Нетрадиционная техника рисования «штампами из картонной втулки»
материал (подготовительная группа)
Нетрадиционная техника рисования «штампами из картонной втулки»
как средство развития творческих способностей
у детей старшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
статья | 44.5 КБ |
презентация | 867.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Е.В. Пантелеева,
воспитатель, МБДОУ «Детский сад комбинированного
вида №62 «Родничок», Российская Федерация,
Архангельская область, г. Северодвинск
Нетрадиционная техника рисования «штампами из картонной втулки»
как средство развития творческих способностей
у детей старшего дошкольного возраста
Проблеме развития творческих способностей детей в процессе обучения посвящены фундаментальные теоретические работы Л.С. Выготского, Е.А. Флериной, Н.П. Сакулиной, Н.А. Ветлугиной, Т.С. Комаровой, Б.М. Теплова, Т.Г.Казаковой и др.
Детская изобразительная деятельность по своим объективным возможностям носит творческий характер. Создавая изображение на листе бумаги, ребенок познает средства изображения, запоминает их характерные особенности и детали, овладевает изобразительными умениями и навыками, учится осознанно их использовать. При реализации этих возможностей в условиях правильного руководства ребенок развивается как творческая личность. Дети, как правило, рисуют не предмет, а обобщенное знание о нем, обозначая индивидуальные черты лишь символическими признаками.
Е.А. Флерина писала: «Детское изобразительное творчество мы понимаем как сознательное отражение ребенком окружающей действительности в рисунке, лепке, конструировании своих наблюдений, а также впечатлений, полученных им через слово, картинку и другие виды искусства. Ребенок не пассивно копирует окружающее, а перерабатывает его в связи с накопленным опытом, отношением к изображаемому». Но усвоить этот опыт без помощи взрослого ребенок не может. Необходимо обучать ребенка, не просто показывая приемы работы с разнообразными средствами изображения, но и тесно сотрудничая с ним в процессе деятельности. Обогатить ум ребенка разнообразными представлениями, некоторыми знаниями – значит сделать его представления об окружающем мире более ясными, более полными. Это поможет ему воспроизводить в своем творчестве увиденное.
По утверждению Т.С. Комаровой, дети с радостью включаются в творческую деятельность там, где педагог творчески относится к занятиям, умеет заинтересовать детей, широко включает игровые приемы и ситуации и бережно относится к продуктам детского творчества, которые обязательно должны демонстрироваться детям других возрастных групп, родителям, подклеиваться, подшиваться, их можно дарить гостям.
Творчество – процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания объективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от производства – уникальность его результата.
Использование нетрадиционных техник рисования позволяет педагогу создать оптимальные условия для творческой изобразительной деятельности, в которой дети не ограничены своими умениями, навыками.
Термин «нетрадиционный» подразумевает использование материалов, инструментов, способов рисования, которые не являются общепринятыми, традиционными. В своей работе с детьми мы используем следующие техники нетрадиционного рисования: рисование пальчиками, ватными палочками, ладошкой, поролоновой губкой и т.п.
Анализируя опыт работы с детьми по развитию художественно- творческих способностей, мы пришли к выводу, что стандартный набор изобразительных материалов используемых в детских садах для современных детей недостаточен. Поскольку уровень умственного развития и потенциальные возможности детей стали намного выше и использование нестандартных техник в изобразительной деятельности дают мощный толчок к развитию детского интеллекта, учат маленького человечка мыслить нестандартно, а также активизируют творческую активность детей.
Разрабатывая систему занятий по изобразительной деятельности с детьми старшего возраста, ставим перед собой следующую цель: развитие художественно – творческих способностей детей через нетрадиционные техники рисования.
Для достижения поставленной цели нами были поставлены следующие задачи: расширять представление о многообразии нетрадиционных техник; научить манипулировать с разными по качеству и свойству материалами, используя нетрадиционные способы изодеятельности; способствовать развитию мелкой моторики и тактильных ощущений; способствовать развитию конструктивного мышления; знакомить детей с определенной технологией выполнения последовательности действий; способствовать развитию творческой активности и самостоятельности в изодеятельности; создавать условия для свободного экспериментирования с нетрадиционными материалами и инструментами.
Одной из современных нетрадиционных изобразительных техник является рисование «штмпами».
Рисование «штампами» – это маленькая игра, которая доставляет детям радость, положительные эмоции, помогает сформировать творческую личность. Суть ее заключается в том, что изображение получается с помощью прикладывания штампа с краской к поверхности листа бумаги.
Штампы можно сделать из различных материалов: из листа поролона или из обычной поролоновой губки; из живых листьев деревьев; из ватной палочки; из картона, плотной бумаги или использовать готовые наборы детских штампов.
В процессе проведения занятия мы заметили, что рисование «штампами из картонной втулки» - одна из наиболее любимых детьми техник.
Рисуя этим способом, дети не боятся ошибиться, так как все легко можно исправить. Из не получившегося изображения легко можно придумать что-то новое, поэтому ребенок обретает уверенность в себе, преодолевает «боязнь чистого листа бумаги», начинает чувствовать себя маленьким художником. У него появляется интерес, а вместе с тем и желание рисовать.
Картонная втулка хороша тем, что очень легко принимает любые формы. Вы можете сложить из нее любые геометрические фигуры – квадрат, треугольник, круг, овал и т.д. А еще из втулки легко могут получиться сердечко, звездочка, волна, капелька, молния и т.д. Темы для рисования разнообразны. Это и: праздничный салют, краски осени, забавные зайчата и т.д.
Во время проведения занятий у нас возникают новые идеи, связанные с комбинацией различных материалов, начинаем экспериментировать, пробовать и придумывать что-то новое и интересное. Данная деятельность завораживает и увлекает не только детей, но и нас.
Для успешной реализации поставленных нами задач, происходит тесное взаимодействие с родителями: индивидуальные консультации, беседы, рекомендации, мастер – классы по нетрадиционным техникам в изодеятельности, выставка совместных работ с использованием нетрадиционных материалов. Такое сотрудничество способствует развитию творческой активности детей не только на занятиях по изодеятельности, но и в свободной деятельности детей.
Опыт работы показал, что рисование «штампами из картонной втулки» играет важную роль для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. Детские работы стали разнообразными, интересными, удивляют своей непредсказуемостью.
Использование нетрадиционных техник рисования делает процесс обучения рисования интересным, захватывающим и радостным. Эта работа помогает развить у детей устойчивый интерес к изобразительной деятельности, эмоциональную сферу, эстетические чувства. Благодаря нетрадиционным техникам рисования дети становятся раскованнее, смелее, непосредственнее, получают свободу для самореализации и самовыражения.
Список информационных источников
- Комарова, Т.С. Детское художественное творчество. ФГОС / Т.С. Комарова. – М.: Мозаика – синтез, 2015.
- Хвиюзова, Т.А. Продуктивная деятельность как средство развития творчества у детей дошкольного возраста / авт. Т.А. Хвиюзова. – М.,2010.
- Хахилева, Г. И. Нетрадиционное рисование как средство развития творческих способностей и эмоциональной сферы детей (из опыта работы) / Г. И. Хахилева, А. Н. Поздяйкина, М. С. Койнова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — № 7 (17). — С. 17-19.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Детская изобразительная деятельность по своим объективным возможностям носит творческий характер. Создавая изображение на листе бумаги, ребенок познает средства изображения, запоминает их характерные особенности и детали, овладевает изобразительными умениями и навыками, учится осознанно их использовать. При реализации этих возможностей в условиях правильного руководства ребенок развивается как творческая личность. Дети, как правило, рисуют не предмет, а обобщенное знание о нем, обозначая индивидуальные черты лишь символическими признаками.
Творчество – процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания объективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от производства – уникальность его результата . Использование нетрадиционных техник рисования позволяет педагогу создать оптимальные условия для творческой изобразительной деятельности, в которой дети не ограничены своими умениями, навыками.
. Термин «нетрадиционный» подразумевает использование материалов, инструментов, способов рисования, которые не являются общепринятыми, традиционными. В своей работе с детьми мы используем следующие техники нетрадиционного рисования: рисование пальчиками, ватными палочками, ладошкой, поролоновой губкой и т.п.
Анализируя опыт работы с детьми по развитию художественно- творческих способностей, мы пришли к выводу, что стандартный набор изобразительных материалов используемых в детских садах для современных детей недостаточен. Поскольку уровень умственного развития и потенциальные возможности детей стали намного выше и использование нестандартных техник в изобразительной деятельности дают мощный толчок к развитию детского интеллекта, учат маленького человечка мыслить нестандартно, а также активизируют творческую активность детей.
Цель : развитие художественно – творческих способностей детей через нетрадиционные техники рисования . Задачи : расширять представление о многообразии нетрадиционных техник ; научить манипулировать с разными по качеству и свойству материалами, используя нетрадиционные способы изодеятельности ; способствовать развитию мелкой моторики и тактильных ощущений; способствовать развитию конструктивного мышления;
знакомить детей с определенной технологией выполнения последовательности действий; способствовать развитию творческой активности и самостоятельности в изодеятельности ; создавать условия для свободного экспериментирования с нетрадиционными материалами и инструментами.
Рисование «штампами» – это маленькая игра, которая доставляет детям радость, положительные эмоции, помогает сформировать творческую личность. Суть ее заключается в том, что изображение получается с помощью прикладывания штампа с краской к поверхности листа бумаги .
Рисование «штампами из картонной втулки» - одна из наиболее любимых детьми техник. Рисуя этим способом, дети не боятся ошибиться, так как все легко можно исправить. Из не получившегося изображения легко можно придумать что-то новое, поэтому ребенок обретает уверенность в себе, преодолевает «боязнь чистого листа бумаги», начинает чувствовать себя маленьким художником. У него появляется интерес, а вместе с тем и желание рисовать.
Картонная втулка хороша тем, что очень легко принимает любые формы. Вы можете сложить из нее любые геометрические фигуры – квадрат, треугольник, круг, овал и т.д. А еще из втулки легко могут получиться сердечко, звездочка, волна, капелька, молния и т.д.
Темы для рисования разнообразны. Это и: праздничный салют, краски осени, забавные зайчата и т.д.
Во время проведения занятий у нас возникают новые идеи, связанные с комбинацией различных материалов, начинаем экспериментировать, пробовать и придумывать что-то новое и интересное. Данная деятельность завораживает и увлекает не только детей, но и нас.
Для успешной реализации поставленных нами задач, происходит тесное взаимодействие с родителями: индивидуальные консультации, беседы, рекомендации, мастер – классы по нетрадиционным техникам в изодеятельности , выставка совместных работ с использованием нетрадиционных материалов. Такое сотрудничество способствует развитию творческой активности детей не только на занятиях по изодеятельности , но и в свободной деятельности детей.
Опыт работы показал, что рисование «штампами из картонной втулки» играет важную роль для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста . Детские работы стали разнообразными, интересными, удивляют своей непредсказуемостью.
Вывод Использование нетрадиционных техник рисования делает процесс обучения рисования интересным, захватывающим и радостным. Эта работа помогает развить у детей устойчивый интерес к изобразительной деятельности, эмоциональную сферу, эстетические чувства. Благодаря нетрадиционным техникам рисования дети становятся раскованнее , смелее, непосредственнее, получают свободу для самореализации и самовыражения.
Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нетрадиционная техника рисования "штампами "В гостях у художника".
Рисование для ребенка - радостный, вдохновенный труд, к которому его не надо принуждать, но очень важно стимулировать и поддерживать малыша, постепенно открывая перед ним новые возможности изобра...
Нетрадиционная техника рисования "штампами "В гостях у художника".
Рисование для ребенка - радостный, вдохновенный труд, к которому его не надо принуждать, но очень важно стимулировать и поддерживать малыша, постепенно открывая перед ним новые возможности изобра...
Конспект занятия по рисованию для детей первой младшей группы Тема: Одуванчики – цветы , словно солнышко желты" (нетрадиционная техника рисование штампом)
Тема: «Одуванчики – цветы ,словно солнышко желты» Цели: Расширять представления детей о времени года – весне, её признаках, о первых весенних цветах ;развивать чувство прекрасного, любовь к природ...
"Елочка" изо деятельность с использованием нетрадиционной техники рисования"Штамп сухим листом"
конспект для воспитателей...
Конспект занятия в младшей группе с использованием нетрадиционной техники рисования «штампами-шишками» "Цветы на полянке".
Конспект занятия в младшей группе с использованием нетрадиционной техники рисования «штампами-шишками»«Цветы на полянке» Задачи:Закреплять умение детей изображать в ...
Конспект занятия по нетрадиционной техники рисования штампами «Снежинка» для раннего возраста.
Цель: познакомить детей с новой техникой рисования с помощью штампов.Задачи: Развивать эстетическое восприятие;Учить детей правильно макать кубик в краску и прикладывать на лист бумаги;Развитие мелкой...
Нетрадиционная техника рисования : Одуванчики с помощью втулки
Задачи: развивать у детей дошкольног возраста интерес и желание рисовать цветы нетрадиционным способом. Совершенствовать умение работать гуашью, кистью.Развивать воображение ,чувство композиции. Воспи...