«РОЛЬ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ В ФОРМИРОВАНИИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ»
статья (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 35 ИМЕНИ ДВАЖДЫ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО
СОЮЗА В.В. РЮМИНА» ДО
«РОЛЬ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ В ФОРМИРОВАНИИ
ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ»
Воспитатель: Савина Е.Д.,
Аннотация: в данной статье рассматривается влияние дидактических игр на формирование функциональной грамотности у дошкольников.
На современном этапе одной из главных задач образования является формирование функционально грамотных людей. Эта задача очень важна и для дошкольного образования, так как подготовка к школе требует формирования основных компетенций уже в период предшкольного возраста. Актуальность данного вопроса стимулирует постоянный поиск новых мыслей, идей и технологий, позволяющих оптимизировать образовательную деятельность с ребёнком.
Понятие функциональной грамотности рассматривается как способность использовать все знания, навыки и умения, постоянно приобретаемые в жизни, для решения максимально широкого круга жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Функционально грамотная личность – это человек, который ориентируется в мире и действует в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами.
По каким признакам можно распознать функционально грамотного человека? Это самостоятельный человек, который знает и умеет жить среди людей, обладает определенными качествами, ключевыми компетенциями.
В дошкольном образовании процесс формирования функциональной грамотности ребенка будет успешным, если будут соблюдены следующие требования: интеграция субъектов системы дошкольного образования; активное взаимодействие с родителями воспитанников.
В возрасте 6-7 лет формируются базовые основы чтения, письма, математики, этот шаблон помогает будущему ученику приобретать знания и учиться самостоятельно, быть независимым, уметь жить среди людей. Поэтому функциональная грамотность, как средство выявления учебных навыков и способностей, знакома детям уже в этом возрасте.
Федеральный государственный образовательный стандарт определяет в качестве приоритетной стратегии "Содействие формированию и развитию предпосылок грамотности" путем создания условий для всех видов детской деятельности, способствующих развитию познавательных способностей детей, путем поддержки инициативы и самостоятельности дошкольников, предоставления им возможности выбирать исходя из их интересов и потребностей.
Задача педагога - помочь детям легко воспринимать окружающий мир, научить их адаптироваться в любой ситуации, проявлять инициативу, уметь творчески мыслить, находить нестандартные решения и идти к цели.
Для обеспечения продуктивности формирования предпосылок функциональной грамотности дошкольников педагогам необходимо применять в работе специальные активные, деятельностные, «субъект-субъектные», личностно-ориентированные, развивающие образовательные технологии: технология формирования типа правильной читательской деятельности, создающая условия для развития важнейших коммуникативных умений, технология проектной деятельности, проблемно-диалогическая технология освоения новых знаний, информационно-коммуникационные технологии.
Для обеспечения продуктивности формирования предпосылок функциональной грамотности дошкольников педагогам необходимо использовать в своей работе специальные активные, деятельностные, «субъект-субъектные», личностно ориентированные, развивающие образовательные технологии: технологию формирования правильной читательской деятельности, которая создает условия для развития важнейших коммуникативных навыков, технологию проектной деятельности, проблемно-диалогическую технологию овладения новыми знаниями, информационно-коммуникационные технологии.
В дошкольном возрасте все технологии реализуются через игровую деятельность, которая является основной в этот период. Через игру дошкольники входят в сложнейший мир познания. Дети играют и не подозревают, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определенными предметами, учатся культуре общения со сверстниками и взрослыми.
В дошкольном возрасте все технологии реализуются через игровую деятельность, которая является основной в этот период. Через игру дошкольники вступают в самый сложный мир познания. Дети играют и не подозревают, что овладевают какими-то знаниями, осваивают навыки действий с определенными предметами, учатся культуре общения со сверстниками и взрослыми.
Работая по данной теме, я сделала вывод, что эффективной формой работы по формированию функциональной грамотности у дошкольников является дидактическая игра.
Дидактическая игра – это коллективная, целенаправленная учебная деятельность, когда каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют свое поведение на выигрыш.
Дидактическая игра может помочь ребенку расширить, углубить, систематизировать представления детей об окружающем мире, развить познавательный интерес и умственные способности. Это непосредственно игровой метод и форма обучения детей, самостоятельная игровая деятельность, а также средство всестороннего воспитания личности ребенка.
Ребенок в игре не думает о том, как решить поставленную в ней образовательную задачу, прежде всего игра для него – возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата, выиграть.
При проведении дидактических игр по формированию элементарных математических представлений у детей возникает живой естественный интерес, что способствует развитию самостоятельного мышления, а главное - освоению способов познавательных действий. Развивая математические способности детей, я провожу следующие дидактические игры: "Убери лишнее", "Продолжи ряд", "Найди пару", "Посчитай, сколько?", "Графический диктант", "Разложи от большего к меньшему" и др.
При использовании игр на занятиях по основам грамоты у детей тренируется внимательность, усидчивость, сообразительность, развиваются навыки звукового анализа, им легче запоминать отличительные особенности звуков.
В своей работе я использую такие игры, как «Воротца», "Узнай звук", «Назови слово», «Красный – белый», «Поймай звук», «Лови слово», «Автобус» и др., направленные на развитие фонематического слуха и восприятия у детей дошкольного возраста.
На занятиях по ознакомлению с окружающим миром мы учим детей распознавать все, что происходит вокруг нас. И чтобы детям было интереснее и легче воспринимать полученные знания, я использую следующие дидактические игры: «Волшебный мешочек», «Что из чего сделано?», «Чей домик», «Морские обитатели», «Речные обитатели», «Город и село», «Назови правильно» и многие другие.
Дидактическая игра предполагает не только знакомство детей с окружающей жизнью, но и формирование нравственных основ общения: я стараюсь ставить детей в такие условия, которые требуют от них умения играть вместе, регулировать свое поведение, быть справедливыми и честными, уступчивыми и требовательными. В таких случаях я провожу дидактические «Игры-поручения», «Мы знаем добрые слова», «Игры-беседы», «Если бы я был волшебником...», «Игры-путешествия», «Сделай доброе дело».
Чтобы достичь наилучших результатов в своей педагогической деятельности, педагог должен уметь реализовывать этот творческий потенциал и в то же время быть профессионально подкованным. Необходимо помнить, что формирование личности воспитанника и его продвижение в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе собственной деятельности, направленной на «открытие новых знаний». Дети могут научиться действовать только в процессе самого действия, а повседневная работа воспитателя, образовательные технологии, которые он выбирает, развивают функциональную грамотность воспитанников, соответствующую их возрасту.
Анализируя результаты своей работы, я заметила, что систематическое применение в воспитательно-образовательном процессе дидактических игр дает значительные результаты по формированию навыков функциональной грамотности детей дошкольного возраста. Я считаю, что моя задача, которая заключалась в том, чтобы помочь детям воспринимать все происходящее вокруг с легкостью, научить их адаптироваться в любых ситуациях, быть инициативными, способными творчески мыслить, находить нестандартные решения и идти к поставленной цели с желанием победить, была выполнена.
Оценивая роль дидактической игры, А.В.Запорожец писал: "Дидактическая игра является не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствует общему развитию ребенка, служит формированию его способностей".
Таким образом, использование дидактической игры в воспитательно-образовательном процессе прямо или косвенно приводит к формированию основ функциональной грамотности будущего школьника. В целом, ребенок наделен высоким умственным потенциалом, но будут ли эти способности реализованы в дальнейшей жизни, будет зависеть от условий воспитания и обучения.
В современном быстро меняющемся мире функциональная грамотность становится одним из основных факторов, способствующих активному участию людей в социальной, культурной, политической и экономической деятельности.
Литература:
- Артёмова Л. В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей. — М.: Просвещение, 1992. — 96 с.: ил.
- Богуславская З. М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет. сада. — М.: Просвещение, 1991. — 207 с.: ил.
- Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада. — 2-е изд., дораб. — М.: Просвещение, 1991. — 160 с.: ил.
- Горлова, Н. А. Современные дошкольники: какие они? / Н.А. Горлова Обруч. - 2009. № 1. 3-6 с.
- Комарова Т.С., Зацепина М.Б. «Интеграция в системе воспитательно-образовательной работы детского сада», Мозаика-Синтез Москва, 2010, С.44.
- Смирнова Е. О., Лаврентьева Т. В. Дошкольник в современном мире. М.: Дрофа. 2008. 270 с.
- Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / под ред. Е.С.Полат – М.: Издательский центр «Академия», 2001.
- Поколение в памперсах или коллективный портрет современного дошкольника. Круглый стол // Дошкольное образование. 2001. № 9. URL:
- Степанова С. И. «Функциональная грамотность в ДОУ»
- Сорокина А. И. Дидактические игры в детском саду: (Ст. группы). Пособие для воспитателя дет. сада. — М.: Просвещение, 1982. — 96 с.
- Удальцова Е. И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников. Мн., 1976 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей "Роль дидактической игры в речевом развитии дошкольников"
Консультация для начинающих воспитателей....
Методические рекомендации для педагогов " Роль дидактической игры в экологическом воспитании дошкольников"
Методические рекомендации для педагогов о роли дидактической игры в экологическом воспитании дошкольников....
Роль дидактической игры в экологическом воспитании дошкольников
Консультация для воспитателей...
Семинар - практикум для родителей "Роль дидактической игры в экологическом воспитании дошкольников"
Изучение и использование дидактических игр экологического назначения. Обучение родителей игровым приемам при использовании дидактических игр по экологии....
Консультация на тему: «Роль дидактической игры в развитии ребенка-дошкольника»
Игра возникает тогда, когда появляются нереализуемые непосредственно тенденции ребенка действовать как взрослый и вместе с тем сохраняется характерная для раннего детства тенденция к немедленной реали...
"Роль дидактической игры в трудовом воспитании дошкольников".
Консультация для педагогов...
Дидактическая игра - что это? Роль дидактической игры в развитии речи дошкольников
Значение игр в воспитании детей...