Мастер-классы, деловая игра, семинары-практикумы для родителей
материал
Учимся вместе!
Скачать:
Предварительный просмотр:
Совместная образовательная деятельность взрослых и детей
в форме квест-игры «Путешествие по сказкам»
Подготовила воспитатель Ларина Т.В.
Цель: создание условий для развития познавательных и речевых способностей детей в процессе игры.
Задачи:
Совершенствовать интеллектуальные и творческие способности с помощью игры.
Развивать логическое мышление, умение ориентироваться в пространстве, умение отгадывать загадки.
Закрепить знания о геометрических фигурах и цветах.
Воспитывать дружеские взаимоотношения, умение работать в коллективе, желание прийти на помощь.
Развивать речевую активность.
Предварительная работа:
1) чтение русских народных сказок и сказок русских писателей;
2) рассматривание иллюстраций;
3) собирание крупных и средних пазлов;
4) упражнения на физическую подготовку;
5) беседы с детьми;
6) изобразительная деятельность.
Оборудование:
1. большой конверт с письмом;
2. крупные пазлы с иллюстрациями из русских народных сказок -3 шт.;
3. мягкие блоки (кочки);
4. конверты с заданиями- 4 шт.;
5. мягкая игрушка Колобок;
6. части ключа из картона с подсказками- 4 шт. и 1 целый;
7. замок для ключа (нарисованный)
8. Кусочки пластилина желтого цвета, стеки, дощечки.
9. книжки русских народных сказок по количеству детей.
10. цветные круг, квадрат и треугольник;
11. карточки с загадками (игры с фонариком) и фонарик.
13. аудиозапись «волшебной» музыки для перемещений
Ход игры
Воспитатель: Ребята, когда я пришла в детский сад, нашла письмо. От кого же оно? «Узнать меня не сложно, убежал от дедушки, убежал от бабушки, убежал от волка и медведя. Кто же я, ребята?»
Дети: Колобок!
Воспитатель: что же нам Колобок написал? «Дорогие дети, пожалуйста, помогите мне. Хитрая Лиса обманула меня и унесла в свою нору. Она закрыла меня на замок, а ключ сломала. Что бы меня освободить вам придется отправиться в Сказку, преодолеть много трудностей и опасностей и собрать все части ключа. Я хочу вернуться к дедушке и бабушке. Помогите мне, пожалуйста.»
Воспитатель: Поможем Колобку? Вы готовы к трудностям и опасностям? И ваши родители помогут нам освободить колобка.
Дети: Готовы!
Воспитатель: Я скажу волшебные слова, и мы окажемся с вами в сказке. Закрывайте глаза. Раз, два, три – сказка к детям приходи
Звучит «волшебная» музыка
Воспитатель: Вот мы и в Сказке очутились. И первое задание получили.
Задание № 1: нужно собрать сказку.
Воспитатель: Пазлы нужно нам собрать, сказку русскую назвать.
(Дети с родителями собирают картинку сказки и называют ее) Собрав сказку, дети находят часть ключа с подсказкой «часть ключа за зеленым кругом».
(Находят в группе зеленый круг за ним задание №2)
Задание № 2: преодолеть болото, наступая точно на кочки.
Воспитатель: Необходимо перейти болото, чтобы найти еще одну часть ключа. Но идти предстоит только по кочкам.
(Дети с родителями проходят испытание и находят вторую часть ключа с подсказкой)
Воспитатель: Ну вот и прошли мы 2 испытания и 2 части ключа нашли. А теперь пойдем дальше. Следующее задание мы найдем за желтым треугольником
Задание № 3: отгадайте без подсказки,
называйте, посмелей этих сказочных друзей. (игры с фонариком)
- В небесах и на земле скачет баба на метле,
Страшная, злая, кто она такая? (Баба-Яга)
2) Ждали маму с молоком,
А пустили волка в дом.
Кем же были эти маленькие дети? (Семеро козлят)
3) Убежали от грязнули
Чашки, ложки и кастрюли.
Ищет их она, зовет
И в печали слезы льет. (Федора)
4) Посадил ее дед в поле
Лето целое росла.
Всей семьей ее тянули
Очень крупная была. (Репка)
(Дети и родители отвечают на вопросы, ищут спрятанную часть ключа с подсказкой, берут ее и отправляются дальше)
Следующее задание №4. Дети на полянке находят атрибуты к сказке «Курочка Ряба». Они отгадывают какой сказке принадлежат предметы.
Воспитатель: А теперь я предлагаю вам вместе с родителями показать сказку «Курочка Ряба». (родители выбирают роль бабушки и дедушки, дети- мышка и курочка. Остальные дети зрители)
Разыгрывается сказка.
Задание № 5: Дети с родителями находят еще одну полянку, где предлагается слепить Колобка.
Воспитатель: На столах лежит кусочек пластилина, дощечки, стеки. Вам надо слепить Колобка. Колобка мы освободим, а колобков из пластилина оставим Лисе.
Давайте вспомним, какой Колобок, какой формы? Что есть у него? (глаза, нос, рот). (дети выполняют задание с родителями)
Слепив Колобка, дети получают последнюю часть ключа.
Воспитатель: Части ключа найдены, осталось их собрать и освободить колобка.
(Дети собирают ключ. (Меняем ключ на целый).)
Воспитатель: Ключ мы собрали, а где же замок?
Дети находят замок и открывают его на двери, освобождают Колобка.
Колобок: Спасибо вам дети за помощь. Вы были дружными, ловкими и смелыми - поэтому преодолели все трудности и опасности, нашли все части ключей и спасли меня. На память о вашем приключении я дарю вам книжки с Русскими народными сказками.
Воспитатель: Спасибо тебе Колобок, в Сказке очень интересно, но нам пора возвращаться. Дети благодарят колобка и прощаются с ним.
Закрывайте глаза - Раз, два, три – сказка в группу нас верни.
Звучит музыка
Воспитатель: вот мы в группу и вернулись. Понравилось вам в сказке? Вы все ловкие, знаете все сказки. Молодцы! Спасибо родителям, что помогли нам преодолеть такой сложный путь!
Предварительный просмотр:
Мастер-класс с родителями
"Роль семьи в патриотическом воспитании дошкольников"
Подготовила: воспитатель Ларина Т.В.
В формировании нравственных чувств ребенка решающее значение имеют условия жизни в семье, взаимоотношения родителей и их отношение к ребенку. Когда между родителями устанавливаются теплые, дружеские отношения, дети чувствуют себя счастливыми. Они становятся более спокойными, ласковыми и открытыми, менее капризными.
Цель: Развитие у родителей (педагогическое просвещение) педагогической компетентности по освоению способов развития у детей нравственно-патриотических чувств.
Задачи:
- Привлечь родителей к работе по формированию у детей гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу,
- Познакомить родителей с приемлемыми формами приобщения детей к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
- Приветствие.
Патриотическое воспитание является одним из путей социального развития и воспитания ребенка, осуществляемого в процессе приобщения к социальной действительности. Одной из составляющих патриотического воспитания является становление чувств у детей - причастности к своей семье, формирование способов проявления любви, заботы и уважения к членам семьи. Воспитание уважительного отношения к участникам педагогического процесса, сверстникам.
Трудности во взаимоотношениях возникают нередко, это нормально, но родителям стоит обратить внимание на стойкие проявления замкнутости, конфликтности, обидчивости и эмоциональной неустойчивости у ребенка в общении. Почаще спрашивайте ребенка с кем он дружит, в какие игры играет со сверстниками, кто ему не нравится, с кем он не хочет дружить и почему. Обычно дети могут договориться между собой, но иногда родителям следует помочь ребенку установить контакты с другими детьми. Задача родителей – ввести ребенка в мир сложных человеческих отношений и чувств, показать, как можно преодолевать трудности в общении, не на словах, а на примерах в реальной жизни, сказках, историях, играх. Ребенок, должен чувствовать, что он не одинок и что, иметь друзей – это здорово!
2. Упражнения на развитие умения чувствовать настроение и сопереживать окружающим
1) "Фотография"
Рассмотрите с ребенком свой семейный альбом. Показывая фотографии его самого и близких, расспрашивайте ребенка, какое настроение было у них при этом, что они чувствовали: удивление, испуг, грусть, радость, удовольствие и т.п. Там где ребенок затрудняется, помогите ему, расскажите о ситуации, когда была сделана фотография. Упражнение позволяет ребенку развивать понимание чувств и эмоций, укрепляет семейные связи и привязанности.
2) "Тренируем эмоции"
Попросите ребенка: 1. Нахмурится как:
- туча;
- рассерженный человек.
2. Улыбнуться как:
- кот на солнце;
- как Буратино;
- как хитрая лиса;
- как радостный ребенок;
- как будто ты увидел чудо.
3. Позлиться, как:
- ребенок, у которого отняли мороженное;
- два барана на мосту;
- как человек, которого ударили.
4. Испугаться, как:
- ребенок, потерявшийся в лесу;
- заяц, увидевший волка;
- котенок, на которого лает собака.
5. Устать, как:
- папа после работы;
- человек, поднявший тяжелый груз;
- муравей, притащивший большую муху.
6.Отдохни, как:
- турист, снявший тяжелый рюкзак;
- ребенок, который много потрудился, но помог маме;
- как уставший воин после победы.
3) "Глаза в глаза"
Дети разбиваются на пары, берутся за руки. Ведущий предлагает: "Глядя только в глаза и чувствуя руки, попробуй молча передать разные эмоции". Например: "Я грустный, помоги мне!", "Мне весело, давай поиграем!", "Я не хочу с тобой дружить".
3. Коммуникативные игры для развития доброжелательного отношения друг другу:
1) Игра "Доброе животное" Участники встают в круг и берутся за руки. Ведущий тихим голосом говорит: "Мы одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит!" все прислушиваются к своему дыханию, дыханию соседей. "А теперь подышим вместе!". Вдох – все делают шаг вперед. Выдох - все делают шаг назад. "Так не только дышит животное, так же четко и ровно бьется его большое доброе сердце. Стук – шаг вперед, стук – шаг назад и т. д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе".
2) "Клубочек" Игра полезна в компании малознакомых детей. Дети садятся в круг, ведущий держа в руках клубочек, обматывает нитку вокруг пальца, задает любой интересующий его вопрос участнику игры (Например: «Как тебя зовут, хочешь ли ты со мной дружить, что ты любишь, чего ты боишься» и т.д.), тот ловит клубочек, обматывает нитку вокруг пальца, отвечае на вопрос, а затем задает вопрос следующему игроку. Таким образом клубочек возвращается ведущему. Все видят нитки, связывающие участников игры в одно целое, определяют на что фигура похожа, много узнают друг о друге, сплачиваются.
3) Игра "Ветер дует на …" Со словами "Ветер дует на…" ведущий начинает игру. Чтобы участники игры побольше узнали друг о друге, вопросы могут быть следующими: "Ветер дует на того, у кого светлые волосы" - все светловолосые собираются в одну кучку. "Ветер дует на того, у кого… есть сестра", "Кто любит животных", "Кто много плачет", "У кого нет друзей" и т.п. Ведущего необходимо менять, давая возможность поспрашивать у частников каждому.
4) Игра "Окажи внимание другому" Дети становятся в круг и по очереди говорят что-нибудь приятное одному из участников игры. Знаками внимания могут отмечаться личные качества, внешность, умения, манера поведения и т.п. В ответ ребенок говорит: "Спасибо, я тоже думаю, что я …" (повторяет сказанное ему), а затем подкрепляет еще одной похвалой в свой адрес: "А еще я думаю, что я…"
Рефлексия. Вывод. Простые игры и упражнения можно использовать дома в индивидуальных занятиях, а также во время прогулки или на дне рождения малыша, некоторая их часть требует приглашения в дом сверстников и друзей. Устраивайте почаще детские праздники и развлечения, больше общайтесь!
Предварительный просмотр:
Деловая игра для родителей
«Как хорошо, что есть семья, которая от бед любых везде хранит меня»
Подготовила и провела: воспитатель Ларина Т.В.
Цели и задачи: выработка и закрепление навыков общения, взаимопонимания.
Материал: фонограммы песен, музыка для игр, воздушные шары, шляпы. Презентации: «Семья глазами детей», «Пословицы о семье».
Оформление: листы бумаги, карандаши, оформление пригласительных билетов.
Награждение: Грамоты, подарки.
Под музыку в зал входят родители, рассаживаются.
Затихает музыка, и в зал входят дети
1-й ребенок:
Мама с папой – моя родня.
Нет роднее родни у меня.
И сестренка родня, и братишка,
И щенок лопоухий Тишка.
А еще есть друг у меня.
Друг Сережка мне тоже родня.
Все секреты ему говорю,
Все на свете ему подарю.
2-й ребенок:
Много есть друзей вокруг,
Но считаю я,
Что мой самый верный друг –
Бабушка моя.
В воскресенье и в субботу
Ей не надо на работу.
Наступает для меня
Два совсем особых дня.
3-й ребенок:
У меня есть дедушка,
Как зима седой,
У меня есть дедушка
С белой бородой.
Мне на все мой дедушка
Может дать ответ.
И не стар мой дедушка,
Хоть ему сто лет!
Дети исполняют песню «Моя семья».
После песни дети рассаживаются к родителям
Ведущая:
В толковом словаре Ожегова слово «семья» означает основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью и моральной ответственностью. Семья – это самое главное, самое дорогое, что есть у человека, поэтому во все времена русский народ составлял пословицы и поговорки о семье. Давайте вспомним их. Я начинаю, а вы продолжаете. Внимание на экран. Презентация «Пословицы о семье»:
«Вся семья вместе и душа на месте»;
«Золото и серебро не стареют, отец и мать цены не имеют»;
«Русский человек без родни не живет»;
«Нет такого дружка, как родная матушка»;
«На что клад, коли в семье лад»;
«Птица рада весне, младенец – матери»;
«Материнская ласка конца не знает»;
«Изба детьми весела»;
«Братская любовь крепче каменных стен»;
«Материнский гнев, что весенний снег: и много его выпадает, да скоро растает».
Ведущая: Все семьи разные. Есть большие и маленькие. Люди из разных семей отличаются фамилиями, именами, внешностью. Они живут в разных домах, в разных квартирах. Но их объединяет одно – дети. Посмотрите на рисунки детей. Для детей семья – самое главное (показ презентации «Семья глазами детей»)
Сценка.
Выходит девочка играет игрушками.
МАМА: Ирочка, иди кушать!
ИРА: Не хочу!
Мама уходит, появляется папа.
ПАПА: Ирочка, собери свои игрушки!
ИРА: Не хочу!
Папа уходит. Появляется бабушка.
БАБУШКА: Ирочка, иди спать!
ИРА: Не хочу!
Бабушка уходит. Появляется дедушка.
ДЕДУШКА: Ирочка, пойдем гулять!
ИРА: Не хочу!
Ведущий: Скажите, уважаемые родители, а у вас есть такие дети? (Ответы родителей).
Мы с детьми приготовили несколько вопросов. Хотим узнать какие Вы были в детстве.
Дети или ведущий берут микрофоны в руки и задают вопросы родителям. Родители отвечают.
Вы были послушным ребенком?
Вас часто наказывали в детстве? За что?
Вы посещали детский сад? Помните ли вы как зовут ваших воспитателей?
Ругали ли вас взрослые за то, что вы плохо кушаете?
Помните ли вы свою любимую игрушку в детстве? Чем она вам запомнилась?
Всегда ли родители покупали вам то, что очень хотелось?
Как ласково вас называли родители, когда вы были ребенком?
Нравилось ли вам убирать свои игрушки?
Что из детства вам запомнилось больше всего?
Мечтали ли вы в детстве поскорее вырасти, чтобы можно было делать то, что хочешь?
Ведущий: Спасибо. А теперь послушайте, о чем мечтают Ваши дети.
Стих «Когда Я взрослой стану».
4-й ребенок:
Когда я взрослой стану,
Я все позволю сыну.
Руками есть сметану
И прыгать мне на спину.
Валяться на диване,
На стенке рисовать…
Жука хранить в кармане,
Лица не умывать.
Кричать, по лужам бегать,
Спилить у стула ножки.
Не спать и не обедать.
Скакать верхом на кошке,
Крутить в часах пружинку,
Пить воду из-под крана.
Я все позволю сыну,
Когда я взрослой стану.
Ведущая: Для того чтобы воспитывать детей, нужно многое знать и уметь. А теперь посмотрим, что знают и умеют наши уважаемые родители.
Проводятся конкурсы.
Конкурс I. «ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ».
Вопросы первой команде:
Емкость для приготовления супа. (КАСТРЮЛЯ)
Струнный русский народный инструмент (БАЛАЛАЙКА)
Часть суток между днем и ночью. (ВЕЧЕР)
Небольшое животное зеленого цвета, которое живет около воды. (ЛЯГУШКА)
Огородное растение оранжевого цвета. (МОРКОВЬ)
Часть суши, со всех сторон окруженная водой. (ОСТРОВ)
Отец отца или матери по отношению к их детям. (ДЕДУШКА)
Вопросы второй команде:
Сосуд с ручкой, в котором обычно носят воду. (ВЕДРО)
Музыкальный инструмент с шестью или семью струнами. (ГИТАРА)
Время года, которое наступает после весны. (ЛЕТО)
Животное с длинной шеей. (ЖИРАФ)
Врач, который лечит детей. (ПЕДИАТР)
Верхняя часть дерева. (КРОНА)
Мать отца или матери по отношению к их детям. (БАБУШКА)
Птица, приносящая ребенка в дом. (АИСТ)
Конкурс II. «Имена». Вспомнить по 5 полных имен (мужских и женских):
1 команде - на букву «А»
2 команде - на букву «В».
Конкурс III. «С шаром».
У каждого члена команды по одному мячу. Первый участник бежит, оббегает вокруг банкетки, возвращается и отдает свой шар другому участнику. Другой участник бежит с двумя мячами. Обегает вокруг банкетки, возвращается и отдает их третьему участнику. Третий участник бежит с тремя мячами. Обегает вокруг банкетки и возвращается к следующему участнику и так продолжается до последнего участника. Последний участник бежит к финишу. Чья команда выполнит это задание первой, та и победила. Труднее последнему. Ему нужно не уронить все шары, сделать все быстро и ловко.
Конкурс IY. «Я красивая». (участвуют взрослые и дети)
Добежать до стола одеть шляпу, произнести «Я самая красивая», «Я самый красивый», снять шляпу, положить, бежать обратно. Чья команда быстрее, та и победила.
Конкурс Y. «Литературный». (Чередовать вопросы для команд.)
1. Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Старуха пряла свою пряжу.
Старик ловил неводом рыбу.
(А. С. ПУШКИН. СКАЗКА О РЫБАКЕ И РЫБКЕ.)
2. В доме восемь дробь один
У Заставы Ильича
Жил высокий гражданин
По прозванью Каланча.
По фамилии Степанов
И по имени Степан,
Из районных великанов
Самый главный великан.
(С. МИХАЛКОВ. ДЯДЯ СТЕПА.)
3. Свет мой, зеркальце! скажи,
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?
(А. С. ПУШКИН. СКАЗКА О МЕРТВОЙ ЦАРЕВНЕ И СЕМИ БОГАТЫРЯХ.)
4. О, если я утону,
Если пойду я ко дну,
Что станется с ними, больными,
С моими зверями лесными?
(К. И. ЧУКОВСКИЙ. ДОКТОР АЙБОЛИТ.)
5. Как зовут мальчика, которому нужно было из льдинок сложить слово «вечность»? (КАЙ)
6. Как зовут девочку, которая попросила Льюиса Кэрролла написать сказку, где было бы «побольше глупостей»? (АЛИСА)
7. Как звали волшебника, который носил с собой два зонтика: один пестрый и нарядный, а второй – обычный, черный? (ОЛЕ-ЛУККОЙЕ)
8. Назовите имена двух неугомонных братьев из рассказа А. Гайдара. (ЧУК И ГЕК)
9. Как зовут поэта в сказке А. Толстого «Золотой ключик, или приключения Буратино»? (ПЬЕРО)
10. Как звали друга папы Карло, принесшего ему полено, из которого тот вырезал Буратино? (ДЖУЗЕППЕ)
Конкурс IV «УСТАМИ МЛАДЕНЦА»
Ведущая: Пока жюри подводит итоги, я предлагаю потанцевать.
«ТАНЕЦ МАЛЕНЬКИХ УТЯТ»
Ведущая: А сейчас слово нашим детям.
ДЕТИ (хором) Уважаемые родители!
по очереди
Вам желаем, чтобы мы
Вас не огорчали,
Чтобы майки и трусы
Сами мы стирали.
Чтоб не ныли, не дрались,
Вам мы не грубили.
Только надо, чтобы вы
Нам примером были.
ДЕТИ (хором): Уважаемые взрослые! Соблюдайте следующие правила:
по очереди
Не разговаривайте во время еды!
Не качайтесь на стуле!
Мойте руки перед едой!
Не смотрите долго телевизор!
Не ешьте много сладкого!
Сидите ровно!
Не пачкайте и не рвите одежду!
Не трогайте кошек!
Не читайте лежа!
Не грубите!
Ведущая: Вот и подошла к завершению наша деловая игра.
Подводятся итоги конкурсов. Вручаются участникам грамоты и сладкие призы.
Я от всей души желаю Вам и Вашим семьям здоровья, счастья, любви, взаимопонимания, взаимоуважения. Будьте терпимее друг к другу!
Предварительный просмотр:
Круглый стол для родителей
«Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада»
Подготовила: воспитатель Ларина Т.В.
Звучит музыка
Ведущий: Добрый вечер!
Мы благодарны вам за то, что вы пришли на эту встречу. Рассчитываем на вашу поддержку и помощь, на взаимопонимание. Уверена, что наше сотрудничество будет успешным.
Сегодня нам предстоит разговор о развитии одного из важнейших познавательных процессов человека – речи. Речь как исторически сложившаяся форма общения развивается в дошкольном возрасте по двум направлениям.
Во-первых, совершенствуется её практическое употребление в процессе общения ребёнка со взрослыми и сверстниками.
Во-вторых, речь становится основой перестройки мыслительных процессов и превращается в орудие мышления.
Основная задача речевого развития детей – это овладение нормами и правилами родного языка, определёнными для каждого возраста, а также развитие у детей коммуникативных способностей, т.е. способности общаться.
Сам ребёнок овладевает речью только в процессе общения со взрослыми.
Известно, что дети даже без специального обучения с самого раннего возраста проявляют большой интерес к речи: создают новые слова, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка. Но при стихийном речевом развитии лишь не многие дети достигают определённого уровня. Поэтому необходимо целенаправленное обучение, чтобы создать у детей интерес к родному языку и способствовать творческому отношению к речи.
Предлагаем Вам выбрать из предложенного перечня наиболее значимые факторы успешного речевого развития ребёнка и прокомментировать свой выбор
(раздать каждому родителю).
1. Эмоциональное общение родителей с ребёнком с момента рождения.
2. Общение ребёнка с другими детьми.
3. Речь взрослого – образец для подражания.
4. Развитие мелкой моторики рук.
5. Чтение детской художественной литературы.
6. Игры с ребёнком взрослых и друзей.
Развитие речи прямо влияет на развитие мышления. По высказыванию ребёнка можно судить, насколько он владеет богатством родного языка, его грамматическим строем, уровнем умственного, эстетического и эмоционального развития. Обучение родному языку предоставляет возможности и для нравственного воспитания.
Таким образом, овладение родным языком рассматривается как стержень полноценного формирования личности ребёнка, который представляет большие возможности для решения многих задач умственного, эстетического и нравственного воспитания.
Как Вы думаете, какие же основные задачи развития речи должны решаться на протяжении всего дошкольного возраста? Чем мы должны заниматься с ребёнком?
(Предложить высказаться родителям)
- Воспитание звуковой культуры речи.
- Словарная работа.
- Формирование грамматического строя речи.
- Обучение рассказыванию – связная речь.
«Острое блюдо» по Метеновой Н.М.
(Ведущий, передает родителям корзину с шарами, в шарах – вопросы «острого блюда»).
Я предлагаю под музыку передавать шары до тех пор, пока музыка не прервется. У кого шар, тот отвечает на вопрос.
Вопросы:
1. С какого возраста, нужно обращаться к логопеду за помощью? Почему?
2. В какие речевые игры Вы играете с ребенком дома? Как часто? Какие самые любимые?
3. Что подразумевается под общением взрослого и ребенка в семье?
Ведущий: Наша дискуссия о развитии речи дошкольников в семье.
Скажите, пожалуйста, какие вопросы задают Вам дети?
(Высказывания родителей)
Специалист ДОУ: Потребность задавать вопросы возникает у детей при встречи с чем-то неизвестным, при попытке понять это неизвестное, при осмыслении нового. Причём вопросы взрослого должны побуждать ребёнка к полным ответам.
Ведущий:А когда дошкольник не задаёт взрослому вопросов, это хорошо или плохо? В чём причина?
(Высказывания родителей)
Специалист ДОУ: Отсутствие необходимых знаний.
Нет устойчивого интереса к чему-либо.
Раньше ребёнок обращался к взрослому с вопросами, но встретился с раздражением взрослого, получил отказ.
Ведущий: Если ребёнок рано научился говорить, у него хорошо развита речь, но он не рисует, не лепит. Хорошо ли это для его развития?
(Высказывания родителей)
Специалист ДОУ: Занятия рисованием и лепкой способствуют развитию мелкой моторики руки, что создаёт предпосылки к успешному овладению письмом.
Большое значение для развития речи дошкольника имеет обогащение словаря на основе знаний и представлений ребёнка об окружающей жизни и в процессе наблюдений за природой.
Ведущий: Как часто Вы бываете на природе, чем занимаетесь с ребёнком?
(Высказывания родителей)
Специалист ДОУ: Отправляясь с ребёнком на прогулку, мы можем поговорить о том, какая сегодня погода, какое небо, что есть на небе, есть ли ветер, какой, в какую сторону он дует, как мы это определили, в какую одежду мы одеты, почему, с чем это связано? Какое сейчас время года? В холодное время подкормить птиц, понаблюдать за их поведением и повадками. Посмотреть вокруг себя и увидеть удивительный мир растений, который нас окружает. Загадать загадку и найти отгадку. Поискать приметы времени года, познакомить ребёнка с народными пословицами и приметами. Прочитать стихотворение, вспомнить песенку, поиграть с ними в игру, например: С какого дерева литок? Найди дерево по описанию. С какой ветки детки? И т.д.
Проблемная ситуация.
В вестибюле детского сада, в вольере, жили два попугая. Все дети имели возможность их покормить печеньем, хорошо рассмотреть, однако никто особенного интереса к ним не проявлял, кроме тех случаев, когда птицы начинали кричать.
Тогда воспитанники соседней, средней группы, по очереди выбегали к ним, грозили пальцем: «Кеша – хороший, а Маша – плохая! Она кричит все время!» Однако когда на занятиях по развитию речи в той же группе зашла речь о попугаях, дети не смогли рассказать о птицах: какие у них перья, клюв и т.д.
Вопросы:
Можно ли утверждать, что маленькие дети не наблюдательны? Чем объяснялось неумение детей рассказать о попугае? Как следует организовать наблюдение детей в данном случае?
Ведущий: Да, мы должны сами видеть окружающий нас мир и открывать на него глаза ребёнку. Учить его замечать и восхищаться окружающей нас жизнью, беречь и любить всё живое, а свои чувства уметь высказывать словами. Например, здороваясь утром с солнышком, сказать ему ласковые слова – признаки: золотистое, лучистое, доброе, весёлое, яркое, дорогое, великолепное, весеннее, тёплое.
Давайте вместе попробуем подобрать хотя бы по 5 слов – признаков к следующим словам: ветер, дождь, луна, метель, кошка, лягушка, ворона, червяк, жук.
(Предложить родителям объединиться в небольшие группы).
Ведущий: Скажите, а какими ласковыми словами Вы называете своего малыша. Может ли ребёнок их повторить?
(Предложить родителям высказаться.)
Ведущий: А знает ли ребёнок, в каком городе он живёт? Свой домашний адрес? Свою фамилию и как зовут родителей? Знакомите ли Вы его со своими родителями, рассматриваете ли вместе семейные фотоальбомы?
(Предложить родителям высказаться.)
Специалист ДОУ: Общаясь с ребёнком, учите его рассказывать о любимых игрушках, о членах семьи, об отдыхе в выходной день, об интересных событиях в жизни ребёнка и о его близких, об увлекательных прогулках в природу, за город и т.д. Чем больше мы разговариваем с ребёнком, чем больше мы ему показываем и рассказываем, тем лучше для его развития.
Ведущий: А сейчас есть возможность сказать свое слово о развитии речи дошкольников всем желающим в слове – эстафете. Чтобы у моего ребенка была хорошо развита речь, я должен (должна)…
Ведущий: Мы в свою очередь хотим выразить вам благодарность за участие, за вашу активность. Нам было приятно с вами общаться. Очень хочется, чтобы все то, что вы сегодня узнали и вспоминали, осталось с вами, чтобы ваш дом был радостным и уютным. Всего вам доброго!
Предварительный просмотр:
Родительское собрание
«Путешествие в страну «Развитие речи»
Форма проведения – игровой практикум.
Цель: обеспечение психолого-педагогической поддержки семьям; повышение компетенции родителей (законных представителей) в вопросах речевого развития детей среднего дошкольного возраста, включение родителей в единое образовательное пространство ДОУ.
Задачи:
- способствовать формированию родительской компетентности в области речевого развития детей;
- закрепить навыки эффективного взаимодействия родителей и детей в процессе организации совместных игровых действий;
- научить родителей игровым приёмам развития речи.
Участники: родители, воспитатель.
Место проведения: помещение группы.
Материалы и оборудование: анкеты, носовые платочки, картинки с изображениями сказочных героев, вьюги. Памятка, пенопластовые шары, пластиковые стаканчики,
проволока, деревянные шпажки, декоративные глаза, разноцветные маркеры, клей «Титан», ножницы, шило, простые карандаши. Ватман с нарисованной яблоней, красные, жёлтые и зелёные яблоки, магниты. Подборка музыкального сопровождения.
Предварительная работа:
1. Приглашение родителей на собрание.
2. Анкетирование родителей на тему: «В какие игры Вы играете с ребенком дома», детей «В какие игры я играю дома» (приложение №1).
Обработка результатов.
3. Консультация для родителей «Развитие речи дошкольника в семье» (приложение №2)
4. Подготовка картотеки речевых игр.
5. Подготовка памятки для родителей «И тогда он будет говорить хорошо…» (приложение №3)
6.Оформление выставки, посвященной речевому развитию (литература, дидактические игры, пособия).
7.Подготовка места проведения собрания и необходимого оборудования.
8. Подбор музыкального сопровождения.
Ожидаемые результаты:
- Активное включение родителей в дискуссионную, игровую и продуктивную деятельность.
- Повышение уровня знаний родителей по вопросам речевого развития дошкольников.
- Желание применять полученные знания в семье.
План проведения:
1.Вступительный этап:
-введение в проблему;
-создание проблемной ситуации.
2. Основная часть:
-игротека в форме путешествия по лесным полянам.
- изготовление театральных кукол.
3.Подведение итогов собрания:
-обратная связь;
-решение родительского собрания;
-рефлексия.
Ход собрания:
I. Вступительный этап.
Воспитатель: Добрый день, уважаемые родители! Мы рады встрече с вами. Спасибо, что вы нашли время и пришли на родительское собрание.
Чтобы детство наших детей было счастливым, основное, главное место в их жизни должна занимать игра. В детском возрасте у ребёнка есть потребность в игре. И её нужно удовлетворить не потому, что делу – время, потехе – час, а потому, что играя, ребёнок учится и познаёт жизнь.
Маленькие дети – очаровательные, азартные и счастливые искатели приключений, стремящиеся познать мир. И, конечно, своими открытиями очень хочется поделиться, особенно с теми, кого любишь больше всех. Но, к сожалению, папа очень занят на работе, а у мамы столько хлопот по дому, что совсем не остается времени на свое чадо. И все же мы уверены, что необходимо находить время и возможность для того, чтобы пообщаться с ребенком, поиграть с ним и чему – то научить.
Мы провели анкетирование родителей и детей группы. Родителей на тему: «Речевое развитие ребенка», детей - «В какие игры я играю дома» (воспитатель подводит итоги анкетирования).
Воспитатель: Как оказалось, не многие родители уделяют достаточно внимания общению со своим ребенком и мало кто знает, в какие игры с ним играть для развития речи.
Сегодня мы хотим поделиться своим опытом работы с детьми и поговорить об играх, в которые мы играем в детском саду и, в которые мы советуем играть дома. И проведём мы нашу встречу не совсем обычно, в форме игры - путешествия по стране «Развитие речи». Но сначала немного науки.
Речь – форма общения. В дошкольном возрасте она развивается по двум взаимосвязанным направлениям:
- речь ребёнка совершенствуется в процессе общения с взрослыми и сверстниками;
- речь становится основной перестройки мыслительных процессов и превращается в орудие мышления.
Основные задачи речевого развития детей:
- овладение нормами и правилами родного языка, определёнными для каждого возраста;
- развитие у детей коммуникативных способностей (способности общаться).
Хорошо развитая речь ребёнка способствует успешному обучению в школе.
Нарушения же речи сказываются на формировании детского характера, т.к. не исправленный вовремя речевой дефект делает ребёнка неуверенным в себе, замкнутым, раздражительным.
- Как вы думаете, какие задачи развития речи должны решаться на протяжении всего дошкольного возраста? Чему должны учить ребёнка? (Родители по очереди высказывают свои суждения по заданной теме. Воспитатель внимательно выслушивает всё и в конце обобщает все высказывания).
Воспитатель:- Формирование звуковой культуры речи.
- Обогащение словарного запаса.
- Формирование грамматического строя речи.
- Обучение рассказыванию, связной речи.
- Развитие выразительности речи.
Работа по развитию речи ребёнка в детском саду осуществляется в разных видах деятельности: на специальных занятиях по развитию речи, а также и на других занятиях; вне занятий – в игровой и художественной деятельности.
Сегодня мы предлагаем вам пройти тот путь, который проходит ребёнок при столкновении с неизвестным, познакомиться с содержанием и приемами, способствующими развитию речи детей 4-5 лет, познакомиться с дидактическими играми, пособиями. Мы научим вас изготавливать театральные куклы из подручного материала. А так как вы родители маленьких детей, а все дети любят играть, то я вам предлагаю вспомнить детство и понять, как через дидактическую игру дети должны усваивать речь.
Забудьте на время, что вы взрослые и давайте поиграем. Вы хотите? Тогда мы отправляемся в путешествие в страну Развитие речи!!!
II. Основная часть.
(Звучит сказочная мелодия, воспитатель берет волшебную палочку).
Воспитатель:
Я словно сказочная фея
Волшебной палочкой взмахну
И, вы, нисколько не робея
Помчитесь в детскую страну!
Палочка-чудесница,
Волшебная кудесница!
Нам скорее помоги
Нас в детей, ты, преврати!
Быстро собираемся,
В поездку отправляемся!
Паровоз вас ждет,
В страну Развития речи повезет!
(Звучит песенка из м/ф «Крокодил Гена и Чебурашка», воспитатель и родители становятся «паровозиком»)
Воспитатель:
Весело стучат колеса,
Мчится паровоз,
Он в страну Развитие речи
Всех детей привез!
- Внимание! Наш поезд прибывает на станцию «Сказочная».
- А вы читаете детям сказки? Сказка вносит разнообразие в жизнь ребёнка, дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов развития речи, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учим играя.
Воспитатель загадывает родителям загадки.
- Он от бабушки ушёл,
И от дедушки ушёл,
Песни пел под синим небом,
Для лисы он стал обедом.
(Колобок) - Что за гостья в дом пришла
К трём лесным медведям?
Там поела, попила,
В трёх кроватях поспала,
А хозяева вернулись –
Еле ноги унесла!
(Маша из сказки «Три медведя») - Всех важней она в загадке,
Хоть и в погребе жила:
Репку вытащить из грядки
Деду с бабкой помогла.
(Мышка) - В гости к бабушке пошла,
Пироги ей понесла.
Серый Волк за ней следил,
Обманул и проглотил.
(Красная Шапочка)
Воспитатель: Наш поезд отправляется дальше.
Весело стучат колеса
Мчится паровоз,
На следующую станцию
Он детей привез!
Станция «Творческая».
Воспитатель: А сейчас я вам расскажу, как развивать речь ребенка через погружения его в природу. Большое значение для развития речи дошкольника имеет обогащение словаря на основе знаний и представлений об окружающей жизни и в процессе наблюдений за природой. Природа имеет уникальные возможности для развития речи детей (звучит мелодия леса).
- Как красиво! Мы попали в осенний лес, кругом тихо, только иногда кружатся и падают листья. Предлагаю свои чувства и ощущения высказать словами.
(подберем к словам прилагательные, «эпитеты»)
Игра «Эпитеты».
Цель: формировать у детей умение подбирать эпитеты к словам.
- Листья (желтые, шуршащие, легкие, резные, дубовые, скрученные).
- Лес (волшебный, заколдованный, дремучий, шумный, добрый).
- ветер (сильный, холодный, ласковый, пронизывающий и т. д.).
- дождь (холодный, летний, моросящий, сильный, бисерный и т. д.).
- луна (яркая, растущая, холодная, полная, далекая и т.д.).
Воспитатель:
Наш поезд отправляется дальше.
Весело стучат колеса
Мчится паровоз,
Немного размяться
Он детей привез!
Станция «Умелые ручки».
Знаменитый русский физиолог Иван Павлов говорил: «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга».
Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, развивая речь и стимулируя моторику пальцев, мы передаём импульсы в речевые центры, что активизирует речь.
Сделаем «Массаж».
Цель: активизируем у детей работу внутренних органов.
Массируем пальцы.
Большой – отвечает за голову;
Указательный – желудок;
Средний – печень;
Безымянный – почки;
Мизинец – сердце.
1)растираем подушечку пальца, затем медленно опускаемся к запястью.
2)потереть ладони, похлопать.
-Наши пальчики готовы поиграть.
Пальчиковая игра «Медведь» (с предметом).
Цель: развитие у детей мелкой моторики пальцев рук.
(медленно засовывайте платочек одним пальцем в кулак)
Лез медведь в свою берлогу,
Все бока свои помял,
Эй, скорее, на подмогу,
Мишка, кажется, застрял!
(с силой вытянуть платочек)
Воспитатель:
Наш поезд отправляется дальше.
Весело стучат колеса
Мчится паровоз,
В игры речевые
Поиграть привез.
Станция «Игровая».
Воспитатель: Наибольшее беспокойство у родителей вызывает звукопроизношение детей, так как это наиболее заметный дефект. Окружающие могут не заметить ограниченность словаря или особенности грамматического строя речи, а вот не правильное произношение – как на ладошке. Здесь на помощь придут игры.
- Что произошло, почему стало холодно? Откуда взялась вьюга в сентябре?
Игра «Вьюга»
Цель: развитие у детей силы голоса и речевого дыхания.
(Педагог показывает картинку, на которой нарисована вьюга)
«Вьюга начинается» - тихо говорим «У-У-У…». По сигналу: «сильная вьюга» - говорим громче. По сигналу - «вьюга кончается» - говорим тише. По сигналу «вьюга кончилась» - замолкаем.
Воспитатель показывает картинку с изображением машины со спущенными колесами.
Почему остановилась машина? Спустились шины?
Игра «Насос».
Цель: развивать у детей озвученный выдох, умение действовать в коллективе.
(Производим глубокий вдох и озвученный выдох.)
Педагог предлагает взять насос и накачать шины. Родители, подражая действию насоса, произносят звук «С-С-С…».
-Что-то вы заскучали.
-А веселый паровоз нас опять зовет в дорогу. Занимаем скорее места (звучит музыка) Едем дальше!
Весело стучат колеса
Мчится паровоз,
На станцию конечную
Он детей привез.
Станция «Конечная»
Воспитатель: - Наш поезд прибыл на станцию «Конечная». Посмотрите, сколько различных игр, развивающих речь детей, нас встречает. Здесь, игры, купленные в магазине и сделанные руками воспитателей и родителей. Наша задача, как говориться, дёшево и сердито научиться делать игры из подручного и бросового материала, который имеется в каждом доме. Посмотрите, какое разнообразие! В группе дети в них с большим удовольствием играют. Сейчас с некоторыми из них мы познакомимся (знакомство с играми, представленными на выставке).
Играя, ребёнок учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать простые закономерности, принимать самостоятельные решения. У ребёнка появляется интерес к знаниям, усидчивость, самостоятельность.
Воспитатель: - Ну а теперь настало время отправиться в творческую мастерскую. Я предлагаю вам сделать театральных кукол своими руками. Кукла изготавливается быстро и не требует особых усилий. И так, начнём! (Фотоотчёт в приложении №4)
Воспитатель: - С вашего позволения я опять стану феей, так как настало время вам превращаться во взрослых. (Звучит сказочная мелодия)
Палочка-чудесница,
Волшебная кудесница!
Поскорей встали в круг,
За руки все взялись вдруг.
А теперь начнём вращаться,
И во взрослых превращаться.
-Сегодня мы с Вами подтвердили тот факт, что взрослые должны сами видеть окружающий нас мир и открыть на него глаза ребенку. Учить его замечать и восхищаться окружающей нас жизнью, беречь и любить всё живое, а свои чувства высказывать словами.
III. Подведение итогов.
Воспитатель: - Мне хотелось бы узнать ваше мнение о сегодняшнем мероприятии (воспитатель бросает мяч родителям и задаёт вопросы).
Обратная связь:
-Понравилась ли Вам сегодняшняя встреча?
- Чем полезна именно для Вас данная встреча?
- Какие конкретные игровые приёмы Вы будете использовать дома?
-Чему могут научить ребёнка дидактические игры по развитию речи?
- Ваши пожелания на следующее заседание семинара-практикума
Воспитатель: Я считаю, что цель игротеки достигнута. Я обратила ваше внимание на то, что необходимо в детском саду и дома проводить с детьми дидактические и пальчиковые игры по развитию речи, задача которых – помочь детям обогатить активный словарь, развить связную речь и речевое творчество. Познакомила с разновидностями игр, научила, как методически правильно их проводить. А на память я вам дарю памятки «И тогда он будет говорить хорошо…»
Решение родительского собрания:
1.Учитывая важную роль родителей в развитии интереса детей к дидактическим и пальчиковым играм, направить усилия на решение следующей задачи: каждой семье организовывать вечера, направленные на развитие речи и обогащение чувственных впечатлений детей.
2.Объявить конкурс на лучшую дидактическую игру (игрушку), сделанную своими руками, в которую бы дети с удовольствием играли. В конце года подвести его итоги и вручить призы победителям.
3.Принимать активное участие в жизни детского сада.
Рефлексия
Воспитатель: Просим оценить нашу встречу. На ватмане нарисован контур дерева «яблони»: если вы полностью удовлетворены содержанием нашей встречи, то прикрепите красное яблоко, если частично - желтое, а если не удовлетворены – зелёное. Желающие могут написать отзывы, свои предложения.
Благодарим вас за активное участие и творческую работу! Всем большое спасибо! До свидания.
Литература.
1. Журнал «Дошкольное воспитание» № 3 2014 статья «Родительские собрания: как привлечь родителей ».
2. Ельцова О.М. «Организация полноценной речевой деятельности в детском возрасте».
3. Зенина Т.С. “Родительские собрания в детском саду”.
4.Кудрявцев В.П Б.Б. Егоров «Развивающая педагогика оздоровления» Москва : Линка – пресс,
5.Нестеренко А.А. Страна загадок. - Ростов-на-Дону, 1993г. - 32 с.
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
детский сад «Родничок» комбинированного вида
МАСТЕР-КЛАСС
для родителей
«Мы с тобой одна семья»
Подготовила: воспитатель
Ларина Т.В.
2018г.
Тема «Мы с тобой одна семья»
Форма проведения: посиделки.
Цель: привлечь внимание родителей к вопросу нравственно-патриотического воспитания дошкольников.
Задачи: Обозначить роль и поднять ценность семьи и семейных традиций.
Обеспечить атмосферу непринуждённого общения родителей и педагога. Совершенствовать способы взаимоотношения с членами семьи.
Стимулировать активное участие родителей в жизни детского сада.
Привлекать к участию в педагогическом процессе по познавательному развитию детей.
Материал и оборудование: магнитофон с записями музыкального сопровождения; медиапроектор, ноутбук, экран (для демонстрации презентации, фотографий)
План проведения
- Вступительное слово ведущего.
- «Посиделки».
- Педагогические ситуации.
- Заключение.
Актуальность
Семье принадлежит ведущая роль в воспитании детей. Прав был, когда говорил, что воспитание детей – труд, причем труд очень кропотливый.
Отец и мать самые близкие, самые убедительные образцы, с которых ребенок берет пример, которым он подражает. Помочь ребенку разобраться, что есть зло, добро, не оставить его равнодушным ко всему живому – вот та цель, которая должна стоять перед семьей. Какой благодатный материал для этого дают семейные традиции, которые учат детей любви к своим близким, к родным местам, ощущению своей неразрывности со всем окружающим.
Народная мудрость гласит: «Дитятко, что тесто, как замесил его, так и «выросло».
Как же надо замесить его, чтобы выросло в настоящего человека, такого, который для родителей и гордость, и счастье?
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
- Вступительное слово.
Педагог. - Добрый вечер! Я рада, что вы нашли время и пришли на мастер-класс, а речь у нас сегодня пойдет о семье. Семья – самое главное в жизни для каждого из нас. Семья – это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берём пример, о ком заботимся, кому желаем счастья и добра.
Семья – это счастье, семья – это дом.
Где любят, и ждут, и не помнят о злом.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Наша группа – это тоже семья, в которой дети учатся дружить, помогать друг другу, играть вместе, выстраивать взаимоотношения. Сегодня я предлагаю вам тоже немного поиграть, вспомнить сказки и пословицы, ответить на простые вопросы.
Чтобы создать хорошее настроение и зарядиться позитивом предлагаю вам поиграть в игру «Мы с тобой одна семья»
Игра: «Мы с тобой одна семья».
Все встают в круг, ведущий предлагает повторять всем вместе текст и движения к нему.
Мы с тобой одна семья:
Вы, мы, ты и я.
Возьми руку соседа справа,
Возьми руку соседа слева,
Мы с тобой - друзья!
Мы с тобой одна семья:
Вы, мы, ты и я.
Обними соседа справа,
Обними соседа слева,
Мы с тобой друзья!
Мы с тобой одна семья:
Вы, мы, ты и я.
Улыбнись соседу справа,
Улыбнись соседу слева,
Мы с тобой друзья!
Ведущая: С давних пор о доме и семье всегда говорили с улыбкой и любовью. Издалека до нас дошли легенды, сказки, пословицы и поговорки.
Давайте их вспомним. Я начинаю, а вы заканчивайте:
При солнышке тепло, (а при матери добро).
В гостях хорошо, (а дома лучше).
Не красна изба углами, (а красна пирогами).
Птица радуется весне, (а младенец матери).
Дети не в тягость, (а в радость).
Когда семья вместе (и сердце на месте).
Нет лучше дружка, (чем родная матушка).
Мой дом -… (моя крепость).
• Не нужен клад, когда в семье лад.
• Дом вести - не бородой трясти.
• Когда семья вместе, и сердце на месте.
• Яблоко от яблони не далеко падает.
• Человек без семьи, что дерево без плодов.
• Дети не в тягость, а в радость.
Ведущая: Вы читаете сказки своим детям, многие из которых вы помните из своего детства, я предлагаю вам угадать сказки, в которых рассказывается о семье.
-Назовите сказку, в которой рассказывается о многодетной семье, где дети не послушались маму и попали в беду. («Волк и семеро козлят»)
- Назовите сказку, в которой мама-королева помогла своему сыну найти самую настоящую невесту при помощи горошины. («Принцесса на горошине»)
- Как называется сказка, в которой девочка пошла проведать больную бабушку, но по пути разговаривала с незнакомцем и из-за этого попала в беду? («Красная шапочка»)
- Как называется сказка, в которой благодаря дружной работе всей семьи удалось убрать большой урожай? («Репка»)
- В какой сказке добрый, трудолюбивый братец помог своим двум братьям, которые не хотели трудиться и построили домики из соломы и из веток? («Три поросенка»)
- Назовите сказку, к которой дружной семейке помешал сильный медведь. («Теремок»)
Ведущая: Каким словом можно заменить слово «теремок»? – ДОМ
Главным центром жизни ребенка, да и любого человека является ДОМ.
Дом – самое дорогое место на земле. Он должен быть наполнен такой любовью, таким счастьем, что в каких бы краях вы ни странствовали, сколько бы лет ни прошло, сердце будет тянуться к родному дому.
- Что делает дом самым дорогим местом на земле?
( ответы родителей)
Ведущая: Любовь, уют и тепло, нежность, тихие семейные вечера, семейные праздники и традиции делают дом самым дорогим местом на земле.
Семейные традиции – это те действия, которые члены семьи все вместе повторяют снова и снова в одной и той же ситуации. А какие традиции заведены у вас?
Ответы родителей:
- перед сном читать ребёнку сказку;
- по выходным всей семьёй выезжать на природу;
- заниматься спортом (по утрам или в течение дня) ;
- гулять каждый день;
- вместе путешествовать;
- вместе фотографироваться;
Ведущая: Спасибо, что поделились со всеми. На самом деле, традиции делают семью живой, обогащают и объединяют всех членов семьи и дом становится главным местом в жизни человека.
- Сейчас мы поиграем в игру «Веселый бубен»
Игра: «Веселый бубен»
(Правила игры: пока играет музыка, бубен передают по кругу, музыка останавливается, на ком остановилась музыка, тот отвечает на вопрос, который задаёт ведущий)
Всех важней она в загадке.
Хоть и в погребе жила:
Репку вытащить из грядки
Деду с бабкой помогла.
(мышка)
2. Ждали маму с молоком,
А пустили волка в дом.
Кто же были эти
Маленькие дети?
(семеро козлят)
3. Убежали от грязнули
Чашки, ложки и кастрюли.
Ищет их она, зовет
И в дороге слезы льет.
(Федора)
4. И зайчонок, и волчица –
Все бегут к нему лечиться
(Айболит)
5. В гости к бабушке пошла,
Пироги ей понесла.
Серый Волк за ней следил,
Обманул и проглотил.
(Красная Шапочка)
6. У Золушки с ножки
Свалилась случайно.
Была не простою она,
А хрустальной.
(Туфелька)
Ведущая: Сегодня мы убедились, что воспитание и обучение ребенка процесс очень трудоёмкий и непосильный, если его будут осуществлять только в детском саду и он не найдёт продолжение дома. Поэтому, родители и воспитатели должны быть берегами одной реки и лежать параллельно.
Благодарю всех за участие. Пусть в ваших семьях всегда будет мир, уважение и любовь.
Предварительный просмотр:
Семинар - практикум для родителей старшей группы по программе «Социокультурные истоки»
«Послушание – это царица детских добродетелей»
Подготовила: воспитатель Ларина Т.В.
Задачи:
- Освоение социокультурной категории «Послушание».
- Развитие единого контекста в группе.
- Развитие мотивации родителей к взаимодействию в группе.
Оборудование: презентация к занятию, музыкальное аудио сопровождение,
книги «Радость послушания», памятка «Работа со сказкой», листки с заданием и
ручки на каждого родителя.
Ход:
- Подготовительный этап.
Воспитатель: Уважаемые мамы и папы, я рада приветствовать вас сегодня на очередной познавательной встрече! Прошу, улыбнитесь, подарите свои улыбки, а с ними и своё хорошее настроение другим родителям и мне. А я желаю нам всем сегодня плодотворной работы. Тема сегодняшней встречи: «Радость послушания». «Послушание – это царица детских добродетелей, а при наличии послушания за ним последуют в ребенке развитие всех душевных достоинств»
Ресурсный круг.
Воспитатель:
- Что значит, на ваш взгляд, быть послушным? И были ли вы послушными?
- Что помогает вам воспитывать послушание у своего ребенка? (Родители по кругу делятся своим опытом).
В заключение высказывается воспитатель :
Я родилась в семье, где почитали старших, это пронизано в каждой мелочи и в каждом поступке: вставали, когда входил взрослый в семье, уступали место, и не садились, пока он не займет свое место; не смели смотреть в глаза, когда нас отчитывали, а тем более отвечать; не шумели и не позволяли баловаться в присутствии старших, если приходили гости, мы, дети, уходили в другую комнату, если были указания, то послушно выполняли. И даже в мыслях не было ослушаться, все было настолько естественно, привычно.
Конечно, мы не воспитываем своих детей так, как воспитывали нас. Да это и трудно в наше время, во время высоких технологий изменилась система ценностей, система отношений между людьми. Я воспитываю одна, а без авторитета отца, бабушки, дедушки, это очень сложно, но я стараюсь привить своим детям уважение к старшим, через уважение к себе, своим примером.
Но не всегда у нас получается объяснить ребенку, что надо поступать так, как советуют взрослые. И тут на помощь может прийти мудрость воспитания наших предков – воспитание через сказки и пословицы.
Я предлагаю ознакомиться с книгой «Радость послушания». Эта книга помогает развить послушание в детях. Первая страница посвящена Вам – родителям.
Давайте, прочтем ее вместе:
«Радостью наполняются сердца родителей, когда сын или дочь с готовностью откликаются на высказанную просьбу, прислушиваются к доброму совету. Глубокую печаль чувствуют мать и отец, когда дети пытаются поступать по своей воле, не обращая внимания на родительские наставления и предостережения. Мы, взрослые, знаем, что жизненный опыт наших детей слишком мал, чтобы отличить добро от зла, избежать опасности, сделать правильный выбор, принять необходимое ответственное решение. Поэтому мы хотим, чтобы дети росли послушными.
Послушание требуется человеку в течение всей его жизни. В семье, в детском саду, в школе, в государственных и общественных отношениях человек подчиняет свою волю установленным законам и правилам, считается с интересами других людей. Очень важно воспитать у детей послушание, а так же научить их управлять своими действиями, не ожидая постоянных указаний.
Люди, умудренные жизненным опытом, считают, что послушание, основанное на страхе и принуждении, не дает нужного результата. Условием истинного послушания является взаимная любовь детей и взрослых. Если мы хотим, чтобы послушание принесло пользу детям, необходимо своей любовью вызвать у них доверие и искреннюю привязанность, самим показывать пример благоразумного поведения. Необходимо стремиться к тому, чтобы дети были искренне преданы родителям и твердо уверены в их любви. Они не должны сомневаться в том, что родительское слово исходит от доброжелательного сердца и содействует их собственному благу. Такая доверчивая любовь соединяет волю ребенка и волю родителей, приносит всем великую радость и вселяет надежду на благоприятный исход дела».
- Основной этап
Работа с пословицами.
Воспитатель: В этой книге приведены пословицы для нашего осмысления
(слайд 6).
Воспитатель предлагает родителям прочитать на слайде пословицы:
Покорному дитяте все к стати.
Гни дерево, пока гнется, учи дитятко, пока слушается.
Кого уважают, того и слушают.
Воспитатель: Как вы понимаете эти пословицы? (родители участвуют в обсуждении смысла пословиц)
Воспитатель высказывает свое мнение.
Как вы думаете, актуальны ли пословицы в наше время? Пословицы - это народная мудрость, которая передавались из уст в уста веками. Кроме того, что они имеют историческую и культурную ценность, это ещё и очень ценные советы и наблюдения, переданные нам старшими поколениями.
Воспитатель: В книге даны для чтения детям и последующего обсуждения два произведения: р. н. с «Гуси-лебеди» и сказка С. Т. Аксакова «Аленький цветочек». А ведь именно сказки в доступной форме объясняют детям, что такое хорошо и плохо, закладывают моральные и социальные ценности. В этих двух сказках можно детям показать радость послушания. А что бы легче довести до детей мысль сказок вы можете использовать эту памятку.
Воспитатель раздает родителям памятку «Работа со сказкой».
Я хочу поделиться с вами рассказом, в котором тоже проявилась радость послушания:
«Жил на земле старый человек. Глаза его ослепли, слух притупился, и колени дрожали. Он почти не мог держать в руках ложку и во время еды часто проливал на скатерть суп, а иногда кое-что из пищи снова выпадало у него изо рта. Сын и его жена с отвращением смотрели на старика и стали во время еды сажать его в угол за печку. Еду ему они подавали в старом блюдечке. Старик печально глядел на стол, и глаза его становились влажными. Однажды руки его так тряслись, что он не смог удержать блюдечко с едой. Оно упало на пол и разбилось. Молодая хозяйка стала ругать старика, но он не сказал ни слова, а только тяжело вздохнул. Тогда они купили ему деревянную миску. Теперь старик должен был есть из неё.
Как-то раз, когда родители сидели за столом, в комнату вошёл их четырёхлетний сын с куском дерева в руках.
-Что ты хочешь сделать? – спросил отец.
Деревянную миску, - ответил малыш. – Из неё вы с мамой будете кушать, когда я вырасту.
Родители мальчика долго молча смотрели друг на друга и вдруг заплакали. Они тут же позвали старика к столу. С тех пор он всегда кушал с ними, и сын с женой больше не упрекали отца, если он проливал еду».
Воспитатель: А вам приходилось сталкиваться с похожими ситуациями в жизни? Поделитесь, пожалуйста (Родители по очереди или по желанию делятся опытом).
К вашим словам хочу добавить слова стихотворения Себастьяна Бранта:
Ребёнок учится тому,
Что видит у себя в дому
Родители пример ему.
(на экране весь стих, а воспитатель читает лишь первый абзац)
Кто при жене и детях груб,
Кому язык распутства люб,
Пусть помнит: что с лихвой получит
От них все то, чему их учит.
Теперь вести себя прилично
Не в моде стало, и обычно
И женский пол, себя, позоря,
Стал срамословить в разговоре…
Мужья – пример для жен своих,
А дети учатся у них.
Не волк воспитывал овец,
Походку раку дал отец.
Когда родители умны
И добродетельно скромны,
То благонравны и сыны…
(Себастиан Брант, XVI век.)
Индивидуальный этап.
Воспитатель раздает листки со следующим содержанием:
Любовь и уважение к ребенку
Доверие опыту старших
Интерес к внутреннему миру ребенка
Принуждение
Выдержка
Уверенность
Твердая воля
Помощь в трудную минуту
Родители, подумайте, на чем основано воспитание послушания у детей? Подчеркните свой выбор (5 мин на выполнение).
Работа в четверке «Радость послушания».
Воспитатель:
Вы определились с ответами? А теперь я предлагаю выслушать друг друга и прийти к единому мнению. А для этого я прошу вас объединиться в группы из 4х человек. Во время обсуждения каждый член группы имеет право высказаться, но прийти нужно к единому решению (время на обсуждение -10 мин).
После каждая группа высказывает свое мнение по каждому пункту, Если необходимо, воспитатель задает наводящие вопросы, побуждая родителей раскрыться, поделиться опытом.
Воспитатель: Люди, умудренные жизненным опытом, считают, что послушание, основанное на страхе и принуждении, не дает нужного результата. Итак,мы пришли к единому мнению: Что бы воспитать в ребенке послушание, достаточно иметь такие качества как выдержка, уверенность, твердая воля, любовь, уважение и поддержка, доверие к старшим, интерес к внутреннему миру ребенка.
Послушного ребенка легче научить доступным его возрасту хорошим делам, внушить ему, что хорошо, что плохо, выработать у него привычки нравственного поведения. Однако слепое послушание нас удовлетворить не может. Настоящее, активное послушание – это сознательное и разумное подчинение авторитету взрослых, основанное на том, что ребенок признает справедливость предъявляемых ему требований и с желанием их выполняет.
Мы можем сколько угодно учить их правильным поступкам, хорошим манерам, но если мы сами не следуем своим словам, то и дети, не только не будут следовать нашим наставлениям, но и потеряют к нам всякое уважение, как к лицемерам и пустословам.
Если мы хотим, чтобы послушание принесло пользу детям, необходимо своей любовью вызвать у них доверие и искреннюю привязанность, самим показывать пример благоразумного поведения. Нашим правильным и добрым отношением к своим родителям мы можем по праву надеяться и на своих детей, которые переймут то же самое от нас, и, в свою очередь, будут внимательны и добры к нам.
- Заключительный этап
Рефлексия
Воспитатель: Уважаемые родители, как вы считаете, мы сегодня провели плодотворную работу? Почему так думаете? Что нового сегодня вы узнали, приобрели для себя? Какие приемы и методы вы отныне будите использовать в воспитании послушания у ребенка?
Воспитатель благодарит родителей за активное участие и прощается.
Список используемой литературы:
1. Истоковедение. Том 11. – М. : Издательский дом «Истоки», 2015. – 320 с. ;
2. Книга для развития детей 5-6 лет «Радость послушания»;
3. И. А. Кузьмин. О развитии системы духовно-нравственных ценностей в контексте программы «Истоки».
Предварительный просмотр:
Мастер - класс для родителей «Кораблик для папы»
Подготовили и провели: воспитатели Ларина Т.В., Лобанова А.В.
Цель мастер - класса: максимально сблизить детей с родителями в совместной деятельности.
Задачи:
- научить ребенка и взрослого делать совместные поделки.
- Развивать взаимопонимание, взаимодействие и сотрудничество воспитателей, детей и родителей группы.
- Воспитывать – внимание, аккуратность и чувство радости от проделанной работы при подготовке подарков; патриотизм, чувство гордости за своих близких родственников
Организационный момент:
Цель: продолжать совершенствовать умения детей работать с бумагой.
Мотивационные основы деятельности детей на занятии: расширить знания детей о наступающем празднике 23 февраля. Беседа о наступающем празднике Дне защитников Отечества.
Демонстрационный материал:
Готовое изделие, иллюстрации о празднике 23 февраля
Раздаточный материал:
Картон, цветная бумага, клей, ножницы, карандаш, шаблоны.
Ход занятия:
1)Вначале дети читают стихи посвященные празднику.
Нашей Армии любимой
День рожденья в феврале.
Слава её, непобедимой!
Слава миру на земле!
Родина
Л.Воронкова
Наша Родина богата,
Мы чужого не хотим,
Но своей страны, ребята,
Никому не отдадим.
2) Рассказ о истории праздника с показом иллюстраций.
Воспитатель: История возникновения праздника 23 февраля – неотъемлемая часть истории целой страны. Она насыщенна десятками государственных, политических и общественных фактов, неоднократно меняющих судьбу многомиллионного народа. История 23 февраля хоть в краткой форме должна быть известна и взрослым, и детям. Ведь День защитника Отечества – это не только дань памяти и почета военнослужащим, но также настоящее торжество храбрых и отважных гражданских мужчин, готовых стать грудью на защиту своей Родины в любой нужный момент.
3) Изготовление поделки.
Воспитатель: мы с вами живем в большой стране, имя ее Россия, а защищает нашу страну от врагов, Российская Армия. Наши папы, дедушки и дяди все служили в армии и поэтому с этим праздником поздравляют всех мужчин. Мы с вами уже начали готовить сюрприз для пап на праздник – учим стихи и песни. А я предлагаю сделать еще один подарок, который вы сделаете сами. Ведь все знают, что лучший подарок – это подарок, сделанный своими руками. Вот такую поделку я предлагаю вам сегодня выполнить и ваши мамы вам помогут сделать красивый подарок.
Воспитатель показывает образец работы. Дети рассматривают.
Совместное изготовление поделки.
Воспитатель: Теперь пришла пора размять наши пальчики.
Проводится пальчиковая гимнастика
Пальчики-непоседы
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик - прыг в кровать,
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж заснул.
Встали пальчики - "Ура!"
В детский сад идти пора!
4) Заключительный этап.
Дети демонстрируют свои поделки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-классы, деловая игра, семинары-практикумы для педагогов
Взаимодействие с педагогами...
Мастер-классы, деловая игра, семинары-практикумы для родителей
Взаимодействие с родителями воспитанников...
Мастер-классы, деловая игра, семинары-практикумы для педагогов
Работа с педагогами...
Мастер-классы, деловая игра, семинары-практикумы для родителей
Взаимодействие с семьями воспитанников...
Мастер-классы, деловая игра, семинары-практикумы для педагогов
Взаимодействие с педагогами ДОО...
Мастер-классы, деловая игра, семинары-практикумы для педагогов
Взаимодействие с педагогами...
Мастер-классы, деловая игра, семинары-практикумы для родителей
Взаимодействие с родителями...