птицах.
Экологическое воспитание. Формировать элементарные экологические представления. Формировать представления о том, что человек — часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать ее. Рассказывать о значении солнца и воздуха в жизни человека, животных и растений. Учить укреплять свое здоровье в процессе общения с природой.
Социальное окружение. Расширять представления об учебных заведениях (детский сад, школа, колледж, вуз). Формировать потребность в получении знаний, стремление к дальнейшему обучению. образовательная деятельность с деть ми 5–6 лет. Продолжать знакомить с культурными явлениями (цирк, библиотека, музей и др.), их атрибутами, значением в жизни общества, связанными с ними профессиями, правилами поведения. Расширять представления о сферах человеческой деятельности (наука, искусство, производство, сельское хозяйство). Обогащать представления детей о профессиях. Рассказывать детям о профессиях воспитателя, учителя, врача, строителя, работников сельского хозяйства, транспорта, торговли, связи др.; о важности и значимости их труда; о том, что для облегчения труда используется разнообразная техника. Рассказывать о личностных и деловых качествах человека-труженика. Знакомить с трудом людей творческих профессий: художников, писателей, композиторов, мастеров народного декоративно-прикладного искусства; с результатами их труда (картинами, книгами, музыкой, предметами декоративного искусства). Воспитывать чувство благодарности к человеку за его труд.
Наша планета. Формировать элементарные представления об истории человечества (Древний мир, Средние века, современное общество) через знакомство с произведениями искусства (живопись, скульптура, мифы и легенды народов мира), реконструкцию образа жизни людей разных времен (одежда, утварь, традиции и др.). Дать представление о многообразии народов мира. Знакомить с элементами культуры (костюмы, внешний вид), обычаев (национальные блюда), государствами (название, флаг, столица) некоторых народов мира: в Европе англичане, итальянцы, испанцы, немцы, французы; в Азии — индусы, китайцы, японцы; в Африке — бедуины, египтяне, жители Конго, в Южной Америке — бразильцы, мексиканцы, в Северной Америке — американцы, канадцы. Показывать заинтересовавшие детей страны на карте, глобусе. Поощрять детей к проектноисследовательской деятельности на темы народов мира.
Образовательная область Речевое развитие.
Речевое развитие направлено на совершенствование всех сторон речи, развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, формирование предпосылок обучения грамоте; овладение речью как средством общения, развитие речевого творчества; знакомство с книжной культурой, детской литературой.
Развитие речи. Развивающая речевая среда. Продолжать развивать речь как средство общения. Расширять представления детей о многообразии окружающего мира. Предлагать для рассматривания изделия народных промыслов, мини-коллекции (открытки, марки, монеты, наборы игрушек, выполненных из определенного материала), иллюстрированные книги (в том числе знакомые сказки с рисунками разных художников), открытки, фотографии с достопримечательностями родного края, Москвы, репродукции картин (в том числе из жизни дореволюционной России). Поощрять попытки ребенка делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями, уточнять источник полученной информации (телепередача, рассказ близкого человека, посещение выставки, детского спектакля и т.д.). Развивать стремление детей выражать свое отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства; побуждать к использованию в речи фольклора (пословицы, поговорки, потешки и др.). Показать значение родного языка в формировании основ нравственности. Формирование словаря. Обогащать речь детей существительными, обозначающими предметы бытового окружения; прилагательными, характеризующими свойства и качества предметов; наречиями, обозначающими взаимоотношения людей, их отношение к труду. Упражнять в подборе существительных к прилагательному (белый — снег, сахар, мел), слов со сходным значением (шалун — озорник — проказник), с противоположным значением (слабый — сильный, пасмурно — солнечно). Помогать детям употреблять в речи слова в точном соответствии со смыслом.
Звуковая культура речи. Закреплять правильное, отчетливое произнесение звуков. Учить различать на слух и отчетливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки: с—з, с — ц, ш — ж, ч — ц, с — ш, ж — з, л — р. Продолжать развивать фонематический слух. Учить определять место звука в слове (начало, середина, конец). Отрабатывать интонационную выразительность речи. образовательная деятельность с деть ми 5–6 лет.
Грамматический строй речи. Совершенствовать умение согласовывать слова в предложениях: существительные с числительными (пять груш, трое ребят) и прилагательные с существительными (лягушка — зеленое брюшко). Помогать детям замечать неправильную постановку ударения в слове, ошибку в чередовании согласных, предоставлять возможность самостоятельно ее исправить. Знакомить с разными способами образования слов (сахарница, хлебница; масленка, солонка; воспитатель, учитель, строитель). Упражнять в образовании однокоренных слов (медведь — медведица — медвежонок — медвежья), в том числе глаголов с приставками (забежал — выбежал — перебежал). Помогать детям правильно употреблять существительные множественного числа в именительном и винительном падежах; глаголы в повелительном наклонении; прилагательные и наречия в сравнительной степени; несклоняемые существительные. Учить составлять по образцу простые и сложные предложения. Совершенствовать умение пользоваться прямой и косвенной речью.
Связная речь. Развивать умение поддерживать беседу. Совершенствовать диалогическую форму речи. Поощрять попытки высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища. Развивать монологическую форму речи. Учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы. Учить (по плану и образцу) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины, составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием. Развивать умение составлять рассказы о событиях из личного опыта, придумывать свои концовки к сказкам. Формировать умение составлять небольшие рассказы творческого характера на тему, предложенную воспитателем.
Приобщение к художественной литературе. Продолжать развивать интерес детей к художественной литературе. Учить внимательно и заинтересованно слушать сказки, рассказы, стихотворения; запоминать считалки, скороговорки, загадки. Прививать интерес к чтению больших произведений (по главам). Способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям. Побуждать рассказывать о своем восприятии конкретного поступка литературного персонажа. Помогать детям понять скрытые мотивы поведения героев произведения. Продолжать объяснять (с опорой на прочитанное произведение) доступные детям жанровые особенности сказок, рассказов, стихотворений. Воспитывать чуткость к художественному слову; зачитывать отрывки с наиболее яркими, запоминающимися описаниями, сравнениями, эпитетами. Учить детей вслушиваться в ритм и мелодику поэтического текста. Помогать выразительно, с естественными интонациями читать стихи, участвовать в чтении текста по ролям, в инсценировках. Продолжать знакомить с книгами. Обращать внимание детей на оформление книги, на иллюстрации. Сравнивать иллюстрации разных художников к одному и тому же произведению. Выяснять симпатии и предпочтения детей.
Образовательная область. Художественно-эстетическое развитие.
Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие художественно-творческих способностей детей в различных видах художественной деятельности, формирование интереса и предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства; развитие эстетического восприятия окружающего мира, воспитание художественного вкуса. образовательная деятельность с деть ми 5–6 лет.
Приобщение к искусству. Продолжать формировать интерес к музыке, живописи, литературе, народному искусству, воспитывать бережное отношение к произведениям искусства. Развивать эстетические чувства, эмоции, эстетический вкус, эстетическое восприятие произведений искусства, формировать умение выделять их выразительные средства. Учить соотносить художественный образ и средства выразительности, характеризующие его в разных видах искусства, подбирать материал и пособия для самостоятельной художественной деятельности. Формировать умение выделять, называть, группировать произведения по видам искусства: литература, музыка, изобразительное искусство, архитектура, театр. Знакомить (без запоминания) с видами изобразительного искусства: графика, декоративно-прикладное искусство, живопись, скульптура, фотоискусство. Продолжать знакомить с основными жанрами изобразительного искусства: натюрморт, пейзаж, портрет. Формировать умение выделять и использовать в своей изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности средства выразительности разных видов искусства, называть материалы для разных видов художественной деятельности. Познакомить с произведениями живописи (И.Шишкин, И.Левитан, В. Серов, И. Грабарь, П. Кончаловский и др.) и изображением родной природы в картинах художников. Расширять представления о графике (ее выразительных средствах). Знакомить с творчеством художников-иллюстраторов детских книг (Ю. Васнецов, Е. Рачев, Е. Чарушин, И. Билибин и др.).
Продолжать знакомить с архитектурой. Закреплять знания о том, что существуют различные по назначению здания: жилые дома, магазины, театры, кинотеатры и др. Обращать внимание детей на сходства и различия архитектурных сооружений одинакового назначения: форма, пропорции (высота, длина, украшения — декор и т. д.). Подводить дошкольников к пониманию зависимости конструкции здания от его назначения: жилой дом, театр, храм и т.д. Развивать наблюдательность, учить внимательно рассматривать здания, замечать их характерные особенности, разнообразие пропорций, конструкций, украшающих деталей. При чтении литературных произведений, сказок обращать внимание детей на описание сказочных домиков (теремок, рукавичка, избушка на курьих ножках), дворцов. Познакомить с понятием «народное искусство». Расширять представления детей о народном искусстве, фольклоре, музыке и художественных промыслах.
Изобразительная деятельность. Продолжать развивать интерес детей к изобразительной деятельности. Обогащать сенсорный опыт, развивая органы восприятия: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус; закреплять знания об основных формах предметов и объектов природы. Развивать эстетическое восприятие, учить созерцать красоту окружающего мира. Развивать способность наблюдать, всматриваться (вслушиваться) в явления и объекты природы, замечать их изменения (например, как изменяются форма и цвет медленно плывущих облаков, как постепенно раскрывается утром и закрывается вечером венчик цветка, как изменяется освещение предметов на солнце и в тени). В процессе восприятия предметов и явлений развивать мыслительные операции: анализ, сравнение, уподобление (на что похоже), установление сходства и различия предметов и их частей, выделение общего и единичного, характерных признаков, обобщения. Развивать чувство формы, цвета, пропорций, учить передавать в изображении основные свойства предметов (форма, величина, цвет), характерные детали, соотношение предметов и их частей по величине, высоте, расположению относительно друг друга. Формировать умение организовывать свое рабочее место, готовить все необходимое для занятий; работать аккуратно, экономно расходовать материалы, сохранять рабочее место в чистоте, по окончании работы приводить его в порядок. Продолжать совершенствовать умение детей рассматривать работы (рисунки, лепку, аппликации), радоваться достигнутому результату, замечать и выделять выразительные решения изображений. Рисование. Продолжать совершенствовать умение передавать в рисунке образы предметов, объектов, персонажей сказок, литературных произведений. Обращать внимание детей на отличия предметов по форме, величине, пропорциям частей; побуждать их передавать эти отличия в рисунках. Учить передавать положение предметов в пространстве на листе бумаги, обращать внимание детей на то, что предметы могут поразному располагаться на плоскости (стоять, лежать, менять положение: живые существа могут двигаться, менять позы, дерево в ветреный день — наклоняться и т.д.). Учить передавать движения фигур. Способствовать овладению композиционными умениями: учить располагать предмет на листе с учетом его пропорций (если предмет вытянут в высоту, располагать его на листе по вертикали; если он вытянут в ширину, например, не очень высокий, но длинный дом, располагать образовательная деятельность с детьми 5–6 лет его по горизонтали). Закреплять способы и приемы рисования различными изобразительными материалами (цветные карандаши, гуашь, акварель, цветные мелки, пастель, сангина, угольный карандаш, фломастеры, разнообразные кисти и т.п). Вырабатывать навыки рисования контура предмета простым карандашом с легким нажимом на него, чтобы при последующем закрашивании изображения не оставалось жестких, грубых линий, пачкающих рисунок. Учить рисовать акварелью в соответствии с ее спецификой (прозрачностью и легкостью цвета, плавностью перехода одного цвета в другой). Учить рисовать кистью разными способами: широкие линии — всем ворсом, тонкие — концом кисти; наносить мазки, прикладывая кисть всем ворсом к бумаге, рисовать концом кисти мелкие пятнышки. Закреплять знания об уже известных цветах, знакомить с новыми цветами (фиолетовый) и оттенками (голубой, розовый, темно-зеленый, сиреневый), развивать чувство цвета. Учить смешивать краски для получения новых цветов и оттенков (при рисовании гуашью) и высветлять цвет, добавляя в краску воду (при рисовании акварелью). При рисовании карандашами учить передавать оттенки цвета, регулируя нажим на карандаш. В карандашном исполнении дети могут, регулируя нажим, передать до трех оттенков цвета. Учить детей создавать сюжетные композиции на темы окружающей жизни и на темы литературных произведений («Кого встретил Колобок», «Два жадных медвежонка», «Где обедал, воробей?» и др.). Развивать композиционные умения, учить располагать изображения на полосе внизу листа, по всему листу. Обращать внимание детей на соотношение по величине разных предметов в сюжете (дома большие, деревья высокие и низкие; люди меньше домов, но больше растущих на лугу цветов). Учить располагать на рисунке предметы так, чтобы они загораживали друг друга (растущие перед домом деревья и частично его загораживающие и т.п.). Лепка. Продолжать знакомить детей с особенностями лепки из глины, пластилина и пластической массы. Развивать умение лепить с натуры и по представлению знакомые предметы (овощи, фрукты, грибы, посуда, игрушки); передавать их характерные особенности. Продолжать учить лепить посуду из целого куска глины и пластилина ленточным способом. Закреплять умение лепить предметы пластическим, конструктивным и комбинированным способами. Учить сглаживать поверхность формы, делать предметы устойчивыми. Учить передавать в лепке выразительность образа, лепить фигуры человека и животных в движении, объединять небольшие группы предметов в несложные сюжеты (в коллективных композициях): «Курица с цыплятами», «Два жадных медвежонка нашли сыр», «Дети на прогулке» и др. Формировать у детей умения лепить по представлению героев литературных произведений (Медведь и Колобок, Лиса и Зайчик, Машенька и Медведь и т. п.). Развивать творчество, инициативу. Продолжать формировать умение лепить мелкие детали; пользуясь стекой, наносить рисунок чешуек у рыбки, обозначать глаза, шерсть животного, перышки птицы, узор, складки на одежде людей и т.п. Продолжать формировать технические умения и навыки работы с разнообразными материалами для лепки; побуждать использовать дополнительные материалы (косточки, зернышки, бусинки и т.д.). Закреплять навыки аккуратной лепки. Закреплять умение тщательно мыть руки по окончании лепки.
Аппликация. Закреплять умение детей создавать изображения (разрезать бумагу на короткие и длинные полоски; вырезать круги из квадратов, овалы из прямоугольников, преобразовывать одни геометрические фигуры в другие: квадрат — в два–четыре треугольника, прямоугольник — в полоски, квадраты или маленькие прямоугольники), создавать из этих фигур изображения разных предметов или декоративные композиции. Учить вырезать одинаковые фигуры или их детали из бумаги, сложенной гармошкой, а симметричные изображения — из бумаги, сложенной пополам (стакан, ваза, цветок и др.). С целью создания выразительного образа учить приему обрывания. Побуждать создавать предметные и сюжетные композиции, дополнять их деталями, обогащающими изображения. Формировать аккуратное и бережное отношение к материалам. Прикладное творчество. Совершенствовать умение работать с бумагой: сгибать лист вчетверо в разных направлениях; работать по готовой выкройке (шапочка, лодочка, домик, кошелек). Закреплять умение создавать из бумаги объемные фигуры: делить квадратный лист на несколько равных частей, сглаживать сгибы, надрезать по сгибам (домик, корзинка, кубик). Закреплять умение детей делать игрушки, сувениры из природного материала (шишки, ветки, ягоды) и других материалов (катушки, проволока в цветной обмотке, пустые коробки и др.), прочно соединяя части. образовательная деятельность с деть ми 5–6 лет. Формировать умение самостоятельно создавать игрушки для сюжетноролевых игр (флажки, сумочки, шапочки, салфетки и др.); сувениры для родителей, сотрудников детского сада, елочные украшения. Привлекать детей к изготовлению пособий для занятий и самостоятельной деятельности (коробки, счетный материал), ремонту книг, настольно-печатных игр. Закреплять умение экономно и рационально расходовать материалы. Продолжать развивать умение работать коллективно, объединять свои поделки в соответствии с общим замыслом, договариваться, кто какую часть работы будет выполнять.
Народное декоративно-прикладное искусство. Продолжать знакомить с народным декоративно-прикладным искусством (дымковской, филимоновской, городецкой, полхов-майданской, гжельской, каргопольской росписью), расширять представления о народных игрушках (матрешки — городецкая, богородская; бирюльки). Продолжать знакомить детей с изделиями народных промыслов, закреплять и углублять знания о дымковской и филимоновской игрушках и их росписи; предлагать создавать изображения по мотивам народной декоративной росписи, знакомить с ее цветовым строем и элементами композиции, добиваться большего разнообразия используемых элементов. Продолжать знакомить с городецкой росписью, ее цветовым решением, спецификой создания декоративных цветов (как правило, не чистых тонов, а оттенков), учить использовать для украшения оживки. Познакомить с росписью Полхов-Майдана. Включать городецкую и полхов-майданскую роспись в творческую работу детей, помогать осваивать специфику этих видов росписи. Учить составлять узоры по мотивам городецкой, полхов-майданской, гжельской росписи: знакомить с характерными элементами (бутоны, цветы, листья, травка, усики, завитки, оживки). Учить создавать узоры на листах в форме народного изделия (поднос, солонка, чашка, розетка и др.). Для развития творчества в декоративной деятельности использовать декоративные ткани. Предоставлять детям бумагу в форме одежды и головных уборов (кокошник, платок, свитер и др.), предметов быта (салфетка, полотенце). Знакомить детей с декоративно-прикладным искусством на основе региональных особенностей (фарфоровые и керамические изделия, скульптура малых форм). Развивать декоративное творчество детей (в том числе коллективное). Учить ритмично располагать узор. Предлагать расписывать бумажные силуэты и объемные фигуры. Продолжать знакомить детей с особенностями декоративной лепки. Формировать интерес и эстетическое отношение к предметам народного декоративно-прикладного искусства. Учить лепить птиц, животных, людей по типу народных игрушек (дымковской, филимоновской, каргопольской и др.). Учить обмакивать пальцы в воду, чтобы сгладить неровности вылепленного изображения, когда это необходимо для передачи образа. Формировать умение украшать узорами предметы декоративного искусства. Учить расписывать изделия гуашью, украшать их налепами и углубленным рельефом, использовать стеку.
Конструктивно-модельная деятельность. Продолжать развивать умение детей устанавливать связь между создаваемыми постройками и тем, что они видят в окружающей жизни; создавать разнообразные постройки и конструкции (дома, спортивное и игровое оборудование и т.п.). Учить выделять основные части и характерные детали конструкций. Поощрять самостоятельность, творчество, инициативу, дружелюбие. Помогать анализировать сделанные воспитателем поделки и постройки; на основе анализа находить конструктивные решения и планировать создание собственной постройки. Знакомить с новыми деталями: разнообразными по форме и величине пластинами, брусками, цилиндрами, конусами и др. Учить заменять одни детали другими. Формировать умение создавать различные по величине и конструкции постройки одного и того же объекта. Учить строить по рисунку, самостоятельно подбирать необходимый строительный материал. Учить детей коллективно возводить постройки, необходимые для игры, планировать предстоящую работу, сообща выполнять задуманное. Учить применять конструктивные умения, полученные на занятиях
- «Модуль взаимодействия педагога с детьми».
- Непосредственно - образовательная деятельность (НОД)
Дата проведения | Форма реализации | Содержание |
«Двигательная деятельность» | ||
1.Физкультурное занятие | По плану инструктора по физкультуре | |
«Коммуникативная деятельность» | ||
17.05.2022 | 1.Образовательная развивающая ситуация Образовательная область «Речевое развитие». | Л.В. Лебедева «Конспекты занятий по обучению детей пересказу», стр. 48-53. |
24.05.2022 | О.С. Ушакова «Речевое развитие детей 3-7 лет», стр. 313-315. | |
31.05.2022 | Л.В. Лебедева «Конспекты занятий по обучению детей пересказу», стр. 54-59. | |
05.05..2022 | 2.Образовательная развивающая ситуация Образовательная область «Речевое развитие». | Занятие №11 Л.Е. Журова «Обучение дошкольников грамоте», стр. 65 |
12.05.2022 | Занятие №12. Л.Е. Журова «Обучение дошкольников грамоте», стр. 66. | |
19.05.2022 26.05.2022 | Занятие №13 Л.Е. Журова «Обучение дошкольников грамоте», стр. 67 Занятие №14 Л.Е. Журова «Обучение дошкольников грамоте», стр. 68 | |
«Познавательно-исследовательская деятельность» | ||
16.05.2022 | 1.Образовательная развивающая ситуация Образовательная область «Познавательное развитие». | «День Победы» Конспект. |
23.05.2022 | «Лето красное, лето прекрасное» Конспект. | |
30.05.2022 | «Святитель Иосаф Белгородский». Л.В. Серых, Г.А. Махова Методическое пособие «Здравствуй, мир Белогорья», стр. 158. | |
04.05.2022 | 2.Образовательная развивающая ситуация Образовательная область «Познавательное развитие». | Занятие №12 И.А. Помораева, В.А. Позина «ФЭМП. Система работы в старшей группе». |
11.05.2022 | Занятие №13. И.А. Помораева, В.А. Позина «ФЭМП. Система работы в старшей группе». | |
18.05.2022 25.05.2022 | Занятие №14. И.А. Помораева, В.А. Позина «ФЭМП. Система работы в старшей группе». Занятие №15. И.А. Помораева, В.А. Позина «ФЭМП. Система работы в старшей группе». | |
«Изобразительная деятельность» | ||
16.05.2022 | 1. Образовательная развивающая ситуация Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» (рисование). | «Защитники земли русской». Л.В. Серых, «Планирование образовательной деятельности дошкольников «Цветной мир Белогорья», стр. 175. |
23.05.2022 | «Одуванчик». Д.Н. Колдина «Рисование с детьми 5-6 лет». | |
30.05.2022 | «Бабочки летают над лугом». Т. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе. Конспекты занятий». | |
06.05..2022 | 2. Образовательная развивающая ситуация Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» (лепка/аппликация) | «Огненный салют в Белгороде». Аппликация. Л.В. Серых, «Планирование образовательной деятельности дошкольников «Цветной мир Белогорья», стр. 110. |
13.05.2022 | «Радуга на небе (Налеп из пластилина)». Лепка. Д. Н. Колдина «Лепка с детьми 5-6 лет. Конспекты занятий». | |
20.05.2022 27.05.2022 | «Цветы луговые»Аппликация. И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду», стр. 198. «Течёт река Северский Донец». Л.В. Серых, «Планирование образовательной деятельности дошкольников «Цветной мир Белогорья», стр. 161. | |
17.05.2022 | 3. Образовательная развивающая ситуация Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» (конструирование). | «Салфетка к празднику». Л.В. Куцакова. «Конструирование и художественный труд в детском саду», стр. 104 |
24.05.2022 31.05.2022 | «Тюльпан (оригами)» Конспект. | |
«Музыкальная деятельность» | ||
1.Музыкальное занятие | По плану музыкального руководителя | |
«Чтение художественной литературы» | ||
В течение месяца | 1. Образовательная развивающая ситуация «Речевое развитие» - в мир художественной литературы. | Примерный список литературы для чтения детям 5-6 лет Март / апрель / май Русский фольклор Песенки. «Ранним-рано поутру …»; «Грачи-киричи …»; «Уж ты, пташечка, ты залётная …»; «Ласточка-ласточка …»; «Дождик, дождик, веселей …»; «Божья коровка …». Сказки. «Сивка-Бурка», обр. М. Булатова; «Финист – Ясный сокол», обр. А. Платонова. Фольклор народов мира Песенки. «Веснянка», укр., обр. Г. Литвака; «Друг за дружкой», тадж., обр. Н. Гребнева (в сокр.). Сказки. «Лесная дева», пер. с чеш. В. Петровой (из сборника сказок Б. Немцовой; «Три золотых волоска Деда-Всеведа», пер.с чеш. Н. Аросьевой (из сборника сказок К.Я. Эрбена). Произведения поэтов и писателей России Поэзия. С. Городецкий «Котёнок»; С. Есенин «Черёмуха»; Ф. Тютчев «Зима не даром злится …»; А. Барто «Верёвочка». Проза. Л. Толстой «Собачка»; В. Драгунский «Друг детства», «Сверху вниз, наискосок»; К. Паустовский «кот-ворюга». Литературные сказки. Н. Телешов «Крупеничка»; В. Катаев «Цветик-семицветик». Произведения поэтов и писателей разных стран Поэзия. Ю. Тувим «Письмо ко всем детям по одному очень важному делу», пер. с польск. С. Михалкова. Литературные сказки. А. Линдгрен. «Карлсон, который живёт на крыше, опять прилетел», (главы в сокр.), пер. со швед. Л. Лунгиной. |
- Совместная образовательная деятельность и культурные практики воспитателя и детей в режимных моментах
Дата проведения | Форма реализации | Содержание |
«Общение» | ||
В течение месяца | Ситуации общения, беседы и разговоры с детьми, игровые тренинги | Беседы: «Почему мне нравится весна»; «Как звери ведут себя весной в лесу»; «Как ведут себя весной домашние животные»; «Как человек помогает весной животным в лесу»; «Почему текут ручьи?»; «Помоги птицам»; «Осторожно! Травмы! (какие травмы можно получить весной)»; «Как заботиться о здоровье весной»; «Откуда идёт дождь (снег)». Рассматривание репродукций картин русских художников по теме «Весна». Заучивание стихотворений. Загадывание загадок о весне. Разучивание пальчиковых гимнастик «Весенняя прогулка», «Капают капели», «К нам весна лишь заглянула». |
«Игровая деятельность» | ||
В течение месяца | Сюжетно-ролевые игры | «Путешествие по морям и океанам». Формирование умения творчески развивать сюжет игры. Знакомство с трудом постового. Закрепление представлений детей о труде взрослых на речном вокзале, на теплоходе. Закрепление и обобщение знаний о труде работников села. Воспитание уважительного отношения к труду. Знакомство с жизнью людей на Севере и на юге нашей страны. |
«Российская Армия». Обогащение знаний детей о подвиге воинов-танкистов и воинов-моряков в родном городе. Расширение представлений детей о типах военных кораблей: подводная лодка, крейсер, эсминец, авианосец, ракетный катер, танкодесантный корабль. Воспитание у детей чувства патриотизма, гордости за свою Родину, восхищения героизмом людей. | ||
«Супермаркет». Научить детей согласовывать собственный игровой замысел с замыслами сверстников, менять роли по ходу игры. Побуждать детей более широко использовать в играх знания об окружающей жизни; развивать диалогическую речь. | ||
Подвижные игры | «Не забегай в круг». Цель: Учить детей соблюдать правила игры, бегать, увёртываясь. Совершенствовать выполнение движений при беге, носовое дыхание. Закрепить умение бегать боковым галопом с захлёстом голени. Воспитывать выдержку, смелость. | |
«Встречные перебежки». Цель: Познакомить детей с правилами игры, учить выбирать водящего с помощью считалки, выполнять игровые действия, соблюдать правила безопасности. Развивать ловкость, быстроту реакции, внимание. Воспитывать чувство товарищества. | ||
«Кто быстрее опустит обруч?». Цель: Учить детей выполнять игровые действия, самостоятельно организовывать игру. Учить детей действовать по сигналу. Развивать координацию движений, ловкость. | ||
«Пастух и волк». Цель: Упражнять детей в беге; учить бегать в заданном направлении, ловкость. Напомнить правила безопасного поведения на игровой площадке в данных погодных условиях. | ||
«Совушка». Цель: Формирование стереотипа правильной осанки, предупреждение ее нарушения; развитие связной устной речи. | ||
В течение месяца | Театрализованные игры | «Веселый Старичок-Лесовичок» Цель: Работа над интонационной выразительностью речи и развивать умение чётко произносить слова скороговорки; развивать пантомимические навыки, творческое воображение; воспитывать у детей чувство коллективизма, коммуникативные способности. |
Моя Вообразилия Цель: развивать навыки импровизации, фантазию, творческое воображение. | ||
В течение месяца | Досуг здоровья и подвижных игр | «День Здоровья» |
«Познавательная и исследовательская деятельность» | ||
В течение месяца | Сенсорный, игровой и интеллектуальный тренинги | Дидактические игры: «Четвертый лишний», «Чья тень»», «Какое это растение». |
В течение месяца | Опыты, эксперименты | Опыты с песком: «Песчаный конус», «Из чего состоят песок и глина?», «Научный опыт “Выращивание сталактитов” », «Проходит ли вода через песок и глину?». |
В течение месяца | Наблюдения | Смотреть картотеку прогулок – «Весна». |
В течение месяца | Творческая мастерская | Выставка рисунков: «Пусть не будет никогда войны!» |
В течение месяца | Чтение литературных произведений | Чтение и заучивание наизусть. Заучивание стихотворения ко Дню Победы, А. Твардовский «Рассказ танкиста» - чтение рассказа. Чтение произведения А. Блока «После грозы». Т.Ткаченко «Сказки о цветах». Д.Родари. Для чего розам нужны шипы? В.Орлов « Как появились ромашки», Чтение басни И.А.Крылова «Стрекоза и Муравей». Чтение Д. Мамина-Сибиряка «Лесная сказка». Чтение заклички «Божья коровка». Муравей и сороконожка. В. Орлова «Ты скажи мне, реченька лесная…» |
«Самообслуживание и элементарный бытовой труд» | ||
В течение месяца | Трудовые поручения (индивидуально и подгруппами), общий и совместный труд | Дежурство. Следить за готовностью рабочих мест к занятиям, дополнять рабочие места недостающими материалами для занятий. Коллективный труд. Совместный: протирать строительный материал, наводить порядок в раздевальном шкафу, протирать стулья в групповой комнате, мыть игрушки, ремонтировать книги. Общий: убираться в шкафах с игрушками, ремонтировать коробки от настольно-печатных игр, наводить порядок в игровых шкафах. Уборка участка: расчистка участка от мусора, уборка в павильоне. |
Модуль 3. «Самостоятельная деятельность детей».
Дата проведения | Форма реализации | Содержание |
3.1. Создание развивающей предметно-пространственной среды | ||
Игровой центр, настольно-печатных и развивающих игр | «Лето красное» (моделирование из бумаги и бросового материала). | |
В течение месяца | Центр познавательной активности | Просмотр мультфильмов: «Уроки осторожности тётушки Совы», Фиксики «Огнетушитель», , Маша и Медведь, «Каникулы Бонифация» , «Синичкин календарь», «Самый Большой Друг», Лунтик «Как стать другом» (серия 4), «Подарок для самого слабого», «Мама для мамонтёнка». Просмотр видеофильма по ПДД «Про пешеходов». |
В течение месяца | Центр художественно-продуктивной деятельности | Конструирование из бумаги «Тюльпан»; изготовление подарочной открытки ко Дню Победы |
В течение месяца | Библиотека | Рассматривание книги «Большая детская энциклопедия»; выставка детских книг о временах года, о весне. |
В течение месяца | Центр патриотического воспитания | НОД «Лето в родном городе», «Что мы Родиной зовём». |
В течение месяца | Центр двигательной активности | Подвижные игры: «Вызов номеров», «Жмурки», «Круговая лапта», «Ловишки на одной ноге», «Кот идет», «Перетягивание каната», «Построй шеренгу, круг, колонну», «Рыбачок и рыбки». |
В течение месяца | Лаборатория | |
3.2. «Детская инициатива в различных видах деятельности» (способы направления и поддержки детской инициативы «недирективная помощь») | ||
В течение месяца | Проведение тематических дней | |
В течение месяца | Обсуждение - подведение итогов самостоятельной деятельности | |
В течение месяца | Организация детских мини проектов | Социально-образовательный проект «Юный пешеход». Проект «Помним, Гордимся» |
Модуль 4. «Взаимодействие с родителями (законными представителями) воспитанников».
Дата проведения | Форма реализации | Содержание |
В течение месяца | Педагогическая поддержка | Выставка рисунков «День памяти », «Краски лета», «День Победы» «Юные спортсмены», «ПДД». |
Педагогическое образование | Консультации через папку-передвижку « Безопасность на дороге», «Возрастные особенности развития ребенка», | |
Совместная деятельность педагогов и родителей | Подборка материала к оформлению альбома по теме «Лето». Сбор материалов для проведения развлечения «День Победы». Праздник ко Дню Победы Акция «Бессмертный полк». Поздравления майских именинников. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия на тему: "Составление рассказа о диких животных с использованием графического плана" в старшей группе.
Данный конспект освещает методы и приемы формирования навыков связной речи у детей дошкольного возраста с речевыми расстройствами. Конспект адресован педагогам дошкольных учреждений....
Перспективный план в старшей группе.Образовательная область "Художественное творчество" .
Перспективное планирование....
Перспективный план в старшей группе с учетом интеграции образовательных областей
Комплексно-тематическое планирование для старшей группы составлен с учетом интеграции образовательных областей....
Отчет по реализации задач годового плана в старшей группе
В течение года наряду с общими задачами, обусловленные программой детского сада, мы более углубленно работали над реализацией поставленных задач по развитию по...
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ПО ОБЖ
по программе Р. Стёркиной, Н. Авдеевой, О. Князевой...
Проектирование календарно-тематического плана в старшей группе в соответствии с ФГТ на год
календарно-тематическое планирование в старшей группе в соответствии с ФГТ на год...
Рабочая программа для старшей группы.Перспективный план для старшей группы.
Годовые задачи,сетка занятий....