«Трудности воспитателя детского сада в работе с современными родителями»
консультация

Консультация для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_pedagogov-trudnosti_sovremennoy_raboty.docx35.47 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

«Детский сад №123 «Гармония» комбинированного вида г. Орска

Консультация педагога-психолога с педагогами по теме:

 «Трудности воспитателя детского сада

в работе с современными родителями»

Подготовила:

педагог-психолог 1кв.категории

Гааг Е.А.

Орск,2022г.

Цель: повышение коммуникативной и психологической компетентности педагогов в общении с родителями.

Вступление

Мы можем безупречно выглядеть и обладать прекрасными профессиональными знаниями и умениями, но если мы не сможем найти общий язык с родителями дошкольников - все наши усилия по созданию положительного имиджа окажутся бесполезными. Сегодня мы будем рассматривать вопросы взаимоотношений воспитателя и родителей. Но кто такой — современный родитель?

На сегодняшний день родители знают, порой, больше нас, что и как должен делать воспитатель, часто просто не обращая внимания на свои обязанности по воспитанию ребёнка. Большинство родителей, озабочено решением проблемы в экономической сфере, а иногда-в физическом выживании. Безусловно, в современном быстро меняющемся мире, приходиться выживать в сложных социальных условиях, но это никак не должно влиять, а тем более взаимодействовать, на развитие ребенка. В связи с решением этих проблем, родители отстранились от воспитания и развития детей. Не зная возрастные и личностные особенности своих детей, зачастую занимаются воспитанием на уровне собственной интуиции. Конечно же, это не приносит никаких положительных результатов и ребенок предоставляется «самому себе».

Как заинтересовать родителя в работе с детьми?

Проблема взаимодействия воспитателя и  родителей актуальна на сегодняшний день. Все родители разные, это взрослые люди, и к каждому нужно найти определенный подход. Даже при очень хорошем воспитателе и замечательном устройстве детского сада множество причин порождают сложные отношения. При этом к счастью, большинство родителей и воспитателей понимают, что единственно правильный и лучший выход состоит в сотрудничестве.

"Чтобы хлопнуть в ладоши — нужны две ладони. Каким будет хлопок, зависит от обеих ладоней". (Восточная пословица).

Родители должны быть активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонними наблюдателями. Сотрудничество - это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Сотрудничество - это диалог, который постоянно обогащает всех партнеров, всех участников.

Кому принадлежит ведущая роль в общении?

Конечно воспитателю. Чтобы выстроить его важно обладать коммуникативными умениями, ориентироваться в проблемах воспитания и нуждах семьи. Педагог должен дать родителям почувствовать свою компетентность и заинтересованность в успешном развитии ребенка, показать родителям, что он видит в них партнеров, единомышленников.

Овладевать искусством вести диалог необходимо обеим сторонам: и родителям, и педагогам, которым следует искать позитивные способы и формы общения. Поддерживая контакт с семьей, педагог узнает особенности характера и поведения, а также, привычки своего воспитанника и будет учитывать их в дальнейшей работе.

Правила эффективного общения с родителями

Общаясь с родителями, нужно помнить, что в общении существуют свои закономерности. Основа отношения к нам человека закладывается в первые 15 секунд!
Для того, чтобы благополучно пройти через «минное поле» этих первых секунд, необходимо применить «
Правило трех плюсов» (чтобы расположить к себе собеседника нужно дать ему как минимум три психологических плюса.

Самые универсальные - это

•         улыбка,

•         имя собеседника

•         комплимент.

-  Для того чтобы родители хотели с нами общаться, мы сами должны демонстрировать свою готовность общения с ними. И родитель должен это видеть. Необходима искренняя доброжелательная улыбка!

-  Имя человека - это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке.
Важно использовать имя-отчество при приветствии. Не просто кивнуть или сказать:
«Здрась-те!», а «Здравствуйте, Анна Ивановна!».

Во время конфликтов, желая снять их остроту, люди  подсознательно начинают чаще использовать имя своего собеседника (прийти к согласию можно значительно быстрее). Потому что часто нам нужно не столько настоять на своем, сколько увидеть, что люди к нам прислушиваются, услышав при этом свое имя. Зачастую имя бывает решающей каплей, чтобы дело обернулось в нашу пользу

В общении наиболее применим косвенный комплимент мы хвалим не самого человека, а то, что ему дорого: охотнику - ружье, а родителям ребенок.

Загруженные, усталые после работы родители особенно уязвимы в отношении хорошего и плохого поведения ребенка. Поэтому не стоит акцептировать внимание на плохом. Сначала нужно рассказать об успехах и только в конце тактично можно поведать о проблемных сторонах ребенка.

Если вы хотите лучше понимать себя и быть уверенным человеком, понимать других людей, ориентироваться в сложном мире человеческих взаимоотношений и быть успешными в общении. Если для вас важно чувство эмоционального комфорта, то важно учитывать: средства общения: слова, мимику, жесты, интонацию голоса, глаза.

Приемы установления хорошего контакта с родителем

1.   Одновременно с улыбкой необходим доброжелательный, внимательный взгляд (контакт глаз). Но не следует «сверлить» собеседника и взглядом.

2.Короткая дистанция и удобное расположение (от 50 см до 1,5 м). Такая дистанция характерна для беседы близких знакомых, друзей, поэтому собеседник подсознательно настраивается нас выслушать и помочь - благодаря этой дистанции мы воспринимаемся им «ближе». Но не переступать «границы» личного пространства собеседника

3.Убрать барьеры, «увеличивающие» расстояние в нашем восприятии в общении (стол, книга, лист бумаги в руках).

4.Использовать по ходу разговора открытые жесты, не скрещивать перед собой руки, ноги.

5.Всем своим видом поддерживать состояние 6езопасности и комфорта (отсутствие напряженности в позе, резких движений, сжатых кулаков, взгляд исподлобья, вызывающая интонация в голосе).

6.Использовать прием присоединения, т.е. найти общее «Я»: «Я сам такой же, у меня так же!». Как можно реже употреблять местоимение «Вы...» (Вы сделайте то-то!», «Вы должны это...!»),чаще говорить; «Мы», «Мы все заинтересованы, чтобы наши дети были здоровы, умели..., знали...!», «Нас всех беспокоит, что дети...'. «Наши дети...», «Нас объединяет общее дело - это воспитание наших с вами детей!»

Вот самые основные правша установления хорошего личностного контакта и построения эффективного общения и взаимодействия с родителями.

Формы работы с родителями

В настоявшее время существуют различные современные формы по содействию вовлечения родителей, как в образовательный процесс, так и в жизнь дошкольного учреждения:

- Информационно - аналитическая, которая включает в себя пункт «вовлечения родителей в образовательный процесс», содержащий качественные показатели (предприимчивость, активность, ответственность, отношение к формам совместной работы детей и взрослых).

Познавательная форма. В нее входят такие методы работы,

как:

экскурсии

занятия с участием родителей

выставки детских работ, изготовленные вместе с родителями

работы с родительским комитетом группы

совместное создание предметно-развивающей среды

участие родителей в организации и проведении праздников, досугов

беседы с детьми и родителями

оформление фотомонтажей

тренинги, семинары

- Нетрадиционные родительские собрания, которые являются самой эффективной из познавательных форм. Метод его проведения состоит не в монологе, а в диалоге между обоих сторон. Этот подход требует тщательной и длительной подготовки, но результат ощущается (процент посещения достаточно высок). Собрания проводятся в форме КВН, круглых столов, дискуссий, посиделок и т. д. Часто использую видеозаписи деятельности детей; эпизоды, фрагменты занятий, участия в мероприятии, выступлениях; выставляю стенды с детскими работами, снимками (из жизни группы); вручаю грамоты и благодарности за активное участие и содействии в развитии и воспитании детей.

Наглядно-информационная форма состоит из:

папки-передвижки

семейные и групповые альбомы

фотомонтажи, фотовыставки

выставки совместных проектов

тематические стенды

уголок настроения (в нем выставляются фотоснимки с эмоциональным изображением детей

уголок достижений (результаты участия в конкурсах, соревнованиях)

копилка медалей (наклейка медалей на дверцу именного шкафчика, выдаются за повседневные успехи детей)

развивающая и обучающая информация в социальных сетях

Наглядно-информационная форма является способом донести до родителей любую информацию в более доступной форме, деликатно напоминает о родительских обязанностях.

- Досуговая форма является самой желательной, увлекательной и харизматической. В этой форме возможно наиболее полное содействие с родителями.

 Сюда относятся:

спортивные и музыкальные досуги

праздники

развлечения

совместные проекты

выставки семейных коллекций

экскурсии

спектакли

Такие мероприятия объединяют семьи, выстраивают доверительные отношения, дают возможность узнать друг друга в более позитивной и благоприятной обстановке, влияют на укрепление сотрудничества родителей и детского сада. В завершении различных мероприятий так же выставляются альбомы с фотографиями, изготавливаются стенды, размещаются видео и фото в социальной сети группы детского сада, где можно прокомментировать и оценить общую проделанную работу.

Хочется отметить, что воспитание и развитие ребенка не возможны без участия родителей, а чтобы педагог мог на них положиться в оказании любой необходимой помощи и они были заинтересованы в образовательном процессе, необходимо убедить их в том, что понимание своих детей является самым благородным и занимательным делом, ведь дети учатся на примере своих родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Круглый стол для педагогов «Трудности воспитателя детского сада в работе с современными родителями»

Форма проведения: деловая игра. Цель: повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников. 1 часть. Разминка (5 минут) 2 часть. Коллокв...

Круглый стол для педагогов на тему: «Трудности воспитателя детского сада в работе с современными родителями»

Семья и детский сад - два воспитательных феномена, каждый из которых по своему дает ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия, для вхождения маленько...

Круглый стол для педагогов ДОУ «Трудности воспитателя детского сада в работе с современными родителями»

Форма проведения: деловая игра.Цель: повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников. 1 часть. Разминка. 2 часть. Коллоквиум.3 ч...

Круглый стол для педагогов «Трудности воспитателя детского сада в работе с современными родителями»

Цель: повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников....

ДЕЛОВАЯ ИГРА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Трудности воспитателя детского сада в работе с современными родителями»

Приветствие участников, объявление темы.Упражнение «Пожелание на сегодня» для снятия эмоционального напряжения, позитивного настроя на плодотворное общение: ведущий предлагает начать работ...

ДЕЛОВАЯ ИГРА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Трудности воспитателя детского сада в работе с современными родителями»

Упражнение «Пожелание на сегодня» для снятия эмоционального напряжения, позитивного настроя на плодотворное общение: ведущий предлагает начать работу с того, что все высказывают друг другу...