Мастер-классы, деловая игра, семинары-практикумы для педагогов
материал

Ларина Татьяна Викторовна

Предварительный просмотр:

  Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

детский сад «Родничок»

КОНСПЕКТ

деловой игры для педагогов

«Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников»

Подготовила:

воспитатель

Ларина Т.В.

2019 г

Цель:  актуализировать знания педагогов по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.

Задачи:

- повысить профессиональную компетентность педагогов по организации работы в области нравственно-патриотического воспитания дошкольников;

- углубить теоретические и методические знания педагогов по вопросу нравственно-патриотического воспитания дошкольников;

- обобщить знания педагогов об этапах, современных формах, методах и средствах патриотического воспитания;

- вызвать интерес педагогов к данной теме.

Вступительное слово.

М. А. Шолохов писал «Каждая нация, большая или малая, имеет свои культурные ценности и из этих ценностей складывается великое духовное достояние человека»

Ребёнок - дошкольник стоит вначале своего жизненного пути и постигает смысл ценностей, которые и будут определять его образ Человека. Взрослые несут нравственную, гражданскую и личную ответственность за духовную и физическую жизнь ребёнка, за складывающуюся в его сознании картину мира, за отношения с миром.

Вот почему так важно, чтобы мама и папа, и мы педагоги были рядом с ним, помогали соприкасаться с народными традициями, историей, культурой, природой края, поддержать его интересы к прошлому и настоящему родной земли, воспитывать патриотизм и любовь к своей Родине.

Одной из задач патриотического воспитания детей дошкольного возраста является формирование любви к своей Родине.

А что такое Родина? … Как вы понимаете это?...

Родина - это то, где человек родился и вырос, где получил образование и встал на ноги. Каждый человек должен любить и защищать свою Родину. "Где родился, там сгодился" - эту поговорку знают многие, но ни кто не задумывается о её смысле. Так как же её понимать? Т. е человек не должен уезжать куда-либо со своей Родины, он должен жить там, где ему подарили жизнь, и помогать своему государству изо всех сил. Таким образом, у каждого из вас возник свой образ родины, у кого-то он похож, у кого-то нет.

А сейчас я предлагаю вам по очереди продолжить фразу «Я горжусь своей страной, потому что… »

А что по вашему мнению означает слово патриотизм?... 

Патриотизм — нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству и готовность пожертвовать своими частными интересами во благо интересов отечества. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей родины, желание сохранять её характер и культурные особенности и идентификация себя (особое эмоциональное переживание своей принадлежности к стране и своему гражданству, языку, традициям) с другими членами народа, стремление защищать интересы родины и своего народа. Любовь к своей Родине, стране, народу, привязанность к месту своего рождения, к месту жительства 

Патриотическое воспитание – это процесс освоения, наследия традиционной отечественной культуры, формирование отношения к государству, стране, городу (посёлку), где живёт человек.

У дошкольника любовь к Родине начинается с отношения к самым близким людям - отцу, матери, бабушке, дедушке, с любви к своему дому, улице, на которой ребенок живет, детскому саду. Всему этому мы стараемся научить ребенка с самого младшего возраста.

Система работы по патриотическому воспитанию включает три основных направления: экологическое, историко-краеведческое, культурное. 

Экологическое. Важным фактором в воспитании патриотизма является природа. Она доступна и понятна ребёнку, так как рано входит в его жизнь. С умения видеть красоту родной природы начинается формирование чувства Родины. Знание природы своего края дает возможность видеть и находить взаимосвязи природных явлений, учит правильному поведению, умению заботиться, сохранять и любить то, что нас окружает.

Историко-краеведческое. У каждого человека есть своя малая Родина. Она неповторима, у неё своё историческое прошлое, традиции. И наша задача знакомить детей с историей, достопримечательностями, памятниками, великими людьми, окружающей действительностью… Невозможно их полюбить, оберегать, не зная их судьбы, исторического прошлого.

Культурное. Знакомя детей с истоками народной культуры, фольклором, предметами старины, традициями народа мы приобщаем их к культурному богатству русского народа, помогаем усвоить опыт наших предков.

Реализуется патриотическое воспитание через такие формы как:

- создание развивающей среды;

- тематические занятия;

- взаимодействие с родителями;

- взаимодействие с социумом (экскурсии).

Мы должны в первую очередь заботиться о том, чтобы маленький человек стал «Человеком» с большой буквы.

Я предлагаю вам сегодня принять участие в деловой игре «Правовая академия». Мы с вами отправимся в виртуальное путешествие по маршруту «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста».

Ход игры.

Я предлагаю всем участникам игры объединиться в две команды.

Станция № 1. Эрудиты

Вопросы командам.

1. Особый политический институт, который обеспечивает социальную защищенность населения, оборону и безопасность страны. (Государство) 

2. Крупная территория, которая имеет определенные границы и пользуется государственным суверенитетом. (Страна).

3. Что означают цвета Российского флага?

Белый (Справедливость, мир, благородство, чистоту)

Синий  (Отвагу, трудолюбие, вера и верность)

Красный  (Сила, кровь, пролитая за Отечество)

4. Что символизирует двуглавый орел на гербе России? (Единство, власть).

 Смысл двуглавого орла на русском гербе очень символичен: сам орёл – символизирует русское государство, одна голова – символ власти правителя (царя, т.е. символ верховной власти), другая – символ власти не светской т.е. духовной, власти церкви.

5. Официальная эмблема государства. (Герб.) 

6. Символ государства, его суверенитета, прикрепленное к древку или шнуру полотнище установленных размеров и цветов, иногда с изображением герба, эмблемы. (Флаг.)

7. Каким законом устанавливается государственный флаг, герб, гимн Российской Федерации?

-Областным законодательством;

-Федеральным конституционным законом;

-Местным законодательством.

8. Назовите города федерального значения (Москва, Санкт – Петербург).

9. Почему Красная площадь так называется? («Красная» - красивая.)

10. Дата принятия Конституции РФ. (12.12.1993.).Достаточно год.

11. Кто основал Москву?

(Князь Юрий Долгорукий, сын Великого князя Киевского Владимирова Всеволодовича Мономаха.)

12. Какой обычай существовал при проходе в Кремль через ворота Спасской башни? (Необходимо было снять шапку. Нарушителей наказывали, заставляя 50 раз поклониться башне.) 

Станция № 2. Экологическая акция

Акция «Здоровая среда – дело каждого». Я предлагаю вам присоединиться к данной акции и составить свой план работы  ДОУ на лето 2016 года (на месяц).

Например:

-Создание детского экологического патруля  «Лесовичок и компания»;

-Конкурс–проектов: «Участок моей мечты»;

-Акция по озеленению территории ДОУ «Здесь - должно быть дерево»;

-Детская экспедиции в экологический центр.

Станция № 3. Знатоки русской народной культуры

Вопросы командам.

1.Перечислите русские народные песни. («Солдатушки, браво ребятушки», «Ой, то не вечер», «Во поле берёза стояла» ...). Перечисляют по очереди.

2. Перечислите русские народные потешки («Кисонька -мурысенька», «Ножки, ножки где вы были», «Зайчишка – трусишка», «Уж ты зимушка – зима» …) 

3.Перечислите русские народные сказки («Лиса и журавль», «Бычок – чёрный бочок, белое копытце», «Колобок», «Жихарка» …)

Станция № 4. «Правовая академия»

Вопросы командам.

1. Как называется основной документ по правам ребёнка, принятый 4-й сессией Генеральной Ассамблеи ООН? (Конвенция о правах ребёнка). 

В каком возрасте человек считается ребёнком, по мнению ООН? (0-18 лет).

2. На кого Конвенция возлагает основную ответственность за воспитание ребёнка? (На родителей).

 С какого возраста ребёнок способен принимать самостоятельные решения? (с 3 лет).

3.Какое преступление совершили гуси-лебеди в одноимённой сказке, украв братца? (Похищение детей) 

В каких сказках нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу? (Серая Шейка, Красная Шапочка, Дюймовочка, Сказка о рыбаке и рыбке).

Станция № 5. «Цветы толерантности»

Вспомним понятие слова – толерантность. Толерантность – это терпимость к чужому мнению, вероисповеданию, поведению, культуре, политическим взглядам, национальности.

 Сейчас мы попытаемся с вами сделать цветы толерантности. Я раздам вам лепестки и примеры.

Задание I команде. Сделайте цветок толерантности из основных черт толерантной личности:

- терпение;

- умение владеть собой;

- доверие;

- чуткость;

- способность к сопереживанию;

- снисходительность;

- расположение к другим людям;

- чувство юмора;

- терпимость к различиям;

- доброжелательность;

- гуманизм;

- умение слушать;

- несклонность осуждать других.

Задание II команде. Сделайте цветок толерантности, который состоит из шагов, ведущих к толерантности:

- желание быть толерантным;

- стремление человека стать лучше;

- постоянное саморазвитие (личностный рост);

- умение ставить себя на место других;

- не осуждать;

- замечать мелочи и тонкости;

- замечать особенности ситуации;

- подключать интуицию и воображение;

- расширять свой круг общения;

- знакомиться с другими культурами  (традициями);

- улучшить самоконтроль.

Рефлексия «Всё в наших руках»

На основании проведенной игры, предлагаю вам выбрать и записать основные направления нравственно - патриотического воспитания и записать их на гранях кубах.

Возьмите их в руки. Мы видим, что куб сам по себе не держится, а только благодаря нашим рукам. Воспитание патриотических чувств у детей в ваших руках.

Список используемой литературы:

• Алешина. Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М.: ЦГЛ, 2004

• Белая Н. Б. Педагогический совет в дошкольном образовательном учреждении: Подготовка и проведение. – М.: ТЦ Сфера, 2004 «Серия «Библиотека руководителя ДОУ»

• Логинова Л. В. Что может герб нам рассказать (Нетрадиционные формы работы с дошкольниками по патриотическому воспитанию.) – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2006

• Журнал «Дошкольная педагогика» № 10, 2012 г.

 



Предварительный просмотр:

Семинар – практикум для педагогов ДОУ

«Современные технологии речевого развития»

Подготовила: воспитатель Ларина Т.В.

Цель: повышать педагогическую компетентность педагогов через знакомство с современными речевыми технологиями.

Задачи:

- расширять знания педагогов по использованию современных речевых технологий;

- способствовать внедрению речевых технологии в образовательный процесс ДОУ;

- пополнение предметно-пространственной развивающей среды комплектами игр и игровых пособий по данному направлению;

- включение педагогов ДОУ в инновационный процесс дошкольного учреждения в различных видах образовательной деятельности.

Предварительная работа:

- анализ психолого-педагогической литературы по данной теме;

- подготовка презентации «Современные технологии речевого развития»;

- подбор дидактического материала для игр с педагогами.

Ход семинара.

1. Теоретическая часть.

Консультация для педагогов «Современные технологии речевого развития»

В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. А ясная и правильная речь — это залог продуктивного общения, уверенности,успешности.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО) : «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчестваразвитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».

Естественно, что выбор технологии обусловлен возрастом детей, целями и задачами, которые педагог ставит перед собой и детьми. Педагогические инновации могут либо изменять процессы воспитания и обучения, либо совершенствовать. Мы рассмотрим основные современные технологии речевого развития :

• Игровые технологии.

• Конструкторы ЛЕГО.

• Здоровьесберегающие технологиии.

• Моделирование.

Современные игровые технологии

Понятие "игровые педагогические технологии" включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком - четкого обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованны в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Дошкольный возраст является самым благоприятным периодом для применения игровых технологий в обучении.

Рассмотрим некоторые из них:

Практически все задачи речевого развития детей-дошкольников можно реализовать на основе театрализованной игры.

Театрализованные игры можно разделить на две основные группы:

- игры – драматизации;

- режиссерские игры.

В играх – драматизациях – ребенок исполняя роль в качестве «артиста» самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. Видами драматизации являются:

- игры – имитации образов животных, людей, литературных персонажей;

- ролевые диалоги на основе текста;

- инсценировки произведений;

- постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;

- игры – импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки.

В режиссерской игре «артистами» являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист» и «режиссер» управляет «артистами». Озвучивая «героев» и комментируя сюжет, он пользуется различными средствами выразительности. Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием используемых театров: настольный, плоскостной, пальчиковый, бибабо, театр в коробке, кукольный, театр игрушек.

Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Составлять cинквейн очень просто и интересно. И к тому же, работа над созданием синквейна развивает образное мышление, речь.

Сказкатерапия. (Сочинение детьми сказок)

«Салат из сказок»\ смешивание разных сказок\

«Что будет, если?»\ сюжет задаёт воспитатель\

«Изменение характера персонажей»\ старая сказка на новый лад\

«Использование моделей»\ картинки-геометрические фигуры\

«Введение в сказку новых атрибутов»\ волшебные предметы, бытовые приборы и т. д. \

«Введение новых героев»\ как сказочных, так и современных\

«Тематические сказки» \ цветочные, ягодные и т. д. \

ЛЕГО -технология

В педагогике ЛЕГО -технология интересна тем, что, строясь на интегративных принципах, она позволяет обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач в процессе воспитания и образования дошкольников.

В силу своей универсальности ЛЕГО -конструктор является наиболее предпочтительным развивающим материалом, позволяющим разнообразить процесс обучения дошкольников.

ЛЕГО - технология объединяет элементы игры с экспериментированием, а, следовательно, активизирует мыслительно-речевую деятельность дошкольников. Игра – важнейший спутник детства, ЛЕГО позволяет всем развиваться и обучаться играя.

Достоинстваулучшение коммуникативных способностей и речи: в связной речи - рассказывают предложениями, задают и отвечают на вопросы, в речи появились прилагательные. Совершенствование мелкой моторики рук – умелости рук: без усилий и проблем соединяют детали средних размеров конструктора. Сдвиги в развитии логического мышления: выстраивают логические цепочки по принципу заданного ряда – «Продолжи ряд», классифицируют детали конструктора и составляют множества по 1-2 признакам (например по цвету и количеству шипов).

Использование ЛЕГО -технологии в образовательной деятельности дошкольного учреждения является актуальным в свете новых преобразований в дошкольном образовании, а именно, внедрение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Конструктор ЛЕГО используется в совместной деятельности взрослого и детей, а также и в самостоятельной деятельности дошкольников.

Использование ЛЕГО - технологии в ДОУ позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности, развитие речи дошкольников, а это – одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе.

Здоровьесберегающие технологии – это система мер, направленных на улучшение здоровья участников образовательного процесса.

Одним из видов здоровьесберегающих технологий является гимнастика.

Виды гимнастики, используемые в работе с детьми:

Артикуляционная гимнастика;

Дыхательная;

Пальчиковая гимнастика;

гимнастика после сна.

Игровой массаж,

Все эти занятия тоже направлены на развитие речи детей, так как любая из них требует изучения правил, запоминания текстового сопровождения, выполнение движений по тексту.

Более подробно рассмотрим технологию наглядного моделирования.

Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи. К. Д. Ушинский писал:

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам- он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».

Отличительные особенности технологии :

-имеет чёткое теоретическое и экспериментальное обоснование;

-приемы запоминания индивидуализированы;

-широко используются образные коды, обеспечивающие быстрое запоминание;

-введено понятие ”навык запоминания” и разработана точная система контроля навыка запоминания.

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам. В помощь детям можно использовать мнемоквадраты. Данные схемы помогают детям самостоятельно определять главные свойства и признаки рассматриваемого объекта, обогащать словарный запас.

Для того чтобы понять основную последовательность и связность текста, удержать его в памяти, знакомим детей с мнемодорожкой. Это дидактический материал, схема, в которую занесена определённая информация. Поскольку она вначале не знакома детям, взрослый берет на себя обучающую роль, т. е. доводит до детей содержание, которое вложено в мнемодорожку. Поняв алгоритм работы с мнемодорожкой, дети легко осваивают обучающие мнемотаблицы. Мнемотаблицы - схемы служат дидактическим материалом по развитию связной речи детей. Содержание мнемотаблиц – это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и другое, путём выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

Работа на занятиях по мнемотаблицам состоит из трех этапов:

1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы.

3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказ по заданной теме.

Работа над пересказом с использованием мнемотаблицы.

Пересказ – более легкий вид монологической речи, т. к. он придерживается авторской позиции произведения, в нем используется готовый авторский сюжет и готовые речевые формы и приемы. Это в какой-то мере отраженная речь с известной долей самостоятельности. Картинно-графический план в виде пиктограмм выступает здесь как средство мнемотехники.

Этапы работы над текстом при пересказе:

• Воспитатель объясняет ребенку смысл трудных слов. Ребенок повторяет их.

• Чтение текста с демонстрацией сюжетной картины.

• Беседа по содержанию текста.

• Повторное чтение текста взрослым с установкой на пересказ с опорой на мнемотаблицу.

• Пересказ рассказа ребенком с опорой на мнемотаблицу.

Значительные трудности возникают у детей при составлении рассказов по сюжетной картине.

Рассказывание по картине состоит из 3-х этапов:

• выделение значимых для развития сюжета фрагментов картины;

• определение взаимосвязи между ними;

• объединение фрагментов в единый сюжет.

Когда дети овладеют навыком построения связного высказывания, в модели пересказов и рассказов включаются творческие элементы – ребенку предлагается придумать начало или конец рассказа, в сказку или сюжет картины включаются необычные герои, персонажам присваиваются несвойственные им качества и т. п., а затем составить рассказ с учетом этих изменений.

Особым видом связного высказывания являются рассказы-описания по пейзажной картине. Этот вид рассказа особенно сложен для детей. Если при пересказе и составлении рассказа по сюжетной картине основными элементами наглядной модели являются персонажи – живые объекты, то на пейзажных картинах они отсутствуют или несут второстепенную смысловую нагрузку.

В данном случае в качестве элементов модели рассказа выступают объекты природы. Так как они, как правило, носят статичный характер, особое внимание уделяется описанию качеств данных объектов. Работа по таким картинам строится в несколько этапов:

• выделение значимых объектов картины;

• рассматривание их и подробное описание внешнего вида и свойств каждого объекта;

• определение взаимосвязи между отдельными объектами картины;

• объединение мини-рассказов в единый сюжет.

Для повышения эффективности работы по развитию навыка составления рассказов по пейзажным картинам используется приём фрагментарного рассказывания, который заключается в том, что картина, предложенная для составления рассказа, делилась на четыре части, которые закрываются картонными прямоугольниками разного цвета. Ребёнок, постепенно открывая каждую из четырёх частей картины, рассказывает о каждом фрагменте, объединяя их в один сюжет. Приём картинографии помогает детям решить трудности в составлении описательных, повествовательных и творческих рассказов

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Использование моделирования облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приемы работы с памятью. При этом виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова.

На начальном этапе мы предлагаем готовую план-схему, по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы. Для разучивания каждого произведения разрабатывается и составляется своя мнемотаблица, подбираются рисунки к выбранному тексту (желательно на каждую строчку). Опираясь на таблицы, дети легко запоминают текст, передают его содержание.

Этапы работы над стихотворением:

• Воспитатель выразительно читает стихотворение.

• Воспитатель сообщает, что это стихотворение ребенок будет учить наизусть. Затем еще раз читает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

• Воспитатель задает вопросы по содержанию стихотворения, помогая ребенку уяснить основную мысль.

• Воспитатель выясняет, какие слова непонятны ребенку, объясняет их значение в доступной для ребенка форме.

• Воспитатель читает отдельно каждую строчку стихотворения. Ребенок повторяет ее с опорой на мнемотаблицу.

• Ребенок рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

Работа над мнемозагадками

Это загадки, но не простые. При отгадывании этих загадок дети учатся по признакам, описанным при помощи знаков, определить объект. На следующем этапе детям предлагается рассмотреть зашифрованные письма, догадаться, какой предмет там спрятан, и объяснить, как они угадали объект самостоятельно. Затем дети составляют свои «мнемозагадки» и загадывают их другим детям.

В какие игры еще можно играть с мнемотаблицами:

Разрезать таблицу на отдельные карточки и восстанавливать последовательность картинок

Найти ошибку в последовательности картинок

Что лишнее: смешиваем с другими карточками и убираем те картинки, которые не относятся к выбранной теме.

Читаем небольшой отрывок текста, ребенок находит соответствующие изображения.

Одновременно составляем несколько мнемотаблиц.

На основе нескольких разрезанных мнемотаблиц составить свой рассказ и таблицу.

Правила использования мнемотаблицы:

1) Предлагаемый детям наглядный материал должен быть доступен, прост и понятен.

2) Следует стремиться к тому, чтобы используемый материал (наглядный или демонстрационный) оказывал воздействие на максимально возможное количество органов чувств.

3) Обязательное подкрепление демонстрации речью. Речевое пояснение в сочетании с наглядностью углубляет постижение и осмысление предмета объяснения.

Мнемотехника помогает сделать процесс запоминания более простым, интересным, творческим. Но использование мнемотехники не заменяет самый известный и широко популярный метод в развитии и укреплении памяти - традиционное заучивание текстов наизусть

Результаты использования мнемотаблицы:

- у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;

- появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;

- появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;

- словарный запас выходит на более высокий уровень;

- дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

2. Практическая часть

Цель: повысить профессиональный уровень педагогов, активизировать применение приёмов мнемотехники в работе с детьми.

Уважаемые коллеги!Я приглашаю Вас принять участие в деловой игре, где мы сможем применить свои знания по использованию мнемотехники в работе с детьми, вспомним педагогические технологии.

Задание №1 Угадайте название сказки по предложенным мнемотаблицам

Задание№2. Составить мнемотаблицу или мнемосхему по предложенному стихотворению.

Как у бабушки Наташи

Ели вкусную мы кашу,

Каша пшенная, с дымком

С хлебом, с маслом, с молоком

Взяли мы большие ложки

Съели все до самой крошки

Вот какая каша,

У бабушки Наташи!

Задание №3. Чтение мнемотаблицы. (По предложенной мнемосхеме составить и записать небольшой рассказ- изложение)

Задание №4. Прочитать по предложенной мнемосхеме загадку.

Отгадка:

3. Рефлексия

Что запомнилось особенно?

Какие игры были наиболее интересны?

Что планируете взять на заметку в своей работе?

Ваши вопросы, пожелания и рекомендации по теме семинара?



Предварительный просмотр:

Мастер-класс по социокультурным истокам по теме

«Семейные традиции – основа семейного благополучия»

Подготовила: воспитатель Ларина Т.В.

-  Добрый день, вашему вниманию представляю мастер класс по теме  «Семейные традиции – основа семейного благополучия».

        Период дошкольного детства является одним из наиболее значимых в развитии ребёнка, так как именно в это время закладываются базовые качества личности, образующие устойчивую индивидуальность человека. Ведущую роль в становлении личности ребёнка-дошкольника играет семья. Именно в семье благодаря ощущению «живой человеческой среды» (В. Зеньковский) и на основе наблюдаемых форм поведения взрослых ребёнок приобретает первый социокультурный опыт.

        Актуальной становится задача объединения усилий образовательного учреждения и семьи и создания единого контекста воспитания и развития на основе общности цели, содержания и педагогических технологий. Эту задачу позволяет решить программа «Социокультурные истоки».

        На примере темы «Семейные традиции» представляю сложившийся опыт работы.

        Приложите ладошки к груди, туда, где у вас находится сердце. Послушайте, как оно бьётся. Ощутите и представьте, как ваши ладошки наполняются теплом и добротой вашего сердца. А теперь поделитесь теплом и добротой своего сердца друг с другом, взявшись за руки. Улыбнитесь друг другу. И в таком хорошем настроении я приглашаю вас отправиться на прогулку в  волшебный лес. 

           Посмотрите, какие вокруг красивые деревья. Давайте подойдём к первому дереву. Дерево не простое, оно сказочное. Чем оно сказочное? (на дереве буквы).

Как называется эта буква?

Сколько этих букв? Семь Я.

            Вы догадались, о чём у нас пойдёт разговор?

           Что такое семейные традиции?

        Даже немного подумав, трудно будет сразу ответить на этот вопрос. У большинства людей при упоминании словосочетания "семейные традиции" возникает ассоциация со словами «семья» и «традиции».

        Семейные традиции - это порядки и привычки, которые существуют в одной семье, объединяют её и переходят от одного поколения к другому. 

        У каждой семьи есть свой собственный способ привлечения детей,  к общим семейным традициям. А какие семейные традиции вы можете назвать?

                Привлекая внимание детей к следующему дереву, обращаем внимание на Сундучок. ( в нем могут быть пословицы, поговорки, песни, семейные фотографии, подарки и др.)

        В данном случае  для ознакомления c семейными традициями является - работа в творческой мастерской - изготовление «Дерева счастья». 

        Объясняем детям, что существует ещё одна очень добрая традиция дарить подарки. Можно купить подарок в магазине, но самый лучший подарок тот, который сделан своими руками. В сундучке есть вот такое «Дерево счастья». Давайте для наших самых любимых и родных людей сделаем такой подарок своими руками. 

          «Семейные традиции – основа семейного благополучия». В этом нам помогают привлечь родителей такие формы как:

- развлечения и праздники в ОУ с участием родителей: «Как хорошо, что есть на свете мама»; «Рождественские посиделки»; «Слава Армии родной»; «Мир, в котором живут дети»; мастер – класс «Светлый праздник пасхи»; «Когда мы вместе, душа на месте», «Рассказы о семейных традициях ;

- фотовыставка «Я и моя семья»; 

 - выставка рисунков «Пословицы о семье»;

-оформление стенгазет ;

- семейная копилка », «Моё любимое занятие»;

- мини – музей семейных традиций.

Организуя  работу в рамках программы «Социокультурные истоки» нам удалось:

Создать систему совместной деятельности: «ребёнок - педагог» и «ребёнок - родитель» по данной проблеме.

Развить креативные способности детей и родителей в совместной деятельности.

Повысить психолого-педагогическую культуру родителей.

Пополнить предметно - развивающую среду в группе.

Реализация программы Социокультурные истоки позволяет отметить активность родителей во всех мероприятиях, проводимых в рамках темы «Семейные традиции», а также полноту и прочность знаний детей о традициях своей семьи.

И в заключении, подвожу итог занятия, благодарю всех ребят, и рассказываю о своей семейной традиции  -  угощать гостей, и угощаю всех конфетами.

- Благодарю за внимание!