Календарно-тематический план сюжетно-ролевой игры
календарно-тематическое планирование (старшая, подготовительная группа)

Шамсуддинова Юлия Владимировна

календарно-тематический план для старшего дошкольного возраста, разработан на основе пособия Виноградова Н.А. Сюжетно-ролевые игры для дошкольников: практическое пособие/ Н.Ф. Виноградова, Н.В. Позднякова. - М.: Айрис-пресс, 2008.-128с. К плану разработана картотека сюжетно-ролевых игр, в которой подробно указываются цели, игровые роли, игровые действия, использование материала и оборудования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Календарно-тематический план

  сюжетно-ролевые игры

(образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»)

Картотека сюжетно-ролевых игр

п/п

Тема

Программное содержание

Предметно-игровая среда. Оборудование

Наименование картотеки /

 № карточки

Дата

1

Школа

Научить детей самостоятельно распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли. Понимать воображаемую ситуацию и действовать в соответствии с ней. Расширять сферу социальной активности ребенка и его представления о жизни школы, предоставив ему возможность занимать различные позиции взрослых и детей (учитель — ученик — директор школы).

•школьные принадлежности;

•доски;

•журналы;

•указки;

•карты, атласы;

•дневники.

Картотека сюжетно-ролевых

игр/

Карточка №1

2

Строительство

Научить детей распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли, использовать атрибуты в соответствии с сюжетом, конструкторы, строительные материалы, справедливо решать споры, действовать в соответствии с планом игры. Отображать в игре знания об окружающей жизни, развивать творческое воображение, выразительность речи детей.

•планы строительства;

•различные строительные материалы;

•инструменты;

•униформа;

•строительная техника;

•каски;

•образцы материалов;

•журналы по дизайну.

Картотека сюжетно-ролевых

игр/

Карточка №2

3

Скорая помощь

Формировать умение детей делиться на подгруппы в соответствии с сюжетом и по окончании заданного игрового действия снова объединяться в единый коллектив. Отображать в игре знания об окружающей жизни, показать социальную значимость медицины. Воспитывать уважение к труду медицинских работников, закреплять правила поведения в общественных местах.

•халаты, шапочки врачей;

•карточки больных;

•рецепты;

•направления;

•наборы «Маленький доктор»;

• «лекарства»;

•телефон;

•компьютер;

•носилки.

Картотека сюжетно-ролевых

игр/

Карточка №3

4

Зоопарк

Научить детей распределяться на подгруппы в соответствии с игровым сюжетом и по окончании заданного игрового действия снова объединяться в единый коллектив. Расширять представления детей о гуманной направленности труда работников зоопарка, об основных профессиях: директор зоопарка, рабочие, врач, проводник, работник кухни, экскурсовод и др., об основных трудовых процессах по обслуживанию животных.

•билеты;

•схема зоопарка;

•указатели;

•строительный материал;

•элементы костюмов животных;

•набор игрушек-животных.

Картотека сюжетно-ролевых

игр/

Карточка №4

5

Водители.

Автомастерская.

Научить детей распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли, отражать взаимоотношения между играющими. Воспитывать интерес и уважение к труду транспортников, пробуждать желание работать добросовестно, ответственно., заботиться о сохранности техники, закреплять знание правил дорожного движения. Развивать память, речь детей.

•планы, карты, схемы дорог;

•различные документы (права, технические паспорта автомобилей);

•наборы инструментов для ремонта автомобилей;

•дорожные знаки, светофор;

•страховые карточки;

•автомобильные аптечки;

•телефоны.

Картотека сюжетно-ролевых

игр/

Карточка №5

6

Ателье

 

Формировать умение детей делиться на подгруппы в соответствии с сюжетом и по окончании заданного игрового действия снова объединяться в единый коллектив. Воспитывать уважение к труду швеи, модельера, закройщика, расширять представления о том, что их труд коллективный, что от добросовестной работы одного человека зависит качество труда другого. Развивать умения применять в игре знания о способах измерения. Развивать диалогическую речь детей.

•швейные машинки;

•журнал мод;

•швейные инструменты (сантиметр, нитки, образцы ткани, и др.);

•фурнитура;

•выкройки;

•бланки заказов;

• «манекены».

Картотека сюжетно-ролевых

игр/

Карточка №6

7

ГИБДД

Развивать дружеское отношение друг к другу, умение распределять роли и действовать в соответствии с принятой на себя ролью. Воспитывать уважение к труду работников инспекции безопасности движения, закреплять представление об их значении для жизни города, условиях труда и взаимоотношениях «инспектор — водитель», «инспектор — пешеход». Развивать диалогическую речь.

•жезлы;

•свистки;

•дорожные знаки;

•светофоры;

•водительские права.

Картотека сюжетно-ролевых

игр/

Карточка №7

8

Парикмахерская

Расширить и закрепить знания детей о работе парикмахера, воспитывать культуру поведения в общественных местах, уважение, вежливое обращение к старшим и друг к другу, учить благодарить за оказанную помощь и услугу.

•зеркало,

•набор расчёсок, бритва, ножницы, машинка для стрижки волос, фен для сушки, бигуди, лак для волос, одеколон,

• альбом с образцами причёсок,

• краска для волос,

•халаты, пелеринки, полотенца,

•касса, чеки, деньги,

• швабра, ведра, тряпки для пыли, для пола.

Картотека сюжетно-ролевых

игр/

Карточка №8

9

Рыбаки.

Научить детей самостоятельно распределять роли и действовать в соответствии с ними, самостоятельно делать необходимые постройки. Отображать в игре знания детей об окружающей жизни, формировать навыки позитивного общения детей и доброжелательного отношения в группе.

•флаги;

•спасательные круги;

•спасательные жилеты;

•акваланги;

•сети, рыба

Картотека сюжетно-ролевых

игр/

Карточка №9

10

Ветеринарная лечебница

Вызвать у детей интерес к профессии ветеринарного врача; воспитывать чуткое, внимательное отношение к животным, доброту, отзывчивость, культуру общения.

•животные,

•халаты,

• шапки,

•карандаш и бумага для рецептов,

•фонендоскоп,

• градусник, вата, бинт, пинцет, ножницы, губка, шприц, мази, таблетки, порошки.

Картотека сюжетно-ролевых

игр/

Карточка №10

11

Пираты

Формировать умение распределяться на подгруппы в соответствии с игровым сюжетом и по окончании заданного игрового действия снова объединяться в единый коллектив. Учить создавать необходимые постройки, пользоваться предметами- заместителями, понимать игровую ситуацию и действовать в соответствии с ней. Отображать в игре впечатления от прочитанной литературы, просмотренных мультфильмов, фильмов. Развивать творческое воображение, активизировать речь детей

•флаг;

•сундуки, шкатулки;

• «сокровища».

Картотека сюжетно-ролевых

игр/

Карточка №11

12

Кафе

Научить самостоятельно распределять роли и действовать в соответствии с ролью, учить самостоятельно создавать необходимые постройки, формировать навыки доброжелательного отношения детей. Побуждать детей более широко использовать в играх знания об окружающей жизни.

•фартуки;

•наборы посуды;

•подносы;

•меню;

•скатерти;

•полотенца;

•салфетки;

•наборы продуктов;

•пиццерия.

Картотека сюжетно-ролевых

игр/

Карточка №12

13

Театр

Научить действовать детей в соответствии с принятой на себя ролью, формировать доброжелательное отношение между детьми. Закреплять представления детей об учреждениях Культуры, их социальной значимости. Закреплять знания Детей о театре, о труппе театра, работниках театра, показать коллективный характер работы в театре, развивать выразительность речи.

•ширма;

•различные виды театров;

•афиши;

•билеты;

•программки;

•элементы костюмов.

Картотека сюжетно-ролевых

игр/

Карточка №13

14

Больница

Формировать умение детей делиться на подгруппы в соответствии с сюжетом и по окончании заданного игрового действия снова объединяться в единый коллектив. Отображать в игре знания об окружающей жизни, показать социальную значимость медицины. Воспитывать уважение к труду медицинских работников, закреплять правила поведения в общественных местах.

•халаты, шапочки врачей;

•карточки больных;

•рецепты;

•направления;

•наборы «Маленький доктор»;

• «лекарства»;

•телефон;

•компьютер;

•носилки.

Картотека сюжетно-ролевых

игр/

Карточка №3

15

Редакция

Закреплять ролевые действия работников редакции, показать, что их труд — коллективный, от качества работы одного зависит результат всего коллектива. Закреплять знания детей о средствах массовой информации, о роли газет и журналов о нашей жизни. Развивать речь детей.

•блокноты;

• фотоаппараты;

фотографии;

•компьютер;

•рисунки.

Картотека сюжетно-ролевых

игр/

Карточка №14

16

Почта

Научить детей пользоваться в игре предметами-заместителями, понимать воображаемую ситуацию и действовать б соответствии с ней. Продолжать ознакомление с трудом работников связи, формирование уважительного отношения к работникам почты, учить отражать в игре труд взрослых, передавать отношения между людьми, практическое применение знаний о количестве и счете, развитие умения действовать с предметами и без предметов, рассказывать о выполняемых действиях.

•сумки почтальонов;

•конверты;

•открытки;

•газеты, журналы;

•посылки;

•подписные листы;

•бланки;

•справочные журналы;

•печати, штампы.

Картотека сюжетно-ролевых

игр/

Карточка №15

17

Цирк

Научить распределять роли и действовать в соответствии с принятой на себя ролью, воспитывать дружеское отношение друг к другу. Закреплять представления детей об учреждениях культуры, правилах поведения в общественных местах. Закреплять знания о цирке и его работниках.

•афиши;

•билеты;

•программки;

•элементы костюмов;

•атрибуты: носики, колпаки, свистульки, мыльные пузыри, «ушки»;

•гирлянды, фигурки клоунов, флажки и др.;

•атрибуты для цирковых артистов: канаты, обручи, шары, булавы;

•грим, косметические наборы;

•спецодежда для билетеров, работников буфета и др.

Картотека сюжетно-ролевых

игр/

Карточка №16

18

Аптека

Вызвать у детей интерес к профессии фармацевта; воспитывать чуткое, внимательное отношение к больному, доброту, отзывчивость, культуру общения.

•халаты, шапки,

• рецепты, деньги, касса;

• мед. инструменты (пинцет, шпатель, пипетка, фонендоскоп, тонометр, градусник, шприц и т.д.),

•вата, бинт

•коробочки -лекарства

Картотека сюжетно-ролевых

игр/

Карточка №17

19

Банк

Выбирать роль и действовать в соответствии с ней, формировать навыки сотрудничества. Отражать в игре явления социальной действительности, закреплять правила поведения в общественных местах, формировать навыки речевого этикета.

•бланки;

•касса;

•компьютер

Картотека сюжетно-ролевых

игр/

Карточка №18

20

Библиотека

Согласовывать собственный игровой замысел с замыслом сверстников, менять роли по ходу игры. Отображать в игре знания об окружающей жизни, показать социальную значимость библиотек. Расширять представления о работниках библиотеки, закреплять правила поведения в общественном месте. Развивать память, речь детей.

•компьютер;

•учетные карточки;

•книги;

•картотека.

Картотека сюжетно-ролевых

игр/

Карточка №19

21

Супермаркет

Вызвать у детей интерес к профессии продавца, формировать навыки культуры поведения в общественных местах, воспитывать дружеские взаимоотношения.

•касса;

•наборы продуктов;

•спецодежда для продавцов, кассиров, менеджеров;

•сувениры;

•чеки, сумки, кошельки, деньги;

•наборы мелких игрушек;

•журналы, газеты;

•одежда, обувь, головные уборы и др.;

•учетные книги, ценники, указатели, названия отделов;

•телефоны, рации, микрофоны;

•упаковка, тележки для продуктов, набор для уборки.

Картотека сюжетно-ролевых

игр/

Карточка №20

22

Химчистка

Формировать совместную деятельность, направленную на качество исполнения ролей. Использовать при необходимости предметы-заместители. Отражать в игре представления о сфере обслуживания, закреплять знания детей о служащих химчистки. Развивать память, активизировать речь детей.

бланки приема;

•чехлы для одежды;

•одежда;

•набор для лаборатории;

•стиральная машинка;

•утюг.

Картотека сюжетно-ролевых

игр/

Карточка №21

23

Поликлиника

Формировать умение детей делиться на подгруппы в соответствии с сюжетом и по окончании заданного игрового действия снова объединяться в единый коллектив. Отображать в игре знания об окружающей жизни, показать социальную значимость медицины. Воспитывать уважение к труду медицинских работников, закреплять правила поведения в общественных местах.

•халаты, шапочки врачей;

•карточки больных;

•рецепты;

•направления;

•наборы «Маленький доктор»;

• «лекарства»;

•телефон;

•компьютер;

•носилки.

Картотека сюжетно-ролевых

игр/

Карточка №3

24

Наша армия

Формирование умения творчески развивать сюжет игры. Расширение представлений детей о родах войск, видах военной техники, военных профессиях. Развивать интерес к сюжетно-ролевым играм. Воспитание у детей чувства патриотизма за свою Родину, восхищения героизмом людей.

•строительный материал,

• блокнот, ручка,

• пилотки,

бинокли,  

•предметы-заместители.

Картотека сюжетно-ролевых

игр/

Карточка №22

25

Кондитерская

Научить самостоятельно распределять роли и действовать в соответствии с ролью, учить самостоятельно создавать необходимые постройки, формировать навыки доброжелательного отношения детей. Побуждать детей более широко использовать в играх знания об окружающей жизни.

•фартуки;

•наборы посуды;

•подносы;

•меню;

•салфетки;

•наборы продуктов, тесто соленое, формочки и т.д.

Картотека сюжетно-ролевых

игр/

Карточка №12

26

Дом. Семья

Вызвать у детей интерес к профессии продавца, формировать навыки культуры поведения в общественных местах, воспитывать дружеские взаимоотношения.

предметы домашнего обихода, куклы.

Картотека сюжетно-ролевых

игр/

Карточка №23

27

Дом мод

Формировать умение детей делиться на подгруппы в соответствии с сюжетом и по окончании заданного игрового действия снова объединяться в единый коллектив. Воспитывать уважение к труду швеи, модельера, закройщика, расширять представления о том, что их труд коллективный, что от добросовестной работы одного человека зависит качество труда другого. Развивать умения применять в игре знания о способах измерения. Развивать диалогическую речь детей.

•швейные машинки;

•журнал мод;

•швейные инструменты (сантиметр, нитки, образцы ткани, и др.);

•фурнитура;

•выкройки;

•бланки заказов;

• «манекены».

Картотека сюжетно-ролевых

игр/

Карточка №6

28

Служба спасения

Создавать условия и поощрять социальное творчество, формировать умение распределяться на подгруппы в соответствии с игровым сюжетом и по окончании заданного игрового действия снова объединяться в единый коллектив. Расширять представления детей о гуманной направленности работы службы спасения, ее необходимости, мобильности в чрезвычайных ситуациях. Развивать речь детей

•набор техники специального назначения;

•рации, телефоны;

•планы, карты;

•символика службы спасения;

•инструменты;

защитные каски, перчатки;

•фонари;

•использование атрибутов из других игр, например «Скора помощь».

Перспектива обогащения предметно-игровой среды:

•пульты управления, грузовой транспорт;

•тросы (веревки).

Картотека сюжетно-ролевых

игр/

Карточка №24

29

Дизайнерская студия

Учить самостоятельно распределять роли и действовать согласно роли, формировать навык речевого этикета, учить включаться в групповую работу и самостоятельно находить в ней привлекательные моменты, учить оценивать качество выполнения задания (своей работы и партнеров по игре), учить выражать свое мнение публично; закреплять знания детей об окружающей жизни, продолжать знакомить с работниками дизайнерской студии.

•альбомы для оформления интерьеров;

•образцы тканей, обоев, краски и др.;

•планировка различных помещений;

•декоративные украшения;

• набор картинок мебели и декоративных украшений;

•сантиметр;

•рулетка.

Картотека сюжетно-ролевых

игр/

Карточка №25

30

Пиццерия

Научить самостоятельно распределять роли и действовать в соответствии с ролью, учить самостоятельно создавать необходимые постройки, формировать навыки доброжелательного отношения детей. Побуждать детей более широко использовать в играх знания об окружающей жизни.

•фартуки;

•наборы посуды;

•подносы;

•меню;

•скатерти;

•полотенца;

•салфетки;

•наборы продуктов;

•пиццерия.

Картотека сюжетно-ролевых

игр/

Карточка №12

31

Исследователи космоса

Научить детей самостоятельно распределять роли, понимать воображаемую ситуацию и действовать в соответствии с ней. Закреплять знания детей об исследованиях в области космоса, о специфических условиях труда исследователей, учить моделировать игровой диалог, использовать различные конструкторы, строительные материалы, предметы-заместители. Развивать творческое воображение, связную речь детей.

•карта космического неба;

•карта созвездий;

•элементы космических кораблей;

•бинокли, рации; •журнал наблюдений.

•телескоп.

Картотека сюжетно-ролевых

игр/

Карточка №26

32

Агентство недвижимости

Формировать умение детей самостоятельно распределять роли и действовать согласно им. Расширять сферу социальной активности детей и их представления об окружающем, закреплять знания о работе агентств по продаже недвижимости, предоставлять ребенку возможность занимать различные позиции взрослых (директор агентства — менеджер по продажам — работник рекламной службы — покупатель).

•рекламные журналы;

•планы квартир;

•фотографии домов.

Картотека сюжетно-ролевых

игр/

Карточка №27

33

Моряки. Подводные лодки

Научить детей самостоятельно распределять роли и действовать в соответствии с ними, самостоятельно делать необходимые постройки. Отображать в игре знания детей об окружающей жизни, формировать навыки позитивного общения детей и доброжелательного отношения в группе.

•флаги;

•спасательные круги;

•спасательные жилеты;

•акваланги;

•сети, рыба

Картотека сюжетно-ролевых

игр/

Карточка №9

34

Корпорация «Билайн»

Научить детей самостоятельно распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли. Отражать в игре явления социальной действительности, закреплять правила поведения в общественных местах, корпоративную этику, формирование навыков речевого этикета, учить включаться в групповую работу и самостоятельно находить в ней привлекательные для себя моменты, учить оценивать качество выполнения задания, формировать навыки сотрудничества

 сотовые телефоны;

•компьютеры;

•бланки счетов;

•чеки;

•предметы и пакеты с символикой «билайн»;

•бейджики для сотрудников;

•рекламные проспекты, журналы.

Картотека сюжетно-ролевых

игр/

Карточка №28

35

Музей

Учить детей самостоятельно распределять роли и действовать в соответствии с ними. Отображать в игре события общественной жизни, нормы общественной жизни, поведения в культурных местах, учить внимательно, доброжелательно относиться друг к другу. Развивать речь детей, обогащать словарь детей.

•коллекции предметов декоративно-прикладного искусства;

•фотографии, репродукции;

•вывески;

•альбомы по искусству;

•путеводители по музеям различной направленности.

Картотека сюжетно-ролевых

игр/

Карточка №29

36

Телевидение

Закреплять ролевые действия работников телевидения, показать, что их труд — коллективный, от качества работы одного зависит результат всего коллектива. Закреплять представления детей о средствах массовой информации, о роли телевидения в жизни людей.

.

•компьютеры;

•рации;

•микрофоны;

•фотоаппараты;

• «хлопушка»;

•программы (тексты);

•символика различных программ;

•элементы костюмов;

•грим, косметические наборы;

•элементы интерьера, декорации;

•сценарии, фотографии

Картотека сюжетно-ролевых

игр/

Карточка №30

37

Исследователи

Учить детей распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли. Закреплять знания детей о научных работниках, об их интересном и нелегком труде, специфических условиях труда. Учить моделировать игровой диалог.

наборы для лаборатории;

•        микроскопы;

•        увеличительные стекла;

•        различные насекомые (пласт.);

•        природные материалы; стаканчики, пробирки

Картотека сюжетно-ролевых

игр/

Карточка №31

38

Модельное агентство

Научить детей распределять роли и действовать в соответствии с ними, учить моделировать ролевой диалог, воспитывать дружеское отношение друг к другу, определять характеры героев, оценивать их поступки. Отображать в игре явления общественной жизни.

•камера;

•декорации;

•косметические наборы.

Картотека сюжетно-ролевых

игр/

Карточка №32


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План сюжетно-ролевой игры в старшем дошкольном возрасте

Планирование сюжетно-ролевой игры в старшем дошкольном возрасте...

Тематический план сюжетно-ролевой игры "Семья" в ДОУ

Тематический план сюжетно-ролевой игры  "Семья" в ДОУ...

Перспективный план сюжетно - ролевой игры.

Перспективный план сюжетно-ролевой игры в старшей группе детского сада,...

План сюжетно – ролевой игры «Салон красоты» старший дошкольный возраст

Плансюжетно – ролевой игры«Салон красоты»старший дошкольный возраст Задачи: Способствовать обогащению знакомой игры новыми решениями, включением в нее продуктивной деятельности; Развивать ум...

Методическое обеспечение рабочей программы. Образовательная область "Социально-коммуникативное развитие": тематический план сюжетно-ролевых игр «Я - играю, ты - играешь, мы - играем»

Сюжетно-ролевые игры направленгы на формирование умения согласовывать свой собственный игровой замысел с замыслами сверстников, менять роли по ходу игры....

СЦЕНАРНЫЙ ПЛАН СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО (5 – 7 ЛЕТ) ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ИСКУССТВО, КУЛЬТУРА» СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА «МУЗЕЙ «БЕЛОГОРОЧКА»»

Цели: последовательно руководить процессом формирования самостоятельной игры старших дошкольников; формировать умение создавать сюжет игры, согласно темы, развертывать действия, связанные с профессиям...

Календарно-тематический план сюжетно-ролевой игры

Календарно-тематический план сюжетно-ролевой игры...